Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УСТАНОВЛЕНИЮ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА'

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УСТАНОВЛЕНИЮ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА / МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ / МЕДИАННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Константинова Дина Сергеевна

Рыночные механизмы предполагают возможность в основном только косвенного влияния государственных органов власти на величину заработной платы на коммерческих предприятиях, поэтому несомненную важность для защиты интересов наемных работников представляет установление на федеральном уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ). Невмешательство государства в данный процесс, бесспорно, приведет к ухудшению уровня жизни, так как оплата труда является основным источником доходов населения. Проведенное в статье исследование позволило выявить изменения, происходившие с минимальным размером оплаты труда после перехода в РФ к рыночной экономике; изучить подходы к определению величины МРОТ, применявшиеся ранее и использующиеся в настоящее время; проанализировать соблюдение требований трудового законодательства в части соотношения между МРОТ и величиной прожиточного минимума. В результате проведенного анализа были сделаны выводы о наличии существенных проблем в данной области, но изменения в методике расчета МРОТ, вступившие в силу с 2021 г., не только улучшили ситуацию, но и позволяют надеяться на усиление в будущем зародившейся положительной тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND MODERN APPROACHES TO THE MINIMAL INCOME THRESHOLD

Market mechanisms presuppose the possibility of mostly only indirect influence of state authorities on wages at commercial enterprises. Therefore, the establishment of a minimal income threshold at the federal level is of undoubted importance for protecting the interests of employees. The non-interference of the state in this process will undoubtedly lead to a deterioration in the standard of living, since wages are the main source of income for the population. The research carried out in the article revealed the changes that occurred with the minimal income threshold after the transition to a market economy in the Russian Federation. The approaches to determining the minimal income threshold, previously used and currently used, have been studied. Compliance with the requirements of labour legislation in terms of the ratio between the minimal income threshold and the subsistence minimum is analyzed. As a result of the analysis, conclusions were drawn about significant problems in this area. Nevertheless, changes in the methodology for calculating the minimal income threshold, which came into force in 2021, not only have improved the situation, but also allow to hope for the strengthening of the emerging positive trend in the future.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УСТАНОВЛЕНИЮ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 8 • Номер 12 • Декабрь 2021 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

исторические и современные подходы к установлению минимального размера оплаты труда

Константинова Д.С.1

1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Рыночные механизмы предполагают возможность в основном только косвенного влияния государственных органов власти на величину заработной платы на коммерческих предприятиях, поэтому несомненную важность для защиты интересов наемных работников представляет установление на федеральном уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ). Невмешательство государства в данный процесс, бесспорно, приведет к ухудшению уровня жизни, так как оплата труда является основным источником доходов населения. Проведенное в статье исследование позволило выявить изменения, происходившие с минимальным размером оплаты труда после перехода в РФ к рыночной экономике; изучить подходы к определению величины МРОТ, применявшиеся ранее и использующиеся в настоящее время; проанализировать соблюдение требований трудового законодательства в части соотношения между МРОТ и величиной прожиточного минимума. В результате проведенного анализа были сделаны выводы о наличии существенных проблем в данной области, но изменения в методике расчета МРОТ, вступившие в силу с 2021 г., не только улучшили ситуацию, но и позволяют надеяться на усиление в будущем зародившейся положительной тенденции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: минимальный размер оплаты труда, минимальная заработная плата, прожиточный минимум трудоспособного населения, медианная заработная плата. воспроизводство рабочей силы.

Historical and modern approaches to the minimal income threshold

Konstantinova D.S. 1

1 Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia

Введение

В условиях рыночной экономики в распоряжении государства имеется немного способов прямого воздействия на систему оплаты труда коммерческих предприятий. В этой связи одним из важнейших методов государственного регулирования доходов населения выступает установление нижней социально допустимой границы оплаты труда в виде минимального ее размера. Он позволяет защитить интересы работника при определении любым работодателем минимальной цены, которую он готов платить за использование рабочей силы. Как

отмечает В.Д. Роик, «эксперты международных организаций указывают на негативные последствия занижения размеров минимальной заработной платы, что негативно влияет на ... распространение нелегальных форм занятости и оплаты труда, на его дисциплину, создает для работодателей возможность использовать дешевую рабочую силу... и т.д.» [13, с. 59] (Roik, 2019, р. 59). В то же время установление высокой планки при определении минимума оплаты труда может привести к снижению занятости из-за удорожания стоимости рабочей силы. Соответственно, подход к установлению и регулированию минимального размера оплаты труда должен носить взвешенный характер, чтобы способствовать оптимальной реализации им воспроизводственной, социальной и защитной функции.

