СТОЖКО Константин Петрович,
доктор исторических наук, профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: [email protected]
СТОЖКО Дмитрий Константинович,
кандидат философских наук, доцент кафедры креативного управления и гуманитарных наук Уральского государственного экономического университета;
e- mail: [email protected]
ШИЛОВЦЕВ Андрей Владимирович,
кандидат исторических наук доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, e-mail: [email protected]
НЕКРАСОВ Станислав Николаевич,
доктор философских наук, профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета; профессор Уральского федерального университета имени первого
Президента России Б.Н. Ельцина, e-mail: [email protected]
СОРОКИНА Наталья Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Уральского государственного аграрного университета,
e-mail:sorokina.nataly.iv@gmail. com
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А. П. ЩАПОВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УСТРОЙСТВО РОССИИ
Аннотация. В условиях современного геополитического кризиса и роста геополитической неопределенности и турбулентности все более актуальными становятся вопросы дальнейшего развития государственности. В контексте формирования новой геополитической реальности и перехода от модели однополярного мира к многополярному миру особый интерес представляют научные концепции исторического развития тех стран, которым предстоит в недалеком будущем стать главными мировыми центрами силы и определять характер и динамику мирового развития. В этой связи историки все чаще обращаются к историческому опыту самой науки, накопленному ею за прошлые десятилетия. Одним из важных элементов такого исторического опыта являются научные концепции исторического развития России, в частности концепция видного отечественного историка ХХ в. А. П. Щапова.
В отличие от многих историков своего времени он выдвинул идею согласно которой подлинная история развития России и российской государственности обусловлена ее «областным» (территориальным, региональным) характером. Задолго до появления принципа федеративного государственного устройства А. П. Щапов на основе анализа и оценки роли конкретных регионов (областей) страны в судьбе российского государства доказал, во-первых, объективную необходимость децентрализации «излишне самодержавного» государственного устройства и, во-вторых, раскрыл объективные основания (природно-климатические, географические, этнографические и естественно-исторические особенно-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-334-341 NIION: 2018-0076-3/23-209 MOSURED: 77/27-023-2023-3-209
сти территорий) дальнейшего государственного строительства в соответствии с вызовами времени.
Ключевые слова: власть, государство, земство, история, область, община, регион, Россия, территория.
STOZHKO Konstantin Petrovich,
Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Philosophy Ural State Agrarian University
STOZHKO Dmitry Konstantinovich,
PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Creative Management and Humanities Ural State Economic University
SHILOVTSEVAndrey Vladimirovich,
Candidate of Historical Sciences Associate Professor of the Department of Philosophy Ural State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration Ural Federal University named after the first President
of Russia B.N. Yeltsi
NEKRASOV Stanislav Nikolaevich,
doctor of philosophical science, Professor of the Department of Philosophy Ural State Agrarian University;
Professor Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
SOROKINA Natalya Ivanovna,
candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages
Ural State Agrarian University
HISTORICAL VIEWS OF A. P. SHCHAPOV ON THE STATE STRUCTURE
OF RUSSIA
Annotation. In the context of the current geopolitical crisis and the growth of geopolitical uncertainty and turbulence, the issues of further development of statehood are becoming increasingly relevant. In the context of the formation of a new geopolitical reality and the transition from a model of a unipolar world to a multipolar world, of particular interest are the scientific concepts of the historical development of those countries that in the near future will become the main world centers of power and determine the nature and dynamics of world development. In this regard, historians are increasingly turning to the historical experience of science itself, accumulated over the past decades. One of the important elements of such historical experience is the scientific concepts of the historical development of Russia, in particular the concept of a prominent Russian historian of the 19th century. A. P. Shchapova.
Unlike many historians of his time, he put forward the idea that the true history of the development of Russia and Russian statehood is due to its "regional" (territorial, regional) character. Long before the advent of the principle of a federal state structure, A.P. Shchapov, on the basis of an analysis and assessment of the role of specific regions (regions) of the country in the fate of the Russian state, proved, firstly, the objective need to decentralize the "excessively autocratic" state structure and, secondly, revealed objective grounds (natural-climatic, geographical, ethnographic and natural-historical features of the territories) for further state building in accordance with the challenges of the time.
