Научная статья на тему 'Исторические предпосылки развития принципа природосообразности воспитания в Беларуси эпохи Возрождения'

Исторические предпосылки развития принципа природосообразности воспитания в Беларуси эпохи Возрождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болбас Галина Владимировна

В статье раскрыты культурно-исторические и социально-экономические условияи факторы, определяющие специфику и направления развития принципа природосообразностивоспитания в педагогической мысли и просвещении Беларуси эпохи Возрождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals cultural-historical and social-economic conditions and factors which determine the peculiarity and directions of development of the principle of conforbable to nature education in pedagogical science and education in Renaissance Belarus.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки развития принципа природосообразности воспитания в Беларуси эпохи Возрождения»

66

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

П Е Д А Г А Г І Ч Н Ы Я Н А В У К І

УДК 37.013.2(476)«13/15»

Г. В. Болбас

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПА ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ В БЕЛАРУСИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В статье раскрыты культурно-исторические и социально-экономические условия и факторы, определяющие специфику и направления развития принципа природосообразности воспитания в педагогической мысли и просвещении Беларуси эпохи Возрождения.

Введение

Глубокому пониманию сущности любого педагогического явления в значительной степени способствует изучение совокупности источников, условий и факторов, детерминирующих динамику, особенности и основные тенденции его развития. По мнению современного российского историка педагогики Г. Б. Корнетова, «... чрезвычайно важно зафиксировать контекст того, как та или иная идея возникла, не просто в каком историческом периоде, а в рамках каких событий, в привязке к какому месту или людям, каков был путь ее оформления в ту или иную когнитивную целостность, как научные идеи следовали друг за другом во времени, как параллельно существовали в разных педагогических пространствах, как взаимодействовали с социальной средой» [1, 30]. Такие подходы определяют необходимость исследования формирования принципа природосообразности воспитания в тесной связи с социальноэкономическим и культурно-историческим генезисом общества, что позволит, прежде всего, поднять уровень системности и диалектичности представления данного педагогического принципа, раскрыть структурно-функциональные и причинно-следственные связи его проявления.

Результаты исследования и их обсуждение

Большинство исследователей эпоху Возрождения в Беларуси относят к периоду XVl-XVII вв. Вхождение в состав одного из крупнейших государств средневековой Европы -Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, а с 1569 г. объединение на федеративной основе с Польшей в Речь Посполитую - всё это защитило белорусские земли от внешнего вторжения. Используя открывшиеся возможности связей с Западной и Центральной Европой и опираясь на накопленный культурно-экономический потенциал периода Киевской Руси, Беларусь в это время достигает наивысшего подъема во всех сферах жизни.

Становление и развитие принципа природосообразности воспитания в данный исторический период во многом было обусловлено тенденцией индивидуализации социальных и экономических процессов. Динамизм этим процессам придавала урбанизация и, как следствие, появление новых городов. Это создавало благоприятные условия для активизации социальной и гражданской деятельности личности. Многие из городов получили магдебургское право (право самоуправления), согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена. Развитие в городах ремёсел и торговли, появление цеховой организации труда и, самое главное, - гарантированных государством профессиональных и имущественных прав увеличивало возможности человека для самореализации в земном мире сообразно его природным задаткам и интересам.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

67

Индивидуализации всех сфер жизнедеятельности личности способствовал переход от общинного землевладения к подворному в результате аграрной реформы 1557 г. («волочная помера»), когда феодальная зависимость сельской общины стала заменяться на индивидуальную зависимость крестьянских семей [2, 30-31]. Наряду с негативными последствиями усиления эксплуатации и ответным ростом недовольства среди крестьян такой переход предопределял формирование новой системы отношений человека с окружающим миром и с самим собой. Концентрация внимания со стороны властей к отдельной семье вынужденно повышала ее статус, укрепляла структуру, активизировала деятельность ее представителей в различных направлениях.

Открытые восстания крестьян против эксплуатации, приведшие к антифеодальной народно-освободительной войне 1648-1654 гг., неурожайные годы стали причинами затяжного экономического кризиса. Если вторую половину XVI в. называют «золотым веком» истории Беларуси, для которого характерны конституционные свободы, юридические права, конфессиональный плюрализм и интеллектуальная независимость, то их утрата во второй половине XVII в. повлекла обострение национальных и гражданских чувств белорусского народа. Такие социально-политические события во многом обусловили демократическую направленность идей природосообразности воспитания, которая выражалась в новых представлениях о человеческой природе, детерминирующей процесс формирования личности, то есть изначальной свойственности ей категорий равенства, нравственно-духовной и правовой свободы. Внутренняя природа индивида все активнее выступала в качестве главного регулятора общественных отношений и явлений.

