Научная статья на тему 'Исторический анализ уголовно-правового регулирования отношений по использованию недр'

Исторический анализ уголовно-правового регулирования отношений по использованию недр Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
645
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДРА / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ГОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НЕФТЯНОЙ ПРОМЫСЕЛ / ОХРАНА НЕДР / INTERIOR / SUBSURFACE / MINING PRODUCTION / OIL FIELD / THE PROTECTION OF MINERAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галямова Сажида Станиславовна

В настоящей статье рассмотрено историческое развитие законодательства о недропользовании с целью более глубокого осмысления правовых механизмов, направленных на привлечение к уголовной ответственности за нарушение правил охраны и использования недр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the historical development of legislation on subsoil to a deeper understanding of the legal mechanisms aimed at criminal prosecution for violation of safety rules and use of mineral resources.

Текст научной работы на тему «Исторический анализ уголовно-правового регулирования отношений по использованию недр»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 27 (281). Право. Вып. 32. С. 89-95.

С. С. Галямова

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДР

В настоящей статье рассмотрено историческое развитие законодательства о недропользовании с целью более глубокого осмысления правовых механизмов, направленных на привлечение к уголовной ответственности за нарушение правил охраны и использования недр.

Ключевые слова: недра, недропользование, горное производство, нефтяной промысел, охрана недр.

Сведения об использовании недр упоминаются еще со времен Древнего Египта, Китая, Месопотамии, Древнего Рима. Первоначально недра не признавались самостоятельным объектом прав и их правовой режим совпадал с правовым режимом земли. Земли с копями, имеющие полезные ископаемые, могли быть переданы на особом вещном праве с обязанностью платить за это собственнику ренту с рудников и горных заводов. С использованием недр был связан особый предиальный сервитут — право на добычу с подчиненного участка извести, песка, камня и иных полезных ископаемых. Анализ специфики правового регулирования прав на недра в англосаксонской и романо-германской правовых системах, включая права горной регалии и горной свободы, приводит к выводу о том, что дифференциация форм предоставления прав на недра была призвана отразить специфику и общие закономерности развития соответствующей правовой системы в конкретный период.

Впоследствии, начиная со Средних веков, господство пожалованных верховной властью прав горной регалии, означавших привилегии на получение доходов от добычи полезных ископаемых, в сочетании с началами горной свободы, допускающей право каждого искать полезные ископаемые на любых землях, сменилось сохранившейся вплоть до настоящего времени разрешительной системой доступа к недрам, отражающей общемировую тенденцию ограничения оборотоспособности недр в публичных интересах.

В России формы предоставления прав на недра также варьировались от пожалованных монархом горных регалий, горных свидетельств до концессий; по мере осознания ценности горного промысла принцип государственной собственности на недра, претерпев ряд изменений, обрел свое окончательное закрепление в действу-

ющем законодательстве. Верховенство государства в решении вопросов о предоставлении недр в пользование частным лицам сохранилось, оставив концессионный отпечаток, и на современном этапе наблюдается разнообразие правовых форм и средств, применяемых в практике регулирования отношений, сочетающих в себе как частные, так и публично-правовые элементы.

Начало реформ в систематическом исследовании в области горного дела положил Петр I. Именно с его именем в России связаны все великие экономические и административные реформы, при нем было создано горное законодательство, горное образование, горнозаводская промышленность1. При нем был создан отдельный Приказ рудокопных дел, к ведению которого с 1700 г. были отнесены все вопросы добычи. В 1718 г. указом Петра I была организована Берг-коллегия, которую возглавил граф Я. В. Брюс (1679-1735 гг.). Среди важнейших законодательных актов этого периода необходимо отметить опубликованные в 1719 г. Берг-привилегию и в 1739 г. Берг-регламент. Согласно этим актам на Берг-коллегию возлагались такие важнейшие функции, как геологические и геодезические исследования, управление заводами, сбыт продукции, взыскание налогов. Берг-привилегией все полезные ископаемые были объявлены собственностью царя независимо от принадлежности. «Того ради Мы таким образом и любовью к верным Нашим подданным только Нам одним, как Монарху, принадлежащие рудокопные заводы и оных употребления каждому и вообще всем, кто к тому охоту имеет, милостиво соизволяем, только требуем не больше, как же в иных государствах обыкновенно есть, десятую долю от прибыли заплати Берг-коллегиуму, его служителям и на иные потребные к тому расходы. Мы всемилостиво намерены и оную десятую часть на несколько лет отпустить и тем

пожаловать, ежели при искании руд будет убытков больше прибыли»2. Землевладельцам было предоставлено право только преимущественной разработки полезных ископаемых, а промышленники должны были платить в казну налог в размере 10 % от прибыли.

