Научная статья на тему 'Исторические этапы развития преступлений, связанных с рейдерством'

Исторические этапы развития преступлений, связанных с рейдерством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
918
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / РЕЙДЕРСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / CRIMINALITY / RAIDING / SOCIAL DANGER / STAGES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фёдоров Алексей Юрьевич

В статье определены этапы развития преступлений, связанных с рейдерскими захватами, дана их краткая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical stages of crime development related to raiding Fedorov Aleksey Yurjevitch

The stages of crime development related to raiding captures are defined as well as their short description is given in the present paper.

Текст научной работы на тему «Исторические этапы развития преступлений, связанных с рейдерством»

теория и практика борьбы с преступностью

УДК 343.7

исторические этапы развития преступлений, связанных с рейдерством

Фёдоров Алексей Юрьевич,

заместитель начальника Уральского юридического института МвД России по учебной работе, кандидат юридических наук

e-mail: fedorov044@mail.ru

В статье определены этапы развития преступлений, связанных с рейдерскими захватами, дана их краткая характеристика.

ключевые слова: преступность; рейдерство; общественная опасность; этапы развития.

The historical stages of crime development related to raiding

Fedorov Aleksey Yurjevitch,

Deputy Head on study work of the Ural Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of the Russian Federation, Gandidate of juridical sciences

The stages of crime development related to raiding captures are defined as well as their short description is given in the present paper.

Key words: criminality; raiding; social danger; stages of development.

Рейдерство имеет свою историю, которая насчитывает не одно столетие, хотя сам термин введен в деловой оборот на рубеже XIX-XX вв. Рейдерство появилось вместе с акциями, когда возникла возможность поглощения компании помимо воли ее владельца. Один из самых известных исторических примеров - попытка захвата французской Ост-Индийской компании бароном Жаном де Батцом. В дни Великой французской революции по его инициативе был подготовлен доклад о необходимости ликвидации Ост-Индийской компании. Авторы доклада рассчитывали на массовую продажу акций, чтобы скупить их по заниженной цене [1, с. 5].

Рейдерство как криминальный способ захвата предприятий и бизнеса появилось в 1920-1930 гг. в США, в период, когда шло оформление американской организованной преступности, уже тогда рейдерство стало наиболее эффективной его формой.

Историческое развитие недружественных поглощений корпораций начинает свой отсчет от американского предпринимателя Д. Рокфеллера. В 1867 г. он создал фирму Standart Oil Company (сейчас - Exxon Mobil), ко-

торой было суждено стать первой в мире рейдерской компанией.

Рокфеллер сосредоточил свои усилия не на поиске и добыче нефтяных месторождений, а на переработке и транспортировке нефтепродуктов, добившись монополии на этот вид деятельности уже к 1877 г. С целью получения контроля над перевозкой нефти во всех штатах через подставных лиц рокфеллер скупил контрольные пакеты акций железнодорожных компаний и создал Union Tanker Car Company. Долгое время никто не догадывался, что он контролирует эту компанию, и тем самым Standart Oil минимизировал свои транспортные издержки.

Предоставив льготные условия конкурентам, Рокфеллер дал им возможность развивать свой бизнес, наращивать объем добычи и переработки нефти. Через некоторое время Union Tanker Car в одностороннем порядке разрывала контракты с этими компаниями. С «мертвым грузом» переработанного сырья, отсутствием притока денежных средств и невыплаченными кредитами на развитие производства эти компании в

скором времени становились банкротами, и Рокфеллер скупал их задешево. Такими путями была создана крупнейшая нефтяная империя.

В конце 1890-х гг. государство решило самостоятельно принять участие в нефтяном бизнесе. Рокфеллеру удалось пережить Закон о торговле между штатами 1887 г. (он отменял транспортные льготы Standart Oil), антитрестовский Закон Шермана 1890 г. - после принудительного разделения Рокфеллер создал другую компанию Standart Oil New Jersey, в которой сосредоточил контрольные пакеты акций всех своих фирм.

