Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ В ЖИЗНИ НАУЧНОЙ МОЛОДЁЖИ НОВОСИБИРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА'

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ В ЖИЗНИ НАУЧНОЙ МОЛОДЁЖИ НОВОСИБИРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР / НАУЧНАЯ МОЛОДЁЖЬ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ТРАНСЛЯЦИЯ ТРАДИЦИЙ / НАУЧНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ МЕСТО «НОВОСИБИРСКИЙ АКАДЕМГОРОДОК» / ПРОЕКТ «АКАДЕМГОРОДОК 2.0»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шелегина О. Н., Куперштох Н. А.

Актуализируется исторический опыт формирования системы профессионального становления и социальной активности молодых учёных в Новосибирском научном центре (ННЦ) с целью его современного и перспективного использования для совершенствования молодёжной политики в России, решения стратегических государственных задач XXI в. Анализируется историографический ресурс, релевантный проблеме изучения и передачи традиций в научной сфере. Рассматриваются пути формирования и трансляции традиций мотивации и успешной реализации молодёжи в профессиональной и социальной сферах. Даётся комплексная характеристика социокультурного пространства ННЦ, достопримечательного места «Новосибирский Академгородок», его значения для развития научной идентичности, новационного проекта «Академгородок 2.0».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL EXPERIENCE AND MODERN REALITIES IN THE LIFE OF SCIENTIFIC YOUTH OF THE NOVOSIBIRSK SCIENTIFIC CENTER

The article raises the actual problems of the implementation of youth policy in Russia. Attention is focused on the analysis of the historical experience and modern life of the scientific youth of the Novosibirsk Scientific Center (NSC). The methodological basis of the study is the concept of the intercivilizational era, the methods of anthropology of scientific life. The source base of the study is a representative historiographic resource on the history of the Novosibirsk Scientific Center and information contained in Internet publications, periodicals, as well as obtained through the included observation of authors in Akademgorodok. It is shown that during the period of the organization of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (SB RAS), the NSC phenomenon consisted in the predominance of young people in the society. A unique multi-stage system of personnel training was created from participation in Olympiads to doctoral studies. Currently, it is being improved: the emergence of new faculties, the expansion of specializations, areas of employment of graduates. Scientific schools of academicians G.K. Boreskov, A.A. Trofimuk, their followers, well-known scientists of the SB RAS became the basis for the professional growth of scientific youth. Since 1961, the Council of Young Scientists has been an effective organizational form for solving the scientific and social problems of young people. Modern directions of its work: conducting scientific schools, expert activities, development of bills in the field of “youth - science - innovation”; draft laws in the sphere of “youth - science - innovation”; popularization of science, implementation of social initiatives. In conclusion, promising areas of research of Russian scientific youth are presented.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ В ЖИЗНИ НАУЧНОЙ МОЛОДЁЖИ НОВОСИБИРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 3 (35). С. 93-102.

УДК 001.2+316.346.32-053.6(571.14) Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(3).93-102

О. Н. Шелегина, Н. А. Куперштох

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ В ЖИЗНИ НАУЧНОЙ МОЛОДЁЖИ НОВОСИБИРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА

Актуализируется исторический опыт формирования системы профессионального становления и социальной активности молодых учёных в Новосибирском научном центре (ННЦ) с целью его современного и перспективного использования для совершенствования молодёжной политики в России, решения стратегических государственных задач XXI в. Анализируется историографический ресурс, релевантный проблеме изучения и передачи традиций в научной сфере. Рассматриваются пути формирования и трансляции традиций мотивации и успешной реализации молодёжи в профессиональной и социальной сферах. Даётся комплексная характеристика социокультурного пространства ННЦ, достопримечательного места «Новосибирский Академгородок», его значения для развития научной идентичности, новационного проекта «Академгородок 2.0».

Ключевые слова: Новосибирский научный центр; научная молодёжь; система подготовки кадров; социальная активность; мотивация; трансляция традиций; научная идентичность; достопримечательное место «Новосибирский Академгородок»; проект «Академгородок 2.0».

В современный период развития России активизировалось внимание государства и общества к молодёжи как важному ресурсу, человеческому капиталу, обеспечивающему научно-технологическое и социогуманитар-ное будущее страны. Принят Федеральный закон РФ «О молодёжной политике в Российской Федерации» (2021 г.), национальный проект «Наука» ориентирован на формирование целостной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров. Российская академия наук (РАН) и Федеральное агентство по делам молодёжи заключили Соглашение о сотрудничестве (2021 г.), направленное на координацию научных исследований, вовлечение молодёжи в инновационную деятельность, популяризацию профессии учёного, обеспечение условий для самореализации молодых учёных1. Сибирское отделение (СО) РАН с его мощным интеллектуальным потенциалом на протяжении десятилетий успешно решает проблемы реагирования на вызовы ХХ-ХХ1 вв. Конструктивные традиции в научно-образовательной сфере поддерживаются в Новосибирском научном центре (ННЦ) с учётом современной социокультурной динамики, а мегапроект «Ака-

демгородок 2.0» можно рассматривать как образ будущего, играющего важную роль в мотивации и социализации молодёжи.

