Христианское социальное служение
Г.Г. Акишин
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВ. ПРАВ. ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО
Одним из самых известных пастырей Церкви, являющихся примером исполнения заповедей Господних через служение нуждающимся, был и остается святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он создал всеохватывающую структуру помощи нуждающимся, при которой вместо единовременной милостыни проситель получал ночлег, питание и постоянную посильную работу для того, чтобы их оплачивать, а также пастырское окормление и возможность духовного, интеллектуального и эстетического возрастания. По образцу устроенного на этих принципах о. Иоанном в Кронштадте в 1881 г. Дома трудолюбия за последующие 30 лет в России были организованы более ста подобных учреждений. Данный опыт благотворительной деятельности может стать основой для решения многих проблем современного общества.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, благотворительность, святой праведный Иоанн Кронштадтский, Дом трудолюбия.
Христианская благотворительность имеет исторические корни, связанные с церковным учением о помощи нуждающимся как отражении всеобъемлющей любви к ближнему, основы которого восходят ко временам апостолов. Благотворительный институт Русской Православной Церкви унаследовал идеи и традиции Церкви Константинопольской и Византии.
На каждом этапе развития благотворительной деятельности Русской Православной Церкви расширяются и видоизменяются формы проявления сострадательности к тем, кто нуждается в помощи, — к убогим, нищим, сиротам.
Значение Церкви в благотворительной деятельности особенно возросло после Стоглавого Собора 1551 года, когда государство стало стремиться регулировать благотворительность церквей и монастырей в связи с тем, что бессистемная раздача милостыни не уменьшала, а увеличивала нищенство. Стоглавый
Георгий Геннадьевич Акишин — студент IV курса Сретенской духовной семинарии ([email protected]).
Собор постановил, что здоровые и трудоспособные нищие должны привлекаться к общественным работам. В обществе зрела идея перехода от благотворительности к системе общественного и государственного призрения1.
Со времени царя Алексея Михайловича не прекращались попытки искоренить нищенство через поимку и отправление попрошаек в «смирительные» или «работные» дома. При Царе Феодоре Алексеевиче предполагалось устройство «двух шпитален по новым еуропским обычаям, чтоб не было впредь по улицам бродящих и лежащих, меж которыми притворяются воры, и всем здоровы и работать могут»2. Петр Великий также проявлял заботу о нищих и создал два благотворительных учреждения: богадельню для всех престарелых и неспособных к работе и смирительный дом для заключения в них нищих промыш-ленников3. Первый указ, в котором говорится о работном доме, куда следовало принудительно помещать «молодых ленивцев», получающих «пропитание работой», был дан императрицей Екатериной II московскому обер-полицмейстеру Архарову в 1775 году4.
Однако неизменно работные дома превращались в учреждения принудительного содержания. Например, Московский работный дом, созданный при Екатерине II, сначала объединили со смирительным домом для «буйных ленивцев», а в 1879 году преобразовали в городскую тюрьму, известную как «Матросская тишина»5.
Другой Московский работный дом, созданный в 1839 году для добровольно приходящих, не смог занять своих подопечных работой и превратился в «приют, где в праздности проводили время нищие, задержанные полицией на улицах Москвы»6.
1 Левин С.С. Благотворительность в России//Православная энциклопедия. T. 5. М.: Издательство ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2002. С. 331.
2Цит. по: Спешилова О. Праведный Иоанн Кронштадтский в истории Кронштадта // Сайт «Русская линия». URL: http://rusk.ru/stphp?idar=112202 (дата доступа: 7.03.2013).
3Там же.
4Храпоничева Е. Дома трудолюбия. История создания в XIX веке работных домов и домов призрения // Московский журнал. 1999. № 9. С. 57.
5Там же.
6Петроченкова К. Дом трудолюбия св. Иоанна: «Учреждение первых христиан времен апостольских» // Сайт «Милосердие.ру». URL: http://www.miloserdie.ru/print/2/12/10978 (дата доступа: 7.03.2013).
Во второй половине XIX века в благотворительной деятельности Русской Православной Церкви значительное место занимает созданная священником Иоанном Кронштадтским целая система помощи нуждающимся.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский проходил свой земной путь в эпоху, которая занимает в истории Русской Православной Церкви и гражданской истории России неординарное место. Это было время, с одной стороны, социально-политических потрясений, с другой — духовно-религиозного застоя в обществе. Это — период назревающего конфликта между различными слоями населения, стремления к реформированию государственной, политической и общественной жизни, одной из важнейших причин которого являлась острая социальная несправедливость. Те общественно-политические и социальные проблемы, которые существовали в России второй половины XIX века, особенно остро ощущались в городе, где нес священническую службу отец Иоанн.
