Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
глашатаи / средневековая реклама / устная реклама / герольды / heralds / medieval advertising / oral advertising / heralds

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вотякова М.А.

В статье рассматриваются основные характеристики рекламной деятельности в разные периоды Средневековья. Изучение истории рекламы и, в частности, периода Средневековья, позволят лучше понимать специфику современной рекламной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL STAGES OF ADVERTISING DEVELOPMENT IN THE MIDDLE AGES

The article discusses the main characteristics of advertising activities in different periods of the Middle Ages. Studying the history of advertising and, in particular, the period of the Middle Ages, will allow you to better understand the specifics of modern advertising activities.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»

УДК 659

Вотякова М.А.

студентка факультета рекламы и связей с общественностью Российский государственный гуманитарный университет

(г. Москва, Россия)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Аннотация: в статье рассматриваются основные характеристики рекламной деятельности в разные периоды Средневековья. Изучение истории рекламы и, в частности, периода Средневековья, позволят лучше понимать специфику современной рекламной деятельности.

Ключевые слова: глашатаи, средневековая реклама, устная реклама, герольды.

Исторический период Средневековья принято разделять на три этапа: раннее (конец V - середина XI вв.), классическое (середина XI - конец XIII вв.) и позднее (XIV-XV вв.).

Для начала следует отметить, что в период раннего Средневековья практически не происходило рекламных открытий. До наших дней практически не сохранились рекламные тексты той эпохи. Всё это было обусловлено мировыми политическими событиями, в частности, падением Римской империи. Это ознаменовало новый период не только для рекламной деятельности, но и для многих иных аспектов.

Таким образом, реклама не была востребована в период раннего Средневековья за счёт отсутствия свободной торговли. Помимо этого, были стерты и культурные особенности, которые включали в себя рекламные приемы, освоенные людьми в Античности [1, с. 112].

Господствующими аспектами жизни человека в данный период были церковь, государство и армия. Таким образом, торговцы могли продавать товар

2482

только на специально отведенных торговых площадях, которые создавались вблизи храмов. Соответственно, деятельность торговцев жестко регулировалась государством и церковью при помощи военных сил. Таким образом, раннее Средневековье является одним из наиболее сложных исторических этапов на протяжении всей истории развития рекламы.

Однако, период классического Средневековья ознаменовал значительное улучшение ситуации даже несмотря на то, что в большинстве стран существовало множество политических, экономических и культурных проблем.

Так, например, для классического Средневековья характерно повсеместное появление глашатаев. Глашатаи в целом занимали очень важную роль, так же, как и герольды.

Герольды являлись квалифицированными и образованными специалистами, которые без особых трудностей могли представить любого человека на рыцарских поединках при помощи расшифровки его герба и последующей идентификации личности. Также представители данной профессии оглашали достоинства рыцарей, что делало поединки более захватывающими, так как каждый зритель находил своего любимчика за счет грамотно выстроенного имиджа.

Вместе с тем герольды обеспечивали порядок рыцарского поединка и являлись ответственными за соблюдение внутрисословной иерархии при формировании рыцарских групп. Именно это обусловило необходимость детального изучения символики рыцарских гербов, что в дальнейшем послужило основанием для создания специализированной дисциплины -геральдики.

Кроме того, герольды осуществляли функции массового информирования, а также рекламирования. С их помощью феодалы могли узнать о предстоящем рыцарском турнире, ознакомиться с числом участников, а также получить информацию о состоятельности бойцов и степени их благородства. Данная процедура информирования получила название «блазонирование» и всегда сопровождалась звуками. Таким образом, при

2483

помощи герольдов создавалось красочное зрелище, включающее в себя различные рекламные компоненты.

Глашатаи, в свою очередь, были основными рекламщиками того времени. Однако, существовала и иная прослойка рекламных специалистов -«крикуны». Так, не только глашатаи занимались такой деятельностью, ведь каждый желающий также мог выкрикивать объявления и лозунги о своих товарах [2, с. 42]. Стоит отметить, что со временем эта деятельность была урегулирована, потому что государству было гораздо выгоднее содержать гильдию глашатаев и следить за их деятельностью. Тем не менее, люди всё равно пытались самостоятельно рекламировать даже в обход запретов, потому что услуги глашатаев, как правило, обходились недешево.

Помимо устной, существовала и предметно-изобразительная реклама. Однако, в связи с невысоким уровнем образованности среди всего населения, рекламные тексты не пользовались популярностью. Гораздо легче люди воспринимали символику и интуитивно понятные знаки. Так, например, у некоторых цехов были свои особые печати, на которых могли изображаться животные в разных цветах и оттенках, а также гербы с изображением производимой продукции.

Расцвет рекламной деятельности пришелся на позднее Средневековье, когда экономическое и политическое положение большинства стран значительно улучшилось. Так, например, с расширением рынка стала появляться конкуренция, что привело к развитию новых отраслей (в том числе, рекламной), появлению новых товаров и улучшению торговли между странами.

Вместе с этим появлялись и новые методы рекламы. Так, в связи с повышением уровня образованности большинства людей, появилась возможность рекламировать продукцию письменно: при помощи листовок, объявлений и даже каталогов [3, с. 48].

Примечательно, что в период позднего средневековья появились первые каталоги, потому что изобилие различных рекламных листовок зачастую мешало людям воспринимать и анализировать информацию о рынке.

2484

Например, в рамках классического средневековья глашатаи рекламировали около 192 видов товаров (согласно сборнику «Крики Рима»). Таким образом, каталог значительно упрощал жизнь граждан и впоследствии превратился в эффективный рекламный инструмент. Со временем устная реклама практически стала полноценным видом искусства. Например, глашатаи часто придумывали интересные лозунги, старались заинтересовывать людей чем-то неординарным.

Итак, воздействие глашатаев и в особенности устной рекламы на людей всё ещё оставалось бесспорно лидирующим, в то время как письменный жанр оставался сложным для понимания потребителей.

Таким образом, реклама в Средневековье была достаточно разносторонней, несмотря на существующие ограничения. Особую роль в рекламном деле Средневековья играли глашатаи и герольды, которые являлись важным рекламным «институтом» и двигателем прогресса в этой сфере деятельности. Важно также отметить, что на протяжении нескольких этапов развития Средневековья реклама претерпела множество изменений, став важным компонентом общественной жизни того времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Березовая Л.Г. История мировой рекламы, или Старинные рецепты изготовления бесплатного сыра. - М.: Изд-во Ипполитова, 2008. - 671 с.;

2. Давыдова, Т. Т. История рекламы: глашатай - «прародитель» современной рекламы / Т. Т. Давыдова // Наука. Образование. Современность. -2022. - № 1-4. - С. 41-43;

3. Мурадян, И. Р. Реклама в средневековье / И. Р. Мурадян // Аллея науки. -2019. - Т. 3, № 6(33). - С. 47-49

2485

Votyakova M.A.

Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)

HISTORICAL STAGES OF ADVERTISING DEVELOPMENT IN THE MIDDLE AGES

Abstract: the article discusses the main characteristics of advertising activities in different periods of the Middle Ages. Studying the history of advertising and, in particular, the period of the Middle Ages, will allow you to better understand the specifics of modern advertising activities.

Keywords: heralds, medieval advertising, oral advertising, heralds.

2486

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.