Научная статья на тему 'Исторический крой в современном проектировании: от реминисценции до реконструкции'

Исторический крой в современном проектировании: от реминисценции до реконструкции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
106
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОЙ / РЕКОНСТРУКЦИЯ КОСТЮМА / РЕМИНИСЦЕНЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Москвин А. Ю.

Статья посвящена определению местоположения адаптивного применения исторического кроя в современной концепции проектирования одежды. На основе противопоставления современного и исторического кроя обозначены границы данного феномена в авторской проектной деятельности. Детерминированы точки соприкосновения адаптивного применения исторического кроя с такими направлениями инженерной деятельности, как реминисценция и реконструкция костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический крой в современном проектировании: от реминисценции до реконструкции»

ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОЙ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ: ОТ РЕМИНИСЦЕНЦИИ ДО РЕКОНСТРУКЦИИ

© Москвин А.Ю.*

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена определению местоположения адаптивного применения исторического кроя в современной концепции проектирования одежды. На основе противопоставления современного и исторического кроя обозначены границы данного феномена в авторской проектной деятельности. Детерминированы точки соприкосновения адаптивного применения исторического кроя с такими направлениями инженерной деятельности, как реминисценция и реконструкция костюма.

Ключевые слова: исторический крой, реконструкция костюма, реминисценция, проектирование одежды.

Инновации основываются на многовековом историческом опыте. Широчайший спектр возможностей для творчества предоставляет индустрии моды история. Исторический костюм какой-либо эпохи, представленный как совокупность элементов кроя или образец композиционного решения, часто выступает в качестве основного источника информации, как при создании современных коллекций одежды, так и при разработке отдельных авторских образцов костюма.

Исторический крой в костюме применяется впервые на рубеже 18 и 19 веков, реализуясь в период великой Французской революции и в процессе последующего развития стиля ампир. Кибалова Л. упоминает: «... В 1793 году французский художник Жак-Луи Давид в качестве национального костюма героической Французской революции предлагает костюм в античных традициях. Эта попытка в мужской моде провалилась, зато женская мода приняла культ античности почти безоговорочно» [1, с. 223]. Действительно, платье шемиз повторяет линии античной туники, в нем доминируют исторические мотивы. Периодическое проявление интереса к историческим формам свойственно моде на протяжении 19, 20, начала 21 века.

Несмотря на богатый практический опыт, теоретические и методологические основы применения исторического кроя в современном проектировании остаются нераскрытой областью научных изысканий. В области разностороннего анализа конструкции исторического костюма исследования проводятся такими авторами, как: В.Е. Кузьмичев [2], Н.В. Афанасьева [3], Г.И. Петушкова [4] и др. Однако, область практического применения исто-

* Аспирант кафедры Конструирования и технологии швейных изделий.

рических форм конструкций в современном проектировании остается неопределенной.

Применение исторического кроя в разработке современного костюма должно быть адаптивным, т.е. прямое копирование отдельных линий конструкции представляется невозможным в силу различий между современными и историческими концепциями эстетики, внешнего вида человека, одежды, методов ее проектирования и изготовления.

На рисунке представлена схема, характеризующая область адаптивного применения исторического кроя в современном проектировании, разработанная на основе противопоставления исторического и современного кроя, а также условного разделения адаптационных изменений на художественные и конструктивно-технологические.

Исторический

(/ПОИ Художественная адаптация РбМИНИСЦбНЦИЯ

Реконструкция Современный

крой

Рис. 1. Адаптивное применение исторического кроя в современном проектировании одежды

Адаптационные изменения, вносимые в элемент исторического кроя, в зависимости от причины этих изменений, разделены на художественные и конструктивно-технологические [см. подробнее: 5]. Необходимость художе-

ственных изменений обусловлена различиями в устоявшихся исторических и современных идеалах красоты, эстетических представлениях, модных тенденциях, гендерных позициях и т.п. Конструктивно-технологическая адаптация, в свою очередь, требуется в связи с развитием методов проектирования и технологий изготовления одежды, оборудования и приспособлений, изменением ассортимента материалов и т.д. Такое разделение адаптационных изменений весьма условно, т.к. изменения конструкции и внешнего вида взаимосвязаны.

Адаптивное применение исторического кроя связано с такими понятиями, как реконструкция и реминисценция. При абстрагировании от конструкции, выполнение художественной адаптации приводит к проектировании современных моделей одежды на основе ассоциаций, творческого преобразования первоисточника, что, в свою очередь, приводит к реминисценции при больших масштабах подобных видоизменений. Другая крайность процесса адаптации исторического кроя заключается в отсутствии осмысленных художественных преобразований и заключается только в изменении конструкции для соответствия современным материалам, технологиям, оборудованию. Такие адаптационные изменения исторического кроя получили широкое распространение в исторической реконструкции.

Для адаптивного применения элементов исторического кроя в современном проектировании, их художественные и конструктивно-технологические изменения должны быть уравновешены. Другими словами, крой костюма какой-либо эпохи должен быть изменен как для соответствия современным конструкции, технологиям, оборудованию, так и современным устоявшимся эстетическим представлениям и тенденциям моды.

