Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ БЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ БЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
585
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОРУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ / ФОЛЬКЛОР / ОБРАЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / BELARUSIAN COMPOSERS / MUSIC FOR CHILDREN / FOLKLORE / FIGURATIVE CONTENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козаченко Алина Сергеевна

Развитие белорусской музыки, созданной композиторами для детей, характеризуется интенсивностью и свойственным ей жанровым разнообразием. На протяжении всего периода формирования данного пласта музыкальной литературы композиторы использовали различные формы и виды фактур, характерную ритмику и фольклорные интонации для воссоздания в музыке для детей национального колорита. Постоянное повышение уровня исполнительского мастерства юных музыкантов способствовало усложнению музыкального языка и расширению образно-содержательной сферы белорусских «детских» сочинений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL WAYS OF DEVELOPMENT OF MUSIC FOR CHILDREN IN THE WORK OF BELARUSIAN COMPOSERS

The development of Belarusian music for children is characterized by intensity and genre diversity. Throughout the entire period of the formation of this layer of musical literature, composers used various forms and types of textures, characteristic rhythm and folklore intonations. The musical language became more complex and the imaginative sphere of childrens compositions expanded.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ БЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ БЕЛОРУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ Козаченко А.С. Email: Kazachenka1173@scientifictext.ru

Козаченко Алина Сергеевна - студент магистратуры, кафедра баяна и аккордеона, Учреждение образования Белорусская государственная академия музыки, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: развитие белорусской музыки, созданной композиторами для детей, характеризуется интенсивностью и свойственным ей жанровым разнообразием. На протяжении всего периода формирования данного пласта музыкальной литературы композиторы использовали различные формы и виды фактур, характерную ритмику и фольклорные интонации для воссоздания в музыке для детей национального колорита. Постоянное повышение уровня исполнительского мастерства юных музыкантов способствовало усложнению музыкального языка и расширению образно-содержательной сферы белорусских «детских» сочинений.

Ключевые слова: белорусские композиторы, музыка для детей, фольклор, образное содержание.

HISTORICAL WAYS OF DEVELOPMENT OF MUSIC FOR CHILDREN IN THE WORK OF BELARUSIAN COMPOSERS Kazachenka A.S.

Kazachenka Alina Sergeevna - Masters Graduate, BAYAN AND ACCORDION DEPARTMENT, EDUCATIONAL INSTITUTION BELARUSIAN STATE ACADEMY OF MUSIC, MINSK, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: the development of Belarusian music for children is characterized by intensity and genre diversity. Throughout the entire period of the formation of this layer of musical literature, composers used various forms and types of textures, characteristic rhythm and folklore intonations. The musical language became more complex and the imaginative sphere of childrens compositions expanded.

Keywords: belarusian composers, music for children, folklore, figurative content.

УДК 331.225.3

Творческое наследие белорусских композиторов весьма обширно и многогранно. Созданные произведения охватывают самые разнообразные жанры: камерно-инструментальные, вокальные, симфонические и др. Среди них немало музыкальных шедевров, написанных специально для детей.

Истоками зарождения инструментального жанра «музыка для детей» следует считать период становления системы музыкального образования (школа - училище - вуз)1 в Беларуси в начале XX в. Именно в это время возникает необходимость в национальной музыкальной литературе, направленной на развитие художественного вкуса и исполнительской техники обучающихся музыкантов. По свидетельству доцента факультета эстетического образования кафедры музыкально-педагогического образования Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, кандидата искусствоведения О.И. Политанской: именно «в 1920-30-е гг.», когда происходила «начальная стадия формирования белорусской композиторской школы», композиторы «были озадачены

1 Ныне: учреждения дополнительного образования и культуры — учреждения среднего специального образования — учреждения высшего образования.

созданием "большой" инструктивной литературы», направленной на обогащение учебно-педагогического репертуара [2, с. 61].

К числу первых сочинений, написанных белорусскими композиторами для детей, относится фортепианная музыка И. Короневской, А. Боркуса, М. Бергера, Г. Петрова и Г. Шершевского [2, с. 61-62], скрипичные «учебные» пьесы А. Амитона [1, с. 58], детские песни Е. Тикоцкого (на сл. Я. Купалы) и П. Подковырова (на сл. С. Маршака) [1, с. 61].

В 1940-е гг. были созданы первые хрестоматийные сборники для обучения игре на музыкальных инструментах: «Школа игры на контрабасе» И. Солодченко (не была издана)1, «Школа игры на ударных инструментах» С. Марковского (1941), «Школа игры на цимбалах» И. Жиновича (1948). Музыкальный материал, входящий в эти учебные пособия, содержал простейшие переложения классической музыки, а также созданные (чаще всего — самими авторами и составителями) художественные пьесы и инструктивный материал. Большинство сочинений было основано на белорусском песенном фольклоре.