Однако в 1904 г. по личному указанию президента Теодора Рузвельта было начато официальное расследование деятельности Standart Oil Company, и в 1911 г. Верховный Суд США принял решение о прекращении ее деятельности.

Но Рокфеллер стал только богаче, поскольку акции его компании были выкуплены государством по рыночной цене, он также сохранил пакеты акций (пусть и не контрольные) во всех своих предприятиях.

По словам экспертов, ныне существующая компания Exxon Mobil не что иное, как исторический правопреемник Standart Oil. Она продолжает дело своего создателя и расширяет сферу влияния за счет рейдер-ских поглощений, но уже не в США, а за их пределами, в т. ч. в России [2, с. 104-109].

на западе рейдерство получило большее распространение к середине XX в. В среде финансистов и инвесторов появились люди, которые начали скупать контрольные пакеты акций различных компаний. Подобные скупки часто сопровождались конфликтами между акционерами. Рейдеры, получив контроль над компанией, реорганизовывали ее, часто разбив на более мелкие компании, и продавали с прибылью.

В 80-е гг. сделки в области слияний и поглощений приобретают массовый характер. Рейдерство начинает формироваться как самостоятельная деятельность. Один из этапов американского бизнеса связан с самым

известным «корпоративным налетчиком» М. Милкеном из компании Drexel Burnham Lambert и описан в нашумевшей книге Конни Брук «Бал хищников» [3]. Он участвовал в приобретении многих компаний и финансировал крупнейших «корпоративных налетчиков».

В России масштабный криминальный передел собственности соотносится с началом перестройки, правда тогда его еще не называли рейдерством, поскольку данного термина просто не знали. С позиций сегодняшней действительности те события иначе как масштабным рейдерством назвать нельзя. Аналогичную точку зрения высказывает судья Арбитражного суда Москвы П. А. Марков: «Несколько лет назад термин слияния и поглощения не был известен не только российскому гражданину, но и профессиональному юристу. Однако это не говорит о том, что в нашей стране не протекали процессы, которые обозначаются данным термином. Первым таким явлением стала приватизация, которая позволила чиновникам оптом скупать за бесценок акции бывших государственных предприятий, преобразованных в акционерные общества; формировать контрольные пакеты акций в руках новых руководителей акционерных обществ» [4]. Респонденты социологического исследования «Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России» отмечают, что феномен рейдерства существует в России уже около 20 лет и появился он с началом приватизации в 1990-х гг. [5]. Такой же вывод следует из анализа данных Счетной палаты России [6, с. 84] и ряда диссертаций [7, с. 3-4; 14; 8, с. 3].

В таблице 1 сделана попытка проследить развитие советского и российского хозяйственного механизма с точки зрения повышения самостоятельности низовых звеньев, а также прорастания и укрепления рыночных институтов в период с середины 1970-х гг., т. е. выделения основных самостоятельных субъектов экономических взаимоотношений, которые в будущем стали целью рейдерских атак.

Эволюция хозяйственного механизма СССР и России Таблица 1

Периоды ключевые события Основные экономические агенты

Начало 1940-х - конец 1950-х гг. -«Экономика государства» Реформа управления 1940-1941 гг. Государство

Конец 1950-х - середина 1960-х гг. -«Экономика регионов» Хозяйственная реформа 1957 г. Экономические районы, совнархозы

Середина 1960-х - середина 1970-х гг. -«Экономика отраслей» Экономическая реформа 1965 г. Отраслевые министерства

Середина 1970-х - середина 1980-х гг. -«Экономика подотраслей» реформа управления промышленностью 1973 г. Г енеральные схемы управления промышленностью Главные управления министерств, всесоюзные промышленные объединения

Середина 1980-х гг. - 1992 г. -«Экономика крупных предприятий» Перестройка 1985 г. Крупные предприятия, объединения

