Научная статья на тему 'Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958–1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса)'

Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958–1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовая деятельность / общеобразовательные организации / советские школьники / производственное обучение / трудовые объединения / Донбасс / labor activity / educational organizations / Soviet schoolchildren / industrial training / labor associations / Donbass

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дитковская Светлана Алексеевна

В статье проанализирован и обобщен исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в общеобразовательных организациях Луганской и Донецкой областей в период с 1958 по 1984 гг. Показано внедрение производственного обучения в школах, создание кабинетов производственного обучения, рабочих комнат, учебных мастерских; прохождение старшеклассниками профессиональной подготовки на предприятиях тяжелой промышленности, в строительных организациях, предприятиях легкой и пищевой промышленности, колхозах, совхозах и ремонтно-технических станциях. Анализируется внедрение в школах Донбасса таких форм трудовых объединений, как ученические производственные бригады, станции юных техников и юных натуралистов, технические кружки, дни открытых дверей на предприятиях, встречи с известными людьми и т. д. Особое внимание уделяется созданию и деятельности межшкольных учебно-производственных комбинатов, а также лагерей труда и отдыха. Акцентируется внимание на позитивном опыте функционирования трудовых объединений города Горловка Донецкой области. Делается вывод о том, что на Донбассе была создана четкая система профессиональной ориентации старшеклассников, которая включала привлечение их к общественно полезному продуктивному труду и способствовала развитию трудолюбия, формированию гражданственности, воспитанию чувства коллективизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дитковская Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical experience of preparing Soviet schoolchildren for working activity in 1958–1984 (on the example of educational organizations in Donbass)

The article analyzes and summarizes the historical experience of preparing Soviet schoolchildren for working activity in General educational institutions of Lugansk and Donetsk regions in the period from 1958 to 1984. It shows the implementation of industrial training in schools, the creation of industrial training rooms, workrooms, training workshops; passing of vocational training by high school students at heavy industry enterprises, construction organizations, light and food industry enterprises, collective farms, state farms and repair and technical stations. The article analyzes the implementation of such forms of labor associations in Donbass schools as student production teams, stations for young technicians and young naturalists, technical classes, Open Days at enterprises, meetings with famous people, etc. Special attention is paid to the creation and operation of interschool educational and production complexes, as well as labor and recreation camps. The attention is focused on the positive experience of functioning of labor associations in the city of Gorlovka, Donetsk region. It is concluded that a clear system of vocational guidance for high school students was created in Donbas, which included involving them in socially useful productive work and contributed to the development of hard work, the formation of citizenship, and fostering a sense of collectivism.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958–1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса)»

УДК 371.381+37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дитковская С. А. Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958-1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 65-75. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo207/

Дитковская Светлана Алексеевна | s.ditkovskaya@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент

Директор Института истории, международных отношений

и социально-политических наук

Луганский государственный педагогический университет Луганск, Россия

Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958-1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса)

Аннотация. В статье проанализирован и обобщен исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в общеобразовательных организациях Луганской и Донецкой областей в период с 1958 по 1984 гг. Показано внедрение производственного обучения в школах, создание кабинетов производственного обучения, рабочих комнат, учебных мастерских; прохождение старшеклассниками профессиональной подготовки на предприятиях тяжелой промышленности, в строительных организациях, предприятиях легкой и пищевой промышленности, колхозах, совхозах и ремонтно-технических станциях. Анализируется внедрение в школах Донбасса таких форм трудовых объединений, как ученические производственные бригады, станции юных техников и юных натуралистов, технические кружки, дни открытых дверей на предприятиях, встречи с известными людьми и т. д. Особое внимание уделяется созданию

и деятельности межшкольных учебно-производственных комбинатов, а также лагерей труда и отдыха. Акцентируется внимание на позитивном опыте функционирования трудовых объединений города Горловка Донецкой области. Делается вывод о том, что на Донбассе была создана четкая система профессиональной ориентации старшеклассников, которая включала привлечение их к общественно полезному продуктивному труду и способствовала развитию трудолюбия, формированию гражданственности, воспитанию чувства коллективизма.

Ключевые слова: трудовая деятельность, общеобразовательные организации, советские школьники, производственное обучение, трудовые объединения, Донбасс.