Key words: power, state, zemstvo, history, region, community, region, Russia, territory.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
Введение
В своей истории Россия и российское (русское) государство пережили немало «переломных» моментов, которые с легкой руки немецкого философа и историка Карла Ясперса многие сегодня называют «осевым временем истории». В такие времена особый интерес вызывают научные концепции государственности, поскольку именно государство в первую очередь испытыва-ется на прочность.
В XIX в., в связи с последствиями Отечественной войны 1812 г., затем - Крымской войны 1853-1956 гг., а также «великой» реформы 1861 г. по отмене крепостного права российская государственность также пережила серьезное испытание. Поэтому не случаен тот факт, что многие историки того времени (Н. Я. Данилевский, Н. И. Костомаров, А. С. Лаппо-Данилевский и др.) выступили со своими собственными концепциями государственности и взглядами на российскую историю. Одной из наиболее ярких научных концепций российской государственности стала концепция А. П. Щапова, в которой ее автор фактически одним из первых отечественных историков обратился к идее государственного федерализма и рассматривал историю России как историю ее регионов (областей). В этом отношении данная теория сохраняет свою привлекательность и в современных условиях, в связи с чем целью исследования является анализ взглядов А. П. Щапова на историческую судьбу российского (русского) государства.
Методы исследования
В исследовании использованы методы анализа, синтеза, обобщений и аксиологии, а также историко-ретроспективный, историко-генетиче-ский и герменевтический методы изучения основных идей и выводов А. П. Щапова в контексте общего развития российской исторической науки.
Результаты исследования
Афанасий Прокопьевич Щапов (1831 - 1876 гг.) - видный ученый - этнограф, историк, антрополог и краевед, который до сих пор остается все еще мало известным широкому читателю. За почти полторы сотни лет, прошедшие после его смерти, а также не смотря на довольно значительное количество опубликованных им научных исследований [1], о нем было написано не так много научных работ. В основном, посвященные ему материалы носили автобиографический и обзорный характер, касаясь общих вопросов жизни и деятельности ученого, и издавались сравнительно небольшими тиражами [2 - 13]. Из научных исследований взглядов А. П. Щапова за все это время можно насчитать едва ли два десятка научных работ [14 - 29].
О первых подробностях биографии А. П. Щапова широкий читатель, по существу, впервые узнал еще в начале XX в. из «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона [22], в котором отмечалась связь взглядов ученого с идеями славянофильством. Тем самым, А. П. Щапов был представлен как ученый, работающий в рамках русской научно - исторической традиции и в области сразу нескольких исторических проблем: истории церковного раскола, истории земства, истории российских городов и регионов, истории крестьянской жизни и др. В «Энциклопедическом словаре «было сказано: «Связь мировоззрения Щапова со славянофильством — вне всякого сомнения; он, как и славянофилы, изучал не столько то, как поступало и что делало правительство по челобитным, а то, о чем просили в челобитных, какие нужды и требования высказывались в них. Его теорию удобнее всего можно назвать земской или общинно-колонизационной» [1, с.].
Среди наиболее значимых сочинений А. П. Щапова по церковно - религиозной тематике стоит отметить такие работы, как «Голос древней русской церкви об улучшении быта несвободных людей» (1859 г.), «О причинах происхождения и распространения раскола во второй половине XVII и в первой половине XVIII вв.» (1857 г.), «Русский раскол старообрядства» (1859 г.), «Смесь христианства с язычеством и ересями в древнерусских народных сказаниях о мире» (1861 г.), «Состояние русского духовенства в XVIII столетии» (1857 г.). В советское время были опубликованы ранее не изданные сочинения ученого [30].
Однако наибольший интерес для осмысления вклада А. П. Щапова как историка в отечественную историческую науку представляют сочинения А. П. Щапова именно по регионали-стике: «Древние пустыни и пустынножители на северо-востоке России» [1, т. 1, с. 23 - 32]; «Сельская община» [1, т. 1, с. 760-767]; «Великорусские области и Смутное время: (1606-1613 г.)» [1, т. 3, с. 648-709]. Стоит также отметить и некоторые историко-философские, географические и социально - этнографические работы ученого: «Об этнографическом развитии сибирского населения. Естественно-психологические условия умственного и социального развития русского [1, т. 3, с. 1 - 120]; «О развитии высших человеческих чувств: Мысли сибиряка при взгляде на нравственные чувства и стремления сибирского общества [1, т. 3, с. 606 -642]; «Историко-географические заметки о Сибири: Значение первоначальных географических открытий в Сибири»; «Миросозерцание, мысль, труд и женщина в истории русского общества: с XVIII в. до сороковых годов XIX в. и с соро-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
ковых годов до настоящего времени» [1, т. 3. С. 431 - 605] и др.
