Научная статья на тему 'Исторические лица как персонажи старообрядческого духовного стиха'

Исторические лица как персонажи старообрядческого духовного стиха Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ СТИХ / ПЕРСОНОСФЕРА / ПЕРСОНАЖИ / ПЕРСОНАЖНЫЕ ТИПЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА / СТАРООБРЯДЦЫ / SPIRITUAL VERSE / PERSONOSPHERE / CHARACTERS / CHARACTER TYPES / HISTORICAL FIGURES / OLD BELIEVERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мурашова Наталья Сергеевна

Цель работы выявить место исторических лиц в персоносфере старообрядческого духовного стиха на основе анализа текстов различных региональных и субконфессиональных репертуаров. Среди исторических персонажей встречаются герои древнерусской истории и деятели старообрядчества. Специфическими старообрядческими персонажами являются участники событий, связанных с расколом церкви. Реальные личности в духовных стихах утрачивают свою подлинность и превращаются в художественных персонажей, которых можно соотнести с определенными персонажными типами: мучеников, христианских просветителей и знатоков вероучения, пустынножителей, божьих угодников и противостоящих им гонителей, лжеучителей, вероотступников и т. д. В качестве метаперсонажей, аккумулирующих вокруг себя остальных героев, выступают праведник и грешник как выразители христианской аксиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL FACES AS CHARACTERS OF THE OLD BELIEVER SPIRITUAL VERSE

The aim of the work is to reveal the place of historical persons in the personosphere of the Old Believer spiritual verse on the basis of the analysis of texts of various regional and subconfessional repertoires. Among the historical characters there are heroes of Old Russian history and figures of the Old Believers. Specific Old Believer characters are participants in events related to the split of the church. Real personalities in spiritual verses lose their authenticity and become artistic characters, which can be correlated with certain character types: martyrs, Christian enlighteners and experts in dogma, God-pleasers and opposing persecutors, false teachers, apostates, etc. The righteous and the sinner are meta-characters, symbolizing Christian axiology.

Текст научной работы на тему «Исторические лица как персонажи старообрядческого духовного стиха»

УДК 398+ 821.161.1

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК ПЕРСОНАЖИ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ДУХОВНОГО СТИХА

Мурашова Наталья Сергеевна,

кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой социально-культурной и библиотечной деятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, e-mail: 2107542@mail.ru

Цель работы - выявить место исторических лиц в персо-носфере старообрядческого духовного стиха на основе анализа текстов различных региональных и субконфессиональных репертуаров. Среди исторических персонажей встречаются герои древнерусской истории и деятели старообрядчества. Специфическими старообрядческими персонажами являются участники событий, связанных с расколом церкви. Реальные личности в духовных стихах утрачивают свою подлинность и превращаются в художественных персонажей, которых можно соотнести с определенными персонажными типами: мучеников, христианских просветителей и знатоков вероучения, пустынножителей, божьих угодников и противостоящих им гонителей, лжеучителей, вероотступников и т. д. В качестве метаперсонажей, аккумулирующих вокруг себя остальных героев, выступают праведник и грешник как выразители христианской аксиологии.

© Н. С. Мурашова, 2018

114

Ключевые слова: духовный стих, персоносфера, персонажи, персонажные типы, исторические лица, старообрядцы.

Персоносфера духовных стихов отличается многочисленностью и разнообразием действующих лиц. Старообрядческий репертуар имеет свою специфику, которая ярко проявляется в системе персонажей. На основе анализа текстов различных региональных и субконфессиональных традиций попытаемся выявить героев, специфических именно для старообрядческого духовного стиха.

Итак, в образцах духовного песнетворчества в зависимости от источников происхождения их сюжетов можно выделить следующие персонажные группы: 1) ветхозаветная; 2) новозаветная; 3) агиографическая; 4) апокрифическая; 5) историческая. Изначально систему персонажей духовному стиху дала христианская книжность, отчасти её обогатил фольклор, наконец, она была дополнена реальными историческими лицами, в основном связанными с расколом церкви и дальнейшими гонениями староверов со стороны официальной власти. Цель работы - выявить место исторических лиц в персоносфере старообрядческого духовного стиха.

