Научная статья на тему 'Исторический опыт развития системы внутреннего государственного кредита в условиях НЭПа'

Исторический опыт развития системы внутреннего государственного кредита в условиях НЭПа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврененко Сергей Иванович

Денежно-кредитная система играет важную роль в хозяйственной жизни страны. Сейчас, в условиях роста цен и возникновения опасности инфляции рубля, выпуск государственных ценных бумаг становится действенным инструментом регулирования внутреннего финансового рынка. Анализ финансово-экономической ситуации в современной России указывает на большие возможности развития системы кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт развития системы внутреннего государственного кредита в условиях НЭПа»

Сергей ЛАВРЕНЕНКО

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В УСЛОВИЯХ НЭПА

Денежно-кредитная система играет важную роль в хозяйственной жизни страны. Сейчас, в условиях роста цен и возникновения опасности инфляции рубля, выпуск государственных ценных бумаг становится действенным инструментом регулирования внутреннего финансового рынка. Анализ финансово-экономической ситуации в современной России указывает на большие возможности развития системы кредита.

Подобный опыт уже имел место в годы новой экономической политики, когда осуществлялся переход от планомерного государственного вмешательства в народное хозяйство к многоукладной экономике. Тогда, несмотря на активное развитие инфляции, ухудшение экономической ситуации, государственный аппарат с помощью внутренних займов смог получить значительные денежные ресурсы, добиться стабилизации рубля. Нэп являлся системой, альтернативной военному коммунизму. Однако отказ от крайностей военного коммунизма в экономической сфере не означал утверждения полноценной системы рыночных отношений. Речь шла лишь о допущении некоторых её элементов. Противоборство принципов военного коммунизма и нэпа в 1920-х гг. оказало значительное влияние на становление и развитие денежно-кредитной политики.

В условиях перехода к новой экономической политике одной из существенных преград развития хозяйственного оборота, подъёма народного хозяйства стало состояние денежного обращения. Финансовое положение страны было крайне тяжелым. Дефицит госбюджета покрывался за счёт выпуска быстро обесценивающихся советских денежных знаков. Объём находившейся в обращении денежной массы на 1 января 1922 г. составил 17 539 млрд руб. За первую половину 1922 г. денежная масса в обращении увеличилась в 18,2 раза. Непрерывный рост эмиссии сопровождался значительным повышением цен. По расчетам Конъюнктурного института в среднем за январь 1922 г. произошло обесценивание рубля в 491 тыс. раз.

Развитие рыночных отношений требовало устойчивых денег. Один из путей сокращения объёма денежной массы, стабилизации рубля, заключался в восстановлении и развитии кредитной системы. Весной 1922 г. в связи с голодом в большинстве губерний России из Центральной комиссии помощи голодающим ВЦИК в Госплан поступил проект выпуска облигаций займа, обеспеченных хлебом из фондов государства. Идею поддержал член президиума Госплана С.Г. Струмилин. «Если опыт первого хлебного займа подтвердит наши предложения... и если путём кредитных операций нам более или менее успешно удастся покрыть наш бюджетный дефицит, то тем самым и советский рубль впервые встанет на путь решительного оздоровления», — писал он1. Но предложе-ЛАВРЕНЕНКО ния С.Г. Струмилина относительно выпуска «хлебной валюты»

Сергей Иванович встретило критику со стороны руководства Наркомата финансов.

— аспирант кафедры _______

истории МосГУ 1 Струмилин С.Г. На плановом фронте. — М., 1980, стр. 66.

