Научная статья на тему 'Исторические предпосылки формирования архитектурной среды учреждений дополнительного образования'

Исторические предпосылки формирования архитектурной среды учреждений дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / дополнительное образование / исторические предпосылки / архитектурно-планировочные решения / педагогические условия. / architecture / additional education / historical prerequisites / architectural and planning solutions / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Короткова Анна Сергеевна

В статье рассмотрены исторические предпосылки формирования архитектурной среды учреждений дополнительного образования. Проведен анализ эволюцию архитектурных решений с начала XX века до создания первых Домов и Дворцов пионеров в 1930-х годах. Особое внимание уделяется влиянию исторических, социокультурных и педагогических факторов на формирование архитектуры учреждений дополнительного образования. Рассмотрены различные формы организации внешкольного образования, дан анализ архитектурно-планировочных решений зданий для размещений данных объектов. Исследование показало, что зародившиеся в начале XX века разнообразие форм и методов внешкольного образование в 1930-х годах было систематизировано, что позволило сформировать требования к функциональному наполнению, архитектурно-планировочным и объемно-пространственным решениям многофункциональных центров внешкольного (дополнительного) образования. Дополнительно рассмотрены примеры конкретных зданий, их архитектурные особенности и соответствие образовательным стандартам того времени, что позволяет лучше понять развитие и трансформацию архитектурных концепций в ответ на образовательные потребности общества. Результаты исследования актуальны для понимания исторического контекста проектирования современных учреждений дополнительного образования и формирования педагогических и социальных требований к данной типологии зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical background for the formation of the architectural environment of institutions of additional education

The article examines the historical prerequisites for the formation of the architectural environment of institutions of additional education. The evolution of architectural solutions from the early 20th century to the creation of the first Pioneer Houses and Palaces in the 1930s is analyzed. Special attention is paid to the influence of historical, sociocultural, and pedagogical factors on the formation of the architecture of additional education institutions. Various forms of extracurricular education organization are considered, and an analysis of the architectural and planning solutions for buildings intended for these purposes is provided. The study showed that the diversity of forms and methods of extracurricular education that emerged in the early 20th century was systematized in the 1930s, which allowed the formation of requirements for the functional content, architectural and planning, and spatial solutions of multifunctional centers for extracurricular (additional) education. Additionally, examples of specific buildings, their architectural features, and compliance with the educational standards of that time are considered, allowing for a better understanding of the development and transformation of architectural concepts in response to the educational needs of society. The results of the study are relevant for understanding the historical context of designing modern supplementary education institutions and for forming pedagogical and social requirements for this building typology.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки формирования архитектурной среды учреждений дополнительного образования»

Исторические предпосылки формирования архитектурной среды учреждений дополнительного образования

Короткова Анна Сергеевна

старший преподаватель ВШПГиДС ИСИ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, korotkova_anna@bk.ru

В статье рассмотрены исторические предпосылки формирования архитектурной среды учреждений дополнительного образования. Проведен анализ эволюцию архитектурных решений с начала XX века до создания первых Домов и Дворцов пионеров в 1930-х годах. Особое внимание уделяется влиянию исторических, социокультурных и педагогических факторов на формирование архитектуры учреждений дополнительного образования. Рассмотрены различные формы организации внешкольного образования, дан анализ архитектурно-планировочных решений зданий для размещений данных объектов. Исследование показало, что зародившиеся в начале XX века разнообразие форм и методов внешкольного образование в 1930-х годах было систематизировано, что позволило сформировать требования к функциональному наполнению, архитектурно-планировочным и объемно-пространственным решениям многофункциональных центров внешкольного (дополнительного) образования. Дополнительно рассмотрены примеры конкретных зданий, их архитектурные особенности и соответствие образовательным стандартам того времени, что позволяет лучше понять развитие и трансформацию архитектурных концепций в ответ на образовательные потребности общества. Результаты исследования актуальны для понимания исторического контекста проектирования современных учреждений дополнительного образования и формирования педагогических и социальных требований к данной типологии зданий.

Ключевые слова: архитектура; дополнительное образование; исторические предпосылки; архитектурно-планировочные решения; педагогические условия.

