№ 322
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Май
2009
ПРАВО
УДК 342.4
А.Н. Ведерников
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Раскрыты важные исторические аспекты становления Конституционного Суда России. Раскрывается история становления конституционного судопроизводства как самостоятельного.
Ключевые слова: Конституционный Суд; конституционное производство.
Конституционное судопроизводство - новый и относительно «молодой» среди называемых в ч. II ст. 118 Конституции Российской Федерации четырех видов судопроизводств: конституционного, гражданского,
административного и уголовного. Заметим, кстати, что ранее, в Конституциях СССР и РСФСР, назывались лишь два вида судопроизводств: гражданское и уголовное. Реально же впервые конституционное судопроизводство в нашей стране получило право законодательного закрепления в принятом 12 июля 1991 г.
V (внеочередным) Съездом народных депутатов РСФСР законе «О Конституционном Суде РСФСР» [1]. Возможность принятия подобного закона была предусмотрена внесенной в Конституцию РСФСР 1978 г. поправкой от 15 декабря 1990 г. Тогда же впервые в Конституции РСФСР было предусмотрено избрание Съездом народных депутатов РСФСР Конституционного Суда РСФСР, а не Комитета конституционного надзора, как ранее значилось в Конституции [2], по аналогии с Комитетом конституционного надзора СССР.
История разработки и принятия первого закона о Конституционном Суде в современной России по-своему драматична и не лишена познавательного интереса.
В 1990 г. Конституцией РСФСР предусматривалось двухступенчатое построение законодательного органа власти. Он состоял из Верховного Совета РСФСР, как постоянно работающего органа, и Съезда народных депутатов РСФСР, собиравшегося не реже одного раза в год, а практически в любое время по инициативе Верховного Совета РСФСР, его Председателя или иных высших органов законодательной власти федерации и ее субъектов. Съезд народных депутатов имел юрисдикцию более высокого уровня, он мог «принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР» (ч. II ст. 104 Конституции РСФСР).
Конституционный Суд РСФСР был учрежден на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», принятого II (внеочередным) Съездом народных депутатов РСФСР [3]. Согласно этому Закону, ст. 119 Конституции РСФСР была изложена в следующей редакции: «Конституционный Суд РСФСР избирается Съездом народных депутатов РСФСР. Порядок избрания и деятельности Конституционного Суда РСФСР определяется Законом РСФСР о Конституционном Суде РСФСР, утвержденным Съездом народных депутатов РСФСР».
Закон же РСФСР от 24 мая 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», принятый IV Съездом народных депутатов РСФСР, сделал следующий шаг по пути к появлению Конституционного Суда в России. Так, в части второй ст. 163 Конституции содержалось положение о том, что Конституционный Суд РСФСР является частью судебной системы РСФСР, а в части первой ст. 165 провозглашалось, что «Конституционный Суд РСФСР является высшим судебным органом конституционного контроля в РСФСР, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РСФСР состоит из 15 судей» [4].
К этому времени, а именно 6 мая 1991 г., первый Закон «О Конституционном Суде РСФСР» уже был принят Верховным Советом РСФСР, но при этом из него была исключена гл. 3 разд. III Закона «Рассмотрение дел о конституционности правоприменительной практики». Сторонники этой позиции полагали, что в противном случае Конституционный Суд будет ревизовать судебную практику судов общей юрисдикции, в том числе и деятельность Верховного Суда РСФСР. Им было невдомек, что при рассмотрении конкретных дел по жалобам граждан в Конституционном Суде будут защищаться конституционные права этих граждан, а не пересматриваться ранее вынесенные решения по их делам, и этим будет обеспечиваться верховенство и непосредственное (прямое) действие Конституции. Пересматривать же решения по их делам будут по-прежнему суды общей юрисдикции, а не сам Конституционный Суд.
Это были новые подходы к пониманию сущности и действенности Конституции как к документу «живого права», а не бездействующей «вывеске» государства, что не доходило до сознания ряда народных депутатов, в том числе и юристов, воспитанных в духе советской правовой доктрины.