Из этого перечня видно, что А. П. Щапов чаще всего обращался в своих исследованиях к истории Сибири, что подтверждается и общей библиографией работ ученого. Это и понятно, так как А. П. Щапов родился селе Анги, Верхоленского уезда, в Иркутской губернии, и чувство «малой родины» в нем, человеке сравнительно молодом, было достаточно развито. Существует мнение, согласно которому, именно «происхождение и местные сибирские связи» А. П. Щапова «повлияли на образование его федералистических взглядов и определили его враждебное отношение к военно-феодальному строю и бюрократической централизации царской России» [31].
Высказываясь против единого и крепкого государства, А. П. Щапов «оказался на методологической позиции «внеклассового» понимания государства». Щапов видел основу будущего общественного порядка и государственного устройства в общинном федерализме. «Вся русская история, — писал Щапов, — представляет не что иное, как историческое развитие и видоизменение разнообразных областных общин», «разнообразных ассоциаций провинциальных масс народа — до централизации и после централизации» [31].
Возникновение и развитие государственности на Руси А. П. Щапов объяснял там, что «путем смыкания снизу вверх возникло и выросло управление страны, начавшись с сельского схода, как основной ячейки, и завершившись земским собором, явившимся выражением соединенно-областной организации земли; как мирские сходы, так и земские соборы, каждый в своем масштабе, создавали миром «уложения», регулировавшие правовые отношения; мир заведовал землей, финансами, участвовал в церковных делах, выбирал себе духовных пастырей, старост, голов, одним словом - был сам себе «полноправный государь» [32].
Сложно в этой связи не увидеть влияния на взгляды А. П. Щапова как историка идей М. А. Бакунина, который также считал, что община является свободной и самоуправляемой структурой и в этом смысле отмечал «решительно враждебное отношение общины к государственности» [33, с. 299). Но есть одна проблема, о которой писал М. А. Бакунин. Она состояла в том, что крестьянские общины были разобщены, жили изолированно друг от друга, не поддерживали между собой тесных отношений. И потому-то они становились удобным объектом для манипулирования со стороны власти. В объединении общин, их сплочении и «спасительной связи» М. А. Бакунин видел исторический выход. Что же касается госу-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
дарства, то по мнению М. А. Бакунина «наш народ глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись». И ненавидит за то, что «государство окончательно раздавило, развратило русскую общину» [33, с. 308]. Аналогии во взглядах А. П. Щапова и М. А. Бакунина напрашиваются сами собой. Поэтому справедлив вывод о том, что А. П. Щапов в своих взглядах «в известной степени приближается к современным положениям теоретиков-анархистов, с той разницей, что те принципы общественной организации, которые Щапов усмотрел в прошлом, анархисты считают естественно-необходимыми для будущего» [32].
Если говорить о теоретико-методологических подходах А. П. Щапова к исследованию истории, то здесь можно отметить, что «схема развития русской истории и ее периодизация выражены в составленной Щаповым «Программе истории русского народа». Отличительную особенность истории России Щапов видел в «начале областно-сти» [34]. Если охарактеризовать эти взгляды, то можно заметить, что историк различает в истории формирования единой страны - России - две главные тенденции. С одной стороны, это тенденция к собиранию русских земель в одно единое государство, тенденция центростремительная. Она была обусловлена не только экзогенными факторами (внешними угрозами), но и сугубо внутренними (эндогенными) факторами: общностью языка и культуры, природно-климатическими особенностями, неравномерностью распределения природных ресурсов и т.д. Все это предполагало естественный характер объединения русских земель. Но, с другой стороны, налицо была и центробежная тенденция, стремление областей и регионов к самостоятельности, даже независимости от центра. По мнению А. П. Щапова «история идет через взаимную борьбу областей, через решительный протест областей против собирания земель вокруг Москвы. Областной элемент, по представлению Щапова, был самым жизненным господствующим началом, главным мотивом исторического движения до централизации. Он же определил исход борьбы в смутное время, проявился на земских соборах XVII в., и в начале XIX в.» [34].