Актуальность. В условиях глобализации и быстрого научно-технического развития, дополнительное образование становится основным инструментом для непрерывного профессионального роста и приобретения новых компетенций. В современной педагогике учреждения дополнительного образования воспринимаются как социально-педагогические системы, которые создают условия для развития индивидуальности, творческих способностей и социализации учащихся, а также способствуют профессиональному самоопределению через эффективное использование свободного времени и ориентированы на личностное развитие. Архитектура учебных заведений дополнительного образования играет значительную роль, способствуя развитию творческих и интеллектуальных способностей студентов. Анализ истории и эволюции этих учреждений помогает понять современные требования к их проектированию и определить пути улучшения образовательной инфраструктуры в меняющемся мире [1].

Методология исследования. Исследование внешкольного образования в России проводилось с использованием комплексного подхода, включающего исторический, педагогический и архитектурный анализ. Основными методами исследования стали: оценка существующих научных трудов и публикаций, посвященных истории внешкольного образования и архитектурного проектирования образовательных учреждений, развитию внешкольного образования и его роли в обществе; исследование педагогических теорий и подходов, применяемых в работе с детьми и подростками вне школы, включая работы ключевых педагогов и теоретиков того времени; архитектурный анализ планов и проектов зданий, предназначенных для внешкольного образования; оценка социально-экономических и культурных условий, повлиявших на развитие внешкольного образования и архитектурного проектирования. Комбинированное использование этих методов позволило получить комплексное представление о развитии внешкольного образования в России, его педагогических основах и архитектурных решениях в разрезе появления новой типологии зданий.

Основная часть. В историческом периоде можно выделить несколько этапов формирования учреждений дополнительного образования.

Первый этап развития учреждений дополнительного образования - синкретизм, где происходило смешение разнообразных видов деятельности в одном пространстве, таком как народные дома или манежи. Здания на этом этапе объединяли культурные, образовательные и социальные функции.

Следующий этап - комплексность, характеризующийся созданием организаций, которые включали несколько направлений воспитания и образования. Примеры включают дома художественного воспитания и детские технические станции. Здесь уже требовались специализированные помещения: лаборатории, студии искусств, спортивные залы.

Третий этап - профильность, ознаменовался появлением учреждений, строго специализированных на одном направлении, например, станции юных натуралистов или клубы юных речников. Эти пространства были оснащены всем необходимым для углублённой специализации.

Современный этап - интеграция, отличается объединением различных направлений в комплексные программы в мультифункцио-

сч о сч

оэ

о ш Ш X

<

т о х

X

нальных пространствах. Здания этапа интеграции должны поддерживать разнообразные виды деятельности и быть оснащены для цифрового и дистанционного обучения, соблюдая экологические стандарты и обеспечивая доступность для всех пользователей. Эти этапы демонстрируют историческое развитие образовательных подходов, от общих к специализированным и снова к интегративным.

В данном исследовании рассматривается период становления системы дополнительного образования и формирования новой типологии зданий - многофункциональных комплексов дополнительного образования.

Середина XIX века ознаменовалась зарождением системы дополнительного образования в России, тогда еще именуемой внешкольным образованием. Эта форма обучения не входила в рамки официальной государственной образовательной системы и включала в себя публичные лекции, вечерние школы, народные библиотеки, детские клубы, театральные представления и профессиональные курсы. В указанный период складывается уникальная институциональная структура дополнительного образования, которая приобрела значительное социальное значение в контексте Европы и России, отражая трансформации в экономической и культурной сферах общества. С 1918 года данное направление образования было официально признано и получило наименование "внешкольное воспитание" [2].

В 1904 году в Москве, на Введенской площади, был открыт "Народный дом", где затем начал действовать один из первых независимых детских клубов. Здание, спроектированное И.А. Ивановым-Шицом, включало народный детский сад и клуб для старших детей. Клуб занимал значительное пространство, включая просторный зал, два светлых фойе и большую комнату, используемую как буфет во время спектаклей и как читальный зал в другое время. В библиотеке клуба находились книги, игры, игрушки и художественные материалы [3,4].

Клубная деятельность была организована обществом "Сеттле-мент", существовавшим с 1906 по 1908 год, а затем переименованным в "Детский труд и отдых". Основателями общества стали С.Т. Шацкий и архитектор А.У. Зеленко, чьи проекты вдохновлены американскими образовательными методиками. После возвращения из путешествия по США Зеленко с Шацким основали организацию и построили здание в Вадковском переулке, где разместили классы, библиотеку, театр и детскую обсерваторию.

