УДК т1 М.З.ШАРИПОВА
ББК 83.3(0)4
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ХАДЖИ АБДУЛЛАХА АНСОРИ
Каждая историческая эпоха имеет свою уникально-своеобразную литературу, национальную по своему характеру, являющуюся частью общечеловеческой культуры, активно содействующую единому движению духовной эволюции.
В необозримом разнообразии изменяющихся творческих явлений, индивидуальных, различных ориентаций их идейных устремлений, существ пробивается порою некая универсальная магистраль культурного взаимодействия всех творческих плодотворных связей от полюса к полюсу. На ней (магистрали) рождаются уникальные творения, как бы сложно, самобытно, извилисто ни было это универсальное шествие поэтического слова, вызывающего все новое восхищение людей различных эпох, временных и пространственных горизонтов. Проецируя прошлое в современность, они осуществляют связь времен и дают возможность постигнуть нравы различных сообществ творцов духовности, образ их мышления в их взаимосвязанности, понять одно творческое явление с помощью другого. Отсюда возникает необходимость нового взгляда на литературу в ее развитии, раскрывающем новые творческие силы по законам непрерывности и возвышения, в единстве со всеобщим, сохраняя вместе с тем и национальную специфику.
Формирование и становление персидско-таджикской суфийской литературы являются одними из подобных явлений в динамике развития общечеловеческой духовной культуры. Связаны эти процессы (формирование и становление) с именами ее творцов, определивших в своих произведениях образ мышления и мировоззрение представителей религиозно-философского течения - суфизма. В их ряду особое положение занимает Хаджа Абдуллах Ансори, признанный именитым мудрецом исламского мира с момента зарождения просветительской культуры. Он оставил бесценное наследие в сокровищнице духовной культуры таджикского народа. Согласно фактам духовных книг и летописей, Хаджа Абдуллах Ансори своим обширным творческим потенциалом, знанием канонов практической и теоретической школы суфизма заслужил расположение своего учителя Абулхасана Харакони, создавшего в духе суфизма свое бесценное произведение «Нур-ул-улум», которое принесло ему славу первого писателя персидской суфийской прозы. Его преемник Хаджа Абдуллах Ансори в мире духовности своей эпохи был принят как писатель высокого благородства души, глубокого ума и природного творческого дара, перед которым с любовью и благоговением склонялись почитатели его огромного таланта. Художественное слово Хаджи Абдуллаха Ансори вызывало у соотечественников стремление открыть для себя оригинальное художественное явление - поэтический мир автора уникальных творений «Муноджотнаме» и «Илохинаме».
В исследованиях зарубежных и отечественных ученых, таких как Алиасгара Халаби, Касыма Муллои, Касима Гани, Абдулхусайна Зарринкуба, Забехуллы Сафо, Хусайна Хатиби, Е.Э Бертельса, М. Усмонова, Р. Хади-зоде, К. Олимова, Н.Салимова и других, создана система описания и оценки наследия Ансори. Однако, несмотря на существующие сегодня самые различные исследовательские подходы к изучению особенностей письменных памятников древней словесной культуры таджиков, определение в ней разнообразных аспектов и направлений изучения, а также особого внимания к оценке творческого наследия Хаджи Абдуллаха Ансори, проблема художественных и стилистических особенностей его бесценного «Муноджотнаме» не было уделено столь пристальное внимание ученых. Данным обстоятельством объясняется приоритетность и теоретико-прикладная значимость и ценность изучения проблемы культурной, художественной и стилистической специфики «Муноджотнаме» Хаджи Абдуллаха Ансори.
Теоретическая неизученность художественной и стилистической специфики «Муноджотнаме» Хаджи Абдуллаха Ансори в таджикском современном литературоведении и прикладное значение проблемы для эволюции таджикской литературоведческой науки современности, имеющей высокий эвристический потенциал при комментировании их ипостаси, служат, на наш взгляд, обоснованием необходимости исследования и ставит задачу многоаспектного её изучения.
