Научная статья на тему 'Исторические предпосылки становления и развития профессионального образования работников учреждений социального призрения в России во второй половине XIX начале XX в'

Исторические предпосылки становления и развития профессионального образования работников учреждений социального призрения в России во второй половине XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
617
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА / РЕФОРМЫ / ЧАСТНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / ПОЯВЛЕНИЕ ЧАСТНЫХ ВУЗОВ / THE ABOLITION OF SERFDOM / REFORMS / PRIVATE CHARITY / SPECIALTY LITERATURE / ORTHODOX CHURCH / MILITARY CONFLICT / APPEARANCE OF PRIVATE HIGHER SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Резанов Сергей Фёдорович

Исследуется период развития профессиональной подготовки кадров для сферы общественного призрения. Даны основные исторические предпосылки их появления и становления (политические, религиозные, социальные и т.д.). Перечисленные положения подтверждаются ссылками на исторические исследования (О.К. Адеркас, С.К. Гогель, В.В. Тевлина и т.д.), в которых освещается тема возникновения профессиональной подготовки кадров для сферы социального призрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки становления и развития профессионального образования работников учреждений социального призрения в России во второй половине XIX начале XX в»

историко-педагогические и сравнительнопедагогические исследования проблем образования

С.ф. РЕЗАНОВ (Курск)

исторические предпосылки становления и развития профессионального образования работников учреждений социального призрения в России во второй половине

XIX - начале XX в.

Исследуется период развития профессиональной подготовки кадров для сферы общественного призрения. Даны основные исторические предпосылки их появления и становления (политические, религиозные, социальные и т.д.). Перечисленные положения подтверждаются ссылками на исторические исследования (О.К. Адеркас, С.К. Гогель, В.В. Тевлина и т.д.), в которых освещается тема возникновения профессиональной подготовки кадров для сферы социального призрения.

Ключевые слова: отмена крепостного права, реформы, частная благотворительность, специализированная литература, православная церковь, военные конфликты, появление частных вузов.

Профессиональное общественное призрение в России имеет глубокие исторические корни, основано на традициях милосердия и добровольной благотворительности , социально -педагогических идеях и практико-ориентированных разработках, этнокультурных традициях и принципах православия, что находило отражение в многообразии социальных движений, программ, через которые государственные структуры и общественные объединения, а также частные лица реализовывали систему социальных мер поддержки и помощи призреваемому населению.

При анализе особенностей движения России к системе профессионального социального призрения в исследуемый период важно отметить, что профессиональная подготовка деятелей благотворения всег-

да находила в стране благоприятную почву. одна из причин коренится в менталитете русского человека, воспитанного на канонах православного милосердия и высокой нравственности. Помощь ближнему на Руси всегда считалась богоугодным делом. В ее основе лежат любовь и сострадание, а также общественный и человеческий долг, который нельзя оценить материально. Наверное, поэтому с идеей необходимости профессионального призрения соглашались видные исследователи того времени, такие как А. Торовцев, считавшие, что «первое место все же принадлежит по праву внутреннему призванию к делу и любви к нему» [2, с. 14 - 15].

Исторические предпосылки зарождения системы подготовки кадров для оказания социальной помощи нуждающемуся населению формировались в определенных экономических, политических и социальных условиях развития страны.

Важной отправной точкой в пересмотре системы социальных ценностей и изменении целей социального воспитания в стране стала отмена крепостного права. «Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», подписанный императором Александром II 19 февраля 1861 г., освободил от крепостной зависимости почти треть населения России - 23 млн бывших крепостных. В данных условиях огромная масса людей вовлекалась в сферу новых для себя капиталистических социально-экономических отношений. Народное хозяйство требовало грамотного, образованного человека, умеющего адаптироваться в складывающейся в стране ситуации. Но правительство не смогло изменить характер образования для бывших крепостных, в результате чего появилась тенденция к увеличению числа людей, нуждавшихся в призрении, не сумевших приспособиться к данным экономическим и социальным условиям в стране в силу своей безграмотности.

© Резанов С.Ф., 2010

В связи с необходимостью их оптимальной адаптации в системе новых социальноэкономических отношений и улучшения качества жизни возникла необходимость проведения реформ 1860 - 1870-х гг. в России в сельском хозяйстве, промышленности, финансовой системе, юриспруденции, административном управлении, образовании.

Так, 19 июля 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий в распространении первоначально полезных знаний для призреваемых людей, в том числе и для бывших крепостных, которые в дальнейшем помогли бы им социализироваться в обществе.

особую роль в становлении системы подготовки профессиональных кадров для сферы общественного призрения играла деятельность частной благотворительно -сти и предпринимательства. Только на базе пяти крупных благотворительных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии и ряда их региональных отделений, открывших курсы или школы по обучению социальной помощи, в течение 1860 - 1917 гг., по приблизительным подсчетам, было подготовлено 3435 - 3500 специалистов [10, с. 99], владеющих основами знаний и умений в области общественного призрения.

