Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕМЫ ПО КУЛЬТУРЕ XVIII-XIX ВЕКОВ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МОЛОДЁЖИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕМЫ ПО КУЛЬТУРЕ XVIII-XIX ВЕКОВ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
533
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМЫ / КУЛЬТУРА XVII-XIX ВЕКОВ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ИСТОРИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОВРЕМЕННЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андрианова Виктория Евгеньевна

В статье рассматриваются исторические мемы по культуре XVII-XIX веков, раскрываются популярные литературные, художественные произведения, события, связанные с культурой данного периода. Исторические мемы могут послужить фактором формирования исторического сознания именно молодежи, ведь чаще всего информацию её представители находят именно в различных социальных сетях. Мемы становятся все популярнее в наше время, а любители и знатоки истории стараются изложить свое виденье различных событий в шутке, которая бы была понятна всем. Эти видео, картинки, просто написанные шутки часто становятся основой формирования каких-либо взглядов у молодежи на различные исторические события. Автор статьи подробно анализирует исторические мемы по культуре XVII-XIX веков и размышляет над их ролью в формировании исторического мировоззрения молодежи. Автором было приведено анкетирование представителей молодежи. В заключение кратко сформулированы итоги анкетирования и сделаны выводы о влиянии исторических мемов на сознание представителей возраста от 14 до 35 лет включительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL MEMES ON THE CULTURE OF THE XVIII-XIX CENTURIES, AS A FACTOR IN THE FORMATION OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS AMONG YOUNG PEOPLE

The article deals with historical memes on the culture of the XVII-XIX centuries, reveals popular literary, artistic works, events related to the culture of this period. Historical memes can serve as a factor in the formation of the historical consciousness of young people, because most often their representatives find information in various social networks. Memes are becoming more and more popular nowadays, and lovers and connoisseurs of history are trying to present their vision of various events in a joke that would be understandable to everyone. These videos, pictures, simply written jokes often become the basis for the formation of any views among young people on various historical events. The author of the article analyzes in detail historical memes on the culture of the XVII-XIX centuries and reflects on their role in shaping the historical worldview of young people. The author gave a survey of youth representatives. In conclusion, the results of the survey are briefly formulated and conclusions are drawn about the influence of historical memes on the consciousness of representatives if ages 14 to 35.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕМЫ ПО КУЛЬТУРЕ XVIII-XIX ВЕКОВ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МОЛОДЁЖИ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕМЫ ПО КУЛЬТУРЕ XVШ-XIX ВЕКОВ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МОЛОДЁЖИ.

Андрианова Виктория Евгеньевна,

студент Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, ФГОБУВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия телефон: 8-919-658-71-44 Научный руководитель: Тетерин Павел Викторович, Кандидат исторических наук, доцент Департамента гуманитарных наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

г. Москва, Россия

HISTORICAL MEMES ON THE CULTURE OF THE XVIII-XIX CENTURIES, AS A FACTOR IN THE FORMATION OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS AMONG YOUNG PEOPLE.

Andrianova Viktoria Evgenievna,

student,

Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis, FGIBU VO "Financial University under the Government of the Russian Federation",

Moscow, Russia

Scientific supervisor: Teterin Pavel Viktorovich

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities, FGIBU VO "Financial University under the Government of the Russian Federation",

Moscow, Russia DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2023.3.87.726

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются исторические мемы по культуре XVII-XIX веков, раскрываются популярные литературные, художественные произведения, события, связанные с культурой данного периода. Исторические мемы могут послужить фактором формирования исторического сознания именно молодежи, ведь чаще всего информацию её представители находят именно в различных социальных сетях. Мемы становятся все популярнее в наше время, а любители и знатоки истории стараются изложить свое виденье различных событий в шутке, которая бы была понятна всем. Эти видео, картинки, просто написанные шутки часто становятся основой формирования каких-либо взглядов у молодежи на различные исторические события. Автор статьи подробно анализирует исторические мемы по культуре XVII-XIX веков и размышляет над их ролью в формировании исторического мировоззрения молодежи. Автором было приведено анкетирование представителей молодежи. В заключение кратко сформулированы итоги анкетирования и сделаны выводы о влиянии исторических мемов на сознание представителей возраста от 14 до 35 лет включительно.

