УДК 378.096(091)(470.41-25)
Исторический факультет Казанского государственного педагогического института / университета: тенденции становления, развития и взаимосвязи с вузами России
О.В. Синицын
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казань, Российская Федерация
Характеризуется становление и развитие исторического факультета в Казанском государственном педагогическом институте, который был создан в 1934 году одновременно с восстановлением исторических факультетов в Московском государственном университете и Ленинградском государственном университете. Создание истфака в Казанском государственном педагогическом институте, а также восстановление исторического факультета в Казанском государственном университете, обосновываются сохранением подготовки учителей истории в Восточно-педагогическом институте в 1920-е гг., когда все исторические факультеты в стране были преобразованы в факультеты общественных наук. Прослеживаются этапы исторического образования в КГПИ-КГПУ-ТГГПУ, формирование и деятельность научно-педагогического состава исторических кафедр факультета, связи с вузами России.
Ключевые слова: исторический факультет, Казань, педагогический институт, университет, кафедра, историческое образование, учитель истории, научно-педагогические кадры, высшие учебные заведения СССР и России
Для цитирования: Синицын О.В. Исторический факультет Казанского государственного педагогического института / университета (1934-2011): тенденции становления, развития и взаимосвязи с вузами России // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2023. Т.13, №.1. С. 52-62. https://doi.org/10.22378 /2410-0765.2023-13-1.52-62
История исторического факультета Казанского государственного педагогического института, носившего на протяжении своего существования разные названия, неразрывно связана с историей страны ХХ в., процессами становления исторического и педагогического образования в Казани и в Республике Татарстан [9; 10]. Также тесно соприкасается она и с моей личной историей. Автор данной статьи обучался в 1974-1979 гг. на историческом отделении историко-филологического факультета Казанского государственного педагогического института (далее КГПИ) по специальности «учитель истории, обществоведения и английского языка». После окончания института работал учителем истории Чепчуговской средней школы Высокогорского района ТАССР, обучался в аспирантуре в КГПИ, в 1983 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук и стал преподавателем кафедры истории СССР педагоги-
ческого института, в 1991 г. был назначен деканом историко-филологического факультета КГПИ, в 1995 г. деканом восстановленного в образованном в Казанском государственном педагогическом университете исторического факультета, затем с 2006 г. деканом факультета исторического образования в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете (далее ТГГПУ) до его реорганизации и вхождения в состав Института истории созданного Казанского (Приволжского) федерального университета (далее К(П)ФУ) в 2011 г.
Что касается моей семьи, то моя мама Синицына Клара Романовна после защиты в 1970 г. в Казанском государственном университете (далее КГУ) диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук перешла с должности заместителя директора по научной работе Государственного музея ТАССР в КГПИ на кафедру истории СССР и проработала здесь до своей кончины в 1997 г. Моя жена Рисположенская Ольга Викторовна в 1986 г. закончила с отличием историческое отделение историко-филологического факультета КГПИ и с 1987 г. по настоящее время работает по полученной специальности «история, обществоведение и английский язык» в Лицее №5 г. Казани, выполняя все эти годы и обязанности заместителя директора по учебной работе. Сын Синицын Владимир Олегович, закончив факультет международных отношений КГУ в 20082010 гг., работал в международном отделе ТГГПУ, а в 2012 г. защитил в Институте истории К(П)ФУ диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по всеобщей истории.
У каждого вуза, факультета, кафедры свое лицо. Это люди, связавшие с ним свои судьбы, его руководители, преподаватели, выпускники, студенты, их дела и свершения. Именно они - поколение за поколением -творят их биографии [7; 8].
