Научная статья на тему 'Исторические источники по истории Рязанской епархии XIV-XVII вв. Особенности изучения и классификационные признаки'

Исторические источники по истории Рязанской епархии XIV-XVII вв. Особенности изучения и классификационные признаки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1139
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / ЛЕТОПИСИ / АКТЫ / ПИСЦОВЫЕ КНИГИ / ОКЛАДНЫЕ КНИГИ / HISTORICAL SOURCES / CHRONICLES / ACTS / ANNALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головина Наталья Владимировна

На основании проведенных исследований был классифицирован и изучен широкий круг письменных источников по истории Рязанской епархии XIV-XVII вв., выявлены их основные особенности, репрезентативность и обозначено значение в исследовании региональной истории средних веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical sources of the Ryazan eparchy in the XIV-XVII centuries. The peculiarities of study and the classificational features

Basing on the research a wide circle of the historical sources on the Ryazan eparchys history during the XIV-XVII centuries was classified and ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 219 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ studied, also revealed their main peculiarities, representative traits and marked their meaning in next exploration the regional medieval history.

Текст научной работы на тему «Исторические источники по истории Рязанской епархии XIV-XVII вв. Особенности изучения и классификационные признаки»

УДК 93/99 [093) Н. В. ГОЛОВИНА

Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ Х!У-ХУП вв.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ___________________________________

На основании проведенных исследований был классифицирован и изучен широкий круг письменных источников по истории Рязанской епархии XIV—XVII вв., выявлены их основные особенности, репрезентативность и обозначено значение в исследовании региональной истории средних веков.

Ключевые слова: исторические источники, летописи, акты, писцовые книги, окладные книги.

Наиболее значительным и информативным в вопросе исследования истории Рязанского княжества (и епархии как его неотъемлемой части) является пласт исторических источников Х1У — ХУ11 столетий. Письменные памятники, касающиеся ранней и средневековой русской истории, почти все опубликованы, и новые открытия здесь сравнительно редки. Все это позволяет достаточно полно и системно классифицировать источники по истории Рязанской земли, что и составит предмет настоящей работы.

Летописи края до нашего времени не сохранились, предопределив многочисленные споры в историографии по вопросу их существовании в целом. Однако известны местные рязанские записи, попавшие в общерусские своды и, как считают исследователи, заимствованные из утраченных рязанских летописей [1]. Таковыми, например, являются сведения по истории Рязанского княжества, содержащиеся в некоторых владимирских летописях; элементы рязанского летописания включены также в Никоновскую (1556 г.) и Воскресенскую (1530—1540 гг.) летописи [2]. Факты из политической истории княжества можно обнаружить в областных ростовских, суздальских и некоторых других летописях.

В настоящее время учеными предпринимаются попытки собрать известные летописные сведения о Рязанском крае и сопредельных землях до 50-х годов XVI в. Как показывают исследования, этот письменный памятник достаточно сложного содержания отражает, в первую очередь, политическую историю, внутренние и внешние отношения княжества, как правило, военно-оборонительного характера (особенно если говорить о XII — XV вв.). Сведения из других сфер, включая церковно-религиозную историю, крайне редки, хотя и позволяют проследить некоторые важные события: последовательность пребывания на епископской кафедре рязанских владык, их основные дела и заслуги.

Поздним по времени в сравнении с летописными известиями, но более информативным и широко представленным является актовый материал по истории Рязанско-Муромской епископии. Этот вид исто-

рических источников — наиболее важный в исследовании истории епархии — широко отражает существенные процессы и изменения в социальной и хозяйственно-экономической жизни монастырей и церквей. Разнообразие актовых документов (купчие, данные, меновые, закладные, договорные, духовные, жалованные грамоты, акты церковного права) позволяет охватить широкий спектр вопросов социально-экономической истории княжества.

Следует подчеркнуть главную особенность источников актового характера — отражение в большей степени феодально-экономических аспектов истории церкви, являвшейся в указанный период времени одним из крупнейших собственников земли. Монастыри Рязанской епархии обладали обширными территориями, привилегиями и льготами, которые даровали им великие и удельные князья и княгини. Основным источником, подтверждающим именно этот факт, являются жалованные грамоты, большей частью Со-лотчинского монастыря, поскольку именно они дошли до нашего времени в большем объеме. Сохранились известия и о материальных пожалованиях частными лицами Рязанским монастырям и церквям.