Анализ деятельности современных общеобразовательных учреждений показывает, что выпускники оказываются слабо

УДК 371.381+37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дитковская С. А. Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958-1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 65-75. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo207/

подготовленными и мотивированными к трудовой деятельности, испытывают затруднения в производственных ситуациях и применении полученных знаний на практике. Зачастую профессиональные интересы молодежи концентрируются на непроизводственной сфере и получении пассивного дохода, который требует минимальных физических и интеллектуальных усилий или вовсе не требует их. В результате складывается противоречие между потребностями рынка общества к трудовой подготовке молодежи, с одной стороны, и реальными возможностями выпускников школ — с другой.

Трудовому воспитанию подрастающего поколения уделяли значительное внимание в своих трудах классики советской педагогики — Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др. Труд как основу общего образования и средство политехнического обучения рассматривали в своих исследованиях П. Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, С. Я. Батышев, С. И. Горес-лавский, Ю. Е. Дурасевич, К. А. Иванович, П. П. Костенков, В. А. Поляков, И. Ф. Разды-малин, Н. А. Томин, С. Г. Шаповаленко и др. В последние десятилетия был защищен ряд докторских и кандидатских диссертаций, посвященных региональным особенностям трудовой подготовки учащихся общеобразовательных организаций в советский период — Г. Н. Григорьев, Л. С. Исаргакова, Д. Г. Крылов, М. А. Кузиев, П. Т. Магзумова, Л. Г. Филиппова, Г. Т. Чайкина и др. Вместе с тем особенности подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности на

Донбассе в советский период не являлись предметом исследования современных ученых.

Цель исследования — проанализировать и обобщить практический опыт подготовки школьников к трудовой деятельности в общеобразовательных организациях Донбасса в 1958-1984 гг. Под Донбассом понимается территория Луганской (с 1958 по 1970 гг. — Луганская, с 1970 по 1990 гг. — Ворошилов-градская) и Донецкой (с 1932 по 1961 гг. — Сталинская) областей.

Хронологические рамки исследования определены периодом с 1958 по 1984 гг. Нижняя граница определяется принятием в 1958 году закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который определил основной задачей общеобразовательной школы подготовку школьников к общественно полезному труду и повышение уровня политехнического образования; верхняя — принятием в 1984 году постановления «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», направленных на кардинальное улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся.

В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», целью которого являлся выпуск после окончания школы технически подготовленных специалистов для промышленности

УДК 371.381+37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дитковская С. А. Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958-1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 65-75. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo207/

и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование (переход с 1963 года), срок получения полного среднего образования был увеличен на один год и составил 11 лет [2].

Особенность получения полного среднего образования заключалась в политехнизации обучения — соединении обучения с трудом — два дня в неделю школьники старших классов должны были работать на производстве. В итоге выпускники вместе с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности. Кроме того, политехнизация предполагала обучение ручному труду в начальных классах; изучение основ производства в рамках учебных дисциплин физико-математического и биолого-географического циклов; изучение курса «Основы производства» в старших классах; ознакомление обучающихся с производством путем организации и проведения специальных экскурсий; посильное участие учащихся в труде на производстве и сельскохозяйственных работах; обучение специальным знаниям, умениям и навыкам по выбору самих обучающихся.

В результате в 1958/1959 учебном году производственное обучение осуществлялось в 479 школах Сталинской области (в 1957/1958 учебном году — 188), в которых 28 000 старшеклассников овладели различными профессиями по 60 профилям — машинисты электровозов и угольных комбайнов, подземные электрослесари, рабочие очистных забоев, слесари по

ремонту промышленного оборудования, токари по металлу, строители широкого профиля, механизаторы сельского хозяйства, животноводы, швеи, работники торговли и т. д. В 1960/1961 учебном году из 33 000 старшеклассников Сталинской области профессиональную подготовку проходили на предприятиях тяжелой промышленности и в строительных организациях — 57 %, легкой и пищевой промышленности — 25 %, колхозах, совхозах и ремонтно-технических станциях (далее — РТС) — 18 % [9, с. 46].