Особенности содержательного наполнения рассматриваемого педагогического принципа в Беларуси эпохи Возрождения в немалой степени определились новыми тенденциями развития общественно-религиозной мысли вследствие попытки объединения православной и католической церквей в единую греко-католическую (униатскую) и расширения влияния католицизма в Восточной Европе после заключения Брестской унии (1596 г.). Униатство, на взгляд современных исследователей, «способствовало укоренению в белорусском самосознании (хоть на тот момент и в латентной форме) представления о возможности особого исторического и культурного пути, не являющегося ни однозначно “западным”, ни однозначно “восточным”, а сочетающего культурные характеристики Востока и Запада, и потенциально способного к посредничеству между цивилизациями» [3, 388].

Соприкосновение западной и восточной культур как в религиозной, так и в общественнополитической жизни Беларуси эпохи Возрождения нашло свое отражение и в представлениях об отношениях между человеком и природой. Как утверждает российский философ В. С. Стёпин, для западной культуры свойственно противостояние человека и природы, направленность индивида на преобразование мира, в то время как восточная традиционалистическая система ценностей предполагает его включённость в организм природы, ориентированность вовнутрь, на самовоспитание, самоограничение и включение в традицию [4]. Характерной особенностью исторического развития белорусского народа стало то, что он не присоединился ни к одному из этих полярных типов цивилизации, а, как справедливо отмечает В. О. Конон, «...стремился синтезировать позитивные достижения “восточной” и “западной” культур на основе собственной традиции» [5, 129]. Это обусловило специфику понимания природосообразности как принципа единства внешнего формирующего воздействия на человека и активизации его внутренней природы.

Развитие педагогических явлений в Беларуси эпохи Возрождения осуществлялось в рамках становления нового общественного сознания, определяющего отношение к природе и окружению. Ярким выразителем ренессансных идей стало активно формирующееся сословие мелкопоместного дворянства, которое выступало в роли молодой западноевропейской буржуазии. В отличие от других европейских государств, где дворянство составляло до 2% от общего количества населения, в Речи Посполитой эта цифра достигала 10%. Важную роль в формировании общественно-педагогической мысли Беларуси также играло духовенство, которое согласовывало устоявшиеся средневековые догмы с новыми веяниями эпохи Возрождения, обновляя и обогащая их содержание. В огромной степени этому содействовало то, что в отличие от многих европейских стран в Беларуси не было серьезных конфликтов между наукой и религией. Так, восточнославянское православие XV-XVII вв. достаточно лояльно и терпимо относилось к «философской рефлексии своих богословов, их стремлению обращаться

68

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

к аристотелизму, неоплатонизму и другим направлениям античной философии, ренессансногуманистическим идеям, научным, внебиблейским представлениям о мире и человеке» [6, 12]. Более того, в период Реформации (с 50-х гг. XVI в.) распространение протестантизма способствовало активизации просветительских идей, утверждению приоритета земной жизни и принципов индивидуальности и «самости» человека. Педагогические взгляды идеологов протестантизма были пронизаны стремлением поставить в центр воспитательных систем человека и согласовывать с природой формирующейся личности процесс ее становления.

Одним из главных факторов, повлиявших на развитие принципа природосообразности воспитания в Беларуси XVT-XVTI вв., явились динамичные процессы развития образования. Экономические, политические и культурные потребности общества и государства вызвали необходимость расширения сети учебных заведений и повышения в них качества учебновоспитательной работы. Интенсивный рост количества образовательных учреждений и активно использующиеся коллективные формы воспитания стали важнейшими предпосылками появления новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Их разработка часто осуществлялась путем трансформации педагогических идей, что и обусловило оформление природосообразности воспитания в педагогический принцип.

Значительный толчок этим процессам придавало наличие многочисленных конфессиональных течений и религий (православие, католицизм, униатство, протестантизм, иудаизм и мусульманство). Каждая церковь стремилась привлечь как можно больше сторонников, и самым эффективным способом стало открытие школ. Особую активность проявляли в этом деле католические ордена и объединения православных прихожан - братства. Так, орденом иезуитов была создана широко разветвленная сеть школ различных уровней, в том числе и первое высшее учебное заведение на восточнославянских землях - Виленская академия. Немаловажную роль в разработке рассматриваемого педагогического принципа сыграло соперничество между образовательными учреждениями, которое стимулировало учительские коллективы к поиску новых педагогических идей, подходов и способствовало внедрению в учебно-воспитательный процесс самых прогрессивных для своего времени педагогических методов и средств. Становление принципа природосообразности воспитания в условиях такой межконфессиональной конкуренции свидетельствует о том, что он является важнейшим требованием эффективности процесса воспитания. Непосредственно для самого принципа развитие в контексте поликонфессионального образовательного пространства способствовало его функциональносодержательному обогащению.

