Научная статья на тему 'Исторический опыт конституционного строительства в республике Тыва (1990–2000-е гг. )'

Исторический опыт конституционного строительства в республике Тыва (1990–2000-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
344
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА / КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / CONSTITUTIONAL CONSTRUCTION / REPUBLIC OF TYVA / THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF TYVA / CONSTITUTIONAL REFORM / POLITICAL AND LEGAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тышта Елена Владимировна

Представлен анализ опыта конституционного строительства в Республике Тыва в 1990–2000-е гг. Автор представляет различные подходы к использованию в научном обороте термина «конституционное строительство». С позиции системного анализа оценивается деятельность основных субъектов конституционной реформы в Тыве, выделяются ее этапы и факторы, формирующие процесс конституционного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL EXPERIENCE OF CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TUVA (1990–2000-IES)

The article is devoted to the analysis of experience of constitutional construction in the Republic of Tyva in 1990–2000-ies. The author presents various approaches to the use of the term “constitutional construction by scholars. From the perspective of systems analysis the author evaluates the activities of the main actors of the constitutional reform in the Tyva Republic, highlights its stages and factors shaping the process of constitutional development.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт конституционного строительства в республике Тыва (1990–2000-е гг. )»

УДК 94(470+571.513)

Е. В. Тышта

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА (1990-2000-Е ГГ.)1

Представлен анализ опыта конституционного строительства в Республике Тыва в 1990-2000-е гг Автор представляет различные подходы к использованию в научном обороте термина «конституционное строительство». С позиции системного анализа оценивается деятельность основных субъектов конституционной реформы в Тыве, выделяются ее этапы и факторы, формирующие процесс конституционного строительства.

Ключевые слова: конституционное строительство, Республика Тыва, Конституция Республики Тыва, конституционная реформа, политико-правовая система.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. ознаменовало собой новую эпоху в развитии российской государственности, юридически закрепив основы нового конституционного строя. 20-летний юбилей Конституции РФ свидетельствует о ее выдающемся месте в истории постсоветской России. В современной исторической науке актуальной представляется разработка термина «конституционное строительство». Конституционализм, конституционный строй, конституционность, конституционный порядок, конституционная ответственность - это понятия, своеобразный лейтмотив научных трудов ученых-правоведов. С позиции динамики общества, современная отечественная историческая наука исследует не статистически категории, которые являются, как правило, сферой интересов профессиональных юристов, а изучает и анализирует процесс конституционного строительства. Научная проблема, вызвавшая диссонанс в рассматриваемом вопросе, это категориальный аппарат. Среди ученых и общественных деятелей до сих пор не сформировался однозначный подход к понятию «конституционное строительство». Если под данным термином понимается «история создания Конституции Российской Федерации - как нормативно-правового акта», то в таком случае ее принятие являлось заключительным этапом конституционного строительства. Если при толковании термина «конституционное строительство» мы используем системный подход, то конституционный процесс можно рассматривать как совокупность деятельности множества конституционных акторов, т. е. как построение целостной конституционной системы страны. Таким образом, при данной трактовке термин «конституционное строительство» следует рассматривать как процесс рассмотрения и принятия Конституции РФ, также уставных актов субъектов Федерации (конституции республик, уставы краев и областей). В рамках данного подхода нам представляется актуальным

анализ принятия и нормативной трансформации Конституции одного из сибирских субъектов Федерации - Республики Тыва. Выбор региона обусловлен отсутствием системности в ходе конституционного строительства и хронологическим несоответствием данного процесса общефедеральному образцу (Конституция Республики Тыва была принята ранее Конституции Российской Федерации).