По данным Международной организации труда (МОТ), в настоящее время минимальная заработная плата как инструмент государственного регулирования доходов применяется более чем в 90% стран - членов МОТ. Так, минимальный уровень оплаты труда установлен во всех европейских странах и практически во всех странах Северной и Южной Америки, а также примерно в 90% стран Азии и Африки [17].

В России в соответствии с законодательством установление нижней границы оплаты труда осуществляется на двух уровнях: на федеральном в виде минимального

ABSTRACT:_

Market mechanisms presuppose the possibility of mostly only indirect influence of state authorities on wages at commercial enterprises. Therefore, the establishment of a minimal income threshold at the federal level is of undoubted importance for protecting the interests of employees. The noninterference of the state in this process will undoubtedly lead to a deterioration in the standard of living, since wages are the main source of income for the population. The research carried out in the article revealed the changes that occurred with the minimal income threshold after the transition to a market economy in the Russian Federation. The approaches to determining the minimal income threshold, previously used and currently used, have been studied. Compliance with the requirements of labour legislation in terms of the ratio between the minimal income threshold and the subsistence minimum is analyzed. As a result of the analysis, conclusions were drawn about significant problems in this area. Nevertheless, changes in the methodology for calculating the minimal income threshold, which came into force in 2021, not only have improved the situation, but also allow to hope for the strengthening of the emerging positive trend in the future.

KEYWORDS: minimal income threshold, minimum wages, subsistence minimum of the able-bodied population, median salary, reproduction of labour-power

JEL classification: J31, J33, J38 Received: 06.12.2021 / published: 25.12.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Konstantinova D.S. (d.s.konstantinovaBnsuem.ru)

CITATION:_

Konstantinova D.S. (2021) Istoricheskie i sovremennye podkhody k ustanovleniyu minimalnogo razmera oplaty truda [Historical and modern approaches to the minimal income threshold]. Ekono-mika truda. 8. (12). - 1415-1426. doi: 10.18334/et.8.12.113939

размера оплаты труда (МРОТ) и на региональном в виде минимальной заработной платы соответствующего субъекта (МЗП). При этом МРОТ вводится соответствующим федеральным законом и выступает в виде социального стандарта и государственного гаранта обязательного для реализации на территории РФ всеми работодателями вне зависимости от их формы собственности. К величине региональной МЗП законодательство предъявляет только одно требование: «размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом» (ст. 133.1 ТК РФ). В результате в одних субъектах величина МЗП устанавливается на уровне МРОТ, в других - на уровне прожиточного минимума по региону, а третьи дополнительно осуществляют ее дифференциацию в отраслевом разрезе либо по отдельным районам в связи с большей протяженностью территории.

В данной статье основное внимание будет уделено вопросам регулирования минимального размера оплаты труда, устанавливаемого на федеральном уровне. Теоретической и методологической базой работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам установления и правового регулирования минимального размера оплаты труда и его влияния на формирование справедливого уровня заработной платы работников. Методологические аспекты минимального размера оплаты труда исследуются Вишневской Н.Т. [6] (Vishevskaya, 2005), Роиком В.Д. [13] (Roik, 2019), методические вопросы регулирования минимальной заработной платы рассматриваются Ильиных А.Е., Сапрыкиным А.В. [9] (П'т, Saprykin, 2017), Ефимовой Е.А. [8] (Efimova, 2011), а правовые аспекты Абалдуевым В.А. [5] (Abalduev, 2019); анализ взаимосвязи между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом представлен в работах Токсанбаевой М.С. [20] (Toksanbaeva,2020), Перекаренковой Ю.А., Крышки В.И. [21] (Perekarenkova, Kryshka, 2018); рассмотрению минимальной заработной платы как инструмента социальной политики посвящена статья Коокуевой В.В. [10] (Kookueva, 2017. Как следует из работ перечисленных авторов, данная тема является актуальной и представляет интерес для дальнейших исследований.