В XIX веке недропользование в России поднимается на более высокий уровень. Крупные реформы в области горного дела связаны с именем императора Александра I. При нем были внесены изменения в систему управления горными промыслами и заводами, сформулированы основы горного законодательства. Сам Александр I считал горную отрасль важнейшим источником государственного и народного богатства Российской Империи.

В 1802 г. Александр I ввел министерскую систему управления и образовал восемь министерств, в ведение одного из которых -Министерства финансов — и попала горная промышленность. Для управления реорганизованной горнозаводской промышленностью было создано структурное подразделение Министерства финансов — Горный департамент, состоящий из двух подразделений — Горного совета и Горной экспедиции. В 1811 г. департамент в результате реорганизации был переименован в Департамент горных и соляных дел, чьи структурные подразделения сохранились до 1917 г. В ведение Горного департамента было отведено руководство существующими казенными промыслами, выдача разрешений на проведение разведок полезных ископаемых, контроль за деятельностью уже существующих предприятий, отвод земельных участков под новые.

В последующий период горная промышленность несколько раз меняла свою подчиненность. В конце XIX в. горные заводы и промыслы были переданы в ведение Министерства государственных имуществ, а в начале ХХ в. — вновь созданному Министерству торговли и промышленности.

В связи с возрастающей ролью горной промышленности России в царствование Александра I было признано необходимым пересмотреть ранее изданные акты и сформировать новое горное законодательство. Так, под председательством Министра финансов графа Алексея Васильева (1742-1807 гг.) в 1806 г. был издан проект «Горного положения». Предполагалось в течение пяти лет (с 1807 по 1812 г.) его опробовать, доработать и утвердить. Однако вследствие на-

чала Отечественной войны 1812 г. и других обстоятельств проект «Горного положения» действовал вплоть до 1832 г.3

В 1834 г. последовала еще одна важная реформа высшей горной администрации: образован Корпус горных инженеров, в который вошли Штаб корпуса горных инженеров и Департамент горных и соляных дел. Оба ведомства внесли огромный вклад в геологическое изучение России. Руководство всеми геологическими работами в стране было возложено на Штаб Корпуса горных инженеров, но некоторые специальные исследования выполнялись по поручению Департамента горных и соляных дел. Так, в 1837 г. по заказу Военного ведомства проводились разведка и исследования природного асфальта в Казанской, Оренбургской и Сибирской губерниях.

Первой публикацией основ горного законодательства России следует считать издание в 1832 г. «Свода учреждений и уставов горного управления» в составе VII тома первого «Свода законов Российской Империи». Он был составлен на основе проекта «Горного положения» 1806 г., а также ряда указов, распоряжений и инструкций, изданных, в частности, в 1811, 1826, 1829 гг.

Необходимость коренного пересмотра горного законодательства была отмечена еще в 1857 г., когда по представлению министра финансов (в тот период именно в его ведении находилось горное производство) Государственный совет постановил приступить к составлению «полного проекта новых узаконений до горного промысла относящихся», что и было Высочайше утверждено 13 мая 1857 г.4

Работа растянулась почти на четыре десятилетия. В 1866 г. комиссия по пересмотру «Устава Горного» опубликовала проект нового закона, который весьма существенно отличался от предыдущих изданий. В окончательном виде в »Своде законов Российской Империи» он был опубликован лишь в 1893 г. Горный устав России установил равные права для российских и иностранных подданных в горной и нефтяной промышленности, но с учетом определенных ограничений. Так, по акционерным обществам существовал ряд ограничений по владению иностранцами именными акциями5, занятию определенными видами деятельности в отдельных регионах России. К примеру, горной промышленностью в Приморье было разрешено зани-

маться только с 1895 г., а в течение определенных периодов ограничивалось право иностранных подданных по приобретению недвижимости в различных районах. Эти меры были направлены против большого количества иммигрантов из Китая, Кореи, Германии.

