Научная статья на тему 'Исторические романы народного писателя Якутии В. С. Яковлева-далана'

Исторические романы народного писателя Якутии В. С. Яковлева-далана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
939
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПЛЕМЕННЫЕ И МЕЖРОДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ / INTER-TRIBAL AND INTER-CLAN CONFLICTS / КРОВАВАЯ МЕСТЬ / BLOODY REVENGE / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ И ФОЛЬКЛОРНЫЙ МАТЕРИАЛ / ETHNOGRAPHICAL AND FOLK MATERIAL / НАЦИОНАЛЬНО-САМОБЫТНЫЙ ХАРАКТЕР / NATIONAL ORIGINAL CHARACTER / КОЛОРИТ ВРЕМЕНИ И МЕСТА ОПИСЫВАЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ / THE COLOR OF THE TIME AND PLACE OF THE DESCRIBED ACTIVITY / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ / ARTISTIC VERSION / КОНЦЕНТРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ / CONCENTRIC STORIES / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / CAUSALITY / СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ / SOCIAL AND MORAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васильева Дора Егоровна

На данном этапе развития якутской литературы исторический роман становится ее ведущим жанром. Якутские писатели, пишущие на историческую тематику, широко опираются на передовой художественный опыт русской классической, национальной, советской и российской литератур. Они стремятся умело использовать различные предания, легенды, документальные факты, архивные материалы, работы историков, фольклористов и этнографов. Первым писателем, заложившим основы исторических романов в якутской литературе, был прозаик B.C. Яковлев-Далан автор известных романов «Бµтэй Бµлµµ » (1995; «Глухой Вилюй», 1993) и «Тыгын Дархан» (1993; «Тыгын Дархан», 1994). Вслед за ним написали свои произведения на историческую тему Н. Петров «Ол үйэлэр дуорааннара» (ч. 1, 1994; ч. 2, 1999; «Отзвуки тех лет»), Н. Лугинов «Чыњыс-Хаан Ыйааҕынан» (ч. 1, 1997; ч. 2, 2000; ч. 3, 2005; «По велению Чингис Хана», 2001), П. Харитонов «Хоболоох суол» (ч. 1,1999; ч. 2, 2001; ч. 3, 2006, ч. 4, 2011; «Бубенцы над Леной», ч. 1, 2012), Н. БорисовУус «Быґылааннаах былыргыга» (2007; «В далеком прошлом») и др. Далан, не имея письменных памятников о древней истории Якутии, в своих вышеуказанных романах художественно и очень убедительно раскрыл суровую и сложную жизнь, быт и обычаи тонг биисов, туматов и саха-уранхаев, живших в период межплеменных и межродовых распрей, которые происходили в начале XVI и XVII вв. в Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL NOVELS OF NATIONAL WRITER OF YAKUTIA V.S. YAKOVLEV-DALAN

At this stage of development of the Yakut literature a historical novel has become its leading genre. Yakut writers who write on historical topics, widely rely on advanced artistic experience of Russian classical, national, Soviet and Russian literatures. They seek to skillfully use different traditions, legends, documentary facts, archival materials, the work of historians, folklorists and ethnographers. The first writer who laid the foundations in the Yakut literature was writer V.S. Yakovlev-Dalan the author of the famous novels Deaf Vilyui and Tygyn Darkhan. After him in the Yakut literature they began writing works on historical topics. For example: novels by N. Petrov Echoes of Those Years, N. Luginov On Command of Chingiskhan, P. Kharitonov Bells over the Lena, N. Borisov-Uus In the Past and others. Dalan, not having written relics of the ancient history of Yakutia, in his novels Deaf Vilyui and Tygyn Darkhan artistically revealed severe and complicated life of tumates and sakha-uranhai, who lived in the period of tribal and clan strife that occurred at the beginning of the 16 th and 17 th centuries in Yakutia.