Кроме того, для исторического кроя, как и для современного, существуют такие изменения, которые влияют на конструкцию и внешний вид изделия крайне незначительно. Такие незначительные изменения очерчивают границы адаптивного применения исторического кроя. Одной из основных причин обогащения современного швейного изделия историческими мотивами является достижение определенного уровня художественной выразительности, достигаемой за счет симбиоза исторических и современных элементов конструкции. В случае если исторический крой видоизменен незначительно, его применение не адаптивно, что приводит к несоответствию между художественным, конструктивным решением современного изделия и внедряемыми историческими элементами. С другой стороны, если адаптационные изменения исторического прототипа настолько велики, что утеряны отличительные исторические модельные черты и конструктивные особенности элемента кроя, то различия между современными и адаптированными историческими элементами костюма будут невелики, что также приводит к негативным результатам.

На рисунке исторический и современный крой соединены прямой, для каждой точки которой величины художественных и конструктивно-техноло-

гических адаптационных изменений равны. Некое множество точек (случаев применения исторических элементов с определенными адаптационными изменениями), приближенных к этой прямой, характеризуют зону адаптивного применения элементов исторического кроя, ограниченную диапазонами незначительных изменений исторического и современного кроя.

В определении уровня адаптации имеет место линеаризация соотношений масштабов художественной и конструктивно-технологической адаптации. Другими словами, в заданном диапазоне адаптационных изменений исторического кроя масштабы художественной и конструктивно-технологической адаптации, для каждого отдельного случая его применения, однозначно определяют уровень адаптации, причем так, что соотношение масштабов этих изменений для данного уровня адаптации значения не имеют.

Профессор Ф.М. Пармон утверждает: «... богатейшим источником творческой деятельности художника является исторический костюм - от простейших элементарных форм одежды древних народов до европейского кроеного платья» [6, с. 9]. В ходе дальнейших рассуждений, автор упоминает: «. Одна из первых заповедей при творческом поиске решения костюма (бытового или сценического) на основе исторического - это понимание и знание конструкции форм той или иной эпохи» [6, с. 9]. Действительно, взаимодействие между творческой деятельность художника и инженерным построением конструкции, в контексте адаптивного применения элементов исторического кроя в современном проектировании, провоцирует объединение этих направлений и приводит к развитию «творческого конструирования одежды». При условии, что центром композиционного решения костюма является крой (исторического, национального костюма, футуристический и т.п.), дизайн и конструирование сближаются настолько, что их разделение в различные направления нецелесообразно.

Симбиоз теоретических и методологических разработок с практическим опытом в области адаптивного применения исторического кроя в современном проектировании - предпосылка к формированию нового направления инженерной деятельности. Раскрытие входящих факторов в процесс адаптации и их учет в механизме адаптационного видоизменения элементов кроя позволят оптимизировать работу художника-модельера и конструктора, вывести ассортимент швейных изделий на новый, более высокий уровень разнообразия и смыслового содержания.

Список литературы:

1. Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды [Текст] / Л. Ки-балова, О. Гербенова, М. Ламарова. - Прага: Артия, 1986. - 608 с.

2. Кузьмичев В.Е. Художественно-конструктивный анализ и проектирование системы «фигура - одежда»: учеб. пособие / В.Е. Кузьмичев, Н.И. Ах-медулова, Л.П. Юдина. - Иваново: ИГТА, 2010. - 300 с.

3. Афанасьева Н.В. Анализ образного решения костюма в различные исторические периоды (на материале фотографий, журнальной графики и чертежных конструкций) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Самара, 2009. - Т. 11, № 4 (4), - С. 1059-1063.

4. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: учебник для высш. учеб. заведений / Г.И. Петушкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -416 с.

5. Москвин А.Ю. Алгоритм адаптации элементов исторического кроя к современной мужской одежде // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Вып. 3: Искусствоведение и дизайн / С.-Петербургск. гос. ун-т технологии и дизайна. -СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013. - С. 69-72.

6. Пармон Ф.М. Композиция костюма: учебник для вузов. - М.: Лег-промбытиздат, 1997. - 318 с.

ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ БАШЕННЫХ ГРАДИРЕН ИЗ МОНОЛИТНОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОНА

© Синькевич А.Н., Мучинская А.В.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск

Железобетон является, важным материалом при строительстве градирен. На пути эксплуатации нужно предотвращать проблемы связанные с железобетонной оболочкой градирни, иначе неизбежен процесс разрушения сооружений.

Ключевые слова: башенные градирни, ТЭЦ, вытяжные башни градирен, монолитный железобетон.

Для промышленных и отопительных ТЭЦ, располагаемых вблизи жилых и промышленных массивов, наиболее рациональным является использование оборотных систем с градирнями, как решение технического водоснабжения.

Градирня - тепломассообменное устройство, в котором охлаждение воды осуществляется за счет ее испарения, при непосредственном контакте с воздухом. В зависимости от условий работы и конструктивного исполнения градирни подразделяются на открытые, башенные и вентиляторные. Наибольшее распространение получили башенные градирни. Они возводятся из монолитного железобетона в виде тонкостенных оболочек или из металлического каркаса с обшивкой.

Сохранение и надежность эксплуатации вытяжных башен градирен является важной стратегической задачей обеспечения устойчивости энергети-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.