Научная статья на тему 'Исторические предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета в государственном секторе'

Исторические предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета в государственном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНДАРТИЗАЦИИ / МСФООС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Натарова Елена Владимировна

Процесс реформирования национальной экономики, основанный на выборе устойчивого вектора европейского развития, вызвал необходимость в переменах всех ее инструментов с учетом наработок и достижений в этой области развитых стран мира. Бухгалтерский учет, как элемент финансового управления любого субъекта хозяйствования, также нуждается в модернизации. Национальная система бухгалтерского учета в России имеет свои особенности и составляющие. Важной и неотъемлемой ее частью выступает бюджетный учет, который сочетает бухгалтерский учет исполнения бюджетов и бухгалтерский учет исполнения смет. Учитывая его общегосударственное значение, важность развития бухгалтерского учета в государственном секторе остается вне сомнения. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с исследованием процессов стандартизации бухгалтерского учета в государственном секторе. В статье исследуются исторические предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета в государственном секторе. Рассмотренные вопросы позволяют сделать вывод о подъеме вопроса об унификации национальных систем счетов, стандартизации статистики и бухгалтерского учета в конце ХХ начале XXI столетий, что подтверждает появление нового этапа эволюции бухгалтерского учета этапа международной стандартизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета в государственном секторе»

УДК 657.9

Натарова Елена Владимировна,

кандидат экономических наук,

кафедра учета, анализа и аудита,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Natarova Elena Vladimirovna,

Ph.D. in Economics,

Department of Accounting, Analysis and Audit,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

THE HISTORICAL BACKGROUND OF INTERNATIONAL STANDARDIZATION OF

ACCOUNTING IN PUBLIC SECTOR

Процесс реформирования национальной экономики, основанный на выборе устойчивого вектора европейского развития, вызвал необходимость в переменах всех ее инструментов с учетом наработок и достижений в этой области развитых стран мира. Бухгалтерский учет, как элемент финансового управления любого субъекта хозяйствования, также нуждается в модернизации. Национальная система бухгалтерского учета в России имеет свои особенности и составляющие. Важной и неотъемлемой ее частью выступает бюджетный учет, который сочетает бухгалтерский учет исполнения бюджетов и бухгалтерский учет исполнения смет. Учитывая его общегосударственное значение, важность развития бухгалтерского учета в государственном секторе остается вне сомнения. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с исследованием процессов стандартизации бухгалтерского учета в государственном секторе.

В статье исследуются исторические предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета в государственном секторе. Рассмотренные вопросы позволяют сделать вывод о подъеме вопроса об унификации национальных систем счетов, стандартизации статистики и бухгалтерского учета в конце ХХ - начале XXI столетий, что подтверждает появление нового этапа эволюции бухгалтерского учета—этапа международной стандартизации.

Ключевые слова: стандартизация, бухгалтерский учет, государственный сектор, исторический аспект стандартизации, МСФООС.

The process of national economy reforming, based on the choice of a sustainable vector of European development, has necessitated changes in all its instruments, taking into account developments and achievements in this area of the developed countries of the world. Accounting, as an element of financial management of any business entity, also needs modernization. The national accounting system in Russia has its own characteristics and components. An important and integral part of it is budget accounting, which combines accounting of budget execution and accounting of calculation execution. Taking in accordance its national importance, the importance of public sector accounting remains unquestionable. In this regard, issues related to the study of the processes of accounting in the public sector standardization are of particular relevance.

The article examines the historical background of the international standardization of accounting in the public sector. The considered questions allow to draw a conclusion about the rise of the issue of unification of national accounting systems, standardization of statistics and accounting in the late XX - early XXI centuries, that confirms the emergence of a new stage of accounting evolution — the stage of international standardization.

Keywords: standardization, accounting, public sector, historical aspect of standardization, IPSAS.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях начавшейся гармонизации экономических систем мирового сообщества, международным стандартам финансовой отчетности для государственного сектора отводится роль концептуальных положений, которые принимаются за основу при разработке национальных стандартов. В этих условиях важным аспектом является изучение теоретических основ международного бухгалтерского учета в государственном секторе и его общих базовых позиций.