Изучение современной молодёжной политики носит междисциплинарный характер. В социологических и социально-философских работах, в дискуссиях на конференциях2 поднимается ряд актуальных проблем, касающихся эффективности государственной молодёжной политики, в частности необходимость разработки специальных мер, способствующих эффективной адаптации молодых учёных в профессиональной сфере [1, с. 100, 110], привлечения молодёжи для выражения отношения к формированию и реализации государственной молодёжной политики [2]. Возможность для обоснования моделей творческой и деловой активности молодёжи даёт новое научное направление -антропология научной жизни [3]. Подготовлены диссертационные исследования по молодёжной политике в регионах. Применительно к Западной Сибири рассмотрены Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области, имеющие богатые традиции в работе с молодёжью [4]. В отдельное направление можно выделить исследования

социальной активности научной молодёжи ННЦ. Выделены факторы этой активности, показана динамика профессионального роста молодёжи на фоне генезиса становления социума научного центра [5; 6]. Определены условия, повлиявшие на уникальность становления Новосибирского университета, проанализированы интерактивные формы работы с молодёжью [7; 8]. Эти работы базируются на историографическом ресурсе изучения научного и историко-культурного наследия СО РАН [9-11].

В данной статье, носящей в значительной степени постановочный характер, для системного изложения исторического опыта и реализации молодёжной политики в ННЦ проанализированы приоритетные позиции в научно-образовательной и профессиональной сфере, социальной активности молодёжи, выявлена уникальность социокультурного пространства Новосибирского Академгородка.

Организация СО АН СССР в 1957 г. и создание форсированными темпами нового междисциплинарного центра в Новосибирске (ННЦ) являлись новыми трендами научной политики страны. Организаторы СО АН СССР академики М. А. Лаврентьев, С. Л. Соболев и С. А. Христианович предложили авторскую модель комплексного научного центра, которая успешно действует на протяжении десятилетий. В её основе - междисциплинарное развитие фундаментальных исследований; разработка инновационных технологий для внедрения в производство; подготовка кадров по актуальным научным направлениям. Благодаря продуманной системе мотивационных стимулов в конце 1950-х гг. начался переток в основном молодых научных кадров из европейской части страны в Сибирь. Причём для каждой категории сотрудников эти мотивации были особыми, но общей для всех являлась перспектива получить благоприятные условия для работы: свободу научного поиска, комфортный уровень жизни, возможность быстрой научной карьеры. Организаторы Сибирского отделе -ния рассматривали молодёжь как самую мобильную категорию научных кадров. Её настроения сформулировали впоследствии известные учёные Б. В. Войцеховский и А. А. Дерибас, которые заявили о готовности

«немедленно переехать к месту организации нового научного центра» и подчеркнули, что это стремление присуще большому числу научной молодёжи [12, с. 31-32]. В 1958 г. доля выходцев из европейских научно-образовательных центров составляла в институтах ННЦ физико-математического и химического профиля - 98 %, биологического -90 %, технического - около 70 %3.

С организацией в 1958 г. Новосибирского университета (далее также НГУ) как неотъемлемой части ННЦ начала формироваться многоступенчатая система подготовки кадров, уникальность которой признана во всём мире. Эта система включает проведение олимпиад в регионах и отбор талантливых учеников старших классов для обучения сначала в летней школе, а затем на постоянной основе в Физико-математической школе (ФМШ) при НГУ (ныне Специализированный учебно-научный центр, СУНЦ). Выпускники ФШМ, за редким исключением, становились студентами НГУ и получали качественное образование в области физики, математики, химии, биологии, геологии и геофизики. Помимо выпускников ФМШ, абитуриенты прибывали из всех уголков СССР, так как информация об уникальной атмосфере Новосибирского Академгородка быстро распространилась в советском социуме.

Высшее учебное заведение нового типа, Новосибирский университет во главе с его первым ректором академиком И. Н. Векуа с самого начала формировался как исследовательский университет. НГУ перенял принцип Физтеха и практиковал раннее приобщение студентов к научно-исследовательской работе на базовых кафедрах. Большинство преподавателей НГУ являлись совместителями, а местом их основной работы были НИИ: ядерной физики, математики, катализа и др. В образовательный процесс транслировались последние достижения в той или иной области знания, а студенты получали возможность приобщиться к научным исследованиям. Многие успешные учёные в своих воспоминаниях отмечали, как атмосфера Академгородка способствовала развитию их творческого потенциала [13, р. 3]. Специализация в научном семинаре под руководством талантливого учёного означала включение студента в поле определённой научной шко-

лы, первые научные результаты докладывались на ежегодной студенческой конференции НГУ «Студент и научно-технический прогресс» (впервые прошла в 1963 г., ныне имеет статус международной), а также на семинарах базовой кафедры.

После защиты дипломной работы следующей ступенью научного роста молодёжи становились стажировка и аспирантура. Статус стажёра позволял выявить способности выпускника к научной работе и рекомендовать его либо для поступления в аспирантуру, либо на начальную ступень должностной лестницы - младшего научного сотрудника. Раскрытию творческого потенциала и формированию молодого учёного способствовали участие в работе институтских и межинститутских семинаров. Так, в Институте химической кинетики и горения важную роль в становлении молодых кадров учёных сыграли объединённые семинары: физико-химический и по горению и аэрозолям, организованные по инициативе выдающихся учёных, соответственно, - В. В. Воеводского и А. А. Ковальского. Причём «посещение семинара являлось обязательным, а любая критика - допустимой и равноценной»4.

