Научная статья на тему 'Исторические документы'

Исторические документы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические документы»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Институт геологии за его сорокапятилетнюю историю многократно посещали крупные отечественные и зарубежные государственные деятели, в том числе и самого высокого ранга. Многое освещалось на страницах «Вестника» и в «Летописи Института геологии» (1998). Это были не только гостевые или ознакомительные визиты, визиты вежливости. В большинстве они имели деловой характер. На них решались актуальные проблемы экономики региона, формировалась стратегия ее развития, принимались судьбоносные решения, оформлявшиеся потом в правительственные постановления. Обсуждалась ситуация в науке, определялись направления научных исследований. В этом и ближайших номерах мы публикуем протоколы совещаний руководства и ученых Республики Коми с секретарем ЦК КПСС В. И. Долгих (26.04.1986), Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжковым (07.02.1990), Государственным секретарем Российской Федерации Г. Э. Бурбулисом (22.02.1992). Они через дела и заботы Республики Коми и Института геологии, как вехи, отражают разные калейдоскопически сменяющиеся стадии нашей истории в переломный период.

Протокол совещания в Институте геологии Коми филиала АН СССР от 26.04.86 г. во время визита кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС Долгих Владимира Ивановича

В зале заседаний ученого совета Института геологии присутствовали: кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦККПСС Долгих В. И.; член ЦК КПСС, министр нефтяной промышленности СССР Динков В. А.; кандидат в члены ЦК КПСС, министр геологии СССР Козловский В. А.; первый заместитель Председателя бюро Совета Министров СССР по топлив-

но-энергетическому комплексу Ман-гулов Р. Д.

От Коми АССР: член ЦК КПСС, первый секретарь Коми обкома КПСС Морозов И. П.; второй секретарь Коми обкома Спиридонов Ю. А.; Председатель Президиума Верховного Совета Коми АССР Сюткин А. Ф.; Председатель Совета Министров Коми АССР Мельников В. И.; первый секретарь

Сыктывкарского ГК КПСС Худяев В. И.; председатель Сыктывкарского горисполкома Окатов А. М.; генерал-майор Савельев Г. М.

От Коми филиала АН СССР: председатель Президиума Коми филиала АН СССР Рощевский М. П.; секретарь парткома Сметанин А. Ф.; зам. председателя президиума Тимонин Н. И.; зам. председателя президиума

Высокие гости Института геологии

Слева направо: А. М. Окатов, Н. И. Тимонин, А. Ф. Сюткин, Н. П. Юшкин, И. П. Морозов, Ю. А. Спиридонов, В. И. Долгих, А. Ф. Сметанин, Г. В. Канев, Е. П. Калинин, М. П. Рощевский, А. Д. Напалков, В. А. Козловский, В. А. Дедеев, (?), В. И. Мельников, В. И. Худяев, Р. Д. Мангулов

Канев Г. В.; директор Института геологии Юшкин Н. П.; директор Института биологии Гецен М. В.; директор ИЯЛИ Напалков А. Д.; зав. отделом геологии горючих ископаемых Института геологии Дедеев В. А.; зав. отделом энергетики Манов Н. А.

Рощевский М. П.: Владимир Иванович, Вы находитесь в стенах Института геологии Коми филиала АН СССР. История организации Коми филиала Академии наук СССР не совсем обычна. В 1944 году, когда эвакуированные в годы войны в г. Сыктывкар Северная база АН СССР и Петрозаводский университет начали реанимироваться, Коми обком ВКП (б) выразил протест в адрес Президиума АН СССР и попросил оставить в Коми АССР академическую ячейку. Причем протест был высказан дважды. В результате этого в г. Сыктывкаре была оставлена небольшая ячейка из семи научных сотрудников в виде Коми базы Академии наук СССР. Отсюда началось развитие Коми филиала АН СССР.

Коми республика богата сырьевыми ресурсами. Благодаря близости сырьевой базы нашего региона к центральным районам Европейской части СССР, академик А. П. Александров назвал этот регион «подбрюшьем центральных районов».

Далее М. П. Рощевский дает характеристику минерально-сырьевых ресурсов: нефти, газа, угля, горючих сланцев, титановых руд, бокситов, солей и других видов полезных ископаемых. Приводит цифры запасов. Более подробно останавливается на титановых рудах, подчеркивая уникальность запасов, комплексность руд, относительно легкую извлекаемость, переработку хлорным и сернокислотным способами. При этом как для хлорного, так и для сернокислотного способа в Коми АССР есть все необходимые компоненты, завозить ничего не надо.