1992-1993 гг. - «Экономика малых предприятий» Приватизация 1991 г. Предприятия; малые предприятия, выделившиеся из крупных

1993-1995 гг. - «Экономика физических лиц» Чековая, послечековая приватизация, ГКО Руководители предприятий, их подразделений, физические лица

Как показано в таблице 1, уровень и размеры основных экономических агентов постепенно снижаются от «экономики государства» и «экономики регионов» к «экономике отраслей, подотраслей, крупных предприятий» и к «экономике малых предприятий и физических лиц». К середине 1990-х гг. российские предприятия утратили черты основного звена экономики. Однако на смену предприятиям пришли не фирмы, как можно было ожидать, а физические лица - руководители предприятий и их подразделений - со своим «тоталитарным стилем внутрифирменного управления».

Раздел и передел государственной собственности самой большой в мире страны был неоднороден и в значительной мере зависел от того, кто персонально в данный момент руководил этим процессом и кто «ходил» в советниках. Но все же, основываясь на материалах проведенного исследования и анализе соответствующей литературы [9-14], можно выделить несколько основных этапов «передела собственности» в постсоветской России.

На основе анализа основных характеристик и трансформации рейдерства приведем периодизацию его развития в российской экономике по признаку доминирования определенных форм рейдерских акций, позволяющую определить вектор дальнейшей трансформации рейдерства в условиях отсутствия эффективной государственной политики противодействия захватам.

1988-1991 гг. Фактическая узкоклановая приватизация всей финансовой системы страны до промышленной приватизации, определившая последующий ход распределения собственности и приход к власти в экономике страны финансовой олигархии. Появление кооперативного движения, совместных предприятий.

1992-1993 гг. Ваучерная приватизация. Массовое акционирование промышленных предприятий в форме публичных компаний при полном отсутствии фондового рынка. Разграбление директоратом назначенных к приватизации государственных арендных предприятий. Стремление организованной преступности взять под контроль промышленность.

1993-1995 гг. Борьба за контроль над финансовыми потоками предприятий («приватизация» менеджмента, бандитский рэкет, силовой захват предприятий при помощи ЧОПов).

Перераспределение активов происходило на фоне масштабной структурной перестройки экономической системы. Получение и удержание контроля над предприятиями осуществлялось в значительной мере силовыми методами с использованием криминальных структур и подкупа государственных служащих. Постепенно формирующаяся законодательная база зачастую не только не предотвращала, но и, напротив, стимулировала появление различных видов оппортунистического поведения на рынке корпоративного контроля.

1995-1997 гг. Смена директората. Невыплата заработной платы для принуждения персонала к продаже акций, директорские трасты. Начало борьбы за корпоративный контроль («размывание» контрольных пакетов акций, параллельные собрания акционеров, дублирующие органы управления), втягивание правоохранительных органов в корпоративные конфликты.

Залоговые аукционы, лишившие бюджет доходов, ГКО, «борьба» за регистратора и т. д.

В результате залоговых аукционов в российской экономике появились первые олигархи. Так, ОНЭКСИМ банк получил 38 % акций РАО «Норильский никель» и 51 % акций нефтяной компании «Сиданко», банк «Менатеп» получил 45 % нефтяной компании ЮКОС, а Нефтяная финансовая компания - 51 % нефтяной компании «Сибнефть» и др. Залоговые аукционы практически были закрытыми для большинства банков, создавая выгодные условия сделок только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались, по различным оценкам, в 5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах. Следствием стали значительная криминализация бизнеса, создание «крыш», «бригад» и т. д. В 1996 г. борьба за контроль завершилась в 25 % российских приватизированных компаниях, а к началу 1998 г. - в 50 %.

По расчетам Российской академии наук, 55 % капитала и 80 % голосующих акций при приватизации перешли в руки отечественного и иностранного криминального капитала [15, с. 7].