Однако V (внеочередной) Съезд народных депутатов
12 июля 1991 г. утвердил Закон «О Конституционном Суде РСФСР» в новой редакции, включив в него и гл. 3 Закона «Рассмотрение дел о конституционности право -применительной практики». Съезд ввел в действие Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» с момента его утверждения, т.е. с 12 июля 1991 г. Эту дату и следует считать датой принятия первого в отечественной истории Закона о Конституционном Суде и датой рождения конституционного судопроизводства в современной России.
V Съезд народных депутатов на этом прервал свою работу и продолжил ее вновь в октябре 1991 г. За это время путем обсуждения и мягкого рейтингового голосования на трех Комитетах Верховного Совета РСФСР (Комитет по законодательству, Комитет по правам человека и Комитет по соблюдению законности и борьбе с преступностью) из числа претендентов на должности судей Конституционного Суда, выдвинутых депутатскими фракциями, руководящими органами отдельных правоохранительных структур (Прокуратуры РСФСР, Верховного Суда РСФСР), а также научными коллективами, был сформирован список из 23 кандидатур, которым предстояло пройти избрание на Съезде народных депутатов. 29-30 октября 1991 г. из числа представленных кандидатур большинство голосов Съезда получили
13 человек. По Конституции надлежало избрать 15 судей, но две вакансии так и не были заполнены.
В числе избранных были 5 народных депутатов РСФСР (профессора Н.Т. Ведерников и О.И. Тиунов, кандидаты юридических наук А.Л. Кононов и Ю.Д. Рудкин и бывший следователь по особо важным делам Прокуратуры РСФСР В.И. Олейник). Народные депутаты тут же на Съезде сняли с себя депутатские полномочия. Судьям надлежало лишь организационно оформить себя, чтобы стать полномочным Конституционным Судом РСФСР. Вскоре состоялись выборы Председателя Конституционного Суда - им стал профессор В. Д. Зорькин, заместителя Председателя - им стал профессор Н.В. Витрук, секретарем Суда был избран Ю.Д. Рудкин. Избирались они в соответствии с Законом «О Конституционном Суде РСФСР» из числа уже избранных Съездом судей.
Суд приступил к разработке структуры аппарата Суда и его формированию, созданию своей материально-технической базы. Одновременно началось поступление обращений в адрес этого нового и необычного органа судебной власти.
С исторических позиций существенным моментом в становлении конституционного судопроизводства в нашей стране является также то, что оно возникло и успешно развивалось до принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Юридическим обоснованием появления Конституционного Суда в России явилось принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой впервые на законодательном уровне был зафиксирован принцип разделения властей, несколько позднее затем внесенный в качестве поправки непосредственно в текст Конституции РСФСР 1978 г.
Хотя в сам Закон «О Конституционном Суде РСФСР» не было внесено каких-либо поправок в течение всего срока его действия, конституционные основы деятельности Суда первого состава вскоре были существенно расширены и укреплены. Так, VI Съездом народных депутатов РСФСР 21 апреля 1992 г. был принят очередной Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» [5], где ч. I ст. 165 Конституции была изложена в новой редакции. В ней говорилось: «Конституционный Суд Российской Федерации - высший орган судебной власти по защите конституционного строя. Конституцион-
ный Суд Российской Федерации состоит из 15 судей. Организация Конституционного Суда Российской Федерации, его компетенция и порядок конституционного судопроизводства в нем устанавливаются Законом о Конституционном Суде Российской Федерации».
Но кроме этого, что даже более важно, данным же Законом Конституция была дополнена ч. II ст. 165, в которой была представлена компетенция Конституционного Суда. Причем относительно Закона о Конституционном Суде компетенция Суда была расширена, в частности, он получал право рассматривать дела о конституционности политических партий и иных общественных объединений, а также разрешать споры о компетенции между государственными органами.
Тем же Законом в Конституцию была включена ст. 86, которая предусматривала, что в случае досрочного прекращения полномочий краевых, областных и местных Советов народных депутатов требовалось Заключение Конституционного Суда.
Однако процесс расширения и углубления компетенции Конституционного Суда на этом не завершился.