Несмотря на недолгую историю, Конституции Российской Федерации посвящено значительное количество научных работ. В большинстве это работы юристов, в которых авторы исследуют объект и правовые свойства конституции, ее аксиологические характеристики, понимание и толкование основного закона страны. Научных исследований, посвященных конституционному строительству в России, намного меньше. В рамках данного направления следует отметить работы Н. Г. Румянцева [1] и Р. Г. Пихоя [2]. Оба автора в серии своих статей подробно рассматривают процесс принятия основного закона страны. Исследователи делают однозначный вывод о том, что разработка Конституции РФ происходила в условиях жесточайшего политического противостояния, в котором принимали участие различные общественные силы. Если Н. Г. Румянцев особое внимание уделяет деятельности институализированных акторов [1, с. 81], то Р. Г. Пихоя проводит личностно ориентированный анализ событий 1992-1993 годов [2, с. 65]. Достоинством работ обоих авторов является рассмотрение позиций различных противоборствующих сил по вопросу участия в конституционном процессе субъектов Федерации.

Анализ научной литературы показал, в современной исторической науке создан научный задел макроуровневого анализа конституционного строительства (на дедуктивных основах), но не хватает работ индуктивного порядка, исследующих процесс конституционального строительства в регионах. Одним из самых интересных объектов для ис-

1 Исследование выполнено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (номер соглашения:14.В37.21.0511).

следования являются процессы, происходившие в одной и республик Южной Сибири - в Республике Тыва, анализу которых и посвящена данная статья.

Целью данной статьи является исследование исторического опыта конституционного строительства в Республике Тыва в 1990-2000-е гг.

Основным источником для анализа являются материалы ведомственных архивов региональных парламентов [3]. В частности, был использован ведомственный архив Законодательной палаты Великого хурала Республики Тыва, в котором хранятся стенограммы заседаний Верховного Совета Тувинской АССР (1990-1991 гг.), Верховного Совета РТ (1991-1993 гг.), Верховного Совета РТ (1993— 2001 гг.). Так как данные документы еще не переданы на хранение в государственный архив Республики Тыва, то они не прошли должной систематизации (отсутствуют фонды, описи и т. д., они представляют собой перечень стенограмм, которые велись на заседаниях парламента, и материалы (приложения) к ним), что, с одной стороны, осложняет работу исследователя, с другой - создает максимальную «включенность» ученого в историческую действительность. Делопроизводственные документы, содержащиеся в них и позже переданные для хранения в государственные архивы, представляют собой широкий пласт не опубликованных и в конкретном случае не введенных в научный оборот архивных материалов. К данному типу исторических источников относится большой круг документов. Для исследуемой проблемы наибольший интерес представляют собой документы, характеризующие деятельность коллегиальных органов: протоколы, стенограммы, журналы заседаний.

Вторая группа исторических источников - это законодательные акты, принятые в рассматриваемый нами период [4]. Данный тип источников обладает особенностью: с одной стороны, это строгий юридический документ, с другой - исторический памятник. Он позволяет проанализировать структуру государственных учреждений, их иерархию и полномочия.

Принятие Конституции РФ стало следствием противостояния законодательной и исполнительной власти в федеральном центре. Указ Президента РФ № 1400, роспуск, а впоследствии расстрел Верховного Совета РФ не мог не оказать влияния на процессы, протекающие в регионах. Анализ исторических источников позволяет сделать вывод о том, что события в столице в сентябре - октябре 1993 г. вызвали активизацию политической жизни. Региональная политическая элита стояла перед выбором: либо поддержать деятельность Президента РФ, либо Верховного Совета РФ. В частности, руководство Республики Тыва заняло весьма умеренную позицию в оценке московских событий. 25

сентября 1993 г. президент Ш. Д. Ооржак выступил с заявлениями, в которых он поддерживал идею политической стабильности и выступил за совместные выборы Президента РФ и парламента. Руководство Тывы пыталось сгладить отношения с российскими властями. Так, уже 30 сентября 1993 г. президент Ш. Д. Ооржак в своем выступлении на сессии Верховного Совета РТ заявил: «...согласен, он (Президент РФ) нарушил Конституцию, он все-таки давал клятву ее не нарушать. но сегодня он наш Президент» [5, с. 21].