Лиговский народный дом в Санкт-Петербурге, основанный графиней Софьей Паниной в 1891 году, был награжден на Брюссельской международной выставке в 1910 году за вклад в науку и технику. Здание на улице Тамбовской, построенное в 1903 году архитектором Ю.Ю. Бенуа в стиле модерн, включало внутренний двор для занятий на свежем воздухе. В нём работали образовательные курсы Императорского Технического общества, мастерские и организовывались занятия для детей, посещавших заведение после школы. Комплекс мог вместить до тысячи человек и включал театр и библиотеки. За два года посещаемость детьми возросла с 8 тысяч до 22 тысяч [5].

В этот период активно финансировались народные дома через партнерство земств с меценатами, как, например, Народный дом в Барнауле, построенный в 1900 году по проекту И.П. Ропета. В Харькове, благодаря средствам местных жителей, построен Народный дом по проекту А.А. Венсана, также получивший признание на выставке в Брюсселе. В Санкт-Петербурге, Народный дом-читальня имени Нобеля, построенный архитектором Р.Ф. Мельцером в 1901 году, предлагал лекции университетского уровня для рабочих и местных жителей.

Таким образом, начало XX века ознаменовалось формированием нового типа учреждений дополнительного образования, воплощающих идеи образовательных и культурных инноваций и отражающих изменения в социальной структуре российского общества.

В 1920-1930-е годы в СССР активно развивалась и теоретически обосновывалась концепция внешкольного образования. Под руководством Н.К. Крупской, А.В. Луначарского и С.Т. Шацкого были заложены основы практического внедрения внешкольной работы. Этот период характеризовался разработкой задач и принципов, направленных на развитие способностей детей и повышение их интеллектуального и творческого потенциала [6].

Основная идея внешкольной работы заключалась в интересно-сти и мотивации для детей, отличаясь от школьной программы. Акцент был на самодеятельности, позволяя детям выбирать занятия по интересам, способствуя их индивидуальному и творческому развитию. Эта философия внедрялась в различные внешкольные учреждения, развивая экспериментальную педагогику и влияя на социальное и психологическое развитие молодежи.

Государственную политику внешкольного образования формировали А.В. Луначарский и Н.К. Крупская. Луначарский видел внешкольное образование как обучение вне школы, чтобы компенсировать недостатки школьной программы и способствовать развитию личности. Целью было дополнение и углубление знаний, расширение возможностей учащихся [7].

В 1918 г. начинают создаются специализированные внешкольные учреждения: Детская художественная школа (1918 г., Петроград), Дом ребенка «Пчелка», Станция любителей природы, Бюро школьных экскурсий (1918 г., Москва), Детский клуб «Муравейник» (1919 г., Пермь) и др. Характерной чертой данного типа учреждений следует назвать ориентацию на образовательную функцию и специализацию в рамках одной предметной области.

В 1918 году в Петрограде открылась первая музыкальная школа, ныне носящая имя Н.А. Римского-Корсакова. Первоначально она располагалась по адресу Лермонтовский проспект, дом 30. Первая художественная школа, названная "Курсами рисования и черчения", была открыта 20 февраля 1918 года по инициативе А.В. Луначарского на Литейном проспекте, 20, и позже переехала на Таврическую улицу, 35. Школа имела два направления: художественное и техническая графика, что способствовало подготовке специалистов для советского государства. Для детей Путиловского завода в 1918 году открыли школу искусств в особняке по адресу Рижская, 8. В настоящее время школа занимает здание на Измайловском проспекте, спроектированное в 1799 году архитектором Ф.И. Волковым для казармы лейб-гвардии Измайловского полка.

Для размещения центров дополнительного образования выделяли помещения в доходных домах и приспосабливались освободившиеся особняки. Дом ребенка «Пчелка» открылся в 1918 году в Москве в особняке Новикова (Б. Полянка, 45). Здание, построенное в 1907 году архитектором С. Гончаровым и реконструированное С.Ф. Воскресенским, стало Центром досуга и творчества «На Полянке». Архитектурно-планировочные решения особняка успешно служат целям дополнительного образования и поныне. Сейчас здесь также размещен фонд Юрия Башмета, развивающий детское творчество. Особняк включает большое помещение, ранее используемое как домашний театр.