Согласно «Устава Горного», по формам собственности горные заводы и промыслы могли быть казенными (государственными) и частными. Частные, в свою очередь, действовали на принципах либо посессионного права, либо так называемого права владельческой (частной) собственности. Частная горнопромышленная деятельность производилась на землях казенных, посессионных или владельческих, а также на землях казачьих войск, находившихся в общинном владении. Казенные горные заводы и промыслы располагались на казенных землях. Кроме того, часть горных заводов, рудников и промыслов в Алтайском и Нерчинском горных округах находилась непосредственно в собственности императорской фамилии. Управление ими осуществляло специальное ведомство Министерства Императорского Двора по Кабинету Министров Его Императорского Величества. В его функции входило регулирование использования недр в рамках различных форм собственности, нормативно-правовое обеспечение хозяйственной деятельности и контроль за исполнением вводимых законоположений. Кроме того, министерство осуществляло управление всей хозяйственной и коммерческой деятельностью казенных предприятий. Оно имело достаточно широкие полномочия и четкие приоритеты. Формулировались они так: «Главное начало, на коем горные заводы казенные должны быть устрояемы, состоит в том, чтобы они содействовали и поощряли частную промышленность, а не были бы ей преградой», «министр наблюдает, чтобы открытые руды и минералы на землях частных не оставались необработанными». Министерство, согласно Уставу, «по горным заводам частных лиц имеет попечение о снабжении заводчиков всеми законными пособиями, нужными для действия заводов», старается преимущественно одобрять тех заводчиков, «кои своими произведениями заменяют иностранные, употребляемые внутри государства».

Специфическое регулирование было посвящено каждому из видов полезных ископаемых, а также целям использования недр. Таким образом, положения структурных элементов Устава

адресовались только конкретно геологическим исследованиям, разведке и разработке месторождений твердых (каменного угля и антрацита) и жидких (нефть), драгоценных металлов и камней и прочих ресурсов недр. Соответственно административно-правовое управление и разграничение компетенции уполномоченных государственных органов строилось применительно к указанным особенностям разработки и добычи полезных ископаемых.

Регулированию освоения нефтяных промыслов было посвящено отделение 5 «Об условиях разработки нефтяных источников на землях казенных и частных» гл. 4 раздела II Устава горного в редакции 1893 г. (глава введена с 1892 г.). Ст. 594 были установлены нормативы земельных участков, предоставляемых для добычи нефти. Выбор способов разработки нефтяного участка оставлялся на усмотрение самого промышленника, но при этом он был обязан (ст. 598) соблюдать установленные правила производства подземных работ, предупреждения нефтяных пожаров и другие правила; составлять план своего участка; допускать должностных лиц к осмотру работ и сооружений.

Приступая к бурению, нефтепромышленник обязан был уведомить об этом окружного инженера (должностное лицо, осуществляющее контроль за пользованием недрами) и предоставить ему проектные документы. Промышленник вел журнал буровых работ, составлял разрез пройденных пород и подчинялся указаниям окружного инженера по обеспечению безопасности работ, противопожарным правилам, способам крепления буровых скважин. В обязанности недропользователя входило: иметь в готовности приспособления для регулирования истока нефти и ее остановки, устанавливать их при первых признаках нефтяного фонтана, безотлагательно доносить окружному инженеру о появлении фонтана нефти. По получении уведомления о нефтяном фонтане окружной инженер удостоверялся в принятии промышленником надлежащих мер предосторожности и давал соответствующие указания. Разлитая нефть собиралась в амбары в соответствии со специальными распоряжениями и правилами ведения работ. Статьей 605 устанавливались правила ликвидации скважин: для предупреждения порчи месторождения вследствие притока тяжелой нефти и воды неэксплуатируемые скважины должны были быть заполнены глиной.