ABSTRACT

The article deals with historical memes on the culture of the XVII-XIX centuries, reveals popular literary, artistic works, events related to the culture of this period. Historical memes can serve as a factor in the formation of the historical consciousness of young people, because most often their representatives find information in various social networks. Memes are becoming more and more popular nowadays, and lovers and connoisseurs of history are trying to present their vision of various events in a joke that would be understandable to everyone. These videos, pictures, simply written jokes often become the basis for the formation of any views among young people on various historical events. The author of the article analyzes in detail historical memes on the culture of the XVII-XIX centuries and reflects on their role in shaping the historical worldview of young people. The author gave a survey of youth representatives. In conclusion, the results of the survey are briefly formulated and conclusions are drawn about the influence of historical memes on the consciousness of representatives if ages 14 to 35.

Ключевые слова: мемы, культура XVII-XIX веков, историческое событие, молодежь, историческое мировоззрение, фактор формирования, социальные сети, современный мир.

Keywords: memes, culture of the XVII-XIX centuries, historical event, youth, historical worldview, factor of formation, social networks, the modern world.

В современном мире появляется множество методов изучения науки. Многие представители молодежи изучают и узнают информацию через новостную ленту в различных социальных сетях, поэтому формирование сознания происходит не только через чтение различной научной литературы.

В современном мире большую популярность начали набирать мемы - картинки, видео, шутки, которые чаще всего публикуются в интернете и высмеивают различные ситуации. Некоторые мемы помогают людям углубиться в ситуацию и понять в чем суть проблем, которые раскрываются в шутке.

История - предмет, на изучение и понимание которого требуются немалые усилия. Исторические мемы стали одним из простых способов для анализа и запоминания различных событий.

В статье рассматриваются исторические мемы, связанные с культурой ХУШ-Х1Х веков, их

влияние на формирование исторического сознания у представителей молодежи.

В конце XVII начале XVIII веков император Петр I внес немалый вклад в культурное развитие страны. В 1697 - 1698 годах Петр I вместе со своими приближенными Ф. Я. Лефортом, Ф. А. Головиным и П. Б. Возницыным решили выехать в Европу с целью поиска союзников для войны с Турцией, а также знакомства с жизнью Европы и расширения международных контактов. Это событие получило название «Беликове посольство». Петр начал широкую европеизацию Российской Империи. Это событие не могли обойти люди. Молодёжь всячески придумывала шутки про действия Петра I, следовательно, начали появляться различные мемы. Одним из самых знаменитых, описывающих итоги «Великого посольства», стал данный мем (рис. 1)

Рис. 1 Петр I прорубил окно в Европу Источник: http://memesm.ix. net/meme/mp9nwu

Автором данного крылатого выражения является А. С. Пушкин, именно он впервые употребил его в своем произведении «Медный всадник». Эта картинка прямо говорит о том, что именно Петр I повернул ход развития России. Теперь империя Петра I стала быть похожей на светское государство Европы. Также одним из нашумевших событий среди бояр стал отказ от исконно русского одеяния. В 1698 году Петр I издал указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», в котором император принуждает дворян сбрить бороды и носить одежду европейского стиля. Ходили мифы, что Петр I сам начал брить бороды бояр и переодевать их (рис. 3), но все же Ключевский опроверг это и отметил: «трудно вообразить, какой законодательный и

полицейский шум и гам поднялся из-за этой перелицовки и перекостюмировки русских людей на иноземный фасон» [1, с. 200]. То есть слова историка можно считать неким сравнением, а не воспринимать бритье бород Петром прямо. Император издавал указы и приказы, которые побуждали различные правоохранительные органы следить за боярами, заставляли их брить бороды и одеваться на европейский манер. У представителей высшего общества того времени начался адаптационный период к новому имиджу, который пришелся и на XVIII век. Это событие также было запечатлено в некоторых исторических мемах (рис. 2). Данная картинка отлично объясняет событие, ведь бояре после русской традиционной одежды, с бородой выглядели непривычно.

