Научная статья на тему 'Исторические и современные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи'

Исторические и современные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
983
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Н. Н., Григорьев И. Н.

The article reveals historical and contemporary approaches towards the problem of the youth's spiritual and moral education and gives basic terms and their definitions on the problem researched.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and contemporary approaches to the problem of the youth's spiritual and moral education

The article reveals historical and contemporary approaches towards the problem of the youth's spiritual and moral education and gives basic terms and their definitions on the problem researched.

Текст научной работы на тему «Исторические и современные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи»

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Н.Н. Калашникова, И.Н. Григорьев

Kalashnikova N.N., Grigoryev I.N. Historical and contemporary approaches to the problem of the youth’s spiritual and moral education. The article reveals historical and contemporary approaches towards the problem of the youth’s spiritual and moral education and gives basic terms and their definitions on the problem researched.

Нравственное воспитание молодежи -это сложный и многогранный процесс формирования у молодых людей нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения, осуществляемый под воздействием социальных институтов с целью подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, выполнения различных социальных ролей, т. е. это введение объективных условий в субъективный мир личности на уровне сознания, чувств, поведения.

Сутью нравственного воспитания как самостоятельного вида воспитания является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в ее поведении, в то время как другие виды воспитания развивают и контролируют лишь отдельные стороны нравственного сознания, определенную часть нравственных качеств личности.

Проблема нравственности интересовала человека с давних времен. Люди уже несколько тысячелетий назад создавали представление о мире, который их окружает. Позднее проблема морали получила свое развитие в рамках античной философии. Ученые древности считали основными атрибутами упорядочения общества религию и мораль. О добродетели и справедливости говорится в произведениях Пифагора, Гомера, Демокрита.

Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон. В его философии идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир лишь его подобием. В изменчивом и несовершенном мире Платон находит совершенство, постоянство в мире идей, приобре-

тающих у него статус самостоятельного состояния.

Но как ни велика заслуга Платона в глубоком анализе идеального мира, духовные ценности отнюдь не превалировали в сознании людей той эпохи. Лишь в средневековье «линия Платона» получила продолжение и развитие в христианстве. Таким образом, ученые античности обратили свой взор на человека, положив начало исследованию тех качественных отличий, которые свойственны только душе человека и которых нет у других живых существ.

Одной из важнейших характеристик средневековой науки была ее тесная связь с религией христианства. Основы нравственности и духовности христиан заложены в Евангелии, которое для верующих является Божественным откровением.

На смену античному рационализму, идеалу соревнования и самоутверждения индивида христианство противопоставило идеал самоограничения, смирения, святость религиозного чувства. Известные десять заповедей Моисея заложили основу общественной морали как таковой, определив собой норму морального уровня массового сознания, сохранившуюся до сих пор. Подчиняя телесное духовному, ведя духовный образ жизни, - исходя из христианского учения, -человек качественно преображается, становится все более способным к восприятию божественных, духовных воздействий, причастным благодати.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сказать, что средневековая религиозная философия принимала божественную суть духа как данность. Рационального обоснования веры христианство не отрицало, но оно также утверждало возможность внутреннего развития человека, достижения духовных

вершин благодаря стремлению к идеальному образу - личности Иисуса Христа.

Эпоха Возрождения породила новое мировоззрение, новый взгляд на духовность. Но вместе с тем, по мнению А.К. Геворокян [1], эпоха Возрождения создала новую, антропоцентрическую концепцию о человеке и его внутреннем мире, которая в корне отличалась от концепции средневековья. Вера в безграничные возможности человека, волю, разум, творчество сделала акцент на возможность индивидуального опыта, интеллектуализм, освобождение человека из подчинения церкви. Произошло смещение интереса от собственной души и высшей цели - ее спасения - к изучению и покорению природы. Появился скептицизм и, как следствие, распад христианских догм - идеи бессмертия и спасения.

В эпоху Просвещения внимание мыслителей привлек процесс духовного развития социума. Эта тенденция соответствовала гуманистическим устремлениям просветителей, стремящихся к социальной гармонии на основе достижения равенства, свободы, всеобщего просвещения.