Кронштадт, расположенный на острове Котлин в Финском заливе, был не только ключевой военно-морской крепостью, защищавшей вход в северную столицу, и базой Российского флота, но и местом административной ссылки из Петербурга нищих, бродяг и разного рода провинившихся и порочных людей. В городе их скопилось великое множество. Кроме того, здесь было много чернорабочего люда, работавшего в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских». Эти люди летом, благодаря работе на коммерческих судах, еще бывали сыты, но в зимнее время, лишенные средств к существованию, становились обузой для городских обывателей. Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, так как был риск подвергнуться нападению грабителей7.
В Кронштадте, как уже говорилось, проживали чернорабочие, занятые в порту: из-за мелководья морские суда не могли дойти до С.-Петербурга, товары перегружались на другие корабли. Работы велись лишь в сезон навигации, в остальное время — практически полгода — люди оставались без дела, пьянствовали, бродяжничали. Именно на этих, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. «Нужно любить всякого человека и в
7Иоанн Кронштадтский, св. Моя жизнь во Христе. Послесловие. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2005. С. 118.
грехе его и в позоре его, — говорил о. Иоанн, — не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нём» 8.
Понимание глубины проблемы давало возможность отцу Иоанну придти к выводу, что искоренять бедность и человеческие пороки легче и плодотворней с самого начала физической и духовной жизни человека.
Горя любовью к Богу и ближним, отец Иоанн всегда служил делу благотворения — сначала в малой степени, без определенной системы, отдавая все, что имел. В начале самостоятельной пастырской деятельности истинно христианское бескорыстие отца Иоанна побуждало его помогать бедным не только словом молитвенного и нравственного ободрения, но и материальными средствами. Он пытался лечить язву народной бедности личной благотворительностью, что ставило его не раз в затруднительное положение. Он раздавал нуждающимся все до копейки, порой даже одежду и обувь, не пытаясь разобраться, что привело человека к нищете и падению, а подавал только потому, что человек нуждался.
Но, раздавая нищим все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся, и бессильна в борьбе с общей бедностью. А кроме того, непрестанно творя милостыню, пастырь понимал, что это не решает проблему нищеты, но, возможно, и усугубляет её, развращает нищих, приучает к паразитизму9.
С 1870-х годов отец Иоанн расширяет свою изначально частную благотворительную деятельность. Основаны «Дом трудолюбия», школа для бедных, женская богадельня, детский приют. В своих пастырских трудах он учитывает положительные и отрицательные моменты того исторического опыта благотворительной деятельности, который существовал в России на протяжении веков.
Наиболее близкими по духу к идее о. Иоанна были проекты созданного в 1865 году в Москве Общества поощрения трудолюбия, один из которых, «Муравейник», он упомянул в своем обращении к кронштадтцам. «Московским муравейником» называлось общество, которое помогало бедным москвичкам зарабатывать шитьем и вышиванием. Покровительницы общества вносили ежегодный
8Там же. С. 118.
9Меньшиков М.О. Завещание о. Иоанна // Меньшиков М.О. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998. С. 297.
взнос и обязались заказывать у подопечных хотя бы несколько предметов одежды в год10.
В 1872 году, в 3-м и 18-м номере «Кронштадтского вестника» были напечатаны два воззвания священника о помощи к своей пастве11: пусть бедняки не будут попрошайками и бездельниками — это запрещает христианство: «Кто не трудится, тот пусть и не ест» (2 Фес 3:10). «А если кто, будучи здоров, не захотел работать, то из города долой: Кронштадт — не рассадник тунеядства»12.
Усилиями отца Иоанна Сергиева, при поддержке военного прокурора барона О.О. Буксгевдена и великой княгини Александры Иосифовны, в июне 1874 года при Андреевском соборе, где служил о. Иоанн, было основано Попечительство св. апостола Андрея Первозванного. Когда в 1881 году был убит император Александр II, о. Иоанн предложил увековечить его память постройкой при Андреевском попечительстве Дома трудолюбия, в котором безработные и праздные люди могли бы заработать себе дневное пропитание, ночлег и немного денег. В своём дневнике о. Иоанн пишет: «Господи! Благоволи воздвигнуть дом для бедных во граде сем, яко же многократно молил Тебя — всеблагого, всемогущего, премудрого, чудного!»13 Благодаря известности и почитанию отца Иоанна пожертвования стали приходить со всех концов страны.