1998-2002 гг. Массовая скупка промышленниками у банков пакетов акций предприятий, которые им достались после приватизации. Массовое разорение банков. Перехват кредиторской задолженности. Ангажирование арбитражного суда и судебных приставов. Расцвет РК-технологий, информационных «войн» в обеспечении деятельности рейдерских захватов собственности. Формирование олигархических финансово-промышленных групп. Дублирование регистраторов.

О рейдерстве в полном смысле этого слова можно говорить с 1998 г., когда подготовленный реформаторами и стремительно принятый для максимального облегчения захвата предприятий Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [16] превратил искусственное банкротство в ключевой инструмент захвата чужой частной собственности. Рейдеры того времени обслуживали интересы крупных корпораций разного уровня, столкнувшихся с нехваткой привлекательной государственной собственности и перешедших на захват собственности частной.

«Если Закон РФ от 19 ноября 1992 г. являлся почти классическим примером "продолжниковского" Закона, - пишет А. Б. Карлин, - то Федеральный закон от 8 января 1998 г. большинством специалистов оценивается как явно "прокредиторский" с тем лишь добавлением, что фактически прав кредитора лишалось государство в лице соответствующих органов, причем эта дискриминация касалась как прав требования, вытекающих из публично-должностных обязанностей должника, так и из его гражданско-правовых отношений с государством» [17, с. 2-3].

В. Г. Волков - сотрудник Правового департамента МВД России отмечает, что с введением в действие Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» злоупотребления при его применении стали существенно влиять на перераспределение государственного и частного имущества. Значительно возросло количество дел о банкротстве, а

также случаев заказных лжебанкротств. При этом преступники используют различные схемы, суть которых преимущественно сводится к провоцированию процедуры банкротства, чтобы после введения «своего» внешнего управления приобрести активы предприятия за бесценок. Результатом таких действий становится разделенное на составные части производство, после чего наиболее рентабельные из них переходят к новым владельцам, а наукоемкое, затратоемкое производство, объекты социальной сферы, требующие значительных капиталовложений, отмирают [18, с. 19].

Только с ноября 1999 г. по апрель 2001 г. количество дел о банкротстве, принимаемых к производству, увеличилось с 895 до 2060 ежемесячно, т. е. более чем в 2 раза. Закон о банкротстве отстранял собственника от участия в процессе, предоставлял широкие возможности для быстрого получения под свой контроль активов других субъектов экономической деятельности без крупных финансовых вложений. Главное лицо этапа -«собственный» арбитражный управляющий. По стране стремительно стали образовываться неформальные союзы арбитражных управляющих и лиц, заинтересованных в дешевом отъеме активов компаний.

Разрушительность широкомасштабного применения технологий банкротства для захвата бизнеса внесла весомый вклад в стагнацию российской экономики перед дефолтом и во многом приблизила его. Оздоровление российской экономики, начавшееся осенью 1998 г., во многом было вызвано по сути приостановлением по инициативе Е. М. Примакова действия Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Однако после отставки правительства под председательством Е. М. Примакова его применение возобновилось с большей энергией [19, с. 6]. Борьба за передел собственности и корпоративный контроль вновь обострилась, перераспределение промышленной собственности пошло в основном путем криминальных банкротств.

Многие из рейдеров вышли из арбитражных или кризисных управляющих, принимавших участие в банкротстве предприятий, используя недостатки Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. Эти люди воспринимали себя не столько наемными менеджерами, призванными вывести завод, фабрику из кризиса, сколько частными предпринимателями, зарабатывающими собственный капитал. В основу такого начального капитала и было положено имущество предприятия, активно распродававшееся подобными «управляющими», через которых заказчики рейдерской атаки получали в свое распоряжение основные мощности предприятия-мишени.

Невысокая степень концентрации акционерного капитала компаний стала основной причиной выдвижения на первый план криминальных поглощений. Отрицательную роль сыграло упрощение порядка внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и сокращение сроков рассмотрения документов с 30 до 5 суток.