Цель проведенного в статье исследования состояла в изучении изменений, произошедших в подходах к установлению минимального размера оплаты труда в РФ, выявлении основных тенденций и закономерностей в данной области, определении возможности устранения в будущем выявленных проблемных аспектов.

ОБ АВТОРЕ:_

Константинова Дина Сергеевна, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, кандидат экономических наук Ы.з.ког^ап^поуайпвиет.ги)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Константинова Д.С. Исторические и современные подходы к установлению минимального размера оплаты труда // Экономика труда. - 2021. - Том 8. - № 12. - С. 1415-1426. с1о1: 10.18334М.8.12.113939

Эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) и Международной организации труда, публикации средств массовой информации, а также аналитические справки, подготовленные экспертами СПС «Гарант».

исторические аспекты установления минимального размера оплаты труда

Впервые законодательные акты, направленные на регламентацию минимума заработной платы, появились в конце XIX в. в Новом Свете (в 1894 г. - в Новой Зеландии, в 1896 г. - в Австралии). В 1909 г. опыт своих колоний переняла Великобритания, а в 1912 г. - США. К 1923 г. уже семнадцать государств (в том числе СССР) приняли законы о минимальной заработной плате [8, с. 24] (Efimova, 2011, р. 24). Международная организация труда также внесла значительный вклад в регулирование данного вопроса. Так, в 1928 г. ею была принята Конвенция № 26 «О создании процедуры установления минимальной заработной платы», а в 1970 г. - Конвенция № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым четом развивающихся стран». В соответствии с последней каждый член МОТ, «ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным» [1]. В Конвенции особо подчеркнуто, что «минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению» [1]. На настоящий момент вышеперечисленные Конвенции Россией не ратифицированы.

В результате в зарубежных странах сложились, как отмечает Вишневская Н.Т. [6, с. 481] (Vishnevskaya, 2005, р. 481), две основные модели установления минимального размера оплаты труда. В первой действует единый для всей экономики размер минимальной оплаты труда за определенный период (чаще всего час). В рамках второй величина минимальной заработной платы устанавливается не в целом по стране, а в отдельных отраслях в ходе заключения отраслевых соглашений или принимается специальными отраслевыми советами.

В нашей стране минимум заработной платы впервые был установлен в 1917-1918 гг. сначала для работников железнодорожного транспорта, а затем для рабочих и служащих всех остальных отраслей. При этом в условиях плановой советской экономики минимальный размер оплаты труда по своей сути предназначался только для построения тарифной системы, выступая в качестве тарифной ставки 1-го разряда.

Особую остроту вопрос установления минимального размера оплаты труда приобрел в России в 90-е гг. ХХ в. Экономический кризис в последние годы существования СССР, а затем начавшийся переход к рыночной экономике привели к значительной дифференциации доходов и резкому обнищанию населения. В этих условиях необходимо было вмешательство государства в процесс установления оплаты труда с целью обеспечения занятому населению минимального уровня благосостояния. Для этого

Законом РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся» с 01 октября 1991 г. был установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в размере не ниже 180 руб.

Гиперинфляция 1992 г., порожденная либерализацией цен, привела к тому, что только за один данный год МРОТ вырос почти в семь раз, что вызвало необходимость включения в Закон РФ «О минимальном размере оплаты труда» пункта, регламентирующего пересчет минимального размера оплаты труда «один раз в три месяца с учетом изменения цен за истекший квартал» [4], тем самым была предпринята попытка обеспечения защиты интересов наемных работников в кризисный период. За три последующие года из-за изменения цен МРОТ пересматривался десять раз, а его прирост к 01.01.1993 г. составил 2588% (см. табл. 1).

