Научная статья на тему 'Исторические предпосылки возникновения комплекса Махабодхи в контексте буддийских воззрений'

Исторические предпосылки возникновения комплекса Махабодхи в контексте буддийских воззрений Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
316
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / МЕДИТАЦИЯ / ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА / BUDDHIST PHILOSOPHY / COGNITIVE PROCESS / HISTORICAL CONTEXT / MEDITATION / ARCHITECTURE / ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Барахоева А. А.

В статье анализируются предпосылки и исторический контекст возникновения архитектурного комплекса Махабодхи, возведенного на месте Просветления Будды Шакьямуни. Храм Махабодхи рассматривается не только как произведение архитектуры, но и как проекция дворца-мандалы, являющегося вместилищем высшей осознанности Будды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the background and historical context of the Mahabodhi architectural complex, which was built on the site of Buddha Shakyamuni enlightenment. The Mahabpdhi temple is considered to be not only an architecture masterpiece but also as a palace-mandala projection, representing Buddhas deepest realization

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки возникновения комплекса Махабодхи в контексте буддийских воззрений»

© Барахоева А.А., 2011

УДК 1(540)

ББК 87.3(5)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЛЕКСА МАХАБОДХИ В КОНТЕКСТЕ БУДДИЙСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ

А.А. Барахоева

В статье анализируются предпосылки и исторический контекст возникновения архитектурного комплекса Махабодхи, возведенного на месте Просветления Будды Шакьямуни. Храм Маха-бодхи рассматривается не только как произведение архитектуры, но и как проекция дворца-ман-далы, являющегося вместилищем высшей осознанности Будды.

Ключевые слова: буддийская философия, познавательный процесс, исторический контекст, медитация, памятники архитектуры и искусства.

Бодхгая является наиболее известным и почитаемым буддийским местом в мире. До наших дней сохранились многочисленные описания и свидетельства пилигримов прошлого из Шри-Ланки, Бирмы и Китая. Записки этих путешественников являются важными источниками о комплексе Махабодхи. В древнем мире, как и в Средние века, Бодхгая была известна в первую очередь как город, где Ша-кьямуни достиг Просветления и стал Буддой. Пилигрим VII века Сюань Цзан (Xuanzang) описывает место медитации Будды непосредственно перед Освобождением. По его словам, Будда медитировал на холме Прагбодхи (совр. Дхонгра), однако спустя какое-то время перебрался в другое место в трех километрах в сторону от Прагбодхи, где и достиг окончательного Освобождения (см. подробнее: [5]). Согласно данным одного из скальных эдиктов, в середине III века до н. э. император Ашока посетил Бодхгаю и решил воздвигнуть здесь храм, придав этому месту еще большее значение. Паломничество Ашоки изображено на восточных воротах ступы в Санчи. Эта легенда подтверждается многими паломниками прошлого, в частности Сю-

ань Цзаном, приписывающим возведение святилища Самбодхи именно Ашоке [4]. По всей видимости, святилище было построено через десять лет после освящения места [6, p. 76].

Согласно свидетельству Сюань Цзаня, на тот момент уже существовал храм Махабод-хи, который внешне мало изменился со времен VI века н. э.

Современный вариант Махабодхи довольно точно воспроизводит архитектуру древнего храма (см. подробнее: [3]). Храм представляет собой четырехгранную конусообразную башню, окруженную небольшими пирамидальными башенками по бокам. Вершина пирамиды увенчана конструкцией, внешне напоминающей буддийские ступы и отсылающей нас, таким образом, к иконографии Будды Шакьямуни, каждая часть тела которого отождествляется с определенной стихией (земля, вода, пространство и пр.) и определенными качествами просветленной личности. Буддисты верят, что любое живое существо, воздвигшее на своем пути даже маленькую пирамидку из камней, совершает великое накопление заслуг, поскольку так оно не только увековечивает образ Будды, но еще и совершает прекрасное подношение, радующее взор просветленных. Таким образом, с точки зрения буддийской философии заслуга, накопленная императором Ашокой, заслуживает восхищения.

Любой храм в буддизме, а тем более храм такого значения, как Махабодхи, в плане представляет собой мандалу. Храмы периода правления Ашоки делают это сравнение очевидным, в то время как храмовая архитектура более поздних периодов несколько видоизменяет облик дворца, предназначенного божеству. Традиционная мандала имеет четыре входа, причем главным из них является восточный, поскольку именно через него практик входит во дворец медитации и высшей осознанности. Мандала имеет многоярусную пирамидальную структуру, где каждый следующий ярус сужается кверху. Последний ярус представляет собой крытую балюстраду. Внешне архитектура божественного дворца, подробно описанного в тантрических текстах и схематически изображаемого на танках, изобилует многочисленными балкончиками и гирляндами. Однако такое разнообразие декора не является просто прихотью архитектора. Каждый элемент дворца имеет совершенно конкретный смысл. Связан он, как правило, с качествами и совершенными признаками божеств, обитающих во дворце.