2002-2003 гг. Изменение законодательства о банкротстве (26 октября 2002 г. принят Федеральный за-

кон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ). Снижение в четыре раза количества банкротств. Существенные изменения законодательных норм обусловили значительное снижение количества рейдерских акций, предполагающих инициацию производства по делу о несостоятельности. Но повысилась ликвидность корпоративных активов, и вместо прекращения своей деятельности рейдеры стали искать альтернативные способы реализации проектов.

В большинстве случаев попытки рейдерского захвата сопровождались конфронтацией с бывшими собственниками. Для оказания воздействия на оппонентов рейдеры все чаще привлекали сторонних лиц: бывших партнеров или акционеров компании-мишени, кредиторов, представителей государственных регулирующих органов и иных участников. Сами рейдеры стали занимать позицию внешних игроков-координаторов, управляющих проектами путем направления необходимых директив лицам, действующим в их интересах. Произошло значительное расширение числа участников рейдерских проектов.

Последующий рост концентрации акционерного капитала повысил конкуренцию среди рейдерских групп, технологии борьбы за активы стали более агрессивными и напористыми. Существенное усиление позиций рейдеров вследствие накопления опыта, значительных финансовых средств и связей в государственных и коммерческих структурах позволило перейти к более сложным схемам получения контроля над активами. Участились рейдерские акции в комбинированных формах, что сделало возможным получение под контроль активов компаний с высокой концентрацией акционерного капитала и с государственным участием [7, с. 15].

Концентрация акционерного капитала перестала быть инструментом защиты от рейдерства. Если права собственности были консолидированы, применялись такие противозаконные методы, как угрозы или шантаж (ОАО «ПАЗ» (г. Пенза), ОАО «ПНИТИ» (г. Пермь)) [20, с. 13].

После рейдерского захвата фирмы, как правило, распродавались (целиком или по частям). Производственный процесс прекращался, работники увольнялись, объекты социальной сферы закрывались, что приводило к увеличению безработицы и социальной напряженности. В период с 2001 г. по 2004 г. количество организаций сократилось на 10,7 % (с 1510 до 1356 тыс. шт.), а количество зарегистрированных безработных увеличилось на 70,9 % (с 1123 до 1920 тыс. чел.).

Для оказания противодействия рейдерству собственники вынуждены были изымать прибыль из оборота, блокировать управленческие решения, которые бы способствовали выводу фирм из кризиса. В итоге финансовые результаты деятельности российских компаний стали приобретать ярко выраженный отрицательный характер. Сумма убытков крупных и средних компаний в 2001-2004 гг. стала увеличиваться. Прибыль этих компаний сократилась на 40 %, а убытки возросли на 50 %. Кроме того, данные процессы стали сказываться и на поступлении налоговых платежей во все уровни бюджета: темпы роста налоговых поступлений снизились на 40 % [21, с. 14].

Вступление в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», разрешившего свободную продажу сельхозземель, привлекло внимание рейдеров к предприятиям аграрного сектора, обладающим правами на земельные участки.

2003-2008 гг. К 2003 г. окончательно сложилось современное российское рейдерство как бизнес тех граждан и структур, которые специализируются исключительно на захвате предприятий и дальнейшей перепродаже его новым владельцам. Они обросли собственным капиталом, административным ресурсом и прочими неотъемлемыми атрибутами самостоятельного бизнеса. «Рейдерское предприятие - это целая консалтинговая группа, - говорит П. Федотов, член совета межрегиональной общественной организации "Корпоративное развитие и защита', - обязательно с собственным достаточно крупным административным ресурсом в законодательной или исполнительной власти, в силовых структурах. 90 % таких рейдерских предприятий сосредоточено в Москве. Бизнес этот очень выгодный, с рентабельностью от 500 до 1000 %» [22].

