Научная статья на тему 'Исторические особенности в домостроении дагестанцев в хiх-хх вв. ) (на материале полевых исследований)'

Исторические особенности в домостроении дагестанцев в хiх-хх вв. ) (на материале полевых исследований) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩЕ / ВЗАИМОПОМОЩЬ / КАМЕНЬ / ПРЕДГОРЬЕ / ГОРЫ / ТЕРРИТОРИЯ / ДАГЕСТАНЦЫ / HOUSING / MUTUAL AID / STONE / FOOTHILLS / MOUNTAINS / TERRITORY / DAGESTANIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдулкеримова З. З.

В статье рассматривается общая историко-этнографическая особенность домостроительства дагестанцев. Особое внимание в ней уделяется комплексному анализу полевого материала и традиционной литературы, а также определению приемов и методов домостроительства с учетом хозяйственно-культурного типа (ХКТ), так как территорию Дагестана по топографическому положению разделяют на несколько зон (равнинную, предгорную, горную и высокогорную). Данное исследование дает возможность выявить общие и специфические особенности давних традиций дагестанцев, что способствует определению общей историко-этнографической картины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brief historical features in the house-building of the Dagestanis in the nineteenth and twentieth centuries) (on the basis of field research)

The article is devoted to the general historical and ethnographic characteristics of the Dagestanian house-building. Particular emphasis is placed on the definition of methods and methods of house-building, taking into account the economic and cultural type (CCT), since the territory of Dagestan, according to its topographical position, is divided into several zones (lowland, foothill, mountainous and highland). Such a study makes it possible to identify common and specific features of the old traditions of Dagestanis, which contributes to the definition of a common historical and ethnographic picture.

Текст научной работы на тему «Исторические особенности в домостроении дагестанцев в хiх-хх вв. ) (на материале полевых исследований)»

УДК 39:61= (351.22)

Б01: 10.21779/2542-0313-2019-34-2-21-26 З.З. Абдулкеримова

Исторические особенности в домостроении дагестанцев в Х1Х-ХХ вв.) (на материале полевых исследований)

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; zumrud-69@mail.ru

В статье рассматривается общая историко-этнографическая особенность домостроительства дагестанцев. Особое внимание в ней уделяется комплексному анализу полевого материала и традиционной литературы, а также определению приемов и методов домостроительства с учетом хозяйственно-культурного типа (ХКТ), так как территорию Дагестана по топографическому положению разделяют на несколько зон (равнинную, предгорную, горную и высокогорную). Данное исследование дает возможность выявить общие и специфические особенности давних традиций дагестанцев, что способствует определению общей историко-этнографи-ческой картины.

Ключевые слова: жилище, взаимопомощь, камень, предгорье, горы, территория, дагестанцы.

Традиционное жилище народов Дагестана представляет собой сложный исторический комплекс и включает различные компоненты культуры и быта. В связи с этим жилище приобретает «как этноинтегрируюшее, так и этногенерирующее значение» [1, с. 3].

Изучением вопросов этнографии в целом и традиционными жилищами в частности занимаются не только специалисты-этнографы, но и археологи, историки культуры, архитекторы. Каждый исследователь, исследуя проблемы жилищ в динамике, дает свое оригинальное определение этому важному компоненту материальной культуры. Очень интересно определение известного советского этнографа А.И. Робакидзе, справедливо называвшего жилище «важнейшим ингредиентом» [2, с. 60].

В любой научной сфере существует своя терминология, определяющая глубину тех или иных особенностей, имеющая лингвистическое своеобразие, связанное с диалектными различиями; и жилище в этом случае не является исключением. Например, у даргинцев дом называют къали, у кумыков - юрт и т. д.

По определению этнографов, жилище - это «естественное или искусственное убежище человека для защиты от непогоды, различным образом устроенное в соответствии с климатическими условиями, для удовлетворения общих человеческих потребностей в жилье (преимущественно для приготовления и приема пищи, отдыха и сна), а начиная с эпохи социальной дифференциации - и из престижных соображений» [3, с. 36].

Характер жилища, его форма и планировка в первую очередь определяются при-родно-географическими условиями. Дагестан является уникальным по своим территориальным особенностям, заключающимися в многообразии экологических форм. Это ландшафты от песчаных и солончаковых пустынь до пойменных лугов и болот и от

низменностей до высокогорных лугов. Подобное разнообразие природы способствовало возникновению зональной и подзональной специализации постройки домов.