Храм Махабодхи реализует план и архитектурную форму мандалы на практике. Главный вход храма находится на востоке. Квадратный по плану, храм окружен каменным безводным рвом, реализующим идею нерушимой ограды, также описанной в текстах. Как известно, храм Махабодхи был возведен Ашокой на месте медитации Будды Шакья-муни, именно там, где им было достигнуто полное Просветление. Из санскритских и более поздних тибетских источников нам известно, что Будда Шакьямуни пребывал в строгой медитации под деревом Пипала на протяжении шести месяцев 528 г. до н. э. [6, р. 77]. Вскоре монах Гаутама перешел от медитации на собственное тело к медитации на чувства, и от медитации на чувства к медитации на восприятие, включая все мысли, которые проявились и растворились в его собственном уме. Гаутама отошел от идеи самости. В действительности все вещи не имели самости. Этот медитационный опыт был словно удар молнии, разрушивший все неправильные воззрения. Постигая бессамостность, Сиддхар-тха был подобен острию меча на поле битвы

медитационной практики. День и ночь он сидел под деревом Пипала, постигая новые уровни понимания. Знаменательной ночью, пребывая в глубокой медитации, в первую стражу ночи Сиддхартха осознал свои прошлые перевоплощения, во вторую стражу - обрел проникающее видение, в третью стражу -осознал закон причины и следствия и на закате достиг Высшего Просветления и Всеведения [1; 2].

Так Будда Шакьямуни достигает Просветления в весенний день полнолуния Вай-шакхи (апрель - май) 528 г. до н. э. Достигнув Просветления, Будда впоследствии получает имя Саммасамбудда, то есть «Единственный совершенно пробужденный», Бхагаван (санскр. «победоносный»), Татхагата (санскр. «так ушедший»), Сугата (санскр. «просветленно ушедший») и Шакьямуни (санскр «мудрец Шакья»). Фиговое дерево (Ficus religiosa), под которым он сидел, стало называться Деревом Бодхи, а место, где он медитировал, -Бодхгая или Будда Гая.

Принято считать, что Будда оставался в Бодхгае на протяжении семи недель после Просветления. Причем каждую неделю Будда проводил в новом месте. Так, первая неделя была проведена под деревом Бодхи, вторую Будда провел стоя, пристально и непрерывно созерцая дерево. Ступа Анимешалоча-на (санскр. «немигающий и пристально созерцающий святыню») отмечает это место на северо-востоке от храма Махабодхи. Здесь же располагается статуя Будды, чей немигающий взор устремлен в сторону древа Бодхи. Третья неделя прошла в медитации и прогулках. В этом месте, впоследствии названном Чанкрамана чатья (санскр. «драгоценная прогулка»), выросли цветы лотоса. Здесь же была установлена каменная плита, украшенная восемнадцатью лепестками лотоса и отпечатками стоп Будды. Четвертую неделю Будда посвятил постижению высших методов медитации, называемых «Абхи дхамма ная» (то есть «глубокая медитация»). Место этой медитации Гаутамы называют «Ратанаграха чайтья». Пятая неделя после достижения Просветления прошла в медитации под деревом Аяпа Ниг-родха, где Суджата поднес ему рисовый «кхир». Шестая неделя связана с озером Мучалинда, расположенном к югу от главно-

го храма, где король нагов Мучалинда, живущий на дне озера, поднялся на поверхность, чтобы защитить Будду от сильного шторма, сотворенного Марой, являющегося олицетворением хаоса и препятствий. В центре озера Мучалинда сохранилось изображение Победоносного в натуральную величину, накрытого капюшоном наги. Недалеко от озера расположены руины столба Ашоки около шести метров в высоту. Дерево Раджаятана связывается с седьмой и последней неделей медитации, когда Просветленный решил проповедовать и таким образом спасти людей от дальнейших страданий. Именно здесь два торговца Тапассу и Блиаллика из Уткалы (совр. Орисса), случайно проходившие мимо, поднесли ему ячменный пирог и мед. От Раджаята-ны Будда снова возвратился к древу Бодхи, почтительно преклонив свою голову перед священным Бодхи [6, р. 79]. Спустя эти 49 дней, проведенных в медитации, Будда покидает Бодхгаю и встречает в Сарнатхе (Бенарес) пять отшельников, его прежних спутников. Здесь, согласно буддийским свидетельствам, совершается первый поворот колеса Дхармы.