В от же период в 1918 году в Москве открывается центр дополнительного образования естественнонаучной направленности - Биологическая станция юных натуралистов, с 1920 года - Центральная Биологическая станция юных натуралистов. В первоначальном составе кружки были представлены следующих направлений: водолюбы, орнитологи, энтомологи, ботаники, затем список расширился и появились кружки кружки звероводов, луговодов, цветоводов, фенологов, гидрометеорологов. При Биостанции была открыта колония. Для организации подобных заведений в Сокольниках использовали освободившиеся дачи. Отличительной чертой Биостанции была выраженная профессиональная направленность - дети занимались научно-исследовательской работой, выполняя задания, выдаваемые на группу, по результатам выполняется отчет, презентуемый на общем собрании. В 1928 году станция состояла из двух отделений, в ее состав входили базы растениеводства, звероводства и птицеводства,

а также научно-исследовательские лаборатории: биологическая, метеорологическая, садово-огородная, фенологическая станция и методическая библиотека. С 1930-х годах станция располагается в здании в Ростокинском проезде, в настоящее время его занимает Московский детский эколого-биологический центр.

Часто в структуре культурно-просветительских учреждений для взрослых интегрировались детские клубы. Примером служит подростковый клуб в Самаре, выполнявший образовательные, культурные и идеологические функции. Основные направления его деятельности включали организацию массовых мероприятий, работу агитационных бригад, развитие художественного и прикладного творчества, а также литературные кружки. Клуб был учрежден на базе Клуба Революции 1905 года, располагавшегося в Пушкинском доме, Народном доме, возведенном по проекту архитектора Ф. П. Засу-хина, что подчеркивает историческую преемственность в функциональном использовании зданий данного типа.

В 1918 году в Петрограде была создана первая экскурсионная биологическая станция, предоставившая школьникам возможность участвовать в научных исследованиях. Школьная биостанция, созданная в 1910 году В.Ф. Мольденгауэром, стала основой для этого нового типа учреждения. Под руководством И.И. Полянского открыли шесть станций: Павловская, Лахтинская, Детскосельская, Сестрорецкая, Петергофская и Каменноостровская.

Павловская станция была крупнейшей, занимая дачу Анненкова. В здании размещались музей, библиотека и лаборатории. Детско-сельская станция находилась в особняке графини Шуваловой, а Лах-тинская — в замке графа Стенбок-Фермора. Крестовская и Стрель-ницкая станции появились на базе яхт-клубов.(Римский-Корсаков, 1925) [8].

В 1920 году открылась Центральная станция гуманитарных экскурсий в Аничковом дворце.

В период активной индустриализации СССР особое внимание уделялось внешкольному образованию, развивая техническое творчество среди детей. Были созданы технические станции для молодежи, готовившие специалистов для экономики. Основные задачи включали работу с детьми в технических и аграрных направлениях и методическую поддержку школ и пионерских отрядов. В 1926 году в Москве открылась Центральная детская техническая станция, позже названная в честь Шверника. Через 10 лет в СССР было уже 750 таких станций, где обучались 100 тысяч юных техников. Технические станции выполняли профориентационную функцию, готовя учащихся к продолжению образования в специализированных учебных заведениях.

Период 1920-30-хх годов точки зрения исследования архитектурной среды особенно интересен появлением новой типологии: учреждения дополнительного образования детей выделяются в отдельные здания - Дома и Дворцы пионеров. Дома и Дворцы пионеров — это многофункциональные внешкольные образовательные учреждения, предназначенные для комплексного воспитания, сочетали революционный дух с элементами традиционных образовательных и культурных институтов. Названия "Дом" и "Дворец" отражали архитектурные особенности и подчеркивали связь с новой идеологией, сохраняя преемственность с прошлым [9].

Дома пионеров создавались путем объединения и расширения существующих организаций. Например, в 1923 году детский клуб «Трудовая коммуна» в Хамовническом районе Москвы стал первым Домом пионеров. В 1930-е годы в Москве активно развивались подобные учреждения, и к 1939 году их число достигло 13.

В теории воспитания того времени преобладал целостный подход к развитию личности, основанный на социальном воспитании. Система включала детей в разнообразные виды деятельности, поддерживаемые публикациями в журналах и созданием новых структур. Внешкольная работа предлагала возможности для активного участия, профессионального самоопределения и культурного развития через спортивные клубы, туристические центры, научные станции и культурные мероприятия. Широко распространились детские

лагеря, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры, библиотеки, экскурсионные станции и краеведческие центры.