К тому времени жители не только Кронштадта, но и более отдаленных городов необъятной Родины понимали, что Господь даровал им великого светоча Христова. Вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Вначале он сам шёл к народу в пределах одного своего города, а теперь народ сам отовсюду, со всех концов России, устремился к нему. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к о. Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, о. Иоанн тотчас же все раздавал. Денег он никогда не счи-
10Ведомства Императорского человеколюбивого общества, состоящего под покровительством государыни императрицы. Общество поощрения трудолюбия в Москве: Летопись первого двадцатипятилетия (1863-1888 гг.). С. 2.
11 Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М.: Издательство «Паломник», 1994. С. 27
12Там же. С. 31.
13Иоанн Кронштадтский, св. Моя жизнь во Христе. С. 453.
тал, следуя завету Спасителя о том, чтобы левая рука не ведала того, что делает правая14.
Историк русской культуры и петербургский краевед Д.Я. Северюхин обращает внимание на то, что в числе жертвователей на постройку здания Дома трудолюбия были великие княгини Александра Иосифовна, Екатерина Михайловна и Александра Михайловна, великие князья Алексей Александрович, Константин Константинович, Дмитрий Константинович, Михаил Михайлович, Александр Михайлович. Председателем комитета по сбору пожертвований стал барон О. О. Буксгевден15.
В Кронштадте, на Медвежьей улице, впоследствии названной в честь Иоанна Кронштадтского Сергиевской, было построено прекрасно оборудованное четырехэтажное здание — первый в России Дом трудолюбия. Закладка была осуществлена 23 августа 1881 года, а в декабре в одном из «веселых домов» по соседству вспыхнул пожар. Полицмейстер Кронштадта отказался принять своевременные меры, и в новом каменном здании Дома трудолюбия выгорело все внутреннее убранство, а деревянное здание первоначального дома Андреевского попечительства сгорело дотла. Пожар привлек новые пожертвования, кроме того, за здания была выплачена страховая премия.
Таким образом, спустя несколько месяцев, 12 октября 1882 года, двери здания вновь были открыты для кронштадтской бедноты16. При доме была устроена церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского.
В состав Дома трудолюбия входили следующие учреждения:
1) пенькощипальная мастерская, в которой работало в течение года до 25 тысяч человек;
2) женская мастерская, состоявшая из трех отделов: модного, белошвейного и вышивки и метки белья;
3) сапожная мастерская, в которой под руководством опытного мастера мальчики обучались сапожному мастерству;
4) народная столовая, в которой за небольшую плату отпускались обеды, а в праздничные дни устраивались бесплатные обеды на несколько сот человек;
5) ночлежный приют, взимавший за ночлег по 3 копейки;
14Зыбин А.А. Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей, ключарь Кронштадтского Андреевского собора. Петроград: Типография В. Ерофеева, 1907. С. 85.
15 Северюхин Д.Я. Дом трудолюбия в Кронштадте // Сайт электронной энциклопедии «Санкт-Петербург». URL: http://www.encspb.ru/object/2809079597?lc=ru (дата доступа: 7.03.2013).
16Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадский. С. 31.
6) бесплатное призрение бедных женщин;
7) бесплатная амбулаторная лечебница;
8) народные чтения, которые велись по воскресным и праздничным дням и заключались в разъяснении Евангелия, а также чтении общеполезных очерков по русской истории и литературе с использованием «туманных картин», которые воспроизводились на клубы дыма или экраны с помощью «волшебного фонаря», работающего по типу проектора;
9) бесплатное начальное народное училище;
10) вечерние классы ручного труда;
11) класс женского рукоделия;
12) бесплатная детская библиотека при начальном училище;
13) народная бесплатная читальня;
14) воскресная школа;
15) рисовальные классы;
16) убежище для сирот и дневное пристанище для приходящих детей;
17) второй приют для малолетних обоего пола;
18) загородный дом милосердия имени отца Иоанна, служивший летом для детей убежищем;
19) дом Андреевского приходского попечительства, где производилась ежегодно выдача денежных пособий бедным на несколько тысяч рублей17.
