УДК 332.05
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
В 1840-1870 ГГ.
© 2016 Е. А. Волкова
канд. ист. наук, доцент кафедры философии, социологии и истории
e-mail: [email protected]
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет,
В статье анализируется формирование и эволюция социально-исторических воззрений Ф.М. Достоевского в 1840-1870 гг. К историческим взглядам мыслителя следует отнести глубокое исследование социальных отношений российского общества середины и второй половины XIX столетия: отношения между классами и социальными группами, социальной справедливости, свободы, богатства-бедности, положения русского народа.
В статье также анализируется издательская деятельность Ф.М. Достоевского в журналах «Время» и «Эпоха». Рассмотрены позиции редакторов, основная тематика и направленность изданий, причины их закрытия.
Ключевые слова: Достоевский, социально-исторические воззрения, социальная история России, русский народ, политическая деятельность
В обширном историографическом наследии, посвященном творчеству великого русского писателя Ф.М. Достоевского, определенное место занимает научный анализ исторических воззрений мыслителя. Однако отметим отсутствие обобщающих научных трудов по проблеме социально-исторических воззрений Достоевского в отечественной историографии. Публикации затрагивают частные аспекты проблемы.
Достоевский, как известно, не был профессиональным историком. Однако его художественное и публицистическое творчество пронизано социальными проблемами современной ему российской действительности. К социально-историческим воззрениям мыслителя следует отнести глубокое исследование социальных отношений в российском обществе в середине - второй половине XIX столетия. Социальная история, наряду с историей экономической и политической, составляет единый и неразрывный мировой и российский общеисторический процесс.
Начальным периодом становления социально-исторических воззрений Достоевского следует считать вторую половину 1840-х годов, когда сложились основные черты личности молодого литератора [Станюта 1976: 16]. 1840-е годы в российской истории стали временем формирования капиталистических отношений. В стране началась и продолжалась промышленная революция, вызвавшая к жизни новые технические достижения. Этот период ознаменовался в то же время процессом первоначального накопления капитала, резким усилением эксплуатации трудящихся новой буржуазией. Молодой писатель воочию видел все социальные язвы нового общества, утверждавшегося в России, уродующую человеческую личность мораль новых буржуа.
1840-1850-е годы стали начальным периодом становления социально-исторических воззрений Достоевского. В это время оформились основные направления социально-исторических исследований мыслителя, его отношение к социальным проблемам современного ему российского общества. Своих литературных героев Достоевский часто ставил в безвыходное, безысходное положение, что было вызвано
стихийными процессами, протекавшими в буржуазном обществе, которое разрушало личность, вело к утрате духовных и нравственных качеств. Эта социальная традиция стала главной линией последующего творчества писателя.
Особое влияние на становление социально-исторических воззрений Достоевского оказали исторические произведения Н.М. Карамзина, исторические романы И.И. Лажечникова, М.Н. Загоскина, К.П. Масальского, Д.И. Бегичева, стихотворения Г.Р. Державина и В.А. Жуковского. Вполне понятен тот огромный интерес, который питал молодой Достоевский к российской истории, размышляя посредством анализа исторических событий над судьбами современной ему России.
Достоевский не прекращал литературной деятельности даже в тюремном заключении в Петропавловской крепости. По возвращении с каторги и после солдатской службы в 1859 г. в Центральную Россию Достоевский продолжил исследование социальных проблем действительности. Обогащенный опытом каторги и солдатчины, писатель по-новому, с более зрелых позиций стал анализировать социальные проблемы общества, прежде всего вопросы свободы, равенства, справедливости.
Крутой поворот в жизни Достоевского разделил его творчество на периоды до и после каторги. Парадокс жизненной ситуации заключался в том, что молодой писатель не был в полном смысле слова преступником - преступником уголовным, в отличие от большинства участников Омской каторги. Достоевский был сослан на каторгу всего лишь за чтение письма Белинского к Гоголю на пятницах Петрашевского, то есть за личные убеждения, взгляды. Суд над петрашевцами стал свидетельством той зловещей, мертвящей социальной атмосферы, которая царила в российском обществе в период правления Николая I.