Введение во всех средних школах производственного обучения вызвало потребность укрепить учебно-материальную базу. В результате в школах Сталинской области было создано 600 кабинетов производственного обучения, более 100 рабочих комнат, дополнительно сооружено 175 учебных мастерских. Предприятия оборудовали 150 учебных цехов, полигонов, участков. Например, инженерно-технические работники шахты «Красная звезда» треста «Буденовуголь» построили для средней школы № 133 г. Сталино учебную шахту для проведения учебной практики школьников. Этот опыт переняли шахты таких городов, как Сталино, Макеевка, Горловка. Более 80 средних школ области осуществляли производственное обучение по горным профилям: электротехника, рабочего очистного забоя, крепильщика, машиниста стационарных установок электровоза [Там же. С. 46-47].

Аналогичные процессы происходили и в школах Ворошиловградщины. В 1958

УДК 371.381+37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дитковская С. А. Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958-1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 65-75. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo207/

году производственное обучение было введено во всех 295 средних школах области, им было охвачено 29 155 учеников. Значительно расширился перечень специальностей, которыми овладевали старшеклассники. Опыт работы передовых школ области показал, что юноши и девушки, прошедшие трехлетний курс производственного обучения, получили определенную специальность и были готовы к производственной деятельности. Так, в Луганской школе № 20 производственное обучение осуществлялось в хорошо оборудованных собственных мастерских, в которых учащиеся овладевали специальностями токаря, слесаря, столяра, фрезеровщика.

Всего в 1958 году производственным обучением было охвачено 892 ученика 10-х классов. Из них 67 % пошли работать на промышленные предприятия, в колхозы, совхозы, РТС и другие отрасли народного хозяйства; 30 % поступили в вузы и другие учебные заведения. Лишь 3 % остались нетрудоустроенными. В то же время из 377 выпускников массовых средних школ, в которых отсутствовало производственное обучение, не было трудоустроено на 1 сентября 1958 года 155 человек — 41 % [5, с. 26-27].

Одновременно с позитивными результатами соединения учебы и производственного обучения существовали и негативные. Так, в ряде школ, в которых остро ощущалась нехватка учебно-материальной базы, уровень политехнической подготовки был довольно низким.

Значительное внимание в конце 1950-х гг. уделялось и трудовому воспитанию. Широкое распространение приобрели производственные бригады, работа в которых помогала юношам и девушкам расширить и углубить свои знания по биологии, химии, физике, применить их на практике. Овладевая передовыми агротехническими приемами и знакомясь с сельскохозяйственной практикой, ученики достигали высоких трудовых показателей.

Много ученических производственных бригад было организовано в Нижне-Ду-ванском, Сватовском, Успенском, Свердловском и других районах Луганской области. Так, в Сватовской средней школе был создан учебно-исследовательский участок, на котором учащиеся овладевали необходимыми умениями и навыками обработки грунта, посева зерновых, огородных и технических культур, ухода за посевами и сбора урожая. В школьном саду они учились посадке деревьев, уходу за ними, борьбе с вредителями. Все виды работ на участке и в саду были связаны с изучением программного материала по природоведению.

Во многих школах ученики овладевали производственными профессиями работая в технических кружках, в которых создавались благоприятные условия для дифференциации и углубления наклонностей, облегчения для подростка выбора профессии. Так, в средней школе г. Красный Луч 11 учеников — членов технического кружка под руководством опытного учителя физики

УДК 371.381+37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дитковская С. А. Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958-1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 65-75. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo207/

Богданова — овладели специальностями электрослесаря и электромонтера. После окончания одиннадцати классов они все пошли на производство [Там же].

Для руководства кружками привлекались лучшие мастера-производственники. Своей работой, мастерством они вызывали интерес учащихся к той или иной профессии, помогали выбрать будущую специальность. Такие кружки были созданы в средней школе № 29 г. Сталино. Родители учеников — доменщики и сталевары, строители, архитекторы, скульпторы — активно помогали учителям. Они руководили кружками, выступали перед учениками с лекциями, беседами и т. д. Такие беседы имели большое познавательное и воспитательное значение. Много выпускников этой школы трудоустроились в металлургической промышленности, а также в научные учреждения.

Развитию профессиональной ориентации учеников содействовало проведение таких мероприятий, как дни открытых дверей на предприятиях; вечера встреч с известными людьми, выпускниками школы; кинолектории; специальные радио- и телепередачи [9, с. 47-48].

