Научная статья на тему 'Исторические и современные аспекты борьбы с карманными кражами в разных странах'

Исторические и современные аспекты борьбы с карманными кражами в разных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
415
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
карманная кража / общественное место / история борьбы с воровством / исследование / организация оперативно-розыскного противодействия / pickpocketing / public place / the story of the struggle with theft / the study organization of operational investigative countering

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шахматов Александр Владимирович, Скоков Игорь Евгеньевич

В статье рассматриваются исторические и современные аспекты борьбы с карманными кражами, а также исследования, проводившиеся в Англии и Китае в наше время и направленные на организацию противодействия преступлениям данного вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and contemporary aspects of the fight against pickpocketing in different countries

The article examines the historical and modern aspects of the counteraction to pickpocketing, as well as studies nowadays in England and China and aimed at organization of counteraction to crimes of this type.

Текст научной работы на тему «Исторические и современные аспекты борьбы с карманными кражами в разных странах»

SHAKHMATOV, Alexander Vladimirovich, Doctor of Law, Professor, Department of operational and investigative activities of the St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: a-shahmatov@yandex.ru.

SKOKOV Igor Evgenievich, a senior lecturer in operational and investigative activities of the St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Phone 8 (911) 2116090. E-mail: iga-spb74@mail.ru.

Исторические и современные аспекты борьбы с карманными кражами в разных странах Historical and contemporary aspects of the fight against pickpocketing in different countries

В статье рассматриваются исторические и современные аспекты борьбы с карманными кражами, а также исследования, проводившиеся в Англии и Китае в наше время и направленные на организацию противодействия преступлениям данного вида.

Ключевые слова: карманная кража, общественное место, история борьбы с воровством, исследование, организация оперативно-розыскного противодействия.

The article examines the historical and modern aspects of the counteraction to pickpocketing, as well as studies nowadays in England and China and aimed at organization of counteraction to crimes of this type.

Keywords: pickpocketing, public place, the story of the struggle with theft, the study organization of operational investigative countering.

CO

a> о

Шахматов А.В., Скоков И.Е. Исторические и современные аспекты борьбы с карманными кражами в разных странах

6. Котенко, И. В., Саенко, И. Б., Юсупов, Р. М. Аналитический обзор докладов Международного семинара «Научный анализ и поддержка политик безопасности в киберпространстве» (SA&PS4CS 2010) // Труды т СПИИРАН. - Вып. 13. - СПб.: Наука, 2010. К

7. Куватов, В. И., Смирнов, А. С., Шолин, Н. А. Алгоритмическая модель обоснования требований к опе- q ративной информации национального центра управления в кризисных ситуациях // Проблемы управления н рисками в техносфере. - 2008. - № 4 (8). - С. 157-162. -

8. Интрилигатор, М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. - М.: Прогресс, Й

1975. - 606 с. Й

р

У

© Синещук Ю.И., Куватов В.И., Примакин А.И., Синещук М.Ю., 2017 г

с §

УДК 343.711.43 3

у

а

А. В. Шахматов, И. Е. Скоков В

е

с

ШАХМАТОВ, Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Т оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД Т России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: a-shahmatov@yandex.ru. М

У=\

Р

о о о Я S

СКОКОВ. Игорь Евгеньевич, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт- ( Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 744-96-37, +7-911-211-60-90. E-mail: iga-spb74@mail.ru. 6

к» о

Как только у человека появилось имущество, сразу же и появились люди, желающие незаконно завладеть им. Одним из способов завладения чужим имуществом является кража. История борьбы с хищениями имущества уходит вглубь веков и тысячелетий.

Так, в одном из самых древнейших правовых памятников - своде законов Хаммурапи - во втором разделе говорится о кражах и приравненных к ним поступках. Наказанием для вора, согласно, обычаю, была, очевидно, смертная казнь, и лишь в некоторых случаях - многократное возмещение стоимости украденного [1].

По римскому праву, «если совершавший в ночное время кражу убит [на месте], то пусть убийство [его] будет считаться правомерным». Кроме того, предписывалось «свободных людей, пойманных в краже с поличным, подвергать телесному наказанию и выдавать [головой] тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы; но [в отношении несовершеннолетних] было постановлено или

подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию, или взыскивать с них возмещение убытков» [2].

