Научная статья на тему 'Исторические особенности формообразования костюма'

Исторические особенности формообразования костюма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ КОСТЮМА / ФУНКЦИЯ / КОМПОЗИЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ВАРИАТИВНЫЙ РЯД / CONCEPT / SHAPING FORMATION OF COSTUMES / FUNCTION / COMPOSITION / TECHNOLOGY / VARIATION OF RANGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьева И. А.

В данной работе проведено исследование особенностей формообразования костюма в историко-культурном контексте. Освещены основные этапы формообразования костюма, связанные со становлением мировоззрения человека. В проблемной форме представлена современная концепция формообразования костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопьева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PERCULIARITIES OF COSTUMES' SHAPING FORMATION

This article is devoted to researches of perculiarities of costumes' shaping formation in history-cultural aspect. The main stages of costumes' shaping formation are lit up in the concept of formation men's world outlook. Modern concept of costumes' shaping formation is represented in problematical form.

Текст научной работы на тему «Исторические особенности формообразования костюма»

4. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2008.

5. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под. ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935. - Т. I.

6. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Русский язык, 1986. - Т. II.

7. Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты / под ред. проф. Л.Г. Бабенко. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2007.

Bibliography

1. Milovanova, M.V. The Category of Possession in the Russian and German Languages in Lingvocultural Aspect. - Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House, 2007.

2. Ozhegov, S.I., Shvedova N.Y. The Explanatory Dictionary of the Russian Language. - M.: Azbukovnik, 1997.

3. Izard, C.E. The Psychology of Emotions. - St. Petersburg: Piter, 2009.

4. Il’in, E.P. The Emotions and Feelings. - St. Petersburg: Piter, 2008.

5. The Explanatory Dictionary of the Russian Language in the 4 v. / under the editorship of D.N. Ushakov. - M.: State Publishing House of Foreign

and National Dictionaries, 1935. - V. I.

6. The Dictionary of the Russian Language: in the 4 v. / Academy of Sciences of the USSR, the Institute of the Russian Language; under the editorship of A.P. Yevgeniyeva. - M.: Russky Yazyk, 1986. - V. II.

7. The Extensive Explanatory Dictionary of the Russian Verbs: Ideographic Description. Synonyms. Antonyms. English Equivalents/ Under the editorship of professor L.G. Babenko. - M.: AST-PRESS KNIGA, 2007.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 73.04

Prokopyeva I. A. HISTORICAL PERCULIARITIES OF COSTUMES’ SHAPING FORMATION. This article is devoted to researches of perculiarities of costumes’ shaping formation in history-cultural aspect. The main stages of costumes’ shaping formation are lit up in the concept of formation men’s world outlook. Modern concept of costumes’ shaping formation is represented in problematical form.

Key words: concept, shaping formation of costumes, function, composition, technology, variation of ranges.

И.А. Прокопьева, соискатель УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, E-mail: Iren.aleks. 71@yandex.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КОСТЮМА

В данной работе проведено исследование особенностей формообразования костюма в историко-культурном контексте. Освещены основные этапы формообразования костюма, связанные со становлением мировоззрения человека. В проблемной форме представлена современная концепция формообразования костюма.

Ключевые слова: концепция, формообразование костюма, функция, композиция, технология, вариативный ряд.

На каждом этапе развития культуры общество в соответствии с материально-техническими возможностями, социальными и эстетическими нормами формировало свои концепции и законы формообразования архитектурной среды, предметного мира и костюма как его части. Поэтому при осмыслении закономерностей формообразования задача современного дизайна состоит не столько в том, чтобы искать новые концепции, сколько осмыслить и привести в порядок накопленный опыт предшествующих поколений.

В основе всех объектов предметного мира, будь то архитектурное сооружение, одежда или бытовой предмет, заложена одна идея формы.

Форма - вид, тип, устройство, структура, внешнее выражение чего-либо - всегда была обусловлена определенным содержанием. А одежда при всём многообразии форм остается оболочкой, в той или иной степени следующей за человеком. В процессе взаимодействия фигуры одежды с фигурой тела и фигурой образа человека, рождается форма костюма.

Человек, оценивая любой объект предметного мира, в том числе и одежду, всегда анализирует его форму с точки зрения удовлетворения утилитарной потребности и соответствия объекта его представлениям о красоте.