В таджикском литературоведении жизнь и творчество Хаджи Абдуллаха Ансори упоминается в различных интерпретациях лишь при исследовании литературы его эпохи.
В фундаментальном труде известного таджикского литературоведа Расула Хади-заде «Тасаввуф дар адабиёти тожик» («Суфизм в таджикской литературе») определено выдающееся место Хаджи Абдуллаха Ансори и его суфийского наследия на арабском и персидском языках в исследовании процесса становления и совершенствования суфийского образа мышления, изучении истории суфизма (7, 90-102).
В монографии К.Олимова «Жаьонбинии Абдуллоьи Ансорц» («Мировоззрение Абдуллаха Ансори») исследуется его творческая позиция, как философа и мыслителя, научно интерпретируются размышления писателя и его суфийское мировосприятие, устанавливаются основные вехи его творческой деятельности (9).
Рахим Мусулмонкулов в книге «Сажъ ва сайри таърихии он дар адабиёти форсу тожик» («Рифма и её исторический экскурс в персидско-таджикской литературе») при рассмотрении специфики искусства создания рифмы, его становления обращает внимание и определению места этого искусства в наследии Хаджи Абдуллаха Ансори.
В трудах по истории таджикской литературы представляются общие информационные сведения, в которых определяются место и значимость творчества Хаджи Ансори в эволюции персидско-таджикской суфийской литературы. В фундаментальном труде коллектива известных учёных Е.Э.Бертельса, А.Е. Бертельса, А.Н. Болдырева, Р.Хади-заде, У.Каримова, С.Саъдиева «Адабиёти форсу тожик дар асрьои Х11-Х1У» («Персидско-таджикская литература в Х11-Х1У веках») даётся краткая, но ёмкая по содержанию научная информация о жизни и творчестве писателя (8).
В ряду исследований особую значимость имеет монография таджикского литературоведа Н.Салимова, в которой специфика формы творческого наследия Хаджи Абдуллаха Ансори рассматривается при изучении стилистических особенностей литературного наследия его эпохи. Монографический труд Н.Салимова, охватывающий этапы становления прозы Х-ХШ веков, имеет важное научное значение в определении места Хаджи Абдуллаха Ансори в формировании персидско-таджикской прозы (особенно суфийской прозы). В частности исследователь Н.Салимов отмечает, что «Своими произведениями в истории эволюции персоязычной литературы Хаджа Абдуллах Ансори впервые ввёл рифмованную прозу мусаджаъ, как художественную форму, и украсил её стихотворными фрагментами» (6, 225).
Забехулло Сафо придерживается несколько иной точки зрения, согласно которой рифмованная проза мусаджаъ в персидской литературе имела место и до Хаджи Абдуллаха Ансори, но только Ансори довёл её до совершенства. По этой причине его знают как основателя этого течения, что находит своё отражение в следующей аргументации Сафо: «Когда этот способ (имеется в виду рифмованная проза мусаджаъ - М.Ш.) дошёл до Хаджи Абдуллаха Ансори, он способствовал его совершенствованию, и наследие этого старца следует считать истоком всей суфийской рифмованной прозы» (5, 245).
В отечественном и зарубежном литератураведении, особенно в единых по языку и вероисповеданию исламских республиках Иран и Афганистан осуществлён определённый объём исследований по изучению жизни и творчества Хаджи Абдуллаха Ансори. Эти исследования отличаются своим разнообразием и в определённой степени указывают на динамику числа работ по творчеству Хаджи Абдуллаха Ансори в этих странах. В книге «Сабкшиносц» («Стилистика») Маликушшуаро Бахора уделено внимание стилю наследия Хаджи Абдуллаха Ансори (3). Доктор Касим Муллои, издавший сборник персидских произведений Хаджи Абдуллаха Ансори, во введении к изданию представил развёрнутое научное описание жизни и творчества писателя (2). Хаджи Абдуллах Ансори представлен в сочинениях Алиасгара Халаби, Касима Гани, Абдулхусайна Зарринкуба как суфист и истолкователь таинств действительности, а также как самобытный писатель. Как было отмечено выше, Забехулло Сафо признает Хаджу Абдуллаха Ансори писателем, подарившим жизнь всем разновидностям суфийской прозы, в том числе рифмованной прозе мусаджаъ.