В Англии с хищениями всех видов шла беспощадная борьба. Строгость наказания за кражу зависела от стоимости украденного имущества. «Если вора признают виновным, то в зависимости от вида краденого имущества и его стоимости, пусть его казнят, или без права на возвращение покинет королевство или отечество (patria), графство, город, городок или деревню, или пусть его высекут и после такой порки освободят» [3].

Мелкой считалась кража имущества на сумму до 1 шиллинга. Для крестьянства по тем временам деньги значительные, т.к. оплата за полугодовую аренду крестьянского надела в среднем составляла 8 пенсов. Мелкая кража к тяжким преступлениям не относилась. При первой поимке вора могли высечь, заключить в колодки, поставить к позорному столбу или отсечь ему часть тела. Несмотря на бытующий в лите-

с

см

ЧС

£

и и с с о

Рч

а т е

ите

с р

е в и

н

^

8

огк

с

г р

& р

е т е

С

т-к

н а

О

к и н т с е

да

Диаграмма 1. Частота карманных краж в буферных зонах, расположенных в центральной части улицы

Диаграмма 2. График частоты карманных краж. Точка «А» одна отметка, а точки «B» и «С», по две отметки, соответственно, рассматриваются данные точки как целые районы «горячих точек»

из-за близости в их положения

ратуре сюжет, что ворам отрубали руку, чаще всего им отрезали ухо. При второй мелкой краже вору отрезали второе ухо, а пойманного в третий раз - казнили.

За мелкую кражу могли отрубить несколько пальцев, руку или лишить глаза. Если человек снова попадался на мелкой краже, то какой-либо части тела он лишался гарантированно. Это служило не только мерой наказания, но и своеобразным опознавательным знаком, давая окружающим понять, что перед ними преступник. Известен факт, что в тринадцатом веке некий человек, ставший одноухим после того, как его лягнула лошадь, носил с собой специальное свидетельство, где было указано, что он лишился уха вследствие несчастного случая, а не по приговору суда.

Закоренелым злоумышленникам, то есть тем, кто попался на краже третий раз, грозила виселица.

За хищение на сумму свыше пяти шиллингов воров приговаривали к смертной казни, но ожидаемого результата не наступило. Кражи совершались даже в момент исполнения наказания. Они продолжались, и число их росло, совершенствовалось мастерство преступников.

Известно, что в XIV в. во Франции имел место расцвет воровства, в т.ч. и карманного, чему способствовали вполне объективные причины (эпидемии). Сложилась даже своеобразная школа французского карманного воровства. Париж к 1800 г. был подлинным раем для воров и грабителей, а волна преступности угрожала затопить город. Возникли ассоциации преступников с центром в столице Франции, их филиалы в провинциях и других странах. Воровская идеология, законы, субкультура явились порождением многовековой истории, а впоследствии сплоченная воровская среда создала профессиональную, а затем и организованную преступность. Произошла специализация карманных воров, сформировались школы, появился своеобразный кодекс поведения и был создан воровской жаргон, даже язык, заимствовавший слова и выражения самых различных национальностей. Постоянно шел процесс обучения воровству, включавший в себя теоретический курс и даже практические занятия на манекенах [7].

В России хищения также известны с давних времен. «Русская Правда» среди имущественных престу-

Шахматов А.В., Скоков И.Е. Исторические и современные а плений называет кражу (татьбу) и наиболее подробно регламентирует ее многие виды, предусматривая за них суровое наказание. Судебники XV-XVI веков некоторые виды краж относят к особо опасным преступлениям. Соборное Уложение 1649 г. и Воинские артикулы за хищение на сумму свыше 20 рублей грозили наказанием вплоть до смертной казни, однако названные меры не искоренили это преступление [7].

Вместе с развивающейся преступностью все представители власти во все времена пытались усовершенствовать борьбу с данным явлением.

