Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ / JUSTICE OF THE PEACE / ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ / THE HISTORY OF GLOBAL JUSTICE / ПРАВОСУДИЕ / JUSTICE / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / JUDICIARY / МИРОВЫЕ СУДЫ / MAGISTRATE COURTS / ГОСУДАРСТВО И МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ / STATE AND JUSTICE OF THE PEACE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анисимов Н.Н.

Статья посвящена рассмотрению исторических тенденций развития мировой юстиции. Автор характеризует комплексность проблематики в контексте развития общества и государства. Акцент делается на взаимосвязи тенденций государственного, общественного развития и мировой юстицией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL TRENDS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF JUSTICE OF THE PEACE

The article is devoted to the consideration of historical trends in the development of justice of the peace. The author characterizes the complexity of problems in the context of the development of society and the state. The emphasis is on the relationship between trends in state and social development and justice of the peace

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ»

О©4 ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ ^D

УДК - 347 Анисимов Н.Н.,

ББК - 67 доцент ФГБОУ ВО «Московский технологический университет»,

кандидат юридических наук, e-mail: nikolaj.anisimov.75@mail.ru

12.00.11 - судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению исторических тенденций развития мировой юстиции. Автор характеризует комплексность проблематики в контексте развития общества и государства. Акцент делается на взаимосвязи тенденций государственного, общественного развития и мировой юстицией.

Ключевые слова: мировая юстиция, история мировой юстиции, правосудие, судебная система, мировые суды, государство и мировая юстиция.

Anisimov N.N.,

associate Professor, Moscow University of technology, PhD in law

HISTORICAL TRENDS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF JUSTICE OF THE PEACE

Abstract. The article is devoted to the consideration of historical trends in the development of justice of the peace. The author characterizes the complexity of problems in the context of the development of society and the state. The emphasis is on the relationship between trends in state and social development and justice of the peace.

Key words: justice of the peace, the history of global justice, justice, judiciary, magistrate courts, state and justice of the peace.

Профессиональное правосознание судей [7, с. 138-142] обязует последних быть информированными относительно истории развития мировой юстиции. В свою очередь, и обеспечение юридической безопасности [3, с. 244-246] требует досконального знания места и роли мировой юстиции в современном обществе, которая предопределяется множественными факторами. Однако идея, связанная с максимальным приближением правосудия к местам непосредственного проживания граждан, появилась давно. Неоднозначно и противоречиво выглядит взаимосвязь между общим государственным развитием, реформированием различных сфер жизнедеятельности общества,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

становлением и функционированием различных институтов публичной власти. Ответ на вопрос о взаимосвязи явлений, в том числе, в контексте мировой юстиции становится интересным для более глубокого понимания современной проблематики организации и деятельности мировых судей.

Осуществление правосудия, включая исполнимость судебного решения [4, с. 36-40] на местном уровне, как и на уровнях более высоких, является актуальной проблемой для всех исторических эпох, для государств самых разных форм и типов. Суды старейшин в догосу-дарственные времена, третейские суды на Руси в средневековье, мировые суды, как суды первой

инстанции, в средневековых Англии и Франции действовали в результате актуализации рассматриваемой проблематики.

Настоящее становление и развитие мировой юстиции случается в результате совершенствования государственного управления в странах, где сформировалось публичное пространство и возникла необходимость в модификации властной конструкции.

Организация института мировых судей в системе органов, осуществляющих судебную власть, становится актуальной в контексте формирования централизованных государств нового типа. Княжеская, королевская, царская, республиканская власть должны были быть сильными или мудрыми, пользоваться высоким авторитетом, чтобы позволить элементам децентрализации проявить себя.

