Научная статья на тему 'Исторические предпосылки возникновения и сохранения традиций воспитания в частных школах Великобритании'

Исторические предпосылки возникновения и сохранения традиций воспитания в частных школах Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЧАСТНАЯ ШКОЛА / TRADITION / UPBRINGING / EDUCATION / PUBLIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Антонина Сергеевна

Исторические предпосылки возникновения и сохранения традиций воспитания в частных школах Великобритании. Уникальный исторический опыт государства по созданию и поддержке системы воспитания в частном образовании. Основные традиции воспитания, сохранившиеся на современном этапе развития частных школ Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Background Of The Emergence And Preservation Of Educational Traditions Of The UK Public Schools

The article discusses the historical background of the emergence and preservation of the traditions of education of students in private schools of the UK. Summarizing the unique historical experience of the state in creating and maintaining a system of upbringing in public education, the author of the article substantiates the main educational traditions that have survived at the present stage of development of public schools in Great Britain.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки возникновения и сохранения традиций воспитания в частных школах Великобритании»

ис

УДК 37.018.3

ТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ возникновения и сохранения традиций воспитания в частных школах Великобритании

Антонина Сергеевна Данилова,

доцент кафедры прикладной лингвистики Ульяновского государственного технического университета, кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected]

Частная школа в Великобритании исторически сформировала элитарность, чему в значительной степени способствовали установившиеся традиции воспитания. Основная цель британских частных школ — подготовка личности, способной служить обществу и государству, а также формирование культуры демократических отношений как черты этой личности.

• традиция • воспитание • образование • частная школа

Складывание традиций в воспитании учащихся частных школ Великобритании находится в неразрывной взаимосвязи с историческим развитием британского общества и обусловлено теми же факторами, что и общественно-политическое, экономическое и социокультурное развитие государства в целом. Становление системы частного воспитания определяется общим влиянием философских, социокультурных, политических и религиозных факторов.

Процесс развития воспитания в частных школах Великобритании происходил в соответствии с западноевропейским историческим генезисом, но обладал аутентичными, национально обусловленными характеристиками: ведущими социокультурными

и политическими факторами развития ча стного образования в Великобритании на различных исторических этапах выступали церковные конфессии, общество и государство.

Первый период развития частного школьного образования характеризуется доминирующим влиянием церкви (с V в. Великобритании) и связан с появлением церковных и монастырских школ1. Период детерминирован догматическими положениями церкви, а также особенностями государственного управления: элементы государственного управления проникали

1 Alice, S., Heath, A. State and Private Schools in

England and Wales [Text] / S. Alice, A. Heath. — London: 2002. — 158 p.

в частную школу при посредничестве религии, так как глава государства одновременно был главой англиканской церкви.

Социокультурное становление традиций воспитания первоначально связано с историческим развитием западного христианства и в большей степени определяется католической церковью. Английские теории воспитания того времени в значительной мере основаны на труде Исидора Севильского (Isidore of Seville) The Etymologies, полагавшего, что воспитание подрастающего поколения — задача не семьи, но специалистов (tutor у мальчиков, mistress у девочек). Зарождение первых педагогических традиций (авторитарность, усреднённость верующей личности, «изъятие» детей элиты из семьи с целью их воспитания, воспитание как формирование религиозного мировоззрения ребёнка) совпадает с появлением в британском обществе в эпоху Средневековья первых институтов образования и первичных педагогических представлений.

Так как направленность школьного образования, доступного преимущественно духовенству и дворянству, определяла церковь, в этот период закладывается одна из главных характеристик британской национальной педагогической традиции: религиозность.

С исторической точки зрения этот период характеризуется незначительным вниманием государства к вопросам образования и полным подчинением воспитания церкви. Так как центрами культуры были христианские монастыри, просвещение ограничивалось элементарными знаниями религиозного характера. Так, Дж. Лоусон (John Lawson) и Х. Силвер (Harold Silver) отмечают, что в 1179 г. Третий Латеранский Собор постановил, что в каждом соборе должен быть школьный учитель, который на безвозмездной основе проводил бы преподавание служителям этой церкви и бедным учёным2.