Важной предпосылкой, способствующей росту благотворительного движения в стране и увеличению числа профессиональных кадров, подготовленных на базе благотворительных заведений, осуществляющих общественное призрение, стали законы, направленные на благотворительную деятельность обществ, компаний и частных лиц, деятельность которых направлена на повышение социального статуса призреваемых людей. С 1862 г. процедура открытия благотворительных обществ и учреждений упрощается, устанавливаются налоговые льготы для предпринимателей-благотворителей (12 - 15% вместо прежних 18 - 25%) [10, с. 82].

Развитие образования в сфере общественного призрения невозможно было бы без специализированных книг, журналов, газет. Благодаря специальной литературе накапливалось, обобщалось эмпирическое знание благотворения в России,

формировались основы теоретических знаний. Из специализированных методических пособий, в которых были расписаны системы обучения общественному призрению, можно выделить специальные руководства по обучению глухонемых: «листок по обучению звуковому способу глухонемых, воспитанию и призрению их», «Вестник попечительства о глухонемых», журнал «Русский слепец», «Руководство для начального преподавания наук» В.Ф. одоевского и т.д.

к рубежу XIX - XX в. известен уже целый ряд исследователей, избравших историю становления и развития благотворения в России как в общем, так и по отдельным направлениям специальным предметом для своих исследований (В.В. бензин, А. Папков, С.Г. Рункевич, С.В. Юшков, Е.д. Максимов). Например, от исследования отдельных типов, форм и проблем российской благотворительности Е.д. Максимов обратился к созданию работ обобщающего характера, к которым в первую очередь можно отнести его книгу «общественная помощь нуждающимся в историческом развитии ее в России».

Важное влияние на формирование духовных, этических и нравственных основ специалиста общественного призрения оказывала Православная церковь. Император Александр III был убежден в необходимости церковного образования, имеющего целью «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской» [6, с. 334], что было важной составляющей профессионала общественного призрения.

Участие духовенства в сфере обучения и воспитания было одной из неотъемлемых традиций Российского государства. Православие становится базой развития культуры и просвещения. Знания, распространяемые церковью, были преимущественно религиозного характера, а примерами для воспитания служили образы различных святых. Практическая работа по организации призрения нуждающихся в православной церкви велась через монастыри, церковно-приходские общины, братства и др.

Необходимость совершенствования сферы общественного призрения и подготовки профессиональных кадров, совершающих его, диктовалась войнами, в которых участвовала страна во второй поло-

вине XIX - начале XX в. В результате военных конфликтов (кавказская, крымская, Русско-турецкая, а позднее Русско-японская и Первая мировая войны) увеличилось число безработных и нищих людей, а также инвалидов войны, детей-сирот, семей, оставшихся без средств существования, что принуждало увеличивать количество учреждений общественного призрения и число профессионалов, работающих в данных заведениях. Только в Томской губернии на рубеже 1907 - 1908 гг. получали пособие 2458 детей-сирот, отцы которых погибли в Маньчжурии [4, с. 71], подавляющая часть (99%) - сельские жители. Важно сказать, что 75% из выделяемых государством средств шло на поддержку детей военнослужащих, 17% распределялось между ранеными и вдовами и 8% предназначалось для сирот [4, с. 71 - 72].

демократическая атмосфера, возникшая в стране на волне революции 1905 -1907 гг., в которой стали заметны элементы парламентаризма, многопартийности, относительной свободы печати и слова, подтолкнула общественных деятелей к созданию более мобильного и демократичного неправительственного (частного) высшего образования социально-педагогической направленности (Московский городской народный университет им. А.л. шаняв-ского (1908), Педагогический институт имени П.Г. шелапутина (1911), Психоневрологический институт (1907)) [7, с. 36; 8, с. 177 - 178]. В данных условиях центр тяжести высшего образования постепенно смещался от государственных университетов к так называемым народным университетам. данная система неправительственного высшего образования оказалась более мобильной и демократичной по сравнению с консервативной государственной системой.

Накануне 1905 г. в стране было 14 негосударственных высших учебных заведений, в 1907-м их число возросло до 36, а к 1913-му увеличилось еще на 26. По подсчетам А.Е. Иванова, к 1917 г. в России насчитывалось более 80 общественных и частных учебных заведений [5, с. 100].

кроме того, появление первого в России законодательного акта об общественных организациях «Временные правила об обществах» от 4 марта 1906 г. значительно упрощало многоступенчатую процедуру от-

крытия новых благотворительных обществ и способствовало росту их числа [7, с. 77]. одним из них стало Университетское общество, ставившее своей целью теоретическую и практическую разработку вопросов высшего образования, а также открытие частных вольных высших школ и университетов [9].