В Англии правосудие, осуществляемое на административно- территориальном уровне, существовало еще в средневековье. Мировые судьи - это развитие идеи государственного представительства на местах, олицетворение власти и в то же время возможная защита граждан и подданных в рамках формирующейся правовой системы страны. Отметим, что роль центральной власти в формировании мировой юстиции была велика. Именно центральной властью издавались правовые акты, на основании которых формировалась система судебных органов на местах. Так, в период правления английского монарха Генриха II была проведена судебная реформа, направленная, в том числе, на формирование судов низового звена, максимально приближенных к местам проживания населения страны. Исследователи отмечают высокую значимость таких документов, связанных с проведением реформы, как Великая и Кларендонская асси-зы. Генрих Второй был одним из могущественнейших монархов своей эпохи, олицетворением централизованной власти в той форме, которая могла существовать в классическое средневековье. В состав его владений, включая зависимые территории, входила территория современной Великобритании и вся западная часть Франции. И такой правитель в условиях серьезно расширившихся границ вынужден был решать вопрос об организации правосудия на местах. При этом второй базовой идеей становится то, что сейчас можно назвать местным самоуправлением. Мир-

ное сосуществование подданных без поддержки и участия определенной части добропорядочного населения не представляется возможным. Решается и проблема разрастания чиновничьего аппарата, расходования средств государственной казны, снижается нагрузка на королевское правосудие.

Прогрессивность и успешность подходов к правосудию с использованием судов на местном уровне доказывается тем, что в последующие времена правители продолжают развивать такую систему. В 1264 г. на местном уровне (до сих пор муниципальной единицей в Англии являются эти муниципальные образования -графства) вводится должность хранителя мира. Должность, объединявшая управленческие, полицейские и судебные функции. В статье II Вестминстерского статута относительно судей и шерифов 1330 г. содержалось положение, в соответствии с которым «во все графства Англии назначались добропорядочные и благоразумные люди, происходящие из других мест, которые должны проводить ассизы и расследования с участием присяжных (жюри) и свидетелей, а также освобождать тюрьмы. Также там должны быть назначены добропорядочные и законопослушные люди для поддержания мира». Статья I «Статута, изданного в парламенте, заседавшем в Вестминстере в 34 году правления Эдуарда III» (относится к 1360-1361), обязывала «хранителей мира» задерживать и арестовывать всех, кто обвинялся или находился под подозрением. В дальнейшем система судов, разрешавших дела на местном уровне, продолжала развиваться. В XIX столетии специальными статутами предусматривалось осуществление правосудия органами, которые назывались судами малых сессий. Эти мировые суды заседали в составе не менее двух судей, были связаны с территориями осуществления местного самоуправления и были предельно демократичны, поскольку состояли из лиц, не обладавших специальным юридическим образованием. Каждое графство имело так называемую мировую комиссию - документ, содержавший список мировых судей для конкретного графства. Мировые судьи приписывались к районам, именуемым отделениями малых сессий, причем каждый заседал в одной или более сессионных камерах. Многие городские поселения также имели свои суды, составлявшие одно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

или более отделений малых сессий, которые действовали по представлению местного совещательного комитета.

В новое время новеллы судопроизводства (доктрина «грязных рук» и стандарт определения баланса вероятностей - перевеса доказательств) [8, с. 1467-1472] просматриваются в судопроизводстве, как и тенденция к учреждению мировых судов в контексте формирования государств буржуазного типа. Мировая юстиция возникает, пройдя эволюционный путь и соответствуя историческим запросам государств и обществ. Приживается мировая юстиция, как и, например, местное самоуправление, там, где сложились необходимые условия для ее осуществления. Мировая юстиция устанавливалась в США, Канаде, Австралии Франции, Италии. В одних странах это происходит под влиянием колонизации и в связи с завоевательными войнами. В результате возникали колониальные империи, где централизованное управление неизбежно сталкивалось с проблемами регулирования общественных отношений на периферии. Элементы децентрализации возникали неизбежно (такие, как легислатуры в Североамериканских колониях). Для метрополий остро стоял вопрос о контроле над этими процессами, об участии в их осуществлении. Для других государств создание судебных систем, частью которой становилась мировая юстиция, было результатом заимствования положительного опыта других стран. Таким образом, создание и развитие мировой юстиции в цивилизационном масштабе есть результат действия комплекса причин.