Таким образом ученый разводил представления о русской (российской) истории как об истории формирования и развития русского (российского) государства и истории развития русского народа, частью которой, собственно, и была история государства. При этом, будучи демократом по своим взглядам, А. П. Щапов считал, что «вследствие разрыва между народом и самодержавным государством последнее является тормозом в
историческом развитии» [34]. Эта точка зрения получила свою поддержку в советское время по понятным причинам, но сегодня нуждается в научной коррекции. Не стоит забывать, что именно самодержавное российское государство организовало русский народ, русскую (российскую) армию, вооруженные силы страны для победы над своими исконными врагами: шведами (Северная война 1701 - 1721 гг.), турками (русско-турецкие войны 1568 - 1570, 1672 - 1681, 1686 - 1700 гг.) французами (Отечественная война 1812 г.) и т. д. Поэтому довольно односторонний взгляд на русское (российское) государство в работах А. П. Щапова не во всем соответствует реальной истории.
Теория колонизации, анализу значения которой А. П. Щапов посвятил даже отдельную статью «Историко-географическое распределение русского народа» («Русское Слово», 1864 г., № 8-10 и 1865 г., № 6-9) явилась результатом воззрений историка на сущность существовавшей в его время государственной власти и поддерживающего ее господствующего класс». «Почти одновременно теорией колонизации А. П. Щапова и вполне самостоятельно выступил и Костомаров со своей племенной федеративной теорией», которую, однако, считали менее убедительной [32].
С другой стороны, определенные сомнения вызывает сама правомерность представления российской истории, как процесса колонизации новых земель, поскольку колонизация ассоциируется в истории по большому счету с насильственным проникновением в «некультурные» или «малокультурные» страны выходцев из какого -либо «цивилизованного» государства с последующим заселением новых территорий и подчинением коренного населения. И здесь трудно даже представить себе, что можно было бы назвать колонизаторами русских первопроходцев Владимира Атласова, Петра Бекетова, Семена Дежнева, Ерофея Xабарова и др., которые открывали новые земли на востоке от России, земли, на которых не было еще даже государственности, а местные племена вели кочевой образ жизни. Подлинными колонизаторами, несшими насилие и гибель коренным народам новых земель были европейские конкистадоры Васко Нуньес де Бальбоа, Xуан де Грихальва, Эрнан Кортес, Франсиско Эрнандес де Кордова, Франсиско Писсаро и другие захватчики, разрушавшие государственность, цивилизацию и культуру в новых землях.
Называя процесс освоения новых малозаселенных земель колонизацией, А. П. Щапов утверждал, что это колонизация огромных земельных пространств, а отнюдь не суровые природно-климатические условия обусловила в русской исто-
рии преобладание физического развития над интеллектуальным [34]. Конечно же, это было ненаучным выводом историка.
Выводы
Как показала история, некоторые идеи А. П. Щапова оказались не совсем точными и соответствующими исторической реальности. Опираясь, с одной стороны, на идеи народников, а с другой - на идеи анархизма, историк слишком произвольно «связывал» «земское самоуправление» и «политическое самовластие», отрицал централизованное государство и выступал за «областной федерализм».
На примерах из новейшей истории можно отчетливо наблюдать, что при ослаблении централизма начинается сепаратизм. В конце XX в. возникли и едва не получили своего практического развития идеи создания Сибирской, Уральской Поволжской и других «свободных» и «суверенных» республик. О выходе из состава Российской Федерации заявила Чеченская республика (Ичкерия). Да и Б. Н. Ельцин в 1990 г., будучи в Уфе, заявлял: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить» [35]. После разрушения Советского Союза перед угрозой разрушения оказалась и сама Российская Федерация. Так что отрицание значимости централизованного государства - идея явно плохая.
Вместе с тем, тезис А. П. Щапова, согласно которому «русская история, в самой основе своей, есть по преимуществу история областей ... до централизации и после централизации» [1, т. 3, с. 648] - идея не только научная и продуктивная, но и идея, которая вполне соответствует федеративному принципу организации и современного российского государства.
И в основу такой «областной истории» России А. П. Щапов заложил вполне объективные основания: природно-климатические, географические, этнографические и естественно-исторические особенности территорий, входящих в единое государство. Именно поэтому его «теория о территориальном самоустройстве народа не была отвергнута, а лишь получила несколько иную трактовку и дальнейшее развитие» [20, с. 175].