Политико-правовой кризис в Москве вызвал различную реакцию у региональных руководителей. Если в соседней с Тывой Хакасии указ Президента РФ № 1400 и дальнейший роспуск парламента вызвали негативную реакцию, то тывинское руководство попыталось использовать этот момент. Как показывает анализ исторических источников, опираясь на негласную поддержку федерального центра, оно пыталось решить внутренние проблемы, главными из которых были большие амбиции исполнительной власти и достаточно большие полномочия хотя и послушного, но юридически самостоятельного Верховного Совета РТ. Пользуясь усилением исполнительной власти в Москве, президент Тывы решил усилить собственную власть путем принятия Конституции республики, закрепляющей доминирующее положение исполнительной власти. В данном случае поддержка Тывой действий Президента РФ имела двойственное значение. С одной стороны, предлагаемая администрацией Б. Н. Ельцина модель власти была наиболее оптимальна для Тывы, с другой стороны, поддержать победителя всегда выгодно (опыт событий августа 1991 г.). Еще 28 сентября 1993 г. Верховный Совет РТ принимает закон «Об обеспечении безопасности и государственного суверенитета Республики Тыва», а 30 сентября 1993 г. постановление Верховного Совета РТ «О действиях органов власти и управления Республики Тыва в период между сессиями в связи с политической ситуацией» [5], согласно которым полномочия президента РТ значительно увеличивались. После принятия президентского указа «О реформе представительных органов власти и местного самоуправления в РФ» в Тыве этот процесс еще ускорился. 9 октября 1993 г. президент РТ подписал указ, по которому Верховному Совету РТ предлагалось провести новые выборы и принять новую Конституцию республики. Несмотря на то, что будущий основной закон разрабатывался с лета 1992 г., он не был готов. Была создана Конституционная комиссия во главе с Ш. Д. Ооржаком. Правда, в ее состав вошло несколько депутатов Верховного Совета РТ, в частности К. А. Бичелдей, который, кстати, предложил свой проект Конституции. Наибольшие спо-

ры вызвал вопрос о численности и системе формирования нового парламента. К. А. Бичелдей считал, что численный состав будущего органа представительной власти должен быть от 40 до 60 народных избранников, а его сокращение до 25 человек приведет к отсутствию должного представительства у районов, политических партий и движений [6, с. 14-15]. Данный проект предусматривал избирание депутатов по округам, созданным не по численности населения, а в зависимости от административных образований. В таком случае на один Кызыльский округ приходилось бы в среднем 9 574 избирателя, а в Каа-Хемском районе - 2 656 [6, с. 20]. Принятие такого решения не дало бы возможности равного представительства, когда избиратели из сельских районов имели бы значительно большее представительство, чем городские.

Анализируя протоколы Верховного Совета РТ, хранящиеся в ведомственном архиве, можно сделать вывод о том, что роль регионального парламента в разработке основного закона республики была незначительна. Так, ни варианты проекта, ни поправки к нему на сессии тувинской ассамблеи не рассматривались. Все обсуждения происходили в Конституционной комиссии под руководством президента РТ. Таким образом, можно говорить о пассивной роли парламента как участника конституционного строительства. При решении главных вопросов его использовали как статиста, не допуская до разработки концепции. С чем это связано? Во-первых, с традиционной слабостью представительства в Тыве. Еще во времена существования Тувинской Народной Республики народные представительства носили по большей части декоративный характер. Во-вторых, избранный в 1990 г., хотя и на альтернативной основе, но по старым принципам, Верховный Совет РТ не был готов к острой политической борьбе. Большинство депутатов, особенно из сельской местности, не принимали активного участия в деятельности парламента. В тувинской ассамблее не наблюдался раскол по каким-либо идеологическим либо практическим вопросам, как, например, в хакасском парламенте. Примером могут служить события августа 1991 г., когда группа из пяти человек выступила против прежнего руководства республиканского парламента и сумела занять его место. Третья причина слабости тувинского парламента - это отсутствие в парламенте политически сильных формальных групп. Смена руководства и уход старой команды

Ч. Д. Б. Ондара также не способствовали активной деятельности парламента. В законодательной власти Тывы отсутствовала преемственность, преобладали политические требования, не были проработаны механизмы взаимодействия с исполнительной властью. Все эти причины в совокупности

привели к постепенному подчинению парламента исполнительной власти. Окончательно данный процесс завершился с принятием Конституции РТ 1993 г.