Во Франции организация мировых судов стала одним из результатов Великой Французской революции. Идеология, основанная на принципах свободы, равенства и братства, была непримирима к прежней судебной конструкции, в которой доминировали сословные подходы формирования и функционирования, не говоря о доминирующем воздействии на судебную систему централизованной абсолютной королевской власти. Представляется, что более сильное воздействие на процесс учреждения во Франции мировой юстиции оказал принцип народного суверенитета, в соответствии с которым источником любой публичной, а следовательно, и судебной власти признавался народ. Мировые суды во Франции состояли из обычных граждан,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

что отвечало идеологии революции и уничтожало сословные ограничения. Общий принцип равенства в своем частном проявлении означал теперь равенство граждан перед судом. Избирались мировые судьи на первичных собраниях из числа активных граждан. Ими могли стать лица, обладавшие пассивным избирательным правом на выборах в администрацию департамента и дистрикта (административно-территориальная единица департамента в последнее десятилетие XXIII в.). Интересно и то, что занятие должности мирового судьи не было связано с обязательным наличием у кандидата юридического образования, что в условиях сословного расслоения масштабно демократизировало судебную систему. Классово-сословная принадлежность и уровень образованности находились в прямой зависимости. На статус мировой юстиции во Франции повлиял и принцип разделения властей: мировые судьи были отделены от исполнительной власти. Таким образом, принцип разделения властей получал развитие и проходил стадию практической реализации.

Так же как и в Англии, мировой суд во Франции рассматривал незначительные дела и, таким образом, снимал значительную часть нагрузки с других судов. Мировой судья находился в самом низу судебной системы. Область специализации - рассмотрение гражданских дел. Согласно революционным декретам, мировой суд рассматривал «все сугубо частные дела и дела, касающиеся движимой собственности» [1, с. 213].

В Англии и во Франции компетенция мировых судов постепенно трансформировалась. Все большее число дел рассматривалось именно этими судами. В системе общих судов Англии мировые судьи длительное время рассматривали одновременно и гражданские, и уголовные дела. Так, в частности, по Закону 1952 г. мировым (в Англии магистратским) «является суд, состоящий из одного или нескольких мировых судей, действующих или согласно закону, или в силу поручения, или на основании общего права» [6, с. 232]. Согласно нормам указанного закона, магистратские суды рассматривали незначительные уголовные и гражданские дела. Более сложные дела слушались в Высоком суде и судах графств.

Во Франции, согласно нормам Кодекса судоустройства от 1978 г. [5, с. 310-334], место

мировых судов заняли суды малой инстанции, что, так же как и в Англии, связано с расширением подсудности. Как прежде, в компетенции судов малой инстанции остались незначительные гражданские дела. Однако теперь статус характеризовался дополнительной составляющей: эти суды заняли низовую нишу при рассмотрении малозначительных уголовных дел.

Потребность в создании мирового суда была осознана и в России. Реализации идей мировой юстиции способствовала такая общественная ситуация, при которой император-реформатор Александр II предпринял попытку провести масштабные преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества. Реформы коснулись и сферы правосудия. Для модернизации судебной системы 20 ноября 1864 г. были приняты знаменитые судебные уставы. Введение мировой юстиции должно было способствовать созданию внесословного правосудия, а следовательно, и действию идей справедливости и равенства перед законом, судом. Мировая юстиция учреждалась, как система органов, рассматривающих и разрешающих дела между сословиями, например между помещиками и крестьянами. Создавалась универсальная для различных слоев населения низовая судебная инстанция. Так же как и в других странах, ей становились подсудны незначительные дела. Общие суды освобождались от необходимости рассмотрения большого количества незначительных уголовных и гражданских дел, что способствовало их специализации и эффективности. Мировая юстиция приближала правосудие к населению.

Интересно, что в условиях безграмотности представители низших сословий получали возможность обращения к мировому судье через подачу устного заявления. Заявление могло быть и письменным, поводом для начала судебного разбирательства мирового судьи являлось сообщение полицейских органов и непосредственное обнаружение судьей правонарушения. Мировое судопроизводство имело устный и гласный характер, заседание проводилось открыто, что также отвечало требованиям максимальной демократизации.