Выйдя из острога, Достоевский принялся наверстывать упущенное за четыре года заключения. Он погрузился в чтение литературных, исторических, экономических произведений, книг по истории церкви, которые ему присылал регулярно брат Михаил. Писатель просил брата присылать больше книг, «главное: историков, экономистов, "Отечественные записки", отцов церкви и истории церкви» [Достоевский 1985 Т. 28-1: 173]
1860-е годы открыли новый этап в эволюции социально-исторических воззрений Достоевского. Во-первых, в его произведениях 1860-х гг. нарастала социальная составляющая, что было вызвано новыми социальными условиями российского общества. Во-вторых, приобретенный на каторге опыт давал писателю возможность более тщательно исследовать окружавшую его действительность, ставить и решать в своих сочинениях новые социальные проблемы. В-третьих, Достоевский окончательно разочаровался в собственных социально-утопических воззрениях второй половины 1840-х гг., более того, полагал их вредными для России. В-четвертых, романтические настроения первого периода творчества уступили место реализму, который позволял автору проникать в глубины социальных и духовно-нравственных процессов общества и человека.
Смерть императора Николая I в феврале 1855 гг. и восшествие на престол его сына Александра II привели к глубоким переменам во внутриполитической обстановке российского общества, к подготовке масштабных либеральных преобразований, начало которым положила Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г. Наступила эпоха «великих реформ» 1860-1870-х гг. Достоевский испытывал чувство эйфории от начавшихся преобразований, особенно высоко ценил он Крестьянскую реформу 1861 г.
Ф.М. Достоевский с 1856 г. начал хлопотать о переводе в Европейскую Россию для занятия литературной работой. Об этом он писал в письме-просьбе к известному инженеру, герою Крымской войны, генералу Э.И. Тотлебену [Там же: 223]
Хлопоты увенчались успехом: в сентябре Достоевский был произведен из унтер-офицеров в прапорщики, а в апреле 1857 г. ему было возвращено потомственное дворянство. Писатель получил возможность продолжить литературный труд и публиковать свои произведения.
С особой силой в творчестве Достоевского 1860-х гг. зазвучала новая для писателя тема - тема русского народа. Понятие «народ» в социальной истории и философии весьма обширно, многогранно и, вероятно, не осмыслено до конца в социально-философской литературе. В российской истории, как и в истории других стран, народ играл ключевую роль, создавая материальное и духовное богатство. Особую роль играет народ в переломные периоды истории, когда в полном смысле слова он выступает ее творцом, выдвигая из своей среды талантливых лидеров-руководителей. Народ может быть и созидателем, и в равной степени разрушителем в зависимости от конкретной социально-экономической и политической обстановки.
В 1861 г. братья Достоевские приступили к изданию собственного литературного журнала «Время» [Нечаева 1972]. Главной темой на страницах журнала стала подготовка и проведение Крестьянской реформы - самая насущная общественно-политическая тема тех лет. Журнал занял охранительную позицию в отношении правительственной реформы. В апрельском номере журнала в статье без подписи, озаглавленной «19 февраля», Крестьянская реформа подавалась как величайшее для России историческое событие, по значению равное таким эпохальным событиям, как Крещение Руси, освобождение от монголо-татарского ига, реформы Петра Великого, Отечественная война 1812 г. Особо отмечалась личная заслуга императора Александра II в подготовке и проведении реформы.
В романе «Униженные и оскорбленные» Достоевский выразил в полном объеме сомнение в правильности буржуазного развития, истинности того пути, по которому пошло западное, а вслед за ним и российское общество. Сила и власть капитала, денег подавляла и уничтожала человеческую душу. Великий гуманист Достоевский, с ранней юности принявший на себя кропотливый труд по исследованию глубин души человека, интуитивно выступал против подавления человеческой природы капиталом.
Одной из ведущих проблем размышлений писателя в начале 1860-х гг. стала попытка определить своеобразие начавшихся в стране преобразований, их социальный смысл. В журнале «Время» (1862 г., ноябрь) был опубликован сатирический рассказ Достоевского «Скверный анекдот». В нем писатель размышлял о новых тенденциях пореформенной России: «...Возрождение нашего любезного отечества и стремление всех доблестных сынов его к новым судьбам и надеждам» [Достоевский 1985 Т. 5: 5]
Журнал братьев Достоевских «Время» вынужден был прекратить свое существование в 1863 г. по причине публикации в журнале статьи Н.Н. Страхова «Роковой вопрос», в котором автор рассуждал о взаимоотношениях России и Польши в связи с Польским восстанием 1863 г. Журнал признавался «вредным», осуждавшим действия российского правительства [Нечаева 1972: 288]
Объявляя об издании нового журнала под названием «Эпоха» в 1864 г., братья Достоевские подчеркивали преемственность с прежним изданием. «Мы уже слишком долго толковали о почве, о соединении общества с чисто народными, естественными его интересами, чтобы объяснять теперь еще раз направление нашего нового журнала», - писал Ф.М. Достоевский [Достоевский 1985 Т. 20-1: 113]. Усиление правительственной цензуры, спад революционных настроений в обществе с середины 1860-х гг. сделали новое издание более умеренным, менее критическим в освещении злободневных проблем российской действительности.