В России также ведется работа по реформированию системы управления государственными финансами, одним из направлений которой является совершенствование бухгалтерского учета посредством внедрения принципов и правил международных стандартов. На сегодня, Министерство финансов РФ разработало 21 федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

Тем не менее, научное решение проблематики имплементации международных стандартов финансовой отчетности в отечественное нормативное поле в государственном секторе осуществляется недостаточно активно. Отдельные научные работы отечественных ученых не могут обеспечить комплексности в решении поставленной задачи. Так, основные проблемы в сфере государственного управления и

210

управления финансами рассматриваются в работах Алексеевой И.В., Горохова Д.А., Дубовенко Л.А., Латынова В.Л., Матвеевой Н.С., Ремизова Н.А., Салонгиной Е.Ф., Табалиной С.А. [1], и др. Однако, процесс реформирования бухгалтерского учета сектора государственного управления продолжается, следовательно, вопросы исследования процессов его стандартизации остаются актуальными, т.к. их изучение будет способствовать интеграции отечественной экономики в мировое экономическое пространство, а также развитию общественного понимания происходящих реформ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является исследование процесса международной стандартизации бухгалтерского учета в государственном секторе в историческом аспекте. РЕЗУЛЬТАТЫ

Под «стандартизацией» понимается «. ..деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации» [2]. Процесс стандартизации имеет определенные уровни, которые зависят от масштабов его охвата, а именно:

• международная стандартизация (проводится на международном уровне, участие в ней открыто для соответствующих органов всех стран);

• региональная стандартизация (проводится на соответствующем региональном уровне, участие в ней открыто для соответствующих органов стран определенного географического или экономического пространства);

• национальная стандартизация (проводится на уровне одной страны).

Целью стандартизации является обеспечение: «рационального использования природных ресурсов, соответствия объектов стандартизации их функциональному назначению, информирования потребителей о качестве продукции, процессов и услуг, поддержки развития и международной конкурентоспособности продукции, товаров, услуг» [2]. Важным вопросом стандартизации является определение роли субъектов указанного процесса и прежде всего государства. Так, согласно ст.4 закона «О стандартизации в Российской Федерации» [2] государственная политика в указанной сфере базируется на следующих принципах:

• добровольность и обязательность применения документов по стандартизации;

• обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;

• обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;

• открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;

• установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля над их выполнением;

• унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;

• соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;

• непротиворечивость национальных стандартов друг другу;

• доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа [2].

Краткое обращение к истории становления стандартизации свидетельствует о том, что ее процессы зародились в различных сферах жизнедеятельности человечества. Постепенно они получили не только горизонтальный (путем распространения на все отрасли человеческой деятельности), но и вертикальный (образование разных уровней стандартизации) вектор развития. Рассмотрение вопросов стандартизации бухгалтерского учета подтверждает данный факт (табл. 1).

Рассмотрев вопросы становления стандартизации бухгалтерского учета в историческом аспекте (до конца XIX ст.), можно сделать вывод, что развитие экономической сферы способствовало и определяло направления эволюции бухгалтерского учета и элементов его стандартизации, которые зарождались в области государственного учета. Согласно табл. 1, наибольшее влияние на данный процесс оказала промышленная революция, следствием которой стало бурное развитие экономик стран мира, что повлияло на рост роли учетной информации, развитие бухгалтерского учета по новым направлениям, а также возникновение организаций профессиональных бухгалтеров.

211

Таблица 1. Основные периоды развития стандартизации бухгалтерского учета и его элементов до конца XIX ст. *

Исторический период / событие Авторство Методологические особенности учета

1 2 3

История древнего мира Греческая школа В государственном учете осуществлялась регистрация исключительно фактов поступления и выдачи наличных средств (использовались натуральные и денежные измерители). Xранение монет осуществлялось по видам доходов (сортировка по отдельным кувшинам с собственным идентификационным знаком), за которым закреплялся какой-то отдельный вид расходов. Отчетность имела публичный характер, составлялась периодически, на основании первичных документов, была подконтрольной [9].

Школа лат инян Государственный учет отличался четкой регламентацией, которая реализовывалась через документирование фактов хозяйственной деятельности государства, благодаря чему оно приобретало статус обязательного условия ведения учета; на случай отсутствия документального фиксирования операций составлялись оправдательные записи [9].