Кроме того, в 1890 году, благодаря помощи жертвователей, были открыты:
— воскресная школа для взрослых (обучалось более 250 человек в год в возрасте от 14 до 45 лет);
— бесплатная начальная школа для детей (посещали более 250 человек в
год);
— 2 бесплатных начальных училища: для мальчиков (на 200 человек) и девочек (на 150 человек), обучение в которых велось по программе Министерства народного просвещения и было рассчитано на три года.
А в 1894 году открыты сапожная мастерская, переплетная, учрежден бесплатный рисовальный класс, под руководством военного проводились спортивные занятия.
17Там же. С. 32. Христианское социальное служение
Также были устроены огороды, снабжавшие овощами различные учреждения Дома трудолюбия и книжная лавка для обеспечения трудящихся душеполезной литературой .
Зная проблему ночлега для бездомных, отец Иоанн Кронштадтский сделал многое для ее решения. В 1888 году был заложен и быстро отстроен дом для ночлежного приюта на более чем сто мест. За плату в 3 копейки предоставлялся ночлег и стакан сладкого чая с хлебом. Через три года, 19 мая 1891 года, была сделана закладка третьего здания Странноприимного дома.
Существовали и благотворительные заведения. К ним относились бесплатная воскресная столовая, где и в будние дни, правда, за небольшую плату, мог напитаться любой захожанин. Действовали две аптеки с бесплатно дежурившими врачами. Таким образом, Дом трудолюбия к 1891 году имел 5 крупных построек: собственно дом, ночлежный приют, дом попечительства святого апостола Андрея Первозванного о бедных, загородный дом милосердия и каменный четырехэтажный странноприимный дом19.
Дом трудолюбия содержался почти исключительно попечением св. прав. Иоанна Кронштадтского, а расходы составляли около 40 тыс. рублей в год. За 20 лет существования Дома отец Иоанн внес на его нужды более 700 тыс рублей. В начале XX века Дом трудолюбия оценивался более чем в 1 млн. рублей20.
Первый в России Кронштадтский дом трудолюбия, основанный отцом Иоанном, послужил примером к созданию подобных заведений сначала в близлежащих к Кронштадту местах — в самом Санкт-Петербурге и в его пригородах: Ораниенбауме, Царском Селе, Царской Славянке, Луге. За 13 лет, с 1882 по 1895 гг., по всей России было выстроено 43 дома трудолюбия, по прошествии еще 14 лет, к 1909 году, число их возросло еще на 38 и составило 82, к 1917 году в стране было свыше ста домов трудолюбия. Все провинциальные дома трудолюбия состояли под высочайшим покровительством императрицы Александры Федоровны21.
18Ильяшенко Ф., свящ. Фирсов С.Л. Иоанн Кронштадтский. Социально-просветительская и благотворительная деятельность // Православная энциклопедия. Т. 24. М.: Издательство ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. С. 357.
19Ходзинский П., свящ. Иоанн Кронштадтский... С. 358.
20Там же.
21 Попов И.В. Святыни Кронштадта. Дом трудолюбия. Отец Иоанн Кронштадтский // Кронштадтский вестник. 2005. С. 49.
После смерти о. Иоанна его детище переживало тяжелый кризис, не только очевидный материальный, но и содержательный, ибо Дом напрямую зависел от отца Иоанна как материально, так и духовно. Духовная составляющая была равновелика материальной, если не превышала ее.
Необходимо отметить, что благотворительность Иоанна Кронштадтского распространялась и на устройство обителей и скитов по всей России. Праведник был убежден, что иноческие обители способствуют не только религиозно-нравственному просвещению местного населения, но и материальному улучшению хозяйственного быта — наглядным примером трудолюбия. Ежедневное богослужение по уставу Святой Церкви, соблюдение постов, неустанное трудолюбие — все это, как живой пример, благоприятно влияет на духовно-нравственное и экономическое развитие населения. С.-Петербургский Иоаннов-ский на Карповке (1900), Пюхтицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы (1891), Даниловский в честь Казанской иконы Божией Матери (1894) и Вау-ловский Успенский в Ярославской губ. (1903), Вировский во имя Всемилостивого Спаса в Седлецкой губ. и др. — эти и другие монастыри и скиты обязаны своим существованием Иоанну Кронштадтскому. В родном селе святой праведник устроил Сурскую Иоанно-Богословскую женскую обитель (1899) и снабдил сестер всем необходимым. В селе Сура основал также церковное братство, передав ему подаренный почитателями пассажирский пароход «Св. Николай Чудотворец», отстроил новый каменный храм свт. Николая Чудотворца (1888-1891), лесопильню, меховой завод, часовню (1892) намогиле отца, а также каменное здание для открытой им церковноприходской школы (1894). Игуме-ния Сурской обители заведовала монастырской школой, попечителем которой был Иоанн Кронштадтский, выделивший на финансирование школы капитал в 40 тысяч рублей; школа содержалась на проценты с этого капитала. При участии отца Иоанна было открыто 2 подворья Сурского монастыря — в Архангельске и Санкт-Петербурге; столичное подворье на Карповке в начале XX века стало самостоятельным Иоанновским монастырем22.
