Попова Светлана Владимировна, Попов Максим Евгеньевич
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: СОВЕТСКИМ ПЕРИОД
Статья посвящена анализу исторических аспектов социокультурной интеграции северокавказских народов в российское общество. Актуальность данной проблемы обусловлена влиянием исторического контекста на современную ситуацию в сфере межэтнических и социокультурных взаимоотношений. Материалы статьи могут представлять интерес для кавказоведов, специалистов, занимающихся изучением проблем социокультурной интеграции в историческом и современном контексте, вопросами конструирования общероссийской идентичности и общенациональной идеи. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/7-2/38.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 2. C. 147-149. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 30; 304 Философские науки
Статья посвящена анализу исторических аспектов социокультурной интеграции северокавказских народов в российское общество. Актуальность данной проблемы обусловлена влиянием исторического контекста на современную ситуацию в сфере межэтнических и социокультурных взаимоотношений. Материалы статьи могут представлять интерес для кавказоведов, специалистов, занимающихся изучением проблем социокультурной интеграции в историческом и современном контексте, вопросами конструирования общероссийской идентичности и общенациональной идеи.
Ключевые слова и фразы: социокультурная интеграция; российское общество; этническая идентичность; Северный Кавказ; социалистическая интеграция; национальная идея.
Попова Светлана Владимировна, к. филос. н., доцент Попов Максим Евгеньевич, д. филос. н., доцент
Северо-Кавказский федеральный университет [email protected]; [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО: СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Статья подготовлена в рамках проекта «Социокультурная интеграция как способ снижения этнической напряженности на Северном Кавказе», грант Президента МД-7429.2015.6.
Социальные кризисы и этноконфликтные ситуации в современном северокавказском обществе необъяснимы без изучения целостного культурно-исторического контекста. Актуальной задачей для трансформирующихся политических систем республик Северного Кавказа в настоящее время является решение проблем формирования новых политических, социокультурных и экономических механизмов развития, в том числе: создание новых производств, специфических для данного региона; принятие различных мер по развитию горных районов (прежде всего, законодательных и материально-технических); разработка новых механизмов политического, правового, социально-экономического регулирования, а также эффективного управления значимыми общественными проблемами, с учётом региональной специфики и геополитического положения Северного Кавказа [4, с. 200]. В целом, атрибутивными и фундаментальными для российской истории и современного российского общества являются задачи преодоления культурно-цивилизационных расхождений и социальных дисбалансов, решение проблем социокультурного синтеза и макросоциальной интеграции кавказских народов в российское общество.
Если рассматривать процессы, развернувшиеся на российском политическом пространстве в 1917-1922 гг. в контексте государственно-политического развития, то следует отметить, что они были направлены на распад и последующее собирание Российского государства в новой пространственно-политической конфигурации. В социокультурном смысле специфика советского периода развития на начальных этапах состояла в преодолении языковых и других коммуникационных барьеров между культурами за рекордно короткие сроки: уже к 30-м годам в Кавказском регионе (как и во всей России) была побеждена массовая безграмотность, а русский язык стал языком межкультурного общения для всех российских культур, что резко расширяло базисные (ресурсные) основы развития этнических культур. В этом плане советский период развития, в особенности на начальных этапах, - это уникальный процесс полилога российских культур и их самоопределения в новых условиях советско-социалистического романтизма, породившего подъем большинства этнических культур. При всей настойчивости попыток власти подчинить культуру идеологическим догмам, этнические культуры и в советскую эпоху развивались, прежде всего, следуя собственным принципам «ментальных предпочтений» [5, с. 151-152].
Однако, в то же время политика «расказачивания», форсированная индустриализация экономики, а главное -стратегический курс на выравнивание культурно-образовательного уровня русского населения и кавказских этносов сами по себе снижали влияние русской культуры в регионе, уступая место «социалистической культуре».
Советский цикл развития изначально был сопряжен с глубокими противоречиями. Речь - о явном несоответствии универсалистских политико-идеологических установок советской эпохи и провинциально-индустриальных и даже этно-патриархальных механизмов их воплощения (несоответствии между целью и средствами, содержанием и формой, структурой и функциями). В реальных культурных процессах это проявлялось повсеместно. Так, провозглашался курс на интернационализацию социального бытия и культуры, но тут же создавались республики («квазигосударства») по этническим признакам. Заявлялась установка на формирование «социалистической по содержанию культуры», но тут же ей предписывалась «национальная форма», чем игнорировалась неизбежная взаимообусловленность формы и содержания. Все это приводило к сдерживанию (торможению) естественных процессов взаимовлияния культур, к замыканию каждой культуры в собственном локальном пространстве, в итоге - к консервации ее архаических форм [Там же, с. 158-165].