1 2’2008

ВЛАСТЬ

113

Заместитель наркома Г.Я. Сокольников считал, что проект Струмилина имеет целью создать хлебную валюту, хлебные деньги. «Наркомфин, вопреки всем поощрительным наставлениям т. Струмилина, пойдет. не по пути хлебной валюты, но по пути развития внутреннего кредита, а не прудонистской игры в стабилизацию»,

— указывал он1. Выпуску хлебного займа предшествовал обмен мнениями в руководстве большевистской партии. Ленин в письме к заместителю наркома финансов Г.Я. Сокольникову назвал проект данного займа «самообманом». «Мне сдается, .что это ухудшит наше положение»,

— писал глава правительства2. В ответном письме Г.Я. Сокольников подчеркивал, что без развития внутреннего кредита, опирающегося на происходящий в стране процесс мелкого накопления, невозможно вести денежное государственное хозяйство. Несколько дней спустя после этой переписки коллегия Наркомата финансов все же одобрила проект выпуска хлебного займа, а 20 мая 1922 г. было опубликовано соответствующее постановление ВЦИК.

Облигации займа выпускались на сумму 9,9 млн пудов ржи по цене 380 руб. за пуд. Приобретая облигации за деньги, её держатель мог получить при погашении обозначенное на ней количество хлеба. Кроме того, облигации займа принимались в уплату натурального налога, могли свободно продаваться и закладываться, а также использовались при погашении задолженностей. Все это обеспечивало им высокий спрос и устойчивость в качестве средства обращения и платежа. Советское правительство развернуло широкую пропагандистскую кампанию по разъяснению задач и целей займа среди партийных и хозяйственных деятелей. Выступая в июне 1922 г. на III сессии ВЦИК, Г.Я. Сокольников акцентировал, что первый государственный внутренний заём должен создать почву для развития дальнейших кредитных операций, а также поддержать промышленность и торговлю в летний период. В беседе с корреспондентом газеты «Экономическая жизнь» он обращал внимание, что хлебный заём позволит государству избежать

1 Г.Я. Сокольников Финансовая политика революции. Том первый. — М., 2006, стр. 267.

2 Ленин В.И. ПСС. Т. 45. Стр. 178.

дополнительной эмиссии3. Точку зрения руководителя финансового ведомства разделяли многие известные ученые — специалисты в области финансовой политики. Например, профессор З.С. Каценеленбаум считал хлебный заём первым опытом восстановления кредитной системы в стране и доверия к государственным займам, которое напрочь отсутствовало среди населения. С этим мнением был солидарен бывший министр Временного правительства, сотрудник Наркомата финансов А.Г. Хрущёв, считавший, что средства, вырученные от реализации облигаций займа, пойдут на развитие сельскохозяйственного кредита4.

Партийно-хозяйственное руководство рассчитывало на поддержку трудящихся при подписке на облигации хлебного займа. Летом 1922 г. пресса пестрела лозунгами, обращёнными к гражданам: «Крестьянин, покупая заём, ты уже этим вносишь продналог в казну государства». Первоначально основными подписчиками были государственные тресты и потребительская кооперация. Основная масса населения предпочитала подписываться на заём за наличные деньги, преимущественно на облигации в мелких купюрах достоинством в 1, 3 и 5 пудов. Это говорило о том, что хлебный заём настораживал население. В связи со сложившейся ситуацией историк С.Б. Веселовский писал в своем «Дневнике», что коммунисты строят свою операцию на приманке получения приобретателями займа нетрудового барыша5. В связи с высокими ценами на хлеб возникла непростая ситуация в регионах. Из Калужской губернии сообщали, что подписка на хлебный заём в крестьянстве большим успехом не пользуется вследствие недоверия к нему, а также безденежья. Ситуация изменилась осенью 1922 г., когда начался сбор продналога. Крестьянам было разрешено сдавать облигации займа в уплату продналога. Со стороны деревни появился на них спрос. Уже к 15 октября 1922 г. государству были возвращены в уплату продналога облигации займа почти на 4 млн пудов ржи. Общая сумма средств, вырученная государством от реализации займа, составила примерно 25% средней массы денежного

3 Экономическая жизнь, 1922, 25 июня.

4 Экономическая жизнь, 1922, 8 июня.

5 Веселовский С.Б. Дневники 1915-1925, 1944 годов //Вопросы истории, 2000, № 11/12, стр. 66.

обращения страны за май, что позволило сократить объём эмиссии бумажных денег.