Статус государственного гаранта МРОТ приобрел в 1993 г. в связи с принятием Конституции РФ. В соответствии с ее статьями в стране «устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда» (ч. 2 ст. 7) и «каждый имеет право ... на вознаграждение за труд ... не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» (ч. 3 ст. 37) [3].

В дальнейшем основные аспекты, регламентирующие МРОТ, были связаны с принятием в 2000 г. Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и вступлением в 2002 г. в действие Трудовым кодексом РФ. Так, ст. 130 ТК РФ закрепила величину МРОТ как одну из основных государственных гарантий в области оплаты

Таблица 1

Минимальный размер оплаты труда, установленный в РФ 1992-1995 гг., руб.

Год установления мрот дата установления мрот Величина мроТ Темпы прироста, в %

базисный* цепной

1992 01.01 342 - -

01.04 900 163,16 163,16

1993 01.01 2250 557,89 150,00

01.04 4275 1150,00 90,00

01.07 7740 2163,16 81,05

01.12 14620 4174,85 88,89

1994 01.07 20500 5894,15 40,22

1995 01.04 34400 9958,48 67,80

01.05 43700 12677,78 27,03

01.08 55000 15981,87 25,86

01.11 57750 16785,96 5,00

01.12 60500 17590,06 4,76

* За базис взято значение МРОТ на 01.01.1992 г.

Источник: составлено автором по [11].

труда, а в соответствии со ст. 133 ТК РФ «месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда» [3]. В 2007 г. в ТК РФ была добавлена статья, допускающая установление регионального минимума заработной платы (минимальная заработная плата) при условии повышения его размера по сравнению с установленным федеральным МРОТ. Как отмечает Абалдуев В.А., по различным данным, предоставленным правом воспользовались более 50 субъектов РФ [5, с. 105] (Abalduev, 2019, р. 105).

минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум трудоспособного населения

Из Трудового кодекса следует, что выступая в качестве нижней границы оплаты труда, установленный минимум заработной платы должен обеспечивать простое воспроизводство рабочей силы. Данное требование зафиксировано в его п. 1 ст. 133: «минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения» [3]. Тем самым с точки зрения трудового законодательства прожиточный минимум трудоспособного населения (ПМтН) должен выступать нормативом, позволяющим определить величину МРОТ. На практике же на протяжении двадцати пяти лет в России наблюдалось существенное отставание минимальной заработной платы от прожиточного минимума, особенно это проявилось в первое десятилетие после перехода к рыночной экономике (рис. 1).

600 400 200 0

. 1.1.1.I. Е

■ ПМтн, руб. (до 1998г. - тыс.руб) I ■Соотношение МРОТ с ПМтн, %

1998 1999 2000 2001 ■ МРОТ, руб. (до 1998г. - тыс.руб)

40,00

35,00

30,00

25,00

20,00

15,00

10,00

5,00

0,00

Рисунок 1. Динамика величины и соотношения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ за 1992-2001 гг.* * При изменении МРОТ на протяжении календарного года, его величина для за год определялась через расчет средневзвешенной величуны Источник: составлено автором по [11, 14].

36,21

17,39

17,50

95,50

I

Э/,05

70,19 /

2002 2005 2008 2010 2014 2015 2017 2018 2019 2020 ^ИПМтн, руб.^иМРОТ, руб. Соотношение МРОТ с ПМтн, %

Рисунок 2. Динамик;! величины исоотношения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ за 2002-2020 гг.* * При изменени и МРОТ на протяжении календарного года, его величина за год определялась через расчет среунавзвешенной величины Источник: составлено автором по [11, 14-16].