Рис. 2 Бояре в одежде европейского стиля Источник: https://vk.com/im?sel=244892590&w=wall-66598975_565544%2F085d3ba5d26c874df9

я человек простои

ж

вижу бороду рублю ~► сплеча

Рис. 3 Петр I и бояре Источник: https://vk. com/photo585804384_45 7239021

Еще одним немаловажным событием стало возведение нового города на реке Неве - Санкт-Петербурга в 1703 году. Великий император принял решение возвести Санкт-Петербург именно в болотной местности, что и сподвигло молодежь создавать образы на эту тематику (рис. 4). В меме может трактоваться это событие так: Петр I куда-то направлся и вдруг провалился в болото, затем решил построить в этом болоте город. Но это было

не так. Санкт-Петербург был важен для Петра I, как политический и экономический центр. Как пишет Т. В. Черникова: «Петр I называл строящийся Петербург не иначе как "парадизом" (раем) и очень заботился, чтобы возводимые дома не уступали европейским в красоте и прочности, также она уточняет, что в городе строился порт, что было важно для торговых связей, а также для внешней политики государства» [2, с. 374].

Рис. 4 Петр I возводит Санкт-Петербург Источник: https://www.meme-arsenal.com/create/meme/8861417

Северная война - одна из значимых войн для нашей страны. Именно после окончания этой войны Россия приобрела статус империи. Для того чтобы выиграть войну, Петру I пришлось уничтожать даже памятники культуры. По заказу императора, изданному в 1701 году, церковные

колокола переплавлялись в пушки (рис.5). Но это тоже можно считать легендой, ведь в 1710-е на Урале активно строились заводы на денежные средства братьев Демидовых. Государство делало заказы на изготовление оружия, в следствие чего переплавлять колокола не было нужды.

Рис. 5 Петр I переплавляет церковные колокола в пушки Источник: https://interesnoe. me/source-665989 75/post-35 7629

XVIII век богат выдающимися людьми. Одним из самых гениальных людей этого столетия является Михаил Васильевич Ломоносов. Он являлся первым русским ученым естествоиспытателем мирового значения, человеком, открывшим закон сохранения энергии, астрономом, географом, металлургом, поэтом, утвердившим основания современного русского литературного языка, художником, историком, автором проекта Московского университета, открыл наличие атмосферы у Венеры. Михаил Васильевич жаждал наукой, но родился в незнатной поморской семье, поэтому денег у родителей Ломоносова было немного. Будущий ученый настолько стремился учиться, что пешком

дошел в Москву из села Холмогоры, которое расположено в Архангельской области. В настоящее время нет ни одного образованного человека, который не знал бы о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Он, а особенно его подвиг - пеший маршрут до Москвы, стали причиной появления различный мемов (рис.6). Но действительно ли он шел весь путь от Холмогор до Москвы пешком? Штелин Якоб Я. - друг Ломоносова писал записки, где подробно описывал, как Ломоносов преодолевал этот путь: «На семнадцатом году, зимою в ночь, ушёл он тайно из отцовского дома, вслед за обозом с рыбою, который отправлялся в Москву. Он догнал его на другой день, в 80 верстах от своей деревни, на

большой дороге. Прикащик не хотел взять его с собою; но он просил со слезами дать ему случай взглянуть на Москву» [3, с. 2]. Еще один человек, который подробно описал жизнь Ломоносова - М. И. Веревкин. Если опираться на его научную

работу, то можно сделать вывод, что Михаил Васильевич шел пешком самую меньшую часть своего пути, преимущественно будущий ученый передвигался на обозах, которые встречал по пути1.