Текст научной работы на тему «Исторические романы народного писателя Якутии В. С. Яковлева-далана»

Д.Е. Васильева, e-mail: redcholbon@mail.ru УДК 821.512.157(091)-31

ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ НАРОДНОГО ПИСАТЕЛЯ ЯКУТИИ B.C. ЯКОВЛЕВА-ДАЛАНА

Аннотация

На данном этапе развития якутской литературы исторический роман становится ее ведущим жанром. Якутские писатели, пишущие на историческую тематику, широко опираются на передовой художественный опыт русской классической, национальной, советской и российской литератур. Они стремятся умело использовать различные предания, легенды, документальные факты, архивные материалы, работы историков, фольклористов и этнографов.

Первым писателем, заложившим основы исторических романов в якутской литературе, был прозаик B.C. Яковлев-Далан — автор известных романов «Бцгэй Бцлцц » (1995; «Глухой Вилюй», 1993) и «Тыгын Дархан» (1993; «Тыгын Дархан», 1994). Вслед за ним написали свои произведения на историческую тему Н. Петров «Ол уйэлэр дуорааннара» (ч. 1, 1994; ч. 2, 1999; «Отзвуки тех лет»), Н. Лугинов «Чыныс-Хаан Ыйаа^ынан» (ч. 1, 1997; ч. 2, 2000; ч. 3, 2005; «По велению Чингис Хана», 2001), П. Харитонов «Хоболоох суол» (ч. 1, 1999; ч. 2, 2001; ч. 3, 2006, ч. 4, 2011; «Бубенцы над Леной», ч. 1, 2012), Н. Борисов-Уус «БыГылааннаах былыргыга» (2007; «В далеком прошлом») и др.

Далан, не имея письменных памятников о древней истории Якутии, в своих вышеуказанных романах художественно и очень убедительно раскрыл суровую и сложную жизнь, быт и обычаи тонг биисов, туматов и саха-уранхаев, живших в период межплеменных и межродовых распрей, которые происходили в начале XVI и XVII вв. в Якутии.

Ключевые слова: межплеменные и межродовые конфликты, кровавая месть, этнографический и фольклорный материал, национально-самобытный характер, колорит времени и места описываемых действий, художественная версия, концентрические сюжеты, причинно-следственные связи, социально-нравственный конфликт

Dora Е. Vasilyeva

HISTORICAL NOVELS OF NATIONAL WRITER OF YAKUTIA V.S. YAKOVLEV-DALAN

Abstract

At this stage of development of the Yakut literature a historical novel has become its leading genre. Yakut writers who write on historical topics, widely rely on advanced artistic experience of Russian classical, national, Soviet and Russian literatures. They seek to skillfully use different traditions, legends, documentary facts, archival materials, the work of historians, folklorists and ethnographers.

The first writer who laid the foundations in the Yakut literature was writer V.S. Yakovlev-Dalan — the author of the famous novels Deaf Vilyui and Tygyn Darkhan. After him in the Yakut literature they began writing works on historical topics. For example: novels by N. Petrov Echoes of Those Years, N. Luginov On Command of Chingiskhan, P. Kharitonov Bells over the Lena, N. Borisov-Uus In the Past and others.

Dalan, not having written relics of the ancient history of Yakutia, in his novels Deaf Vilyui and Tygyn Darkhan artistically revealed severe and complicated life of tumates and sakha-uranhai, who lived in the period of tribal and clan strife that occurred at the beginning of the I6th and I7th centuries in Yakutia.

Key words: inter-tribal and inter-clan conflicts, bloody revenge, ethnographical and folk material, national original character, the color of the time and place of the described activity, artistic version, concentric stories, causality, social and moral conflict

©Васильева Д.Е., 2014

На современном этапе развития российской литературы и общества в целом происходит переосмысление ценностей и авторитетов недавнего исторического прошлого, формируются новые идейно-эстетические принципы и критерии. Поэтому в последние после перестройки десятилетия приоритетное положение в якутской литературе занимает жанр исторической прозы, о чем ярко свидетельствуют достижения таких романистов, как B.C. Яковлев-Да-лан, Н. Петров, Н. Лугинов, П. Харитонов, Н. Борисов-Николай Уус, B. Идэлги и др.

