Научная статья на тему 'Исторический опыт передачи образованности и культуры (информация о хххi сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки)'

Исторический опыт передачи образованности и культуры (информация о хххi сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарищева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт передачи образованности и культуры (информация о хххi сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки)»

128

2016. Т. 26, вып. 3

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Хроника

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕРЕДАЧИ ОБРАЗОВАННОСТИ И КУЛЬТУРЫ (информация о ХХХ1 сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки)

М.А. Захарищева,

доктор педагогических наук, профессор г. Глазов, Удмуртская Республика

В июне 2016 года в Тверском государственном университете состоялась Международная научно-практическая конференция «Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры». Конференция проходила в формате сессии Научного совета Российской академии образования по проблемам истории образования и педагогической науки. В работе очередной ХХХ! сессии Научного совета участвовали более 100 ученых из 40 субъектов РФ и пяти зарубежных стран. Сборник научных трудов конференции вышел под тем же названием1 объёмом 50 печ. л.; в нем представлены статьи 118 исследователей.

На правах принимающей стороны конференцию открыл ректор Тверского госуниверситета, доктор физико-математических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы А.В. Бело-церковский. Во время торжественного открытия было заслушано приветствие участникам конференции от президента Российской академии образования академика РАО Л.А. Вербицкой. На пленарном заседании состоялась церемония награждения ведущих ученых в области истории педагогики и образования общественными наградами Научного совета, в том числе высшей наградой историко-педагогического сообщества - медалью «За заслуги в развитии истории педагогики» имени академика РАО З.И. Равкина, основателя Научного совета.

После пленарных докладов (М.В. Богуславский, В.В. Сериков, А.Н. Шевелёв, И.Д. Лельчицкий, С.Н. Куликова, А.А. Романов) участники сессии представили свои доклады на пяти секциях.

Название первой из них «Современная методология исследования историко-педагогического знания» - это своего рода бренд Научного совета. Известные специалисты предложили нетривиальные методологические подходы, существенно обогащающие историко-педагогическое знание, интересные и значимые для всех исследователей: и признанных, и начинающих.

«Исторические доминанты и современное содержание профессионального стандарта педагога» — так называлась вторая секция, тоже отражая специфику исследовательского почерка членов Научного совета. Были представлены оригинальные результаты современных исследований положения российского учительства, выполненные в единстве логического и исторического, теории и практики.

На чисто исторической секции «Учитель как непреходящая ценность образования и общества» объёмно были представлены взгляды видных педагогических деятелей на миссию учителя, а также новые исторические факты, существенно обогащающие представления об учительском призвании, многомерно расширяя тот контекст, в котором осуществлялась деятельность российского учителя в разные исторические эпохи.

«Педагогическое образование: динамика ценностей и смыслов» - самая многочисленная секция - была посвящена истории педагогического образования будущих учителей. Сравнительно-сопоставительный анализ создаёт плодотворную основу для совершенствования в современных условиях этого важнейшего и ответственейшего направления образовательной деятельности.

Секция «Стратегические направления развития Российского образования: история и современность» была посвящена обсуждению того, как в практике образования проявляется личность учителя и результаты его подготовки.

Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО М.В. Богуславский в основном

1 Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. - ХХХ1 сессии Науч. совета по проблемам истории образования и пед. науки Рос. акад. образования. Тверь, 6-7 июня 2016 г. / под науч. ред. чл.-кор. РАО, д-ра пед. наук, проф. М.В. Богуславского, д-ра пед. наук, проф. С.В. Куликовой. Волгоград: Отрок, 2016. 615 с.

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_129

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 3

докладе сформулировал новые задачи истории педагогики как науки. Необходимо не только повышать качество историко-педагогических исследований, нужна оценочная реконструкция педагогической реальности прошлого, анализ уникальности и своеобразия педагогического опыта в зависимости от того или иного социально-исторического контекста. Для целостной реконструкции прошлого нужно смелее расширять междисциплинарность историко-педагогических исследований. Новый междисциплинарный синтез позволяет ввести в историю педагогики историю культуры, историю детства, интеллектуальную историю, историю учительства; развивать «новые истории»: историю социализации, историю школьной культуры, историко-педагогическую этнографию и даже, например, историю архитектуры школьных зданий. Сохраняя приоритет проблемных историко-педагогических исследований с современных методологических позиций, особое внимание следует сосредоточить на вариативных и альтернативных сценариях развития образовательных процессов.