Проект основного закона был опубликован основного 16 октября 1993г. в «Тувинской правде» был опубликован проект основного закона. Уже 18 октября он был вынесен для обсуждения на сессию Верховного Совета Республики Тыва. Общественность, таким образом, не имела времени для обсуждения данного документа. 21 октября 1993 г. Конституция РТ была принята на сессии Верховного Совета РТ. 12 декабря 1993 г. в Тыве прошло два референдума: «по Конституции Республики Тыва» и «по Конституции Российской Федерации» [7, с. 4]. В ходе обсуждения обоих законопроектов руководство республики в большей степени призывало одобрить Конституцию Республики Тыва. Так, на внеочередной сессии Верховного Совета РТ К. А. Бичелдей выступил со следующим заявлением: «И выбор здесь таков: если в этой ситуации примем российскую Конституцию, то собственную Конституцию следует рассматривать как вторичный документ, который применяется только в части, не противоречащей российской. Если утвердим всенародным голосованием свою Конституцию, то реально создадутся условия действительно федеративных отношений между Тывой и Россией» [7, с. 12]. В итоге подобной агитации голосование имело следующие результаты: «за» Конституцию Тывы проголосовало 53.9 %. При голосовании по проекту Конституции РФ возникли некоторые проблемы. Так было выдано 109 591 бюллетень, а обнаружено только 104 954. Из них 4 240 бюллетеней были испорчены. Таким образом, «за» проголосовали 31 313 человек, т. е. 28.5 %. «Против» было подано 66 945 голосов, что составило 61 %. При этом более 8 % голосов избирателей не были учтены [8, с. 5].

Хотя существовало мнение ряда общественных деятелей, что принятие основного закона республики поспешное и следует предоставить право его разработки новому парламенту, Конституция РТ была принята Верховным Советом РТ и одобрена на республиканском референдуме. Столь поспешное принятие основного закона привело к многочисленным несоответствиям с федеральным законодательством. Данная Конституция предусматривала право на самоопределение республики вплоть до выхода Тывы из состава Российской Федерации [9]. Столь радикальный вариант Конституции, по мнению К. А. Бичелдея [10, с. 139], был вызван острым противостоянием в Москве в октябре 1993 г. Помимо этого Конституция РТ признавала приоритет законов Республики Тыва над законами Российской Федерации [9]. В будущем тувин-

ские политики будут оценивать это как издержки «суверенизации» регионов [10, с. 136]. Регулировались и новые органы государственной власти и местного самоуправления, вводился новый политический институт - Великий хурал РТ. По вопросам наибольших разногласий - численности и системы избрания народного представительства -был достигнут компромисс. Великий хурал РТ состоял из 32 народных избранников. Это меньше, чем предполагали депутаты, но все они стали работать на постоянной основе. Полномочия парламента значительно сократились. Российские исследователи отмечают, что в Тыве превалировала исполнительная власть над законодательной [11, с. 257], а тывинские подобное устройство власти объясняют следующим образом: «Система государственной власти и управления Тывы была образована на основе сочетания элементов традиционной тывынской организации власти и общепринятых традиций развития государственности и регулирования управленческих полномочий властных органов государства» [10, с. 139]. Но наибольшее удивление вызывают высказывания тувинских авторов о том, что «Тува по своему государственному устройству стала парламентской республикой с сильной президентской властью» [10, с. 138] или же отмечают две тенденции развития региона: «Парламентаризация Верховного Хурала и усиление роли президента РТ» [12, с. 87]. Данные высказывания вызывают множество вопросов. При этом авторы считают недостатком «“равновесие” двух ветвей власти, что зачастую катализирует их “равноправное” состояние» [10, с. 139]. На наш взгляд, равноправия в Конституции РТ 1993 г. было немного, а точнее, практически не было. Тем не менее, как показывает анализ исторических документов, нельзя говорить о том, что Верховный хурал РТ - абсолютно бесправный орган. Он мог отправить правительство в отставку, контролировать исполнение законов и т. д. Даже столь узкий круг полномочий парламента позволял ему влиять на политический процесс в республике. В качестве примера можно привести события 1996-1997 гг., которые свидетельствовали о политическом конфликте между исполнительной и законодательной ветвями власти. Таким образом, в ходе конституционной реформы в Тыве произошло значительное усиление исполнительной власти, что характерно для общероссийских тенденций.