Можно условно выделить несколько этапов в становлении и развитии исторического факультета педагогического института-университета в Казани:
1. 1918-1934 гг. Казанский педагогический институт, Восточный педагогический институт;
2. 1934-1994 гг. Казанский государственный педагогический институт;
3. 1994-2005 гг. Казанский государственный педагогический университет;
4. 2005-2011 гг. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Становление исторического образования в Казани имеет глубокие корни, идущие от Казанского университета и Казанского учительского института, созданного в 1876 году [11; 12]. После преобразования в октябре 1918 г. Казанского учительского института в Казанский педагогический институт постановлением Народного комиссариата просвещения РСФСР №1303 «О преобразовании существующих учительских институтов в высшие педагогические заведения» в вузе была введена специализация
студентов по историко-социальному циклу. В августе 1919 г. Наркомпрос РСФСР принял решение о реорганизации педагогических институтов в Высшие институты народного образования (далее ВИНО). Это решение было связано с необходимостью подготовки кадров для всех звеньев народного образования - дошкольного, школьного, внешкольного. В уставе ВИНО было записано, что их целью является «... на основе социалистического строительства подготовка работников для всех отраслей народного образования» [3, с.51]. В протоколе коллегии отдела учебных заведений Наркомпроса РСФСР от 10 октября 1919 г. значилось: «закрыть в Казанском университете факультеты филологический, общественных наук, физико-математический, а также историко-филологические (бывшие женские) курсы. Использовать средства и педагогический персонал упраздняемых факультетов и учебных заведений для Казанского института народного образования» [3, с.52].
III отделение Казанского высшего института народного образования, на котором велась подготовка учителей для школы II ступени, продолжило готовить студентов по историко-социальному отделению (или секции). В январе 1920 г. был утвержден список кафедр института. Он включал и кафедру истории, на которой должны были работать два профессора и два преподавателя, а также кафедру методологии истории в составе одного профессора. Пополнение научного сообщества преподавателей ВИНО шло за счёт притока «внешнего элемента» - кадров историков дореволюционной или «старой школы» Казанского университета, и выпускников столичных вузов, принесших с собой традиции тех научных центров, в которых они были воспитывались. Большую роль в становлении и развитии исторического образования первых этапах существования педагогического института сыграли видные учёные, талантливые педагоги высшей школы В.В. Адоратский, профессора П.Г. Архангельский, С.А. Пионтковский.
1 октября 1921 г. ВИНО без изменения структуры основных учебных подразделений был вновь преобразован в Казанский педагогический институт. В 1921 г. был ликвидирован историко-филологический факультет в Казанском университете, а в августе 1922 г. был образован Восточный педагогический институт (далее ВПИ). Именно в нем в Казани продолжилась подготовка историков и обществоведов с высшим образованием. На работу в Восточный педагогический институт перешли известные учёные Н.Н. Фирсов, С.П. Сингалевич, М.Д. Бушмакин, В.Т. Дитякин.
Секцию истории в ВПИ возглавил Николай Николаевич Фирсов, известный казанский историк, до этого профессор Казанского университета, в 1920-1922 гг. ректор Восточной академии, которая с 1922 г. также вошла в состав Восточного педагогического института. Н.Н. Фирсов заложил в этом вузе основы краеведческого направления научных исследований по истории российского крестьянства.
В 1920-е годы в ВПИ работал выпускник Казанского университета профессор Газиз Салихович Губайдуллин, заложивший традиции изуче-
ния истории татарского народа и тюркской культуры. Еще один воспитанник Казанского университета Сергей Платонович Сингалевич в 1922 г. стал профессором и первым директором ВПИ, проработав в этой должности до 1929 г. С.П. Сингалевич являлся крупным специалистом по всеобщей истории, методистом по истории и обществознанию, видным организатором высшего педагогического образования, заведующим кафедрой всеобщей истории и методики обществоведения [2, с.79].
Одним из организаторов Казанского педагогического института был выпускник историко-филологического факультета Казанского университета историк Валентин Тихонович Дитякин. С 1918 г. он являлся профессором, проректором этого вуза, возглавлял здесь различные структурные подразделения, в частности кабинет истории и теории марксизма, предметную социально-экономическую комиссию [2, с.80].
Весомый вклад в становление и формирование кафедры всеобщей истории Восточного педагогического института внёс Михаил Дмитриевич Бушмакин, который с 1922 г. являлся здесь профессором словесно-исторического отделения. В 1943 г. он был назначен заведующим кафедрой всеобщей истории и руководил этой кафедрой до 1956 г. М.Д. Бушмакин был крупным специалистом по новой истории стран Запада, французской буржуазной революции конца XVIII в., долгие годы он также преподавал в КГПИ историю средних веков [13].
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. на историческом факультете начали плодотворную деятельность первые выпускники Восточного педагогического института В.И. Адо, Х.Г. Гимади, Е.В. Грачев, Р.Ш. Тагиров Е.И. Чернышев. Они продолжили традицию в изучении истории местного края, в особенности крестьянского движения, заложили в вузе основы школы отечественной и всеобщей истории.