Несмотря на то, что уголовная статистика последних лет свидетельствует о незначительной тенденции снижения количества имущественных преступлений, совершаемых против граждан в общественных местах, этот вид преступлений по-прежнему занимает значительное место среди преступлений, совершённых на территории Санкт-Петербурга. Так, по итогам 2016 г. удельный вес преступлений, совершённых в общественных местах Санкт-Петербурга, составил 44,5 % от общего числа зарегистрированных преступлений. По данному показателю регион занял третье место после Москвы (58,9 %) и Воронежской области (49,3 %). Удельный вес преступлений, совершённых на улицах, площадях, в парках и скверах составил 23,2 % от общего числа зарегистрированных преступлений [4].

В мегаполисе, каковым является Санкт-Петербург, имеется большое количество мест массового скопления граждан, образующихся в местах культурного отдыха, таких как музеи, выставки, театры, а также всевозможные торгово-развлекатель-ные центры, притягивающие к себе внимание населения, так сказать, в постоянном режиме. Кроме того, нельзя забывать о значительном количестве спортивных мероприятий городского, всероссийского, а с учётом прошедшего кубка конфедераций в 2017 г. и предстоящего в 2018 г. чемпионата мира по футболу - и мирового масштаба, привлекающих значительное количество болельщиков, что, безусловно, приведет к значительной концентрации большого количества людей в общественных метах в одно время. Это, в свою очередь, станет провоцирующим фактором для преступного элемента и создаст его представителям соответствующее благоприятное «окно возможностей» для совершения преступлений корыстной направленности.

Некоторая часть преступников специализируется на совершении преступлений в отношении иностранных граждан, прибывающих в Санкт-Петербург с туристическими, деловыми и иными целями. Таким образом за границей компрометируется наш город и государство в целом, а подобные нежелательные отклики приводят, в конце концов, к снижению туристического потока.

Не секрет, что значительное количество совершённых карманных краж являются так называемыми латентными преступлениями. Официальная статистика не всегда дает точное представление о реальном состоянии дел в этом направлении. Это обусловлено не только недостатками в организации работы полиции, но и тем фактором, что многие граждане, ставшие жертвами преступников, не заметив преступных проявлений в отношении своего имущества, обнаружив пропажу, полагают, что потеряли его. Борьба с карманными кражами как

кты борьбы с карманными кражами в разных странах с одним из видов преступлений против собствен- е ности, совершаемых в местах скопления населения т в условиях мегаполиса, сопряжена со значительны- s ми трудностями выявления преступников. Лица, q совершающие преступления подобной категории, н постоянно совершенствуют воровскую тактику, ис- -пользуют автотранспорт для облегчения соверше- é ния преступлений и более быстрого отхода после его е совершения. Часто такие преступления совершают- б ся в группе, где «безопасность» главного исполни- г теля обеспечивается одним или двумя прикрываю- К щими его лицами. Поэтому оперативно-розыскное Ц противодействие преступлениям, совершаемым в у общественных местах крупных городов, оказывается s сложным делом, требующим характерных методов и р форм, специальных приёмов и дополнительной под- и готовки оперативных сотрудников органов внутрен- т них дел. Здесь мы видим несколько направлений а деятельности. Это могут быть и профилактические В меры, и создание специальных полицейских подраз- . делений по борьбе с карманниками, и разработка p методик и рекомендаций для сотрудников полиции, с и информационные обращения к потенциальным и жертвам преступников в местах, наиболее подвер- № женных преступным проявлениям данного вида. Но : в любом случае борьба с любым отрицательным яв- 7 лением начинается с его изучения, и в рамках этой : статьи хотелось бы проанализировать результаты о двух исследований, проведённых в разных частях 7 света нашей планеты, но направленных, по сути, на решение одной проблемы, а именно, проблемы с серьёзным распространением карманных краж на территории крупных городов. Первое исследование проведено в People's Public Security University в Китае двумя специалистами - Chen Peng и Justin Kurland, второе исследование проведено в Великобритании в University College London (UCL), данное исследование провели: Réka Solymosi, Hervé Borrion и Taku Fujiyama.

В первом случае исследовалась взаимосвязь между состоянием преступности и уличной сети. В ходе исследования, проводившегося методом анализа совершённых карманных краж, пассажиропотока и состояния уличной сети в течение нескольких месяцев 2011 г. (май-сентябрь) в г. Пекин, на улице Changan.