В данных исторических реалиях (борьба Президента РФ и парламента; максимальная федерализация власти) политическая система Тывы очень быстро стала приспосабливаться к новым условиям, получая при этом для себя определенные политические дивиденды. Усиление исполнительной власти в федеральном центре влекло за собой по-

добные процессы в регионах. Статус республики, а также нежелание или неспособность федерального центра вмешиваться в региональный процесс позволили тывинскому руководству определить рамки конституционного строительства по своему усмотрению, во многих случаях отходя от заданного федерального стандарта.

Сжатые сроки разработки конституции, попытка «урвать момент», а также отсутствие публичных дискуссий привели к большому количеству как внутренних конституционных противоречий, так и несоответствий с федеральным законодательством. Это вызвало следующий этап конституционного строительства - приведение действующего регионального законодательства (в том числе и основного закона региона) с федеральным. В Тыве данный процесс носил глубокий характер. Исторические предпосылки для него сложились еще в 1994 г., во время посещения Тывы Президентом РФ Б. Н. Ельциным, когда ставился вопрос о взаимоотношениях и противоречиях двух конституций [10, с. 141]. Тот факт, что Конституция РТ 1993 г. была принята раньше, чем Конституция РФ, привел к наличию значительных противоречий между ними. Сложившаяся система государственного управления также не соответствовала российскому законодательству. Рассмотрение конституционных противоречий -это компетенция юриспруденции. Но в рамках данного исследования необходимо остановиться на некоторых из них. По мнению К. А. Бичелдея, в Конституции Тывы 1993 г. существуют только два принципиальных противоречия: «первое - в форме и содержании вопроса о государственном суверенитете и праве на самоопределение, второе - в вопросе о собственности на землю. Остальное - это скорее разногласия по частным вопросам типа судоустройства, порядка согласования назначения федеральных должностных лиц и т. д.» [10, с. 141]. Также в своем исследовании автор рассматривает некоторые внутренние противоречия. Например, «ст. 100 Конституции РТ 1993 г. устанавливала и независимость местного самоуправления от федеральных и республиканских государственных органов, а в статье 79 части 2 вышеуказанной Конституции установлено, что руководители органов местного самоуправления являются членами правительства, то есть входят в систему государственной власти» [10, с. 141].

Большое количество внутренних и внешних противоречий привело к необходимости проведения новой конституционной реформы в республике. Мнение о необходимости изменений в политической системе Тывы высказывалось еще в 1997 г. С началом курса политики федерального центра на укрепление «вертикали власти» данный процесс ускорился. «Конституция РТ в 2000 г., по мнению

полномочного представителя Президента РФ в Конституционном Суде РФ, содержала более 40 статей, противоречащих российскому законодательству» [12, с. 66]. Инициатором проведения конституционной реформы в Тыве стала исполнительная власть. Как и в 1993 г., парламент в данном процессе играл незначительную роль. Указом президента РТ «О конституционной комиссии РТ» от 8 сентября 2000 г. была создана вышеуказанная комиссия, которая приступила к разработке новой Конституции Республики Тыва. Необходимость проведения реформы была вызвана как объективными причинами - несоответствием с российским законодательством, нарушением реализации принципа разделения властей, так и субъективными. Принятие закона РФ «О внесении изменений в ФЗ РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ”», регламентирующего сроки пребывания главы исполнительной власти во главе республики, вынудило президента РТ искать выход из сложившейся ситуации. Он был найден в реформировании структуры органов государственной власти Республики Тыва, что и должна была закрепить новая Конституция. Так, единственным законодательным и представительным органом власти становился Великий хурал РТ - двухпалатный парламент. Прекращал свою деятельность Великий хурал - съезд народа РТ: его полномочия по одобрению Конституции РТ, принятию поправок в основной закон РТ переходят к верхней палате Великого хурала РТ - Палате представителей. По мнению одного из авторов данной Конституции, руководителя рабочей группы, члена конституционной комиссии О. А. Онда-ра, причинами введения двухпалатного парламента стало то, что имелась «необходимость передачи полномочий Верховного Хурала (съезда) РТ новому парламенту; также двухпалатная структура позволяет более широко представлять интересы отдаленных и труднодоступных местностей Тывы; так как исполнительная власть является естественным оппонентом власти законодательной, и в этом плане верхняя палата должна стать сдерживающим фактором; повысить качество разрабатываемых законов»; автор также отмечает, что «двухпалатный парламент должен разделить функциональные задачи парламента республики: осуществление нижней палаты сугубо законотворческой деятельности, верхней - политической, так как принимаемые законы должны в первую очередь носить социально-экономическую направленность» [12, с. 68].