19 августа 1934 г. был издан приказ Наркомпроса РСФСР о преобразовании ВПИ в Казанский государственный педагогический и учительский институт. В составе института были образованы четыре факультета: естествознания, истории, языка и литературы, физико-математического [3, с.70]. Таким образом был создан отдельный, самостоятельный исторический факультет, а в рамках Учительского института как структурного подразделения КГПИ было еще организовано и историческое отделение с двухгодичным сроком подготовки учителей истории для неполной средней школы. Так в Казани было восстановлено высшее историческое образование. Нужно отметить, что в Казанском университете исторический факультет был вновь открыт только через 5 лет, в 1939 г.
Последующее формирование и развитие школы историков Казанского педагогического института получило продолжение в новых условиях, но с опорой на собственные традиции и использование лучших достижений отечественной исторической науки. В 1935 г. после окончания аспирантуры в Ленинграде под научным руководством академика Б.Д. Грекова начал свою деятельность в КГПИ Евгений Иванович Устюжанин, ставший
одним из основателей сообщества историков Казани послевоенного периода [4; 5]. Е.И. Устюжанин являлся участником Великой Отечественной войны, вернулся в Казань в 1947 г., защитил кандидатскую диссертацию и возглавил кафедру истории СССР, которой руководил в течение 20 лет.
В 1939 г. после окончания Ленинградского государственного педагогического института на должность старшего преподавателя кафедры истории СССР КГПИ был принят Иван Михайлович Ионенко [15]. Отвоевав на фронтах Великой Отечественной войны, И.М. Ионенко вернулся в Казань, и в ноябре 1945 г. был назначен деканом исторического факультета института. Ученый проработал в этой должности до 1947 г. Дальнейшая жизнь и деятельность И.М. Ионенко была связана с Казанским университетом, где он заведовал кафедрой истории СССР, возглавлял исторический факультет, был председателем диссертационного совета по историческим специальностям. За эти годы И.М. Ионенко дал путевку в жизнь многим молодым ученым, в том числе и из Казанского педагогического института.
В 1941 г. преподавательскую и научную деятельность на историческом факультете КГПИ вели эвакуированные из Москвы в Казань академики Академии наук СССР Б.Д. Греков, Е.В. Тарле, С.П. Обнорский, член-корреспондент Академии наук СССР Е.А. Косминский. Они оказали бесценную помощь творческому и научному росту историков факультета, показали блестящий пример популяризации исторических знаний среди населения Казани.
В послевоенный период продолжилось плодотворное влияние московской и петербургско-ленинградской школ историков на учёных-педагогов Казанского государственного педагогического института. В 1950 г. из Москвы на работу на кафедру всеобщей истории прибыл выпускник Московского государственного университета, кандидат исторических наук, специалист по истории древнего мира Алексей Михайлович Ременников. В течение 50 лет он трудился в КГПИ-КГПУ, в 1967 г. стал здесь доктором исторических наук, профессором, был деканом факультета в 1960-1962 гг., а с 1962 по 1988 гг. заведовал кафедрой всеобщей истории [1]. С 1951 г. на этой же кафедре работал другой выпускник Московского университета, кандидат исторических наук Юзеф Геннадьевич Трунский -специалист по новой истории стран Запада. В 1970 г. ученый защитил докторскую диссертацию, стал профессором. Он работал в Казанском педагогическом институте до своей кончины в 1989 г.
Дальнейшее формирование коллектива научно-педагогических кадров исторического факультета и исторического отделения в составе историко-филологического факультета КГПИ связано с продолжением функционирования традиций научного сообщества историков Казанского университета, Института истории при Казанском отделении АН СССР и Казанского педагогического института. В 1940-1960-е гг. наряду с прежними опытными кадрами А.Н. Григорьевым, Е.И. Горбачевой, Н.Н. Яснитской, А.И. Черновым, на кафедре истории СССР начали свою деятельность мо-
лодые преподаватели, являвшиеся выпускниками КГУ. В 1945 г. в КГПИ начал работать Николай Петрович Муньков. Здесь он прошел более чем полувековой путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой, декана, проректора по учебной работе. Именно с его именем связано продолжение и развитие сложившихся научных направлений кафедры, которую он возглавлял с 1967 до 1985 гг. [14].