Особую роль в осмыслении понятий духовности и нравственности сыграли немецкие ученые конца XVIII - начала XIX вв. В Европе все более и более наблюдается разрыв между научным и религиозным подходом. В XIX в. Декарт, Лейбниц, Спиноза предпочитали говорить не о «духе», а о «сознании» или мышлении. И только в России во 2-й четверти XIX в. главными стали не вопросы познания как в европейской науке, а вопросы нравственного, духовного развития человека, его ментальности.

Самобытная, ориентированная на православные традиции, русская философия и этика конца XIX - начала XX вв. внесла значительный вклад в развитие проблемы духовности, но в силу исторических революционных перемен в российском обществе в начале XX в. происходит смена научной парадигмы. Так, И.В. Силуянова пишет, что, начиная с 30-х гг. XX в., в российской науке происходило тотальное вытеснение проблематики духовности человека, поскольку основной задачей государственной идеологии становится максимальное подчинение человека интересам коллектива. Исследователи, имеющие то или иное отношение к тематике

духовного, рассматривали последнюю исключительно под углом зрения общего состояния «духовной культуры общества», его «духовного мира», «духовного производства» и т. д. [2].

В настоящее время в российском обществе в очередной раз появился интерес к проблеме духовности. Однако само понятие «духовность» понимается далеко не однозначно не только на бытовом, но и на научном уровне.

В литературе последних лет доминирует представление о нравственном воспитании как совокупности процессов взаимодействия его и общества, как стихийных, так и сознательных, при которых индивиды развивают в себе те или иные качества. Наличие сознательно поставленной цели выделяет нравственное воспитание из общего процесса формирования человека. Подчеркнем, что с активизацией сознательной деятельности влияние нравственности на развитие человека постоянно возрастает.

Нравственность принадлежит к самым ранним формам общественной жизни. Нравственность, существовавшая в первобытном обществе в виде нравов и обычаев, превращается в классовом обществе в сложную систему принципов, норм, оценок, поступков и мотивов, отражающих экономические, политические и идеологические потребности, интересы и цели определенного класса. Социально-экономические условия определяют содержание и направленность нравственного воздействия, критерии нравственной оценки, моральный смысл понятий добра (зла), долга, совести и чести и пр.

Формировать нравственность - значит, воздействовать не только на убеждения человека, представления и понятия, но и обеспечивать практическую регуляцию поведения, отношения со средой. Важную роль в формировании нравственности играют привычки, которые формируются и закрепляются, проходя через сознание.

Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания. Именно ценности лежат в основе большинства сегодняшних концепций воспитания.

Б.Г. Ананьев писал: «Воспитывать - это в значительной степени означает создавать

систему взаимоотношений между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе. Влияя на эти отношения, мы тем самым создаем основания для образования черт характера» [3].

В качестве самостоятельного направления нравственное воспитание развертывается на материале конкретной деятельности в форме взаимоотношений живых людей, детерминированных реальными коллективами и социальными группами. При этом различные виды деятельности выступают в качестве его предпосылок и условий.

Прогрессивная педагогика издавна признавала необходимость активной позиции личности в обучении и воспитании, которая регулируется целой системой поставленных перед личностью и усваиваемых ею социальных требований, важнейшее место среди которых принадлежит нравственности.

Основу нравственного воспитания личности составляет процесс формирования научного мировоззрения. Мировоззрение содержит исходные ориентиры, нормы и идеалы деятельности людей, относящиеся ко всем способам овладения действительностью.

По мнению Л.И. Рувинского, научная организация нравственного воспитания представляет собой раскрытие его процесса, который имеет своеобразный двусторонний характер, специфические движущие силы, логику и механизм усвоения нравственности [4].

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, принципы деятельности.

Формируясь в деятельности, мировоззрение в форме убеждений, идеалов, коренных принципов является ядром духовного мира личности, поскольку определяет ее жизненные цели, интересы, средства их достижения в процессе деятельности.

Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Разум и чувство входят в ткань мировоззрения не обособленно, а во взаимопереплетении.

Рассматривая вопросы духовности в нравственном воспитании, мы отмечаем, что

духовность принадлежит к числу понятий, по поводу содержания которых нет единого мнения среди исследователей. В настоящее время употребляются такие понятия, как «духовная сфера», «духовность общества», «нравственность как проявление духовности» и т. д. Некоторые из них, на наш взгляд, равнозначны по объему, другие же однопорядковые, близкие, но не равнозначные. Недостаточно, например, сводить духовность лишь к ее нравственной форме, которая отражается в этических понятиях добра, зла, справедливости и несправедливости, героизма, самопожертвования, моральной ответственности и др.

Вместе с тем, нельзя отождествлять духовность с общественным сознанием в целом. Общественное сознание - это целое духовное явление, возникающее и существующее на основе отражения общественного бытия, природных процессов и внутреннего мира человека. Оно определяется как совокупность идей, идеалов, теорий, концепций, программ, взглядов, традиций, привычек, норм, мнений, слухов и др. Различные аспекты духовности получили отражение в трудах В.И. Анисимова, З.П. Баевой, Н.А. Баранова,

В.А. Белоуса, В.И. Ксенофонтова, Ю.В. Мань-ко, В.Л. Марищука, В.А. Мосолова, B.C. Овчинникова, П.В. Симонова, А.И. Шедрика, Ф.Н. Щербака и др.

Социально-философский анализ нравственного воспитания базируется на принципах первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, историзма, системного подхода, диалектической связи наследственных и социальных факторов, соотношении личности и коллектива, на личностно-деятельностном подходе при исследовании процесса нравственного становления личности.

Опираясь на воззрения философов, Е.Н. Степанов дает определение личностноориентированного подхода, под которым он понимает методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности [5].

По мнению Л.И. Новиковой, существует семь групп отношений: отношения к пред-

метному миру; отношения к миру живой и неживой природы; отношения к обществу; отношения к себе; отношения к труду; отношения к другим людям; отношения к знаниям [6].

Нравственное воспитание должно быть ориентировано на формирование таких качеств личности, как созидательность, уважительность (отношение к предметному миру); благородство, честь, толерантность, коллективизм, взаимоуважение (отношение к другим людям); гуманизм, самокритичность, достоинство, ответственность (отношение к себе); целеустремленность, самоорганизо-ванность, пытливость, познавательная активность (отношение к знаниям); трудолюбие, усердие, прилежание (отношение к труду); экологичность, восторженность, самоото-ждествление (отношение к миру живой и неживой природы); патриотизм, общественный долг, гуманизм (отношение к обществу).

Мораль наряду с искусством, наукой и религией составляет основу духовного мира личности, выступает важнейшим компонентом всей духовной культуры как средства саморазвития человека.

Существует множество определений морали. Так, О.Г. Дробницкий под моралью понимает установившиеся в исторически сложившейся системе общественных отношений нормы поведения, нравственность же -это отражение этих норм в сознании и поведении каждого конкретного человека и один из основных способов регуляции действий человека в данном обществе [7]. Наиболее плодотворным представляется подход к морали не только с позиции дихотомии: личное -общественное, социальное - индивидуальное, ценностное - рациональное, - а с позиции деятельности.

Основой и источником человеческой деятельности выступают потребности, они служат, по К. Марксу, «побудительной силой» жизнедеятельности. Моральная оценка поступков всей деятельности предполагает наличие у субъекта деятельности нравственных потребностей. Среди нравственных потребностей особое место занимают коллективистские и нравственные гуманистические потребности, т. е. потребности в согласовании личного и общественного интересов, в подчинении первого второму, и потребность в гуманном отношении к людям, в заботе о благе каждой конкретной личности.

Таким образом, нравственная потребность - это внутреннее, не обусловленное соображениями личной выгоды, стремление людей, общества в целом к справедливости, честности, правдивости.