«Обкатка» научных результатов происходила также на молодёжных конференциях. Первая конференция молодых учёных ННЦ прошла в апреле 1960 г. в здании театра «Красный факел» под руководством будущего академика Г. И. Будкера, директора Института ядерной физики. Председателем оргкомитета конференции был академик С. Л. Соболев, директор Института математики. На семи секциях было заслушано 196 докладов, в обсуждении которых приняли участие около 2 тыс. чел. [6, с. 88]. Такие конференции стали традиционными и со временем приобрели специализированный характер. В настоящее время практически каждый институт ННЦ проводит собственную конференцию молодых учёных.

Научные школы ННЦ помогали формировать научную рефлексию, личность молодого учёного и его профессиональные устремления. Приведём только несколько примеров значимости научных школ для подготовки кадров. Научная школа академика Г. К. Борескова, директора Института катализа, получила новый импульс к развитию с

организацией в НГУ кафедры катализа и адсорбции. В своих лекциях академик Боресков обобщал новейшие результаты изучения катализа, а его сотрудники читали спецкурсы и руководили спецсеминарами. В Институте катализа молодые учёные имели возможности для быстрого научного роста через обучение в аспирантуре и подготовку кандидатских, а затем и докторских диссертаций. Со временем в институте сформировались научные школы академиков К. И. Замараева, В. Н. Пармона, В. И. Бухтиярова, члена-корреспондента АН СССР Р. А. Буянова [11, с. 168, 170-171]. Научные школы воспитали не одно поколение талантливых учёных, ныне сотрудников ННЦ, а также ведущих научных центров России и мира. В Институте геологии и геофизики (ИГиГ) под руководством академика А. А. Трофимука была создана многоуровневая система подготовки научных кадров, которая включала организацию школьных геологических олимпиад, подготовку студентов вузов на базовых кафедрах института, аспирантуру и докторантуру, специализированные советы по приёму к защите кандидатских и докторских диссертаций, междисциплинарные научные семинары. Эта система стала основой успешного формирования в ИГиГ многочисленных научных школ, представители которых в дальнейшем создавали новые школы и направления [14, с. 149]. Например, научная школа академика В. С. Соболева воспитала известных учёных - академиков В. А. Верников-ского, Н. Л. Добрецова, Н. П. Похиленко, В. В. Ревердатто, Н. В. Соболева, В. С. Шацкого и др. В свою очередь, под их наставничеством выросли новые поколения геологов, которые успешно реализовались в профессии.

В современный период базовая основа системы подготовки кадров в ННЦ остаётся неизменной, однако в её составляющих происходят динамические подвижки. Помимо ФМШ-СУНЦ, при НГУ действует Высший колледж информатики, выпускники которого идут учиться на факультет информационных технологий НГУ, а также на факультеты подобного профиля других вузов. Расширился перечень специализации студентов благодаря открытию нескольких новых факультетов, а также новых отделений на прежних факультетах. С введением двухступенчатой

ступени высшего образования «бакалавриат - магистратура» меняется соотношение между теми, кому достаточно статуса бакалавра, и теми, кто продолжает обучение в магистратуре с целью научной карьеры. Меняются также предпочтения выпускников университета в отношении выбора профессиональной деятельности.

По данным Центра развития карьеры НГУ, в 2021 г. выпускники университета распределились по сферам деятельности следующим образом: наука и научное обслуживание - 32 %; 1Т, программирование и техническая поддержка - 30; образование -18 %5. Таким образом, 80 % выпускников предпочли сферу интеллектуального труда, а число желающих пойти в наиболее востребованную 1Т-сферу почти сравнялось с долей тех, кто выбрал сферу науки. И такая тенденция наблюдается уже несколько лет. Объяснение этому можно найти во всё увеличивающемся разрыве в оплате труда айтишни-ков и научных сотрудников: ныне НГУ входит в первую пятёрку российских вузов с наиболее высокой зарплатой выпускников, занятых в 1Т-отрасли6. Хотя зарплата молодых научных сотрудников в НИИ остаётся весьма скромной, весомую финансовую поддержку даёт участие в грантах РНФ, РФФИ, в выполнении проектов, связанных с заказами различных госкорпораций.

Сосредоточение большого числа молодёжи в новом научном центре сделало актуальной проблему их самоуправления. В начале 1960-х гг. средний возраст научных сотрудников ННЦ был 32-33 года, причём значительную прослойку составляла молодёжь комсомольского возраста - 28 % от общего числа научных сотрудников [6, с. 87]. Одним из авторов идеи консолидации научной молодёжи стал основатель ННЦ и СО АН академик М. А. Лаврентьев. Совет молодых учёных (СМУ) как форма решения научных и социальных проблем впервые в стране появился в ННЦ в 1961 г. по решению бюро комитета комсомола СО АН СССР. Среди основных задач общественной молодёжной организации было содействие росту молодых специалистов. СМУ в составе пяти секторов по отраслям наук, а также сектора научной пропаганды согласовывал работу с Президиумом СО АН и комитетом ВЛКСМ. Сфера

деятельности СМУ в советский период включала организацию лекториев и кружков в школах, участие в проведении олимпиад по физике, математике и химии, организацию молодёжных конференций и обзорных лекций для молодых учёных. Кроме того, она способствовала междисциплинарному взаимодействию научной молодёжи и их научному росту. На этапе становления ННЦ советы молодых учёных являлись как инструментом профессиональной социализации, так и своеобразной матрицей по воспитанию кадров. В дальнейшем эти функции СМУ смогли не только «прорасти» в научно-образовательной сфере, но и дать импульс для развития социальной активности молодёжи ННЦ [6, с. 98].