XV век — Возникновение Итальянской школы счетоводства

1458 г. Бенедетто Котрульи, книга «О торговле и безупречном купце» Описаны и обобщены существующие положения двойной бухгалтерии (двойной записи на счетах) [5].

1494г. Лука Пачоли, «Трактат о счетах и записях» Изложены позиции двойной бухгалтерии (двойной записи на счетах), раскрыто содержание бухгалтерских проводок, порядок составления бухгалтерского баланса, даны рекомендации по организации бухгалтерского учета [6].

XVI- XVII века — Распространение опыта Итальянской школы счетоводства

1558 г. Альвизе Казанова Распространил опыт систематизации учета в кораблестроении [4].

1581 г. Образование общественной общины бухгалтеров Венеции [3].

1586 г. Анжело ди Пиеро Распространил опыт систематизации учета в монастырских хозяйствах и банках [4].

1610 г. Джованни Антонио Маскетти Распространил опыт систематизации учета в промышленности [4].

1636 г. Людовико Флори Распространил опыт систематизации учета в больницах и государственных учреждениях[4].

1655 г. Бастиано Вентури Распространил опыт систематизации учета в сельском хозяйстве [4].

XVI - XVII века — Распространение практики итальянского счетоводства в Западной Европе

1543 г. Импун Кристофель Издал книгу в Антверпене, которая базировалась на доработках Луки Пачоли, но была изложена на примерах фактов хозяйственной жизни местного сообщества [4].

1549 г. — в Нюрнберге и Данциге выходят книги по учету на немецком языке.

1567 г. Джон Ведингтон, «Краткая инструкция» (г.Лондон) Изложен порядок счетоводства для факторий компании Купцов-авантюристов^].

1567 г. Пьер Савоне «О ведении ярмарочных дел в Лионе», (г. Лион) Отражен региональный подход к счетоводству [4].

1594 г. — в Гамбурге отпечатана книга из Брюсселя, что описывала итальянскую практику ведения бухгалтерского учета[4].

XVII - XIX века — Период отмечался отдельными попытками регулирования бухгалтерского учета на государственном уровне

1673 г. Во Франции был принят Коммерческий кодекс Кольбера, содержание которого включал раздел, который четко регламентировал порядок ведения учетной документации [7]

1714 г. В России царское правительство издает государственные акты, содержащие нормативные материалы по организации бухгалтерского учета государственного хозяйства, что ознаменовало начало этапа ведения счетоводства по рекомендованным методикам и нормативным документам выборочной регламентации [8].

212

Продолжение таблицы 1

1 1 2 3

Вторая половина XVIII века — Начало промышленной революции, зарождение англо-американской учетной школы

1844 г. Роберт Пиль, «Закон о регистрации акционерных обществ», Англии Введена обязательная юридическая идентификация субъектов хозяйствования и установлено правило обнародования информации об их основных событиях, установлены правила ведения счетов, составления и проверки баланса, аудиторского отчета и рассылки отпечатанной копии баланса и аудиторского заключения акционерам в определенный срок до начала проведения ежегодных собраний, хранения документов в архивах акционерных компаний [10].

1861 г. «Закон о банкротстве», Англия Введены правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в пределах корпоративного права [10].

1854 г. В Эдинбурге создано Общество бухгалтеров, получившее государственное признание и поддержку через королевскую хартию, которая давала каждому члену Общества право на титул «присяжного бухгалтера» [7].

В течение следующих 30 лет аналогичные по функциям общества бухгалтеров появились в подавляющем большинстве развитых стран того времени: в Англии (1870 г.), в США (1887 г.), в Австралии (1887 г.), в Канаде (1880 г.), во Франции (1881 г.), в России (1891 р.) [7].