Алиасгар Башири в своей книге «Андешах,ои Пири Хирот» («Размышления Гератского старца») исследует круг вопросов, характеризующих суфийские размышления Ансори, изучает его наследие в тематическом аспекте и определяет диапазон спорных проблем литературы суфизма, уделяя внимание направлениям духовных поисков мыслителя и т.д.
Известный исследователь Бадеуззамон Фурузонфар в статье «Хожа Абдуллоьи Ансорц ва Мавлоно Жалолиддин» («Хаджа Абдуллах Ансори и Мавлоно Джалолиддин») поставил ряд актуальных вопросов суфийской литературы и организовал дискуссию по вопросам толкования путей и способов достижения совершенства суфистом Хаджой Абдуллахом Ансори в «Манозил-ус-соирин» и Джалолиддином Руми в «Маснави ма'нави».
Исследование библиографии по творчеству Хаджи Ансори убеждает, что творческое мастерство, стиль и метод суфия изучены не в достаточной степени и ожидают нового взгляда на проблему.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ансори, Абдуллох. Муночотнома/Бо кушиш ва эхтимоми Равонии Фарходй/А.Ансори.-Техрон, 1977. - 54с.
2. Ансорй, Абдуллох. Мачмуаи расоили форсии Хоча Абдуллохи Ансори /А.Ансори// Бо тасхеху мукобалаи се нусха ва мукаддимаву фахориси Мухаммадсарвари Мавлой. - X.1. -Техрон: Интишороти Уес, 1377.- 427 с.
3. Бахор, Мухаммадтацй. Сабкшиносй. - Х.2/Б.Мухаммадтаки.- Техрон, 1373.- 432с.
4. Фурезонфар, Бадеъуззамон. Аходиси «Маснавй» /Б.Фурузонфар.-Техрон: Интишороти Амири Кабир, 1370. - 274 с.
5. Сафо, Забехулло. Таърихи адабиёт дар Эрон ва дар к;аламрави забони порсй. - 4,.3.2/З.Сафо. -Техрон: Муассисаи интишороти Фирдавс. - 1373. - С.705 -1461.
6. Салимов, Н.Ю. Зарождение и становление прозаических жанров в персидско-таджикской литературе средних веков (X-XIII). Автореферат дисс. На соискание ученой степени док.филол. наук/Н.Ю.Салимов.- Душанбе, 2002. -48 с.
7. Ходизода, Р. Тасаввуф дар адабиёти форсу точик/Р.Ходизода. - Душанбе; Адиб, 1999. - 188 с.
8. Ходизода, Р. Адабиёти форсу точ,ик дар аср^ои XII-XIV. - К.1 Р.Ходизода.- Душанбе: Дониш, 1976.- 347с.
9. Олимов, К. Чдхонбинии Абдуллохи Ансорй/К.Олимов.- Душанбе: Дониш, 1991. - 160с.
REFERENCES:
10. Ansori, Abdulloh. Munojot-Name / revision and commentaries: Ravonii Farhodi. - Tehran, 1977. -54 p.
11. Ansori, Abdulloi. Collection of Persian Treatises by Khoja Abdullohi Ansori / Introduction, revision and comparison with three copies, commentaries: Muhammadsavori Mavloi. - V.1. - Tehran: Tes publishing-house, 1377 hijra. - 427 p.
12. Muhammad Taqi Bahor. Stylistics. -V.2. -Tehran, 1373 - 432 p.
13. Furuzonfar, Badiezzaman. Masnavi Hadiths. - Tehran: Great Amir publishing-house, 1370 hijra. -274 p.
14. Safo, Zabehullo. The History of Literature in Iran and Persian-Speaking Countries. - V.V. 2-3. -Tehran: Firdaws publishing-house, 1373 hijra. - Р. 705 - 1461.
