Научная статья на тему 'Исторические основания и перспективы развития современной письменной культуры'

Исторические основания и перспективы развития современной письменной культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
274
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / письменная культура / книгопечатание / электронный текст / электронная книга / типография / типографика
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические основания и перспективы развития современной письменной культуры»

А. Ю. Помпеев

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПИСЬМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа представлена кафедрой теории и истории культуры СПбГУКИ. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор С. Т. Махлина

Настоящая статья представляет собой краткое изложение изучения феномена последнего десятилетия - типографики виртуальной среды, вобравшей в себя опыт и традиции многовековой письменной культуры. Предмет исследования привлекает своей динамичностью и одновременно позволяет обозначить процессы, уже ставшие очевидными по прошествии небольшого временного периода.

Письмо по праву причисляется к величайшим культурным ценностям и информационным достижениям человечества. Но первые шаги письменной культуры, приходившей на смену изустной передачи мысли, встретили активное сопротивление. В античности считалось, что глухие слова книжные не должны заменять устное слово. Когда Аристотель «опубликовал» свою «Метафизику», то есть распорядился снять с нее несколько списков, Александр Македонский подверг своего учителя критике за то, что отныне все смогут узнать то, что раньше было доступно лишь избранным. Аристотель же полагал, что в письменном тексте невозможно полностью раскрыть тему, что книга - всего только подспорье в устном обучении. Не хотел связывать себя и сковывать свою мысль определенным тек -стом и Пифагор: пусть мысль продолжает жить и усложняться после смерти учителя. Буква убивает, а дух оживляет мысль.

Античная книга в виде одного или нескольких свитков не могла быть читающим разложена перед собой, он не мог при чтении делать выписки, а мог только диктовать другому. Нельзя было разложить перед собой, в целях сравнения, несколько сворачивающихся свитков одновременно, что затрудняло сопоставление и точное

цитирование многих текстов, накладывая печать субъективности и неточности в античной книжной науке. Античная книга в виде корзины со свитками дожила до середины III века н. э., очистив путь пергаментному кодексу, сложенному из отдельных тетрадей. Книга-кодекс стала спутником и символом нового христианского мира. Кодексы можно было разложить вокруг, развернув на нужных страницах и легко переворачивая в поисках нужных мест, что совершенно преобразовало картину работы с текстом.

Книгопечатание возникло в период, когда более дешевая бумага победила в конкуренции пергамент, и застало в области книжного письма два конкурирующих типа: готическое письмо, распространенное с XIV века в странах германской культуры, и каролингское круглое письмо, преобладавшее в Италии и Франции. Первые книги печатались готическим шрифтом. Анти-квенный шрифт приобрел законченную форму (которой мы пользуемся и сегодня) в Италии в XV веке благодаря гармоничному соединению прописных букв (римских капиталов, которыми выполнялись заголовки в манускриптах раннего средневековья) со строчными, усовершенствованными округлыми буквами каролингского письма.

В «Соборе Парижской Богоматери» Виктора Гюго архидьякон Клод Фролло, созерцая громаду собора, простирает руку к лежащей на столе печатной книге «Толкование на послания св. Павла» (Нюрнберг, 1474) и, переведя печальный взгляд с книги на собор, произносит: «Увы! Вот это убьет то». Действие романа развивается в начале 1482 года, когда книгопечатание, новая германская чума, по оценке библиотекаря Па-

рижского университета, убивала производство и торговлю рукописями.

Книгопечатание, которое на первых порах было преимущественно искусством, уже через несколько десятилетий стало предметом насущным и доступным. Человеческая мысль посредством печатной книги становилась свободной в сравнении с изустным и рукописным словом, которым преимущественно владела церковь. С этой стороны печатный станок, в философском предвидении священника Клода Фролло, убьет церковь. Действительно, Иоганн Гутенберг явился предтечей Мартина Лютера. А печатная книга разрушила прежние школы письма и сделала ненужными многочисленные скриптории.

История информации есть прежде всего история ее носителей: от передачи из уст в уста через тиражирование информации в рукописной, а позже в печатной форме, до распространения новейших компьютерных информационных технологий. Достижения в сфере информационных носителей всегда коренным образом меняли жизнь общества. В последние десятилетия электронный текст как новая форма фиксации и передачи письма сменил печатные объекты письменной культуры, а Интернет как пространство глобальной коммуникации сразу вышел за рамки дополнительного средства массовой информации.

В результате компьютеризации информационной сферы происходят процессы не менее значительные, чем в прошлом появление печатной книги: появляются серьезные электронные библиотеки и виртуальные музеи. Требуются продуманные финансовые вложения в обучение специалистов по переводу в электронную форму архивов, оцифровки печатных изданий в библиотеках, цифровой фотофиксации музейных фондов и т. д. При этом необходимо не забывать о ценности первоначальных носителей информации и бережно сохранять бумажные архивы и книжные собрания, чтобы не допустить повторения таких ошибок, как уничтожение всех подшивок аме-

риканских газет (начиная с 1850 года) в Библиотеке Британского музея в 1999 году после проведения микрофильмирования.