В 1953 г. на кафедру истории СССР пришла выпускница КГУ Ирек Мухамедовна Абдрашитова, в 1963 г. - Алтер Львович Литвин, также воспитанник Казанского университета, в 1969 г. - Владимир Васильевич Иванов, в 1970 г. - Клара Романовна Синицына. С их деятельностью связано развитие в вузе источниковедческого и историографического направлений научных исследований, продолжение многогранного изучения истории и культуры Поволжья, прежде всего важнейших вопросов истории Татарстана, а также зарождение нового направления исторических исследований - теоретико-методологического, ориентация в работе на подготовку научно-педагогической смены из числа выпускников факультета. В.В. Иванов и А.Л. Литвин стали в 1970-е гг. докторами исторических наук и профессорами.
С 1967 г. кафедрой истории СССР на протяжении ряда лет публиковались сборники «Вопросы историографии и источниковедения», продолжался выпуск сборника «Из истории Татарии», на страницах которого печатались работы как историков КГПИ, так и учёных из университетов Казани, Москвы, Самары и других городов страны. Кафедра всеобщей истории с 1967 г. стала выпускать сборник научных статей «Проблемы всеобщей истории».
Постепенно формирование научно-педагогических кадров исторического факультета педагогического вуза Казани стало опираться на профессионально подготовленных собственных выпускников. Уже говорилось о первом поколении учащихся Восточно-педагогического института конца 1920 - начала 1930-х гг. Второе поколение пришло в 1950-е гг. В это время на должность ассистента кафедры истории СССР была принята выпускница исторического факультета КГПИ Резеда Маликовна Бикметова, проработавшая в вузе 40 лет, ставшая ведущим преподавателем по истории феодализма и методистом кафедры, а в 1954 г. на должность ассистента кафедры всеобщей истории поступил выпускник факультета Иль-гиз Ханович Кадыров, который стал ведущим преподавателем по новейшей истории стран Азии и Африки. Двадцать лет, с 1988 по 2008 гг., И.Х. Кадыров возглавлял кафедру всеобщей истории [3].
В 1970-80-е гг. состав кафедр исторического профиля пополнило второе поколение выпускников Казанского педагогического института. В 1970-е гг. начали плодотворную деятельность Гульшат Мударисовна Мус-тафина, Рашит Шамильевич Нигматуллин, в 1980-е гг. - Олег Владимирович Синицын, Владимир Вениаминович Тыринов, Елена Михайловна Шувалова. Именно они стали достойной сменой, а также ведущими препода-
вателями и организаторами научно-образовательной деятельности факультета, его деканами, заместителями деканов, заведующими кафедрами исторического факультета в 1990-2000-е гг.
В 1960-е - 1980-е гг. шла подготовка научно-педагогических кадров на кафедре истории СССР в рамках аспирантуры по специальностям «отечественная история», «историография, источниковедение и методы исторического исследования». Научными руководителями этих направлений являлись Е.И. Устюжанин, Н. П. Муньков, А. Л. Литвин, В. В. Иванов. В начале 1990-х гг. продолжилась подготовка аспирантов по специальности «отечественная история». Новую научную смену готовили З.З. Мифтахов, О.В. Синицын, Ю.Н. Иванов, Г.М. Мустафина.
Московско-ленинградская школа историков и историческая школа Казанского университета через своих представителей привнесли на исторический факультет Казанского педагогического вуза свои линии в проблематике научно-исследовательских работ. Это касается, в первую очередь, кафедры истории СССР-России. Е.И. Устюжанин, его ученики и последователи продолжали с локально-региональной коррекцией исследование аграрно-крестьянской проблематики. Н.П. Муньков и В.В. Иванов заложили новое историографическое и методологическое направление научной работы кафедры, которое успешно развивается их учениками и продолжателями до настоящего времени на кафедре исторического и обществоведческого образования Казанского федерального университета.