Этап 3 - 1930 - 1940-е года

К концу 1930-х годов в СССР утвердилась система внешкольного воспитания, начав широкое применение разработанных ранее теорий. Создана нормативно-правовая база для регулирования деятельности внешкольных учреждений, что способствовало стабильности системы работы с детьми. Закреплены принципы идеологической направленности, связи с жизнью, взаимодействия с пионерскими и комсомольскими организациями, и участие каждого ребенка в деятельности по возрасту. Внешкольные учреждения стали важными воспитательными центрами. Школы развернули активную деятельность через кружки, секции и клубы по интересам, формируя государственную систему внешкольных учреждений и признавая их значимость в воспитании молодежи.

Основные типы внешкольных учреждений: Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, туристов, натуралистов, а также музыкальные, художественные и спортивные школы. Это обеспечило многогранное развитие интересов и талантов детей по всей стране.

Основные типы внешкольных учреждений в СССР включали Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, туристов, натуралистов, а также музыкальные, художественные и спортивные школы, что обеспечивало развитие интересов и талантов детей. К концу 1930-х годов сформировалась разветвленная система внешкольного и внеклассного воспитания. Центральные станции (технические, экскурсионные и другие) проводили занятия и исследовательскую деятельность, а также оказывали методическую поддержку кружкам и клубам. Уделялось внимание повышению квалификации педагогов через программы и мероприятия. Станции координировали внешкольную деятельность, способствуя подготовке научно-технических кадров и развитию молодежи [10].

Советом народных комиссаров РСФСР было принято постановление от 26 декабря 1932 года «О мероприятиях по развёртыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.». Документ предлагает меры для развития внешкольной работы с детьми, включая расширение инфраструктуры и вовлечение различных организаций. Рекомендуется создание спортивных площадок, клубов, библиотек и кружков в школах с участием учителей, комсомольцев, пионеров и родителей, финансируемых из местных бюджетов. Центральные и региональные органы должны разрабатывать методические документы, улучшать материальную базу и повышать квалификацию работников [11].

Это привело к законодательно закрепленному развитию сети внешкольных учреждений и росту многофункциональных центров, таких как Дома и Дворцы пионеров. Примером является первый Дворец пионеров в Харькове, открытый в 1935 году.

Бывшее здание ВУЦИК было передано для реконструкции под Дворец пионеров и октябрят, что инициировало значительную работу архитекторов, художников и специалистов. Проект возглавил архитектор П. Шпара. Дворец должен был включать малый концертный зал, спортивный комплекс, зимний сад и кукольный театр. Для этого здание расширили до улицы Свободной Академии, охватив почти весь квартал. Архитектор А. Линецкий, реконструирующий здание в 1922-23 годах, сохранил черты русского классицизма. Проведены тщательные обмеры и составлены планы всех этажей. К работе привлекли специалистов по школьному и эстетическому воспитанию, а также представителей общественности. Основная задача заключалась в интеграции различных помещений: зимний сад, спортзал, театры, студии и лаборатории. Архитекторы и художники, включая Б. Приймака, В. Пушкарёва и других, активно участвовали в проектировании интерьеров. В 1935 году Дворец был открыт, став важным культурным центром Харькова и привлекая внимание из других городов [12].

Дворцы и Дома пионеров вначале открывались в крупных городах, таких как Москва, Ленинград и Харьков. Эти учреждения часто

X X О го А С.

X

го т

о

2 О

м ■р»

сч о сч

о ш т

X

<

т О X X

размещались в особняках и дворцах с большими залами для концертов, собраний и лекций. Они предлагали разнообразные кружки и секции для всестороннего развития детей.

Помещения Дворцов и Домов пионеров включали мастерские, лаборатории, лектории, читальные и актовые залы, что поддерживало политехническое образование. Ленинградский дворец пионеров разместился в Аничковом дворце, включающем отделы техники, науки, художественного воспитания, физкультуры, библиотечный и политико-массовый. Отдел техники имел кружки по 12 направлениям. Московский городской дом пионеров также располагался в красивом особняке, окружённом парком и цветниками. Творческая атмосфера чувствовалась во всем, от оформления до разнообразия планов работы.