Воссоздание советов научной молодёжи (СНМ) началось в 1999 г. с выхода специального постановления Президиума СО РАН7. В качестве первоочередных ставились задачи развития новых форм стимулирования профессионального роста научной молодёжи, её закрепления в институтах СО РАН; повышения научной самостоятельности во взаимодействии с руководством научных центров и институтов; содействия скорейшему профессиональному росту научной молодёжи. В 2000-е гг. советы научной молодёжи институтов ННЦ стали играть заметную роль в жизни научного сообщества. Во-первых, их деятельность направлена на то, чтобы сделать молодёжь полноправным участником научного процесса. Это направление включает организацию проведения молодёжных научных школ, в которых принимают участие ведущие учёные; экспертную деятельность, обусловленную потребностью проведения широкой экспертизы научных публикаций и законопроектов сферы «молодёжь -наука - инновации»; участие в формировании молодёжной политики; участие в популяризации науки и трансляции образа учёного среди подрастающего поколения школьников и студентов для привлечения в научную сферу и др. [15, с. 245-246]. Во-вторых, деятельность СНМ в значительной мере направлена на то, чтобы раскрыть потенциал молодёжи в реализации социальных и общественных инициатив. Это направление включает разработку мотивационных стимулов для участия молодёжи в традиционных мероприятиях ННЦ (маёвка, Интернеделя, День

Победы и др.) и развитие инициатив по организации современных форм социальной активности (краеведение, экология, клубное движение, движение волонтёров, спорт и др.).

Современные исследователи отмечают отчётливую тенденцию понимания молодыми людьми значимости собственной роли в процессе становления и развития общества. Самоорганизация такой молодёжи осуществляется через деятельность молодёжных объединений, реализацию социальных проектов и инициатив, различные формы молодёжного самоуправления. При этом условием самореализации является наличие чёткой и ясной цели как мощного стимула к действию. Изучение социальной активности молодёжи включает также студенчество, которое рассматривается как социальная группа, отличающаяся своим отношением к различным сторонам жизнедеятельности общества, имеющая свои социальные ориентации и обеспечивающая преемственность поколений в интеллектуальном и духовном прогрессе общества [16, с. 289].

Эти выводы коррелируют с анализом социальной активности студенческой и научной молодёжи в ННЦ. Несомненным лидером в развитии молодёжных инициатив является Новосибирский университет. С первых лет своей деятельности он заявил о себе как о центре активной социально-политической жизни. Хотя большинство мероприятий курировали комсомольские и партийные организации, студенческим лидерам удалось создать креативный контент мероприятий, которые проводятся и сегодня. Социальная активность молодёжи была обусловлена уникальностью ННЦ, которая отличала его от других научных центров страны. Это демократический стиль управления, локализация в Академгородке большого числа молодых сотрудников, другие факторы [17, с. 43-44].

Трансляцию традиций ННЦ можно проследить на примере маёвки и Интернедели. Первая маёвка 1966 г. воплотила замысел студентов-комсомольцев университета во главе с Г. Швецовым, впоследствии известным учёным, привлечь молодёжь демократическими инициативами, укрепить интернациональные связи студентов. С 1972 г. стала проводиться Неделя интернациональной дружбы, впоследствии Неделя интернацио-

нальной солидарности (Интернеделя), которая включала фестиваль политической песни, конкурс политического плаката, фестиваль политических фильмов и др. С 1991 г. Интернеделя стала «детищем» студсовета НГУ, который сохранил главные традиции маёвки: музыкальный фестиваль и маёвочный костёр [18, с. 275, 277]. Современная Интернеделя -значимая социальная акция для молодёжи НГУ, ННЦ, вузов Новосибирска. Её целью является содействие уважению, терпимости и взаимопониманию молодёжи разных убеждений, культур и религий. Общественно-политический дискурс молодёжь обсуждает в рамках конференций, семинаров и круглых столов.

Таким образом, на каждом историческом этапе контент мероприятий - маёвки и Интернедели - наполнялся актуальными смыслами, созвучными эпохе. По современным оценкам, маёвка, возникшая как политизированная инициатива, вовлекла в свои ряды значительные молодёжные группы и не только содействовала формированию студенческой субкультуры, но и предоставила возможность для самовыражения и самореализации активных молодых людей [18, с. 279]. В 2016 г. большой интерес молодёжи и всех жителей Академгородка вызвала выставка художника Интернедели Игоря Аксёнова «Наша эпоха. Избранные плакаты 19811996 годов». Открывая её, выпускник НГУ д-р физ.-мат. наук С. Р. Сверчков подчеркнул, что «наступают такие моменты, когда что-то важное в прошлом становится актуальным сегодня»8.

Новосибирский Академгородок, характеризующийся особой научной идентичностью [8], в соответствии с концепцией В. Г. Рыженко [19] можно рассматривать как «культурно-цивилизационный ландшафт», связанный с целенаправленной деятельностью людей. Первому сибирскому наукограду удалось избежать технологического детерминизма территории благодаря перспективным подходам к организации среды жизнедеятельности и социокультурного пространства. Новации были связаны с проектированием и строительством поселения в так называемом экостиле, созданием привлекательного для молодёжи образа «города светлой мечты, большого дерзания»9. Особенно-

стью социокультурного пространства Академгородка во всех его проявлениях - политическом, культурно-историческом, туристическом - является его открытость, привлекательность для научных и деловых кругов, расширения образовательных и культурных контактов [20, с. 155-160]. В ННЦ сформировались локальные историко-культурные комплексы и креативные локации, которые играют важную роль в передаче традиций молодому поколению, организации их досуга и проявления социальной активности.

