Научная статья на тему 'Исторические предпосылки психолингвистики'

Исторические предпосылки психолингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
538
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / МЫШЛЕНИЕ / РИТОРИКА / ЛОГОПАТОЛОГИЯ / СИНТАКСИС / АРТИКУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Милиева Муаттар Гаффаровна

В настоящей статье изложены основные этапы и направления изучения речевой деятельности в мировой науке. Представленный ниже исторический анализ истории психолингвистики в основном касается европейского региона в новейшее время. Представления о речи как психическом процессе и процессе речевой коммуникации формировались в недрах разных наук и поэтому, естественно, испытывали на себе влияние философии, риторики, психологии, лингвистики, невропатологии и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки психолингвистики»

Список литературы

1. Николаенко H.H. Психология творчества / под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2005. C. 56.

2. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / под ред. A.M. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004. С. 22.

3. КалошинаИ.П. Психология творческой деятельности. М., 2003. C. 102

4. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения. Иваново, 2001. С. 35.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

Милиева М.Г.

Милиева Муаттар Гаффаровна - преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в настоящей статье изложены основные этапы и направления изучения речевой деятельности в мировой науке. Представленный ниже исторический анализ истории психолингвистики в основном касается европейского региона в новейшее время. Представления о речи как психическом процессе и процессе речевой коммуникации формировались в недрах разных наук и поэтому, естественно, испытывали на себе влияние философии, риторики, психологии, лингвистики, невропатологии и др.

Ключевые слова: речь, мышление, риторика, логопатология, синтаксис, артикуляция.

Речь как процесс интересовала людей с древнейших времен. Великий философ Древнего мира Платон рассматривает речь как деятельность, порождение сознания человека. Он полагает, что мышление - это «рассуждение, которое душа ведет сама с собою о том, что она наблюдает». Когда же она, «уловив что-то, определяет это и более не колеблется - тогда мы считаем это мнением. Так что иметь мнение - значит рассуждать, а мнение - это словесное выражение, но без участия голоса и обращенное не к кому-то другому, а к самому себе, молча» [2, с. 249]. В своих трудах Аристотель подчеркивает, что речь - это знаковое явление. В деятельности человека выстраивается отношение: предметы - представления - знаки (знаки языка). Согласно Аристотелю, то, что отражено в звукосочетаниях, - «это знаки представлений в душе, а письмена - знаки того, что в звукосочетаниях [1, с. 93]. В задачи «грамматического искусства» - одного из направлений в области изучения языка (речи) в школах Риторики — входило, в частности, формирование у человека правильного (т.е. должного, нормативного) употребления речи и приобретение с ее помощью необходимых знаний. Во всех системах риторики обращалось внимание на последовательность этапов построения речевого высказывания. Так, занятия начинались с упражнений в «умственной речи»; иначе говоря, формировались, с точки зрения современных психолингвистических представлений, «смыслы-значения» («семантические компоненты») предстоящих высказываний, осуществлялось их планирование. Затем отрабатывались компоненты речи и прежде всего - мелодические (интонационные), которые, как известно, тесно связаны с семантическими и синтаксическими. Процессы речеобразования косвенно исследовались и обсуждались и при анализе патологии речи. Некоторые античные ученые обращали внимание на расстройство механизмов речевых процессов, точнее, на причины, провоцирующие расстройство этих механизмов.

Ученых Средневековья в интересующем нас - процессуальном — аспекте изучения речи в основном занимал ее семантический компонент. Правда, речь изучалась чисто рационально, без исследования поведения конкретных людей или социальных групп. Рассмотрение языка как знаковой системы, выражающей понятия и идеи, выявление универсалий языка и стремление построить универсальную «философскую» грамматику было свойственно многим выдающимся ученым Средневековья. Универсальные грамматики базировались на представлении о том, что язык соответствует законам логики. Известнейший отечественный философ Павел Флоренский, критикуя теорию «философского языка», постулируемую универсальными грамматиками, пишет, что задача этого языка - навеки заморозить мысль в данном ее состоянии.

В эпоху Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.) процессуальный аспект изучения речи не получил продуктивного развития, потому что перед исследователями языка стояли иные, более значимые (в этот период общественного развития) задачи, связанные с фундаментальными изменениями общественных отношений и запросами общества, а именно: внедрение в культуру обществ национальных языков, создание грамматик этих языков, определение языковых норм и др.

Тем не менее, некоторые стороны процесса речеобразования нашли отражение в трудах ученых этого времени. Так, идея универсальной грамматики, где подчеркивалась роль семантических факторов в языке, развивалась Ф. Санчесом.