ZT

Шт

А л

ШЩ

i t ш

пешком шёл

вквмгесшьЯт»

Рис. 6 Ломоносов шел пешком до Москвы Источник: https://www.meme-arsenal.com/create/meme/8861283

Н. М. Карамзин - незаурядный ученый и разносторонний человек. Он являлся талантливым автором многих мировых произведений, а также историком. «История государства Российского» -творение Карамзина, в котором собраны факты истории России, начиная с образования государства, заканчивая XVII веком. Многие научные деятели по достоинству оценивали работу Н. М. Карамзина. А. И. Герцен выразился о труде ученого так: «Великое творение Карамзина, памятник, воздвигнутый им для потомства, — это двенадцать томов русской истории. Его история, над которой он добросовестно работал полжизни... весьма содействовала обращению умов к изучению

отечества»2. До сборника Н. М. Карамзина Василий Никитич Татищев уже собирал с свою книгу «История Российская» все важные даты и события, происходившие на пути развития России. Но не стоит исключать, что историки подходили к изучению событий России по-разному. Поэтому Карамзин «не переписал историю», он излагал и описывал факты своим стилем, который отличался от татищевского (рис. 7). Свое мнение о татищевской истории высказал великий писатель А. С. Пушкин: «В его "истории" изящность, простота доказывают нам без всякого пристрастья необходимость самовластья и прелести кнута»3.

1 Веревкин М. И. Жизнь покойного Михаила Васильевича. URL: http://dugward.rU/library//lomonosov/verevkin_jizn_p okoynogo_mihaila_vasilevicha_lomon.html (дата обращения: 20.11.2022). - Текст: электронный.

2 Сайт Вологодской областной библиотеки. - URL:

https://www.booksite.ru/archiv_new/12_2016/inf_001

4.htm (дата обращения: 24.11.2022). - Текст: электронный.

3 Сайт Русская виртуальная библиотека. - URL: https ://rvb. ru/pushkin/01text/01versus/0217_22/1818/ 0037.htm (дата обращения 24.11.2022). - Текст: электронный.

То чувство когда ты переписываешь историю

Рис. 7 Н. М. Карамзин Источник: https://www. meme-arsenal.com/create/meme/1692028

XIX век признан золотым веком литературы, ведь именно этот период собрал в себе самых талантливых писателей, чьи имена известны во всем мире благодаря их произведениям, в которых раскрыты вечные проблемы человечества. Одним из таких величайших поэтов был А. Грибоедов. «Горе от ума» - комедия, которая показывает

истинное лицо высшего общества со всеми его недостатками. Произведение, в силу своей вечной актуальности, является читаемым среди молодежи и бурно обсуждается в интернете, поэтому по этой комедии было составлено немало мемов, в которых в шуточной форме показывается сюжет или же смысл творения великого поэта (рис. 8).

Рис. 8 Фамусов и Чацкий Источник: https://ru.pinterest.com/pin/309622543142164369/

Чацкий - главный герой комедии А. Грибоедова, доказывает необразованным представителям высшего общества, так называемому «фамусовскому обществу», что материальный мир: деньги, состояние, имущество -не так важны для процветания государства, сколько духовное развитие представителей этого государства, культура, в которой Фамусов и его союзники не видели смысла. Фамусов даже не понимал смысл слов Чацкого, ведь Чацкий был поистине образован в отличие от Фамусова (рис.9).

Историческими прототипами к этому произведению стали декабристы. Многие историки

и литераторы сравнивают главного героя произведения с П. Я. Чаадаевым. Сам Чаадаев осуждал декабристов, хотя изначально и входил в их кружок, недолгое время. Многие исследователи произведения аргументируют это сравнение созвучностью фамилий героя произведения и его прототипа. Фамусовское же общество -собирательный образ, включающий в себя консерваторов того времени, которые были слепы и не видели все проблемы, присутствующие в государстве, идеализировали прошлое.

Рис. 9 Чацкий и Фамусов Источник: https://ru.pinterest.com/pin/860539441293536980/

Следующий гений, о котором нельзя не упомянуть - Александр Сергеевич Пушкин. Один из самых знаменитых поэтов тоже не остался без внимания людей, создающих шуточные образы. О Пушкине молодежь слышит в школе и в

университете, биография этого поэта обязательна для изучения в России. Убийство Пушкина Дантесом - завлекающая тема для чёрного юмора (рис. 10).

Рис. 10 Убийство Пушкина Дантесом Источник: https://kartinkof.club/uploads/posts/2022-03/1648401881_1-kartinkof-club-p-memi-pro-pushkina-

Пушкин являлся не только поэтом, его можно назвать и историком. Его произведение, затрагивающее самое крупное восстание -«пугачевщину». Он описывает исторические события через художественное произведение «Капитанская дочка». Там Александр Сергеевич раскрывает причины восстания не только со стороны крестьян, он показывает какими мотивами руководствовался Пугачев, замышляя данное.