Следует отметить, что именно в этот период происходит активизация деятельности белорусских композиторов в области вокальных жанров (песня, романс, хор, кантата). Мелодические истоки большинства создаваемых произведений — в народной песне. Так, среди самых популярных массовых песен тех лет следует отметить «Ой, шумi ты, радуйся, беларусш бор» В. Ефимова (на сл. П. Бровки), «Бывайце здаровы» И. Любана (на сл. А. Русака), «Вечарынка у калгасе» Я. Полонского (на сл. Я. Купалы) и др. К числу известных хоровых сочинений с оркестром можно отнести «Поэму о Красной Армии» Г. Пукста, «Красноармейскую плясовую сюиту» В. Золотарева, вокально-симфоническую поэму «Над ракой Арэсай» Н. Аладова. В этот период были написаны романсы «А зязюля кукавала» П. Подковырова, «Не судзша доля» Г. Пукста, «Сонцу» А. Богатырева и др.

Настоящим достижением белорусской композиторской школы середины XX в. стали кантата «Сказка о Медведихе» А. Богатырева и баллада «Воевода» П. Подковырова.

В годы Великой Отечественной войны в центре внимания белорусских композиторов были военные действия, подвиги партизан, досуг солдат. Ими создавались партизанские песни, а также произведения монументальных жанров. К числу последних относится кантата «Беларусшм партызанам» А. Богатырева, симфоническая поэма «Из дневника партизана» Н. Аладова, Симфония №2 Г. Пукста, фортепианное трио А. Богатырева и др. Многие военные песни в последующем войдут в учебные пособия «(Школы» и «Самоучители») для обучения игре на различных инструментах.

В послевоенное время появляется целый ряд произведений, написанных для детей. Так, в области фортепианной музыки были созданы циклы: «10 детских пьес» Л. Абелиовича, «Четыре пьесы на белорусские народные песни» Г. Вагнера, «Шесть детских пьес» и «Детская тетрадь» Д. Каминского, «10 пьес для младших классов музыкальных школ» Н. Чуркина [2, с. 62] и др.

Детскими образами обогащается оперный жанр. В 1955 году появляется первая детская опера «Маринка» Г. Пукста, написанная по поэме Э. Огнецвет «Песня пра шянерсш сцяг». В ее основу легла подлинная история о настоящей и самоотверженной помощи пионеров партизанам.

В 1959 году Д. Каминским была сочинена Фантазия «Юрачка» для фортепиано с оркестром, в значительной мере расширившая белорусский концертный репертуар. Тема белорусской народной песни стала основой большого «симфонизированного» произведения.

В этот период белорусские композиторы создали немало камерной музыки для детей. В педагогический репертуар вошли сборники фортепианных пьес Э. Тырманд и «Десять детских пьес» Л. Абелиовича, сюита «В пионерском лагере» для фортепиано П. Подковырова и др. Следует отметить, что П. Подковыровым были созданы также сочинения, посвященные детской и юношеской теме. Среди них: Симфония №1 «Юность», песня «Зубренок».

1 Кривошеев Н.А. Вопросы теории и практики игры на контрабасе : учеб.-метод. пособие / Н.А. Кривошеев. Минск: Белорус. гос. акад. музыки, 2016. С. 129.

92

В конце 1950-х гг. белорусские композиторы активно писали произведения для оркестров народных инструментов. Так, наиболее активно с музыкальными коллективами сотрудничали Н. Чуркин, Д. Каминский, Е. Тикоцкий, Н. Аладов, Е. Глебов. В лучших традициях жанрового инструментализма написана «Фантазия для баяна на две белорусские темы» Е. Глебова.

Большое распространение в этот период получают обработки белорусских народных песен. К детской тематике в своем творчестве обращались Э. Тырманд, Н. Чуркин, В. Оловников. П. Подковыровым специально для школьников была написана кантата «Пионерский костер мира».

В 1960-х гг. начинается новый период в развитии белорусской музыки, характеризующийся переменами во всех сферах музыкального искусства. Значительно повышается уровень профессионального мастерства композиторов: творческое наследие обогащается новыми жанрами, формами, содержанием, «освоением новых техник композиторского письма» [1, с. 74].

В рассматриваемый период создается немало художественно значимых музыкальных произведений о детстве и для детей. Среди них: балеты «Маленький принц» Е. Глебова и «Буратино» В. Кондрусевича; «Детские альбомы» фортепианных пьес, сборники «Ступеньки» и «Юный скрипач» Г. Вагнера.

Несколько позже, в 1970-е гг., в связи с увеличением количества учреждений начального звена музыкального образования (в БССР открылось более 160 музыкальных школ) [3, с. 35], происходит значительная активизация белорусских композиторов в области написания музыки для детей. Появляются новые для национального искусства жанры, расширяется образная сфера. Так, в этот период были написаны:

а) концерт-кантата для детского хора а саре11а В. Кузнецова;

б) оперы «Анчутка» В. Кондрасюка, «Девочка, наступившая на хлеб» В. Копытько, «Весенняя песня» В. Войтика, «Просто, что было» Э. Казачкова;

в) камерная опера «Детские сны» Ш. Исхакбаевой для исполнения детским хором, ансамблем ударных инструментов и фортепьяно;

г) мюзикл для детского музыкального театра-студии при Большом театре Беларуси «Птэр Пэн» А. Буцько.