Помимо окружного инженера, контроль за эксплуатацией месторождения осуществляла техническая комиссия, избиравшаяся местным съездом нефтепромышленников. Устав горный предусматривал меры оперативного воздействия на недропользователя при нарушении им правил ведения работ (ст. 603, 607): промышленники обязаны были исправлять допущенные нарушения в назначенный окружным инженером срок. До надлежащего исполнения распоряжений инженера углубление скважины и извлечение нефти могли быть приостановлены, при дальнейшем неисполнении окружной инженер имел право выполнить необходимые работы за счет нефтепромышленника.

Была развита и система подзаконных актов в области обеспечения рационального недропользования, в которую входили «Технические правила, обязательные для исполнения нефтепромышленниками», «Инструкция по регулированию истоков нефти», «Правила для предупреждения пожаров на нефтяных промыслах», «Временные правила о порядке и условиях учета нефти».

Принятое в 1927 г. Горное положение СССР6 впервые законодательно ввело и раскрыло понятие охраны недр — оно определялось как наблюдение за надлежащим применением горнопромышленниками: а) технических методов и способов горных работ (геологический контроль);

б) правил, касающихся технической правильности и целесообразности горных работ в целях достижения наиболее полного использования месторождений (технический контроль);

в) правил, касающихся съемки горных выработок (маркшейдерский контроль). Таким образом, под охраной недр понималось то, что сейчас определяется как государственный контроль за использованием и охраной недр.

В 1975 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах7, а вслед за ними в 1976 г. — Кодекс РСФСР о недрах8 (далее Основы и Кодекс). В этих актах воплотились идеи выдающихся советских ученых-правоведов Н. А. Сыродоева, Г. С. Башмакова, Н. Б. Мухитдинова и других. Нормы по охране недр были отделены от вопросов геологического контроля и горного надзора, а соблюдение требований по охране недр стало непосредственной обязанностью недропользователя.

В составе основных требований к геологическому изучению недр назывались (ст. 16 Основ,

ст. 30 Кодекса) рациональное, научно обоснованное направление и эффективность поисковых и разведочных работ; полнота изучения геологического строения недр, условий разработки; достоверность определения количества и качества запасов полезных ископаемых; геолого-экономическая оценка месторождений; ведение работ методами и способами, исключающими неоправданные потери полезных ископаемых и снижение их качества; размещение извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых, исключающее их вредное влияние на окружающую среду; ликвидация выработок и скважин, не подлежащих использованию.

Разработку месторождений предписывалось производить в соответствии с утвержденными проектами предприятий по добыче полезных ископаемых, проектами и схемами разработки месторождений нефти, газа и правилами технической эксплуатации (ст. 23 Основ, ст. 39 Кодекса). Проектная документация на создание добывающих предприятий должна была предусматривать размещение сооружений, способы вскрытия и системы разработки месторождений, обеспечивающие наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение запасов основных и совместно залегающих полезных ископаемых; геологическое изучение в процессе добычи; меры, обеспечивающие охрану недр и других объектов окружающей среды (ст. 22 Основ, ст. 38 Кодекса).

При разработке месторождений недропользователь обеспечивал (ст. 24 Основ, ст. 40 Кодекса) применение наиболее рациональных и эффективных методов добычи; недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки и т. д. Правила ликвидаций предприятий по добыче полезных ископаемых предусматривали приведение горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населению, охрану окружающей природной среды, а консервации — также и сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

В законах выделялся специальный раздел — «Охрана недр». Основными требованиями в области охраны недр являлись (ст. 33 Основ, ст. 50 Кодекса) обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр; соблюдение установленного порядка предоставления недр в пользование; полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных

и совместно залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов и т. д. В случае нарушения перечисленных требований пользование недрами могло быть ограничено, приостановлено или запрещено органами государственного горного надзора.

Вопросы охраны недр регулировались в позднем советском законодательстве достаточно подробно. В то же время нельзя не отметить избыточность приведенных норм: многие положения повторены в разных местах почти в неизменном виде. Кроме того, эти нормы в большой степени декларативны, сводятся к общим предписаниям и не содержат конкретных механизмов. Это объясняется тем, что в Советском Союзе регулирование осуществлялось на уровне значительного количества ведомственных нормативных документов (например, Правила разработки газовых и газоконденсатных месторождений (утв. Постановлением Госгортехнадзора СССР 06.04.1970 г.), Правила разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений и эксплуатации скважин (утв. Государственным комитетом по топливной промышленности при Госплане СССР в 1963 г.), Правила разработки нефтяных и газовых месторождений (утв. Коллегией Министерства нефтяной промышленности СССР от 15.10.1984 г.). Поэтому «практическая роль союзного и российского [РСФСР] законов была невелика. Они подменялись административными актами правительства и министерств. Такая система более оперативно реагировала на экономические, коммерческие и геолого-технические изменения производства»9.