2 Lawson, J., Silver, H. A Social History of Education in England [Text] / John Lawson. — London: Methuen & Co Ltd, 1973. — 502 p.

Церемониальность, каноничность, главенство неличностных формул, образцов и стилей поведения в системе воспитания, широкое распространение «богоугодных» наказаний определили содержание и дальнейшее развитие ряда педагогических традиций Великобритании (школьная форма как технология эстетического воспитания, система наказаний и общий авторитаризм как технологии религиозного образования).

Этап становления феодальной системы Великобритании (начиная с XI в.) неразрывно связан с разделением британского общества на сословия. Дальнейшая дифференциация сословной структуры определяла социальный заказ на лучшие школы для воспитания и образования (с приоритетом первого) духовенства и дворянства.

Одной из главных традиций воспитания, сформировавшихся в период Средневековья, стало стремление сочетать греко-римскую образовательно-воспитательную традицию с традициями католической церкви. Так, античные воспитательные традиции были использованы религиозными и педагогическими деятелями V—VI вв. при обосновании системы воспитания, в частности Августином, предложившим модель обучения клириков, Боэцием (Anicius Manlius Torquatus Severinus Boethius) и Кассиодором (Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator), сформулировавшими основные положения обучения арифметике, логике, музыке, программы средневековых учебных дисциплин (семи свободных искусств)3. Тенденция выразилась во взаимоотношениях школы и церкви и определила специфику педагогических традиций, а также послужила благоприятной почвой для развития педагогического гуманизма эпохи Ренессанса.

Второй этап развития традиций частного образования Великобритании как переходного в отношении влияния церкви

3 Violante Branco M.J. The Visigoths: studies in culture and society [Text] / Ferreiro A. — Leiden: BRILL, 1999. — 332 p.

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

на жизнь общества связан с появлением нового типа государственного управления — британского парламента. Это обуславливает тесную взаимосвязь индивидуального и общественного в процессе обучения, традиционного и для современного этапа развития воспитания в частной школе.

Первые частные светские школы в Великобритании формируются с XIII—XIV вв. В этот же период создаются первые public schools, учредителями которых были городские объединения граждан. Документированные источники XIII в., на которые ссылается Н. Орм, перечисляют школы в Кингс Линн, Льюисе, Лад-лоу, Шрусбери, Гилдфорде, Ноттингеме

4

и других городах .

С конца XV в. (эпоха Ренессанса) определяется новое направление развития педагогической традиции Великобритании, противоречащее вековой традиции феодальной школы — гуманистическое («возрождение обучения на материале классических источников и более общая «гуманистическая» образовательная реформа, основанная на аргументации и эмпирических данных»5).

На XVI в. в истории Великобритании приходится общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Протестантское движение распространилось на многие европейские страны в течение следующих двух столетий, и «реорганизация школ стала ключевым вопросом, неотделимым от вопросов создания протестантского государства»6. Ключевым идейным положением движения было стремление сместить центр воспитания на личность человека, приобщить новое поколение к национальной, самобытной культуре путём поощрения светской образованности7.

4 Orme, N. Medieval Schools: From Roman Britain to Renaissance England [Text] / Nicholas Orme. — New Haven, Conn., and London: Yale University Press, 2006. — P. 430.

5 Gillard, D. Education in England: a brief history [Text] /

D. Gillard. — London: David Fulton Publishers, 2007. — 115 p.

6 Simon, J. Education and Society in Tudor England [Text] / Joan Simon. — Cambridge: Cambridge University Press, 1979. —

P. 126.

7 Leach, A.F. The Schools of Medieval England [Text] / Arthur

Francis Leach. — London: Methuen & Co., 1915. — PP. 331-332.

Период Реформации в истории Великобритании тесно связан со временем правления Генриха VIII. По подсчётам Артура Ф. Лича, в начале правления Генриха в Англии насчитывалось около 400 школ на 2,25 миллиона человек, или одна школа на каждые 5625 человек8. По словам Н. Орма, Генрих унаследовал королевство, в котором ни церковь, ни корона не уделяли формального внимания просвещению и воспитанию будущих граждан государства. Открытие и содержание школ было вопросом благотворителей и самих учителей9.