Итак, характер жилища определялся комплексом местных природно-географи-ческих условий, уровнем социально-экономического развития, типами хозяйства, этническими традициями. Не последнее место занимало и наличие определенного вида строительного материла, характерного для каждой подзоны: камень, ценные породы строительного леса - в горах (и предгорье), камыш и саманный кирпич - в равнинной (нижней) части.

Различия жилища дагестанцев во многом обуславливались зональными особенностями и хозяйственной деятельностью. Большинство народов Дагестана при постройке дома в основном ориентировались на юго-восток, как и другие народы Кавказа. На это было много причин. Во-первых, глухая сторона дома, обращенная на север и запад, давала определенную защиту от холода. Во-вторых, данное предпочтение позволяло получать больше солнечного тепла. В-третьих, решалась и проблема освещения, которая в условиях отсутствия окон была очень важной. Согласно планировке дома свет проникал через отверстие в крыше. Указывая на проблемы освещения в традиционных жилищах кавказцев в целом и дагестанцев в частности, известный этнограф И.Н. Березин писал: «Комнаты освещаются преимущественно дверями, в крайности прибегают и к окнам или лучше к отверстиям без рам и стекол, по большей части закрытыми деревянными ставнями» [4, с. 60].

Тем не менее, такая ориентация в постройке жилищ не всегда положительно сказывалась на потребностях местных жителей. Дело в том, что в летний период, защищаясь от солнца, хозяева закрывали веранды в домах деревянными шторами. Ввиду отсутствия стекла применение различных природных приспособлений в целях защиты от солнца жителям равнинной части подтверждается также этнографическими описаниями С. Броневского: «Окна без стекол, - писал он, - закрываются камышовыми рогожами» [5, с. 448]. Говоря о способах строительства домов на Кавказе, он писал: «Дома строят из неотесанных камней, связывая оные глиной и деревянными перекладинами, крыши плоские, засыпанные землею, а где есть нефть, смешивают землю с нефтью» [5, с. 488]. Очевидно, С. Броневский адресовал сказанное исключительно жителям предгорной части, где использование леса было интенсивным и расточительным, что привело к замещению дерева камнем.

Другой известный кавказовед П. Пржецлавский писал, указывая на недостатки окон и дверей, чаще изготовленных из твердых пород дерева: «...вместо окошек маленькие отверстия, а двери до того низки, что не привыкшему к поклонам и обиванию порогов человеку приходится часто носить на лбу шишки» [6, с. 142].

Эволюцию дореволюционного жилища, обусловленную новым экономическим и культурным подъемом, следует отнести к периоду второй половины XIX века. Этот период характеризуется появлением стекла и железных изделий (петель, задвижек, ручек и т. п.). Известный ученый и специалист в области жилища народов Кавказа И. Пантю-хов писал: «Жилище - очень хороший показатель способности населения изменяться соответственно требованиям культуры» [7, с. 137].

Касаясь вопросов планировки или типов жилищ дагестанцев, следует отметить, что древнейшим видом жилища дагестанцев являлось однокамерное помещение с очагом расположенным, как правило, посередине. Изменение фасада могло происходить за счет дробления камеры или же присоединения дополнительных построек. Большая комната называлась у основной части дагестанцев «комнатой огня» и являлась общей

для всей семьи, т. е. «служила и спальней, и кухней, и кладовой (здесь хранили: зерно, муку, сушеное мясо и другие припасы) [8, с. 107].

Кроме того, следует учесть этнические особенности этажности дома, в первую очередь природно-климатические [9, с. 29]. Так, у жителей равнины и предгорья преобладали усадебные застройки, где «нет той тесноты и скученности построек, которая характерна для горных аулов» [10, с. 243].

Усадебный тип застройки характеризовался еще и тем, что формировался в первую очередь под влиянием многоотраслевого хозяйства, включающего развитое земледельческое хозяйство, скотоводство и разведение домашней птицы. В процессе жизнедеятельности закрытый двор превратился в навес. Одноэтажное жилище местные жители называли «низкий дом». Жители предгорья наряду с жилищем имели небольшой двор, представляющий собой некую мини-усадьбу.

Другой особенностью жилища представителей равнинной части являлись надворные постройки и двор, строившиеся главным образом из бревен, доставляемых из местных лесных ресурсов.

Помещения, используемые для хозяйственных нужд, можно разделить на помещения, в которых содержался домашний скот, и помещения для хранения сена, соломы и т. п. Если говорить об их бытовании согласно зональности, то и здесь будут обнаруживаться особенности, связанные с тем, что жители предгорья предпочитали плетенык загоны, а также специальные помещения-хранилища (у даргинцев - цуга) для соломы. Такие же хранилища встречаются и у кумыков.