Увеличению количества написанной для детей музыки и расширение ее жанровой палитры во многом способствовало проведение в 1970-1980-е гг. пленумов Союза композиторов Беларуси, посвященных «детской» тематике, а также ежегодно организуемые в республике Недели музыки для детей и юношества. С регулярной периодичностью начинают проходить конкурсы на лучшее детское сочинение и лучшее исполнение произведений белорусских композиторов [2, с. 63].

Учебный и концертный репертуар учащихся музыкальных школ пополняется различными песнями и обработками белорусских народных мелодий, камерно-инструментальными и хоровыми сочинениями. В числе композиторов, пишущих для юных слушателей и исполнителей — Г. Вагнер, К. Тесаков, Э. Зарицкий, А. Мдивани, Э. Казачков, В. Дорохин, В. Иванов, Г. Горелова, В. Кондрусевич, В. Каретников. Л. Мурашко.

Создаются сочинения для детей в жанре программного цикла. Среди них: «Пять пьес» и «Приношение детям» А. Мдивани, «Детские игрушки» В. Кондрусевича, «Детская тетрадь» Ф. Пыталева, «Детская сюита» для фортепиано в 4 руки В. Грушевского, «Дз1цячы куточак» и «Пра Сярожу» Л. Шлег, «Урок музыки» В. Дорохина, «Алешин уголок» Г. Гореловой и др. Становятся популярными фортепианные пьесы для детей В. Каретникова («Веселая карусель», «Легенда» /для фортепианного трио/), Л. Мурашко («Детская сюита»), В. Серых («Танец маленького медвежонка», «Воробей», «Дзедок»).

В этот период были созданы яркие образцы детской эстрадной песни Л. Захлевным, Ю. Семеняко, И. Лученком, О. Залетневым, В. Раинчиком, О. Елисеенковым и мн. др. Широкую известность не только в нашей республике, но и за ее пределами получают песни Э. Ханка («Песня про журавлика», «Я у бабушки живу», «Песня первоклассника»).

В свою очередь, Л. Шлег пишет радиоперу «Тараканище» (на стихи К. Чуковского), детскую кантату «Дударыш» (на сл. В. Витки) и детскую оперу «Каваль — залатыя руш» (либретто А. Вольского).

Совершенно новое претворение в творчестве белорусских композиторов получает фольклор («Прибаутки» В. Войтика, «Ладу, ладу, лады» В. Кузнецова, «Лубок» Л. Шлег и др.). Создаются яркие произведения на детскую тематику для оркестра народных инструментов — пьеса «Бульба» А. Мдивани; сюита «Батлейка» В. Помозова.

Начиная с 1990-х гг. и до настоящего времени можно констатировать постоянное обращение белорусских композиторов к образам детства и активное написание ими самой разнообразной музыки для детей. Детская музыка непременно включается в учебные программы и является неотъемлемым атрибутом исполнительской практики (концертной, конкурсной, фестивальной) юных музыкантов. В настоящее время активно создают музыку для детей В. Войтик, В. Кузнецов, А. Безенсон, А. Короткина, И. Петкевич и мн. др.

Таким образом, развитие белорусской музыки, созданной композиторами для детей, характеризуется интенсивностью и свойственным ей жанровым разнообразием. На протяжении всего периода формирования данного пласта музыкальной литературы композиторы использовали различные формы и виды фактур, характерную ритмику и фольклорные интонации для воссоздания в музыке для детей национального колорита. Постоянное повышение уровня исполнительского мастерства юных музыкантов способствовало усложнению музыкального языка и расширению образно-содержательной сферы белорусских «детских» сочинений.

Список литературы /References

1. Морозова О.П. История белорусской музыки: краткий курс лекций / О.П. Морозова. Могилев: Мог. гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2016. 108 с.

2. Политанская О.И. Исторические пути формирования детской фортепианной музыки в творчестве белорусских композиторов / О.И. Политанская. // Науч. тр. Белорус. гос. акад. музыки. Вып. 44: Профессиональное музыкальное образование на современном этапе: традиции и новации / сост. Н.О. Арутюнова, Н.В. Мацаберидзе. Минск: Белорус. гос. акад. музыки, 2018. С. 59-70.

3. Реянт В.В. Развитие музыкального образования в Белоруссии как теоретическая и историческая проблема музыковедения / В.В. Реянт // Вопросы культуры и искусства Белоруссии: респ. межвед. сб. науч. тр. Минск, 1986. Вып. 5. С. 30-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.