В 1960-х гг. в общеобразовательных организациях г. Донбасса производственному обучению и трудовому воспитанию по-прежнему уделялось значительное внимание. Так, к 1964 году только в г. Донецке около 5 000 школьников овладевали специальностями, связанными с промышленным производством, сельским хозяйством, строительством,

железнодорожным и автомобильным транспортом. На предприятиях и в колхозах было создано 6 учебных шахт, более 30 учебных цехов, свыше 30 учебных участков, большое количество мастерских [1, с. 101].

Показателен опыт средней школы № 85 г. Горловки, в которой в соответствии с потребностями народного хозяйства региона было введено изучение таких производственных специальностей, как строители, слесари-сантехники, автослесари, радиомастера, воспитатели детских садов, пионервожатые, кулинары, швеи. Каждый ученик был обеспечен рабочим местом на базовом предприятии. Так, на машиностроительном и авторемонтном заводах были созданы специальные рабочие участки, 25 рабочих мест было выделено на швейной фабрике. В мастерских «Донбассэнерго» проходили производственную практику будущие электрослесари, а на различных строительных объектах — слесари-сантехники, маляры, штукатуры. В первые дни практических занятий учащиеся работали, как правило, в рабочих бригадах. Потом из числа школьников, которые приобрели определенные умения и навыки, создавались учебные участки и бригады, работа в которых выполнялась по нарядам предприятия. Наряды подлежали оплате соответственно имеющимся нормам расценок. Кроме того, каждый получал за свой труд оценку по пятибалльной шкале. Если работа была выполнена на единицу или двойку, то деньги не насчитывались. Такой принцип оплаты способствовал повышению

УДК 371.381+37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дитковская С. А. Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958-1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 65-75. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo207/

ответственности, стимулировал к выполнению производственных заданий в срок и качественно. На средства, заработанные учениками, по их же инициативе были созданы два школьных туристско-спор-тивных лагеря: один — в районе с. Дро-новка, второй — на побережье Азовского моря [3, с. 37].

В то же время учителя отмечали ряд затруднительных моментов в организации производственного обучения в школах региона.

Прежде всего — проблема определения профиля производственного обучения. Значительным тормозом здесь являлось отсутствие четкого централизованного планирования в масштабах районов, областей, республик. Например, в Донецкой области в планах подготовки кадров отсутствовала согласованность между совнархозом, облпланом, строительными организациями и отделами народного образования. В результате юноши и девушки после окончания школы не могли устроиться на работу по приобретенной профессии, поскольку на производстве не имелось вакантных мест.

Второй проблемой являлось отсутствие в школах необходимой учебно-материальной базы. Несмотря на предоставление базовыми предприятиями рабочих мест для учащихся и создание специальных учебных цехов, в большинстве случаев они осваивали узкие профессии в школьных мастерских. Обеспечивать школы необходимым оборудованием, инструментами, материалами, приборами

централизовано не представлялось возможным, что в свою очередь вынуждало директоров школ заботиться не столько о педагогической, сколько о материальной основе учебного процесса.

Третьей проблемой являлось освоение школьниками только тех специальностей, которые были востребованы в зоне их проживания. Так, учащиеся сельских школ, изучая специальности сельскохозяйственного профиля, недостаточно знакомились с основами промышленного производства. В то же время в городских школах ознакомление учеников с сельским хозяйством ограничивалось получением общетеоретических знаний по предметам, относящимся к естественным наукам, и эпизодической работой на пришкольных участках [1, с. 101-102].

В 1970-е гг. были предприняты мероприятия по устранению указанных проблем. Так, широко распространяется шефство городских школ над сельскими: 100 сельских школ в Ворошиловград-ской области были охвачены этим начинанием. Практиковались следующие совместные мероприятия: участие в сельскохозяйственных работах, спортивные соревнования, передача оборудования. Активизировалось школьное строительство за счет колхозов и общественности. Так, в Марковском районе было построено несколько школ, в средних школах оборудованы учебные кабинеты; для трудового обучения и воспитания учеников была создана прочная материальная база; за счет средств колхозов и совхозов были организованы кабинеты

УДК 371.381+37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дитковская С. А. Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958-1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 65-75. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo207/

тракторного дела и машинного доения; в хозяйствах сооружены учебные животноводческие фермы, оборудованы учебные «полигоны» механизации с необходимой сельскохозяйственной техникой.