Таким образом, идеология мировой юстиции, ее основные институты, созданные в Англии и со своей спецификой реализованные во Франции, оказалась востребована и в России.

Например, следуя традициям английского права, российская юстиция была разделена на мировую и общую, со своими организационными особенностями отдельными сферами деятельности. Общая и мировая системы судов имели единую кассационную инстанцию, что характерно для французской модели мировой юстиции.

Судебная система пореформенной России стала состоять из двух систем судов, действовавших параллельно. Во-первых, это система мировых судов, созданных для рассмотрения малозначительных гражданских и уголовных дел; во- вторых, система общих судебных установлений, куда входили окружные суды, разрешавшие уголовные и гражданские дела, не отнесенные к подсудности мировых судей, судебные палаты и Правительствующий сенат - высшая судебная и единственная кассационная инстанция. Такое разделение сразу выделяло мировые суды и подчеркивало их специфику. В лице мировых судей законодатель пытался создать суд, отвечающий таким требованиям, как доступность, разветвлен-ность, быстрота, единоличное рассмотрение дел. Несмотря на властный характер деятельности мировых судов, их главной целью было примирение сторон, соответствовавшее этимологии слова.

Нормативным правовым актом, установившим в России новую судебную систему, стало «Учреждение судебных установлений». В системе мировых судов было выделено два элемента (звена) - уездный съезд мировых судей и мировой судья (участковый, или почетный). Демократизация судебной системы мировых судов достигалась, в том числе, тем, что должность мирового судьи была выборной, ее занимал местный житель, кандидат должен был соответствовать возрастным ограничениям (25 лет), хотя к кандидату на данную должность предъявлялись жесткие требования, связанные с имущественным цензом. Интересно, что, как и в Англии и во Франции, к кандидату не предъявлялось специальных требований по наличию специального юридического образования. При этом наличие общего образования, полученного в высших или средних учебных заведениях, или практических навыков в производстве судебных дел (три года работы) все-таки требовалось.

Возникшая в результате реформ Александра II в России мировая юстиция представляла собой «максимально приближенную к населению,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

обособленную и замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности» [2, с. 53]. Эта система не могла не развивать базовые тенденции, возникшие при основании мировых судов в других странах.

Одним из главных недостатков отправления правосудия до судебных реформ была их сложность, запутанность и затянутость. Мировая юстиция была призвана разрешить данные проблемы. Еще одним нормативным актом, уставом уголовного судопроизводства закреплялись идеи быстроты и простоты работы мировых судей. Статья 116 предписывала мировым судьям оканчивать судебное разбирательство по возможности в одно заседание. Следующая статья закрепляла, что, если мировой судья обнаруживал, что дело, находящееся у него в производстве, ему неподсудно, он обязан был немедленно передать дело судебному следователю, а в случае отсутствия необходимости в производстве следствия - непосредственно прокурору.

Завершая обзор тенденций формирования и функционирования мировой юстиции, отметим, что этот институт правосудия в России просуществовал по историческим меркам относительно недолго. Уже при следующем императоре, Александре III, мировая юстиция демонтируется почти на всей территории страны, за исключением Санкт-Петербурга, Москвы и некоторых крупных городов. Правительственными актами от 12 июля 1889 г. были введены должности земских участковых начальников, городских судей и уездных членов окружных судов, между которыми была распределена компетенция мировых судей. Это происходит в контексте сворачивания других либеральных реформ и проведения их антипода - консервативных контрреформ, в том числе, в сфере местного самоуправления. В советский период мировая юстиция перестанет существовать в результате огударствления и идеологизации всех сфер жизнедеятельности общества. Государственный аппарат, построенный на отрицании принципа разделения властей, впитавший в себя идеологию фактической централизации, не мог иметь в качестве одного из своих элементов мировые суды.