Статус Новосибирского Академгородка как достопримечательного места поддерживается наличием и развитием в нём совокупности комплексов мемориально-монументальных (памятники и мемориальные доски, посвящённые выдающимся учёным и гражданам); музейных (музеи и объекты музейного значения); топонимических (научные термины в названиях улиц, объектов); интел-лектуально-досуговых (деятельность объектов культуры, общественного быта); экологических (ландшафтно-природные зоны). Показателем интереса молодёжи к развитию социокультурного пространства Академгородка является формирование новационных комплексов. Аттрактивный включает в себя арт-объекты с научной символикой, граффити с сюжетами, популяризирующими науку, информационный парк НГУ. Ивентовый (событийный) комплекс реализуется преимущественно на базе инновационной молодёжной площадки Технопарка «Точка кипения». Здесь проходят конференции, семинары, дискуссии, фестиваль «Академина», особо отметим российский культурно-исторический форум «Место силы и свободы. Академгородок» (10-11 марта 2018 г.) [10].

Следует подчеркнуть, что символические места, посвящённые учёным ННЦ, способствуют развитию имиджа Новосибирска как научной столицы региона, привлекают внимание жителей других городов [21, с. 111-112]. В этом русле работает Выставочный центр СО РАН, организующий экспозиции (в том числе на открытых площадках), посвящённые учёным и историческим датам Сибирского отделения и ННЦ. Новосибирский университет плодотворно сотрудничает со многим школами сибирских городов. Музей истории НГУ проводит работу

с молодёжью в условиях новой социальной и технологической реальности. Она направлена на внедрение интерактивных форм организации музейного пространства и представление научного и историко-культурного наследия (сторитейлинг, облака слов), трансляцию имиджевой политики НГУ с акцентом на интеграцию традиций и инноваций.

Таким образом, на основе анализа исторического опыта, реалий первой четверти XXI в. молодёжной политики в ННЦ можно выделить несколько направлений, перспективных с точки зрения изучения проблемы самореализации научной молодёжи в современный период. Актуальным является обобщение исторического опыта форм и моделей профессионального роста и социальной активности молодёжи научных центров РАН. Целесообразно определение эффективных подходов к созданию и совершенствованию научных основ молодёжной политики и привлечения молодёжи как активного ресурса (человеческого капитала) для решения крупномасштабных задач научно-технологического развития России. Необходима междисциплинарная разработка новых методологических подходов выявления мотиваций молодёжи к образованию, научной деятельности, реализации творческого потенциала, достижению жизненного успеха. Требуется создание условий для более широкого применения исторического контента в социально-политических исследованиях и образовательных ресурсах, направленных на развитие российской идентичности молодых учёных.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 РАН заключила Соглашение о сотрудничестве с Росмолодёжью. 04.06.2021. - URL: http ://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=1a9e239 7-b90d-4dc9-9a31-a92b8030b00e (дата обращения: 20.06.2022).

2 Проказина Н. Молодёжная политика в современном обществе. - URL: https://alt.ranepa.ru /pressroom/news/molodezhnaya_politika_sovremen-nom_obshchestve_6826.html (дата обращения: 18.06.2022).

3 Рассчитано по: Научный архив Сибирского отделения РАН. Ф. 10. Оп. 3. Д. 28. Л. 139.

4 Бурштейн А. Вспоминая В. В. Воеводского // Наука в Сибири. - 2012. - 12 июля.

5 Мониторинг трудоустройства выпускников НГУ-2021. - URL: https://www.nsu.ru/n/career/media /news/3349957/ (дата обращения: 24.06.2022).

6 НГУ вошёл в первую пятёрку вузов с наиболее высокой зарплатой выпускников, занятых в IT-отрасли. - URL: https://www.nsu.ru/n7career /media/news/3115856/ (дата обращения: 24.06.2022).

7 Постановление Президиума СО РАН от 24 июня 1999 г. № 200 «О советах молодых учёных в научных центрах и институтах СО РАН» // Наука в Сибири. - 1999. - 9 июля. - С. 1.

8 О прошлом и настоящем: в Доме учёных открылась выставка Игоря Аксенова «Избранные плакаты». - URL: https://rn.academ.info/news /37427 (дата обращения: 25.02.2022).

9 Евладов Б. В., Мокшин С. И. Золотая долина, Академгородок (Репортаж из Новосибирского научного центра). - М. : Изд-во полит. лит., 1966. - С. 2, 132.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванченко О. С. Молодые учёные в России и проблемы их профессионализации в научно-исследовательском дискурсе // Гуманитарий юга России. - 2020. - Т. 9 (46). - № 6. - С. 99-110. - DOI: 10.18522/2227-8656.2020.6.7.

2. Подъячев К. В., Халий И. А. Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2020. - Т. 20. - № 2. - С. 263-276. - DOI: 10.22363/2313-22722020-20-2-263-276.

3. Антропология академической жизни: традиции и инновации / отв. ред. Г. А. Комарова. - М. : ИЭА РАН, 2013. - 376 с.

4. Ерошов В. В. Исторический опыт реализации государственной молодёжной политики в регионах Западной Сибири в 90-е гг. XX века - начале XXI века : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Кемерово, 2007. - 26 с.