Укрепление позиций государства в образовательной политике страны и активизация общественной деятельности, направленной на развитие национальных педагогических традиций (конец XVII в.) — важный этап развития системы частного образования на возмездной основе и, соответственно, складывания традиции платного образования. Историк Д. Митч (David Mitch) называет частную филантропию основным источником финансирования образования середины XVII в., и в этом отношении

Великобритания выделялась на фоне 10

других государств .

Развитие британской педагогической традиции XVIII в. связано с промышленной революцией и подчинено социально-педагогическим условиям эпохи экономического прогресса и индустриализации государства. Это период переоценки ценностей, противостояния укоренившейся традиции схоластического

8 Leach, A.F. The Schools of Medieval England [Text] / Arthur Francis Leach. — London: Methuen & Co., 1915. — P. 331.

9 Orme, N. Medieval Schools: From Roman Britain to Renaissance England [Text] / Nicholas Orme. — New Haven, Conn., and London: Yale University Press, 2006. — P. 288.

10 Mitch, D. «Schooling for all via financing by some: perspectives from early modern and Victorian England» [Text] / David Mitch. — Paedagogica Historica, 2016. — 52.4. — P. 325.

воспитания и необходимости создания новой школы, в которой учебный процесс строится исходя из интересов, потребностей и желаний личности ребёнка.

XVIII век — век интереса в Европе (Г. Гегель, Р. Декарт) в общем и в Великобритании (Дж. Локк) в частности к вопросам привилегированного, элитного образования, получившим философское обоснование. Выпускник частной школы Westminster School, основоположник либерализма и демократической традиции Джон Локк оказал огромное влияние на педагогическую идеологию частной школы государства. Его теория джентльменства, а также идеи физического и нравственного воспитания получили развитие в трудах идеологов public schools и сформировали традиционную для частного образования Великобритании концепцию воспитания

11

джентльмена-христианина .

Третий период развития частного образования в Великобритании приходится на

XIX — начало XX вв. и связан с формированием современного образа британской частной школы. Комиссия Кларендона (1861 — 1864) провела детальный анализ девяти из наиболее авторитетных школ, в том числе семи частных школ-пансионов Великобритании (Charterhouse, Eton, Harrow, Rugby, Shrewsbury, Westminster

и Winchester) и двух «дневных» школ (St Paul's и the Merchant Taylors')12. Последовавший вслед за публикацией выводов Комиссии Закон о частных школах 1868 года (The Public Schools Act, 1868) регулировал и реформировал эти частные школы, которые впервые в истории Великобритании получили юридическое определе-

11 Sharma, U., Sharma, S.K. Western Political Thought [Text] / Urmila Sharma, S.K. Sharma. — Washington: AtlanticPublishers & Dist, 2006. — P. 422.

12 Shrosbree, C. Public Schools and Private Education: The Clarendon Commission, 1861—1864, and the Public Schools Acts [Text] / Colin Shrosbree. — Manchester: Manchester University Press, distributed by St. Martin's Press, 1988. —

P. 12.

ние и понимались теперь как школы, поступление в которые определяется лишь платёжеспособностью соискателей, в независимости от их места жительства (на территории государства)13.

После Комиссии Кларендона созвана Комиссия Тонтона, главной целью которой стало изучение 782 оставшихся грамматических школ. Комиссия подготовила рекомендации по реструктуризации их финансирования, включённые в доработанном виде в Закон о финансовом обеспечении школ 1869 года (the Endowed Schools Act, 1869). В том же году директор школы Аппингама (Uppingham School) обратился к 37 директорам частных школ для мальчиков, по разным причинам не подпадавших под юрисдикцию Закона о частных школах, с предложением организовывать ежегодные встречи для попытки предотвратить угрозу кризиса, создаваемого Закона о финансовом обеспечении школ. Ассоциация директоров (HMC, позднее — Headmasters' and Headmistresses' Conference) с тех пор рас-

14

ширяет список участников .

