Тедеева У.Ш.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социально-экономических наук.
Северо-Осетинская государственная медицинская академия.
Болурова А.Н.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.
Джазаева И.А.-А.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.
Северо-Кавказская государственная академия.
Исторические особенности взаимоотношений власти и общества в России
Общество играет важную роль в формировании государственной политики, то есть в определении и реализации стратегий и приоритетов, которые власть принимает для достижения своих целей и удовлетворения потребностей общества в целом.
Общество активно участвует в процессе принятия решений, связанных с государственной политикой. Это может происходить через участие в общественных слушаниях, консультациях, публичных выступлениях и других формах общественного участия. Общество может предлагать свои идеи, экспертные знания и рекомендации, которые могут быть учтены при разработке и принятии государственных решений. Такое участие способствует более качественному и сбалансированному принятию решений, учитывающих различные интересы и потребности общества. Основными принципами взаимоотношений власти и общества являются сотрудничество, открытость, доверие, участие в принятии решений.
Из опыта отечественного исторического развития, главенствующую роль в отношениях между властью и обществом играет неоднозначные взаимоотношения между устоявшимися взглядами и новациями, порождающие особенности осуществления социально-экономических и политических преобразований. На разных исторических этапах такие ситуации обновляют ценность всесто-
Актуальные вопросы исторических наук №73 год 2023
роннего исследования и анализа взаимоотношений государства и ■
общества.
В отечественной историографии и политической публицистике укоренилась традиция рассматривать государство в качестве главного действующего лица и даже «моносубъекта» (Ю. Пивоваров, А. Фурсов) российского исторического процесса. Тем не менее, в определенные периоды своей истории Русский Левиафан оказывался не в состоянии противодействовать не внешним, а внутренним вызовам. В эти моменты власть, способная пережить иноплеменные нашествия и создать могущественную империю, по словам Василия Розанова, «линяла за два дня». Так было в феврале 1917 года, так произошло и в декабре года 1991 [1, с. 204].
На развитие взаимоотношений государства и общества также оказали существенное влияние государственные преобразования в области идеологического, национального и административно-территориального строительства, экономических изменений.
Русская революция 1917 г. выдвинула задачу создания принципиально новых отношений между властью и обществом как для выхода из того глубокого социально-экономического кризиса, в котором оказалась страна, так и для преодоления отставания от передовых держав. В ходе революции был апробирован ряд моделей, причем на окраинах развалившейся империи эти модели приобретали весьма своеобразные формы. Региональная специфика накладывала отпечаток на ход революционного процесса и в масштабах всей страны [2, с. 206].
Общество играет важную роль в отслеживании действий власти и контроле за осуществлением ее функций, выполнении своей обязанности и реализации обещанных вопросов. Осуществляя такой мониторинг общество может выступать в качестве независимого наблюдателя, который прослеживает нарушения и недостатки при осуществлении государством своих властных функций. Такой мониторинг реализует основные принципы взаимоотношений власти и общества, способствует сохранению прозрачности и открытости государственной деятельности и способствует предупреждению коррупции и злоупотреблений.
Взаимоотношения между властью и обществом ни в одном государстве не развиваются с легкостью и определенно, это долгий и кропотливый процесс налаживания взаимоотношений.Так, с
одной стороны государство воздействует на различные движения, _
№
общественные организации через законодательные, исполнительные и судебные органы, с другой общество влияет на государство и властные структуры путем участия граждан в государственном управлении.
На рубеже ХХ-ХХ1 в. в России был сформирован отличающийся от СССР механизм взаимодействия власти и общества. В основу его были положены многопартийность, избирательные кампании и насаждаемые сверху новые идеологические ценности. В государстве была осуществлена перестройка политической системы России. Этот сложный процесс, связанный с изменением традиций, неоднократно превращался в общественные, политические и даже гражданские конфликты.
Основными каналами взаимодействия в СССР были партия, комсомол, рабочие коллективы и общественные объединения. Через групповые формы рассмотрения различных проблем и вопросов обеспечивалась не только обратная связь между властью и обществом, но и поддерживались морально-нравственные, традиционные устои общества. Со сменой социализма в России изменился сам характер и взаимоотношения власти и общества. Все важнейшие политические инициативы исходили непосредственно от власти и ее органов. Влияние мнения общества на власть исчезло вместе с ликвидацией социализма в нашей стране.
При естественном историческом развитии социальных процессов власть и общество должны играть независимую роль в формировании государственного пути. Угнетение одной из сторон и взятие другой стороной бескомпромиссных полномочий принятия решений по определению направления курса страны, приводит к нарушению системы противовесов и сдерживания и как следствие однополярное изменение принятия стратегических решений.
Наиболее значимым процессом взаимодействия власти и общества, является референдум. Народное голосование позволяет обществу открыто, демократическим путем высказаться по всем значимым вопросам развития страны, оценить продуктивность управленческой деятельности власти, скорректировать, при необходимости, соответствующий социально-экономический курс государства.
Подводя итоги, можно отметить, что взаимоотношения государства и общества - это сложный двухсторонний процесс, требующий принятия компромиссов обеих сторон.
Актуальные вопросы исторических наук №73 год 2023
Библиографический список
1. Маркедонов С.М., Рябов А.В., Курилла И.И., Бордюгов Г.А. Власть и общество в России: конкуренция, конфронтация, сотрудничество // НП/NP. 2022. № 2. С. 204-242.
2. Личность, общество и власть в истории России: сборник научных статей, посвященный 70-летию д-ра ист. наук, проф. В.И. Шишкина / редкол.: Т.И. Морозова (отв. секр.), В.М. Рынков (отв. ред.), А.И. Савин (отв. ред.) [и др.]; Ин-т истории СО РАН. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2018. 207 с.
References
1. Markedonov S.M., Ryabov A.V., Kurilla I.I., Bordyugov G.A. Power and society in Russia: competition, confrontation, cooperation // NP/NP. 2022. № 2. P. 204-242.
2. Personality, society and power in the history of Russia: a collection of scientific articles dedicated to the 70th anniversary of Dr. History. sciences, prof. IN AND. Shishkina / editorial board: T.I. Morozova (responsible secretary), V.M. Rynkov (ed.), A.I. Savin (responsible editor) [and others]; Institute of History SB RAS. - Novosibirsk: Publishing House SB RAS, 2018. 207 p.