5. Муренко Д. И. Мировоззренческие поиски реформирования деятельности ВЛКСМ молодёжью Новосибирского Академгородка в середине 1960-х гг. // Вестник Томского государственного университета. История. - 2021. - № 71. - С. 24-31. - DOI: 10.17223/19988613/71/4.

6. Муренко Д. И. Особенности зарождения и развития Совета молодых учёных Новосибирского научного центра в 1960-х гг. // Интеллигенция и мир. - 2020. - № 2. - С. 84-100. - DOI: 10.46725/IW.2020.2.7.

7. Выборнова В. А. Акторы становления Новосибирского государственного университета (1959-1962): опыт просопографического анализа // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2021. - № 4 (40). - С. 26-41. - DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.3.

8. Шелегина О. Н., Куперштох Н. А., Запорожченко Г. М., Покровский Н. Н. Идентичность локальных научных сообществ: опыт формирования и трансляции (по материалам Новосибирского научного центра СО РАН) // Гуманитарные науки Сибири. - 2016. - Т. 25. - № 3. - С. 117-122. - DOI: 10.15372/HSS20160321.

9. Крайнева И. А. Научное наследие советских учёных в электронных архивах СО РАН: Мастер. Лидер. Проповедник. - Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2018. - 386 с.

10. Покровский Н. Н., Запорожченко Г. М., Шелегина О. Н. Достопримечательное место «Новосибирский Академгородок»: научное и историко-культурное наследие. - Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2018. - 128 с.

11. Куперштох Н. А., Крайнева И. А. Их именами названы институты Новосибирского научного центра. - Новосибирск : СО РАН, 2022. - 320 с.

12. Куперштох Н. А. Кадры академической науки Сибири (середина 1950-х - 1960-е гг.). - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1999. - 151 с.

13. Kupershtokh N. A. Academician Sergey Alekseenko: The origins of life energy // Interfacial Phenomena and Heat Transfer. - 2021. - Vol. 9. - № 3. - P. 1-16. - DOI: 10.1615/InterfacPhenomHeatTransfer.2021039873.

14. КуперштохН. А. Развитие геологических исследований и формирование научных школ в Новосибирском научном центре СО РАН // Философия науки. - 2007. - № 4 (35). - С. 146-175.

15. Нолев Е. В., Лидер Е. В. К юбилею воссоздания первой в стране организации молодых учёных: летопись Совета научной молодёжи СО РАН // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. - 2019. -№ 3 (35). - С. 241-248. - DOI: 10.31554/2222-9175-2019-35-241-248.

16. Арендачук И. В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодёжи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. -2018. - Т. 15, № 3. - С. 287-307. - DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15- 3-287-307.

17. Водичев Е. Г., Куперштох Н. А. Формирование этоса научного сообщества в новосибирском Академгородке, 1960-е годы // Социологический журнал. - 2001. - № 4. - С. 41-65.

18. Выборнова В. А. Маёвка Новосибирского государственного университета как феномен студенческой субкультуры: зарождение, трансформация, опыт (1966-2018 гг.) // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных : сб. материалов Всерос. молодёжной науч. шк.-конф. с междунар. участием / редкол.: Т. И. Морозова и др. - Новосибирск : НГУ, 2019. - С. 271-280.

19. Рыженко В.Г. Образы и символы советского города в современных исследовательских опытах: региональный аспект : моногр. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - 340 с.

20. Орлов С. Б., Шелегина О. Н. Наукограды Сибири: историко-социологический анализ // Инноватика и экспертиза. - 2019. - Вып. 1 (26). - С. 155-165. - Б01: 10.35264/1996-2274-2019-1-155-16522.

21. Кузнецова А. В. Особенности ведомственной символики в современном пространстве крупного города (на материалах Новосибирска) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». -2021. - Т. 8, № 4 (32). - С. 109-118. - Б01: 10.24147/2312-1300.2021.8(4).109-118.

Сведения об авторах

Шелегина Ольга Николаевна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора общественно-политического развития Института истории Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия) Адрес для корреспонденции: 630090, Россия, Новосибирск, ул. Николаева,8

E-mail: oshelegina@yandex.ru РИНЦ AuthorlD: 74801 ОкСЮ: 0000-0003-3715-4380 WoS ResearcherlD: K-1591-2018 Scopus AuthorlD: 23486813400

Куперштох Наталья Александровна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора истории социально-экономического развития Института истории Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 630090, Россия,

Новосибирск, ул. Николаева, 8

E-mail: nataly.kuper@gmail.com

РИНЦ AuthorlD: 130486

ОRCID: 0000-0003-1522-1837

WoS ResearcherlD: AAC-8106-2020

Scopus AuthorlD: 56268665900

Информация о статье

Дата поступления 30 июня 2022 г.

Дата принятия в печать 20 июля 2022 г.

Для цитирования

Шелегина О. Н., Куперштох Н. А. Исторический опыт и современные реалии в жизни научной молодёжи Новосибирского научного центра // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 3 (35). С. 93-102. й01: 10.24147/2312-

1300.2022.9(3).93-102.