Так, в 1939 году только в трех крупнейших дворцах пионеров работу с детьми вели более тысячи двухсот кружков и более семисот педагогов [9].

Дома и дворцы пионеров были созданы с целью обеспечения комплексного развития детей и подростков. Они способствовали развитию их талантов, формированию общественной активности, увлечению наукой, техникой и искусством. Эти учреждения также ориентировались на профессиональное направление молодежи, организацию качественного культурного досуга и поддержание здоровья учащихся.

Подводя итог анализу Домов и Дворцов пионеров, выявляются несколько важных аспектов. Во-первых, для их размещения часто использовались существующие здания, сменившие владельцев после революции. Эти здания оказались удобными для адаптации под новые нужды общества. Во-вторых, их объемно-планировочная структура позволяет обеспечить необходимое функциональное наполнение, что подтверждается их использованием в наши дни с тем же функционалом, что и десятилетия назад. Третий важный аспект — архитектурно-художественные решения этих зданий отвечают требованиям педагогическим, идеологическим и социально-политическим. Они служат не только функциональными пространствами, но и символами нового общественного порядка. Кроме того, архитектура этих зданий оказала значительное влияние на проектные решения для нового строительства. Функциональное зонирование соответствовало различным видам деятельности, таким как массовые мероприятия, учебная и клубная работа, библиотеки и досуг. Наконец, планировка участков учитывала проведение разнообразных мероприятий, включая парады, спортивные и игровые мероприятия, что подчеркивает их значимость в развитии молодежного движения и культуры.

Задача строительства специализированных задний для внешкольной работы к 50-м годам конкретизируется, номенклатура помещений формируется за счет накопленного опыта работы. Одним из примеров такого здания является Рязанский Дом пионеров, построенный в 1957 году по проекту архитектора И.П. Антипова. В начале 1936 года бюро Рязанского райкома комсомола объединило внешкольные учреждения, такие как районный дом пионеров, дом художественного воспитания детей и детскую техническую станцию, в единый пионерский дом. С того момента количество кружков и клубов постоянно увеличивалось. В 1952-53 учебном году в Доме пионеров функционировали 39 различных кружков: фотостудия, театр кукол, оркестр народных инструментов, изостудия, духовой оркестр, краеведческий кружок, радиоклуб, клуб собаководов, литературный клуб, авиамодельная студия и спортивный центр. К сороковым годам направления работы Дворца пионеров охватывали практически все возможные интересы подростков того времени.

Тарасова, Т. А. История и особенности архитектуры Рязанского городского Дворца детского творчества (Дома пионеров) [13].

Строительства специализированных зданий для внешкольной работы в 1950-е годы ведется по по техническому заданию, составленному в соответствии с точным функциональным планом. Состав помещений зданий данной типологии сформировался за счет накопленного опыта. Примером такого проекта является Рязанский Дом

пионеров, построенный в 1957 году по проекту И.П. Антипова. В 1936 году бюро Рязанского райкома комсомола объединило внешкольные учреждения в единый пионерский дом. К 1952-53 учебному году в Доме пионеров уже функционировали 39 различных кружков, охватывающих разные сферы деятельности. К сороковым годам направления работы Дворца пионеров охватывали практически все потенциальные подростковые интересы того времени.

Дворец пионеров располагает общей площадью свыше 5 тысяч квадратных метров. В его структуре присутствуют различные функциональные зоны, включая зрительный зал, зал для массовых игр и танцев, лекторий, гимнастический зал, а также отделы техники, натуралистической работы, краеведения и туризма. На территории Дворца организован парк, в котором размещены скульптура юного В. И. Ленина и фонтан-каскад. В 1959 году в Дворце пионеров было зарегистрировано более 2 тысяч детей, занимающихся в 96 кружках.

Здание Дома пионеров было разработано с учетом функциональных потребностей, что обеспечило успешность проекта. Оно представляет собой типичный пример советского неоклассицизма с элементами ампира, отражая репрезентативный характер общественных сооружений 1950-60-х годов. По образцу И.П. Антипова были возведены аналогичные сооружения в других городах. В последующем стилистика архитектурных форм менялась, но сохраняла монументальность.