К этому времени складываются основные традиции частных школ: система самоуправления как часть гражданского демократического воспитания; использование спортивных игр во внеурочное время как часть спортивного воспитания; неукоснительное соблюдение внутришкольных традиций как часть эстетического воспитания; строгая иерархия как часть авторитарной воспитательной традиции.

В первой четверти XIX в. в системе частного образования наметился кризис, связанный, с одной стороны, с классическим характером образования в public schools, с критикой этой системы выдающимися выпускниками Итона —

13 Gillard, D. Education in England: a brief history [Text] / D. Gillard. — London: David Fulton Publishers, 2007. — 115 p.

14 Walford, G. Life in Public Schools [Text] / Geoffrey

Walford. — London: Methuen, 1986. — PP. 7-8.

журналиста М.Дж. Хиггинса (M.J. Higgins) и судьи Верховного суда сэра Дж. Колерид-жа (Sir John Coleridge), и с другой — с появлением школ, способных составить конкуренцию «старым» (традиционным) учебным учреждениям15. С. Редди, Дж. Бэдли, супруги Элмхирст и другие подвижники развития образования открывали собственные частные школы, альтернативные государственным учебным заведениям.

у—1 ü «J

С этой же эпохой связана педагогическая деятельность Томаса Арнольда, возглавившего Rugby School (частную школу Рагби) в 1827 г. Воспитательные цели publicschool были сформированы Т. Арнольдом в следующей последовательности: моральные принципы; джентльменское поведение; умственные способности16. Благодаря работе Т. Арнольда педагогическая традиция частного воспитания приобретает такие уникальные черты, как использование системы тьюторства, системы фагов (старшинства), командных спортивных игр, и главной целью воспитания в частных школах государства становится воспитание твёрдости характера и привычки владеть собой в любой ситуации (stiff upper lip).

Формированию традиций частных школ Великобритании способствовала педагогическая деятельность директоров старейших и известнейших частных школ, заслуживших известность и общественное признание (Б.Х. Кеннеди, др. С. Батлер, Э.Тринг, Ф. Сандерсон и др.).

К началу XX в. в Великобритании сложилась общественно признанная система частного школьного образования, которая не входила в противоречие с системой государственного образования, но способствовала решению проблем расширения и углубления образовательных ресурсов общества, динамичного реагирования на его образовательные запросы и их

15 Roach, J. A History of Secondary Education in England, 1800-1870 [Text] / John Roach. — London: Addison-Wesley Longman Limited, 1986. — 342 p.

16 Stanley, A.P. The life and correspondence of Thomas Arnold, D.D.: late Head-master of Rugby school, and regius professor of modern history in the University of Oxford: 2 volumes complete in

1 [Text] / Arthur Penrhyn Stanley. — American edition reprinted entire from the last London edition. — D. Appleton & Company: Geo. S. Appleton, 1846. — 490 p.

\AETOÂOËOrKfl И nPAKTOKA BOCn^AHM

удовлетворение. В системе частного образования по-прежнему сохранялись два типа школ: школы с «прямым финансированием» (direct grant, к числу которых относились многие из старейших и материально благополучных грамматических школ) и «публичные» школы (public, частные школы)17.

Четвёртый период в развитии частного школьного образования связан с кризисом системы частного образования 1960—1970-х годов (вызванного политикой лейбористов, выступавших за упразднение системы частного образования), активного реформирования, длившегося до 1990-х годов (связано с деятельностью HMC и процессом реформирования государственных школ М. Тэтчер), а также периодом современного укрепления позиций частной британской школы.

В 1970-х и 1980-х годах в Англии была упразднена система старшинства (fagging), согласно которой младшие ученики должны были выступать в качестве личных слуг для старших мальчиков18. Телесные наказания, которые были запрещены в государственных школах в 1986 г., были также отменены в большинстве частных школ. Частные школы подверглись значительным изменениям, которые коснулись прежде всего целевых и ценностных установок (тенденция к демократизации и общей доступности элитного образования)19. Директора частных школ — члены HMC — для преодоления кризиса стремились к стимулированию конкуренции в образовании.