Таким образом, к концу 2004 г. наметились две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, рейдеры значительно укрепили свои позиции в экономике и стали готовы к реализации более затратных и более длительных проектов. С другой стороны, изменения внешней среды привели к снижению количества возможных проектов, обеспечивающих высокую доходность в пределах приемлемого уровня риска.

Стадия поиска новых направлений и форм началась с 2005 г. Когда большинство рейдерских компаний задались вопросом о том, какой бизнес вести дальше. некоторые компании прекратили рейдерские акции, сочтя для себя неприемлемым снижение доходности и возрастание рисков. Одни из них сосредоточились на управлении и развитии ранее приобретенных активов. Другие начали развивать партнерские отношения с бизнесом. Бизнесмены стали привлекать рейдеров в качестве консультантов при заключении сделок, при необходимости разрешения противоречий с госорганами и деловыми партнерами [23].

На первый план стали выходить проекты, предполагающие оказание существенного правового или неправового давления на оппонентов. Важной особенностью этой стадии развития рейдерства следует также признать значительно возросшую роль государства. Если в период становления и «расцвета» рейдерства государство оставалось в стороне, то теперь оно в лице отдельных политических групп стало едва ли не важнейшим участником рейдерских проектов [24; 25]. Активные действия государства явились причиной свертывания рейдерской деятельности рядом компаний. Снижение доходности от рейдерской деятельности и возрастание рисков продолжились.

2008 г. - настоящее время. Характеризуя тенденции развития рейдерства за последние годы, специалисты схожи во мнении о существенном уменьшении количества так называемых «черных» схем и увеличении «серых» [26, с. 11-12; 8, с. 19-20]. Об этом свидетельствует и арбитражная практика. Именно «серые»

схемы рейдерства, балансируя на грани уголовно наказуемого деяния и спора хозяйствующих субъектов, вследствие несовершенства уголовного закона не нашли адекватной уголовно-правовой оценки и должного отражения в следственной практике.

Наблюдаемое в последние годы снижение количества уголовных дел о рейдерских преступлениях связано не с уменьшением рейдерских захватов, а с качественными изменениями самого явления рейдерства, т. е. переходом от «черных» технологий к «серым». Доминирующими стали именно «серые» схемы рейдер-ства, отличающиеся большей изощренностью и совершенством с интеллектуальной точки зрения.

На таком виде рейдерства специализируются уже не общеуголовные преступные сообщества, возглавляемые преступными авторитетами, а крупные финансово-промышленные группы, привлекающие для этих целей высококвалифицированных специалистов различных областей знаний.

Сценарий дельнейшего развития рейдерства зависит от действий государства. Отсутствие эффективной государственной политики противодействия рей-дерству может привести к возникновению еще более агрессивных видов и форм передела собственности.

Заканчивая краткую характеристику последнего этапа криминального передела собственности, следует упомянуть четыре закона, принятые в 2009-2010 гг., которые ознаменовали собой начало формирования концепции государственной политики противодействия рейдерству: Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 30 октября 2009 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ с аналогичным названием и Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Анализ положений данных законов заслуживает отдельного внимания.

Таким образом, корпоративные захваты предприятий в России начались в 90-х гг. прошлого века, во время и после проведения в стране приватизации. В результате так называемой смены формаций многие работники крупных государственных предприятий и организаций стали акционерами появившихся новых экономических образований. Впоследствии акции распылились, а экономический кризис, разразившийся в этот период, привел к повальному увольнению и сокращению работников и неконтролируемой скупке акций. Образовавшийся в результате этого виртуальный пакет акций, достигающий опасного количества голосов, как раз и являлся мишенью для рейдеров (как правило, такие предприятия и организации находились в плачевном финансовом состоянии, но обладали большим количеством недвижимого имущества, которое можно выгодно реализовать). При этом сам бизнес не вызы-

вал не интерес у рейдеров, им были необходимы, главным образом, имущественные активы предприятий и организаций.