В марте 1923 г. правительством был выпущен второй хлебный заём. Номинальная сумма дважды повышалась и была доведена до 100 млн пудов ржи. Облигации займа принимались в уплату единого сельскохозяйственного налога, который мог вноситься деньгами. Объясняя значение этой меры, Г.Я. Сокольников указывал, что главной задачей является сокращение выпуска обесценивающихся совзнаков, а также взимание единого сельхозналога в несколько сроков1. По расчётам специалистов, благодаря второму хлебному займу предполагалось сократить эмиссию в 1922/1923 бюджетном году на 18 млн золотых рублей. По сообщениям печати, с мест поступали сведения о доброжелательном отношении граждан к хлебному займу, выражающемся в желании купить облигации. Общая сумма реализации второго хлебного займа превысила номинальную и составила 101,4 млн пуд. с общей выручкой 47,8 млн руб. В ноябре 1923 г. согласно постановлению правительства был выпущен сахарный заём на 1 млн пудов сахара-рафинада. Общая выручка достигла 10,9 млн руб.2. В связи с этим следует отметить: первые внутренние краткосрочные займы нельзя рассматривать как натуральные; экономическое содержание операций по реализации и погашению облигаций свидетельствует об их преимущественно денежном характере.

После того как в октябре 1922 г. началось внедрение в денежное обращение банковских билетов (червонцев), было объявлено о выпуске 6-процентного выигрышного займа на сумму 100 млн руб. золотом. В отличие от прежних, этот заём был долгосрочным. Выкуп облигаций производился с 1928 г. в течение пяти лет посредством ежегодных тиражей. Реализация выигрышных билетов намечалась не только на внутреннем денежном рынке, но и за границей. Первоначально заём размещался рыночным путем. Однако с осени

1923 г. он стал распространяться в принудительном порядке среди «имущих» клас-

1 Известия, 1923, 7 мая.

2 История Министерства финансов России. В 4 Т.

Т.Н. - М., 2002, стр. 284.

сов, государственных и кооперативных предприятий. Партийное руководство страны рассчитывало на положительный результат от принятых мер. Выступая на Х Всероссийском съезде Советов в октябре 1922 г., Г.Я. Сокольников указывал, что по опыту первых дней выигрышный золотой заём будет иметь достаточный успех3. Однако надежды не оправдались. Кризисная хозяйственная ситуация, сложившаяся осенью 1923 г., выразившаяся в задержке заработной платы на предприятиях, едва не привела к срыву реализации облигаций займа. Принудительное размещение выигрышного займа вошло в противоречие с политикой в области государственного кредита.

Проводимая финансовая политика привела к тому, что в ноябре 1923 г. бюджет на 2/3 обеспечивался налогами и доходами, а дефицит в размере 1/3 покрывался кредитными операциями. В феврале

1924 г. был выпущен государственный 8-процентный внутренний золотой заём на сумму 100 млн руб. сроком на шесть лет. Все государственные предприятия и учреждения были обязаны разместить в облигации не менее 60% своих капиталов. Государство гарантировало ликвидность. Наркомат финансов принимал их в залог или покупал у предприятий по номинальной стоимости. В апреле 1924 г. постановлением правительства был выпущен второй государственный выигрышный заём на сумму 100 млн руб. золотом сроком на пять лет. Облигации обеспечивали 6% годовых и участвовали в тиражах выигрышей на общую сумму 7,5 млн руб. Все сделки с ними и выигрыши освобождались от государственных и местных налогов. В 1924 г. был выпущен крестьянский выигрышный заём на сумму 50 млн руб. золотом сроком более чем на 2 года. Задача займа состояла в предоставлении крестьянам возможности выгодно разместить часть своих сбережений в облигациях. Заем гарантировал 5-процентный доход и участие облигаций в тиражах выигрышей. Они принимались в уплату единого сельхозналога. Таким образом, внутренние государственные займы в первые годы нэпа являлись полноценной рыночной операцией государства.

3 Г.Я. Сокольников. Финансовая политика революции. Том первый. — М., 2006, стр. 236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.