Список литературы:
[1] Щапов А. П. Сочинения. В 3-х т. СПб.: изд. М. В. Пирожков, 1906 - 1908. Т. 1. - 803 с.; Т. 2. -620 с.; Т. 3. - 717 с.
[2] Аманжолова Д. А. Щапов Афанасий Про-копьевич (1831-1876) // Историки России. Биографии / сост., отв. ред. А. А. Чернобаев. М.: РОС-СПЭН, 2001. С. 252-257.
[3] Аристов Н. Я. Афанасий Прокофьевич Щапов: (Жизнь и сочинения) / Соч. проф. Н. Я.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
Аристова. (Посмертное издание). СПб: тип. А. С. Суворина, 1883. - 192 с.
[4] Вульфсон Г. Н. Глашатай свободы: страницы из жизни А. П. Щапова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. - 143 с.
[5] История ист. науки в СССР. Дооктябрьский период, Библиография, М., 1965.
[6] Козьмин Б. П. А. П. Щапов - историк-демократ /Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960.
[7] Лучинский Г. А. Афанасий Прокофьевич Щапов (биографический очерк) // Щапов А. П. Сочинения. Т. 3. СПб., 1908. - 830 с.
[8] Маджаров А. С. Афанасий Щапов. Иркутск: Восточно - Сибирское книжное изд-во, 1992. - 269 с.
[9] Маджаров А. С. Афанасий Прокопьевич Щапов: история жизни (1831-1876) и жизнь «Истории». Иркутск, 2005. - 524 с.
[10] Научитель М. В. Жизнь и деятельность Афанасия Прокопьевича Щапова (1831-1876). Иркутск, 1958. - 60 с.
[11] Плеханов Г. В. Афанасий Прокофьевич Щапов // Плеханов Г. В. Сочинения. М.: ГИЛ, 1923. Т. 2.
[12] Покровский М. Н. А. П. Щапов (К 50-летию со дня его кончины) // Историк-марксист. 1927. № 3. С. 5 - 13.
[13] Сербов Н. Щапов Афанасий Прокопье-вич // Русский биографический словарь. СПб.: Типография Главного управления уделов, 1912. Т. 24. - 365 с.
[14] Астахов В. И. Курс лекций по русской историографии (до конца XIX в.). Харьков: Изд-во Харьковского ун-та им. А. М. Горького, 1965. -584 с.
[15] Боярченков В. В. Историки-федералисты: Концепция местной истории в русской мысли 20 - 70-х годов XIX века. СПб.: ИД Дмитрий Була-нин, 2005. - 256 с.
[16] Гловели Г. Д. Афанасий Щапов - историк российской цивилизации // Федерализм. 2011. № 2 (62). С. 167-182.
[17] Иллерицкий В. Е. П. Кабанов. Общественно-политические и исторические взгляды А. П. Щапова // Вопросы истории. 1955. № 6. С. 146148.
[18] Кабанов П. И., Общественно-политические и исторические взгляды А. П. Щапова, М., 1954.
[19] Карпи Г. Почвенничество и федерализм (А. П. Щапов и журнал «Время») // Вопросы литературы. 2004. № 4. С.158-176.
[20] Маджаров А. С. Природа и общество в трудах А. П. Щапова // История и историки. Сб. ст. М.: Наука, 1995. С.168 - 184.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
[21] Маджаров А. С. Идеи централизма и федерализма в историографии истории России второй половины XIX века (прикладная методология исторического исследования в трудах C. М. Соловьева и А. П. Щапова) // Гуманитарный вектор. 2019. Т. 14. № 3. С. 128 - 137.
[22] Рябкова О.А. - Сибирские «областники» (А.П. Щапов, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев) о положении народов Сибири в составе Российской империи // Genesis: исторические исследования. 2016. № 3. С. 252 - 259.
[23] Сидоров А. Л. Мелкобуржуазная теория русского исторического процесса (А. П. Щапов) // Русская историческая литература в классовом освещении. Сб. ст. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1927. Т. 1. С. 277 - 347.
[24] Смирнов А. Е., Бобков А. И. А. П. Щапов (1831-1876): исторический дискурс как производство этнической субъектности (к вопросу политики исторического знания) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение.2017. № 22. С. 239 - 248. [25] Смищенко Р. С. Демократический регионализм А. П. Щапова // Известия Алтайского гос. ун-та. 1999. № 4 (14). С. 30 - 35.