Методы, технологии и способы приватизации определили не только механизм трансформации сложившихся в России институтов собственности, но и полученные в результате состав собственников и структуру собственности приватизированных предприятий. Спектр методов приватизации был широк и включал акционирование предприятий (выставление их акций на продажу), выкупы работниками (менеджерами и служащими), разовые прямые продажи (продажи на аукционе, по конкурсу, на инвестиционных торгах), а также массовую приватизацию. Ускорению массовой приватизации способствовал выпуск приватизационных чеков (ваучеров), обеспечивших формально равное участие населения в приватизации.

Как свидетельствуют материалы специальных исследований, приватизация осуществлялась на фоне масштабных злоупотреблений и способствовала углублению экономического и социально-политического кризиса в государстве, а следовательно, нагнетанию криминогенных процессов [11; 13 ;14, с. 10-11].

В процессе приватизации были созданы и стали реализовываться следующие криминальные технологии: занижение балансовой стоимости приватизируемых объектов; продажа в собственность или передача в аренду с правом последующего выкупа объектов, приватизация которых запрещена; противоправное присвоение государственного имущества после его незаконного перевода в собственность коммерческих структур; мошенническое завладение хозяйственными руководителями контрольным пакетом акций при акционировании предприятия; искусственное занижение продажной цены объектов, выставляемых на аукцион; использование коррумпированных связей для устранения конкурентов от участия в аукционе; нарушение правил проведения аукциона (например, проведение его неожиданно или в помещении с ограниченным режимом доступа); принуждение возможного конкурента к отказу от участия в аукционе путем угроз, шантажа, насилия; убийства конкурентов. Приватизация в России носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по криминальной технологии.

Этот опыт в дальнейшем в полной мере был использован при организации рейдерских захватов.

Следует отметить, что такое общественно опасное явление, как рейдерство, не прекратило своего существования по окончании приватизации, когда, как кому-то могло показаться, «все поделили», а наоборот, продолжает эволюционировать, совершенствуются технологии рейдерских захватов. Начиная с момента зарождения, рейдерство пребывает в непрерывном развитии. Рейдеры находятся в постоянном поиске новых проектов, характеризующихся высокой доходностью. Необходимость оставаться в пределах допустимого риска вынуждает их адаптироваться к новым социально-экономическим, правовым и политическим условиям.

Нельзя не согласиться с А. В. Пронниковым, который указывает, что сегодня многочисленные рей-

дерские акции вновь потрясают экономику, в результате чего происходит очередной криминальный передел собственности [27, с. 4], к сожалению, уже становящийся традиционным для российских экономических отношений.

Беспрецедентный передел собственности направлен на захват как отдельных заводов, так и огромных холдингов, контролирующих целые отрасли народного хозяйства. Можно говорить о второй, «теневой» приватизации, которая осуществляется не государством, а рядом олигархических групп путем изъятия у законных собственников акций приватизированных компаний и, где это возможно, у государства в стратегических предприятиях, включая реструктурируемые отрасли.

По оценкам отдельных исследователей [28], так называемую вторую волну криминального передела собственности вызвал ряд макроэкономических факторов, таких как уровень мировых цен на нефть, значительные доходы от экспорта и т. п.

Следует согласиться с Б. И. Тихомировым в том, что «сегодня в России от грамотно проведенного захвата бизнесу защититься трудно. Рейдерские схемы проработаны годами, обкатаны на сотнях компаний и используют всевозможные лазейки российского законодательства» [29, с. 10].

Данная практика вредна для государства, делает Россию непривлекательной для стратегических, в т. ч. иностранных инвесторов, дискредитирует судебную систему и проводимые рыночные реформы.

Список литературы

1. Фаенсон М. И. Рейдерство (недружественный захват предприятий): практика современной России / М. И. Фаенсон, А. А. Пиманова. - М., 2007.