Зачастую монастыри не только выступали объектом всевозможных дарений и поощрений, но и сами могли отстаивать свои земельно-собственнические интересы. В качестве примера можно рассмотреть показательную в этом отношении судную грамоту 30-х гг. XVI века по делу Ольгова монастыря с Федором Карцовым, сыном Курдумовым, с требованием монастыря вернуть незаконно захваченные земли [3].

По дарственным грамотам представляется возможным выявить значительные льготы монастырям и церквям. Подобные документы обычно заключались от имени архимандрита или игумена с братией. На их основе можно проследить и исследовать широкую совокупность экономических отношений, характерных для феодализма.

В целом рязанское духовенство пользовалось обычными правами и доходами того времени. Вероятно, оно в меньшей степени было подчинено княжеской власти, нежели в других княжествах [4]. Рязан-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009

ская епархия обладала обширными поместьями, которые увеличивались не столько за счет собственных приобретений, сколько за счет пожертвований, о чем свидетельствует большая часть жалованных грамот, а также актов на имя рязанских владык.

В меньшей степени в исследовании истории Рязанской епархии могут быть использованы такие письменные памятники, как ранние известия иностранцев - средневековых восточных и западных историков, географов, дипломатов. Следует отметить, что в большинстве случаев этого рода источники не содержат прямых и существенных упоминаний ни о княжестве, ни о его населении. Так, известные нам сведения XV — XVI вв. двух венецианцев Иосафата Барбаро и Амвросия Контарини, немца барона С. Герберштей-на и итальянца А. Кампензе содержат совсем мало информации о жителях, вере, главных постройках и хозяйстве Рязанского княжества [5]. Поэтому, ввиду неопределенности и сложности структурно-сопоставительного анализа подобных сообщений, их использование может осуществляться только параллельно с другими источниками и при весьма критическом подходе.

Среди письменных источников по названной теме можно отдельно обозначить и литературные памятники: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о приходе чудотворного образа Николы в пределы Рязанские», «Повесть о муромском князе Петре и супруге его Февронии» и некоторые другие, частично отражающие быт и верования населения Мурома и Рязани, а также их ближайших соседей.

Таким образом, обзор источников по истории Рязанско-Муромской епископии более раннего периода XIV — XV вв. показывает их немногочисленность (в сравнении с дошедшими до наших дней письменными памятниками по истории других русских княжеств) и сравнительно невысокую репрезентативность. Многие из них были утрачены в результате пожаров, частых набегов соседей и нашествия мон-голо-татар, а также событий Смутного времени начала XVII в. Все это в настоящее время, безусловно, сказывается на состоянии источниковой базы истории Рязанской епархии в средние века.

Иначе выглядит картина источникового обеспечения более позднего времени (XVI-XVII вв.). Расширение источниковой базы как таковой и ее очевидные структурные изменения явились следствием объективного развития феодально-экономических отношений, что, в свою очередь, стало причиной усложнения делопроизводства и документооборота. Все это выразилось в появлении нового рода исторических источников — писцовых и окладных книг - документов делопроизводственного характера.

Хотя к настоящему времени не сохранилось ни одной подлинной писцовой книги Рязанского уезда XVI века, достаточно целостное представление о них можно составить на основе платежных и приправочных книг. Они неплохо изданы. Так, первый выпуск издания Писцовых книг Рязанского края появился в свет на основании постановления Рязанской Ученой Архивной Комиссии от 23 февраля 1896 года. В него вошли платежные и приправочные книги 1594 — 1598 гг. (платежные книги городов Рязани, Пронска, Ряжска, Зарайска и станов Окологородного, Каменского, Пехлецкого, Перевицкого, Ростиславского, Моржевского, Кобыльского, Пониского, Старорязанского; приправочные книги городов Пронска и Переяславля Рязанского, станов Каменского и Около-городного) [6]. В современном варианте переиздания этих источников появились в 1996— 1997 гг., став

доступными сравнительно широкой читательской аудитории.

Очевидно, что платежные книги отражают суть земельно-собственнических отношений церкви XVI — начала XVII вв., поскольку фактически ведут подсчет дворов, несущих тягло в пользу отдельно взятой церкви, либо монастыря. Следует отметить схожий характер информации такого рода документов, как сотные грамоты. Так, например, сотная грамота, данная государем Иваном IV Грозным в 1567 г., определяет земельные владения владыки Рязанского и Муромского: Борисоглебская земля, владычная отчина, двор в Переяславле, иные городские места, села, деревни, починки, селища [7].

