НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Шестакова Н.Ф. кандидат исторических наук, ассистент кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
shestakovanf@mail. ru
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СОНДЕРСА ЛЬЮИСА И ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЛИЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА В НАЧАЛЕ ХХ В.
Аннотация: Предметом исследования являются политические и исторические взгляды выдающегося общественно-политического деятеля и лидера националистической партии «Плэйд Камри» (Plaid Cymru) Сондерса Льюиса. Автор подробно рассматривает, как влияние различных политических, экономических и философских течений XIX- XX вв. на формирование воззрений валлийского националиста. Особое внимание уделяется, во-первых, анализу представлений Сондерса Льюиса о сущности нации и причинах зарождения национализма в Европе, во-вторых, выявлению факторов, которые поставили валлийскую идентичность на край гибели, в-третьих, характеристике политической программы этого деятеля, ориентированной на борьбу за предоставление народу Уэльса права на самоуправление и сохранение его культурной самобытности. Автор приходит к выводу о том, националистическая идеология Сондерса Льюиса, основанная на отказе от идеи государственного суверенитета, призыве к возвращению духовному единству Европы и реконструированию социально-экономических реалий доиндустриального общества представляет собой утопию.
Ключевые слова: Уэльс, национализм, идентичность, валлийцы, Сондер Льюис, историческая память, интеллектуальная история
Благодарности (Acknowledgments): Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-3900029 «Опыт конструирования региональной идентичности валлийцев на основе исторической памяти (конец XVIII - XX вв.)»).
Сондерс Льюис (1893 - 1985) является выдающимся писателем, литературным критиком, историком и политическим деятелем Уэльса первой половины XX в. Он внес значительный вклад в развитие родного языка и литературы, заложил основы валлийского национализма и выделил главные элементы национальной идентичности народа западной кельтской окраины Британии. Будучи основателем в 1925 г. националистической партии «Плэйд Камри», Сондерс Льюис разработал основные принципы валлийского национализма, а также составил политическую программу, в которой на повестку дня была поставлена проблема сохранения самобытности народа Уэльса и предложены пути ее решения.
В нашем исследовании мы на основе синтеза двух методологических направлений -«Интеллектуальной истории» и «Исторической памяти», предприняли попытку решить несколько задач: во-первых, выявить основные факторы, которые оказали влияние на формирование взглядов Сондерса Льюиса; во-вторых, проанализировать то, как на основе образов прошлого этот общественно-политический деятель конструировал будущее устройство Уэльса, выявляя главные элементы национальной идентичности валлийцев и разрабатывая основные принципы националистического движения.
Сондерс Льюис родился в Уолласи в октябре 1893 г. в семье служителя методистской церкви Лодвига и Мэри Маргарет Льюис (урожденной Томас). Будущий националист вспоминал, что общение в кругу семьи осуществлялось только на валлийском языке,
поэтому он не владел английским языком, из-за чего в школе над ним смеялись его сверстники1. Будучи редактором школьного журнала, в котором были опубликованы его первые работы, Сондерс Льюис открыл для себя англо-ирландскую литературу. Он отмечал, что «именно благодаря его знакомству с произведениями таких писателей Ирландского возрождения, как У.Б. Йейтс, Д.М. Синг, П. Колум, он впервые осознал, что такое патриотизм и любовь к Родине. Вскоре он начал понимать, что огонь националистического движения, который вспыхнул в Ирландии, может переброситься и на Уэльс»2.
В 1911 г. будущий националист поступил в Ливерпульский университет, однако вынужден был прервать обучение в связи с началом в августе 1914 г. Первой мировой войны. Став добровольцем, Сондерс Льюис отправился воевать во Францию. Находясь в окопах, он прочитал трилогию «Культ самости» французского писателя Мориса Барреса3. Благодаря Барресу он осознал, что «единственный способ развить в себе личность -вернуться к своим корням». Сондерс Льюис применял этот принцип и по отношению к нации, полагая, что формирование идентичности валлийского народа и сохранение его самобытности основывается на обращении к своему прошлому и культурно-историческому наследию. Он признавал, что именно Баррес после Йейтса и других ирландских писателей превратил его в валлийского националиста4.