Если у жителей равнины был лоджийный тип жилища, то у жителей горных долин - верандный тип. Балконы строились двух типов: с деревянной крышей или же в виде открытой площадки. Арочная система мало применялась в равнинно-предгорной части, ареал распространения этой системы приходился на нагорную часть Дагестана.

В технике строительства жилищ предгорной части преобладали деревянные карнизы, столбы, балки, что объяснялось наличием природных ресурсов, в данном случае лесов. Старожилы отмечают, что лучшим временем года для вырубки леса считалась середина лета или середина зимы, так как в этот период насекомые-вредители (черви-древоточцы) представляют наименьшую угрозу для леса (полевой материал 2004 г., информатор Магомедов Магомед Мирзаевич, 1927 г. р., с. Мюрего.)

Жилища в горной и предгорной части строились в два этажа с плоской кровлей. Первый этаж отводился под содержание домашнего скота, а второй служил жилищем для хозяев дома. «Построив двухэтажный дом, - пишет С.Ш. Гаджиева, - житель предгорной полосы мог значительно сократить участок, занятый под различными надворными постройками, и разместить в первом этаже хозяйственные службы, даже часть скота» [11, с. 63].

Жители высокогорной части Дагестана в хозяйственных нуждах предпочитали использовать сеновалы на арочных конструкциях. Не последнее место при строительстве жилищ занимала и эстетическая сторона. Жилища украшались арочными конструкциями из обтесанного камня, резными воротами и консольными щитами, фигурными центральными столбами. Рисунки с изображением солярных знаков, ладоней, цветов и т. п. наносились на камень или дерево, что говорит о развитии народных промыслов.

Традиции домостроения дагестанцев не обходились без практики взаимопомощи, например при строительстве дома. Один из основных видов взаимопомощи у даргинцев назывался билхъа, у лакцев - марша и т. д. Данная традиция наблюдаются у всех народов Дагестана [12, с. 101].

Главным условием организации начала постройки дома было назначение хозяином строящегося дома дня сбора помощников, среди которых были оповещенные заранее родственники, соседи, друзья, односельчане. Оказание помощи застройщику родственниками и сельчанами при постройке дома «делало возможным постройку двухэтажного дома даже несостоятельным горцам» [13, с. 203].

Согласно определению Г.Ф. Чурсина, «мало-помалу, постройка жилища становится делом самой семьи, но как пережиток былых порядков обычай требует от родственных семей и соседей участия хотя бы в заключительных моментах постройки» [14, с. 34].

Существовал и другой вариант, когда жилой дом строили местные или наемные мастера. Оплата строителей производилась главным образом зерном. Питание им обеспечивали родственники, друзья и соседи хозяина дома.

При строительстве дома главным условием было приобретение строительных материалов (камень, лес, камыш, глина и т. д.). Строительный камень добывался в каменных карьерах, кроме того, для утрамбовки крыш использовали мелкий камень (щебенку). Камень добывали с помощью лома, кирки и других приспособлений, но иногда использовали и порох для взрыва.

Для жителей равнины основным традиционным строительным материалом служил сырцовый кирпич - саман. Его изготавливали ручным способом в большинстве случаев на окраине села. Для этого предварительно переработанная глина и рубленая солома заливались в деревянную форму, представляющую собой прямоугольник. Для удобства в работе по краям формы располагались ручки. Полученный кирпич сушили не менее недели. Затем кирпич складывали в виде конусообразной горки, в шахматном порядке, так, чтобы между кирпичами оставалась щель для проникновения воздуха.

В качестве закрепляющего материала использовали глину, которую добывали с помощью топора и мотыги, ее привозили из лесистой местности (полевой материал 2018 г. информатор Магомедова Патимат Магомедовна 1922 г. р., с. Бурдеки ).

Строительство дома начиналось с закладки фундамента. Лучшим считалось сухое, ровное место, с мягким грунтом, и лишь в очень редких случаях дом возводился на крепком грунте, заменяющем фундамент. После возведения первого и второго этажей, высота которых не превышала 2,5 м, сооружали крышу. Для этого сверху на стены клали массивные брусья на расстоянии 70-80 см, поверх укладывали дубовые бруски, накладывали хворост, который, в свою очередь засыпали землей и мелким щебнем. Толщина слоя обычно не превышала 20-25 см. Уход за крышей был тщательным. Для утрамбовки крыши, которая проводилась после каждого дождя, использовали специальный каменный каток весом 25 кг. Поднять на крышу его могли лишь с помощью нескольких мужчин. Для дымохода высотой не менее полуметра от уровня крыши проделывали специальное отверстие.