120,00

95,33

52

100,00

80,00

70,54

53,96

50,00

40,00

20,00

0

0,00

Если в 1992 г. размер прожиточного минимума трудоспособного населения почти в три раза прнвышал МРОТ, то к 1994 г. разрыв увеличился егцавдвое, а кризис 1998 г. существенно! усугубив ситуацию. Из-за экономическ ой нестабильн ости величина минимума заработной платы не пересматрив алаво с 01.01.1997 г. до 01. 07.2000 г. и благодаря этому в 1999-2000 гг. она составила всего 8%, а в 2001 г. - 15% от размера прожиточного минимума трудоспособного населения. В результате нарушалась одна из фундаментальных основ устеновления величины минимальной заработной платы -обеспечение выполнения воспроизводственной функции. Данная тенденция апособ-ствовала тому, что отставание МРОТ от прожиточного минимума трудоспособного населения не удалось преодолеть даже в последовавший в 2002-2008 гг. период относительной экономической стабильности в стране, разрыв по-прежнему сохранялся, хоть и существенно сократился к 2010 г., а затем, после кризиса 2014 г. и в 2017 г. - до 30% (рис. 2).

Сложившуюся ситуацию удалось частично изменить только в 2018 г. после вступления в действие Федерального звкона «О ... повы шении минимально вв ранмера о платы труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения». Однако данная мера, несмотря на то, что способствовала резкому сокращению разрыва (до 5%), не привела к полн ой реализации норм ст. 133 ТК РФ. Это было обусловлено тем, что хотя принятый закон жестко закреплял ежегодный пересмотр МРОТ, но нормативом для установления нового минимума заработной платы на последующий год выступала величина прожиточного минимума трудоспособного населения за I, а не IV квартал предшествующего года. Тем самым за счет роста цен в последующие два квартала, устанавливавшийся 1 января МРОТ, в любом случае в той или иной степени (в зави-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

симости от величины инфляции) продолжал отставать от прожиточного минимума, что видно из данных за 2019-2020 гг., приведенных на рисунке 2.

В этой связи целесообразно было бы посмотреть, как введенные в 2018 г. изменения сказались на соотношении минимального размера оплаты труда с медианной заработной платой1, так как во многих развитых странах данный показатель является нормативом для установления МРОТ. С этой целью в мировой практике используется индекс Кейтца, отражающий соотношение минимальной и медианной заработной платы. К примеру, Международный валютный фонд и Евросоюз в качестве стандарта предлагают считать значение данного индекса, равное шестидесяти, а МОТ рекомендует - не ниже пятидесяти. Как показывают данные Росстата2 [19], если сравнивать соотношение МРОТ с медианной заработной платой, то в 2019 г. по сравнению с 2017 г. соотношение уменьшилось с 37,3 до 32,9. Это свидетельствует о том, что несмотря на значительное увеличение минимального уровня заработной платы, оно все равно не соответствовало росту заработной платы в стране. Проблему усугубляло и то, что действующий подход к определению прожиточного минимума базировался на расчете потребительской корзины, состав которой регламентировался чрезвычайно жесткими нормами, и невозможность обеспечения ими даже простого воспроизводства рабочей силы уже давно являлась острым дискуссионным вопросом.

современные тенденции установления минимального размера оплаты труда

Решение вышеописанной проблемы в последние годы активно обсуждалось на правительственном уровне. В частности, в 2019 г. было выдвинуто предложение об использовании минимального потребительского бюджета (МПБ) как инструмента государственного регулирования доходов в качестве альтернативы прожиточному минимуму, в том числе и для расчета МРОТ. МПБ в отличие от прожиточного минимума позволяет более полно учитывать расходы на товары и включает в себя затраты на образование, досуг, аренду жилья и т.д. Соответственно, если прожиточный минимум трудоспособного населения в лучшем случае обеспечивает лишь физиологическое выживание, то МПБ позволяет осуществить расширенное воспроизводство рабочей силы. Но реалии начала 2020 г., связанные с пандемией СОУГО-19, не позволили реализовать данную инициативу.

Трансформация сложившейся ситуации произошла только в декабре 2020 г. в связи с внесением ряда изменений в законодательные акты, в том числе в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которыми была устранена зависимость МРОТ от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. По

1 Граница, выше которой размер заработной платы у 50% наемных работников и соответственно вторая половина работающих получает более низкую заработную плату.

2 Данные о медианной заработной плате Росстат публикует только раз в два года (начиная с 2017 г.) по результатам выборочного наблюдения за крупными и средними предприятиями.