После войны Сондерс Льюис вернулся в Ливерпульский университет, чтобы завершить курс обучения английскому языку и защитить диссертацию по теме «Образы и поэтические сюжеты С.Т. Кольриджа». В 1926 г. он становится редактором газеты «И Драиг Гох» («Красный дракон», «Y Ddraig Goch») и председателем националистической партии «Плэйд Камри» (занимал этот пост вплоть до
1939 г.)5. В начале 1920-х гг. он был очарован французским интегральным национализмом и итальянским фашизмом. Этот валлийский политический деятель рассматривал нацию как органическое целое, требующее безоговорочного подчинения личности ее интересам. А отстаивать валлийские националистические интересы, по мнению Сондерса Льюиса, можно было путем создания милитаризованной организации6. В то же время стоит отметить, что идеи лидера партии «Плэйд Камри» были сформированы под влиянием валлийского политического англиканства, которое во второй половине XIX в. явилось реакцией на политику, проводимую либеральной партией в Уэльсе. Англиканцы представляли современное валлийское общество как нацию, разобщенную социальным конфликтом, который возник в результате эксплуатации средним классом бедных крестьян и рабочих. Представители англиканского национализма подвергали критике индустриализацию, урбанизацию, демократизацию и секуляризацию церкви, уверяя, что эти процессы предвещают гибель цивилизации.
Стоит также заметить, что из консерватизма Сондерс Льюис заимствовал представление о нации как о социальном организме, отличном от государства. Он представлял ее себе как комбинацию различных групп, союзов и ассоциаций, которые выполняя свои определенные функции, тем не менее, образовывают одно органичное и иерархическое целое. Нация, по его мнению, это духовное сообщество, главная задача которого заключается в сохранении и передаче потомкам своего культурного наследия.
Свои исторические взгляды на валлийское прошлое и основные националистические принципы Сондерс Льюис изложил в первой брошюре партии «Плэйд Камри», которая была
1 Griffiths B. Saunders Lewis (Writers of Wales). Cardiff: University of Wales Press, 1989. P. 3.
2 Lewis S. Dylanwadau // Saunders Lewis (Writers of Wales). Cardiff: University of Wales Press, 1989. P. 4.
3 Barres M. Le culte du moi 2 Un homme libre. Tredition Classics, 2012. 128 p.
4 Lewis S. Dylanwadau // Saunders Lewis (Writers of Wales). Cardiff: University of Wales Press, 1989. P. 6.
5. Moseley C. Nationhood, providence, and witness. Eugene: Cascade Books, 2013. P. 79.
6 Jaskulowski K. The ideological construction of the Welsh national identity in the 19th and first half of 20th century // Nationalism across the Globe. Poznan, 2005. Vol. 1. P. 411
опубликована в 1926 г.1 По его мнению, валлиицы являются единственным народом, которому удалось пережить падение РимскоИ империи и сохранить ценности древнеИ цивилизации. Этот общественно-политический деятель считал, что его соотечественники должны эти ценности привить другим нациям. Видное место во взглядах валлийского националиста отводилось эпохе Средневековья. В XIII в. Уэльс был захвачен англичанами и потерял свою независимость, однако, по мнению Сондерса Льюиса, княжество оставалось частью единой Европы, а население продолжало вести прежний образ жизни и развивать свою культуру2. Средневековье, в понимании валлийского националиста, являлось периодом духовного единства европейских народов и господства морального закона. Каждая народность признавала, что существует авторитет, который выше государственной власти, что существует закон выше закона короля. Как утверждал Сондерс Льюис, одной из самых глубоких идей средневекового христианства был принцип, согласно которому единство содержит разнообразие. В Европе существовала единая христианская цивилизация, для которой было характерно культурное многообразие. Средневековым правителям не приходила в голову мысль об уничтожении культуры завоеванных народов, поскольку за широким многообразием скрывалось моральное и духовное единство.
