В.В. Беляков
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В ЕГИПТЕ
Российская диаспора в Египте сформировалась в конце XIX века. Если в 1881 г., по данным российского генконсульства, в Египте проживали всего 108 русско-поддан-ных1, то, согласно первой всеобщей переписи населения Египта, в 1897 г. их число уже превысило 3 тысячи2. По своему национальному составу русская община была преимущественно еврейской3. Это был один из ручейков общего потока эмиграции евреев из России, начавшейся после убийства императора Александра II в 1881 г.4
Египет был притягателен для русских евреев по крайней мере по трем причинам. Во-первых, из Одессы в Александрию регулярно ходили пароходы, билеты стоили недорого, так что добраться туда было просто. Во-вторых, в отношении русских подданных еще с 1774 г., после поражения Османской империи в войне с Россией, действовал так называемый «режим капитуляций», согласно которому они не подпадали под юрисдикцию местных властей, что придавало их статусу привилегированный характер. Причем гарантом этого статуса выступала Англия, оккупировавшая Египет в 1882 г. В-третьих, в Египте существовала довольно многочисленная и процветавшая еврейская община, через которую было нетрудно интегрироваться в местную жизнь. Согласно переписи населения 1897 г., ее численность составляла 25200 человек5.
Хотя российская диаспора сформировалась преимущественно из евреев, она привнесла с собой в Египет не только еврейскую, но и русскую культуру, русский язык. Исследователи отмечают «особенный еврейско-русский воздух», которым дышали жившие на юге России евреи, их как обостренное чувство национального самосознания, так и глубокую преданность русской культуре6.
К 1907 г., когда в Египте прошла вторая перепись населения, численность россий-
ской диаспоры несколько сократилась и составила 2400 человек7. Видимо, некоторая часть русских иммигрантов покинула Египет, а некоторые натурализовались и приняли египетское подданство.
После поражения Первой русской революции 1905-1907 гг. до Египта докатилась новая волна эмиграции из России. Там появилась группа политических беженцев. Судя по всему, она была невелика, но активна. Политэмигранты поселились в основном в Александрии и вели агитацию среди команд русских судов, регулярно заходивших в этот главный египетский порт. Арест в январе 1907 г. египетскими властями по представлению российского консульства троих политэмигрантов вызвал многодневные манифестации протеста представителей иностранных общин в Александрии и Каире8.
В 1912 г. в Александрию переехал из Стамбула Заграничный комитет Союза торговых моряков Черного моря во главе с Михаилом Адамовичем. Его члены также вели революционную агитацию среди команд русских судов, издавали ежемесячную газету «Моряк». Арест Адамовича в мае 1913 г. вызвал в Александрии и Каире бурные манифестации подобно тем, что проходили в январе 1907 г.9
Революция 1917 г. в России не привела к быстрому возвращению на родину русских революционеров, нашедших прибежище в Египте. В 1919 г. в Александрии все еще существовал Комитет русских политических эмигрантов10.
Перепись населения Египта 1917 г. зафиксировала пребывание в стране 4225 подданных Российской империи11. Рост численности российской диаспоры был вызван опять-таки эмиграцией евреев, на этот раз из Палестины. После вступления Османской империи в Первую мировую войну 29 ок-
тября 1914 г. из Святой земли в Александрию хлынул поток евреев с российскими паспортами. В январе 1915 г. их численность достигла 3376 человек12. Египетские власти предоставили им временное жилье, продукты. По мере возможностей беженцев отправляли на родину через Европу или Дальний Восток. Не исключено, что некоторая их часть осела в Египте.
Весной 1920 г. в Александрию из Новороссийска прибыли 4350 русских бежен-цев13, главным образом раненых и больных военнослужащих Добровольческой армии вместе с персоналом госпиталей. Это была новая, уже четвертая по счету волна русской эмиграции в Египет. Часть беженцев после излечения летом того же года отправили в Крым, остальные в течение двух лет находились в специальных лагерях на попечении английских властей. Те, кто имел востребованные в Египте специальности, в основном медицинские и технические, постепенно покидали лагеря и интегрировались в местную жизнь. Остальных летом 1922 г. эвакуировали в Болгарию и Сербию.
Новые иммигранты и составили костяк российской диаспоры, стабильно существовавшей в Египте до середины 1950-х годов и постепенно сокращавшейся в силу естественных причин. По данным очередных переписей населения Египта, в 1927 г. ее численность составляла 2410 человек, в 1937-м - 1176, в 1947-м - 117414. Вскоре после египетской революции 1952 г. российская диаспора, согласно моим подсчетам, основанным на описании российского православного некрополя в Египте, сократилась более чем наполовину15. Причиной этого была и боязнь новых преследований, и, даже в большей степени, политика республиканского режима, направленная на вытеснение иностранцев из Египта. По новому закону 75% персонала и 90% рабочих всех компаний должны были составлять египтяне16. Это породило безработицу среди иностранцев, причем увольнениям подверглись в первую очередь пожилые люди, составлявшие абсолютное большинство российской общины.
