Научная статья на тему 'Исторический путь и теоретические проблемы физуливедения'

Исторический путь и теоретические проблемы физуливедения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
59
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алиева Г. С.

This article is about the history and theory of Fuzuli science. The science f Fuzuli is one of the main directions of the literature. How many the people is old, their literature history is as well old as themselves. The author of this article is bases on the idea that Fuzuli is not belonged only to Azerbaijan, but he is the great poet of all Turkish people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический путь и теоретические проблемы физуливедения»

Гюльшен Алиева

Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедры «Азербайджанской литературы» Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусства

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗУЛИВЕДЕНИЯ

S ummary

Aliyeva Gulshan. Candidate of philology, dosent. Head of the "Azerbaijan Litterature" department of Azerbaijan State University of the Cultuer and Art

This article is about the history and theory of Fuzuli science. The science f Fuzuli is one of the main directions of the literature. How many the people is old, their literature history is as well old as themselves. The author of this article is bases on the idea that Fuzuli is not belonged only to Azerbaijan, but he is the great poet of all Turkish people.

У народов, имеющих древнюю литературу, литературно-теоретическая мысль также древняя. История литературы является на деле и историей теоретической мысли о литературе. Эта особенность абсолютно оправдывает себя относительно истории литературы Азербайджана, являющейся самой совершенной с точки зрения древности и поэтичности. В глубокой древности, со дня зарождения нашей литературы на ее лоне сформировалась и ее теория. Это относится и к устному, и к письменному словесному искусству Азербайджана. Таким образом, отсчет времени возникновения азербайджанского литературоведения можно вести с первого образца фольклора и литературы. После Хатиба Тебризи (XI), сформировавшего теоретическую мысль как самостоятельная наука, азербайджанское литературоведение прошло путь развития по своим теоретико-эстетическим принципам и различным областям, особенно в направлении теории аруза.

Тезкиры - сборники, рисале - журналы, книги по поэтике, дибаче - предисловия, вступления, джунги - антологии, сборники поэтических, фольклорных произведений были не только отдельными жанрами литературоведения, но и его теоретическим арсеналом. Естественно, что одним из главных крыльев литературоведения была наука, которая формировалась исследованиями, написанными об отдельных классиках. Исследования, посвященные классикам мировой литературы, таким гениальным личностям, как Гомер, Фирдовси, Низами, Наваи, Шекспир, создали в контексте литературоведения каждого народа и мирового уровня самостоятельное научное направление Гомероведения, низамиведения, шекспироведения.

Одним из таких гениальных личностей, о котором создана наука - физуливедение, является Мухаммед Физули. Физуливедение возникло и развилось на лоне самой поэзии Физули и на протяжении пяти веков составляет вечно обновленную и обновляющуюся область азербайджанского литературоведения. Мы приходим к такому заключению, что без анализа физуливедения как науки с присущими ей оригинальными теоретическими принципами и эстетическими проблемами, нельзя создать законченного, полного представления о литературоведении Азербайджана XVI-XX столетий.

Физуливедение - понятие широкое. Временами ученые разных народов создавали исследования о жизни, эпохе, современниках Физули, о его произведениях, написанных на трех великих языках Востока - тюркском, арабском, персидском языке. Таким образом, сформировалось турецкое, европейское, русское, азербайджанское и в целом - мировое физуливедение.

Физули не принадлежит только Азербайджану. Будучи сыном азербайджанского народа, он прославился как поэт всего тюркского мира. Великий арабский поэт Абу Нувас кем был для арабов, великий персидский поэт Хафиз Ширази кем был для персов,

гениальный Физули также был тем для тюрок всего мира. Потому, что лирическую красавицу - газель впервые в арабской литературе создал Абу Нувас, в персидской литературе создал Хафиз Ширази, а во всей тюркской литературе создал Физули, подняв ее на недосягаемую высоту, вершину прекрасного. Но Абу Нувас писал только на арабском языке, Хафиз Ширази - только на персидском языке, а Физули писал и на арабском, и на персидском, и на родном тюркском языке. Именно в этом заключалось превосходство Физули над этими двумя гениями Востока.