Журнал «Эпоха» продолжил традиции «Времени»: значительную часть публикаций составляли материалы о русском народе, неприятии буржуазного образа
жизни, особенно после первой поездки Ф.М. Достоевского в Западную Европу (июнь-сентябрь 1862 г.) [Нечаева 1975]. Достоевский посетил Германию, Францию, Италию, Швейцарию и Англию. Новое издание оставалось верным и идее единения народа и власти в российском обществе.
Журнал «Эпоха» открылся публикацией новой повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» (1864 г., январь-февраль). Общественность увидела в новом сочинении Достоевского полемику с романом Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (хотя имя Чернышевского не упомянуто ни разу). В сочинении Чернышевского на арену общественной жизни вышли молодые люди нового поколения - «новые люди», представители революционно-демократического направления разночинной интеллигенции, объявившей своей целью борьбу с самодержавием. Герой Достоевского - «подпольный человек», прямая противоположность героям Чернышевского.
Журнал «Эпоха» продолжил полемику с представителями революционно-демократического и славянофильского направлений. Революционные демократы объединялись вокруг журнала «Современник». Демократический лагерь в середине 1860-х гг. претерпел значительные изменения. Ранняя смерть Добролюбова, ссылка в Сибирь Чернышевского ослабили шеренгу революционных демократов. Их место заняли новые люди - Антонович, Писарев и др. «Эпоха» вступила в острую идейную полемику с революционерами-демократами. Сотрудник журнала М. Соловьев выступил со статьей «Теория пользы и выгоды», в которой подверг критике концепцию Д. Писарева. Критика концепции Писарева была продолжена в статье Н. Соловьева «Бесплодная плодовитость» [Соловьев 1864].
Журнал «Эпоха» содержательно оказался слабее своего предшественника. Это было вызвано смертями М.М. Достоевского в июле 1864 г. и А.А. Григорьева в сентябре того же года, а также финансовыми и цензурными проблемами. Одному Ф.М. Достоевскому не по силам было нести всю нагрузку по изданию журнала. В журнале «Эпоха» не печатались значительные художественные и публицистические произведения. Отсутствовали и имена известных авторов. Журнал издавался в течение 1864 г. и первых двух месяцев 1865 г. В.С. Нечаева отмечала, что «в «Эпохе» не могло быть этой «свежести», не было и передовых молодых сил, как в первом журнале» [Нечаева 1972: 230].
Издательская деятельность Достоевского требовала большого напряжения сил, поэтому подготовка крупных художественных сочинений постоянно откладывалась на будущее. Только после закрытия журнала «Эпоха» в марте 1865 г. писатель приступил к подготовке романов «Игрок», «Преступление и наказание» (1865-1866 гг.), «Идиот» (1867-1868 годы). Эти произведения Достоевский писал одновременно.
В романе «Игрок» Достоевский продолжал исследование воздействия денег на личность, нравственность человека. Мыслитель проникал в сущность отношений буржуазного общества, главной целью которого являлась страсть к накоплению капитала. Под влиянием денег человек терял человеческие качества, приобретал такие черты, как алчность, стяжательство, культивировал в себе чувство наживы.
Конец 1860-х гг. в творчестве Достоевского ознаменовался написанием первого из серии его великих романов. Роман «Преступление и наказание» (впервые опубликован в «Русском вестнике» за 1866 г., №1, 2, 4, 6-8, 11, 12) носил сугубо социальный характер.
Подготовка и публикация романа «Преступление и наказание» совпали со знаковым событием в истории России - 4 апреля 1866 г. в Петербурге студентом Д. Каракозовым было совершено первое и далеко не последнее покушение на императора Александра II. Достоевский, буквально идеализировавший самого императора и членов его семьи, тяжело переживал случившееся [Волгин 1998: 27]. В
письме к издателю журнала «Русский вестник», в котором печатался роман, М.Н. Каткову от 25 апреля 1866 г. Достоевский отмечал: «.4-е апреля математически доказало могучее, чрезвычайное, святое единение царя с народом. А при таком единении могло бы быть гораздо более доверия к народу и к обществу в некоторых правительственных лицах. А между тем со страхом ожидают теперь стеснения слова, мысли. Ждут канцелярской опеки. А как бороться с нигилизмом без свободы слова?» [Достоевский 1985 Т. 28-2: 155]
Действительно, после покушения Каракозова усилилась правительственная цензура - были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», произошли аресты в Москве, Петербурге и других городах.