Пушкин также подробно пишет о взглядах молодого Гринева, который в силу своей молодости не понимает, почему за ошибки власти так безжалостно губится народ. Конечно, история в «Капитанской дочке» может быть преувеличена в силу того, что это не исторический сборник, а художественное произведение, но оно помогает читателю вернутся в то время и более глубоко изучить историю Пугачевского восстания.

Рис 11. Капитанская дочка Источник: https:Шemotivatorшm.ruMemotivators/d/171304/

Следующий поэт вместе со своим самым знаменитым произведением - Лев Николаевич Толстой, являющийся автором «Войны и мира». Произведение является величайшим и признано во всем мире, в нем он раскрыл вечные проблемы: война и мир, любовь людей друг к другу и к родине, предательство и многие другие. Эти проблемы остаются насущными и по сей день, поэтому произведение Льва Толстого можно назвать шедевром отечественной культуры. Тинейджеры, которые изучают данный роман придумали и не

перестают придумывать мемы по этому произведению, чтобы сделать понятным творение великого писателя. В этих мемах показан как и сюжет, так и сами проблемные ситуации, о которых пишет автор в своем романе. Наташа Ростова -главная героиня романа, является идеалом Льва Толстого (рис. 11). Её прототипом стала жена великого классика - Софья Берс, следовательно, неудивительно, что именно Наташа Ростова стала самым любимым персонажем Льва Николаевича.

Рис. 12 Любимый герой Льва Толстого Источник: https://www. meme-arsenal.com/create/meme/4408206

Описание Отечественной войны 1812 года занимает значительную часть произведения Льва Николаевича Толстого. Известно, что для описания самих боевых действий, людей и их внешнего вида писатель использовал различные исторические пособия. Активно он пользовался трудом историка

М. И. Богдановича, который после прочтения «Войны и мира» высказался, что история искажена. Конечно, М. И. Богданович обращал внимание на мелкие детали, которые были добавлены в произведение с целью выражения характеров персонажей, но факт искажения истории был

зафиксирован. Еще один историк, который подробно разобрал произведение Толстого - А. Витмер [4, с. 86]. В этой научной работе Витмер разобрал события, происходящие в произведении, и сравнил их с реальной жизнью. Он делает выводы о том, что в предвоенное время (примерно 18051807 года) Лев Николаевич Толстой описывает достаточно правдоподобно, что не скажешь о событиях самой Отечественной войны, где Толстой добавлял окраску некоторым событиям. Но существуют и другие мнения. Например, Александр Николаевич Попов, который является автором научного труда «История Отечественной войны» прямо заявлял о том, что для него «Война и мир» является сборником событий этой войны, который не просто передают последовательные события, но и характеры исторических лиц, таких как Наполеон и Кутузов. Также он уверял, что именно через творение Толстого можно

прочувствовать атмосферу Отечественной войны [5, с. 259].

Проблема историчности романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» до сих пор существует. Нет четкого ответа большинства о том, является ли творение писателя историческим или нет.

Для того чтобы понять, помогают ли исторические мемы усваивать информацию и выстраивать мировоззрение, мной было проведено анкетирование, опрошено 107 представителей молодежи, среди которых школьники 14 лет и более, а также студенты, обучающиеся по программе бакалавриата и магистратуры возрастом до 35 лет. Было принято решение задать 5 вопросов, ответить на которые можно было «да» или «нет».

Первый вопрос звучал так: видели ли Вы исторические мемы в различных социальных сетях? Результаты опроса представлены в виде диаграммы (табл. 1). Таблица 1

Диаграмма показывает, что 94,4% опрошенных видели исторические мемы в интернете, что доказывает популярность картинок, видео и шуток в таком жанре.

Таблица 2

Целью второго вопроса было узнать, были ли вообще незнакомые исторические мемы среди увиденных (табл. 2)

Результаты показали, что 80% опрошенных встречали мемы, в которых раскрывались незнакомые и непонятные для них исторические

ситуации. Но были и те (20%), которые отлично разбираются в истории, поэтому все мемы для них были совершенно понятны.