Первым писателем, кто заложил основу для развития исторического романа в Якутии, стал прозаик B.C. Яковлев-Далан (1928—1996). Будучи историком по образованию, прошедшим ужасы сталинских репрессий, он в своих романах «Бцтэй Бцлцц» (1995; «Глухой Вилюй», 1993), «Тыгын Дархан» (1993; «Тыгын Дархан», 1994) и «Дьыл^ам миэнэ» (2003; «Жизнь и судьба моя», 2003) художественно убедительно раскрыл как далекое, так и недавнее прошлое своего родного народа саха и других племен, проживающих на Севере.

Вслед за его произведениями в якутской литературе появились романы Н. Лугинова «Чыныс-Хаан Ыйааршан» (ч. 1, 1997; ч. 2, 2000; ч. 3, 2005; «По велению Чингис Хана», 2001), П. Харитонова «Хоболоох суол» (ч. 1, 1999; ч. 2, 2001; ч. 3, 2006, ч. 4, 2011; «Бубенцы над Леной», ч. 1, 2012), Н. Борисова-Николая Уус «БыГылааннаах былыргыга» (2007; В далеком прошлом») и др. Эти писатели опирались и опираются не только на передовой художественный опыт русской классической, национальной советской и российской литератур, но и западноевропейских, особенно на произведения В. Скотта, М. Рида, В. Гюго и др. Поэтому в качестве сюжетообразующего мотива якутскими писателями часто используются разные путешествия, некоторые элементы фантастики, описание ужасов. Но вместе с тем они всегда стремятся к реальному воспроизведению образов героев, колорита времени и места описываемых действий.

Исторически правдоподобное изображение духа эпохи давно минувших лет мы находим в первом

историческом романе В.С. Яковле-ва-Далана «Сирота», позже переименованном автором на «Глухой Вилюй». В этом произведении писатель обращается к древней истории народов Якутии, истокам возникновения межплеменных и межродовых распрей — «кыргыс уйэтэ». На конкретных судьбах автор сумел емко показать бытовые и социальные реалии далеких времен, раскрыть особенности характера представителей древних жителей Якутии: туматов, тонг биисов и саха-уранхаев. В то время эти племена терпели большие бедствия в результате кровавых междоусобиц и межродовых столкновений. Причиной конфликтов становились материальная заинтересованность, дух соперничества или чувство личной мести. Писатель, разрешая конфликты, раскрывает главные черты их характеров.

В.С. Яковлев-Далан успешно освоил фольк-лорно-эстетические традиции устного творчества родного народа, отраженные в работах С. Боло, Г. Ксенофонтова, Эргиса (Г.У. Гермогенов), а также в устных рассказах северных народов, благодаря чему, он сумел создать основные черты характера древних представителей этих народов. Например, туматы характеризуются сильными, смелыми и мужественными. Они отличные охотники и меткие следопыты, но отличались мстительностью и жестокостью. По фольклорным источникам, они могли нести обычай кровной мести в течение девяти веков.

Итак, в романе «Сирота», позже названном как «Глухой Вилюй», основные сюжетные действия разворачиваются в трех частях произведения. Они раскрывают локальные события, которые ярко отражают приметы жестокого времени «кыргыс уйэтэ» — века войн и резни. Каждая глава романа подразделяется на несколько под-глав, вовлекающих читателей в мир представителей воюющих сторон — людей разных племен. Их характеры раскрыты вполне правдоподобно в ярких образах людей разного возраста, особенно туматов, тонг биисов и саха-уранхаев. Писатель на примере туматов показал, что кровопролитие и разбой, жестокость, убийство и кровная месть никому не приносят добра и процветания. Он, описывая их жизнь, как бы воочию раскры-

B.C. Яковлев-Далан

вает их ужасное предназначение, участь сгинуть со свету и превратиться «в воздух и ветер», как богатырь туматов Белая Дошка. В то же время в образах детей богатыря Белой Дошки — Ерегечея и Нюрбачан, а также молодого тумата Даганчи писатель раскрывает их нравственные убеждения и противоположное миропонимание, чем у их жестоких предков. Например, сын Белой Дошки — Ерегечей любит все прекрасное и светлое, молодой тумат Даганча мечтает жить охотой, любуясь природой и красотой жизни. Литературные традиции, идущие из живого родника народного творчества, во многом способствовали раскрытию национально-самобытных характеров доброй и мужественной девочки туматов Нюрба-чан и смелых, отважных парней Ерегечея и Да-ганчи.