Античная эпоха породила глубокое и своеобразное сознание, которое состояло в видении мироздания по преимуществу гармоничным, разумным и целесообразным. Целесообразность любого объекта и явления в греческой философии это «благо», цель жизни человека на Земле стремление «к благу». В поисках формы «блага», греки осмысливали законы формообразования и посвятили этому немало философских учений.

Концепция формообразования древних греков может быть сформулирована как «красота формы есть идеально реа-

лизованное назначение», т.е. они напрямую связывали реализацию утилитарной функции с эстетической выразительностью объекта. Кроме того, именно греками, в отличие от египтян, красота осмыслялась объемно, «скульптурно» [1] и динамически. Греки не проектировали форму костюма, а шли вслед за пластическими свойствами материалов, получая форму как результат обертывания куска ткани вокруг фигуры человека.

«Не у одного народа ни в древности, ни в более позднее время не было такого разрыва между покроем одежды и умением ее носить» [2, с. 27]. С точки зрения современного формообразования, формы греческих одежд являются самыми пластичными. Одежды древних греков были естественны и просты, они полностью подчинялись фигуре человека как в статике, так и в динамике. Форма костюма полностью зависела от фигуры человека и от его субъективного восприятия действительности. «Не одежда облекает тело, а тело подчиняет себе ткань... В греческой одежде торжествует человек над ее покроем и формами, а не одежда над человеком» [2, с. 27].

В понимании греков современного представления о костюме не существовало: Аристотель считал, что как формы всех живых существ, так и материя, из которой они состоят, вечны (греки «не складывали» форму одежды с человеком). Древнегреческий костюм мог существовать только на конкретном человеке, обладающем определенной фигурой и определенным внутренним содержанием (характер, темперамент, образование и мировоззрение). Костюм рождался из взаимодействия пластических и оптических свойств плоского куска материи с фигурой тела, являя гармоничный образ античного человека. Античная философия сформулировала положения о норме костюма как блага, пользы и как эстетического норматива: «украшение, приносящее пользу», - говорит

Платон, «совершенное по производству», - добавляет Аристотель, «и точное по своему назначению», - заканчивает Сократ. Ибо «все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно приспособлено, и дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено» [3, с. 56]. Максимально реализованная «польза», т. е. «точное по своему назначению» и «совершенное по производству» становилась эстетическим нормативом - «украшением». Базовыми факторами для формообразования у греков было утилитарное назначение и оптимальность технологии производства.

С появлением Христианства глобально меняется мировоззрение европейского человека, сознание средневековья глубоко теологично. Все основные понятия находят свое завершение в Боге. Цель существования человека на земле -обрести единство в Боге.

Фома Аквинский сформулировал понятие «благо» как цель постоянных человеческих стремлений познания законов божественного. Критерием достижения цели является красота. В философии Фомы Аквинского красота - достигнутая цель, когда интеллект человека освобожден от всех стремлений воли, когда он начинает испытывать удовольствие. Согласно Фоме Аквинскому «характерным признаком красоты является форма, воспринимаемая высокими человеческими чувствами,.. .которая при созерцании рождает в душе человека бескорыстную любовь», т. е. объединяет человека с Богом. Красота воздействует на чувства человека, приближая его к Богу.

Цель, характерная для блага, в красоте уже как бы перестает быть целью, а является чистой формой, взятой сама по себе. Объекты, признанные красивыми, становятся каноничными и начинают тиражироваться, вне зависимости от конкретного предназначения.

Форма одежды мало учитывает особенности телосложения конкретного человека, а стремится подчинить фигуру идеальному образу, должен нравиться не сам костюм, а заключенная в нем божественная идея. «Несовершенство» человеческого организма компенсируется возможностями совершенной , уникальной одежды. Костюм средневековья - это средство достижения эстетического совершенства. Этот факт определяет агрессивное отношение костюма к человеку. Сотворенная форма идеальной модели при реализации не исключает физиологического ущерба организму и работает на выражение идеи.

Задача, которую решает Средневековье - «это упорядочение множества в единство, а не просто созерцание единства, отрешенного от всякой множественности» [4, с. 711]. Совершенство означало отсутствие изъянов.

Согласно учению Фомы Аквинского, форма и материя суть реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую телесную вещь. «Чистая потенциальность» -материя, «слабейший вид бытия»; она характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне. Средневековье научилось создавать форму одежды, которая не зависела от фигуры и содержания определенного человека, а несла на себе образ, отражающий высшее богоподобное единство. Средствами для достижения образа, по Р.В. Захаржевской, стали активные средства деформации. Использование конструктивных приспособлений (швы, закладывание вытачек и складок) позволило создавать стабильные объемы. Объемы, поделив между собой отдельные участки тела, получают самостоятельное значение. Со временем объемы начинают дробиться на более мелкие части, усугубляя конструктивную и производственную сложность одежды [5, с. 272].

