Научная статья на тему 'Исторические закономерности становлния и развития первого российского парламента гоcударственной думы'

Исторические закономерности становлния и развития первого российского парламента гоcударственной думы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ПЕРВЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ / НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ДЕПУТАТ / ДЕМОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киян М.Ш.

Автор рассматривает деятельность первого российского парламента Государственной Думы в условиях кризиса политической системы в начале XX века. Анализирует возможность реального регулирования государственных и политических проблем органом народного представительства. Показывает целесообразность использования опыта деятельности Государственной думы при выборе оптимального вектора государственно правового развития России в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические закономерности становлния и развития первого российского парламента гоcударственной думы»

Российской Федерации по уголовным делам. // Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2016. N 2(109). С.219

4. Егоров В.Е. Организация правовой защиты интеллектуальной деятельности специализированным судом // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. № 5. С. 416.

5. Николаева Т.В. К вопросу о правовом развитии института интеллектуальной собственности в России. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. 2011. N 2(15) С.245

6. Отчет по результатам общероссийского массового опроса граждан России по теме: «Оценка деятельности судов в Российской Федерации» // https://wciom.ru/database/ open_projects/ otsenka_deyatelnosti_sudov_v_rossii/ (Дата обращения: 03.06.2018)

7. Попова С.С. Проблемы становления Суда по интеллектуальным правам в России // Имущественные отношения в РФ, 2013. N 6(141). С.105.

8. Сидоренко М.В. Рассмотрение разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации с позиций res iudicata кассационной проверки // Общество и право, 2016. N 1(55).

© Жеребцов И.С., 2018

УДК 342.53

М.Ш. Киян

канд. юрид. наук, доцент Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП», г. Симферополь, РФ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАНОВЛНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА ГОCУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Аннотация

Автор рассматривает деятельность первого российского парламента Государственной Думы в условиях кризиса политической системы в начале XX века. Анализирует возможность реального регулирования государственных и политических проблем органом народного представительства. Показывает целесообразность использования опыта деятельности Государственной думы при выборе оптимального вектора государственно - правового развития России в XXI веке.

Ключевые слова:

Государственная дума, первый парламент, Государственный совет, народное представительство,

депутат, демократия.

В настоящее время в государственно - правовой жизни России активно идет процесс модернизации общества. Современное российское общество встало на такой путь развития, который можно определить, как «переход от диктатуры или авторитарной системы к демократии, от плановой или командной экономики к рыночному хозяйству» [1]. В идеологическом плане его можно рассматривать как альтернативу для господствующего прежде в СССР марксистско-ленинскому пути развития и антипод «некапиталистического пути». Важную роль в модернизации общественно - правовой жизни России играет парламент - орган народного представительства, высший законодательный орган государства, аккумулирующий все основные политические элиты российского общества, артикулирующий групповые национальные интересы, арена политической борьбы и сотрудничества, способствующий рационализации политических решений.

По мнению французского политолога Г.Бюрдо «парламентаризм основывается на трех принципах: равенстве исполнительной и законодательной властей, их сотрудничестве, существовании средств взаимного воздействия их друг на друга... Ни правительство, ни парламент не должны пользоваться сколько-нибудь значительным преобладанием, их равновесие должно гарантироваться контролем общественного мнения. Поэтому парламентскую систему иногда и называют проявлением общественного мнения» [2]. Представительная демократия таким образом регулирует политическую жизнь общества и важнейшие гражданские ценности - демократию, верховенство закона, приоритет личности в государстве, которые реализуются в процессе его деятельности.

Историко - правовой анализ функционирования первых парламентских учреждений России свидетельствует, что представительная демократия должна основываться на принципах историзма, преемственности и последовательности, поскольку осуществление преобразований радикальными средствами в истории государства и права России приводят к утверждению диктатуры и авторитаризму.

Государственно - правовое развитие Российской империи в начале XX века ознаменовалось крупномасштабными социально-политическими нововведениями, вызванными необходимостью урегулирования сложных социально - экономических и политических задач. Венцом их стало учреждение Государственной думы - первого парламента России. С его появлением начался противоречивый, так и не завершившийся процесс превращения абсолютной монархии в конституционную.

Государственная дума как орган представительной демократии России начал свое существование с принятия важнейшего документа конституционного значения «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905г. [3]. Манифест, автором которого был выдающийся российский политический и государственный деятель граф Сергей Юрьевич Витте, сформулировал три важнейших начала модернизации России: основы гражданских свобод, представительскую форму народного представительства, парламент - Государственную Думу. Манифест коренным образом изменил государственную структуру России. Самодержавие ограничивалось представительством народа. Николай II в частном письме Д.Ф.Трепову 16 октября 1905 г. написал, что «России даруется Конституция» [4].