15. Salimov N. Origination and Establishment of Genre Prose in the Tajik and Persian Literature ( IX-th - XIII-th centuries). Synopsis of candidate dissertation in philology. - Dushanbe, 2002. - 48 p.
16. Hodizoda R. Sufism in the Tajik and Persian Literature. - Dushanbe: Man-of-Letters, 1999. - 188 p.
17. Hodizoda R. The Tajik and Persian Literature Referring to the XII-th - the XIV-th Centuries. - V.1. - Dushanbe: Donish, 1976. - 347 p.
18. Olimov, K. Abdulloh Ansori's Outlook. - Dushanbe: Knowledge, 1991. - 160 p.
Муруре ба мероси адабии Хоца Абдуллохи Ансори Вожа^ои калиди: тасаввуф, муноцотнома, Ансори, адабиёт, фалсафа, услуби бадей, ирфон
Дар мацола мацоми суфии маъруф Хоца Абдуллохи Ансори, ки осори у дар ташаккул ва рушди адабиёти тасавуфии тоцики-форси нацши боризе дорад, дар цараёни фарцанги маънавии фаромилли мавриди барраси царор гирифтааст. Цайд мегардад, ки дар адабиётшиносии тоцик ацволу осори Хоца Абдуллохи Ансори мавриди арзёбии алоцида царор нагирифта, танцо дар тавсифи адабиёти замони зиндагии худи у, аз ин суханвар ёд мешавад.Тазаккур меравад, ки мероси адабии Ансори то цануз комилан омухта нашудааст. Таъкид мешавад, ки мероси адабии Хоца Абдуллоци Ансори, хоса офаридаи беназири вай - «Муноцотнома» дар бозкушоии цацони маънавии муаллиф, хеле муфид аст.
Исторический экскурс по литературному наследию Хаджи Абдуллаха Ансори
Ключевые слова: суфизм, муноджотнома, Ансори, литература, философия, художественный стиль, мистицизм.
В статье рассматривается место именитого суфия Ходжи Абдуллоха Ансори в таджикской классической литературе, творчество которого сыграла важную роль в формировании и становлении персидско-таджикской суфийской литературы, в динамике развития общечеловеческой духовной культуры. Отмечается, что в таджикском литературоведении жизнь и творчество Хаджи Абдуллаха Ансори упоминается в различных интерпретациях лишь при исследовании литературы его эпохи. Подчёркивается значимость художественного слова Хаджи Абдуллаха Ансори, в частности его уникального творения «Муноджотнаме» в исследовании духовного мира автора.
Historical Excursion on Hoji Abdullo AnsorFs Literary Heritage
Key words: Sufism, Munojot-name, Ansori, literature, philosophy, belles-lettres style, mysticism
The article under consideration dwells on the place of the outstanding Sufi Hoji Abdulloh Ansori in the Tajik classical literature whose creation played an important role in the formation and establishment of the Persian-Tajik Sufism literature in the dynamics of the development of common human spiritual culture. It is underscored that in the Tajik literary criticism Hoji Abdulloh AnsorVs life and creation are mentioned in different interpretations only when exploring the literature of his epoch. The author of the article points to the importance of belles-lettres word belonging to Hodi Abdulloh Ansori, the authofs poetical world being a unique creation of «Munojot-Name», in particular.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Шарипова Муътабар За^ибуллоевна , номзади илмуои филология, дотсенти кафедраи забон ва адабиёти форсии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик БТафуров (Цум^урии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail:[email protected] Сведения об авторе:
Шарипова Муътабар Захибуллоевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры персидского языка и литературы Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail:[email protected] Information about the author:
Sharipova Mu^tabar Zahibylloevna, candidate of philological sciences, Associate Professor of the department of Persian language and literature under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan, Khujnad), E-mail:[email protected]