O.N. Shelegina, N.A. Kupershtokh

HISTORICAL EXPERIENCE AND MODERN REALITIES IN THE LIFE OF SCIENTIFIC YOUTH OF THE NOVOSIBIRSK SCIENTIFIC CENTER

The article raises the actual problems of the implementation of youth policy in Russia. Attention is focused on the analysis of the historical experience and modern life of the scientific youth of the Novosibirsk Scientific Center (NSC). The methodological basis of the study is the concept of the intercivilizational era, the methods of anthropology of scientific life. The source base of the study is a representative historiographic resource on the history of the Novosibirsk Scientific Center and information contained in Internet publications, periodicals, as well as obtained through the included observation of authors in Akademgorodok. It is shown that during the period of the organization of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (SB RAS), the NSC phenomenon consisted in the predominance of young people in the society. A unique multi-stage system of personnel training was created from participation in Olympiads to doctoral studies. Currently, it is being improved: the emergence of new faculties, the expansion of specializations, areas of employment of graduates. Scientific schools of academicians G.K. Boreskov, A.A. Trofimuk, their followers, well-known scientists of the SB RAS became the basis for the professional growth of scientific youth. Since 1961, the Council of Young Scientists has been an effective organizational form for solving the scientific and social problems of young people. Modern directions of its work: conducting scientific schools, expert activities, development of bills in the field of "youth - science - innovation"; draft laws in the sphere of "youth -

science - innovation"; popularization of science, implementation of social initiatives. In conclusion, promising areas of research of Russian scientific youth are presented.

Keywords: Novosibirsk Research Center; scientific youth; personnel training system; social activity; motivation; transmission of traditions; scientific identity; Novosibirsk Academgorodok landmark; Akademgorodok 2.0 project.

REFERENCES

1. Ivanchenko O.S. Molodye uchenye v Rossii i problemy ikh professionalizatsii v nauchno-issledovatel'skom diskurse [Young scientists in Russia and the problems of their professionalization in research discourse].

Gumanitarii yuga Rossii [Humanities of the South of Russia], 2020, vol. 9 (46), no. 6, pp. 99-110. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.6.7. (in Russian).

2. Podyyachev K.V., Khalii I.A. Sovremennoe obshchestvo: aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya [Modern society: current problems and development prospects]. Vestnik RUDN. Seriya "Sotsiologiya" [Bulletin of the RUDN. Series "Sociology"], 2020, vol. 20, no. 2, pp. 263-276. DOI: 10.22363/2313-22722020-20-2-263-276. (in Russian).

3. Komarova G.A. (ed.). Antropologiya akademicheskoi zhizni: traditsii i innovatsii [Anthropology of academic life: traditions and innovations], Moscow, Institute of Anthropology and Ethnography of the RAS Publ., 2013, 376 p. (in Russian).

4. Eroshov V.V. Istoricheskii opyt realizatsii gosudarstvennoi molodezhnoi politikt v regionakh Zapadnoi Sibiri v 90-e gg. XX veka - nachale XXI veka [Historical experience of implementing the state youth policy in the regions of Western Siberia in the 90s. 20th century - early 21st century], Author's abstract, Kemerovo, 2007, 29 p. (in Russian).

5. Murenko D.I. Mirovozzrencheskie poiski reformirovaniya deyatel'nosti VLKSM molodezh'yu Novosibirskogo Akademgorodka v seredine 1960-kh gg. [Ideological searches for reforming the activities of the Komsomol by the youth of Novosibirsk Akademgorodok in the mid-1960s]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. "Istoriya" [Bulletin of Tomsk State University. "History"], 2021, no. 71, pp. 24-31. DOI: 10.17223/19988613/71/4. (in Russian).

6. Murenko D.I. Osobennosti zarozhdeniya i razvitiya Soveta molodykh uchenykh Novosibirskogo nauchnogo tsentra v 1960-kh gg. [Features of the origin and development of the Council of Young Scientists of the Novosibirsk Scientific Center in the 1960s]. Intelligentsiya i mir [Intelligentsia and the world], 2020, no. 2, pp. 84-100. DOI: 10.46725/IW.2020.2.7. (in Russian).

7. Vybornova V.A. Aktory stanovleniya Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta (1959-1962): opyt prosopograficheskogo analiza [The actors of the formation of Novosibirsk State University (1959-1962): the experience of prosopographic analysis]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University], 2021, no. 4 (40), pp. 26-41. DOI: 10.32516/2303-9922.2021.40.3. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shelegina O.N., Kupershtokh N.A., Zaporozhchenko G.M., Pokrovsky N.N. Identichnost' lokal'nykh nauchnykh soobshchestv: opyt formirovaniya I translyatsii (po materialam Novosibirskogo nauchnogo tsentra SO RAN [The identity of local scientific communities: the experience of formation and translation (based on the materials of the Novosibirsk Scientific Center SB RAS)]. Gumanitarnye nauki Sibiri [Humanities of Siberia], 2016, vol. 25, no. 3, pp. 117-122. DOI: 10.15372/HSS20160321. (in Russian).

9. Kraineva I.A. Nauchnoe nasledie sovetskikh uchenykh v elektronnykh arkhivakh SO RAN: Master. Lider. Propovednik [Scientific heritage of Soviet scientists in electronic archives of SB RAS: Master. Leader. The preacher], Novosibirsk, Novosibirsk State University Publ., 2018, 386 p. (in Russian).

10. Pokrovskii N.N., Zaporozhchenko G.M., Shelegina O.N. Dostoprimechatel'noe mesto "Novosibirskii Akademgorodok": nauchnoe i istoriko-kul'turnoe nasledie [Place of interest "Novosibirsk Akademgorodok": scientific and historical and cultural heritage], Novosibirsk, Novosibirsk State University Publ., 2018, 128 p. (in Russian).