2. Земцова Ю. Сестрички Exxon Mobil / Ю. Земцова // Слияния и поглощения. - 2006. - № 9.

3. Брук К. Бал хищников / К. Брук. - М., 2004.

4. Марков П. А. Субъективная сторона недружественного поглощения / П. А. Марков // Российская юстиция. - 2006. - № 12.

5. Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России. Отчет о качественном социологическом исследовании. - М., 2008.

6. Гладких В. И. Современные тенденции организованной преступности экономической направленности / В. И. Гладких // Организованная преступность в XXI веке: проблемы теории и практики: сб. материалов Международ. науч.-практ. конф. - М., 2011.

7. Киреев А. Ю. Рейдерство в российской экономике: сущность, тенденции и возможности противодействия: автореф. дис____канд. экон. наук / А. Ю. Киреев. -

М., 2008.

8. Гнетнев А. И. Феномен «политического рейдер-ства» в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук / А. И. Гнетнев. - М., 2012.

9. Борисов Ю. д. Рейдерские захваты. Узаконенный разбой / Ю. Д. Борисов. - СПб., 2008.

10. Исправников В. О. Приватизация в России / В. О. Исправников // Россия и мир: инф. бюл. - 1997. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Плахов В. Приватизация по Чубайсу / В. Плахов // Российская газета. - 1996. - 22 февр.

12. Максимов А. Бандиты в белых воротничках. Как разворовывали Россию / А. Максимов. - М., 1999.

13. Щербаков В. Ф. Правовая охрана экономической деятельности: законодательная регламентация, проблемы противодействия преступлениям: сб. ст. / В. Ф. Щербаков. - Н. Новгород, 2003. - Т. 1.

14. Ретунский Ю. П. Криминологический анализ и предупреждение преступлений, совершаемых в процессе приватизации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю. П. Ретунский. - М., 1995.

15. Долгосрочный прогноз развития криминальной ситуации в Российской Федерации. - М., 1996.

16. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ // Российская газета. - 1998. - 20-21 янв.

17. Карлин А. Б. На пути обновления законодательства о банкротстве / А. Б. Каролин // Закон и право. -2003. - № 8.

18. Волков В. Г. Выявление, квалификация и расследование преднамеренного банкротства / В. Г. Волков // Безопасность бизнеса. - 2005. - № 3.

19. Делягин М. Рейдерство: «черный бизнес» России: краткое излож. аналитич. доклада / М. Делягин. - М., 2006.

20. Громова Е. В. Методы и инструменты управления риском рейдерства предприятий и организаций: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук / Е. В. Громова. - Пенза, 2010.

21. Согрина Н. С. Особенности недружественных поглощений (рейдерства) в трансформируемой экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Н. С. Согрина. -Челябинск, 2010.

22. Самойлов А. Белые рыцари черного рынка / А. Самойлов. - URL: http://www.kadis.ru/daily/dayjust. phtml?id= 26610&PrintVersion.

23. Кричевский Н. А. Рейдерство: штрихи к портрету явления / Н. А. Кричевский // Независимая газета. -2007. - 10 дек.

24. Лапина Н. Два цвета современного рейдерства / Н. Лапина // Российская газета. - 2006. - № 4136.

25. Яковенко Д. Самый эффективный рейдер в России - государство / Д. Яковенко // Время. - 2006. -6 февр.

26. Михеева М. В. Теневой сегмент рынка корпоративной собственности: природа, динамика и механизмы противодействия: автореф. дис. ... канд. экон. наук / М. В. Михеева. - М., 2008.

27. Пронников А. В. Уголовно-правовая политика в сфере противодействия экономической преступности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. В. Пронников. -Омск, 2008.

28. Марков П. Совокупность проблем теории и практики недружественных поглощений / П. Марков // Право и экономика. - 2007. - № 2.

29. Тихомиров Б. И. Рейдерство / Б. И. Тихомиров. -СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.