* Составлено на основании [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]

Начало ХХ столетия характеризуется возникновением нового этапа стандартизации учета—международной координации бухгалтерского учета. Его отправным моментом становится первый Международный конгресс бухгалтеров, который состоялся в Сент-Луисе (США) в 1904 г [11]. Это время характеризуется стремительным развитием англо-американской учетной школы, которая до сих пор удерживает ведущие позиции в мировой системе бухгалтерского учета и окончательным упадком итальянской школы учета. В бухгалтерском учете появляются новые стандарты и правила формирования информации, продиктованные потребностями экономической жизни американского общества. Следует отметить, что на тот момент, в США повсеместно распространялись технологии, позволяющие снизить себестоимость продукции, сократить масштабы производства, в результате возникло желание и потребность в инвестиции капитала в промышленность. С точки зрения бухгалтерского учета появилась потребность в предоставлении информации потенциальным инвесторам о финансовом состоянии организаций.

Дальнейшие исторические события — крах фондового рынка США в 1929 году и Великая депрессия, наступившая за ним, превратившаяся в мировой экономический кризис, который на 4 года охватил все развитые страны мира — доказали недостаточный уровень развития бухгалтерского учета и нехватку информации, предоставляемой в финансовой отчетности. Потребовались стремительные изменения в правилах формирования финансовой отчетности. Кроме того, активизация позиций крупнейших американских и европейских компаний и корпораций на мировом рынке требовали выработки единых правил формирования отчетности, понятных международным инвесторам [12]. Таким образом, возникла идея международной стандартизации учета.

Дальнейшее развитие процесс международной стандартизации получил во второй половине ХХ столетия. Последствия второй мировой войны — необходимость восстановления экономики Европы и также активизация политических и экономических процессов в других странах мира и прежде всего в США — усилили интеграционные процессы на межгосударственном уровне, что способствовало развитию международной координации бухгалтерского учета. Так, с 1952 возобновляет свою работу Международный конгресс бухгалтеров (первое послевоенное заседание которого состоялось в Лондоне), решением которого стало проводить собрание раз в пять лет [11]. Важным результатом работы конгрессов стало постепенное формирование идеи и создание Международного координационного комитета по развитию бухгалтерской профессии (в 1973 году на основании решения сиднейского конгресса), который впоследствии был реорганизован в Международную федерацию бухгалтеров (в 1977 по решению мюнхенского конгресса).

Плодотворная работа Международной федерации бухгалтеров (далее — МФБ) по интеграции национальных учетных систем объединила в ее пределах 156 национальных организаций из 114 стран мира, членство в которых имеют 2,4 млн. бухгалтеров [13]. Задачи МФБ заключаются в: «...содействии развитию и совершенствованию бухгалтерской профессии посредством гармонизированных стандартов с целью обеспечения высокого качества услуг бухгалтеров-профессионалов в интересах общества; разработке международных стандартов аудита и услуг по предоставлению уверенности, этики, образова-

213

ния и бухгалтерского учета для государственного сектора; оказании поддержки организациям-членам федерации в их усилиях по обслуживанию все более разного контингента бухгалтеров, в том числе и тех членов федерации, которые работают в бизнесе и промышленности, а также тех, которые заняты на малых и средних предприятиях и имеют собственную практику; разработке международных программ обзора обеспечения качества услуг для фирм, которые проводят аудит транснациональных субъектов хозяйствования; обеспечении соблюдения организациями-членами федерации требований членства, в том числе и в поощрении бухгалтеров соблюдать стандарты высокого качества работы; работе с регулирующими органами, органами, которые устанавливают стандарты, а также с финансовыми институтами с целью определения способов того, как распространенная во всех странах профессия может максимально способствовать созданию стабильных финансовых отношений во всемирном масштабе...» [13].

Также, по инициативе профессиональных бухгалтерских организаций Австралии, Канады, Франции, Японии, Германии, Великобритании, Мексики, Голландии, Ирландии и США, был создан Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (реорганизован в 2001 году в Совет по международным стандартам бухгалтерского учета (далее — СМСБУ)). Структура данной общественной организации включает:

• наблюдательный совет СМСБУ (некоммерческая организация, которая является наследником бывшего СМСБУ, целью шторой выступает формирование и публикация стандартов бухгалтерского учета, проведение работы по рекламации и пропаганды широкого применения МСФО, содействие сближению МСФО и национальных стандартов бухгалтерского учета);