к началу XX в. были выявлены проблемные точки развития системы общественного призрения в стране: низкий уровень медицинского обслуживания (на 1906 г. в стране числилось 652 фельдшера) [1, с. 21] и, несмотря на все старания государства, безграмотность населения (по результатам переписи 1897 г., удельный вес знавших грамоту сельских жителей составлял 17,4%) [6, с. 351 - 364], а также неразвитость санитарных служб и нехватка социальных учреждений широкого профиля. данные факты вызывали необходимость увеличения количества профессионально подготовленных кадров сферы общественного призрения.

Проследив генезис и основные направления эволюции сферы общественного призрения, мы выделили следующие основные исторические предпосылки, повлиявшие на становление и развитие профессиональной подготовки кадров для сферы общественного призрения во второй половине XIX - начале XX в.:

1) отмена крепостного права 19 февраля 1861 г.;

2) реформы 1860 - 1870-х гг. в России;

3) локальные конфликты в исследуемый период, в которых участвовала страна (кавказская, крымская, Русско-турецкая, Русско-японская, Первая мировая войны), эпидемии, голод, стихийные бедствия;

4) специализированная литература, направленная на обобщение эмпирического и теоретического знания в системе профессионального общественного призрения;

5) деятельность частной благотворительности и предпринимательства, направленная на профессиональную подготовку кадров для сферы общественного призрения;

6) совершенствующаяся законодательная база, стимулирующая филантропическую благотворительную деятельность;

7) деятельность церкви, направленная на формирование этических и духовных цен-

л.в. хлямин

ностей в системе профессионального общественного призрения;

8) демократическая атмосфера в начале XX в. в стране с элементами парламентаризма, многопартийности, относительной свободы печати и слова, способствующая возникновению новых вузов социальнопедагогической направленности.

Литература

1. Адеркас O.K. Международные конгрессы по общественному и частному призрению в Копенгагене и по семейному воспитанию в Брюсселе. Спб. : Тип. В.Ф. Киршбаума, 1911.

2. Винокуров А. Социальное обеспечение трудящихся: Исторический очерк. М., 1919.

3. Гогель С.К. Современное положение общественного призрения в России // Труды съезда по общественному призрению МВД. 11 - 16 мая 1914 г. СПб., 1914. Т.1.

4. Горелов Ю.П. Сибирские дети-сироты (любое изд.).

5. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX веков. М., 1991.

6. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры : в 3 т. М., 1994. Т.2.

7. Михайлова М.В. Общественные, педагогические и просветительские организации дореволюционной России (сер. XIX - нач. XX в.) / РАО. М., 1993.

8. Никифоров А.С. Бехтерев. М., 1986.

9. Отчет о деятельности Лиги образования за 1907 - 1908 гг. Спб., 1908.

10. Тевлина В.В. Исторический опыт подготовки специалистов в области социальной работы в России. Вторая половина XIX - XX вв. : дис. ... д-ра ист. наук. Архангельск, 2004.

Formation and development historical preconditions for professional education of social care educationalists in Russia second half XIX - beginning of XX centuries.

There is researched the period of development of social care educationalists training. There are given the main historical preconditions for their appearance and formation (political, religious, social etc). The given points are confirmed by historical research reference (O.K.Aderkas, S.K.Gogel, V.V.Tevlina etc) where there is regarded the subject of development of social care educationalists training.

Key words: the abolition of serfdom, reforms, private charity, specialty literature, Orthodox Church, military conflict, appearance of private higher schools.

(Волгоград)

идеологические основы воспитания молодежи в ссср и германии (1930-е - 1945 гг.)

Определены причины сравнения и отождествления идеологических основ воспитания и образования в СССР и Германии, дано определение идеологической подготовки молодежи, рассмотрены ее общие и различные черты у молодежи в СССР и Германии периода 1930-х- 1945 гг. В историко-педагогическом анализе автор опирается на труды идеологов СССР и Германии (Бубнов А.С., Калинин М.И., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сталин И.В, Боймлер А., Гитлер А., Лойтлофф Ф., Крик Э., Шемм Г.).

Ключевые слова: идеология, идеологическая подготовка молодежи, образование, воспитание, культурная революция.

В настоящее время в различных социальных сферах российского общества и за его пределами, в политике, истории, педагогике наблюдаются неправомерные попытки сравнения и отождествления идеологических основ воспитания и образования в СССР и Германии в 1930-х - 1945 гг. Это обусловлено, на наш взгляд, тремя факторами:

• переосмыслением мировой истории в контексте всей мировой цивилизации исторических процессов, повлекших за собой ломку культурно-исторической парадигмы;

• пропагандой так называемого «ревизионизма» - героизации коллаборационистов и оправдания тем самым режима, сложившегося в Германии в 1930-х - 1945 гг., и, как следствие этого, - искаженные трактовки исторических событий, «неудобных» для истории тех государств, которые испо-кон веков посягают на независимость и ресурсы России;

• попыткой осуществления полной глобализации всех сфер человеческой жизнедеятельности.

В этой связи чрезвычайно актуальным является определение сущностных характеристик тех идеологических основ, кото-

© Хлямин Л.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.