В XVI в. в период правления Тюдоров Уэльс был окончательно присоединен и интегрирован в состав Английского королевства. Интеграционная политика Тюдоров способствовала кризису этнической идентичности валлийцев и упадку их культуры. В XVI в. в эпоху Лютера в Германии, Макиавелли в Италии и Тюдоров в Британии моральное единство христианского мира было разрушено, и вместо христианства стал господствовать принцип национализма3. Характерной особенностью этого принципа являлся высший авторитет государственной власти и королевского закона. Законы короля стали ставить выше совести и морали. В результате Реформации вместо единой духовной власти в Европе возникли десятки суверенных государств, правители которых проводили политику, направленную на ликвидацию различий между народами. Заложенные в XVI в. основы национализма явились результатом победы материализма над духовностью, язычества над христианством. Именно этот материалистический и языческий триумф, как считал лидер партии «Плэйд Камри», и способствовал уничтожению самобытности народа Уэльса. Поэтому целью политики валлийских националистов, по мнению Сондерса Льюиса, должно быть возвращение к духовному единству Средневековой Европы и отказ от идеи государственного суверенитета.
Что касается экономики, то лидер партии «Плэйд Камри», полностью отвергал как капитализм, отождествляемый им со свободной торговлей и со стремлением к увеличению прибыли, так и социализм, характеризуемый наличием централизованного государства, которое полностью осуществляет контроль за экономикой4. Валлийский националист был вдохновлен английским дистрибутизмом (Кит Честертон, Хилэр Беллок), который основывался на идеях, связанных с широким распространением частной собственности, ликвидацией промышленности и передачей земли народу. Стоит заметить, что Сондерс Льюис, в первую очередь интересовался валлийской цивилизацией, которую он отождествлял с литературой Уэльса. По его мнению, «золотой век» литературы пришелся на конец Средневековья, поэтому с целью сохранения валлийской идентичности необходимо воссоздать доиндустриальное общество и реконструировать его социально-экономические реалии5. Главными элементами валлийской идентичности Сондерс Льюис считал язык,
1 Lewis S. Principles of nationalism. URL.: http://bibliotheque.idbe-bzh.org/data/cle_50/Egwyddorion_Cenedlaetholdeb_Principes_of_Nationalism_.pdf (дата обращения: 17.01.2019).
2 Lewis S. Principles of nationalism. P. 3.
3 Jones H.P. Saunders Lewis. A presentation of his work. Springfield: Templegate Publishers, 1990. P. 32.
Jones A.R., Thomas G. Presenting Saunders Lewis. Cardiff: University of Wales Press, 1973. P. 37.
5 Jaskulowski K. Op. cit. P. 413.
поэтическую традицию и сохранившийся с эпохи средневековья литературный и музыкальный фестиваль Айстедвод. Он считал, что политика националистической партии, в первую очередь, должна быть направлена на сохранение культуры Уэльса.
Валлийский националист отмечал, что его родной край на протяжении длительного времени был подвержен англизации, которая нанесла значительный вред культурной самобытности валлийцев. Основываясь на древнегреческой философии, Сондерс Льюис считал, что этих английских переселенцев, или «варваров» необходимо превратить в валлийцев, приобщив их к языку и культуре «наследников» ценностей античной цивилизации1. Поэтому основным пунктом его политической программы, помимо борьбы за предоставление Уэльсу права на самоуправление, стало провозглашение валлийского языка официальным языком западного кельтского края Британии, на котором должно осуществляться радиовещание и обучение во всех учебных заведениях.
Подводя итоги, стоит отметить, что в понимании Сондерса Льюиса нация - это духовное сообщество, главной задачей которого является сохранение культурно-исторического наследия в целях поддержания единства и преемственности между поколениями. Колыбелью валлийской нации этот политический деятель считал период господства римлян в Британии, полагая, что лишь бриттам Уэльса удалось пережить падение Западной Римской империи и сохранить ценности древней цивилизации. Идеализируя Средневековье, главной чертой которого являлось господство морально-нравственных норм, Сондерс Льюис призывал вернуться к духовному единству Европы и отказаться от теории государственного суверенитета. Валлийскую националистическую идеологию, разработанную лидером партии «Плэйд Камри», можно назвать архаизмом или даже утопией, поскольку «золотым веком» в валлийской истории Сондерс Льюис провозгласил развитое средневековье, призывая валлийцев после получения долгожданной свободы реконструировать его социально-экономические реалии, в рамках которых ранее процветали язык, литература и культура Уэльса.