Приправочные книги дополняют объем сведений о церкви как о крупнейшем духовном землевладельце XVI — XVII вв. Они несут информацию о церквях, их внутреннем убранстве, имуществе, а также о количестве церковнослужителей и их духовных санах.

Писцовые книги — документ кадастровый, составлявшийся, в первую очередь, в интересах государства с целью максимального увеличения взиманий. По писцовым книгам искали спорные земли, бежавших крестьян, платили земельную подать, взыскивали военные сборы; они являлись основой как государственного бюджета, так и хозяйства крепостной общины. Кроме того, писцовые книги могут служить важным источником по истории международных и межкняжеских отношений: в их состав вошел достаточно весомый пласт русских грамот по истории нескольких княжеств (Новгородского, Тверского, Рязанского). Большинство из них — договорные грамоты и докончания великих князей Рязанских с Московскими, наглядно характеризующие экономические отношения (приобретение земель, установление пошлин), а также поддержание политического союза. Некоторые из документов относятся к внешнеполитической истории, например, грамоты Московского княжеского дома в отношениях с Литвой [8].

Близким по характеру и происхождению к писцовой книге источником является десятня. Фактически, это статистика служилых людей, приписанных по службе к уездному городу. Десятни содержат информацию о праве владения поместьем, об укрывавшихся от службы дворянских детях, о боевой годности служилого человека, его денежном жаловании. В целом, писцовые книги и десятни являются аналогичными и взаимно пополняющими друг друга документами. Они дают достаточно сложную и обширную характеристику средневековой российской церкви, рассматривая ее в качестве крупнейшего феодала, и наглядно отражают земельные и иные материальные интересы духовных корпораций XIV — XVII вв.

Наивысшего могущества Рязанская епархия достигла во второй половине XVII в., что нашло свое отражение в росте экономической силы рязанских владык. Для подсчета их богатств возникла потребность в нового рода документах. Так появились окладные книги — «фискальный документ, исчислявший дворы прихожан каждой из церквей и, в зависимости от количества и качества этих дворов, а также наличия различных угодий, облагавший приходы налогами, шедшими в казну владык» [9]. Следует подчеркнуть значительные размеры охватываемых источником земель. Этот вид источника использовался и по прямому фискальному назначению, и (с XVIII в.) для получения справок о селах и церквах при назначении церковнослужителей на должности.

В настоящее время в Государственном архиве Рязанской области хранится несколько документов,

являющихся копиями с «Окладных книг церквей Рязанской епархии». Очевидно, что копия всех шести дел была снята с «Книг окладных монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненных при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году», хотя в ней допущено несколько неточностей из-за невнимательного переписывания, либо спешки в сравнении с оригиналом. Однако положительным является наличие в копии дополнительных сведений о Касимове, Елатьме, Касимовском уезде, Елатомской десятине, Борисоглебском стане, не сохранившихся в оригинале. В настоящее время окладные книги опубликованы и широко доступны для изучения [10].

Текст окладных книг освещает различные аспекты церковно-монастырской жизни указанного периода, например, многочисленные попытки избежать, либо снизить величину налогообложения; упоминает и другие повинности, зачастую архаичные, но актуальные для некоторых церквей XVII века. Кроме того, указанный вид источника позволяет выделить различия в объеме владений монастырей и церквей (как Переяславля, так и различных уездов); обеспечивает возможность проследить границы Рязанско-Муромской епископии, поскольку перечисление объектов ведется по уездам (Муромский, Касимовский, Воронежский, Тамбовский, Шацкий и другие); а также выявить структуру церковного налогообложения и обозначить ее отдельные единицы: стольный город Переяславль, десятины (например, Перевицкая, Старорязанская и Каменская), города Михайлов, Епи-фань, Зарайск, Пронск и другие со всеми селами и, соответственно, церквями с точным указанием размера налога.

Названные виды исторических источников имели свою историографию. Попытки собрать и обобщить известные письменные памятники по истории Рязанско-Муромской епископии предпринимались исследователями с начала XIX столетия. Многие из них (И. Алякринский, Т. Воздвиженский, И. Добролюбов) на региональном уровне работали с важнейшими документами, не сохранившимися да нашего времени, либо с материалами из фондов монастырей и отдельных церквей Рязанской губернии. Ими были заложены основы изучения истории местной церкви. В середине XIX в. работа с письменными источниками приобрела уже исследовательско-аналитический характер.