11. Kupershtokh N.A., Kraineva I.A. Ikh imenami nazvany instituty Novosibirskogo nauchnogo tsentra [The institutes of the Novosibirsk Scientific Center are named after them], Novosibirsk, SB RAS Publ., 2022, 320 p. (in Russian).

12. Kupershtokh N.A. Kadry akademicheskoi nauki Sibiri (seredina 1950-kh - 1960-e gg.) [Cadres of academic science of Siberia (mid-1950s - 1960s)], Novosibirsk, SB RAS Publ., 1999, 151 p. (in Russian).

13. Kupershtokh N.A. Academician Sergey Alekseenko: The origins of life energy. Interfacial Phenomena and Heat Transfer, 2021, vol. 9, no. 3, pp. 1-16. DOI: 10.1615/InterfacPhenomHeatTransfer.2021039873.

14. Kupershtokh N.A. Razvitie geologicheskikh issledovanii i formirovanie nauchnykh shkol v Novosibirskom nauchnom tsentre SO RAN [The development of geological research and the formation of scientific schools in the Novosibirsk Scientific Center SB RAS]. Filosofiya nauki [Philosophy of Science], 2007, no. 4 (35), pp. 146-175. (in Russian).

15. Nolev E.V., Lider E.V. K yubileyu vossozdaniya pervoi v strane organizatsii molodykh uchenykh: letopis' Soveta nauchnoi molodezhi SO RAN [To the anniversary of the re-establishment of the first organization of young scientists in the country: chronicle of the Council of Scientific Youth SB RAS]. Vestnik Buryatskogo nauchnogo tsentra SO RAN [Bulletin of the Buryat Scientific Center SB RAS], 2019, no. 3 (35), pp. 241-248. DOI: 10.31554/2222-9175-2019-35-241-248. (in Russian).

16. Arendachuk I.V. Dinamika tsennostno-smyslovykh kharakteristik sotsial'noi aktivnosti sovremennoi molodezhi [Dynamics of value-semantic characteristics of social activity of modern youth]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya "Psikhologiya i pedagogika" [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series "Psychology and Pedagogy"], 2018, vol. 15, no. 3, pp. 287-307. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15- 3-287-307. (in Russian).

17. Vodichev E.G., Kupershtokh N.A. Formirovanie etosa nauchnogo soobshchestva v novosibirskom Akademgorodke, 1960-e gody [Formation of the ethos of the scientific community in Novosibirsk Akademgorodok, 1960s]. Sotsiologicheskii zhurnal [Sociological Journal], 2001, no. 4, pp. 41-65. (in Russian).

18. Vybornova V.A. Maevka Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta kak fenomen studencheskoi subkul'tury: zarozhdenie, transformatsiya, opyt (1966-2018 gg.) [Mayevka of Novosibirsk State University as a phenomenon of student subculture: origin, transformation, experience (1966-2018 years)]. Aktual'nye problemy istoricheskikh issledovanii: vzglyad molodykh uchenykh [Actual problems of historical research: the view of young scientists], proceedings of the All-Russian Youth Scientific School-conference with international participation, Novosibirsk, Novosibirsk State University Publ., 2019, pp. 271-280. (in Russian).

19. Ryzhenko V.G. Obrazy i simvoly sovetskogo goroda v sovremennykh issledovatel'skikh opytakh: regional'nyi aspect [Images and symbols of the Soviet city in modern research experiments: regional aspect], Omsk, Omsk State University Publ., 2010, 340 p. (in Russian).

20. Orlov S.B., Shelegina O.N. Naukogrady Sibiri: istoriko-sotsiologicheskii analiz [Science cities of Siberia: historical and sociological analysis]. Innovatika i ekspertiza [Innovatika i expertize], 2019, iss. 1 (26), pp. 155-165. DOI: 10.35264/1996-2274-2019-1-155-16522. (in Russian).

21. Kuznetsova A.V. Osobennosti vedomstvennoi simvoliki v sovremennom prostranstve krupnogo goroda (na materialakh Novosibirska) [Features of departmental symbols in the modern space of a large city (on the materials of Novosibirsk)]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Istoricheskie naukf [Herald of Omsk University. Series "Historical Studies"], 2021, vol. 8, no. 4 (32), pp. 109-118. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(4).109-118. (in Russian).

About the authors

Оlga N. Shelegina - Doctor of Historical Sciences, Leading Researcher of the Sector for Social and Political Development of the Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russia)

Postal address: 8, Nikolaeva ul., Novosibirsk,

630090, Russia

E-mail: oshelegina@yandex.ru

RSCI AuthorlD: 74801

ОRCID: 0000-0003-3715-4380

WoS ResearcherID: K-1591-2018

Scopus AuthorID: 23486813400

Natalia A. Kupershtokh - PhD in Historical Sciences, Senior Researcher of the Sector for Social and Economical Development of the Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russia)

Postal address: 8, Nikolaeva ul., Novosibirsk, 630090, Russia

E-mail: nataly.kuper@gmail.com RSCI AuthorID: 130486 ОRCID: 0000-0003-1522-1837 WoS ResearcherID: AAC-8106-2020 Scopus AuthorID: 56268665900

Article info

Received June 30, 2022

Accepted July 20, 2022

For citations

Shelegina O.N., Kupershtokh N.A. Historical Experience and Modern Realities in the Life of Scientific Youth of the Novosibirsk Scientific Center. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, vol. 9, no. 3 (35), pp. 93-102. DOI: 10.24147/2312-1300.2022. 9(3).93-102 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.