О материале для перекрытия крыши и различных мерах против ее протекания П. Пржецлавский писал: «Крыши плоские, убитые и смазанные глиной, с примесью самана и гуана, вообще не удерживают течи. Для предупреждения этого неудобства считается лучшим средством засыпать щели, образующиеся от жары в крышах, золою. По совершении этой операции крыша убивается вальками, укатывается каменным катком и составляет сплошную твердую массу» [6, с. 277].

Отличительные особенности между жилищем жителей равнины и предгорья и гор обнаружились и в технике устройства водостока. В первую очередь это было связано с тем, что саманный дом больше нуждался в уходе, чем каменный, особенно его наруж-

ные стены, лишенные обмазки, которые, по словам П. Пржецлавского, «... имели вид развалин, почерневших от времени и атмосферических влияний» [6, с. 277].

Жители нижнего предгорья использовали земляной валик, иногда и каменный карниз, чтобы вода не стекала по стенкам, а собиралась там, где были установлены водостоки. По этому поводу Г.Я. Мовчан писал: «Назначение их в том, чтобы предупредить проникновение воды вовнутрь стены» [15, с. 201].

Жилище народов Дагестана менялось от архаичного примитивного сооружения до современного благоустроенного жилья. Выявлены специфические особенности, связанные с характерной зональностью, такие как скученность или же отсутствие тесноты (усадьба), этажность, форма и планировка, строительные материалы, способствующие развитию специфичных архитектурных традиций [16, с. 12], [17].

Литература

1. ОсмановМ.О. Жилище даргинцев в Х1Х-ХХ веках. - Махачкала, 2009.

2. Робакидзе А.И. К вопросу о форме поселения в Сванетии // КСИЭ. - Вып. 29. - М., 1958.

3. Свод этнографических понятий и терминов / под ред. Бромлей Ю.В., Штро-бах Г. Вып. 3. Материальная культура. - М., 1989.

4. Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Ч. I. - Казань, 1849.

5. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. ???Ч. II. 1823.

6. Пржецлавский П. Дагестан его нравы и обычаи // Вестник Европы. - 1867. -Т. III, № 3.

7. Пантюхов М.И. О пещерных и позднейших жилищах на Кавказе. - Тифлис,

1896.

8. Алимова Б.М. Кайтаги. XIX - начало XX в. (историко-этнографическое исследование). - Махачкала, 1998.

9. Абдулкеримова З.З., Абдулкеримов Б.Б. Краткий очерк истории мюрегинцев // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2. - 2016. - Т. 31, вып. 4.

10. Агаширинова С.С. Поселения лезгин в XIX - начале XX века // УЗ ИИАЭ. Т. VI. - Махачкала, 1959.

11. Гаджиева С.Ш. Материальная культура кумыков XIX-XX вв. - Махачкала,

1960.

12. Взаимопомощь в хозяйственной деятельности лакцев (вторая пол. XIX -нач. XX в.) // Хозяйство народов Дагестана в XIX-XX вв. - Махачкала, 1979.

13. Хан-Магомедов С. О. Жилище табасаранцев // СЭ. - 1951. - № 4.

14. Чурсин Г. Ф. Очерки по этнологии Кавказа. - Тифлис, 1913.

15. Мовчан Г.Я. Из архитектурного наследия аварского народа // СЭ. - 1947. -

№ 4.

16. Абдулкеримова З.З. К вопросу о некоторых особенностях системы земледелия (на примере полевых исследований системы земледелия даргинцев ХК-ХХ вв.) // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2. - 2018. - Т. 33, вып. 2.

17. Абдулкеримова З.З., Абдулкеримов Б.Б. Краткий очерк истории мюрегинцев // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2. Т. 31, вып. 4. - Махачкала, 2016.

Поступила в редакцию 17 мая 2019 г.

UDC 39:61= (351.22)

DOI: 10.21779/2542-0313-2019-34-2-21-26

Brief historical features in the house-building of the Dagestanis in the nineteenth and twentieth centuries) (on the basis of field research)

Z.Z. Abdulkerimova

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; zumrud-69 @mail.ru

The article is devoted to the general historical and ethnographic characteristics of the Dagesta-nian house-building. Particular emphasis is placed on the definition of methods and methods of housebuilding, taking into account the economic and cultural type (CCT), since the territory of Dagestan, according to its topographical position, is divided into several zones (lowland, foothill, mountainous and highland). Such a study makes it possible to identify common and specific features of the old traditions of Dagestanis, which contributes to the definition of a common historical and ethnographic picture.

Keywords: housing, mutual aid, stone, foothills, mountains, territory, Dagestanis.

Received 17 May, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.