Он жертвовал сам и призывал других жертвовать и на церковные заграничные миссии. Так, свт. Николай (Касаткин) писал, что в июле 1900 года начальник Корейской духовной миссии архим. Хрисанф (Щетковский) получил от Иоанна Кронштадтского посылку с Евангелием, тремя напрестольными серебряными
22Беловолов Г., прот., Большакова С.Е. Праведный Иоанн Кронштадтский // Сайт «Седми-ца.ру». URL: http://www.sedmitza.ru/text/537366.html (дата доступа: 7.03.2013).
крестами, двумя полными иерейскими облачениями, литургическими сосудами и др. В октябре 1907 года свт. Николай получил пожертвование (1 тысяча рублей) на нужды Православной Церкви в Японии, в апреле 1908 года — еще 1 тысячу рублей23.
Также Иоанн Кронштадтский жертвовал средства на организацию и содержание школ, благотворительных учреждений и больниц. Многие благотворительные общества в Российской империи считали его своим членом.
Точное количество выделенных средств определить невозможно, как невозможно определить и количество спасенных им от неминуемой гибели людей.
Поражает, насколько аскетический образ жизни при этом вел сам отец Иоанн. Как свидетельствует А.А. Сологуб, по составленной судебным приставом А. Витовичем 21 декабря 1908 года посмертной описи имущества и обнародованному завещанию, перед смертью Иоанн Кронштадтский располагал скромным имуществом и небольшой суммой денег — несколько тысяч рублей, которые завещал монастырю на Карповке24. К концу жизни обстановка квартиры, в которой отец Иоанн прожил 53 года, оставалась такой же простой, какой она была, когда он, получив назначение, приехал в Кронштадт, появились лишь книги и домашний иконостас в кабинете25.
Жизнь и деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского является примером истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, великим образцом подвижничества в деле исполнения заповедей Господних через служение нуждающимся в помощи и поддержке не только духовной, но и материальной.
Отцом Иоанном Кронштадтским была создана сложная и всеохватывающая структура помощи нуждающимся. Проситель любого вероисповедания, пола, возраста и семейного положения, бездетный или с детьми любого возраста, любого физического состояния и уровня профессиональной подготовки получал не милостыню, не несколько грошей и кусок хлеба, а реальную возможность начать свою жизнь заново. Нуждающийся получал не только ночлег, питание, но и постоянную, выполнимую работу, чтобы их оплачивать.
23 Хондзинский П., свящ. Иоанн Кронштадтский... Т. 24. С. 353-382.
24Сологуб А.А. Отец Иоанн Кронштадтский: жизнь, деятельность, избранные чудеса. N.Y.; Jordanville, 1951. С. 39.
25[Артамонов]-Большаков. Источник живой воды. Описание жизни и деятельности о. Иоанна Кронштадтского. М., 1910. С. 263.
Более того, Дом трудолюбия создавал своим подопечным целый микромир — обеспечивал не только их физические потребности, но и интеллектуальные и эстетические.
Кронштадтский Дом трудолюбия — это уникальный воспитательно-трудовой центр социальной помощи и работы с малоимущим населением, созданный молитвами и попечением одного приходского священника. Дом трудолюбия был целым городом, полным разносторонней и осмысленной деятельности. Попечительство Дома трудолюбия состояло из лиц, принадлежавших ко всем классам общества, и между ними не было никакого разделения. Они совершали великое святое дело благотворительной просветительской помощи, благотворя всем — образованным и необразованным, православным и инославным... Первый в России Кронштадтский дом трудолюбия, основанный отцом Иоанном, послужил примером к созданию подобных не только в России, но и на территории других государств.