Активизация процессов развития педагогических подходов в образовании и воспитании в немалой степени объясняет тот факт, что основатель природосообразной педагогики Ян Амос Коменский проявлял интерес к учебным заведениям, функционирующим на территории Речи Посполитой. Педагогическая деятельность в этих школах в течение 28 лет позволила мыслителю изучить, обобщить имеющийся опыт и использовать многие идеи из практики образовательных учреждений при обосновании своих взглядов. Более того, за этот период мыслитель попытался реализовать в Речи Посполитой реформу латинской школы, написал ряд школьных учебников и, наконец, закончил самое крупное педагогическое сочинение - «Великая дидактика», основополагающей идеей которого и стала природосообразность воспитания.

Число разработчиков педагогических идей в Беларуси эпохи Возрождения пополнялось за счет лиц, обучавшихся за рубежом и имевших возможность обогатить отечественные достижения путем приобщения к европейскому педагогическому опыту. Развитие образования в рассматриваемый период позволило белорусам получать высшее образование в университетах Праги, Кракова, Лейпцига, Виттенберга, Вюрцбурга, Ростока, Г ейдельберга, Бамберга, Майнца, Марбурга, Грейфсвальда, Тюбингена, Франкфурта-на-Одере, Граца, Базеля, Цюриха, Женевы, Лювена, Лейдена, Страсбура, Орлеана, Парижа, Перуджи, Болоньи, Сиены, Падуи, Рима, которые, являясь культурно-образовательными центрами, способствовали распространению гуманистических идей свободы, демократии, права как естественных условий жизнедеятельности и базовых потребностей человека.

Особо значимым фактором развития просвещения и педагогических идей, в том числе и природосообразности воспитания, было книгопечатание и библиотечное дело. Основателем

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

69

восточнославянского книгопечатания стал белорусский гуманист-просветитель Франциск Скорина. К середине XVII в. только на территории современной Беларуси функционировало 22 типографии, при том, что в России не было ни одной. Большую роль в распространении литературы играли магнаты, шляхта, которые привозили книги из-за границы и создавали частные библиотеки. Особого внимания заслуживают библиотеки Радивиллов, Слуцких, Хадкевичей и др. Секуляризация общественного сознания способствовала развитию естественных наук, нарастанию интереса к законам природы. В результате, большим авторитетом пользовались трактаты Аристотеля, Цицерона, Платона, Плутарха, «Естественная история» Плиния Старшего, сочинения Э. Роттердамского, А. Ф. Моджевского, Я. А. Коменского, М. Монтеня, М. Лютера, Ф. Социна и др. Проецирование законов физической природы на различные социальные явления, в частности воспитание, нашло отражение в материалистической интерпретации принципа природосообразности воспитания.

Выводы

Таким образом, в результате нашего исследования установлено существование системы предпосылок развития принципа природосообразности воспитания в Беларуси эпохи Возрождения. В совокупности они придавали значительную динамику разработке природосообразных воспитательных подходов, формировали устойчивые особенности их трактовки и использования в педагогической практике. Многие из подходов сегодня имеют не только познавательное значение, но и служат основой для разработки современных образовательно-воспитательных технологий, способствуют обогащению педагогической теории и практики.

Литература

1. Постижение педагогической культуры человечества : в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. - М. : АСОУ, 2010. - Т. 1 : Общие вопросы. Зарубежный педагогический опыт. - 200 с.

2. Грамадскі быт i культура сельскага насельніцтва Беларусі / В. К. Бандарчык [і інш.]. - Мінск : Навука i тэхніка, 1993. - 256 с.

3. Руденко, Е. Н. Концепт «свобода» и этнокультурное самосознание белорусов / Е. Н. Руденко, Ю. В. Чернявская // J^zyk w kr^gu wartosci. - Lublin, 2003. - C. 383-404.

4. Стёпин, В. С. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации / В. С. Стёпин // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов / В. И. Аршинов, В. Г. Буданов, В. Э. Войцехович. -М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 536 с.

5. Конон, В. О. О белорусской идее / В. О. Конон // Нёман. - 1993. - № 3. - С. 125-132.

6. Падокшын, С. А. Унія. Дзяржаўнасць. Культура: фшасофска-гістарычны аналiз / С. А. Падокшын. -Мінск : Бел. навука, 1998. - 111 с.

Summary

This article reveals cultural-historical and social-economic conditions and factors which determine the peculiarity and directions of development of the principle of conforbable to nature education in pedagogical science and education in Renaissance Belarus.

Поступила в редакцию 05.07.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.