новой методике расчета с 2021 г. МРОТ определяется исходя из медианной заработной платы, составляя 42% от ее размера. В результате на текущий 2021 год размер МРОТ составил 12 792 руб., что на 3,2% больше прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2020 г. В связи с изменениями, касающимися и расчета прожиточного минимума (по новой методике он составляет 44,2% от величины медианного среднедушевого дохода), его величина для трудоспособного населения была установлена на 2021 г. в размере 12 702 руб. В результате установившееся в 2018-2020 гг. стабильное соотношение МРОТ с ПМтн на уровне 95% после введения новой методики расчета резко изменилось в положительную сторону и составило в 2021 г. 100,7% (рис. 3). Тем самым впервые за тридцатилетний период МРОТ, хоть и очень незначительно, но превысил размер прожиточного минимума трудоспособного населения.

16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

95,33

2018 2019 ПМтн, руб. ■

1МЗП, руб.

2021 2022 ■Соотношение МЗП с ПМтн, %

102 101 100

99 98 97 96 95 94 93 92

Рисунок 3. Динамика величины и соотношения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимуматрудоспособного населения в РФ за 2018-2022 гг.* * При изменен ии МРОТ на протяжении календарного года, его величина за год определялась через расчет средневзвешенной величины Источник: составлено автором по [7, 11, 18, 21].

100,71

100,70

95,52

В дальнейшем в соответстви н с принятой! методик ой МРОТ на 2022 г. долж ен был оставить 13 617 руб., а нрожиточный минимум трудоспособного населения - 13 076 руб., но в связи с внесением Президентом РФ в ноябре поправок об индексации, обусловленных необходимостью превышения планируемой величины инфляции, МРОТ должен составить 13 890 руб. [7] и в результате вырасти на 8,6%. Аналогичный рост планируется и по величине прожиточного минимума трудоспособного населения, что позволит сохранить установившееся между ними соотношение в 100,7%.

заключение

На текущий момент сложно спрогнозировать, приведет ли к существенному улучшению ситуации в сфере оплаты труда произошедший в 2021 г. переход к новой

методике определения МРОТ, но можно говорить о том, что первый шаг к коренным изменениям в данной области был сделан. Впервые после перехода к рыночной экономике МРОТ превысил размер прожиточного минимума трудоспособного населения, тем самым позволяя реализовать воспроизводственную функцию заработной платы. Данная тенденция продолжит сохраняться в связи с тем, что средние величины заработной платы в последнее десятилетие всегда превышали величины среднедушевого дохода. При этом несомненно, что в перспективе правительству следует направить усилия на повышение законодательно установленного соотношения МРОТ с медианной заработной платой, доведя его как минимум до уровня, рекомендуемого Международной организацией труда, а также на установление величины МРОТ, позволяющей реализовывать кроме воспроизводственной и стимулирующую функцию заработной платы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Конвенция МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo. org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/ wcms_c131_ru.htm (дата обращения: 27.11.2021).

2. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 27.11.2021).

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 25.11.2021).

4. Закон РФ от 13.11.1992 № 3891-1 (ред. от 30.03.1993) «О минимальном размере оплаты труда». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1123/ (дата обращения: 27.11.2021).

5. Абалдуев В.А. Концепция правового регулирования минимальной заработной платы в России // Российский юридический журнал. - 2019. - № 6. - c. 105-114.

6. Вишневская Н.Т. Политика минимальной заработной платы: цели, ограничения, последствия // Экономический журнал. - 2005. - № 4. - c. 479-504.

7. Госдума приняла закон о повышении МРОТ до 13 890 рублей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/gosduma-prinyala-zakon-o-povyshenii-mrot-do-13-890-rubley.html (дата обращения: 27.11.2021).

8. Ефимова Е.А. Установление минимальной заработной платы: зарубежный опыт и российская практика // Мировая экономика и международные отношения. -2011. - № 2. - c. 24-35.

9. Ильин А.Е., Сапрыкин А.В. Методические аспекты регулирования минимальной заработной платы // Экономика труда. - 2017. - № 4. - c. 455-462.