Христианские и фольклорные персонажи распространены в общерусских памятниках внебогослужебного духовного пения, а исторические герои во многом определяют своеобразие персонажной сферы старообрядческого репертуара. Исторических персонажей духовных стихов можно разделить на две неравные группы. Первую образуют герои древнерусской истории. Это житийные образы святителя Киприяна, князя Дмитрия, княгини Евдокии, фигурирующие в стихе «Дмитровская суббота», посвящённом Куликовской битве [1]; князя Владимира и его сыновей Бориса, Глеба и Святополка из стиха «Восточная держава славного Киева града» из рукописного стихарника Пермякова 1915 г., принадлежащего старообрядцам-поморцам, обнаруженного в г. Минусинске Красноярского края в 2006 г. [Архив Н. С. Мурашовой]. В качестве фоновых персонажей в этих текстах упоминаются христиане и татары, бояре, воеводы. В целом, сюжеты, связанные с древнерусским периодом, не получили большого распространения среди староверов. В известных нам репертуарных сводах не были зафиксированы об-

щерусские исторические стихи об Александре Невском, Михаиле и Фёдоре Черниговских, Петре митрополите и других героях.

Вторая группа представлена деятелями старообрядчества. Она отличается достаточной репрезентативностью как подвижников древлеправославия, так и их идеологических противников.

Больше всего стихов посвящено святым, канонизированным старообрядческой церковью: священномученику Аввакуму; святителю Павлу, епископу Коломенскому; священномученице и исповеднице Феодоре (боярыне Морозовой); собору соловецких мучеников, пострадавших за веру во время осады монастыря в 1668— 1676 гг.; святым божьим угодникам Аркадию и Константину Ша-марским. За исключением последних, это были деятели начального этапа церковного раскола, поэтому они признаются всем старообрядческим миром. Братья же Аркадий и Константин проживали в Пермском крае в XIX в., сначала были часовенными-беспопов-цами, а затем перешли в поповское белокриницкое согласие; особенно широко почитаются уральскими староверами, будучи мест-ночтимыми святыми.

Следующая группа персонажей - деятелей старообрядчества - связана с выго-лексинскими насельниками. Выго-Лексинский монастырь - крупнейший духовный центр староверов-поморцев, основанный в 1694 г. и просуществовавший до середины XIX в. Героями стихов стали основатели Выговского общежительства, прославившиеся также своими богословскими и литературными сочинениями братья Андрей и Семен Денисовы, Даниил Викулин и Петр Прокопьев, киновиарх Выгореции конца XVIII в. Андрей Борисов, лексинский старшина Тимофей Андреевич, настоятель монастыря в первой четверти XIX в. Кирилл Михайлов, благотворительница Наталья Галашевская. Фоновыми персонажами выступают пустынножители и лексинские девы. Преобладающим жанром выго-лексинских стихов является плач о почивших киновиар-хах. Наибольшее число стихов посвящено Андрею Денисову, у некоторых из них установлены авторы: это Иван Москвитин и постница Марина.

Персонажами нескольких духовных стихов стали представители федосеевского согласия староверов-беспоповцев: основатель

общины отец Феодосий (Васильев), упоминаемый в стихе «Дорогой наш кормилец любимый, Феодосий, отец наш родной» [9, с. 184]; московский купец, основатель Преображенского кладбища и поселка при нем Илья Алексеевич Ковылин, на погребение которого был создан стих «Егда убо всечестныи конец успения твоего» [3, с. 65] и получивший наибольшую популярность в старообрядческих произведениях московский купец, попечитель Преображенской общины Федор Алексеевич Гучков. Последний является фигурантом нескольких сюжетов: о высылке Гучкова из Москвы в Петрозаводск из-за отказа перейти в единоверие и о его кончине и перенесении праха из Петрозаводска в Москву.

Свидетельством отклика на актуальные события, связанные с гонениями на старообрядцев в советские времена, а также догматическими спорами внутри старообрядческих согласий, являются тексты, созданные в XX в., в которых упоминаются реальные лица.

Так, несколько стихов посвящено протоиерею Андрею Попову Известно, что отец Андрей во время Первой мировой войны был одним из четырёх старообрядческих священников, допущенных к служению при армейских частях. С 1918 г. началась его деятельность в Покровском храме г. Ржева; в 1930 г. его арестовали и приговорили к 5-летнему заключению. Во время Великой Отечественной войны вновь служил в Ржевском храме, в 1942 г. был убит фашистами [2]. В сборнике духовных стихов, подготовленном епископом Силуяном Килиным, изданным Новосибирской старообрядческой православной епархией, приводятся тексты четырёх стихов, связанных с отцом Андреем [8, с. 147-148].