Три десятилетия с конца 1950-х и до конца 1980-х годов стали временем значительных изменений в северокавказских обществах. Именно в эти годы происходит реальная и интенсивная модернизация социально-экономических структур (урбанизация, индустриализация) и подлинная революция в культуре местных обществ.
148
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Изменения социально-экономических структур в этот период определяются не столько перестройкой социально-демографического состава населения в результате механического притока русскоязычного населения извне региона, сколько трансформациями самого этнического социума. Процессы модернизации сопровождаются ослаблением влияния традиционных культурных систем на всю сферу общественных отношений, характеризуются акцентом на модернизацию, что способствовало включению населения северокавказских республик в единый для всей страны процесс социально-экономического развития. Но стирания национальных граней социального пространства региона к концу советской эпохи, конечно же, не произошло. Сохранялось определенное «отставание» северокавказских этносоциальных общностей по параметрам модернизации от общероссийского уровня и от русскоязычного населения страны.
По отношению к полиэтничным территориям советская власть проводила интеграционную политику нациестроительства, которая осуществлялась на основе создания автономных социокультурных и политических единиц на базе отдельных местных этносоциальных систем. Созданные политические единицы были национальные по форме и социалистические по содержанию, а также интегрированы в общероссийскую социалистическую социально-экономическую, политическую и культурную системы [2].
Процессы модернизации, развернувшиеся в 60-80-х годах, вызвали к жизни новые факторы этносоциальной консолидации народов Северного Кавказа: социальную и географическую мобильность, усиление интенсивности социальных взаимодействий, массовую образованность и расширение слоя национальной интеллигенции. Все это приводило к весьма заметному подъему чувств национальной гордости, которая связывалась с собственной историей и высоким ценностным отношением к этнокультурному наследию своего народа. Поэтому основным носителем культурно-исторической преемственности северокавказского мира стало массовое национальное сознание. В его структуре возникла как бы сдвоенная линия напряженности, сопрягающая оценку реального состояния данного этносоциального организма, с одной стороны, с ценностями национальной культуры, с другой - с целями модернизации.
В результате возникла следующая ситуация: ценности и нормы традиционной культуры оставались критерием консолидации северокавказских этнических обществ и сохраняли важную роль в общественном регулировании. В то же время традиционные институты, связи и нормы действовали как этнический ресурс, обеспечивающий индивидуальную социальную мобильность и успех в различных сферах общественной жизни. Этнический социум вышел за пределы локальных социальных образований и «заполнил» свою национально-государственную форму в рамках отдельных автономий. Другими словами, произошла регенерация «полной» социально-политической структуры северокавказских этносоциальных общностей. Все эти обстоятельства отразились на становлении сложной конфигурации национальной идентичности народов региона, включившей в себя и сознание принадлежности к наднациональной советской политико-гражданской системе, и сознание своих «естественных» прав на национальную государственность [1]. Поэтому в современном российском обществе, когда в региональные конфликты вовлекаются политизированные этнические идентичности, интеграционная стратегия должна строиться «не на ассимиляционной политике и подавлении культурных различий, но на принципах гражданской интеграции и культуры мира как мировоззренческом фундаменте политической нации-согражданства» [3, с. 150].
Подводя итоги социалистической интеграции северокавказских обществ в советскую цивилизацию, следует отметить два момента.
Первый связан с тем неоспоримым историческим фактом, что в советский период произошло бурное развитие и модернизация северокавказских этносов, благодаря чему они вступили в стадию индустриальной цивилизации и получили, пусть и крайне ограниченную, в значительной степени символическую, политическую самостоятельность в форме советских автономных республик.
Второй момент состоит в том, что, несмотря на некоторые противоречия, ошибки и недочеты в действиях центрального аппарата советской власти в процессе интеграции северокавказских обществ в советскую общественную систему, несмотря на преобладание административно-принудительных методов в процессе этой интеграции, в целом в советский период российской истории была достигнута достаточно высокая степень консолидации северокавказских обществ в советскую цивилизацию. В то же время следует сказать о двойственности идентичности северокавказского общества. На поверхности здесь можно увидеть типовое советское сознание, а в глубине - этническое, традиционалистское [2]. Эта двойственность являлась выражением внутреннего противоречия в идентичности, что потенциально вело к ее кризису.
Список литературы
1. Боров А., Кочесоков Р. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе. Проблемы интеграции и синтеза [Электронный ресурс]. URL: http://www.kavkazoved.info/news/2011/10/07/severnyj-kavkaz-v-rossijskom-civilizacionnom-processe.-problemy-integracii-i-sinteza.html (дата обращения: 10.02.2016).
2. Гурбанов Э. А., Поломошнов А. Ф. Цивилизационная и региональная идентичность Северного Кавказа [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: http://www.science-education.ru/110-9864 (дата обращения: 12.08.2015).