В несколько измененном виде положения союзного законодательства об охране недр и окружающей среды при недропользовании перешли в Закон РФ «О недрах»10.

Экологические интересы стали объектом уголовно-правовой сферы в России в XIX в. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных наибольшее внимание уделяло вопросам ответственности за посягательства на живую природу. Но нормы законов защищали не столько экологические интересы, сколько интересы собственности государства и частных лиц.

Уголовное Уложение 1903 г. пошло по пути значительного смещения акцентов в уголовно-правовой оценке социальной направленности многих из экологических преступлений. Сконструировав особую главу — «О наруше-

нии постановлений, ограждающих народное благосостояние» — законодатель, с одной стороны, объединил в ней составы, ранее изложенные в разных разделах Особенной части, а с другой — предусмотрел основания уголовной ответственности за ряд новых деяний. Наибольшее число норм посвящалось наказуемости за несанкционированное пользование (заметим: и ле-совладельцем, и иными лицами) лесными ресурсами: рубка или корчевка леса, расчистка лесной площади или обращение ее в другой вид угодий; уничтожение лесной подстилки и т. д.

В отличие от Уголовного Уложения, Уголовный кодекс 1922 г. упоминал лишь о двух составах преступлений рассматриваемого вида. Первый, будучи указанным в главе «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок», выступал единым основанием привлечения к уголовной ответственности за неизвещение надлежащих властей о заразной болезни. Второй состав объединял деяния, ранее охватываемые большинством статей главы «О нарушении постановлений, ограждающих народное благосостояние»: ст. 99 УК РСФСР 1922 г. «Нарушение законов и обязательных постановлений, установленных в интересах охраны лесов от хищнической эксплуатации и истребления, а равно ведение лесного хозяйства с нарушением установленного плана; охота и рыбная ловля в недозволенное время в недозволенных местах и недозволенными способами и приемами; выборка камней, песку и пр. без разрешения надлежащих властей, а равно и разработка недр земли с нарушением установленных правил,— карается лишением свободы или принудительными работами на срок до одного года с конфискацией незаконно добытого, а равно орудий охоты или лова, или штрафом до 500 руб. золотом». Предполагая, что от такого рода нарушений страдают интересы не только общества, но и государства, законодатель включил данное преступление в число посягательств против порядка управления. Аналогично этот вопрос был решен в УК РСФСР 1926 г., однако нарушение правил охраны леса, производство различного рода запрещенных водных добывающих промыслов, разработка недр стали рассматриваться как самостоятельные составы преступления. И статья, предусматривающая ответственность за нарушение правил использования недр, звучала следующим образом: «Разработка недр земли

с нарушением установленных правил — лишение свободы или исправительно-трудовые работы на срок до шести месяцев или штраф до пятисот рублей». Диспозиция данной статьи существенно отличается от диспозиции ст. 255 УК РФ в современной редакции, в ней не оговаривается круг действий, при которых могут возникать такие нарушения, что затрудняло применение данной нормы.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. устанавливал отдельные санкции за еще более широкий круг деяний против природы. В главе «Хозяйственные преступления» речь идет и об известных (незаконная порубка леса, запрещенное занятие рыбными и другими водными добывающими промыслами, разработка недр без соответствующего разрешения и т. д.), и о ряде новых для советского законодательства деяний: нарушение правил лесосплава или взрывных работ, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных насаждений и др.

В юридической литературе немногие авторы разделяли мнение об обоснованности расположения однородной группы преступлений в разных главах Особенной части, но общего подхода к решению этого вопроса не существовало: одни авторы предлагали объединить данные составы преступлений как разновидность посягательств на социалистическую собственность, другие — включить все природоохранительные нормы в число таких, которые формулируют основания за хозяйственные преступления, третьи — создать специальную главу под наименованием «Преступления против природы и ее богатств».