В сентябре 1998 г. на базе кафедры отечественной истории были созданы два новых подразделения: кафедра истории России во главе с Гуль-шат Мударисовной Мустафиной и кафедра истории Татарстана, которую возглавил Зуфар Зайниевич Мифтахов, до этого руководивший кафедрой отечественной истории. Эти кафедры стали правопреемниками кафедр истории СССР и отечественной истории, продолжателями их плодотворных традиций в научной, методической, учебно-воспитательной работе на историческом факультете КГПИ-КГПУ-ТГГПУ [6].
Третье поколение выпускников уже Казанского государственного педагогического университета пришло на исторические кафедры в начале 2000-х гг. В это время на кафедре истории России начали работу Алексей Михайлович Столяров и Альберт Наилевич Валиахметов, на кафедре всеобщей истории - Людмила Михайловна Шмелева. Все они работали заместителями декана исторического факультета и стали одними из ведущих преподавателей факультета по основным фундаментальным историческим дисциплинам, в том числе истории древнего мира и средних веков, истории России с древнейших времен до конца XVIII в., истории России ХХ в.
Исторический факультет КГПИ-КГПУ-ТГГПУ неоднократно менял свое местоположение. При создании в 1934 г. он размещался в здании №2 по адресу улица К.Маркса, 74, а с 1959 г. уже в составе историко-филологического факультета в построенном здании №3 на улице Лево-Булачной, 44. Далее с 1964 г. факультет помещался в здании бывшего Ми-
нистерства местной промышленности по адресу улица Лево-Булачная, 34, а с 1975 г. в переданном здании бывшей средней школы №39 по адресу улица М.Джалиля, 5. С 1994 г. после воссоздания самостоятельного исторического факультета он опять разместился в здании на К.Маркса, 74, а при образовании ТГГПУ в 2005 г. переехал на Проспект Г.Ибрагимова, 85а, наконец, в 2010 г. он вновь разместился по адресу улица К.Маркса,74, вплоть до вхождения в состав Института истории Казанского федерального университета в 2011 г. В настоящее время педагогическое отделение по подготовке историков и обществоведов Института международных отношений К(П)ФУ размещается в здании по улице Лево-Булачной, 44.
За 77 лет своей научно-образовательной деятельности исторический факультет Казанского государственного педагогического института-университета внёс свой весомый вклад в развитие гуманитарного образования вообще и исторического образования, в особенности, как в Республике Татарстан, так и в Российской Федерации. За эти годы было подготовлено более 3,5 тысяч учителей истории. Выпускники факультета стали крупными учеными-педагогами, руководителями всех уровней образования страны, воспитателями подлинных граждан нашей Родины. За эти годы на факультете сложилось свое научное сообщество историков, впитавшее в себя лучшие качества московской, петербургско-ленинградской и казанской школ историков, и связавшее свои собственные научные исследования по отечественной истории с запросами общества на создание учебников и учебных пособий для средней школы по истории Татарстана и татарского народа. Эти славные традиции успешно и плодотворно продолжаются профессорско-преподавательским составом кафедры исторического и обществоведческого образования (на базе Института всеобщей истории РАН), кафедрой археологии и всеобщей истории, кафедрой истории Татарстана Института международных отношений, Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия Казанского (Приволжского) федерального университета.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. К 100-летию со дня рождения профессора А.М. Ременникова / Э.В. Рунг, Е.А. Чиглинцев, Г.М. Мустафина, О.В. Синицын // Вестник древней истории. 2018. Т.78. Вып.4. С.1076-1078.
2. Кадыров И.Х. Проблемы всеобщей истории в трудах ученых ТГГПУ // Вестник ТГГПУ. Казань, 2006. №6. С.79-90.
3. Казанский государственный педагогический институт / отв. ред. М.З. За-киев. Казань, 1974. 198 с.
4. Крашенинникова Т.П., Синицын О.В. Евгений Иванович Устюжанин (1902-1968). Очерки жизни и деятельности / под ред. А.Л. Литвина. Казань: Асто-рия, 2012. 96 с.
5. Крашенинникова Т.П., Синицын О.В. Путь историка (Е.И. Устюжанин) // Гасырлар авазы - Эхо веков. 2013. №3-4. С.130-145.
6. Мифтахов З.З., Синицын О.В. Научные направления и научные исследования кафедры истории России и кафедры истории Татарстана // Вестник ТГГПУ. Казань, 2006. №6. С.71-78.