9 декабря 1992 г. VII Съездом народных депутатов Российской Федерации был принят еще один Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России» [6], который предоставил Верховному Совету Р/Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» право в случае обращения его в Конституционный Суд относительно конституционности указов и распоряжений Президента РФ приостанавливать их действие до разрешения Конституционным Судом дел об их конституционности, а на основании соответствующего Заключения Конституционного Суда Верховный Совет мог отменить не только указ, но и распоряжения Президента.
В этой краткой хронологии расширения компетенции Конституционного Суда важно то, что с самых первых шагов его деятельности шло активное формирование его конституционных основ и совершенствование конституционного судопроизводства.
Первый Закон о Конституционном Суде был действующим, работающим законом, и первый состав Конституционного Суда на его основе в течение 19921993 гг. разрешил 27 дел, из которых 19 касались конституционности нормативных актов и 8 - индивидуальных жалоб граждан.
Конституционный Суд признал противоречащими Конституции РФ 2 постановления Съезда народных депутатов, 6 нормативных актов Верховного Совета РСФСР, 8 Указов Президента Российской Федерации, 2 нормативных акта Правительства, 2 нормативных акта Президиума Верховного Совета и 4 нормативных акта министерств РФ. За этот же период Конституционный Суд вынес 18 представлений о фактах нарушений Конституции РФ различными органами власти и два заключения на действия и решения Президента РФ Б.Н. Ельцина.
С момента своего возникновения конституционное судопроизводство имело свои и организационноправовые и сущностные особенности, которые делали его самостоятельным видом судопроизводства. Так, по первому закону о Конституционном Суде предусмат-
ривалось участие в заседаниях Суда руководителей правоохранительных органов страны, в том числе Председателя Верховного Суда РСФСР, Генерального прокурора РСФСР и Министра юстиции РСФСР, которые имели право излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам (п. 1 ст. 36 Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР»). Участие в заседаниях Суда названных высоких должностных лиц способствовало поднятию престижа Суда на первом этапе его деятельности, служило обеспечению законности и творческому подходу в развитии конституционного судопроизводства.
В заседание Конституционного Суда РСФСР приглашались стороны и их представители. Представителями сторон в заседании Суда, кроме представителей по должности, могли быть «только адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности». Категорическое указание закона на то, что представителями сторон в Суде могут быть только адвокаты, было весьма символичным для 1991 г. и нарождающегося конституционного правосудия в России. Адвокаты России становились полноправными участниками весьма не простых государственно-правовых процессов, требующих часто глубоких специальных и общетеоретических знаний, умения вести полемику с представителями законодательных органов власти и отвечать на непростые вопросы судей Конституционного Суда.
Практически конституционное судопроизводство в нашей стране стало формироваться и развиваться с
началом деятельности Конституционного Суда. Неслучайно в первые годы существования Суду приходилось неоднократно обращаться к решению процедурных вопросов, вынося по ним свои определения по ходу рассмотрения конкретных дел. Так, например, в ходе рассмотрения так называемого «дела КПСС», а фактически дела о проверке конституционности указов Президента РФ от 23 августа 1991 г. «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 г. «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 г. «О деятельности КПСС и Коммунистической партии РСФСР» Конституционным Судом были приняты следующие решения по процедурным вопросам: о соединении ходатайств относительно названных указов в одно производство (25 мая); о заслушивании заключений экспертов по делу (14 сентября); о вызове в Суд ряда свидетелей (21 сентября); о наложении штрафа на адвоката А.М. Макарова (22 сентября); о явке в Суд свидетеля М. С. Горбачева (5 октября); о приобщении к делу представленных документов о дальнейшем ходе судебного заседания и ряд других решений.
Неслучайно во втором законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 23 июля 1994 г. судо-устройственные и процессуальные вопросы были представлены в более обстоятельном виде, что в итоге дает основания говорить о конституционном судопроизводстве как об отдельном, самостоятельном виде судопроизводства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 19. Ст. 621.
2. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303.
3. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 29. Ст. 395.
4. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 30. Ст. 621.
5. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 20. Ст. 1084.
6. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 55.
Статья представлена научной редакцией «Право» 5 февраля 2009 г.