К 1957 году в Советском Союзе было построено 2153 дворца и дома пионеров, а к концу 1980-х их количество превысило 3800. В 1960-е внешкольные учреждения приобрели значительное значение, отражая влияние научно-технической революции на формирование личности. Кружки технического творчества, туристско-краеведче-ские, эстетические, физкультурно-спортивные и природоведческие стали особенно популярными. Более 200 программ для кружков были разработаны специалистами из разных областей и рекомендованы Министерством просвещения СССР. Методики работы, эксперименты и участие в научных экспедициях были тщательно подготовлены для руководителей кружков, включая научных работников, студентов и преподавателей. Также сформировались требования к архитектурно-планировочному решению и функциональному зонированию внешкольных учреждений. Это включало в себя не только создание комфортных пространств для занятий, но и обеспечение функциональности соответствующих потребностям учащихся. Архитектурные и планировочные решения были адаптированы под специфику работы кружков и клубов, что позволило эффективно организовать учебный процесс и различные массовые мероприятия.

Выводы. Строительство Домов и Дворцов пионеров в 1930-х годах отражало новую типологию зданий, подчеркивая важность внешкольной деятельности в формировании личности детей и молодежи. Развитие сети внешкольных учреждений требовало новых подходов к архитектурно-планировочным решениям и функциональному зонированию. В последующие десятилетия архитектура этих учреждений эволюционировала, отражая современные требования и стандарты. Несмотря на исчезновение Домов и Дворцов пионеров, дополнительное образование продолжает развиваться, интегрируя научно-технические и инженерные направления, готовя молодежь к вызовам современного мира и обеспечивая им необходимые знания и навыки для успешной социальной адаптации и профессиональной реализации.

Литература

1. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей / под ред. М.Н. Поволяевой. - М., 2002. - С.17.

2. Голованов, В. П. Историко-педагогические уроки становления и развития сферы дополнительного образования детей в современной России / В. П. Голованов // Дополнительное образование детей в России: историческое наследие и современные проблемы : Материалы V междунар. научно-практической конференции, посвященной 100-летию системы дополнительного образования детей,

Курск, 01-02 февраля 2018 года / Под общей редакцией Т.А. Анто-польской, Т.В. Якуниной. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. - С. 11-23.

3. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Березина.

- М., 2002. - 391 с.

4. Чеков М. О. Теория и практика дополнительного образования детей в России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2003.

5. Андросова Нонна Олеговна Предшественники современных социокультурных кластеров. Народный дом графини Софьи Паниной // Культурное наследие России. 2013. №3-4. URL: https://cyberleninka.m/article/n/predshestvenniki-sovremennyh-sotsiokultumyh-klasterov-narodnyy-dom-grafini-sofi-paninoy (дата обращения: 10.05.2024)

6. Голованов, В. П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей. К 90-летию государственной системы дополнительного образования детей / В. П. Голованов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2009. - № 1(12). - С. 69-84.

7. Астафьева Елена Николаевна Трактовка образования А. В. Луначарским в официальных документах советской власти (конец

1917-1918 год) // Историко-педагогический журнал. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traktovka-obrazovaniya-a-v-lunacharskim-v-ofitsialnyh-dokumentah-sovetskoy-vlasti-konets-1917-

1918-god (дата обращения: 10.05.2024)

8. А.В. Самокиш Школьные и инструкторские биологические станции в Петрограде-Ленинграде // Историко-биологические исследования. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnye-i-instruktorskie-biologicheskie-stantsii-v-petrograde-leningrade (дата обращения: 11.05.2024)

9. Медынский Е.Н. Просвещение в СССР. - М.: Учпедгиз, 1955

- 239 с.

10. Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР.

- 1939. - №8.

11. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства РСФСР за 1933 г. № 1-35. Отдел первый. — М.: ГИЗ Сов. законодательство.

12. П.Шпара Руководитель коллектива проектировщиков и строителей Дворца («Лешнська змна», 26.05.1987

13. Дворца детского творчества (Дома пионеров) / Т. А. Тарасова, Е. Н. Костылева // Новые технологии в учебном процессе и производства : Материалы XVI межвузовской научно-технической конференции, Рязань, 17-19 апреля 2018 года / Под ред. Платонова А.А., Бакулиной А.А.. - Рязань: Индивидуальный предприниматель Жуков Виталий Юрьевич, 2018. - С. 471-475.

Historical background for the formation of the architectural environment of institutions of additional education

Korotkova A.S.