История Будды Шакьямуни объясняет, почему мудреца из рода Шакьев стали называть Буддой, а дерево, под которым было достигнуто Просветление, - деревом Бодхи. Из текстов известно, что однажды, обращаясь к своему последователю Шавасти, мальчику-погонщику буйволов, Будда сказал: «Сострадание возможно только тогда, когда есть Постижение. Принятие возможно только там, где есть Сострадание. Практикуя Познание, вы углубите свое Постижение, постигнув не только свою собственную природу, но и природу других людей и явлений. Так обретете сострадательные сердца. Вот обнаруженный мною совершенный путь» (цит. по: [6, р. 80]). Шавасти вопрошал: «Почтенный Учитель, возможно ли назвать этот путь “Путем постижения”?». Сиддхартха улыбнулся: «О, да... <.. .> Путь постижения приводит к совершенному Пробуждению». Тогда Шавасти предложил называть Будду «Первым пробужденным» и продолжал далее: «В Магадхе слово “Пробужденный” произносится как “Будх”, а значит, и человека, достигшего Пробуждения, назвали бы “Буддой”. Таким образом, теперь

мы можем называть Вас Буддой». Четырнадцатилетний Налака, самый старший мальчик в группе, говорил: «Досточтимый Будда, мы счастливы получать Ваши наставления на Пути постижения. Суджата рассказал мне, как Вы медитировали под деревом Пипала (лат. Ficus Religiosa. - А. Б.) в течение прошлых шести месяцев, и как вчера вечером Вы достигли Великого пробуждения. Досточтимый Будда, это дерево Пипала - самое прекрасное и священное в лесу. Позвольте нам называть его “Древом Пробуждения” или “Древом Бодхи”. Слово “бодхи” имеет тот же корень, что и слово “будда” и означает “пробуждение”» [6, р. 81]. Эти новые имена, данные Шавасти и юным Налакой, закрепились за Победоносным и священным деревом и носят эти имена до сих пор.

Император Ашока (270-232 гг. до н. э.), именуемый королем-дхармараджей за свою преданную веру учению Будды, несколько раз посещал Самбодхи (старое название храма). Одно из таких посещений красочно описано в санскритском тексте периода Ашокавандана. Вдохновленный своим учителем Упагуптой, император принял обеты и исполнил специальные ритуалы. Тогда Упагупта изрек следующие слова: «Здесь, в месте Просветления, величайший из мудрецов растворился и быстро отразил силы Намучи [Мары]. Здесь несравненный человек достиг непреходящего, великого, высшего Просветления» (цит. по: [6, р. 81]). Услышав это, император сделал подношение ста тысяч золотых дереву Бодхи и начал здесь строительство чайтьи (то есть храма). Ашока построил первую чайтью в III веке до н. э. вблизи дерева Бодхи. Этот храм был перестроен во втором столетии уже нашей эры и позднее также подвергся ряду изменений.

Священное дерево Бодхи, под которым Будда достиг Просветления, располагается позади храма. Дерево словно излучает ауру покоя и умиротворения. Принадлежащее к семейству фикусовых, древо внешне напоминает баньян из-за извилистости своих ветвей и корней. Листья дерева имеют ярко-зеленый изумрудный оттенок и гладкие на ощупь, кора светло-коричневая, гладкая и слегка шершавая. Ветви священного дерева причудливо извиваются, перебрасывая новые побеги за

пределы роскошной золотой ограды, окружающей храм. Считается, что первоначальное дерево Бодхи выросло в день рождения Сид-дхартхи. Легенда гласит, что император Ашо-ка, первоначально противившийся буддизму, приказал срубить и сжечь дерево. Однако когда дерево снова выросло из огня, его отношение к нему кардинально изменилось. Ашока вернул дерево к жизни и восстановил защитную стену, построенную при короле Кошалы Прашенаджите еще при жизни Будды. Легенда гласит, что после этой истории Ашока стал настолько преданным дереву, что его супруга королева Тишьяракшита, воспылав ревностью, загубила древо, после чего оно снова чудесным образом выросло. Дочь Ашоки Сангха-митра подарила росток дерева Бодхи Шри-Ланке. Дерево, выросшее от этого ростка, растет в древней шри-ланкийской столице Анурадхапуре и по сей день является самым старым официально зарегистрированным деревом в мире. Позднее, когда древо Бодхи в Бодхгае погибло от старости, ростки этого дерева были возвращены обратно в Бодхгаю. История также упоминает о короле Сашанке, уничтожившем древо Бодхи и преследовавшем буддистов в начале VII века н. э.