10. Коокуева В.В. Размер минимальной заработной платы как инструмент социальной политики // Экономика труда. - 2017. - № 2. - c. 73-84.

11. Минимальный размер оплаты труда (подготовлено экспертами компании «Гарант»). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10180093/ (дата обращения: 27.11.2021).

12. Перекаренкова Ю.А., Крышка В.И. Минимальная заработная плата и прожиточный минимум в российской экономике: теоретический и эмпирический анализ основных тенденций // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2018. - № 2. - с. 210-224.

13. Роик В.Д. Минимальная заработная плата - геном социально-трудовых отношений // Социально-трудовые исследования. - 2019. - № 3 (36). - с. 55-62.

14. Российский статистический ежегодник. 2003. / Стат.сб./Госкомстат. - М., 2003. -705 с.

15. Российский статистический ежегодник. 2010. / Стат.сб./Росстат. - М., 2010. - 813 с.

16. Российский статистический ежегодник. 2020. / Стат.сб. - М., 2020. - 700 с.

17. Сколько стран ввели у себя МРОТ? // Сайт Международной организации труда. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/wages/ WCMS_549769/lang--ru/index.htm (дата обращения: 07.03.2021).

18. Справка о величине прожиточного минимума (подготовлено экспертами компании «Гарант»). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/3921257/ (дата обращения: 27.11.2021).

19. Статистический бюллетень «Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы». [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ compendium/document/13268 (дата обращения: 25.11.2021).

20. Токсанбаева М. С. Заработная плата: минимальный размер и дифференциация // Народонаселение. - 2020. - № 4. - с. 40-49.

21. Утвержден прожиточный минимум для россиян на 2022 год. [Электронный ресурс]. URL: https://78.ru/news/2021-11-21/utverzhdn_prozhitochnii_minimum_dlya_ rossiyan_na_2022_god (дата обращения: 25.11.2021).

references:

Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2003 [Russian Statistical Yearbook. 2003] (2003). (in Russian).

Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2010 [Russian Statistical Yearbook. 2010] (2010). (in Russian).

Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2020 [Russian Statistical Yearbook. 2020] (2020). (in Russian).

Abalduev V.A. (2019). Kontseptsiya pravovogo regulirovaniya minimalnoy zarabotnoy platy v Rossii [The concept of legal regulation of the minimum wage in Russia]. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. (6). 105-114. (in Russian).

Efimova E.A. (2011). Ustanovlenie minimalnoy zarabotnoy platy: zarubezhnyy opyt i rossiyskaya praktika [Setting of minimal wages: foreign experience and Russian practice]. World Economy and International Relations. (2). 24-35. (in Russian).

Ilyin, Saprykin A.V. (2017). Metodicheskie aspekty regulirovaniya minimalnoy zarabotnoy platy [Methodical aspects of minimum wage regulation]. Russian Journal of Labor Economics. (4). 455-462. (in Russian).

Kookueva V.V. (2017). Razmer minimalnoy zarabotnoy platy kak instrument sotsialnoy politiki [Amount of the minimum wage as a tool of social policy]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 73-84. (in Russian).

Perekarenkova, Kryshka V.I. (2018). Minimalnaya zarabotnaya plata i prozhitochnyy minimum v rossiyskoy ekonomike: teoreticheskiy i empiricheskiy analiz osnovnyh ten-dentsiy [Minimum wage and living wage in the Russian economy: theoretical and empirical analysis of the main trends]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (2). 210-224. (in Russian).

Roik V.D. (2019). Minimalnaya zarabotnaya plata - genom sotsialno-trudovyh otnosh-eniy [Minimum wage is the genome of social and labor relations]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (3 (36)). 55-62. (in Russian).

Toksanbaeva M. S. (2020). Zarabotnaya plata: minimalnyy razmer i differentsiatsiya [Minimum size of wage and its differentiation]. Population. (4). 40-49. (in Russian).

Vishnevskaya N.T. (2005). Politika minimalnoy zarabotnoy platy: tseli, ogranicheniya, posledstviya [The policy of the minimum wage: goals, limitations, consequences]. Economic Journal. (4). 479-504. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.