17 Simon, B. Education and the Social Order 19401990 [Text] / Brian Simon. — London: Lawrence & Wishart, 1999. — P. 26.

18 Walford, G. Private education: tradition and diversity [Text] / Geoffrey Waldorf. — S. l.: Countinuum Intern. Publ. Group, 2006. — PP. 82-83.

19 Jones, K. Education in Britain: 1944 to the present [Text] / Ken Jones. — Cambridge: Polity, 2003. — 202 p.

Последняя треть XX в. — время продолжения реформирования системы образования Великобритании. С 80-х годов ХХ в. начинается новый период в развитии педагогической традиции государства, отражающий современное состояние системы школьного образования Великобритании, воплощающего заложенные предшествующими эпохами черты национальной педагогической традиции.

Реформы правительства лейбористов в сфере образования в первые десятилетия XXI в. (с 1997 г.)20, а также реформы правительства консерваторов (с 2010 г.) определяют современный этап развития педагогических традиций, который является отражением ценностной ориентации британского общества на сословность в сфере образования, приобретающего под влиянием идей демократизации общества и социального равенства дискретный характер.

Внутренняя динамика развития педагогических традиций, а также устойчивость деятельности сектора частного образования в начале XXI в. характеризуется взаимодействием традиций и новаций.

Положительными результатами этого взаимодействия возможно считать централизацию школьного образования, демократизацию системы управления школой. Отрицательными — усиливающуюся дифференциацию по образовательному признаку, а также дефицит квалифицированных педагогических кадров21.

Таким образом, возможно сделать следующие выводы.

1. Британская модель среднего школьного образования исторически сложилась как децентрализованная, её либерализм распростра-

20 Chitty, C. Education Policy in Britain [Text] / Clyde Chitty. — Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2009. — 288 p.

21 Chitty, C. Towards a New Education System: The Victory of the New Right? [Text] / Clyde Chitty. — London: Psychology Press, 1989. — 249 p.

няется и на взаимоотношения частной школы с государством, правительство которого имеет малое влияние на воспитательную деятельность.

2. Наличие различных типов частных школ позволяет проследить исторически обусловленный процесс построения многоуровневой национальной образовательной системы, учитывающей разнообразные запросы социальных групп.

3. Историческое, социокультурное развитие Великобритании стимулировало смену преобладающих традиционных ценностей в системе частного школьного образования. Господствующая в тот или иной период идеология создавала образ частной школы и модель личности, необходимую в общественно-политической ситуации.

4. Направленный на коллективное объединение образовательный процесс британской частной школы связан с прагматичной целью формирования закрытого сообщества «избранных», сохраняющего социальную полезность для индивида после завершения обучения в частной школе.

5. Цели образования определялись с учётом цели государства и менялись в ходе исторического развития, в результате чего корректировались имеющиеся ценности

и возникали новые. К традиционным возможно отнести передающиеся из поколения в поколение и определяющие своеобразие национального британского частного воспитания религиозность, гуманистическую направленность и демократичность, дифференциацию по образовательному признаку.

6. Британские частные школы придерживаются веками сложившейся традиции образования, которая, во-первых, основана на религии; во-вторых, в ней уживаются идеалы служения обществу. Традиция придаёт большое значение физическому развитию и рассчитана на корпоративное действие.

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

7. Воспитание основано на традиционном индивидуализме: в результате воспитания появляются индивидуалисты, которые, в свою очередь, тоже растят индивидуалистов. Дистанция сохраняется как при общении взрослых, так

и между детьми и взрослыми.

8. Главная традиционная черта частного воспитания государства — формирование характера, не интеллекта, сосредоточенность

на нормах поведения, не на духовности, нацеленность на среду, не на семью. Традиционная цель воспитания — личная независимость и социальная самостоятельность. Средства достижения цели — культ здоровья, выносливость, сдержанность, умение подчиняться и управлять. Результат — приверженность порядку.