В 1973 году в г. Свердловск был создан первый в Ворошиловградской области межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профориентации учащихся (далее — МУПК). Его функционирование свидетельствовало о серьезных преимуществах над другими формами подготовки к труду. С его работой были ознакомлены руководители всех городских отделов народного образования, методисты, ученые [8, с. 83].

В результате к 1980 году в Ворошилов-градской области функционировали 19 МУПК, преимущественно в городах, так как Ворошиловградщина — составная часть Донбасса с высокоразвитой угледобывающей, металлургической, машиностроительной, химической и легкой промышленностью. К тому же в городах проживали 85 % учащихся общеобразовательных организаций.

В МУПК ученики старших классов проходили подготовку по одному из 35 профилей, в частности, овладевали профессиями токаря, слесаря, водителя, швеи, радиомонтажника, машиниста шахтных машин и механизмов, тракториста, оператора машинного доения, столяра, монтажника строительных конструкций и пр. В каждом МУПК профили подбирались с учетом потребностей ведущих отраслей

народного хозяйства городов и районов в кадрах массовой квалификации. Например, в Ворошиловградском МУПК практически половина старшеклассников овладевала навыками работы по профессиям, связанными с металлообработкой, и 30 % — по профессиям легкой промышленности, поскольку эти отрасли были ведущими в городе.

Развитию МУПК в значительной мере способствовали промышленные предприятия и организации области. На их средства в комбинатах были оборудованы 76 учебных цехов, 127 кабинетов и лабораторий. В целом же на оснащение МУПК необходимым оборудованием, инструментами и материалами было потрачено 4,3 млн рублей. Каждый цех или кабинет являлся структурным подразделением соответствующего завода, фабрики, организации, колхоза или совхоза.

Ряд МУПК накопил позитивный опыт обучения и воспитания школьников. Так, в МУПК г. Ворошиловграда, который разместился в помещении бывшего производственного швейного объединения, было оборудовано 7 учебных цехов, 11 кабинетов и лабораторий, что позволило охватить трудовым обучением по 13 профилям более 3 600 учащихся 20 школ города. В 1979 году старшеклассники изготовили около 7 000 предметов детской одежды, 700 пар обуви, около 5 000 деталей для магистральных тепловозов, более 500 слесарных инструментов, 3 700 заготовок для мебели и т. д. Совместное выполнение трудовых

УДК 371.381+37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дитковская С. А. Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958-1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 65-75. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2024/09juL2024/ kvo207/

заданий способствовало формированию у старшеклассников чувства ответственности за порученное дело, воспитывало дисциплинированность, любовь к труду. В результате в 1979 году из 1 217 выпускников 356 (29 %) пошли работать по профилю обучения, 568 (47 %) — по смежным специальностям [6, с. 71].

Содержательная работа по воспитанию у школьников интереса к шахтерским профессиям проводилась в МУПК г. Брянки. В помещении комбината была оборудована «микрошахта» с очистным комбайном, конвейером, породопогрузочной машиной, бурильными установками, электровозом. Профориентационную работу с учениками проводили передовики и специалисты угольной промышленности. Все это способствовало сознательному выбору учащимися шахтерских профессий. В 1979 году из 71 выпускника 35 трудоустроились на предприятия угольной промышленности, 21 — продолжили обучение в различных горных учебных заведениях.

В сельских школах получила развитие такая форма общественно-полезного продуктивного труда, как ученические производственные бригады: 300 таких бригад Ворошиловградской области охватывали практически 21 000 учеников 7-10 классов [Там же. С. 72].

В трудовом становлении подростков важную роль играли станции юных техников и юных натуралистов. К 1979 году в области работали 32 такие станции, в которых обучались 20 000 школьников.

Станции часто проводили массовые соревнования юных авиамоделистов и судомоделистов на лучшую исследовательскую работу по биологии и сельскому хозяйству. В 1970-е гг. широкое распространение приобрели кружки по радиоэлектронике, автоматике, кибернетике, что объясняется влиянием научно-технического прогресса [Там же. С. 70].

