Научная статья на тему 'Исторический реализм в творчестве Лиона Фейхтвангера'

Исторический реализм в творчестве Лиона Фейхтвангера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
777
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН / СОВРЕМЕННОСТЬ / САТИРА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тогаева Махфуза Абдуназаровна

В статье речь идёт об одном из представителей немецкой литературы ХХ века Лионе Фейхтвангере. Фейхтвангер написал ряд романов, в которых отражена историческая действительность. Его творчеству свойственны исторический реализм, публицистичность и сатира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический реализм в творчестве Лиона Фейхтвангера»

Исторический реализм в творчестве Лиона Фейхтвангера

Тогаева М. А.

Тогаева Махфуза Абдуназаровна / Togaeva Makhfuza Abdunazarovna - преподаватель, кафедра иностранных языков,

Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье речь идёт об одном из представителей немецкой литературы ХХ века Лионе Фейхтвангере. Фейхтвангер написал ряд романов, в которых отражена историческая действительность. Его творчеству свойственны исторический реализм, публицистичность и сатира.

Ключевые слова: роман, современность, сатира, исторический реализм, исторический роман.

10 декабря 2012 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков», в рамках которого в последние 2,5 года в нашей республике проводится масштабная работа [5, с. 183]. В этой сфере актуальна работа Гёте -института, который совместно с филологами вузов Ташкента проводит широкую работу по изучению немецкого языка и литературы, а также переводу.

Немецкий писатель Лион Фейхтвангер особенно известен своими историческими романами, для которых характерна одна общая черта: роман как бы повернут в сторону современности, ему придан оттенок современности, он полон намёков и уподоблений. Анализируя все произведения Фейхтвангера, можно сказать, что основной вопрос его творчества отражает пути социальных изменений, которым он сам был свидетелем. Он изобразил в своих произведениях столкновение идей, борьбу сил прогресса и регресса, последствия которых сильно влияли на социальные разногласия в обществе.

В свое время Д. Затонский, посвятивший свои исследования анализу творчесва Фейхтвангера, писал, что «критика склонна относить большинство фейхтвангеровских романов к жанру историко-биографическому» [1, с. 278-279]. Раскрывая подоплеку исторических событий, Фейхтвангер мастерски использует сатиру. «Адольф Г итлер, выступающий в «Успехе» под именем Руперта Кутцнера, и весь ранний, мюнхенский этап нацистского движения обрисованы сатирически. В качестве реальной политической силы ...фашизм впервые выведен именно на страницах этого романа, что и обеспечило роману особое место в мировой литературе» [1, с. 292].

Одна из любимых идей Фейхтвангера состоит в том, что в человеческом мире непрерывно между собою сражаются цивилизация и варварство. Фашизм — это очередной всплеск варварства. Мысль о фашизме как «варварстве» побуждает воспринимать его не только в сфере политики, но и в сфере духа. А вне этой последней сферы не понять, почему нацистам удалось добиться такого послушания, породить стольких фанатиков. Об этом и рассказывается в фейхтвангеровском романе «Братья Лаутензак», который поставлен в тот ряд антифашистской литературы, в котором находятся «Доктор Фаустус» Томаса Манна и «Каждый умирает в одиночку» Ганса Фаллады. Гитлер отражен в Оскаре Лаутензаке: «они связаны друг с другом, они

— одно целое, эти двое мужей». Оскар — это история фашизма как нравственной болезни.

Творчество Фейхтвангера можно поделить на циклы. Критерий классификации прежде всего тематический: романы о современности и романы исторические. Последние, в свою очередь, делили на группы: «Еврей Зюсс», трилогия об Иосифе, «Испанская баллада», «Иевфай и его дочь» — это тема еврейская; «Лисы в винограднике», «Гойя», «Мудрость глупца» — тема Французской революции. Все «современные» романы писателя можно определить как антифашистские.

Историзм романов и в том, что в «Еврее Зюссе», «Безобразной герцогине»,«Испанской балладе» Фейхтвангеру хотелось запечатлеть начало эры, изобразить время перемен, время перехода от феодализма к буржуазному обществу, к капитализму. «Отодвинув на задний план внутренние социальные конфликты древнего мира, писатель изображает его как подобие современного государства, опирающегося на капиталистическую экономику», — так пишет Н. Лейтес о трилогии об Иосифе [2, с. 279]. Даже антифашистские романы — все, включая и «Лже-Нерона» и «Настанет день», — не в последнюю очередь имеют своим предметом перерождение свободного предпринимательства, его вырождение в террористическую диктатуру, в тоталитарный режим.