9. К традиционным задачам образования в частных школах Великобритании относятся практические задачи, обуславливающие глубокое знание узкой специальности при отсутствии внимания к общей эрудиции. Традиционным в системе воспитания учащихся частной школы Великобритании считается религиозно -нравственное, физическое, эстетическое, гражданское воспитание.

10. Несмотря на изменения, произошедшие в системе образования Великобритании за всю историю существования частного сектора, частные школы сохранили высокий социальный статус и остаются наиболее престижными учебными заведениями. НО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Historical Background Of The Emergence And Preservation Of Educational Traditions Of The UK Public Schools

Antonina S. Danilova, associate Professor of Applied linguistics Department of Ulyanovsk state technical University, candidate of pedagogical Sciences, e-mail: [email protected]

Abstract. The article discusses the historical background of the emergence and preservation of the traditions of education of students in private schools of the UK. Summarizing the unique historical experience of the state in creating and maintaining a system of upbringing in public education, the author of the article substantiates the main educational traditions that have survived at the present stage of development of public schools in Great Britain.

Keywords: tradition, upbringing, education, public school. Ispol'zovannye istochniki:

1. Alice, S., Heath, A. State and Private Schools in England and Wales [Text] / S.Alice, A. Heath. — London: 2002. — 158 p.

2. Chitty, C. Education Policy in Britain [Text] / Clyde Chitty. — Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2009. — 288 p.

3. Chitty, C. Towards a New Education System: The Victory of the New Right? [Text] / Clyde Chitty. — London: Psychology Press, 1989. — 249 p.

4. Gillard, D. Education in England: a brief history [Text] / D. Gillard. — London: David Fulton Publishers, 2007. — 115 p.

5. Jones, K. Education in Britain: 1944 to the present [Text] / Ken Jones. — Cambridge: Polity, 2003. — 202 p.

6. Lawson, J., Silver, H. A Social History of Education in England [Text] / John Lawson. — London: Methuen & Co Ltd, 1973. — 502 p.

7. Leach, A.F. The Schools of Medieval England [Text] / Arthur Francis Leach. — London: Methuen & Co., 1915. — 349 p.

8. Mitch, D. «Schooling for all via financing by some: perspectives from early modern and Victorian England» [Text] / David Mitch. — Paedagogica Historica, 2016. — 52.4. — pp. 325—348.

9. Orme, N. Medieval Schools: From Roman Britain to Renaissance England [Text] / Nicholas Orme. — New Haven, Conn., and London: Yale University Press, 2006. — 430 p.

10. Roach, J. A History of Secondary Education in England, 1800-1870 [Text] / John Roach. — London: Addison-Wesley Longman Limited, 1986. — 342 p.

11. Sharma, U., Sharma, S.K. Western Political Thought [Text] / Urmila Sharma, S.K. Sharma. — Washington: Atlantic Publishers & Dist, 2006. — 528 p.

12. Shrosbree, C. Public Schools and Private Education: The Clarendon Commission, 1861-1864, and the Public Schools Acts [Text] / Colin Shrosbree. — Manchester: Manchester University Press, distributed by St. Martin's Press, 1988. — 246 p.

13. Simon, J. Education and Society in Tudor England [Text] / Joan Simon. — Cambridge: Cambridge University Press, 1979. — 387 p.

14. Stanley, A.P. The life and correspondence of Thomas Arnold, D.D.: late Head-master of Rugby school, and regius professor of modern history in the University of Oxford: 2 volumes complete in 1 [Text] / Arthur Penrhyn Stanley. — American edition reprinted entire from the last London edition. — D. Appleton & Company: Geo. S. Appleton, 1846. — 490 p.

15. Violante Branco M.J. The Visigoths: studies in culture and society [Text] / Ferreiro A. — Leiden: BRILL, 1999. — 332 p.

16. Walford, G. Life in PublicSchools [Text] / Geoffrey Walford. — London: Methuen, 1986. — 268 p.

17. Walford, G. Private education: tradition and diversity [Text] / Geoffrey Waldorf. — S.l.: Countinuum Intern. Publ. Group, 2006. — 258 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.