Транспортные потоки вдоль Changan street проходят в обоих направлениях, в восточном и западном, и пересекают шесть административных районов, соединяющих множество важных деловых и политических объектов. Длина Changan street составляет около 50 километров, ширина улицы на разных участках от 20 до 80 метров. Учитывая, что Changan street является крупной магистралью города, под самой улицей также идет линия метро (линия 1). Есть 23 остановки метро вдоль улицы, из них семь станций этой линии являются крупными транспортными узлами, которые пересекаются с четырьмя другими линиями метро (одна станция является переходом на линии 4 и 5, и две станции соединяются с линиями 2 и 10). Changan street является одной из самых оживлённых улиц в Пекине как для пешеходов, так и для движения транспортных потоков. Средняя скорость транспортного потока в этом районе - около 8 тысяч автомобилей в час, что создает серьёзные проблемы для поли-

с

см

ЧС

£

и и с с о

Рч

а т е

ите

с р

е в и

н

^

8

огк

с

г р

& р

е т е

С

т-к

н а

О

к и н т с е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

да

Диаграмма 3. Пространственно-временное описание преступлений, зарегистрированных в точке «А»

цейских, работающих на этой территории. Около 300 преступлений против собственности, таких как карманные кражи, разбои, кражи велосипедов, мошенничества и другие инциденты, совершаются на этой улице ежедневно. Из этих преступлений объём карманных краж составляет около 17 % всех имущественных преступлений. По китайским законам карманная кража определяется как «тайное

взятие личного имущества из сумки или одежды через прямые контакты» (Уголовный кодекс Китая, 1999) [5].

В ходе исследования улица была разделена на равные участки, после разделения факты выявленных карманных краж накладывались на специально разработанную шкалу и выводился график распределения преступлений вдоль улицы.

Рис. 1. Зона эксперимента с размерами автобуса и зоны ожидания

- 138 -

Шахматов А.В., Скоков И.Е. Исторические и современные аспекты борьбы с карманными кражами в разных странах

Рис. 2. Участники эксперимента в касках, на которых закреплены датчики движения

Таким образом были выявлены пиковые места совершения преступлений, т.н. «горячие точки».

В дальнейшем полученные результаты использовались для пространственного и временного анализа преступлений по методу, предложенному в 2004 г. Ratdiffe. Основной принцип этого метода заключается в определении пространственных и временных компонентов уровня преступности путём категоризации их на три класса: дисперсные, кластерные и горячие точки в пространстве и рассеянные, сосредоточенные и пиковые во времени. Наглядный анализ преступлений против собственности, совершённых на улице, указывает на то, что вдоль самой улицы преступные проявления распределяются неоднозначно и объединяются в несколько значительных очагов.

Дальнейшее исследование показало, что преступления чаще совершаются вокруг участков, на которых сконцентрированы пешеходные потоки высокой плотности, и станции метро, в частности, играют важную роль в картине кластеризации преступлений. Проведя такую работу, исследователи сделали следующие выводы.

Во-первых, преступления на улице концентрируются не по всей длине улицы равномерно, а кластеризуются в нескольких значимых местах, которые соответствуют различным городским условиям. Во-вторых, с помощью регрессии, метода анализа возможно изучение вклада социальных и простран-

ственных факторов на распределение уличной преступности. Кроме того, результаты исследования показали, что плотность объектов и расположение остановок метро, а также тип перекрестков с другими дорогами играют важную роль в формировании общей криминалистической картины преступности данного вида.

Во втором исследовании, проведённом в Великобритании, учёные поставили перед собой другую задачу, а именно: с помощью лабораторного эксперимента по-новому взглянуть на изучение преступности в транспорте с использованием измерения межличностных взаимодействий на многолюдной автобусной остановке и изучить последствия вмешательства на совершение карманных краж таких факторов, как звуковые предупреждающие сообщения. В соответствующем помещении был установлен макет автобусной остановки и макет автобуса.