Тема гонений развивается в стихе «В Чебоксарах в большом помещенье», в котором героями выступают «страдальцы Христовы двадцатого века», погибшие от рук «беринских агентов, злых палачей» 6 июля 1942 г. Стих написан по мотивам «Сказания об одиннадцати страдальцах XX в.», сочинённого в 1957 г. [7]. Подобное творчество напоминает создание старинных духовных стихов на основе апокрифов. Страдальцы в стихе не персонифицированы, они представлены как мученики, погибшие за веру и избавленные от земных истязаний встречей с ангелами небесными. Сказание же содержит конкретные имена, краткое описание жизни и христи-

анских добродетелей участников тех страшных событий. Все они были представителями согласия бегунов, арестованными властями в доме странноприимника.

С событиями местной истории связан ряд стихов из рукописного сборника Курганского собрания Лаборатории археографических исследований Уральского университета [Архив ЛАИ УрГУ У99/ 1406]. Сборник содержит 8 историко-полемических стихов, касающихся в основном истории поморского согласия в Южном Зауралье в 10-20-е гг. XX в., написанных неизвестным автором, современником событий. Один из памятников - «Стих новый о раздоре, о Курганском соборе» - насыщен фамилиями, именами и прозвищами участников собрания: отец Василий Самарин, Мякинин Ипат жидовской адвокат, Михаил Чюваша да Колесовский слепой Яша, Евстафий Диев и Раков, Банников, Хомутов, Нестер Данилов, Ульянов 1 всего около 30 онимов. Такая концентрация персонажей объясняется стремлением автора отразить мнение различных сторон по вопросу возможности совершения брака, полемика вокруг которого часто возникала между поморцами и представителями безбрачных толков, именуемых в Южном Зауралье бракоборами. Е. В. Рычкова метко сравнила этот стих с «протоколом» Курганского собора [5, с. 109].

В исторических стихах довольно многоплановую группу составляют фоновые персонажи, представляющие старообрядческий социум: любезная братия, древлеправославные христиане, верные миряне. Они могут быть дифференцированы по согласиям: поморцы, феодосияне, бракоборы, беспоповские.

Встречаются обобщённые образы, например, «скорбный старец» как хранитель древлего православия из духовного стиха «Любезная братия! Православныя христиане» [6, с. 252]. Необычными для старообрядческого репертуара персонажами являются в этом стихе царь-батюшка и царица-матушка, которых благодарит скорбный старец за указ о веротерпимости 1905 г.

В исторических стихах староверов достаточно многочисленно представлена группа врагов ревнителей древлего благочестия. Наиболее упоминаемым среди них является Никон, награждённый такими характеристиками, как еретик, бес и т. п. Кроме него, в

стихах фигурируют царь Алексей и его лжеучители, в Русь святую посланные; Андрей Плещеев - писатель XVII в., автор посланий к Аввакуму; царь Пётр I, именуемый в стихах не иначе как антихрист; противораскольничий миссионер иеромонах Неофит, результатом дискуссии которого с выго-лексинскими киновиархами стали «Поморские ответы» («Си глаголют пустынножители Неофиту» [4, с. 521]); перешедший из федосеевцев в единоверие Павел Прусский («мудрый вопроситель»; «Австрии учитель») - адресат полемического стиха [10, с. 184].

Большую группу составляют фоновые персонажи, демонстрирующие многочисленность врагов старообрядчества. Это священники, никониане, попы нынешние, сектанты, арияне, унияты, католики, лжеучители, иконоборцы, англичане и басурмане, бритаустцы и табашники, обуховцы и сумцы - участники старообрядческих толков, с которыми полемизирует автор уральского стиха о недопустимости перекрещивания и о необходимости сохранения брака [5], безбожные судьи, беринские агенты. Мир врагов связан с членами официальной церкви, репрезентантами других конфессий, староверами иных согласий, безбожниками, иностранцами, представителями государственной власти.