Покушение Каракозова на императора Александра II окончательно утвердило Достоевского в качестве решительного противника любых форм революционного насилия, выраженных в нигилизме, социализме, бунтарстве, атеизме. Если в «Преступлении и наказании» нигилизм представлен в сатирическом образе Лебезятникова, то в романе «Бесы» писатель раскрыл целую галерею революционеров разных оттенков.
Важным этапом в эволюции социально-исторических воззрений Достоевского стал роман «Идиот», который писатель начал в сентябре 1867 г. в Женеве и завершил в январе 1869 г. во Флоренции. Роман печатался в журнале «Русский вестник» М.Н. Каткова с января 1868 г. Достоевский поставил перед собой крайне сложную задачу - «изобразить положительно прекрасного человека». В письме племяннице С. А. Ивановой от 1 января 1868 г. Достоевский так объяснял свое намерение: «На свете есть только одно положительно прекрасное лицо - Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо (Все Евангелие Иоанна в этом смысле; он все чудо находит в одном воплощении, в одном появлении прекрасного)» [Там же: 251].
Как и в других своих произведениях, в новом романе Достоевский дает критический анализ современной ему российской действительности. Он показывает усиливающуюся власть денег в формирующейся капиталистической системе. Один из героев, Ганя Иволгин, мечтает о богатстве и денежном могуществе, ради которого он готов совершить любой аморальный поступок. «Покровитель» Настасьи Филипповны -«человек высшего света, с высшими связями и необыкновенного богатства» Афанасий Иванович Тоцкий олицетворяет отживавший мир помещиков-крепостников, измерявших людей по степени их финансового состояния. Большинство образов в романе являются типичными представителями того общества, в котором жил сам автор.
Достоевский чрезвычайно быстро откликался на злободневные события российской общественной жизни второй половины 1860-х гг.: Земская реформа 1864 г., вызвала к жизни новые учреждения местного самоуправления. Особенно интересовала Достоевского новая судебная система как следствие Судебной реформы 1864 г. - суд присяжных, адвокатура, гласность, состязательность и открытость судопроизводства; проблема смертной казни. Писатель внимательно следил за процессом развития капитализма и порождаемыми им явлениями. Эти темы становились предметом обсуждений героев его произведений.
Находясь во время написания романа «Идиот» за границей, Достоевский понимал значение проводимых императором Александром II преобразований и стал окончательным монархистом. «У нас если кто сделал что-нибудь, то, конечно, один только он (да и не за это одно, а просто потому, что он царь, излюбленный народом русским, и лично потому, что царь. У нас народ всякому царю нашему отдавал и отдает любовь свою и в него единственно окончательно верит. Для народа - это таинство,
священство, миропомазание)», - отмечал он в письме к А.Н. Майкову от 21-22 марта 1868 г. [Там же: 66].
Монархические идеи Достоевского во второй половине 1860-х гг. стали неотъемлемой частью его социально-исторических воззрений, основой подходов и оценок к происходившим в стране и за ее пределами событиям.
В ряде эпизодов романа представлена идейная полемика Достоевского с представителями революционной демократии. Карикатурное изображение идейных противников связано с образами «ложного сына Павлищева» Бурдовского и его друзей-нигилистов. Достоевский дает отталкивающий портрет Бурдовского. «Это был молодой человек, бедно и неряшливо одетый, в сюртуке с засаленными до зеркального лоску рукавами, с жирною, застегнутою доверху жилеткой, с исчезнувшим куда-то бельем, с черным шелковым замасленным донельзя и скатанным в жгут шарфом, с немытыми руками, с чрезвычайно угреватым лицом, белокурый и, если можно так выразиться, с невинно-нахальным взглядом» [Достоевский 1985 Т. 8-1: 215]
В письме к А.Н. Майкову от 18 февраля 1868 г. из Женевы Достоевский резко критиковал ставших на путь идеализации Европы русских либералов за принижение ими роли России и славянства. «Наш либерал не может не быть в то же самое время закоренелым врагом России и сознательным» [Достоевский 1985 Т. 28-2: 258] В состоянии эмоционального накала он причислял к либералам и В. Г. Белинского, которого рассматривал как «врага отечества сознательного» и «ретрограда» [Там же: 259]. Бесспорно, ни тем, ни другим Белинский не был.