Эволюция самодержавной формы правления в сторону парламентского правления стала возможной в условиях буржуазно - демократической революции 1905-1907 гг. Парламент стал реальностью благодаря политическому компромиссу и получил ряд характерных особенностей, вызванных историческими традициями демократического развития нашей страны. Он отработал 11 лет: с 1906 по 1917 гг. в условиях предвоенного мирового кризиса, первой мировой войны и революционной анархии, завершившихся свержением самодержавного строя России.

Основные документы, учредившие представительскую форму правления в России: «Положение о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 г, Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г., «Учреждение Государственной думы» 20 февраля 1906 г., Манифест «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы», Указ «О переустройстве учреждения Государственного Совета», Избирательные законы от 11 декабря 1905 г., 3 июня 1907 г., «Основные государственные законы» в редакции 23 апреля 1906 г.. Они устанавливали представительные органы России - Государственную думу и Государственный совет, которые в соответствии со ст. 106 "Свода основных государственных законов" имели "равные права в делах государства"[5].

Государственный совет и Государственная дума получили широкие законодательные полномочия: право законодательной инициативы, требования объяснений от членов Совета министров, право запросов, составления Наказа, изменения бюджета (росписи новых кредитов или увеличения уже внесенных правительством), получить или предоставить иностранный заем без участия Думы стало невозможно. Таким образом, с 1906 г. российское самодержавие в области законодательства и бюджета было ограничено Государственной Думой и Государственным советом.

Под воздействием парламентской деятельности в России формировались демократические традиции, развивалась гласность, формировалось правосознание и политическое просвещение народа, ликвидировалось недоверие значительной части общества к институтам власти. Дума стала легальным центром политической борьбы, обеспечивающим существование официальной оппозиции. За 72 дня работы только Дума первого созыва приняла 391 запрос о незаконности действий правительства,

~ 110 ~

разработала и приняла программу демократизации России, в которой предусматривалось введение ответственного правительства, гарантии осуществления гражданских прав и свобод; всеобщее бесплатное образование, аграрная реформа, решение национального вопроса, отмена смертной казни; политическая амнистия участникам революции. Этот опыт парламентской деятельности по модернизации страны достоин применения в работе современных парламентских структур Российской Федерации.

Несмотря на относительную «молодость» российского парламентаризма, представительные органы и структуры государственной власти остаются основой для формирования реального народовластия в России. Опыт работы первого парламента России показал, что царизм не допустил добровольного ограничения монополии политической власти. Основные проблемы государственно - правового развития страны в основном решались посредством принудительно-силовых методов, что привело конфронтации государственной власти с органом народного представительства. Созданная двухпалатная структура парламента внесла неопределенность в сферу компетенций и политического статуса органа представительного правления.

При выборе оптимального вектора политической модернизации государственно - правового развития России использование опыта работы первого парламента - Государственной думы целесообразно, поскольку он на очно продемонстрировал возможность адекватного реагирования и влияния на государственные и общественные дела в начале XX века. Именно парламент - представительный орган народной демократии должен быть центром разработки и апробации идеологии обновления России, основой формирования которой остаются традиции реального народовластия нашей державы. Список использованной литературы:

1. Шпилев Д. А. Трансформация и модернизация в современном коммуникативном обществе [Текст] // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /сайт НИУ-ВШЭ http://www.hse.ru (дата обращения: 17.06.2018).

2. Аксенов К. Э., Зиновьев А. С., Плещенко Д. В. Крупный город - регион - Россия: динамика электорального поведения на парламентских выборах. //Полис. Политические исследования. 2005. № 2. С. 41-52.

3. Киян М.Ш. Представительство от украинских губерний в Государственной думе Российской империи I и II созывов (1906 - 1907гг.): монография. Х.: Основа, 1997. 191 с.

4. Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. М.: Мысль,1970. 448 с.

5. Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. Т.9. Эпоха буржуазно-демократических революций. М.: Юридическая литература, 1994. 352 с.

6. Калинычев Ф.И. Государственная дума в России: Сб. Документов и материалов. М.: Госюриздат, 1957. 646 с.

© Киян М.Ш., 2018

УДК34

С.К. Мехрюков

Студент 2 курса магистратуры, Сургутского Государственного Университета Г. Сургут, ХМАО-Югра, РФ E-mail: serggres2009@rambler.ru Научный руководитель: Н.И. Чарковская Доцент, Сургутский Государственный Университет,

Г. Сургут, ХМАО-Югра, РФ E-mail: charkovskaya-n@yandex.ru

РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ

Как часто мы видим огромные баннеры «Аренда» и не задумываемся, что под этой надписью кроются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.