К началу 1980-х годов белоэмигрантская российская диаспора в Египте практически прекратила свое существование. В 1981 г. за ненадобностью была продана квартира в центре Каира, в которой десятилетиями находился Русский клуб с рестораном и библиотекой, а Русская богадельня с небольшой церковью Свт. Николая была передана греческой Александрийской патриархии17.
Русская община оставила в Египте непропорционально большой по сравнению с ее численностью след. Она состояла преимущественно из специалистов высокой квалификации, среди которых выделялись врачи и египтологи, а также деятели культуры и искусства. Этих людей до сих пор с благодарностью вспоминают египтяне старшего поколения. Русские внесли заметный вклад в просвещение египтян и модернизацию страны.
В конце 1960-х - начале 1970-х годов в Египте, параллельно с существованием остатков белоэмигрантской общины, появилась новая община наших соотечественников. Это были советские женщины, вышедшие замуж за египтян, с которыми познакомились во время их учебы в СССР. Они не были, строго говоря, эмигрантами, сохраняли советские паспорта и могли в любой момент вернуться на родину. Численность этих «совгражданок», как называли их в ту пору, была невелика, поскольку к концу 1970-х годов Египет разорвал былые тесные связи с Советским Союзом. В 1991 г., по данным посольства СССР, в стране на Ниле проживали всего около 250 советских женщин, вышедших замуж за египтян, причем 54% из них имели высшее образование18. Практически все они живут в Египте и поныне, поменяв советские паспорта на российские (или украинские, и т.д.). У большинства наших женщин этого поколения есть еще и египетские паспорта.
Нынешняя российская диаспора в Египте также имеет женское лицо, причем ее представителей тоже нельзя назвать эмигрантами. Формирование этой диаспоры - результат массового туризма из России в Египет. В
2009 г. число россиян, отдохнувших в этой
стране, превысило 2 миллиона человек. Точную численность граждан России, постоянно проживающих в Египте, привести невозможно, поскольку ныне они не обязаны регистрироваться в консульствах. Как говорили мне в российском посольстве в феврале
2010 г., она оценивается в 20-25 тысяч человек, причем как минимум 3/4 составляют женщины, вышедшие замуж за египтян. Они проживают главным образом в курортных городах. Остальные представители русской общины - сотрудники туристических компаний и бизнесмены, обслуживающие как туристов, так и российскую диаспору, и тоже сосредоточенные в основном в курортных городах. При этом российская диаспора имеет тенденцию к быстрому росту. Так, в начале 2007 г. ее численность оценивалась российским посольством в Египте всего в 12-14 тысяч человек19.
Современная российская диаспора, как и сам породивший ее массовый туризм, содействует распространению в Египте русского языка и русской культуры, вносит вклад в закрепление исторически сформировавшегося у египтян положительного образа русских, служит делу укрепления взаимопонимания между двумя народами.
Примечания
1 Египет глазами россиян середины XIX - начала XX вв. Политика, экономика, культура. Сборник документов. Составление, предисловие, комментарии, примечания и перевод Г.В. Горячкина. М., 1992, с. 125-126.
2 Горячкин Г.В., Гриценко Т.Г., Фомин О.И. Русская эмиграция в Египте и Тунисе (1920-1939 гг.). М.,
2000, с. 6.
3 Беляков В.В. «К берегам священным Нила...» Русские в Египте. М., 2003, с. 100-102.
4 Солженицын А. И. Двести лет вместе. Часть I. М.,
2001, с. 255, 309.
5 Сейид Ахмед, Набилъ Абдель Хамид. Аль-яхуд фи маср (Евреи в Египте). Каир, 1991, с. 18 (на арабском языке).
6 Левин З.И. Менталитет диаспоры. М., 2001, с. 117.
7 Горячкин Г.В., Гриценко Т.Г., Фомин О.И. Указ. соч., с. 6.
8 Беляков В.В. Указ. соч., с. 110-113.
9 Там же, с. 118-124.
10 Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 317. Консульство в Египте. Оп. 820/1, д. 508, л. 6.
11 Сулейман, Мухаммед Махмуд. Аль-аганиб фи маср (Иностранцы в Египте). 1922-1952. Каир, 1996, с. 60 (на арабском языке).
12 АВПРИ. Ф. 317, оп. 820/1, д. 657, л. 124-128.
13 Там же. Оп. 820/3, д. 210, л. 6-16.
14 Сулейман, Мухаммед Махмуд. Указ. соч., с. 61, 63, 65.
15 Беляков В.В. Указ. соч., с. 193-194; он же. Российский некрополь в Египте. М., 2001, с. 10-37.
16 Шарки (А. Марков). Русские в Египте // Русская мысль, Париж, № 637, 03.3.1954.
17 Беляков В.В. Русский Египет. М., 2008, с. 134.
18 Беляков В. Маруся, жена шейха, или Соотечественницы с дозированными правами // Правда, 28.9.1991.
19 Беляков В. Туризм и межкультурное взаимодействие // Азия и Африка сегодня, 2007, № 9, с. 71.
•хг<^р£у*