После этого несколько участников эксперимента, снабжённые маркерами, способными передавать и фиксировать информацию о местонахождении каждого участника эксперимента в пространстве, имитировали нахождение на заполненной людьми автобусной остановке, посадку в автобус и нахождение в нём во время движения при значительном количестве пассажиров. Данная ситуация повторялась несколько раз, с фиксацией маршрута передвижения каждого пассажира, расстояния между пассажирами на каждом отрезке времени (во время ожидания на

СО

а>

0 т

X S

я

С

р

Я -

1

П

а> т

(С р

у р

п

о §

3

у

X S

03

а> р

о

ее

а> т

а:

У=\

Р

о о о Я S

CTN

к> о

Диаграмма 4. Общее распределение времени и расстояния между находящимися на остановке во время ожидания автобуса

- 139 -

с

(N

ЧС

£

и и с с о

Рч

а т е

ите

с р

е в и н

5

огк

с

г р

6 р

е т е

С

т-к

н а

и

к и н т с е

да

Диаграмма 5. Общее распределение времени и расстояния между находящимися на остановке

перед посадкой и во время посадки

остановке, во время посадки и во время нахождения в автобусе).

Затем «пассажирам» при очередной посадке в автобус сообщалось, что на «маршруте» работают карманники, и предлагалось более внимательно следить за своими вещами. Затем при следующем опыте им сообщалось, что один из пассажиров на самом деле является карманником (не говорилось кто). После этого вновь контролировалось их поведение, измерялось расстояние между людьми на всех этапах. В результате эксперимента было выявлено, что при посадке в автобус люди находятся друг к другу гораздо ближе, чем считалось ранее, а предупреждение о возможном совершении карманной кражи делает пассажиров более внимательными, они стараются увеличить насколько возможно расстояние до соседних пассажиров, более внимательно следят за окружающими и своими вещами.

Конечно, проводившие эксперимент учёные понимают некоторую условность данного эксперимента и сами об этом сообщают, но выводы, сделанные на его основе, тем не менее следует принимать во внимание при организации профилактических мер по борьбе карманными кражами. Во-первых было установлено, что самым опасным местом, где пасса-

жиры ближе всего находятся друг к другу и при этом не проявляют серьезной обеспокоенности от такой близости, а следовательно, могут стать жертвой преступника, является момент входа в автобус либо другой общественный транспорт и выхода из него. И если салоны лондонских автобусов повсеместно оборудованы камерами видеонаблюдения, то пространство с наружной стороны автобусных дверей этими камерами не перекрывается. Во-вторых, серьезное влияние на поведение пассажиров оказывает предупреждение о возможном совершении в отношении них противоправного деяния, что, в свою очередь, даёт возможность предупредить преступление.[6]

В этой статье рассмотрены лишь два исследования, проведённых в разных странах, но изложенные обстоятельства подчеркивают необходимость комплексного открытого изучения современной практики противодействия преступлениям против собственности, совершаемым в местах скопления населения в условиях мегаполиса, и разработки предложений, направленных на повышение эффективности данного направления деятельности. В этом заинтересованы как оперативные подразделения органов внутренних дел, так и представители администрации городов-мегаполисов.

Список литературы

1. Якобсон, В. А. Законы Хаммурапи как источник по истории древней Месопотамии : дис. ... докт. ист. наук. - Л.: Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР, 1987. - 401 с.

2. Рубаник, В. Е. История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.

3. Хатунов, С. Ю. Кража и родственные ей преступления в средневековой Англии // Учёные записки юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2010. -№ 17. - С. 97-105.

4. Состояние преступности в России: январь-декабрь 2016 г. [Электронный ресурс]. - Официальный сайт МВД России. - Режим доступа: https://мвд.рф/upload/site1/document_news/009/338/947/sb_1612.pdf (дата обращения: 02.08.2017).

5. Уголовный кодекс КНР [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал «Бизнес в Азии». - Режим доступа: http://asia-business.ru/law/law1/criminalcode/ (дата обращения: 02.08.2017).

6. Safety and Security in Transit Environments An Interdisciplinary Approach / Edited by Vania Ceccato, Royal Institute of Technology (KTH), Sweden, and Andrew Newton, University of Huddersfield, UK Introduction, selection and editorial matter. - Marcus Felson publisher by Palgrave MacMillan, 2015.

7. Протопопов, А. Л. Расследование карманных краж : монография. - СПб.: Межрегиональный институт экономики и права, 2011. - 92 с.

© Шахматов А. В., Скоков И. Е., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.