• правление СМСБУ (основной орган, который осуществляет разработку международных стандартов финансовой отчетности (далее — МСФО) и их проектов, утверждение интерпретаций МСФО, публикацию проектов МСФО и других документов, которые подлежат обнародованию, разработке процедур по анализу комментариев по публичными документами, создание групп специалистов для технических консультаций с крупными проектами, решение всех технических вопросов, координация действий с консультативным советом по стандартам);

• консультативный совет по стандартам (проводит консультации с правлением СМСБУ, вносит в повестку дня актуальные проекты и проводит консультации по текущим проектам СМСБУ);

• комитет по интерпретации (рассматривает вопросы бухгалтерского учета, которые не учтены в существующих МСФО или неоднозначно трактуются в них, аккумулирует данные о негативную практику учета в рамках МСФО, исследованием новых обстоятельств, не учтенных в МСФО).

Результатом работы СМСБУ стал пакет международных стандартов финансовой отчетности (насчитывает 41 позицию), разработанный для национальных учетных систем развитых страна мира, основанный на форме регулирования организации процессов мировой системы бухгалтерского учета [14].

Необходимо отметить, что вопросы стандартизации бухгалтерского учета в государственном секторе, находятся в ведении Комитета по вопросам государственного сектора (далее Ч КГС), который является постоянно действующий комитетом Правления Международной федерации бухгалтеров. Данный комитет был создан в 1996 году с целью улучшения управления государственными финансами и системой контроля. Работа КГС состоит в:

• разработке стандартов бухгалтерского учета и аудита, а также в содействии их добровольному принятию;

• разработке и координации программ, призванных способствовать развитию образования и проведению научно-исследовательских работ в области бухгалтерского учета и аудита в государственном секторе;

• стимулировании обмена информацией между организациями-членами МФБ и другими заинтересованными сторонами и упрощения этого процесса.

Результатом деятельности Комитета по вопросам государственного сектора Международной федерации бухгалтеров является разработка Международных стандартов финансовой отчетности для государственного сектора, руководящих положений, исследований, тематических документов.

Международные стандарты финансовой отчетности для государственного сектора (далее—МСФОГС) содержат отдельные требования по финансовой отчетности, бухгалтерского учета и аудита в государственном секторе с соответствующими руководящими положениями в форме пояснительного и иного материала.

Международные руководящие положения касательно государственного сектора содержат советы по применению в государственном секторе практических подходов в сфере финансовой отчетности, бухгалтерского учета и аудита.

Международные исследования в государственном секторе предоставляют рекомендации по вопросам финансовой отчетности, бухгалтерского учета и аудита в государственном секторе, основываясь на изучении лучшей мировой практики и наиболее эффективных методов решения соответствующих вопросов.

214

Тематические документы предоставляют информацию по определенным сегментам государственного сектора, которые также составляют финансовую отчетность, ведут бухгалтерский учет и проводят аудит, в качестве результата научно-исследовательской работы для последующего развития учета.

Необходимо отметить, что работа по разработке и внедрению национальных стандартов бухгалтерского учета государственного сектора на основе МСФОГС ведется такими странами, как Афганистан, Албания, Аргентина, Армения, Азербайджан, Бангладеш, Барбадос, Камбодже, Каймановы острова, Китай, Кипр, Сальвадор, Венгрия, Индия, Индонезия, Израиль, Ямайка, Казахстан, Латвия, Литва, Македония, Мальдивы, Малайзия, Монголия, Марокко, Непал, Нидерланды, Норвегия, Нигерия, Пакистан, Перу, Филиппины, Франция, Фиджи, Румыния, странами восточной и южной Африки, Словакия, Украина, Великобритания, Россия, Испания, Шри-Ланка, Швейцария, Уганда, Уругвай, Вьетнам, Замбия, и другими. В таких странах, как США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада МСФОГС уже приняты в качестве национальных стандартов. Как показывает практика, их использование считается успешным, а финансовая отчетность — более информативной. Крайне важной является также информации о принятии решения странами-членами ООН использовать МСФОГС. В частности, в России, внедрение стандартов реализовывается сегодня. По состоянию на сентябрь 2018 г., Министерство финансов РФ утвердило 21 федеральный стандарт для государственного сектора.