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы. Самую многочисленную группу составляют герои, происходящие из религиозной книжности. Они характерны для духовного стиха в целом. Специфическими старообрядческими персонажами являются участники получивших поэтическое осмысление исторических событий, связанных с расколом церкви. Персоносфера старообрядческих стихов на всём протяжении их развития постоянно пополняется, что свидетельствует о стремлении ревнителей древлего православия вести летопись событий, включая в мировой и общерусский христианский хронограф эпизоды, связанные со староверием. Судя по персонажам, общерусская христианская история ограничивается XV в., ей уделяется не слишком много внимания в сравнении со старообрядческим периодом.

«Сказание об одиннадцати страдальцах XX в.» следующим образом объясняет появление в старообрядческих текстах новых героев, связанных с недавним прошлым: «Когда мы читаем жития и

повествования о древних християнских мучениках, <...>, то у нас иногда возникает сомнение недоверия: не предукрашены ли, мол, жизнеописания их? <.. > Но ничего подобного вы, читатель, допустить не можете, когда будите видеть жития страдальцев наших дней, <.. > о них можно сказать: они дети одного с нами отца и овечки одного двора, а потому о них мы можем написать одну только истину без всяких прикрас и предувеличений» [7].

Однако реальные личности в духовных стихах утрачивают свою подлинность и превращаются в художественных персонажей, которых можно соотнести с определенными персонажными типами: мучеников, христианских просветителей и знатоков вероучения, пустынножителей, аскетов, божьих угодников, чудотворцев и противостоящих им гонителей, лжеучителей, вероотступников и т. д. Типизация позволяет персонажей из мира старообрядцев поставить в один ряд с библейскими героями и христианскими святыми. Тем самым, в духовных стихах совершается народная канонизация ревнителей древлего благочестия.

За счёт типизации персонажная сфера старообрядческих памятников представлена не созвездием индивидуальностей, а выразителями идей вероучения, несущих понятную нравственную нагрузку Из-за резкого противопоставления положительных и отрицательных героев духовные стихи отличаются выраженным дидактизмом.

Важнейшими персонажами-концептами старообрядческих стихов являются Бог, Богородица, Христос и апостолы, небесные силы, мученики, страдальцы, монахи и пустынники, духовные стоики (хранители веры), принесшие покаяние грешники; из отрицательных персонажей - нераскаявшиеся грешники, антихрист и гонители христиан. Перечисленные типы персонажей представлены конкретными образами и номинациями, включая антропонимы.

По сути, все действующие лица духовных стихов фокусируются вокруг центральной жанрообразующей оппозиции праведность -греховность. При всей многочисленности персоносферы в качестве метаперсонажей, аккумулирующих вокруг себя остальных героев, выступают праведник и грешник как выразители христианской аксиологии. Таким образом, персоносфера старообрядческих духовных стихов отражает систему общехристианских ценностных ко-

ординат и в то же время выступает способом религиозной идентификации ревнителей древлего благочестия и средством сохранения их этноконфессионального своеобразия.

Список использованных источников

1. Валовая М. А., Поздеев В. А. Духовный стих в Вятке [Электронный ресурс] // Вятское старообрядчество. - Режим доступа: http://www.kirovold.ru/content.php?id=21&page=qqrusegn_rus (дата обращения: 24.02.17).

2. Волоскова М. Отец Андрей Павлович Попов, протоиерей [Электронный ресурс] // Русская вера. - Режим доступа: http:// ruvera.ru/people/andreiy_pavlovich_popov (дата обращения: 20.02.17).

3. Кожурин К. Я. «Всеобщественный християнский ходатай» (к 200-летию со дня кончины И. А. Ковылина) // Календарь Древлеп-равославной Поморской Церкви на 2009 год. СПб., 2008.

4. Малышев В. И. Отчёт об археографической командировке на Печору 1958 г. // Труды отдела древнерусской литературы. - М., Л., 1960. - С. 513-521.

5. Рычкова Е. В. Исторические стихи зауральского старообрядца-поморца // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - №° 16 (307). - С. 105-109.

6. Рукописи XVI 1 XX вв. и книги старой печати из собрания Института истории СО РАН / Сост. Н. Д. Зольникова, А. И. Мальцев, Т. В. Панич, Л. В. Титова. — Новосибирск: Издательство СО РАН, 2010. 395 с.