На ведущую роль больших языковых единиц (в современном понимании -предложения и текста) в функционировании языка обращал внимание В. Лили (1566). В их трудах мы встречаем указания на коммуникативный характер речи. Как уже было указано выше, такой подход к интерпретации речевого процесса является «доминирующим» и в настоящее время. В этот период процессы речеобразования прямо или косвенно обсуждаются в научных трудах многих ученых. Обсуждение идет в рамках различных областей знания (философии, психологии, семиологии, лингвистики, неврологии, логопатологии и др.) и с позиций различных научных направлений (механицизма, функционализма и др.).

Основной единицей речи авторы считают предложение. Они пишут: «Люди говорят не для того только, чтобы выразить то, что они представляют себе, но почти всегда, чтобы высказать суждение о вещах, которые они себе представляют». Суждение о вещах называется предложением. Каждое предложение содержит два части: субъект (предмет речи) и атрибут (то, что утверждается). Авторы подчеркивают многофункциональный характер речи: «...мы можем рассматривать, с одной стороны, предмет нашей мысли, а с другой - форму, или способ нашей мысли, а главная ее форма - суждение.

С начала XIX в. происходит определенный отход от традиций универсальных грамматик. Ученые отмечают несовпадение логики и грамматики. Поэтому языковые категории стали рассматриваться как психические. Однако у большинства исследователей такая направленность изучения была, по крайней мере до середины XIX в., чисто рациональной. Иначе говоря, речевая деятельность изучалась в универсально-психологическом плане, вне деятельности конкретных индивидов.

С середины XIX в. индивидуально-психологический подход к изучению речевой деятельности нашел выражение у многих ученых-психологов, филологов, неврологов и других.

Со второй половины XIX в. большой вклад в понимание процессов речеобразования внесли исследователи, работавшие в области логопатологии. А. Куссмауль - знаменитый невролог, один из «основоположников» логопатологии и логопедии - рассматривал речь как одну из знаковых систем. Речь - это продукт особенной символической функции души. «Символическая функция, - утверждал А. Куссмауль, - представляет собою известную форму инстинкта и интеллекта,

отличающуюся от других только целью, к которой она направлена, - добиться понимания вещей; но затем, как и остальные, она представляет собою результирующую ощущений, восприятий, представлений - с одной стороны, рефлекторных и ассоциативных приспособлений - с другой» [3. С. 25]. По мнению А. Куссмауля, вербальное выражение мысли распадается на три стадии (процесса): «приготовление» к речи, совершающееся в душе и уме; дикция - произведение «внутренних слов» вместе с синтаксисом и ртикуляция-образование внешнего слова.

Список литературы

1. Аристотель. Об истолковании. Собр. соч. Т. 2. М., 1978. С. 93.

2. Платон. Теэтет. Собр. соч. Т. II. М., 1993. С. 249.

3. Куссмауль А. Расстройство речи. Опыт патологии речи. Киев, 1879. С. 25.

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Носаева И.А.

Носаева Ирина Алексеевна - воспитатель, группа дошкольного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2 Гавриловская СОШ,

1 Пересыпкинский филиал, с. 1 Пересыпкино, Гавриловский район, Тамбовская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема патриотического воспитания дошкольников в современных условиях, когда происходят коренные изменения в жизни общества. Актуальной проблемой общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ощущать себя патриотом - частью Отечества - это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда именно в этот момент закладывается фундамент ценностного отношения к окружающему миру, к родной стране. Сейчас, в период нестабильности, появляется необходимость вернуться к традициям нашего народа и его вековым обычаям и к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Ключевые слова: дошкольник, патриотическое воспитание, Родина, традиции, общество, подрастающее поколение, родная страна.

Гражданско-патриотическое воспитание - это одно из направлений социально -личностного развития ребенка. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка посеять любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Получение нравственных ценностей родной культуры в таком самом нежном возрасте - это и есть самый верный способ патриотического воспитания.

Итак, культурное наследие народа - это огромное богатство, которым каждому ребенку надо научиться умело распоряжаться, сохранять и приумножать. Патриотическое воспитание у ребенка охватывает все виды деятельности в образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, формирование общественной жизни (экскурсии в музей). А в образовательной деятельности это игра, наблюдение, беседы, рассматривание картинок, видеотека. Для того чтобы правильно построить свою работу по патриотическому воспитанию у дошкольников следует опираться на следующие документы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.