Таким образом, конец ХХ - начало XXI столетий ознаменовались подъемом вопроса об унификации систем национальных счетов, стандартизации статистики и бухгалтерского учета и значительно усилили позиции в пользу последних. Опыт осуществленных новаций в области стандартизации бухгалтерского учета, их глубина и степень мобильности, а также объективность указанной исторической тенденции дает право признать ХХ век в качестве нового этапа эволюции бухгалтерского учета — этапа международной стандартизации. ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве итога обозначим, что с развитием общественной жизни процессы стандартизации охватывали все сферы деятельности человечества, включая экономическую плоскость — бухгалтерский учет. В настоящее время происходит развитие его нового этапа — международной стандартизации бухгалтерского учета в сфере сектора управления государственными финансами, основная цель которого

— создания единого экономического пространства, гармонизации всех сфер экономической жизни общества, углубление международного сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Разработка проектов федеральных стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности в секторе государственного управления на основе МСФООС в сфере общих правил, принципов и порядка организации и ведения учета в секторе государственного управления / Эксперты: И.В. Алексеева, Д.А. Горохов, Л.А. Дубовенко, В.Л. Латынов, Н.С. Матвеева, Н.А. Ремизов, Е.Ф. Салонгина, С.А. Табалина [Электронный ресурс] // Института финансово-экономического мониторинга (ИФЭМ): официальный сайт. — Режим доступа: www.ifem.ru/spetsialisty/tabalina.php (дата обращения 22.09.2018).

2. О стандартизации в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181810/ (дата обращения 22.09.2018).

3. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / Ю.А. Бабаев. — М.: Аудит ЮНИТИ, 1999. — 391 с.

4. Средневековая Европа глазами современников и историков: Кн. в 5 ч. Ч. 5: Человек в меняющемся мире / Отв. ред. А.Л. Ястребицкая. — М.: Интерпракс, 1995. — 147 с.

5. О некоторых древнейших обработках трактата Луки Пачиоло по бухгалтерии. Очерк к истории бухгалтерии: Перевод с немецкого с биографией К.П. Кейля / К.П. Кейль; пер. С.Ф. Иванов. — Могилев: Губ. тип., 1910. — 216 c. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.bibliard.ru/vcd-1626-4-1849/goodsinfo.html.

6. Пачоли Л. Трактат о счетах и записях / Л. Пачоли; под ред. Я.В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 368 с.

7. Поленова С.Н. Предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета и отчетности / С.Н. Поленова // Международный бухгалтерский учет 6. — 2008. — № 6 (114). — С. 2-6.

8. Соколов Я.В. Бухгалтерский учёт: от истоков до наших дней: учебное пособие / Я.В. Соколов. — М.: Аудит, ЮНИТ, 1996. — 638 с.

9. Соколов Я.В. История бухгалтерского учёта / Я.В. Соколов, В.Я. Соколов. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 276 с.

10. Шершеневич Г.Ф. Торговое право. Том I. Введение. Торговые деятели / Г.Ф. Шершеневич [Электронный ресурс].

— Изд. 4-е. — СПб.: По изд., 1908 г. — Режим доступа: www.allpravo.ru/library/doc1785p0/instrum1786/ item1928.html (дата обращения 22.09.2018).

11. Щедров В.И. Трансформация системы бухгалтерского учета в Российской федерации для повышения инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательской деятельности / В.И. Щедров, Е.В. Севастьянова. — М.: Наука и экономика, 1998. — 120 с.

12. Мощенко Н.П. Международные стандарты учета и финансовой отчетности / Н.П. Мощенко. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 272 с.

13. Международные стандарты финансовой отчетности для государственного сектора: информация с официального сайта Минфина РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/ (дата обращения 22.09.2018).

215

14. Финансовый учет в государственном секторе: международный подход / Л.Г. Ловинская, С.В. Свирко, Т.И. Ефи-менко, А.А. Канцуров // В кн.: Бухгалтерский учет и внутренний аудит в государственном секторе: в 3 ч. / Под общ. ред. М.В. Кужельного. — Ч. 3. — К.: УАСБА, 2009. — 479 с.