Таким образом, святой праведный Иоанн Кронштадтский является автором совершенно новой для своего времени социальной технологии, которая могла бы способствовать решению многих проблем и в современной России.
Подводя итог исследованию исторических аспектов благотворительной деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского, следует отметить, что данная тема представляет интерес для дальнейшего и более глубокого изучения. Особое место может быть уделено изучению развития и воплощения в жизнь идей благотворительной деятельности отца Иоанна в современном обществе. Необходимость внимания общества к проблеме милосердия и благотворительности отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Социальное служение и благотворительность должны войти в число национальных приоритетов и осуществляться общими усилиями, всем миром — государством, предпринимателями, религиозными общинами»26.
26Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Интерес к Марксу обоснован / Интервью сайту «Милосердие.ру»; подг. И. Лухманова // Сайт «Милосердие.ру». URL: http://www.miloserdie.ru /articles/mitropolit-kirill-interes-k-marksu-obosnovan (дата доступа: 15.09.2013).
Список использованной литературы
Источники
1. [Артамонов]-Большаков. Источник живой воды. Описание жизни и деятельности о. Иоанна Кронштадтского. М., 1910.
2. Беловолов Г., прот., Большакова С.Е. Праведный Иоанн Кронштадтский // Сайт «Седмица.ру». URL: http://www.sedmitza.ru/text/537366.html (дата доступа: 7.03.2013).
3. Ведомства Императорского человеколюбивого общества, состоящего под покровительством государыни императрицы. Общество поощрения трудолюбия в Москве: Летопись первого двадцатипятилетия (1863-1888 гг.).
4. Восторгов И., сщмч. Кронштадтский светоч и газетные гиены. Слово, произнесенное 6 декабря 1907 г. в Кронштадтском Андреевском соборе // Сайт «Православие.ру». URL: http://www.pravoslavie.ru/put/1561.htm (дата доступа: 15.03.13).
5. Зайцев Б.К. Святая Русь: Избранная духовная проза. Книга странствий. Повести и рассказы. Дневник писателя // Зайцев Б.К. Собрание сочинений. В одиннадцати томах. Т. 7. М.: Русская книга, 2000. 528 с.
6. Зыбин А.А. Отец Иоанн Кронштадтский // Петербургский листок. 1890.
7. Зыбин А.А. Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей, ключарь Кронштадтского Андреевского собора. Петроград: Типография В. Ерофеева, 1907.
8. Ильяшенко Ф., свящ. Фирсов С.Л. Иоанн Кронштадтский. Социально-просветительская и благотворительная деятельность // Православная энциклопедия. Т. 24. М.: Издательство ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2010. С. 353-362.
9. Иоанн Кронштадтский, св. Моя жизнь во Христе. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2005.
10. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Интерес к Марксу обоснован / Интервью сайту «Милосердие.ру»; подг. И. Лухманова // Сайт «Милосердие.ру». URL: http://www.miloserdie.ru/articles/mitropolit-kirill-interes-k-marksu-obosnovan (дата доступа: 15.09.2013).
11. Петербургские ведомости. 1881. № 202. Историография
12. Меньшиков М.О. Завещание о. Иоанна// Меньшиков М.О. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998.
13. Петроченкова К. Дом трудолюбия св.Иоанна: «Учреждение первых христиан времен апостольских» // Сайт «Милосердие.ру». URL: http://www.miloserdie.rU/print/2/12/10978 (дата доступа — 7.03.2013).
14. Попов И.В. Святыни Кронштадта. Дом трудолюбия. Отец Иоанн Кронштадтский // Кронштадтский вестник. 2005.
15. Северюхин Д.Я. Дом трудолюбия в Кронштадте // Сайт электронной энциклопедии «Санкт-Петербург». URL: http://www.encspb.ru/object/ 2809079597?lc=ru (дата доступа: 7. 03. 2013).
16. Сологуб А.А. Отец Иоанн Кронштадтский: жизнь, деятельность, избранные чудеса // N.Y.; Jordanville, 1951.
17. Спешилова О. Праведный Иоанн Кронштадтский в истории Кронштадта // Сайт «Русская линия». URL: http://rusk.ru/st.php?idar=112202 (дата доступа: 7.03.2013).
18. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М.: Издательство «Паломник», 1994.
19. Храпоничева Е. Дома трудолюбия. История создания в XIX веке работных домов и домов призрения // Московский журнал. 1999. № 9.