7. Нигматулллин Р.Ш., Мустафина Г.М., Тыринов В.В. Вехи истории исторического факультета ТГГПУ // Музейный вестник ТГГПУ, вып. 5. Казань, 2008. С.130-145.
8. Нигматуллин Р.Ш. К вопросу о становлении исторического факультета КГПИ (1918-1945) // Историческое образование в вузах Казани: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Казань, 2006. С.195-202.
9. Синицын О.В. Исторический факультет Казанского государственного педагогического университета: Казанскому государственному педагогическому университету - 120 лет // Магариф. 1996. №10. С.8.
10. Синицын О.В. Сообщество историков ТГГПУ (к 90-летию исторического факультета) // Музейный вестник ТГГПУ, вып. 6. Казань, 2009. С.22-28.
11. Синицын О.В. Казанскому педагогическому университету - 120 лет: вехи истории // Историческая наука в Татарстане: Исследовательские и педагогические традиции. Казань: Мастер Лайн, 1996. С.3-7.
12. Синицын О.В. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет в созвездии вузов Казани (к 130-летию со дня основания) // Вестник ТГГПУ. Казань, 2006. №5. С.10-15.
13. Тыринов В.В. М. Д. Бушмакин - педагог и ученый // Проблемы всеобщей истории. 2005. №5. С.133-172.
14. Учитель учителей: сборник воспоминаний, документов и литературы памяти Николая Петровича Мунькова / сост. и автор предисловия Г.М. Мустафина, под ред. Г.М. Мустафиной, Р.Ш. Нигматуллина, О.В. Синицына. Казань: ООО ПК Астория», 2016. 140 с.
15. Федорова Н.А., Телишев В.Ф. Иван Михайлович Ионенко. 1913-1989. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. 36 с.
Информация об авторе:
Синицын Олег Владимирович - доктор исторических наук, профессор кафедры исторического и обществоведческого образования (на базе Института всеобщей истории РАН) Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия Института международных отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, Российская Федерация); e-mail: [email protected]
Поступила 12.08.2022 Принята к публикации 11.10.2022
History faculty of the Kazan State Pedagogical Institute / University: the trends of formation, development and interrelation with Russian institutes of higher education
O.V. Sinitsyn
Kazan Federal University Kazan, Russian Federation
The formation and development of the history department at the Kazan State Pedagogical Institute, which was established in 1934 simultaneously with the restoration of the history departments at Moscow State University and Leningrad State University, is characterized. The creation of a history department at KSPI (since 1994 - Kazan State Pedagogical University, since 2005 - Tatar State Humanitarian and Pedagogical University), a previously restored history department at Kazan State University, is justified by the preservation of the training of history teachers at the Eastern Pedagogical Institute in the 1920s, when all the history faculties in the country were transformed into backgrounds. The stages of historical education in KSPI-KSPU-TGGPU, the formation and activities of the scientific and pedagogical staff of the historical departments of the faculty and there ties with the higher education institutes of Russia are traced.
Keywords: history faculty, Kazan, pedagogical institute, university, department, history education, history teacher, scientific and pedagogical staff, higher educational institutions of the USSR and Russia
For citation: Sinitsyn O.V. History faculty of the Kazan state pedagogical institute / university: the trends of formation, development and interrelation with the Russian institutes of higher education. From History and Culture of Peoples of the Middle Volga Region. 2023, vol.13, no.1, pp.52-62. https://doi.org/10.22378/2410-0765.2023-13-1.52-62 (In Russian)
REFERENCES
1. K 100-letiyu so dnya rozhdeniya professora A.M. Remennikova / E.V. Rung, E.A. Chiglintsev, G.M. Mustafina, O.V. Sinitsyn [The 100th anniversary of professor A.M. Remennikov]. Vestnik drevney istorii, 2018, vol.78, iss. 4, pp. 1076-1078. (In Russian)
2. Kadyrov I.Kh. Problemy vseobshchey istorii v trudakh uchenykh TGGPU [Problems of Universal history in proceedings of TSHPU scientists]. Vestnik TGGPU, 2006, №6, pp.79-90. (In Russian)
3. Kazanskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut [Kazan State Pedagogical Institute]. Ed. by M.Z. Zakiev. Kazan, 1974. 198 p. (In Russian)
4. Krasheninnikova T.P., Sinitsyn O.V. Evgeniy Ivanovich Ustyuzhanin (19021968). Ocherki zhizni i deyatel'nosti [Evgeny Ivanovich Ustyuzhanin (1902-1968). Essays on life and work]. Ed. by A.L. Litvin. Kazan: Astoriya, 2012. 96 p. (In Russian)
5. Krasheninnikova T.P., Sinitsyn O.V. Put' istorika (E.I. Ustyuzhanin) [The path of the historian (E.I. Ustyuzhanin)]. Ekho vekov, 2013, №3-4, pp.130-145. (In Russian)
6. Miftakhov Z.Z., Sinitsyn O.V. Nauchnye napravleniya i nauchnye issledovaniya kafedry istorii Rossii i kafedry istorii Tatarstana [Scientific directions and
scientific research of the Department of the History of Russia and the Department of the History of Tatarstan]. Vestnik TGGPU. Kazan, 2006, №6, pp.71-78.