Приведенные выше причины, на наш взгляд, требуют некоторого дополнения. Существование в 1990-х гг. в Тыве Верховного хурала (съезда) народа РТ нарушало принцип разделения властей. И,

по нашему мнению, являлось механизмом, ограничивающим региональный парламент со стороны исполнительной власти. Еще в ходе избирательной кампании 1997 г. существовали планы реформирования политической системы республики, в том числе рассматривался вопрос о передаче полномочий Великого хурала РТ Верховному хуралу РТ, но о создании второй палаты речь не шла. Введение Палаты представителей - это попытка адаптировать съезд народа к политической системе, рекомендуемой федеральным центром, но при сохранении возможности исполнительной власти как можно в большей степени контролировать власть законодательную. Данному высказыванию, на наш взгляд, соответствует положение О. А. Ондара о «верхней палате как сдерживающем органе» [12, с. 68]. Но, как нам кажется, неясно, кто кого сдерживает. К тому же автор отмечает очевидность усиления роли парламента в общественной жизни Тывы [12, с. 68]. С данным утверждением можно не согласиться. При анализе полномочий данных ассамблей были сделаны следующие выводы: несмотря на отмену некоторых наиболее одиозных положений Конституции РТ 1993 г. и приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, полномочия нового органа представительной власти увеличились в незначительной степени. Принятие большинства решений относится к сфере совместной компетенции Великого хурала РТ и Председателя Правительства РТ.

Если оценивать роль парламента в конституционной реформе Тывы, необходимо отметить, что, как указывалось выше, инициатором принятия новой Конституции РТ и реформирования системы государственного управления в республике выступила исполнительная власть, в частности президент РТ Ш. Д. Ооржак. В связи с этим роль парламента при разработке основного закона республики была незначительна. К сожалению, нам недоступны материалы работы Конституционной комиссии, но анализируя протоколы Верховного хурала РТ второго созыва, можно сделать вывод о недостаточном участии народных избранников в данном процессе. Так, в вышеуказанных протоколах не содержится сведений об участии депутатов тывинского парламента в работе Конституционной комиссии. Проект новой Конституции РТ обсуждался на сессии Верховного хурала РТ лишь однажды и был представлен в готовом виде. Концептуальные положения проводимой реформы на сессии парламента не рассматривались вовсе. Принятие данной Конституции прошло без участия легислатуры на республиканском референдуме 6 мая 2001 г.

По итогам проведенного анализа архивных источников и воспоминаний участников конституционной реформы в Республике Тыва можно сде-

лать следующие выводы. В результате политического противостояния в Москве в 1993 г. значительно активизировалась политическая жизнь региона. Главной целью тывинского руководства стало использование сложившейся ситуации для решения внутрирегиональных политических проблем, основной из которых стало усиление исполнительной власти в республике. Используя необходимость федеральных органов власти искать поддержки у регионов (в борьбе друг против друга), руководство Тывы, открыто выражая поддержку деятельности Президента РФ, добивалась преференций для себя. Причем интересы федерального центра, вопросы законности и конституционализма для него не играли значительной роли. Тем не менее произошло становление институциональной системы региона. Данный процесс взаимосвязан с принятием Конституции республики. Характер происходивших изменений зависел как от конфигурации политической элиты Тывы, так и от общего соотношения ветвей власти в момент кризиса и их реакции на события в Москве. В Тыве основоположником траектории конституционного строительства выступила исполнительная власть в лице президента РТ, а поэтому Конституция РТ была

принята в сжатые сроки, без дискуссий в обществе и парламенте (кроме вопроса о судьбе самого представительства), что привело к неполному завершению конституционного строительства. Впоследствии будет происходить «утряска» новой политической системы, которая завершится президентскими выборами 1997 г.