Пилигрим Сюань Цзан (639 г. н. э.) писал, что каждое полнолуние месяца Вайшакхи (апрель - май) тысячи людей со всей Индии собирались в Бодхгае и омывали корни древа ароматной водой и молоком, играли на музыкальных инструментах и разбрасывали цветы. Дхар-масвамин (середина XIII века н. э.) отмечал следующее: «Дерево растет внутри псевдокрепости, окруженной на юге, западе и севере кирпичной стеной, и имеет листья яркого зеленого цвета. Открыв дверь, каждый видит большой ров в форме бассейна... Приверженцы подносят [древу] простоквашу, молоко и благовония, такие как сандаловые палочки, камфору и пр. Подношения привозятся издалека, а древо постоянно увлажняется» (цит. по: [6, р. 87]).

Изначально древо Бодхи росло восточнее его нынешнего положения, но было перемещено после постройки храма Махабодхи. Согласно текстам, Нагарджуна построил ограду, чтобы защитить древо от слонов, когда же со временем она стала менее эффективной, он поместил статую буддийского защитника Дхармы Махакалы на каждый ее столб. Третье поку-

шение на дерево, как сообщает Сюань Цзан, имело место в VI веке, когда король Бенгалии Шайвите, прозванный Шасанком, уничтожил дерево. Однако, несмотря на то, что он выкорчевал его корни, он был не в состоянии выкопать его полностью. Впоследствии древо снова было спасено Пурвавармой Магадхой, полившим его молоком тысячи коров, после чего в течение одной ночи древо снова выросло и поднялось в высоту на целых три метра.

Многочисленные короли и королевы, паломники и чиновники по-своему восстанавливали и достраивали комплекс, созданный вокруг чудесного древа. Так продолжалось до XII века, когда наводнение затопило храм, сокрыв его от людских взглядов вплоть до 1811 года. Дальнейшую историю храма хроники умалчивают. Известно лишь, что начиная с XIII века Бодхгая постепенно угасала. После гонений индийского буддизма Бодхгая как философский и религиозный центр прекратила свое существование. В XIII веке святыня была осквернена мусульманами и их сторонниками индусами. Впоследствии храм Ма-хабодхи был оккупирован индусом Шайвите Махантом, который случайно его обнаружил во время своего путешествия около 1590 года. Махантов удалось изгнать только в 1953 году. Согласно свидетельствам Бучанана-Гамиль-тона, посетившего Бодхгаю в 1811 году, храм находился в полуразрушенном состоянии, чему немало способствовали местные жители, растаскивающие стены храма на кирпичи и квадры. Начиная с XIX века паломники из Бирмы нередко посещали Бодхгаю, совершая подношения. В 1877 году было принято решение восстановить полуразрушенный комплекс. Внимание индийской и английской аристократии к раскопкам и реставрационным работам в Бодхгае на протяжении XIX века не только не ослабевало, но и активно подогревалось в поэтических кругах. Так, в 1879 году сэром Эдвином Арнольдом была выпущена в свет поэма о Будде Шакьямуни под названием «Свет Азии», благодаря которой слава Бодх-гаи разнеслась по всему миру. Вдохновителем поэмы стал Анагарика Дхармапала, уроженец Шри-Ланки, посвятивший свою жизнь борьбе за буддийскую Бодхгаю, и в особенности за храм Махабодхи, который перешел под покровительство буддийской общины.

В 1953 году управление храмом было поручено Комитету управления Бодхгаи, собранному в соответствии с законом правительства Бихара от 1949 года. С этого времени Бодхгая начинает бурно развиваться и стремительно расти. В 2005 году под эгидой ЮНЕСКО был разработан специальный проект глобального восстановления не только самого храма, но и прилежащих монастырских территорий со всеми сопутствующими постройками и памятниками. План включает также создание научного и информационного центра, в котором будут продолжены исследования истории буддийского комплекса Махабодхи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жизнь Будды. - Новосибирск : Наука, 1994. - 356 с.

2. Улиг Гельмут. Будда. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 320 с.

3. Das Balindralal. The Maha-Bodhi temple and the monastery of Bodh-gaya. - 1980.

4. Hiuen Tsang. SI-YU-KI. Buddhist Records of the Western World (AD 637) / trans. by Samuel Beal from the Chinese ofHiuen Tsiang. - L., 1884.

5. Madhukar, K. H. Bodh Gaya: The holy pilgimage of Buddhists / K. H. Madhukar. - 1998.

6. Rana, P. B. Singh. Where The Buddha Walked. A Companion to the Buddhist Places of India / P. B. Rana. - New Delhi : Indica Books, 2009. - 330 p.

HISTORIC BACKGROUND OF THE MAHABODHI COMPLEX IN THE CONTEXT OF BUDDHISTS VIEWS

A.A. Barakhoyeva

The article analyzes the background and historical context of the Mahabodhi architectural complex, which was built on the site of Buddha Shakyamuni enlightenment. The Mahabpdhi temple is considered to be not only an architecture masterpiece but also as a palace-mandala projection, representing Buddhas deepest realization

Key words: Buddhist philosophy, cognitive process, historical context, meditation, architecture, art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.