С позиции деятельностного подхода, обусловливаемого социальными потребностями, нравственная потребность представляет объективную необходимость в определенных условиях жизни и развития, а содержательная сущность морали выражается в нравственных потребностях личности: честности, справедливости, гуманности.

Говоря о принципах морали, следует иметь в виду, что значительная их часть своими корнями имеет древние религиозные воззрения. Они сложились, развивались, трактовались в лоне духовной жизни предшествующих поколений. Среди основополагающих ориентиров нравственного воспитания, имеющих тысячелетние корни, можно назвать:

1. Патриотизм (преданность и любовь к своей стране).

2. Труд (добросовестный труд на благо общества).

3. Общественное достояние (забота каждого о сохранении и умножений общественного достояния).

4. Долг (осознание общественного долга).

5. Коллективизм (коллективная и товарищеская взаимопомощь).

6. Гуманизм (гуманное отношение и взаимное уважение между людьми).

7. Честность (честность, правдивость, простота и скромность в общественной и личной жизни).

8. Взаимоуважение (взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей).

9. Непримиримость (непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности).

10. Братство (нетерпимость к национальной и расовой неприязни).

Нравственное отношение выражается через поступок. Поступок определяется как действие, совершаемое на основе сознательного выбора, при этом подчеркивается, что поскольку человек обладает разумом и волей как предпосылками выбора, он ответственен за свой поступок. Выделили две сферы морали - моральное сознание и нравственная практика.

Нравственное сознание в концентрированной форме представлено этикой - наукой о морали. Этика древности и средневековья строилась на основе нравственных поучений. Эта традиция в современной этике воплощена в специфической форме «морализаторства».

Для цели нравственного воспитания высказывания классиков этической теории имеют определенный смыл в плане нравственного просвещения, но они мало что дают с точки зрения выработки технологий, приемов и методов воздействия на духовный мир личности, формирование положительного поведения. А между тем, любая, самая совершенная теория имеет смысл, если ее можно использовать в прикладных целях. Так, Н.А. Бердяев отмечал, говоря о задачах этики: «Отвлеченные априорные этики малоценны». И далее он совершенно справедливо указывал: «Этика должна быть не только теоретической, но и практической, т. е. призывать к нравственному преобразованию жизни» [8].

Основы нравственного сознания вырабатываются не только в лоне этики. Их источником служит также религия. Моральные нормы возрождаются сегодня благодаря религии, которая все более воспринимается как существенный элемент национальной культуры и воплощение нравственных общечеловеческих ценностей. Эта тенденция характерна для всех слоев общества, в том числе и для школьников, которые к религии прикоснулись благодаря как художественным памятникам литературы, так и живописи, музыке и архитектуре. Она оказывает существенное влияние на духовную жизнь страны. Человек все больше понимает значение духовно-нравственного наследия как источника нравственного самосовершенствования.

Усиление религиозных устремлений опережает рост религиозного сознания, а позитивный процесс понимания религии как элемента культуры народа, одного из факторов, формирующих национально-этическое самосознание, носительницы огромного морального потенциала, общечеловеческих

ценностей, сопровождается порой издержками своеобразного религиозного бума.

На наш взгляд, причины и характер повышения интереса к религии, как и возрастания сопутствующих явлений, многоплановы. Важным фактором повышения религиозно-

сти современного российского общества является стремление народа преодолеть нравственный кризис. Нравственно неиспорченные люди, стремящиеся жить по совести, видя, что идеалы, на которых они воспитаны, рушатся, обращаются к религии и церкви, как оплоту моральных ценностей, проверенных временем. В этих гуманистических, общечеловеческих принципах, в религиозной многовековой традиции воспитания душевной чистоты они видят защиту от порочных установок и норм (коррупция, пьянство, порнография и т. д.).