[26] Смищенко Р. С. Русский федерализм А. П. Щапова // Актуальные вопросы истории Сибири. Научные чтения. Материалы конференции / ред. Ю. Ф. Кирюшин; В. А. Скубневский. Барнаул, 1998. С. 154 -156.
[27] Тесля А. А. Русская судьба // Учёные заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4 - 1. С. 48-59.
[28] Цамутали А. Н. Историк - демократ А. П. Щапов // Историки России XVIII - нач. XX в. Очерки / ред. А. Н. Сахаров. М.: НИЦ Скрипторий, 1996. С. 379 - 397.
[29] Чернышов Е. И. Революционный демократ - историк А. П. Щапов (1830-1876) // Вопросы истории. 1951. № 8. С. 38 - 58.
[30] Щапов А. П. Неизданные сочинения // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. Казань, 1926. Т. 33. Вып. 2 - 3. С. 1 - 58.
[31] Штраух А. А. П. Щапов. Биографический очерк / Большая биографическая энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/121178/ Щапов)
[32] Сербов Н. Щапов Афанасий Прокопье-вич / Русский биографический словарь. В 25 т. СПб., 1912. Т. 24. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_ Shapov/shhapov-afanasij-prokopevich/
[33] Бакунин М. А. Государственность и анархия. М.: АСТ, 2022. - 320 с.
[34] Эволюция исторических взглядов А. П. Щапова и оценка их в отечественной историографии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://infourok.ru/statya-na-temu-evolyuciya-istoricheskih-vzglyadov-ap-schapova-i-ocenka-ih-v-otechestvennoy-istoriografii-3506370.html
[35] Волк Е. Комментарий / Ельцин-Центр. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// yeltsin.ru/news/boris-elcin-berite-stolko-suverineteta-skolko-smozhete-proglotit/
Spisok literatury:
[1] Shchapov A.P. Works. In 3 volumes. St. Petersburg: ed. M. V. Pirozhkov, 1906 - 1908. T. 1. -803 p.; T. 2. - 620 p.; T. 3. - 717 p.
[2] Amanzholova D. A. Shchapov Afanasy Prokopevich (1831-1876) // Historians of Russia. Biographies / comp., otv. ed. A. A. Chernobaev. M.: ROSSPEN, 2001. S. 252-257.
[3] Aristov N. Ya. Afanasy Prokofievich Shchapov: (Life and works) / Works. prof. N. Ya. Aris-tova. (Posthumous edition). SPb: type. A. S. Suvo-rina, 1883. - 192 p.
[4] Vulfson G. N. Herald of freedom: pages from the life of A. P. Shchapov. Kazan: Kazan Publishing House. un-ta, 1984. - 143 p.
[5] History ist. science in the USSR. Pre-Octo-ber period, Bibliography, M., 1965.
[6] Kozmin B.P.A.P. Shchapov - historian-democrat / Essays on the history of historical science in the USSR, vol. 2, M., 1960.
[7] Luchinsky G. A. Afanasy Prokofievich Shchapov (biographical sketch) // Shchapov A. P. Works. T. 3. St. Petersburg, 1908. - 830 p.
[8] Madzharov A.S. Afanasy Shchapov. Irkutsk: East Siberian Book Publishing House, 1992. - 269 p.
[9] Madzharov A. S. Afanasy Prokopyevich Shchapov: the history of life (1831-1876) and the life of "History". Irkutsk, 2005. - 524 p.
[10] Teacher M. V. Life and work of Afanasy Prokopyevich Shchapov (1831-1876). Irkutsk, 1958. - 60 p.
[11] Plekhanov G. V. Afanasy Prokofievich Shchapov // Plekhanov G. V. Works. M.: GIL, 1923. T. 2.
[12] Pokrovsky M.N.A.P. Shchapov (On the 50th anniversary of his death) // Historian-Marxist. 1927. No. 3. S. 5 - 13.
[13] Serbov N. Shchapov Afanasy Prokopevich // Russian Biographical Dictionary. St. Petersburg: Printing House of the Main Administration of Appanages, 1912. T. 24. - 365 p.
[14] Astakhov V.I. A course of lectures on Russian historiography (until the end of the 19th century). Kharkov: Publishing House of Kharkov University. A. M. Gorky, 1965. - 584 p.