В.С. Яковлев-Далан впервые в якутской литературе в романе «Глухой Вилюй» ярко раскрыл историю взаимоотношений древних племен обширного Ленского края, населявших его в эпоху «кыргыс» — в век битв и резни. Главная мысль романа о том, что кровопролитие и разбой, убийства и кровная месть ни одному народу не приносили расцвета, показана очень убедительно и мастерски.

Второй роман В. С. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан», проникнутый национально-историческим духом, был также с воодушевлением встречен почитателями таланта писателя. Прежде чем написать его автор обстоятельно изучил труды этнографов и историков, касающиеся ранней истории народа саха. Особое внимание писатель уделял трудам Я. Линденау, И. Худякова, Н. Виташев-ского, Г. Ксенофонтова, С. Боло, А. Окладникова, В. Токарева, С. Бахрушина, Г. Башарина, В. Иванова и др.

Работая в архиве ЯНЦ СО РАН, в фонде «Деятели литературы и истории Якутии» и в фонде Института языка, литературы и истории, он особенно интересовался нарративными источниками, где сосредоточены фольклорные материалы, собранные учеными А. Саввиным, А. Поря-диным, И. Березкиным, Н. Степановым, Т. Федоровым и др.

В своем романе В.С. Яковлев-Далан с эпическим размахом описывает времена Тыгына — значительную эпоху в истории народа саха — конец XVI — начало XVII века. Многогранно и талантливо отражает разные стороны действитель-

ности того периода, однако следует подчеркнуть, что это не подлинная историческая правда, а художественная версия, основанная на множестве исторических, этнографических, фольклорных материалов и творческой фантазии самого писателя.

Роман открывается с традиционного обряда ысыах — праздника благополучия, изобилия и плодородия, который испокон веков широко и пышно отмечается как праздник прихода лета и окончания долгой и суровой зимы. Главных гостей ысыаха писатель наделяет качествами, присущими эпическим персонажам. Внешние черты многих предводителей, приглашенных на ысыах, соответствуют их внутреннему миру. В речах всех предводителей в основном отражаются особенности национального характера и национально-художественного мышления. Многие предводители разных Уусов в основном отличались глубоким умом, а также практическим жизненным опытом. Основной смысл их благопожеланий — жить в мире и дружбе со всеми сородичами, почитать и уважать старших, иметь много детей и нажить много скота. Подобные благопожелания высказываются на свадьбах молодоженов, являясь выражением национальной культуры народа саха. Фольклорные герои испокон веков пользуются любовью и уважением. Эти эпические герои являются носителями лучших человеческих качеств. В этом романе один из главных героев Маягатта Бет Хара отличается не только недюжинной богатырской силой, но и как человек положительный во всех отношениях — честный, благородный, прямой, справедливый, всегда олицетворяющий светлое начало. Во всех сложных ситуациях жизни: в бойцовских поединках, на охоте, на рыбалке он всегда одерживает победу и выходит непокоренным.

Роман В.С. Яковлева-Далана «Тыгын Дар-хан» — это широкое художественное полотно, в котором ярко выражены фольклорно-эпичес-кие и реалистические традиции. Роман охватывает многие стороны времени «кыргыс»: междоусобные войны, проявления жестокости и героизма, любовные отношения людей разных возрастов и общественного положения, стремление одних стать богатым или безвыходную нищету и разорение других. В нем также великолепно показаны разные стороны жизнеустройства якутов: ысыахи, свадьбы, сенокос, за-

бой скота, неводьба, даже похороны, которые отражают своеобразие национальной жизни саха, воссоздают исторический колорит времени и эпохи.

В данном произведении сюжетообразующую функцию несут в основном причинно-следственные связи, т.е. концентрические сюжеты. В нем главная фабульная линия — конфликт предводителей Хангаласского рода Тыгына Дархана и Борогонского рода Лекея, возникший на почве территориальных притязаний и претендентства на главенствующую роль среди якутов. Это является основным «стволом», на котором разрастаются несколько побочных сюжетных линий: о судьбе эпического героя Маягатта Бет Хара, конфликт предводителей Бахсыгыра и Лекея, уход работоспособных людей от Тыгына Дархана, судьба его детей и.т.д. Эти сюжетные линии зачастую соприкасаются, пересекаются с основной фабульной линией. Главный конфликт романа разрешается в последней главе с признанием Тыгына Дархана недостаточности сил и времени, чтобы объединить все якутские Уусы в один единый Улуу Ил.