Литература:
1. Griffiths B. Saunders Lewis (Writers of Wales). - Cardiff: University of Wales Press, 1989.
- 94 p.
2. Barres M. Le culte du moi 2 Un homme libre. - Tredition Classics, 2012. - 128 p.
3. Jaskulowski K. The ideological construction of the Welsh national identity in the 19th and first half of 20th century // Nationalism across the Globe. - Poznan, 2005. - Vol. 1. - P. 403-419.
4. Moseley C. Nationhood, providence, and witness. - Eugene: Cascade Books, 2013. - 302 p.
5. Jones A.R., Thomas G. Presenting Saunders Lewis. - Cardiff: University of Wales Press, 1973. - P. 37.
6. Lewis S. Dylanwadau // Saunders Lewis (Writers of Wales). - Cardiff: University of Wales Press, 1989. - P. 4, 6.
7. Lewis S. Principles of nationalism. URL.: http://bibliotheque.idbe-bzh.org/data/cle_50/Egwyddorion_Cenedlaetholdeb_Principes_of_Nationalism_.pdf (accessed: 17.01.2019).
8. Jones H.P. Saunders Lewis. A presentation of his work. - Springfield: Templegate Publishers, 1990. - 227 p.
References:
1. Griffiths B. Saunders Lewis (Writers of Wales). - Cardiff: University of Wales Press, 1989.
- 94 p.
1 Jones H.P.Op. cit. P. 37.
2. Barres M. Le culte du moi 2 Un homme libre. - Tredition Classics, 2012. - 128 p.
3. Jaskulowski K. The ideological construction of the Welsh national identity in the 19th and first half of 20th century // Nationalism across the Globe. - Poznan, 2005. - Vol. 1. - P. 403-419.
4. Moseley C. Nationhood, providence, and witness. - Eugene: Cascade Books, 2013. - 302 p.
5. Jones A.R., Thomas G. Presenting Saunders Lewis. - Cardiff: University of Wales Press, 1973. - P. 37.
6. Lewis S. Dylanwadau // Saunders Lewis (Writers of Wales). - Cardiff: University of Wales Press, 1989. - P. 4, 6.
7. Lewis S. Principles of nationalism. URL.: http://bibliotheque.idbe-bzh.org/data/cle_50/Egwyddorion_Cenedlaetholdeb_Principes_of_Nationalism_.pdf (accessed: 17.01.2019).
8. Jones H.P. Saunders Lewis. A presentation of his work. - Springfield: Templegate Publishers, 1990. - 227 p.
SAUNDERS LEWIS'S HISTORICAL VIEWS AND THE FORMATION OF WELSH NATIONALISM AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY.
Shestakova N.F.
Candidate of History, Assistant of the Department of General History Ural State Pedagogical University
shestakovanf@mail.ru
Abstract: The subject of the research is the political and historical views of the prominent social and political leader andfounder of the nationalist party "Plaid Cymru" Saunders Lewis. The author examines in detail such aspects of the topic as the influence of various political, economic and philosophical trends of the XIX - XX centuries on the formation of the views of the Welsh nationalist. Particular attention is paid, firstly, to the analysis of Saunders Lewis's ideas about the essence of the nation and the reasons for the emergence of nationalism in Europe, secondly, to identify the factors that put Welsh identity to the brink of death, thirdly, the characteristics of the politician's program oriented to struggle for giving the people of Wales the right to self-government and to preserve their cultural identity. The author concludes that the nationalist ideology of Saunders Lewis, based on the rejection of the idea of the state sovereignty, calling for the return of the spiritual unity of Europe and the reconstruction of the socio-economic realities ofpre-industrial society is a utopia.
Keywords: Wales, nationalism, identity, Welsh, Saunders Lewis, historical memory, intellectual history
Для цитирования: Шестакова Н.Ф. Исторические взгляды Сондерса Льюиса и формирование валлийского национализма в начале XXI в.// Архонт, 2019. № 1 (10). С. 26-30.