Немаловажное значение в повышении влияния религии имеют и исторические традиции. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в кризисные и переломные периоды истории российского общества (формирование государства, освобождение от татаро-монгольского ига, Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.) всегда помогала ему выстоять. Историческая память народа запечатлела эту прогрессивную деятельность церкви, и сегодня, в кризисное время, многие вновь обращаются к ней как надежной общественной силе, традиционному институту, способному на полезные и добрые - духовные и социальные - деяния для народа.

Под нравственными чувствами надо понимать такие эмоциональные отношения к поведению других людей и своему собственному, которые отражают общественную мораль, сложившиеся нравственные традиции, реальные отношения людей друг к другу и которые формируются в процессе осознания и выполнения моральных норм поведения в условиях учебной, общественной и трудовой деятельности.

Нравственные чувства являются одним из видов мотивации общественного поведения и деятельности человека, они регулируют поведение личности, сказываются на оценках общественных событий отдельными лицами. Эти чувства несут на себе печать той социальной группы, к которой индивид принадлежит и с которой разделяет материальные и нравственно-идеологические условия жизни.

Нравственные чувства человека содержат в себе нечто типическое, а все вместе они отличаются индивидуальными чертами или особенностями. Эти индивидуальные

особенности выражаются как в глубине содержания чувства, так и в форме их проявления, а именно в степени осознанности, глубины, силы, динамичности, гармоничности сочетания различных чувств. Эти индивидуальные особенности определяются своеобразными условиями жизни и воспитания конкретного человека, а также зависят от типологических особенностей индивида (подвижность процессов, характер их смены, интенсивность). Учет всех этих особенностей имеет существенное значение при распознавании чувств в каждом конкретном случае образовательной и воспитательной работы.

Таким образом, нравственные чувства разнообразны по своему содержанию и направленности. Однако основным объектом этих чувств являются общественные взаимоотношения людей, их помыслы и поведение. Нравственные чувства зарождаются и развиваются в процессе общения. Нравственное воспитание мы понимаем как сложный многогранный процесс формирования нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения, су-

тью которого является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в ее поведении.

1. Геворкян А.К. // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом. 1998. № 1-2.

С. 15-21.

2. Силуянова И.В. // Философские науки. 1990. № 12. С. 100-104.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980.

4. Русанова В.С. Воспитательный потенциал центров детского досуга. Челябинск, 2003.

5. Степанов Е.Н. // Воспитание школьников. 2002. № 6. С. 2-5.

6. Новикова Л.И. Педагогическая деятельность коллектива: вопросы теории. М., 1978.

7. Дробницкий О.Г. // БСЭ. 3-е изд. М., 1974. Т. 16. С. 559-561.

8. Педагогическая психология / под ред. Н.В. Клюевой. М., 2003. С. 25.

Поступила в редакцию 2.Q2.2QQ7 г.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНО-ДОСУГОВЫХ ОРИЕНТИРОВ ЖИТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ А.Н. Четвертков

Chetvertkov A.N. Socio-cultural analysis of value-leisure landmarks of inhabitants of the Central Russia. The article is dedicated to examination of social and cultural interests of inhabitants of the Central Region of Russia. On the basis of the specifically-social investigation the author analyses the specificity of the respondents’ attitude towards traditional kinds of leisure, to home leisure and holiday out of the town. In the article there is a gender and social-demographic analysis of preferences in free time spending. The researcher exposes the main factors of tendency of development of modern leisure values and interests of Russian people.

Для анализа актуальной ситуации в системе социально-культурной деятельности нами было проведено социологическое исследование, основной целью которого являлось изучение актуальных ценностно-досуговых ориентиров респондентов в сфере социально-культурной деятельности. Нами была проведена стратифицированная квотная случайная выборка (квота составляла 30 опрошенных) объемом в 600 респондентов (реальное число опрошенных составило 626 че-

ловек, из них мужчин - 226 человек, женщин -400).

Для достижения цели предполагалось решить следующие задачи:

1) выяснить досуговые предпочтения опрашиваемых;

2) определить ценностные ориентиры социально-культурной среды респондентов, социально-демографические условия жизни;

3) проанализировать причины досуговых предпочтений;

2б2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.