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University

JEL classification: L61, L74, R53

The article examines the historical prerequisites for the formation of the architectural environment of institutions of additional education. The evolution of architectural solutions from the early 20th century to the creation of the first Pioneer Houses and Palaces in the 1930s is analyzed. Special attention is paid to the influence of historical, sociocultural, and pedagogical factors on the formation of the architecture of additional education institutions. Various forms of extracurricular education organization are considered, and an analysis of the architectural and planning solutions for buildings intended for these purposes is provided. The study showed that the diversity of forms and methods of extracurricular education that emerged in the early 20th century was systematized in the 1930s, which allowed the formation of requirements for the functional content, architectural and planning, and spatial solutions of multifunctional centers for extracurricular (additional) education. Additionally, examples of specific buildings, their architectural features, and compliance with the educational standards of that time are considered, allowing for a better understanding of the development and transformation of architectural concepts in response to the educational needs of society. The results of the study are relevant for understanding the historical context of designing modern supplementary education institutions and for forming pedagogical and social requirements for this building typology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: architecture; additional education; historical prerequisites; architectural and planning solutions; pedagogical conditions.

References

1. Dictionary-Reference book of terminology in additional education of children / ed. by M.N. Povolyaeva. - M., 2002. - C.17.

2. Golovanov, V. P. Historical and pedagogical lessons of formation and development of the sphere of additional education of children in modern Russia / V. P. Golovanov // Additional education of children in Russia: historical heritage and contemporary problems : Proceedings of the V international scientific-practical conference dedicated to the 100th anniversary of the system of additional education of children, Kursk, February 01-02, 2018 / Under the general editorship of T. A. Antopolskaya, T. V. Yakunina. -Kursk: Closed Joint-Stock Company "Universitetskaya kniga", 2018. - C. 11-23.

3. Berezina, V.A. Additional education of children as a means of their creative development: Cand. Cand. ped. sciences / V.A. Berezina. - M., 2002. - 391 c.

4. Chekov M. O. Theory and practice of supplementary education of children in Russia : auth. Dr. of pedagogical sciences. Samara, 2003.

5. Androsova Nonna Olegovna Predecessors of modern socio-cultural clusters. People's House of Countess Sofia Panina // Cultural Heritage of Russia. 2013. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predshestvenniki-sovremennyh-sotsiokulturnyh-klasterov-narodnyy-dom-grafini-sofi-paninoy (date of reference: 10.05.2024)

6. Golovanov, V. P. Historical lessons of formation and development of the Russian system of additional education of children. To the 90th anniversary of the state system of additional education of children / V. P. Golovanov // Bulletin of the Orthodox Svyato-Tikhonovsky Humanitarian University. Series 4: Pedagogy. Psychology. - 2009. - № 1(12). - C. 69-84.

7. Astafieva Elena Nikolaevna Interpretation of education by A. V. Lunacharsky in official documents of the Soviet power (the end of 1917-1918) // Historical and Pedagogical Journal. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traktovka-obrazovaniya-a-v-lunacharskim-v-ofitsialnyh-dokumentah-sovetskoy-vlasti-konets-1917-1918-god (date of reference: 10.05.2024)

8. A.V. Samokish School and instructor biological stations in Petrograd-Leningrad // Historical and Biological Studies. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnye-i-instruktorskie-biologicheskie-stantsii-v-petrograde-leningrade (date of reference: 11.05.2024)

9. Medynsky E.N.. Enlightenment in the USSR. - Moscow: Uchpedgiz, 1955 - 239 p.

10. Collection of orders and instructions on the People's Commissariat of Education of the RSFSR. - 1939. - №8.

11. Collection of decrees and orders of the Workers' and Peasants' Government of the RSFSR for 1933, No. 1-35. Division one. - Moscow: GIZ Sov. legislation.

12. P.Shpara Head of the team of designers and builders of the Palace ("Leninska zmina", 26.05.1987).

13. Palace of Children's Creativity (House of Pioneers) / T. A. Tarasova, E. N. Kostyleva // New technologies in the educational process and production : Proceedings of the XVI interuniversity scientific and technical conference, Ryazan, April 17-19, 2018 / Edited by A. A. Platonov, A. A. Bakulina. - Ryazan: Individual entrepreneur Zhukov Vitaly Yuryevich, 2018. - C. 471-475.

I I О го А J=

I ГО

m

о

2

О ГО •Рь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.