7. Nigmatulllin R.Sh., Mustafina G.M., Tyrinov V.V. Vekhi istorii istoricheskogo fakul'teta TGGPU [Landmarks in the history of the History faculty of the TSHPU]. Muzeynyy vestnik TGGPU, 2008, vyp. 5, pp.130-145. (In Russian)
8. Nigmatullin R.Sh. K voprosu o stanovlenii istoricheskogo fakul'teta KGPI (1918-1945) [On the issue of the formation of the History faculty of the KSPI (19181945)]. Istoricheskoe obrazovanie v vuzakh Kazani: Materialy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kazan, 2006. Pp.195-202. (In Russian)
9. Sinitsyn O.V. Istoricheskiy fakul'tet Kazanskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta: Kazanskomu gosudarstvennomu pedagogicheskomu univer-sitetu - 120 let [History faculty of the Kazan State Pedagogical University: Kazan State Pedagogical University is 120 years old]. Magarif, 1996, №10, pp.8. (In Russian)
10. Sinitsyn O.V. Soobshchestvo istorikov TGGPU (k 90-letiyu istoricheskogo fakul'teta) [Community of historians of TSHPU (to the 90th anniversary of the History faculty)]. Muzeynyy vestnik TGGPU, 2009, vyp. 6, pp.22-28. (In Russian)
11. Sinitsyn O.V. Kazanskomu pedagogicheskomu universitetu - 120 let: vekhi istorii [Kazan Pedagogical University is 120 years old: landmarks in history]. Istoricheskaya nauka v Tatarstane: Issledovatel'skie i pedagogicheskie traditsii. Kazan: Master Layn, 1996. Pp.3-7. (In Russian)
12. Sinitsyn O.V. Tatarskiy gosudarstvennyy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet v sozvezdii vuzov Kazani (k 130-letiyu so dnya osnovaniya) [Tatar State Humanitarian Pedagogical University in the community of higher education institutes of Kazan (to the 130th anniversary of its foundation)]. Vestnik TGGPU, 2006, №5, pp.1015. (In Russian)
13. Tyrinov V.V. M.D. Bushmakin - pedagog i uchenyy [M.D. Bushmakin -teacher and scientist]. Problemy vseobshchey istorii, 2005, №5, pp.133-172. (In Russian)
14. Uchitel' uchiteley: sbornik vospominaniy, dokumentov i literatury pamyati Nikolaya Petrovicha Mun'kova [Teacher of teachers: a collection of memoirs, documents and literature in memory of Nikolai Petrovich Munkov]. Compiler and author of the preface G.M. Mustafina, ed. by G.M. Mustafina, R.Sh. Nigmatullin, O.V. Sinitsyn. Kazan: OOO PK Astoriya», 2016. 140 p. (In Russian)
15. Fedorova N.A., Telishev V.F. Ivan Mikhaylovich Ionenko. 1913-1989. Kazan: Izd-vo Kazansk. un-ta, 2002. 36 p. (In Russian)
About the author:
Sinitsyn Oleg Vladimirovich - Dr. Sci (history), Professor of the Department of Historical and Social Science Education (on the basis of the Institute of World History of the Russian Academy of Sciences), Higher School of Historical Sciences and World Cultural Heritage of the Institute of International Relations, Kazan Federal University (Kazan, Russian Federation); e-mail: [email protected]
Received August 12, 2022 Accepted for publication October 11, 2022