Азербайджанское физуливедение является составной частью мирового физуливедения - стран Востока, Европы, Турции, России, республик Средней Азии.

Генезис физуливедения всех стран - один. Все они начинаются с гениального Мухаммеда Физули. Потому, что самым первым физуливедом, специалистом, высказавшим о Физули верные суждения, заговорившим о нём с глубоким знанием дела, профессиональным критиком и теоретиком творчества Физули, был сам поэт Физули.

Если принять во внимание семидесятилетнюю «железную занавесь» советского режима, изолировавшего советский Азербайджан от самого близкого братского народа Турции и турецкого физуливедения, то следует признать, что азербайджанская наука о Физули и вообще азербайджанское литературоведение и теория литературы претерпели активное влияние русской советской идеологии и науки. Исследования и наблюдения показали, что особенно физуливедение Азербайджана ХХ века оказалось под методологическим влиянием русского советского физуливедения. Как пишет известный специалист по Физули академик Гамид Араслы «...Произведения Физули, творчество Физули изучены советскими исследователями правильно. Они стремились раскрывать глубокие общественные корни наследия Физули, яснее выявить поэтическое мастерство, тайны творчества гениального художника». Мысль академика Г.Араслы спустя несколько лет продолжил и уточнил профессор Мирзаага Кулизаде говоря, что «...наука физуливедение возникла благодаря победе советской власти в Азербайджане».

С учётом приведённых соображений мы решили делиться с основными положениями нашего исследования с русскоязычным читателем и установить мост между русским и азербайджанским физуливедением.

Думается, что сегодня в мире, стремящемся к глобализации, благодаря русскому языку этот труд переступит границы Азербайджана и найдёт своих читателей далеко за его пределами в странах Европы и Средней Азии.

Физуливедение Азербайджана является одним из главных направлений современного азербайджанского литературоведения. Считаем, что история физуливедения как наука начинается с самого гениального поэта. До сих пор не было никакой практики и даже никакой попытки рассмотреть физуливедение в таком аспекте. Между тем и биографические, и творческие факты - литературно-теоретические, философско-эстетические взгляды Физули дают полное основание рассмотреть личность поэта-учёного и в качестве первого исследователя - физуливеда, основоположника мирового физуливедения. Гениальный поэт неоднократно повторял, что «поэзия без науки - стена, возведённая без фундамента, а стена без фундамента - вещь непрочная». Эта мысль красной нитью проходит не только во вступлениях к тюркскому, персидскому дивану, в касыдах, в произведении «Ринду-Захид», гениальной поэме «Лейли и Меджнун», но и в нежнейших газелях, лирической поэзии Физули.

Историческая ценность и значимость физуливедения Азербайджана заключается в том, что оно исследовало и постигало, осмысливало Физули, создавшего на трех великих языках Востока величественные произведения, во всей полноте, как единое целое. Это является главным показателем теоретико-эстетических и методологических возможностей физуливедения Азербайджана.

Художественно-философской мощью своего наследия Мухаммед Физули расширил художественно-философские масштабы литературоведения Азербайджана, открыл новые горизонты в сторону развития науковедения, тюркизма, азербайджанизма.

Литература

1. Араслы Г. Великий Азербайджанский поэт Мухаммед Физули. «Дружба Народов», 1958, № 12.

2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1979, 423 стр.

3. Бертельс Е.Э. Новая рукопись куллията Физули. Известия Академии Наук СССР. 1930, №5.

4. Геюшов Н. Символ любви у Джалаладдина Руми и Мухаммеда Физули. «Советская тюркология». 1988, № 2, стр.51-62.

5. Жирмунский В.М. Теория литературы: Поэтика, Стилистика. Л., «Наука», 1977, 407 стр.

6. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Москва - Санкт Петербург. «ДИЛЯ». 2004, 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.