Второй этап конституционного строительства в Республике Тыва связан с усилением влияния федеральной власти в регионах. Стабилизация политической власти в столице, общефедеральные тенденции на усиление вертикали власти привели к необходимости внесения изменений в республиканское законодательство, в сфере его к непротиворечивости федеральному. Данное положение касалось и конституционных норм. Большое количество несоответствий, а также некоторые политические факторы, в частности желание Ш. Д. Ооржа-ка сохранить руководство республикой уже не в качестве президента РТ, а главы его правительства (так как в Конституции РТ 1993 г. предусматривалась возможность только двух сроков президентства), привели не к внесению поправок в действующий основной закон, а принятию новой Конституции РТ.

1.

2.

Список источников и литературы

Румянцев О. Г. К истории создания Конституции Российской Федерации (июль-сентябрь 1993 г.) // Государство и право. 2009. № 12. С. 76-84.

Пихоя Р. Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарий историка // Отечественная история. 2002. № 4. С. 64-77.

3. Ведомственный архив Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва (ВАЗПВХРТ).

4. Конституция (Основной закон) Республики Тыва // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. II. М., 1996. С. 163194. Конституция Республики Тыва. Кызыл. 86 с. Конституционный закон РТ от 24.06.2003 № 337 ВХ-1 «О внесении изменений в ст. 55,

61, 97, 98, 103, 108, 111 Конституции РТ» // Тувинская правда. 2003. 26 марта. Декларация от 12 декабря 1990 г. № 101 «О государственном суверенитете советской республики Тува» // Тувинская правда. 1990. 13 декабря.

5. ВАЗПВХРТ. Материалы сессии Верховного Совета РТ «О действиях органов власти и управления РТ в период между сессиями в связи с политической ситуацией» от 30.09.1993 г.

6. ВАЗПВХРТ. Стенограмма сессии Верховного Совета РТ от 21.10.1993.

7. ВАЗПВХРТ. Стенограмма внеочередной сессии Верховного Совета РТ от 8.12.1993.

8. ВАЗПВХРТ. Материалы сессии Верховного Хурала РТ «О результатах проведения референдумов по Конституции РФ и Конституции РТ» от 4.02.1994 г.

9. Конституция (Основной закон) Республики Тыва // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. II. М., 1996. С. 163194.

10. Бичелдей А. С., Бичелдей К. В. Особенности государственного строительства в Тыве после принятия конституции Республики Тыва 1993 года // Ежегодник института Саяно-Алтайской тюркологии ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Вып. VII. Абакан, 2003. С. 132-143.

11. Политический альманах России 1997. М., 1997. Т. 2. 652 с.

12. Ондар Н. А. Тува - полноправный субъект Российской Федерации. М., 2001. 124 с.

Тышта Е. В., кандидат политических наук, доцент.

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.

Ул. Ленина, 92, Абакан, Республика Хакасия, Россия, 655000.

E-mail: tyshta@mail.ru

Материал поступил в редакцию 15.03.2013.

E. V Tyshta

THE HISTORICAL EXPERIENCE OF CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TUVA (1990-2000-IES)

The article is devoted to the analysis of experience of constitutional construction in the Republic of Tyva in 1990— 2000-ies. The author presents various approaches to the use of the term “constitutional construction by scholars. From the perspective of systems analysis the author evaluates the activities of the main actors of the constitutional reform in the Tyva Republic, highlights its stages and factors shaping the process of constitutional development.

Key words: constitutional construction, Republic of Tyva, the Constitution of the Republic of Tyva, constitutional reform, political and legal system.

N. F. Katanov Khakas State University.

Ul. Lenina, 92, Abakan, Khakas Republic, Russia, 655000.

Email: tyshta@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.