Третий вопрос помог узнать, интересуется ли же просто пролистывает их в новостной ленте молодежь сутью непонятных для них мемов или различных социальных сетей (табл. 3).

Таблица 3

Оказалось, что большинство (57%) все же заинтересовано в непонятных для них вещах и хочет разобраться, в чем же суть увиденной ими шутки. Но и велик процент тех, кто не желает разбираться в сложных для них мемах.

Так как статья нацелена на выявление того, как же исторические мемы влияют на формирование исторического сознания у молодежи, было решено спросить запоминается ли им информация, которую респонденты встретили в меме (табл.4). Таблица 4

Результаты показали, что большинство, а именно 74% запоминают увиденную ими информацию в меме. Следовательно, можно сделать вывод, что для представителей молодежи мемы так же могут являться помощником в их образовании. Конечно, есть и недостоверные исторические мемы, которые преподносят некорректные исторические факты. Во избежание этого следует обращаться за помощью к ученым-

историкам, например, к В. О. Ключевскому, Т. В. Черниковой и другим, чтобы убедиться в достоверности информации, преподнесенной в меме.

Последний вопрос прямо спрашивал у представителей молодежи о том, влияют ли исторические мемы на их историческое сознание или же нет (табл.5).

Таблица 5

Из результатов опроса следует то, что исторические мемы влияют на формирование мировоззрения молодежи, а именно на их историческое сознание.

Анкетирование показало, что молодежь, смотря ленту новостей в различных социальных сетях, где они встречают мемы, некоторые из которых являются историческими, выстаивают свое мировоззрение относительно событий, которые раскрываются в мемах.

В заключение хотелось бы сказать, что культуру не только XVШ-XIX веков, но и в принципе всю историю можно изучать не только сидя за чтением различных научных материалов, но и более интересным путем - просмотром мемов. В современном мире должны появляться новые методики образования, которые помогали бы представителям молодежи построить свое историческое сознание, сделать определенные выводы относительно той или иной исторической ситуации.

Список источников

Ключевский В. О. Курс русской истории: в 9 т. Москва, Мысль, 1989. Т. 4. - 398 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Черникова, Т.В. История России: В четырех томах. Том 1: С древнейших времен до конца XVIII века: Учеб. Пособие для вузов / Под общ. Ред. М.А.Липкина, В.И.Уколовой. - Москва, Аспект Пресс, 2019. - 668 с.

Штелин Я. Черты и анекдоты для биографии Ломоносова, взятые с его собственных слов Штелиным. 1783 г. / Публ. и примеч. Г.Е. Павловой // М.В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. - Москва. Ленинград, Акад. наук СССР, 1962. - 48 с.

Витмер А.Н. "1812 год в "Войне и мире". 1869 г. - 126 с.

А. Н. Попов. Отечественная война 1812 года -Москва, Минувшее, 2008 г. - 473 с.

ЭОЖ 94 (574) «17/18»

ЦАЗАК; ДАЛАСЫНДА Т¥Т;ЫНДА БОЛГАН КЕЗ1НДЕГ1 ОРЫС ШЕНЕУШКТЕРШЩ

ЖАЗБАЛАРЫНАН

Калиева Б. Т.

I. ЖансYгiров атындагы Жетку yHueepcumemi Казацстан, Талдыцорган ц, магистр, оцытушы-dapicKep

FROM THE RECORDS OF RUSSIAN OFFICIALS WHEN THEY WERE PRISONERS IN THE

KAZAKH FIELDS

B. Kaliyeva

Zhytisu University named after I. Zhansugyrov Kazakhstan, Taldykorgan, master, teacher-lecturer DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2023.3.87.725

АННОТАЦИЯ

Макалада казак даласында тугкында болтан кезвдеп орыс шенеушктершщ жазбалары, казак елкесше катысты калдырган кунделжп eMip CYPy дагдысына байланысты акпараттары туралы. Берiлген мэлiметтер непзвде салыстырмалы талдау жасап, сараланды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.