Летом 1978 года в Донецкой области 115 000 учеников были охвачены общественно-полезным трудом путем задействования в трудовых объединениях. Среди них — 832 ремонтные и строительные бригады (24 000 учеников) и 889 отрядов по благоустройству и озеленению населенных пунктов (11 000 учеников). Члены таких бригад знакомились со строительными профессиями, изучали строительное дело, изготовляли в школьных мастерских необходимые инструменты, принимали участие в подготовке образовательных учреждений к новому учебному году. Кроме того, школьные строительные и ремонтные бригады давали и значительный экономический эффект. Например, 25 ремонтно-строительных отрядов (750 старшеклассников) г. Тореза Донецкой области в 1978 году выполнили работы по ремонту школьных помещений и благоустройству на сумму 8 000 рублей; 20 отрядов и 6 лагерей труда и отдыха г. Снежное — на сумму 27 000 рублей [4].

Во второй половине 1970-х гг. широкое распространение получила практика организации лагерей труда и отдыха.

УДК 371.381+37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дитковская С. А. Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958-1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 65-75. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo207/

За 1976-1979 гг. на средства колхозов, совхозов и предприятий Вороши-ловградской области было построено 42 стационарных лагеря труда и отдыха со спальными корпусами, столовыми, спортивными площадками. За эти годы в них побывало 131 000 учеников городских школ, которые выполнили различные работы на сумму 1 млн 800 тыс. рублей [6, с. 73].

На Донетчине летом 1978 года функционировало 337 учреждений такого типа, в которых находились более 63 500 школьников. Вместе с учащимися школ области в трудовых объединениях работали и отдыхали школьники из Заполярья, Дальнего Востока, а также из Магдебургского округа ГДР. Во всех лагерях труда и отдыха было собрано немало средств в Советский фонд мира и на XI Всемирный фестиваль молодежи и студентов [4].

Участием в трудовых объединениях решалась и такая важная социальная проблема, как занятость подростков, контроль за их поведением и местом пребывания, предотвращение негативных поступков. Кроме того, как показала практика, лагеря труда и отдыха являлись одной из самых действенных форм оздоровления, не лимитированных путевками. Работа в лагере по оказанию помощи хозяйствам вместе с дорогой занимала не более 5 часов. Остаток времени ребята участвовали в культурно-массовых, спортивных и специальных оздоровительных мероприятиях [Там же. С. 59].

Лучший опыт в создании стационарных лагерей труда и отдыха продемонстрировал г. Горловка Донецкой области. Каждый из трех районов Горловки — Калининский, Никитовский и Центрально-городской — построил несколько лагерей на 500-600 мест на базе колхозов. Каждый лагерь представлял собой комплекс, который включал стационарный лагерь, спортивно-игровые площадки, столовую, стадион, необходимые бытовые помещения. В создании таких комплексов принимали участие практически все промышленные предприятия города, заинтересованные хозяйства, скооперировав трудовые и материальные ресурсы.

Однако разрозненность и изолированность лагерей тормозили изучение и обобщение передового педагогического опыта, создание органов студенческого самоуправления. В результате лагеря объединились по территориальному принципу в три республики — «Радужная», «Дружба» и «Корчагинская». В 1978 году республики, по решению бюро городского комитета комсомола, а также 78 ученических ремонтно-строительных отрядов и городские ученические лесничества были объединены в Союз трудовых республик (далее — СТР). Общее руководство СТР осуществлял генеральный совет, в который входили ученики, учителя, представители партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций, а высшим органом самоуправления являлся городской слет трудовых объединений старшеклассников. У СТР имелась собственная атрибутика: эмблема, песня — «И вновь продолжается бой»

УДК 371.381+37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дитковская С. А. Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958-1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 65-75. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo207/

(муз. А. Пахмутовой, сл. А. Добронравова), девиз — «Мы твой резерв, любимая страна», а также устав, определяющий права и обязанности членов союза [7, с. 40].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1980 году Ученный совет Научно-исследовательского института педагогики УССР и управление воспитательной работы Министерства образования УССР на совместном заседании обсудили работу трудовых объединений школьников г. Горловки. Позитивно оценив опыт педагогов города в деле организации пятой трудовой четверти «Мой труд вливается в труд моей республики», участники заседания одобрили и рекомендовали его для широкого внедрения в практику [Там же. С. 39].

К сожалению, при создании лагерей труда и отдыха для старшеклассников доводилось сталкиваться с серьезными финансово-хозяйственными проблемами. Так, медленно решались вопросы оборудования лагерей мебелью, учебным оборудованием, спецодеждой и орудиями труда, игровым и спортивным инвентарем, пособиями для проведения культурно-массовых мероприятий. Особо нуждались лагеря в орудиях труда и механизмах, которые бы учитывали возрастные особенности подростков, их физические данные.