В романе «Тыгын Дархан» мы наблюдаем, как прямой хронологический вид композиции или сюжетные события развиваются в прямой или фабульной последовательности.

Надо отметить, в романе В.С. Яковлева-Да-лана излагается не только жизнь Тыгына Дарха-на, для него характерно преобладание историзма: Тыгын Дархан был вовлечен в социально-нравственный конфликт того сложного времени «кыр-гыс». Он показан как богатый скотовладелец, имеющий многочисленных слуг. «Тыгын прославился тем, что захватывал чужие земли, заселяя их своими людьми... Фольклористы давно подметили отрицательное отношение к образу Тыгына, особенно якутов из других улусов, объясняя это междуродовой враждой... приезд Тыгы-на со своими людьми к предкам того или иного Ууса с намерением отобрать землю, померившись силой. Во-вторых, устрашение силой и ловкостью местного богатыря, например, эпизод с громадным луком, с которым тот играл в детстве. В-третьих, поражение хангаласцев на ысыахе, который они сами организовали, и их паническое бегство. Причем присутствует обязательная деталь, как Тыгын бежит скрытно, бежит ночью, оставив неразобранными те части урасы, ко-

торые выходят в сторону противника» [I, с. 97].

Все эти наблюдения фольклористов писатель творчески использовал в романе, и от этого идей-но-художестенное отражение того времени только выиграло.

B.C. Яковлев-Далан создал полнокровный художественный образ Тыгына Дархана, а также его окружения, уделил большое внимание осмыслению отраженной им действительности. Здесь следует выделить тип проблематики как национально-исторический, в котором отражаются характер, самобытность, нравственный уклад социальной жизни якутского народа. Историзм в романе «Тыгын Дархан» отражен в поведении и сознании людей того исторического периода — времени междоусобных, межплеменных конфликтов.

Доктор исторических наук A.A. Борисов, впервые исследовавший эпоху Тыгына, пишет: «Тыгын (не позднее 1580—1631 гг.) это одновременно крупная историческая личность и колоритный, глубоко содержательный образ в этнической памяти якутского народа, важнейший компонент этносознания саха. В нем соединены традиционные и идеалы, и представления о человеке, как позитивные, так и негативные черты, духовные ценности средневековой культуры, наконец, символы целой эпохи» [2, с. 45—46].

Роман-эпопею «Тыгын Дархан» B.C. Яков-лева-Далана, изданного в 1993 году на якутском языке, читатели встретили очень тепло. Была проведена конференция, участниками которой были известные писатели, ученые, интеллигенция города и студенты. Они высоко оценили новый исторический роман «Тыгын Дархан» и рекомендовали его автора B.C. Яковле-ва-Далана на представление к званию народного писателя Якутии.

В 1994 году произведение в авторизованном переводе Аиты Шапошниковой было издано на русском языке национальным книжным издательством «Бичик». Вспоминая это замечательное событие, ныне известный переводчик A. Шапошникова в 2007 году писала так: «Первая работа, принесшая мне наибольшее удовлетворение, — перевод романа Далана «Тыгын Дар-хан». Публикация его в журнале «Полярная звезда» принесла B.C. Яковлеву-Далану Государствен-

ную премию имени Ойунского» [3, с. 4]. И вскоре он был удостоен высокого звания народного писателя Якутии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов А.А. Якутские улусы в эпоху Тыгына. — Якутск: Бичик, 1997. — 155 с.

2. Борисов А.А. Социальная история якутов в позднее средневековье и новое время. — Новосибирск: Наука, 2010. — 200 с.

3. Шапошникова А.Е. Миссия народного поэта // Якутяночка. — 2007. — №2. — С. 3—35.