[15] Boyarchenkov VV Historians-federalists: The concept of local history in Russian thought in the 20-70s of the XIX century. St. Petersburg: ID Dmitry Bulanin, 2005. - 256 p.
[16] G. D. Gloveli Afanasy Shchapov - historian of Russian civilization // Federalism. 2011. No. 2 (62). pp. 167-182.
[17] Illeritsky V. E. P. Kabanov. Socio-political and historical views of A.P. Shchapov // Questions of history. 1955. No. 6. S. 146-148.
[18] Kabanov P. I., Socio-political and historical views of A. P. Shchapova, M., 1954.
[19] Carpi G. Pochvennichestvo and federalism (A.P. Shchapov and Vremya magazine) // Questions of Literature. 2004. No. 4. P.158-176.
[20] Madzharov A.S. Nature and society in the writings of A.P. Shchapov // History and historians. Sat. Art. M.: Nauka, 1995. S.168 - 184.
[21] Madzharov A.S. Ideas of centralism and federalism in the historiography of the history of Russia in the second half of the 19th century (applied methodology of historical research in the works of S. M. Solovyov and A. P. Shchapov) // Humanitarian vector. 2019. V. 14. No. 3. S. 128 - 137.
[22] Ryabkova O.A. - Siberian "regionals" (A.P. Shchapov, G.N. Potanin, N.M. Yadrintsev) about the position of the peoples of Siberia in the Russian Empire // Genesis: historical research. 2016. No. 3. S. 252 - 259.
[23] Sidorov A.L. Petty-bourgeois theory of the Russian historical process (A.P. Shchapov) // Russian historical literature in class coverage. Sat. Art. M.: Publishing House of the Communist Academy, 1927. T. 1. S. 277 - 347.
[24] Smirnov A.E., Bobkov A.I.A.P. Shchapov (1831-1876): historical discourse as the production of ethnic subjectivity (on the issue of the policy of historical knowledge) // Izvestiya of the Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious Stud-ies.2017. No. 22. S. 239 - 248.
[25] Smishchenko R.S. Democratic regionalism of A.P. Shchapov // News of the Altai State University. university 1999. No. 4 (14). pp. 30 - 35.
[26] Smishchenko R.S. Russian federalism A.P. Shchapov // Topical issues of the history of Siberia. Scientific readings. Conference proceedings / ed. Yu. F. Kiryushin; V. A. Skubnevsky. Barnaul, 1998, pp. 154-156.
[27] Teslya A. A. Russian fate // Scientific notes of TOGU. 2016. V. 7. No. 4 - 1. S. 48-59.
[28] Tsamutali A.N. Historian - Democrat A.P. Shchapov // Historians of Russia XVIII - early. 20th century Essays / ed. A. N. Sakharov. M .: NIC Scriptorium, 1996. S. 379 - 397.
[29] Chernyshov E.I. Revolutionary Democrat -Historian A.P. Shchapov (1830-1876) // Questions of History. 1951. No. 8. S. 38 - 58.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023
[30] Shchapov A.P. Unpublished works // Proceedings of the Society of Archeology, History and Ethnography at Kazan University. Kazan, 1926. T. 33. Issue. 2 - 3. P. 1 - 58.
[31] A. A. P. Shtraukh. Biographical sketch / Big biographical encyclopedia. - [Electronic resource]. -Access mode: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ biography/121178/Shchapov)
[32] Serbov N. Shchapov Afanasy Prokopevich / Russian Biographical Dictionary. In 25 vols. St. Petersburg, 1912. Vol. 24. - [Electronic resource]. -Access mode: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_ Shapov/shhapov-afanasij-prokopevich/
[33] Bakunin M.A. Statehood and anarchy. M.: AST, 2022. - 320 p.
[34] The evolution of A.P. Shchapov's historical views and their assessment in Russian historiography. - [Electronic resource]. - Access mode:
https://infourok.ru/statya-na-temu-evolyuci-ya-istoricheskih-vzglyadov-ap-schapova-i-ocen-ka-ih-v-otechestvennoy-istoriografii-3506370.html
[35] Volk E. Commentary / Yeltsin Center. -[Electronic resource]. - Access mode: https://yeltsin. ru/news/boris-elcin-berite-stolko-suverinete-ta-skolko-smozhete-proglotit/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023