Последняя рекомендация была воспринята при подготовке и принятии УК РФ 1996 г. Выделив экологические преступления, законодатель тем самым подчеркнул, что они затрагивают не столько юридические (чье-либо право собственности) или экономические (народнохозяйственные) интересы, сколько естественные, объективно существующие условия жизнедеятельности отдельных лиц и всего общества. Однако не только это примечательно для УК 1996 года, но и то, что он закрепляет достаточно логичную внутрисистемную классификацию посягательств на природу. Следуя общепринятому делению ее на неживую (вода, воздух, земля, ее недра, климат) и живую (растения, животные), законодатель выделил три основные группы экологически опасных преступлений. Первая из них объединяет посягательства, нарушающие

конкретный вид правил, например производства работ. Вторую группу составили посягательства на так называемую неживую природу: загрязнение вод, атмосферы, морской среды, несоблюдение законодательства о континентальном шельфе, порча земли и нарушение правил охраны и использования недр. К третьей группе отнесены преступления против живой природы (растительного или животного мира): незаконная добыча водных животных и растений, незаконная охота и т. д.

Статья 255 УК РФ содержит два самостоятельных состава преступления: нарушение правил охраны и использования недр и самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых — оба введены в уголовный закон впервые и объединены в одну статью из-за близости объектов преступления.

Прежнее уголовное законодательство устанавливало ответственность за нарушение отдельными гражданами правил разработки недр и нарушение правил сдачи государству золота, других драгоценных металлов или драгоценных камней (ст. 167 УК РСФСР). Ныне нарушение правил разработки недр частными лицами уголовной ответственности не влечет, деяние декримина-лизировано. Наказуемы только незаконные сделки с драгоценными металлами или драгоценными камнями в рамках состава ст. 191 УК РФ. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней экологическим преступлением не считается, и ответственность за него предусмотрена ст. 192 УК.

Таким образом, правовые проблемы рационального использования и охраны недр ставились и разрешались в теории и законодательной практике России с конца XIX в. Исторически формулировались и раскрывались основные правовые понятия и явления в этой области, выделялись их признаки, в соответствии с ними принимались законодательные акты.

Законодательство, регулирующее отношения по использованию недр, динамично развивается, но, тем не менее, главная цель — рациональное недропользование — так и не достигнута. Наблюдается отставание в воспроизводстве минерально-сырьевых ресурсов, отсутствие эффективного контроля за соблюдением условий лицензионных соглашений, несовершенство системы контроля за параметрами, характеризующими полноту и равномерность выработки запасов, отсутствие эффективной концепции сбы-

та (позволяющей получить максимальный доход от реализации невосполнимых природных ресурсов).

В современном законодательстве о недрах не используются даже многие передовые механизмы, примененные в горном праве Российской Империи и Советского Союза. Действующий Закон «О недрах» не предусматривает четких правовых средств обеспечения охраны недр и специальных экологических требований к горной промышленности.

Примечания

1 Денисова, Л. М. Петр Великий — родоначальник горного права в России // Закон. 2010. №2 9. С. 127-131.

2 Об учреждении Берг-коллегиума для ведения в оном дел о рудах и минералах. Указ Петра I от 10.12.1719. Цит. по: Закон. 2010. № 9. С. 124-126.

3 Клюкин, Б. Д. Формирование горного законодательства России // Дело и право. 1994. № 12.

4 Уставы Монетный, Горный и о Соли // Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. 7.

5 Вознесенская, Н. Н. Иностранные инвестиции : Россия и мировой опыт. М., 2001.

6 Горное положение Союза ССР, утвержденное Постановлением ЦИКа СССР и СНК СССР от 9 ноября 1927 г. // Собр. законодательства СССР. 1927. № 68. Ст. 688.

7 Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах» от 9 июля 1975 г. (с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от 20.09.1979) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 39. Ст. 643.

8 Закон РСФСР «Об утверждении Кодекса РСФСР о недрах» (вместе с Кодексом РСФСР о недрах) от 9 июля 1976 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1976. № 28. Ст. 895.

9 Перчик, А. И. История развития горного права в России. М., 1998.

10 Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395 // Собр. законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.