В «Семье Опперман» (1933) («Семья Оппенгейм») отражена публицистическая правда о фашистском наступлении на демократию и культуру в первые месяцы после получения Гитлером портфеля рейхсканцлера. А в поступках Густава Оппенгейма отразились тогдашние настроения писателя, его неопытность интеллектуала, лишь вступающего на путь политического действия. Позднее Фейхтвангер немало совершил, идя по этому пути: участвовал в работе антивоенных конгрессов, писал антифашистские статьи, вместе с Бределем и Брехтом редактировал издававшийся в Москве журнал «Ворт».

В качестве романиста Фейхтвангер всегда историчен. «Я писал и современные романы, и исторические,

— утверждал он в 1935 году на Парижском конгрессе писателей в защиту культуры. — И могу по совести заявить, что всегда стремился вложить в мои исторические романы точно такое же содержание, как и в современные». Это значит, что история для него современна, а современность — исторична [1, с. 308-309; 4, с. 18].

Историзмом пронизано все его творчество. Вот какие строки находим еще в «Безобразной герцогине»: «...аббат говорил о том, как жизнь и действительность становятся историей, как от жизни и бытия ничего не сохраняется, кроме истории, и как история является последней целью всякого действия и его дальнейшей первоосновой».

Белорусский исследователь Борис Канторович считает, что в его пьесах и романах прослеживается мысль о том, что только с позиций Разума - двигателя общественного прогресса - можно победить такое зло, как варварство и бездуховность, воплощением которых были рабство, средневековое мракобесие, фашизм и иже с ними. Демократ и гуманист, он более чем достойно выполнил свой писательский долг [3].

Фейхтвангер не был историком-ученым, он был историческим писателем и, пользуясь литературными средствами - художественными образами, создавал необычайно яркое представление об исторических обстоятельствах, делал осязаемыми деяния своих героев, наделяя их истинно жизненными характерами, разумом и судьбою. Его роман «Иеффай и его дочь», посвящен истокам еврейского народа - возникновению древнееврейской государственности. Роман, написанный в 1957 году, оказался при этом созвучным современности, ибо только-только завершилась победой многолетняя борьба за утверждение в Палестине государства Израиль. Историю еврейского народа Фейхтвангер отразил также в романах «Иудейская война», «Сыновья», «Настанет день», объединенных в трилогии под общим названием «Иудейская война».

В трилогии «Зал ожиданий», состоящей из романов «Успех» (1930), «Семья Опперман» (первоначальное название «Семья Оппенгейм» - 1933), «Изгнание» (1940) отражена еврейская тема - от эпизодического участия евреев в разворачивающихся действиях до превращения их в главных действующих лиц повествования. В «Успехе» писатель осознал и показал, что начинается новый этап в истории Европы, запечатлел превращение веймарской Германии в тоталитарное государство, представлявшее большую опасность для немцев, в первую очередь для немецких евреев. Гневом и ненавистью к фашизму и антисемитизму проникнуты те страницы романа «Семья Опперман», где рассказывается о злодеяниях нацистов.

Фейхтвангер с великой болью пережил трагедию своего народа, как и трагедию немецкого народа, заведенного Гитлером в тупик. Но он был историческим оптимистом, не переставал верить в Разум, в то, что евреи, создав свое государство, войдут правомерно в единую семью народов ...что евреи других цивилизованных стран внесут свой вклад, порожденный их талантом ...в общечеловеческую культуру [3].

Литература

1. Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. [Электронный ресурс]

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/zaton/08.php (Дата обращения 21.09.2015).

2. Лейтес Н. С. Немецкий роман 1918—1945 годов (эволюция жанра). Пермь, 1975.

3. Канторович Б. Еврейская тема в произведениях Лиона Фейхтвангера. // Вестник. № 3 (210), 2 февраля 1999.

4. Сучков Б. Лион Фейхтвангер (1884—1958). — В кн.: Фейхтвангер Л. Собр. соч. в 12-ти томах, т. 1. М., 1963.

5. Хужанова М. И., Тогаева М. А. Формирование навыков монологической речи у студентов национальных групп вузов Узбекистана. // Наука, техника и образование. № 4 (10). 2015. [Электронный ресурс] URL: http://scienceproblems.ru/images/PDF/Наука,%20техника%20и%20образование%20№4%20(10).pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.