Таким образом, анализ практического опыта подготовки школьников к трудовой деятельности в общеобразовательных организациях Донбасса в 1958-1984 годы позволяет констатировать следующее. В советской школе трудовое обучение

строилось на принципах политехнизации, связи обучения с жизнью и производительным трудом; школа рассматривалась как звено образования, которое должно было обеспечить потребности промышленности и сельского хозяйства, а также выработку у молодежи высоких нравственных качеств. В большинстве средних и восьмилетних общеобразовательных школ Донбасса была выработана четкая система профессиональной ориентации учеников, которая включала привлечение их к общественно полезному продуктивному труду, знакомство с основами современного производства, с профессиями ведущих отраслей народного хозяйства. Основными формами подготовки школьников к трудовой деятельности на Донбассе являлись ученические производственные бригады, межшкольные учебно-производственные комбинаты, лагеря труда и отдыха, станции юных техников и юных натуралистов, технические кружки, дни открытых дверей на предприятиях, встречи с известными людьми и т. д.

Список литературы

1. Гудзик, Г. С. Професмый пщготовц учыв — широку пол^ехычну осв^у / Г. С. Гудзик, В. М. Близнюк // Радянська школа. — 1964. — № 2. — С. 101-102.

2. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР // Вестник высшей школы. — 1959. — № 1.— С. 6-13.

3. Каем, М. Я. З досвщу роботи в нових умовах / М. Я. Каем // Радянська школа. — 1962. — № 12. — С. 37-39.

УДК 371.381+37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Дитковская С. А. Исторический опыт подготовки советских школьников к трудовой деятельности в 1958-1984 гг. (на примере общеобразовательных организаций Донбасса) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 2 (22) / июль. - С. 65-75. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/09jul2024/ kvo207/

4. Кобиляков, М. М. Ширше використову-вати можливост трудових об'еднань школярiв / М. М. Кобиляков // Радян-ська школа. — 1979. — № 4. — С. 57-61.

5. Колот, А. В. Готуемо учыв до трудового життя / А. В. Колот // Радянська школа. — 1958. — № 12. — С. 25-27.

6. Кущенко, В. С. Пщготовка школярiв до трудового життя / В. С. Кущенко // Радянська школа. — 1980. — № 7. — С. 70-73.

7. Мацюк, В. Я. Трудовi республки гор-лiвських школярiв / В. Я. Мацюк // Радянська школа. — 1980. — № 9. — С. 39-44.

8. Падм, М. А. Вдосконалювати стиль i методи управлтня школами / М. А. Падм // Радянська школа. — 1975. — № 3. — С. 82-84.

9. Пономаренко, Т. С. Пщготовка учыв до вибору професи / Т. С. Пономаренко // Радянська школа. — 1961. — № 8. — С. 45-48.

Svetlana A. Ditkovskaya

Lugansk State Pedagogical University Lugansk, Russia

Historical experience of preparing Soviet schoolchildren for working activity in 1958-1984 (on the example of educational organizations in Donbass)

Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 02.05.2024; принята к публикации 05.07.2024.

Abstract. The article analyzes and summarizes the historical experience of preparing Soviet schoolchildren for working activity in General educational institutions of Lugansk and Donetsk regions in the period from 1958 to 1984. It shows the implementation of industrial training in schools, the creation of industrial training rooms, workrooms, training workshops; passing of vocational training by high school students at heavy industry enterprises, construction organizations, light and food industry enterprises, collective farms, state farms and repair and technical stations. The article analyzes the implementation of such forms of labor associations in Donbass schools as student production teams, stations for young technicians and young naturalists, technical classes, Open Days at enterprises, meetings with famous people, etc. Special attention is paid to the creation and operation of interschool educational and production complexes, as well as labor and recreation camps. The attention is focused on the positive experience of functioning of labor associations in the city of Gorlovka, Donetsk region. It is concluded that a clear system of vocational guidance for high school students was created in Donbas, which included involving them in socially useful productive work and contributed to the development of hard work, the formation of citizenship, and fostering a sense of collectivism.

Keywords: labor activity, educational organizations, Soviet schoolchildren, industrial training, labor associations, Donbass.

The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 02.05.2024; accepted for publication 05.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.