В 1843— 1846 гг. во время своего пребывания в Рязани Пискарев А. Н. собрал значительное количество древнерусских документов и составил перечень этих и изданных до него местных грамот и актов. Всего автором было опубликовано 60 исторических документов [11]. Среди них большая часть — жалованные грамоты монастырям, которые могли быть оформлены и на имена их игуменов.

Значимой в вопросе собирания и частичной публикации письменных источников по обозначенной тематике является деятельность Рязанской ученой архивной комиссии. Ее «Труды», публикуемые ежегодно в конце XIX — начале XX столетий и фактически являющиеся отчетом об исследовании всей совокупности рязанских древностей, открывают важнейшую информацию и по истории епархии. Так, например, Труды РУАК за 1887 г. содержат материал из архива Солотчинского монастыря [12]; в Трудах от 1890 г. помещены «Дополнительные о Рязанской епархии сведения» Иеронима Алякринского [13], дающие краткий, но содержательный очерк по истории становления Рязанско-Муромской епископии начиная с XII века.

Схожий, но значительно менее содержательный материал давали рязанские «Епархиальные ведомости»: в течение 1892 г. на их страницах публиковались «Материалы для историко-статистического описания церквей и приходов Рязанской епархии» [14] — важнейший источник, работу с которым начал еще И. Добролюбов.

Помимо узконаправленных региональных работ появились и первые обобщающие труды по истории русской церкви. Здесь следует указать работы митрополита Московского и Коломенского Макария «История Русской церкви» [15] и Е. Голубинского «История Русской церкви» [16], куда вошли некоторые важные наблюдения по интересующим нас вопросам. Эти и немногочисленные другие исследования имеют серьезную источниковедческую основу и отличаются привлечением широкого круга материалов.

В настоящее время также возобновлена работа с ранее не известными и не опубликованными материалами. Начало собирания и частичной публикации письменных источников по истории Рязанских земель XIV — XVII вв. дает возможность поставить заново ряд важных научных проблем, ждущих своего исследования.

Библиографический список

1. См., напр.: Кузьмин А.Г. Рязанское летописание. Сведения летописей о Рязани и Муроме до середины XVI в. — М. : Наука, 1965. — 286 с.; Клосс Б.М. Избранные труды. Т.2. — М. : Языки русской культуры, 2001. — 488 с.

2. Монгайт А.Л. Рязанская земля. — М. : Академия наук СССР, 1961. - С. 7-8.

3. Пискарев А.Н. Древние грамоты и акты Рязанского края. — СПб, 1854. — С.31.

4. Азовцев А.В. Подлинные окладные книги Рязанской епархии 1676 г. // Третьи Яхонтовские чтения. — Рязань: РИАМЗ, 2005. — 592 с.

5. См. подробнее: Иловайский Д.И. История Рязанского княжества. Репринтное издание. — Рязань, 1990. — С. 177.

6. Писцовые книги Рязанского края XVI в. Т.1, вып. 1. — Рязань: Русское слово, 1996. — 664 с.

7. Там же. С. 167.

8. Писцовые книги Рязанского края XVI—XVII вв. Т. 1, вып. 2. — Рязань: Русское слово, 1997. — 598 с.

9. Азовцев А.В. Указ. соч. С. 67-68.

10. Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году. Книги 1 — 2. — Рязань: Александрия, 2004. — 929 с.

11. Пискарев А.Н. Указ. соч.

12. Труды РУАК за 1887 г. Т. II. № 1—8. — Рязань : Рязанская губернская типография, 1888. — 200 с.

13. Труды РУАК за 1890 г. Т. V. — Рязань : Рязанская губернская типография, 1891. — 204 с.

14. Рязанские Епархиальные ведомости. 1892 г. — № 1 — 4, 7 — 15. — Рязань: типография Рязанского губернского правления, 1892. — 1014 с.

15. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. — М. : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. — 407 с.

16. Голубинский Е. История русской церкви. Т. I (первый полутом). — М., 1881.

ГОЛОВИНА Наталья Владимировна, аспирантка кафедры средневековой и новой истории Отечества.

Статья поступила в редакцию 25.11.2008 г.

© Н. В. Головина

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.