REFERENCES

1. Borisov A.A. Yakutskie ulusy v epokhy Tygyna [Yakut Uluses in the Era of Tyghyn]. Yakutsk, Bichik Publ., 1997, 155 p. (In Russ.).

2. Borisov A.A. Sotsial'naia istoriia iakutov v pozdnee srednevekov'e i novoe vremia [A Social History of the Yakuts in the Late Middle Ages and Modern Time]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2010, 200 p. (In Russ.).

3. Schaposchnikova A.E. Missiia narodnogopoeta [The Mission of the National Poet]. In: Yakutianochka, Issue 2. Yakutsk, 2007, pp. 3-35 (In Russ.).

Об авторе

Васильева Дора Егоровна (р. 12.12.1938, Республика Саха (Якутия), РФ) — литературовед, литературный критик. Д-р филол. наук (1995). Засл. работник культуры РС (Я) (1998) и РФ (2005). В 1962 г. окончила Иркутский институт иностранных языков, в 1971 г. — аспирантуру Института языка, литературы и истории ЯФ АН СССР с защитой кандидатской диссертации по теме «Творчество Н.Г. Золотарева-Якутского» (г. Якутск). В 1995 году защитила докторскую диссертацию по теме «Национальное и общечеловеческое в якутской литературе» (г. Алма-Ата, Институт языкознания и литературы). В 1968—1977 гг. — младший, в 1977—1983 гг. — старший, 1996—2012 гг. — главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований. С 2012 г. работает старшим научным сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера РАН.

Ею опубликовано свыше 20 книг, из них 8 монографий и 12 сборников научных статей. Также изданы свыше четырехсот статей и публикаций.

Главные направления научных исследований: современная якутская проза и исторические романы в якутской литературе.

Научные труды: Время и судьбы: (творчество Н.Г. Золотарева-Якутского) / науч. ред. Г.К. Боескоров. Якутск, 1978; Дорогой борьбы и труда: [современная якут. проза] / отв. ред. Н.З. Копырин. Якутск, 1984; Национальное и общечеловеческое в якутской литературе / отв. ред. И.Г. Спиридонов. Якутск, 1995; О далеком прошлом и настоящем / отв. ред. Р.П. Осипова. Якутск, 2008; Художественный мир Софр. Данилова: Специфика социально-психологической прозы / отв. ред. А.Н. Мыреева. Якутск, 2012.

About the Author

Dora E. Vasilyeva (born December 12, 1938, the Republic of Sakha (Yakutia), the Russian Federation), literary critic, Dr.Sc. (Philology) (1995), Honoured Culture Worker of the Republic of Sakha (Yakutia) (1998) and the Russian Federation (2005). In 1962 graduated from Irkutsk Linguistic University, in 1971 did her postgraduate studies at the Institute of Language, Literature and History, the Yakut Branch of the Academy of Sciences of the USSR and defended her thesis for a candidate's degree on N. Zolotarev- Yakutsky's Creative Activity in Yakutsk, in 1995 defended her doctoral dissertation on The National and the Universal in Yakut Literature at the Institute of Linguistics and Literature in Almaty. In 1968—1977 Dr. Vasilyeva was employed as a junior research fellow, in 1977—1983 as a senior research fellow and in 1996—2012 as a chief research fellow at the Institute for Humanities Research, since 2012 has been working as a senior research fellow at the Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, the RAS Siberian Branch. Dr. Vasilyeva is the author of over 20 scholarly works, including 8 monographs and 12 collections of scholarly articles, also has published over 400 articles.

The main research area: modern Yakut prose and historical novels in Yakut literature.

Scholarly works: Time and Fates: (N. Zolotarev-Yakutsky's Creative Activity). Ed. by G. Boeskorov. Yakutsk, 1978 (In Russ.); On the Path of Struggle and Labour: [Modern Yakut Prose]. Ed. by N. Kopyrin. Yakutsk, 1984 (In Russ.); The National and the Universal in Yakut Literature. Ed. by I. Spiridonov. Yakutsk, 1995; On the Remote Past and the Present. Ed. by R. Osipov. Yakutsk, 2008 (In Russ.); S. Danilov's Artistic World: Specific Character of Social and Psychological Prose. Ed. by A. Myreyev. Yakutsk, 2012 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.