Эстетический норматив («чистая форма образа») и возможности технологии являются базовыми факторами для формообразования Средневековья. Агрессивность формы одежды была следствием мировоззрения.

Традиции формообразования костюма, сформированные в Средневековье, были доминантными вплоть до конца XIX века. Установленная и регламентированная единым кроем форма одежды подчиняла себе тело человека, мало учитывая особенности его телосложения, являясь при этом жесткой эстетической нормой, где проявление индивидуального вкуса

становилось лишь «галантерейной подробностью» [5, с. 272] на протяжении трех столетий. Данный культурноисторический тип формообразования исчерпал себя, когда изменения образа жизни европейского человека, появление новых видов деятельности в конце XIX начале XX века заставило посмотреть на принципы формообразования предметного мира иными глазами, переосмыслить их и найти новую концепцию формообразования предметного мира.

Мир перестает быть единообразным, он приобретает многовариантную сложность, которая лишена однозначных прочтений и трактовок. В 1920-е годы фактически сформировалась и проявилась новая концепция формы и как следствие новая концепция формообразования. Появляется «дизайн» как новый вид проектной деятельности, цель которого - формирование и организация предметной среды, созданной в рамках машинного производства. Дизайн предлагает новую методику формообразования: форма объекта = «функция + композиция + технология + вариативный ряд» [6]. Вплоть до 1970-х годов форма трактовалась как социально-культурная осмысленность, в которой утилитарная функция была ведущей, а эстетическая выразительность оставалась общественным нормативом. Это давало свободу выбора, в рамках стилистического единства, которое определялось возможностями и условиями индустриального производства. «Форма» трактовалась как самодовлеющая и главенствующая структура, когда каждый элемент структуры и все связи подчинены единому смыслу, как с точки зрения функциональности, так и с точки зрения эстетической выразительности [7]. Эта концепция практически не изменилась в течение последующих десятилетий, хотя активно развивалась и дополнялась теоретическими исследованиями и практической деятельностью многочисленных дизайнеров. Форма одежды становится зависимой от естественной формы тела, его статических и динамических параметров, при этом конструкция одежды подразумевает активную деформацию (уменьшение или увеличение естественных пропорций и объемов тела). Одежда начала активно взаимодействовать с телом человека, но все еще мало учитывала его субъективное восприятие действительности, эстетическая выразительность существовала как массовый стандарт.

Конец XX века провозгласил лозунг свободного доступа к информации для всех участников общества, каждый человек становится центром мироздания. Постмодерн не отрицает идеалы прошлого и не создает идеалов будущего, он абсолютно вне поля глобальных идеалов. Наступил момент самопознания и переосмысления для каждого человека. Каждый человек рождает свой мир и свои идеалы и транслирует их через свой образ.

Традиционной моды больше не существует, одежда важна как средство самовыражения, как вид искусства, доступный всякому. Таким образом, «костюм» начинает работать как система, когда «фигура образа человека + фигура тела человека + фигура одежды» выступает как единая объёмнопространственная структура, где элементами структуры являются перечисленные фигуры, а связями между ними выступает восприятие человека. Если понятия «образ человека», «тело человека», «одежда» достаточно исследованы и понятны современному дизайнеру, то связующее звено системы «костюм» - «восприятие» слабо интерпретировано в дизайнерскую деятельность, что является ее первоочередной задачей. Субъективное восприятие человека является барьером взаимодействия объекта дизайна и потребителя. Одежда «рэперов», абсолютно не приемлема для «яппи» и наоборот, поскольку каждый из них живет в своем микромире, хотя все они являются частью одного большого мира современной европейской культуры. Задача современного дизайна, не искать общий знаменатель для всех, а профессионально грамотно реализовывать запросы каждой из социальных групп.

Костюм как система, где «фигура образа человека + фигура тела человека + фигура одежды» существовал во все времена. Но каждая историческая эпоха формировала свою иерархию слагаемых. В Древней Греции доминантой была -«фигура тела», в Средневековье - «фигура одежды», а совре-

менный мир поставил на лидирующую позицию «фигуру образа человека».