3. Попов М. Е. Современные теории конфликта этнических идентичностей // Политэкс (Политическая экспертиза). 2015. Т. 11. № 1. С. 143-150.
4. Попова С. В., Попов М. Е. Проблема формирования общероссийской нации и специфика ее проявления на Северном Кавказе // Современные исследования социальных проблем. Modern Research of Social Problems. 2015. № 9 (53). С. 195-203.
5. Тхагапсоев Х. Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития: монография. СПб.: Астерион, 2008. 224 с.
HISTORICAL PECULIARITIES OF THE NORTH CAUCASIAN PEOPLES' INTEGRATION INTO RUSSIAN SOCIOCULTURAL SPACE: THE SOVIET PERIOD
Popova Svetlana Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Popov Maksim Evgen'evich, Doctor in Philosophy, Associate Professor North-Caucasus Federal University [email protected]; [email protected]
The article analyzes the historical aspects of the sociocultural integration of the North Caucasian peoples into the Russian society. The relevance of this problem is stipulated by the influence of historical context on the current situation in the sphere of inter-ethnic and sociocultural relations. The contents of the paper might be of interest to Caucasiologists, specialists engaged in the study of the issues of sociocultural integration in historical and contemporary context, the problems of the construction of all-Russian identity and national idea.
Key words and phrases: sociocultural integration; Russian society; ethnic identity; North Caucasus; socialistic integration; national idea.
УДК 94(430)
Исторические науки и археология
В статье анализируются взаимосвязь и взаимовлияние политики и спорта. Политическая ангажированность спорта сформировалась еще в период «холодной войны», когда политическое противостояние подкреплялось попытками дискредитации и бойкота Олимпийских игр с целью подрыва репутационной составляющей конкурирующего государства. В условиях глобализации западные политико-информационные стратеги еще более активно используют спорт в качестве мощного рычага геополитического воздействия, чтобы дискредитировать Россию на международной арене.
Ключевые слова и фразы: Олимпиада; спорт; политика; бойкот; противостояние; идеологическая пропаганда; антиолимпийская кампания; СССР; США.
Пуховская Наталья Евгеньевна, к.и.н., доцент Макиева Алена Алексеевна
Южный федеральный университет
[email protected]; [email protected]
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 1980 И 2014 ГГ.: ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОРТА И ПОЛИТИКИ
Актуальность и значимость спорта в современном мире сложно переоценить. Известный олимпийский лозунг «Спорт - вне политики», введенный Пьером де Кубертеном, безвозвратно ушел в прошлое. Процесс взаимодействия спорта и политики является одним из самых актуальных социально-политических феноменов современности. Более того, спорт является одним из факторов глобального геополитического противостояния, а также индикатором статусности, конкурентоспособности и престижа государства на международной арене. В условиях формирования новой геополитической системы, битва за спорт приобретает колоссальный размах. Поэтому качество судейства, допинговые скандалы, дискредитация спортсменов являются инструментарием глобальной политической игры.
Политическая ангажированность спорта стала заметно проявляться еще в ХХ в. СССР, позиционируя себя в качестве мощной спортивной державы, формировал в массовом сознании соотечественников тезис, что спорт «больше, чем спорт» - это продолжение политической борьбы с государствами-антиподами Советского Союза. Поэтому, в послевоенный период, одной из объединяющих нацию патриотических идей, стала идея безусловного первенства в мире советских спортсменов. В период холодной войны спорт и, тем более, олимпийские игры являлись для сверхдержав мощным рычагом давления и идеологического противостояния. Президент США Г. Трумэн утверждал: «Победа на Олимпийских играх - важная победа в холодной войне» [8, а 124]. Для президента США Дж. Кеннеди могущество страны определялось «количеством ядерных боеголовок в запасе и суммой золотых медалей, завоеванных на Олимпийских играх» [11, с. 28].
Именно поэтому Олимпиада-80 стала полем политического, идеологического и дипломатического противостояния, которое началось в марте 1974 года, когда стало известно о проведении Олимпиады в Москве, вплоть до закрытия Игр 3 августа 1980 года. Самым веским являлся аргумент, что Олимпийские игры нельзя проводить в стране, несоблюдающей права человека. Активно муссируя эту идею, западная пропаганда стремилась максимально дискредитировать идею социализма и подорвать престиж СССР. Ситуация усугубилась после введения в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан. Уже 1 января 1980 г. в штаб-квартире НАТО подняли вопрос об «обвинительном заключении» в отношении СССР. Спустя несколько дней президент США Джимми Картер выступил с инициативой бойкота московской Олимпиады. Поддержку американцам оказали Великобритания и Канада, но окончательного решения не приняли. Между тем, 13 февраля 1980 г. стартовала зимняя Олимпиада в американском Лейк-Плэсиде, которая прошла в удачное время - она успела закончиться