SPISOK LITERATURY

1. Razrabotka proyektov federal'nykh standartov po bukhgalterskomu uchetu i otchetnosti v sektore gosudarstvennogo upravleniya na osnove MSFOOS v sfere obshchikh pravil, printsipov i poryadka organizatsii i vedeniya ucheta v sektore gosudarstvennogo upravleniya / Eksperty: I.V. Alekseyeva, D.A. Gorokhov, L.A. Dubovenko, V.L. Latynov, N.S. Matveyeva, N.A. Remizov, Ye.F. Salongina, S.A. Tabalina [Elektronnyy resurs] // Instituta finansovo-ekonomicheskogo monitoringa (IFEM): ofitsial'nyy sayt. — Rezhim dostupa: www.ifem.ru/spetsialisty/tabalina.php (data obrashcheniya 22.09.2018).

2. O standartizatsii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29.06.2015 N 162-FZ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181810/ (data obrashcheniya 22.09.2018).

3. Babayev Yu.A. Teoriya bukhgalterskogo ucheta: uchebnoye posobiye / Yu.A. Babayev. — M.: Audit YUNITI, 1999. — 391 s.

4. Srednevekovaya Yevropa glazami sovremennikov i istorikov: Kn. v 5 ch. CH. 5: Chelovek v menyayushchemsya mire / Otv. red. A.L. Yastrebitskaya. — M.: Interpraks, 1995. — 147 s.

5. O nekotorykh drevneyshikh obrabotkakh traktata Luki Pachiolo po bukhgalterii. Ocherk k istorii bukhgalterii: Perevod s nemetskogo s biografiyey K.P. Keylya / K.P. Keyl'; per. S.F. Ivanov. — Mogilev: Gub. tip., 1910. — 216 c. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.bibliard.ru/vcd-1626-4-1849/goodsinfo.html.

6. Pacholi L. Traktat o schetakh i zapisyakh / L. Pacholi; pod red. Ya.V. Sokolova. — M.: Finansy i statistika, 2001. — 368 s.

7. Polenova S.N. Predposylki mezhdunarodnoy standartizatsii bukhgalterskogo ucheta i otchetnosti / S.N. Polenova // Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet 6. — 2008. — № 6 (114). — S. 2-6.

8. Sokolov Ya.V Bukhgalterskiy uchot: ot istokov do nashikh dney: uchebnoye posobiye / Ya.V Sokolov. — M.: Audit, YUNIT, 1996. — 638 s.

9. Sokolov Ya.V Istoriya bukhgalterskogo uchota / Ya.V Sokolov, V.Ya. Sokolov. — M.: Finansy i statistika, 2003. — 276 s.

10. Shershenevich G.F. Torgovoye pravo. Tom I. Vvedeniye. Torgovyye deyateli / G.F. Shershenevich [Elektronnyy resurs]. — Izd. 4-ye. — SPb.: Po izd., 1908 g. — Rezhim dostupa: www.allpravo.ru/library/doc1785p0/instrum1786/ item1928.html (data obrashcheniya 22.09.2018).

11. Shchedrov V.I. Transformatsiya sistemy bukhgalterskogo ucheta v Rossiyskoy federatsii dlya povysheniya investitsionnoy privlekatel'nosti sub"yektov predprinimatel'skoy deyatel'nosti / VI. Shchedrov, Ye.V Sevast'yanova. — M.: Nauka i ekonomika, 1998. — 120 s.

12. Moshchenko N.P. Mezhdunarodnyye standarty ucheta i finansovoy otchetnosti / N.P. Moshchenko. — M.: Finansy i statistika, 2007. — 272 s.

13. Mezhdunarodnyye standarty finansovoy otchetnosti dlya gosudarstvennogo sektora: informatsiya s ofitsial'nogo sayta Minfina RF [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/ (data obrashcheniya 22.09.2018).

14. Finansovyy uchet v gosudarstvennom sektore: mezhdunarodnyy podkhod / L.G. Lovinskaya, S.V. Svirko, T.I. Yefimenko, A.A. Kantsurov // V kn.: Bukhgalterskiy uchet i vnutrenniy audit v gosudarstvennom sektore: v 3 ch. / Pod obshch. red. M.V. Kuzhel'nogo. — CH. 3. — K.: UASBA, 2009. — 479 s.

Статья поступила в редакцию 14 ноября 2018 года Статья одобрена к печати 15 января 2019 года

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.