1870-е годы в творчестве Ф.М. Достоевского открылись романом «Бесы» -самым политизированным в русской литературе второй половины XIX столетия. Это произведение - первое и единственное политическое произведение Достоевского, написанное в связи с конкретными историческими событиями, по их горячим следам. Своим романом писатель отвечал на волновавшие его злободневные вопросы современной ему России, вывел социально-политический тип русского революционера. Роман «Бесы» стал пророческим сочинением Достоевского: многое из написанного им в то время сбылось в российских событиях первой половины ХХ в.
Непосредственным поводом к написанию романа стало конкретное событие -убийство 21 ноября 1869 г. слушателя Московской Петровской земледельческой академии И.И. Иванова членами тайного революционного общества «Народная расправа», руководимого Сергеем Нечаевым. Иванов раскусил авантюризм, аморальность Нечаева и был объявлен «предателем» и «шпионом». В «Московских ведомостях» 27 ноября 1869 г. появилось первое сообщение о преступлении. В последующих номерах газеты публиковались материалы о ходе следствия и судебного разбирательства, а также материалы о тайной организации Нечаева. Находясь за границей, Достоевский внимательно следил за ходом процесса по газетным публикациям.
Достоевский, более четырех лет живя за границей (Германия, Швейцария, Италия), слабо разбирался в оттенках идейно-политической борьбы, не различал идеологию революционных демократов (Чернышевского, Добролюбова) и идеи анархистов (Бакунина), народников (Ткачева) и т. п. Несправедлива была его критика в адрес Чернышевского, которого он обвинял в нелюбви к России и русскому народу, а также Белинского, которого он ошибочно причислял к либералам. О своем отношении к Чернышевскому Достоевский писал, оправдываясь, в связи с обвинениями о рассказе «Крокодил», якобы сатирически изобразившем Чернышевского: это «низость, мне приписываемая», для этого «нужно иметь ум и поэтическое чутье Булгарина», «...Значит, предположили, что я, сам бывший ссыльный и каторжный, обрадовался ссылке другого "несчастного"; мало того - написал на этот случай редкостный
пасквиль. <...> Чернышевский никогда не обижал меня своими убеждениями. Можно очень уважать человека, расходясь с ним в мнениях радикально» [Достоевский 1985 Т. 30-1: 24]
Изображая русских революционеров, Достоевский был уверен, что они не знают Россию и русский народ, живут в отрыве от народной жизни. Отрицая революционное насилие, мыслитель уповал на преобразования, проводимые императором Александром II. Однако специфика российской действительности заключалась в том, что по мере углубления и расширения масштабов реформ возрастала острота революционного напряжения в обществе. Достоевский скончался месяцем раньше последнего покушения на императора. Доживи писатель до 1 марта 1881 г., это трагическое событие стало бы для него тяжелым ударом.
Вершиной художественного творчества Достоевского, квинтэссенцией его социально-исторической мысли является роман «Братья Карамазовы». Среди заглавных тем романа - сущность капитализма, социальных и нравственных последствий и влияний на личность; проблема революционного или религиозного пути России; значение Судебной реформы для российского общества; «карамазовщина» -господство стихийной силы разрушения перед созидающими началами -просвещением и культурой; кризис российского дворянского сословия; тема русской интеллигенции и народа; роль Русской православной церкви и духовенства в России; специфика России как социально-исторического феномена и др. Этими темами далеко не исчерпывается содержательная социально-историческая составляющая «Братьев Карамазовых». К тому же в романе Достоевский высказал многие сокровенные идеи, ранее волновавшие его, но не получившие должного отражения.
Таким образом, анализ художественных произведений Достоевского 1870-х годов убедительно показывает, что одной из ведущих тем творчества писателя является социально-историческая тематика, а в ней одно из главных мест занимает тема России и русского народа.
Библиографический список
Волгин И.Л. Колеблясь над бездной: Достоевский и русский императорский дом. М.: Центр гуманитарного образования, 1998. 324 с.
Добролюбов Н.А. Забитые люди // Современник. 1861. №9. С. 99-149
Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1985.
Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М.: РОССПЭН, 2011. 224 с.
Нечаева В.С. Журнал ММ. и Ф.М. Достоевских «Время»: 1861-1863. М.: Наука, 1972. 232 с.
Нечаева В.С. Журнал М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха»: 1864-1865. М.: Наука, 1975. 302 с.
Новые письма А. Григорьева (публик. Н. Страхова) // Эпоха. 1865. №2. С. 177.
Соловьев Н. Бесплодная плодовитость // Эпоха.1864. №12. С. 1-14.
Станюта А.А. Постижение человека. Творчество Достоевского в 1840-1860-е годы. Мн.: БГУ, 1976. 223 с.