Электронные носители становятся компактнее и мобильнее, чтение и работа с текстом уже могут быть не привязаны к письменному столу. Разрешающая способность экранов становится выше, растет скорость передачи данных. Эти тенденции развития современных компьютерных технологий очевидны. Но наверняка нас ждут и неожиданности, такие как создание электронных книг, привычных по форме (с обложкой и страницами), снабженных микропроцессором и подключенных к Интернету. Они позволят, независимо от компьютера, воспроизводить на поверхности электронной «бумаги» любые тексты. Такие носители могут сделать привычным и приятным электронное чтение (скорость чтения книжных текстов выше, чем скорость чтения текстов с экрана) и открыть Интернет для «некомпьютерных» читателей.

Приведенные выше примеры из истории письменной культуры помогают понять, что неоднозначное отношение к новейшим технологиям и Интернету является закономерным. С одной стороны, очевидными преимуществами компьютерных технологий и Интернета перед печатными носителями являются удобство использования и предельно компактный способ хранения информации, поразительная скорость ее получения и передачи, а также интерактивность (дающая возможность создания таких виртуальных энциклопедий, как «Википедия»). С другой стороны, при тотальной доступности использования нового информационного пространства Интернет уже значительно отягощен потоком недостоверной информации, безграмотностью, нецензурщиной, всем тем, что раньше тщательно отфильтровывалось специалистами книжного производства. Общедоступность обернулась превращением Интернета в «глобальную информационную помойку». Мировое сообщество оказалось не готовым стать культурным потребителем нового

блага и нуждается как в защите от него (путем совершенствования систем блокировки рекламы, порносайтов и пр.), так и в просвещении о возможностях Интернета и соблюдении этических и эстетических норм.

В виртуальной среде стирается грань между писателем и читателем. Возникает «пользователь», активно участвующий в формировании информационного пространства сети Интернет. Культура письменности, которая становится письменностью компьютерной, сегодня определяется владением экранной типографикой.

Типографика возникла в XVII в. как вспомогательная историческая дисциплина, примыкавшая к палеографии, эпиграфике и другим наукам, занимавшимся изучением эволюции знаков рукописной и книжной письменности. Ныне этот термин в России зачастую связывают со специальными вопросами типографского искусства. Но европейская научная мысль использует понятие «типографика» во всех основных языках без соотнесения его с понятием «типография». «Типография» в немецком языке звучит как «Druckerei», в английском -«Printing works», во французском -«L’imprimerie», и только в русском языке слова «типография» и «типографика » столь созвучны благодаря одному греческому корню.

Современная типографика включает в себя графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки, моделирование облика произведения печати, графический дизайн и искусство шрифтовых композиций. Но экранная типографика не ограничивается этими направлениями, так как является средством массовой коммуникации в виртуальной среде. Текст и графика становятся единым визуальным полем, образ которого формируется монтажом на основе компьютерных программ. Дисплей разворачивает перед читателем электронный свиток, снабженный всеми ориентирами, присущими книге-кодексу, начиная с первых столетий христианской эры, - титульным листом, пагинацией,

сносками, указателями, содержанием и т. д. На смену одномерному тексту приходит многомерный гипертекст, который основывается на возможности мгновенного перехода от одного объема информации к другому во всех снабженных ссылками точках. Отличительной чертой виртуального пространства является его нелинейность. Любое действие можно отменить, вернуться на несколько шагов назад. Один из возможных положительных эффектов явления обратимости состоит в том, что текст и его воплощение приобретают более свободный, смелый, экспериментаторский характер.

Компьютерные технологии предоставляют бесконечные эстетические возможности -широкий выбор шрифтов, работа с цветом, графикой, использование пиктограмм. Складываются определенные стереотипы в употреблении символов. Знаки препинания приобретают значение условных знаков, несущих эмоциональное содержание. Смайлы в условиях виртуального общения становятся мощным средством передачи эмоций. Ценностный удельный вес текста в образных решениях уменьшается, уступая приоритетные позиции «картинке», ставшей главным стилеобразующим фактором, усложнив задачи типографики и дизайна.

Необходимость ориентироваться во всевозрастающем объеме информации в Интернете приводит к усилению роли систем поиска, каталогов и рейтингов сайтов. Эти ресурсы, а также «движки» для создания сайтов и форумов формируют облик современной компьютерной письменной культуры, что накладывает особую ответствен -ность на их создателей. Отрадно, что дизайном такой популярной поисковой системы, как «Яндекс», занимается Студия Артемия Лебедева, автора «Ководства» - виртуального руководства по дизайну, типографике и проектированию интерфейсов. Наряду с традиционным обучением письму необходимо формирование системы качественного образования в области типографики. Это позволит в будущем избежать проблем, подобных ситуации в полиграфии

начала 1990-х годов, когда техническая доступность изготовления оригинал-макетов, связанная с появлением на отечественном рынке персональных компьютеров, привела к заметному снижению качества печатной продукции из-за нехватки квалифицированных специалистов.

Ближайшее время станет периодом сосуществования привычных форм книги и гипертекста, а также трех способов записи и распространения текстов: рукописи, печатного издания и электронного текста. Ре-

альные читательские практики в массе своей по-прежнему связаны с печатными объектами. Но цифровые технологии распространяются стремительно и неудержимо. Текст в Интернете, обретающий виртуальную глубину и свободный от многих полиграфических ограничений, впервые позволяет осуществить давнюю мечту об уни-версальной библиотеке, содержащей все когда-либо напечатанные книги, все когда-либо созданные тексты, и превратить Вселенную в Библиотеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.