Подводя некоторые итоги, обратим внимание на то, что мировая юстиция имеет давнюю

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

историю развития. Это позволяет говорить о некоторых исторических тенденциях государственного развития, при которых мировые суды, с одной стороны, появляются и развиваются, с другой - не формируются, не существуют, а если были созданы, то прекращают свое существование. Можно говорить о системе детерминант данного процесса. К таковым следует отнести: осознание и готовность высшей государственной власти проводить реформы, связанные с некоторой децентрализацией власти, прежде всего в области развития местного самоуправления, организации эффективной системы судов на данном уровне; достаточную зрелость местных сообществ, позволяющую самостоятельно функционировать институтам публичной власти на местном уровне, в том числе мировым судам; признание и формирование реальной общественной конструкции, при которой реализуются принципы демократии, равенства перед законом и судом, гласности, публичности государственного управления. Сворачивание же этих начинаний негативно отражается на перспективах развития мировой юстиции, поскольку это разрушает фундамент, на котором она стоит.

Список литературы:

[1] Декрет 16-24 августа 1790 г. Разд. III. Ст. 9 // Документы истории Великой Французской революции. Т. 1.

[2] НемытинаМ.В. Местная юстиция в России во второй половине ХГХ века // Правоведение. 1997. № 4.

[3] Портная Е.Б., Глобенко О.А., Ильягуева А.А., Шеяфетдинова Н.А. Деформированное правосознание как угроза юридической безопасности // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2017 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.

[4] Соловьев А.А., Шеяфетдинова Н.А. Принцип исполнимости судебного решения // Мировой судья. 2017 № 1.

[5] Туманов В.А. Французская республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989.

[6] Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980.

[7] Шеяфетдинова Н.А. Профессиональное правосознание судей в контексте юридической

безопасности// Право и образование. 2017. № 10.

[8] Soloviev A.A., Sheiafetdinova N.A., Port-naya E.B., Ilyagueva A.A., Globenko O.A. The specific character of the «unclean hands» doctrine and the balance of probabilities (preponderance of documents) standard in the Russian and foreign legal systems // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Т. 12. № 7b.

Spisok literatury:

[1] Dekret 16-24 avgusta 1790 g. Razd. III. St. 9 // Dokumenty' istorii Velikoj Francuzskoj revoly-ucii. T. 1.

[2] Nemy'tina M.V. Mestnaya yusticiya v Ros-sii vo vtoroj polovine XIX veka // Pravovedenie. 1997. № 4.

[3] Portnaya E.B., Globenko, O. A. Il'yague-va, A.A. Sheyafetdinova N.A. Deformirovannoe pravosoznanie kak ugroza yuridicheskoj bezopas-nosti // Nauchnoe i obrazovatel'noe prostranstvo:

perspektivy' razvitiya: Materialy' IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary', 29 yanv. 2017 g.). Cheboksary': CNS «Interaktiv plyus», 2017.

[4] Solov'ev A.A., Sheyafetdinova N.A. Prin-cip ispolnimosti sudebnogo resheniya // Mirovoj sud'ya. 2017 № 1.

[5] Tumanov V.A. Francuzskaya respublika. Konstituciya i zakonodatel'ny'e akty'. M., 1989.

[6] Uolker R. Anglijskaya sudebnaya sistema. M., 1980.

[7] Sheyafetdinova N.A. Professional'noe pra-vosoznanie sudej v kontekste yuridicheskoj bezo-pasnosti// Pravo i obrazovanie. 2017. № 10.

[8] Soloviev A.A., Sheiafetdinova N.A., Portnaya E.B., Ilyagueva A.A., Globenko O.A. The specific character of the «unclean hands» doctrine and the balance of probabilities (preponderance of documents) standard in the Russian and foreign legal systems // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. T. 12. № 7b.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; S редактирование рукописи;

первая корректура рукописи; Sформатирование и подготовка рукописи к верстке; ■f верстка рукописи;

■S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, Sсогласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), Sсогласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), Sпечать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.