На протяжении истории развития человека было создано множество теорий, позволяющих изучать и интерпретировать процессы формообразования. Реализация утилитарной формы достаточно изучена и реализована на практике. Современные дизайнеры владеют методиками формальной композиции и

могут технически грамотно реализовать практически любую абстрактно-гармоничную форму, но такая «форма» вряд ли найдет своего конкретного потребителя, т.к. эмоционально не связана с конкретным человеком. Современное понятие «форма», особенно «форма костюма» может быть осмыслена только с учетом субъективного восприятия индивидуума.

Библиографический список

1. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993.

2. Тарабукин, Н.М. Очерки по истории костюма. - М., 1994.

3. Гильберт, К. История эстетики / К. Гильберт, Г. Кун. - М.: Иностранная литература, 1960.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1989.

5. Захаржевская, Р.В. История костюма. - М., 2006.

6. Дижур, А.Л. У истоков промышленного дизайна. Петер Беренс: К 75-летию начала дизайнерской деятельности // Техническая эстетика. - 1982. - № 12.

7. Глазычев, В.Г. О дизайне. - М.: «Искусство», 1970.

Bibliography

1. Losev, A.F. Essays of Ancient Simvolism and Mythology. - M., 1993.

2. Tarabukin, N.M. Essays on History of Costumes. - M., 1994.

3. Gilbert, K., Kun G. History of Aesthetics / К. Gilbert, G. Kun. - M.: Foreign Literature, 1960.

4. Philosophy Encyclopaedia. - M.: «Soviet Encyclopaedia», 1989.

5. Zaharzhevskaya, R.V. History of Costume. - M., 2006.

6. Dizhur, A.L. Sources of Industrial Desing. Peter Berens: To the 75th Anniversary of the Beginning of Desing Work. // Technical Auelhetics. -

1982. - № 12.

7. Glazichev, V.G. About Desing. - M.: «Art», 1970.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 75. 047: 004

Prokhorov S.A. DESIGN: APPLICATION OF COMPUTER ENGINEERING DURING TRAINING PAINTING IN PLEIN-AIR PRACTICE IN THE CONTEXT TOARCHITECTURAL - DESIGN PREPARATION IN NHE HIGHER SCHOOL. In work modern aspects of innovational activity of application of computer engineering are described during training to discipline "Painting" in plein-air practice in a context of architectural - design preparation in the higher school. Increases of a share of the organization of independent work of students in educational process with active introduction of computer engineering, with a support on possessed experience introductions of new forms of the organization аудиторной and independent work of students are offered.

Key words: art, painting, computer graphics, architecture and design, art education, architectural coloris-tic, innovative activity, new educational programs, the independent work of students.

С.А. Прохоров, канд. психол. наук, проф., г. Барнаул, E-mail:prokh64@mail.ru

ДИЗАЙН: ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКЕ В КОНТЕКСТЕ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В работе описаны современные аспекты инновационной деятельности применения компьютерной техники в процессе обучения дисциплине «Живопись» на пленэрной практике в контексте архитектурно-дизайнерской подготовки в высшей школе. Предложены увеличения доли организации самостоятельной работы студентов в учебном процессе с активным внедрением компьютерной техники, с опорой на имеющийся опыт внедрения новых форм организациий аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: искусство, живопись, компьютерная графика, архитектура и дизайн, архитектурная колористика, художественное образование, инновационная деятельность, новые образовательные программы, самостоятельная работа студентов.

В современной архитектурно-художественной практике актуальными векторами становятся развитие, реформирование, совершенствование архитектурного-дизайнерского образования. Архитектурно-дизайнерская подготовка в высшей школе нацелена на разработку образовательных программ нового поколения, выбора системы и методики образования, совершенствование инновационной составляющей процесса подготовки.

Художественная составляющая в архитектурнодизайнерском образовании - один из элементов профессиональной культуры. Переход к «технологическому» обществу все больше и больше повышает требования к современному воспитанию и образованию, которые складываются с учетом

тенденции развития общества, что способствует формированию целостной личности - человека творческого, мыслящего, культурно образованного, с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и активной жизненной позицией. Задачи, стоящие перед архитектурно-дизайнерским образованием в свете проблем XXI столетия, не оставляют сомнений в необходимости совершенствовании образовательного процесса в профильной подготовке специалиста. Реальное достижение этой задачи состоит в осмыслении накопленного творчесаого опыта и в достижении такого уровня профессионального архитектурно-дизайнерского сознания, которое гарантирует преемственность в условиях активного внедрения новых достижений в науке и технике, включает в себя представление о

З0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.