7. Сказание об одиннадцати страдальцах XX в. [Электронный ресурс] // Credo.ru. - Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/ ?act=lib&id=1283 (дата обращения: 22.02.17).

8. Стихи религиозного содержания / Собрал и подготовил епископ Силуян (Килин). - Новосибирск: Новосибирская старообрядческая православная епархия, 1992. 210 с.

9. Храмова Н. Б. Духовные стихи и канты // Религиозный фольклор в архиве Центра фольклора ННГУ: указатель сюжетов. Нижний Новгород, 2008. - С. 49-238.

10. Filosofova T. Geistliche Lieder der Altgläubigen in Russland. Bestandaufnahme. Edition. Kommentar. - Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verlag, 2010. 544 s.

HISTORICAL FACES AS CHARACTERS OF THE OLD BELIEVER SPIRITUAL VERSE

Murashova Natalya Sergeevna,

Candidate of Art History, Head of the Department of Social, Cultural and Library Activities, Novosibirsk State Pedagogical University, 630126, Novosibirsk, ul. Vilyuiskaya, 28, tel. +7(383) 244-13-50, e-mail: 2107542@mail.ru.

The aim of the work is to reveal the place of historical persons in the personosphere of the Old Believer spiritual verse on the basis of the analysis of texts of various regional and subconfessional repertoires. Among the historical characters there are heroes of Old Russian history and figures of the Old Believers. Specific Old Believer characters are participants in events related to the split of the church. Real personalities in spiritual verses lose their authenticity and become artistic characters, which can be correlated with certain character types: martyrs, Christian enlighteners and experts in dogma, God-pleasers and opposing persecutors, false teachers, apostates, etc. The righteous and the sinner are meta-characters, symbolizing Christian axiology.

Keywords: spiritual verse, personosphere, characters, character types, historical figures, old believers.

References

1. Valovaya M. A., Pozdeyev V. A. Dukhovnyy stikh v Vyatke [Elektronnyy resurs] // Vyatskoye staroobryadchestvo. - Rezhim dostupa: http://www.kirovold.ru/content.php?id=21&page=qqrusegn_rus (data obrashcheniya: 24.02.17).

2. Voloskova M. Otets Andrey Pavlovich Popov, protoiyerey [Elektronnyy resurs] // Russkaya vera. - Rezhim dostupa: http://ruvera.ru/ people/andreiy_pavlovich_popov (data obrashcheniya: 20.02.17).

3. Kozhurin K. YA. «Vseobshchestvennyy khristiyanskiy khodatay» (k 200-letiyu so dnya konchiny I. A. Kovylina) // Kalendar' Drevlepravoslavnoy Pomorskoy Tserkvi na 2009 god. SPb., 2008.

4. Malyshev V. I. Otchot ob arkheograficheskoy komandirovke na Pechoru 1958 g. // Trudy otdela drevnerusskoy literatury. - M., L., 1960. - S. 513-521.

5. Rychkova Ye. V Istoricheskiye stikhi zaural'skogo staroobryadtsa-pomortsa // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. -2013. - № 16 (307). - S. 105-109.

6. Rukopisi XVI 1 XX vv. i knigi staroy pechati iz sobraniya Instituta istorii SO RAN / Sost. N. D. Zol'nikova, A. I. Mal'tsev, T. V. Panich, L. V. Titova. — Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAN, 2010. 395 s.

7. Skazaniye ob odinnadtsati stradal'tsakh XX v. [Elektronnyy resurs] // Credo.ru. - Rezhim dostupa: http://www.portal-credo.ru/site/ ?act=lib&id=1283 (data obrashcheniya: 22.02.17).

8. Stikhi religioznogo soderzhaniya / Sobral i podgotovil yepiskop Siluyan (Kilin). - Novosibirsk: Novosibirskaya staroobryadcheskaya pravoslavnaya yeparkhiya, 1992. 210 s.

9. Khramova N. B. Dukhovnyye stikhi i kanty // Religioznyy fol'klor v arkhive Tsentra fol'klora NNGU: ukazatel' syuzhetov. Nizhniy Novgorod, 2008. - S. 49-238.

10. Filosofova T. Geistliche Lieder der Altgläubigen in Russland. Bestandaufnahme. Edition. Kommentar. - Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verlag, 2010. 544 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.