Современная история педагогики приобретает многомерную предметность. Привычные области (история педагогической мысли, педагогической практики, политики в области образования) дополняются новыми. Это может быть история педагогического обычая, или - доминировавшего в ту или иную эпоху массового педагогического сознания, или - различных культур воспитания и обучения, или - той или иной педагогической традиции.

Современная историко-педагогическая наука переживает, по образному выражению М.В. Богуславского, «вторую методологическую революцию». Чётко обозначаются и оформляются новые методологические области.

Так, кроме традиционных для предмета истории педагогики разделов (истории педагогической мысли и педагогической практики), появились два нетрадиционных: история педагогического сознания и педагогического обычая. Эти новые разделы, выходящие за рамки институциональности, признаны способными организовать и структурировать общественную жизнь.

Привычный историко-педагогический дискурс (как изучение совокупности теорий, идей, концепций, понятий, категорий) сдвигается в сторону исследования дискурса в истории педагогики. Это может быть изучение культуры школьного обучения, повседневной культуры школы или класса, социокультурного облика учителя или ученика, уклад школы, история школьной фотографии, эволюция детской игрушки и даже, например, школьного спортивного костюма. В данном контексте понимаем дискурс как реконструкцию способов мышления создателей педагогических феноменов прошлого.

Школьная жизнь регламентируется не только приказами, уставами, положениями и другими документами. Продуктивным следует признать обращение к канонической сфере этой жизни: совокупности неписанных правил, смыслов, ценностей, норм, что делает возможным изучение неявных и скрытых от исследователя различных педагогических событий и явлений образовательных систем прошлого. Для проникновения в суть школьной культуры необходимо обращение к школе в её уникальности (школьные истории, фольклор, легенды, тетрадки и дневники, воспоминания учителей и учеников, и даже надписи на партах и стенах).

Историко-педагогические исследования становятся важными при анализе практик обучения и воспитания. Не «практики» в традиционном понимании, , а именно практик - множества практик и инструментов их осуществления. Рассмотрение педагогической реальности через призму практик различного уровня (традиционных, инновационных, альтернативных, вариативных) позволит системно исследовать школьную культуру разных периодов.

Сессия Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки определила приоритетную проблематику историко-педагогических исследований на ближайшие годы.

1. Для анализа современных образовательных процессов и феноменов, обоснования стратегических перспектив развития образования в стране следует активнее использовать потенциал историко-педагогических знаний, тем самым историко-педагогическое знание становится востребованным и актуальным.

2. Аксиологический и верификационный аспекты историко-педагогического знания позволят показать развитие педагогики и образования в советский период в позитивном контексте.

3. Необходимы системное исследование новейшей истории российского образования, реабилитация значения и результатов развития образования в стране со второй половины 80-х и в 90-е гг. ХХ в.

4. Значимым для современной науки становится исследование педагогических основ и духовно-нравственного потенциала основных религий на территории России, в первую очередь - православия и ислама.

130_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2016. Т. 26, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Можно ответственно утверждать, что в настоящее время происходит формирование государственного заказа на исследователей истории отечественной педагогики в контексте развития традиционно-консервативной стратегии в современной интерпретации.

По итогам XXXI сессии был сформулирован ряд актуальных научно-организационных предложений для дальнейшего развития историко-педагогических исследований. Научный совет отметил повышение общественного интереса к вопросам отечественной истории, повышение престижа исторического знания в целом и знания истории образования и педагогики в частности. При этом истори-ко-педагогическое знание пока слабо используется в практической деятельности образовательных организаций, что свидетельствует о недостаточном понимании важности обращения к прошлому как источнику инновационных идей, реализация которых позволит оптимизировать процесс модернизации российского образования. К примеру, Научный совет рекомендует осуществить «возвращение» полноценного курса отечественной истории педагогики и образования в высшую школу, открыть магистерские программы «История педагогики и история детства» по направлению педагогическое образование. Для этого необходимо создать концепцию нового поколения учебно-методического комплекса по истории педагогики и образования с учётом современного историко-педагогического знания и в соответствии с политическим курсом государства. Новое научное знание должно рассматриваться через призму традиций и накопленного поколениями педагогического опыта. Кроме того, нужен цикл оригинальных монографий, учебных пособий, антологий и хрестоматий, способствующих пониманию истории опыта воспитания и обучения, его роли в осмыслении природы педагогических явлений и взаимодействия с ним в современности.

Научный совет по проблемам истории образования и педагогической науки, действующий уже в течение 30 лет, подтвердил свою значимость в исследовании актуальных, сложных, преимущественно методологических проблем современного образования и определил перспективные задачи общих исследовательских программ интегрированных вокруг него ведущих учёных - историков педагогики и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.