В. И. Долгих: С точки зрения науки, правильно ли взято направление разведки?

М. П. Рощевский: Институт геологии проводит свои исследования в тесном контакте с производственными геологическими организациями. Стратегия поисков разрабатывается совместно. Надо отметить, что регион сильно отстает в геологической изученности.

В. А. Козловский: А что Вы имеете в виду под слабой геологической изученностью?

Н. П. Юшкин (реплика): Институт геологии несет полную ответственность за все направления геолого-раз-ведочных работ в республике, поскольку это и наши направления. Все стратегии работ, все планы вырабатываются наукой и производственниками совместно, под нашим руководством вырабатываются долгосрочные геолого-разведочные программы. (Одобрительные реплики И. П. Морозова и Ю. А. Спиридонова). Михаил Павлович совершенно прав, говоря о слабой геологической изученности. Геологические работы сконцентрированы на сырьевых проблемах, а общая геологическая изученность очень низкая, и это затрудняет правильное решение прогнозных и других проблем (В. И. Мельников делает энергичные знаки, что надо было бы для разговора встать).

В. И. Долгих: Все ли делается академической наукой в регионе с точки зрения получения максимальной отдачи?

М. П. Рощевский: Институт геологии начинает изучение южных районов республики. Этот регион требует дои-зученности. Конечно, здесь крупных месторождений нефти и газа не обнаружить, но небольшие по запасам месторождения возможны. (Одобрение Е. А. Козловского).

Далее М. П. Рощевский перешел на проблемы развития Тимано-Печорско-го ТПК. XXVII съезд — третий съезд, который ставит эту проблему. В отличие от предыдущих съездов, на этом съезде уже в основных направлениях записана

необходимость вовлечения в разработку титановых и бокситовых руд. Но по Тимано-Печорскому ТПК до сих пор нет целевой комплексной программы. На просьбу республики приступить к составлению ЦКП 14.03.86 г., Госплан СССР ответил, что Тимано-Печорскому ТПК целевую комплексную программу составлять нецелесообразно.

И. П. Морозов: По существу, Госплан СССР отменил решение съезда.

В. И. Долгих: Если бы в стране был один ваш ТПК, то, конечно, все бы ринулись сюда. В стране еще много регионов, которые требуют скорейшего развития. Но если бы геологи Коми АССР смогли показать то, что привлекло бы внимание, что было бы интересно стране, можно было бы начать работу побыстрее.

С углем, вы правы, надо активизировать работу по развитию бассейна, и будем активизировать.

По титану — надо внимательно разобраться с проблемой. На Кольском полуострове из ильменитов получаем титановую губку, позволяющую удовлетворить спрос на титан.

Надо внимательно посмотреть, что можно сделать в республике по углю, титану, бокситам, посмотреть, сколько все это будет стоить. И тогда решить, каким путем развивать республику.

М. П. Рощевский: По развитию нашего региона еще не было ни одного постановления правительства.

И. П. Морозов (реплика): Не отнимай мое выступление.

М. П. Рощевский: Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе: о развитии науки в нашем регионе. Мы считаем, что науку здесь надо

резко усилить. Сейчас здесь работает всего 600 кандидатов наук, а этого на наш большой регион явно недостаточно. (Легкий шум, недоумевающие возгласы).

В. И. Долгих: А как Вы можете оценить науку по количеству кандидатов наук? Разве наука оценивается только этим? Нужно оценивать науку по реализуемым идеям. Ферсман был один, а сколько сделал. Или на Украине академик Патон. Куда ни поедешь, везде встречаешься с разработками Патона. Даже в Воркуте и то на шахте называли работы, выполняемые совместно с институтом Патона. Надо держать курс на воспитание таких ученых.

В Ухте у директора Института Пе-чорНИПИнефть пытались узнать, какова идеология научных изысканий института на перспективу. А он ни в зуб ногой. Такие высказывания о развитии науки нам не нужны.

А как функционирует Институт геологии? О каких возможностях разработок института Вы можете доложить?

М. П. Рощевский: Институт геологии является лишь частью Коми филиала АН СССР. Я говорю здесь в целом о филиале. Далее — краткая характеристика структуры филиала.

Из важнейших разработок Института биологии можно назвать рекомендации по внедрению новых силосных растений. Они получили по рекомендациям института прописку от Норильска до Москвы. Получили премию Совета Министров СССР.

ИЯЛИ в 1985 году провел VI МКФУ — крупнейшее научное совещание года в целом по Академии наук.

Геологи за рекомендации по использованию флюорита получили также премии Совета Министров СССР. Сейчас на нашем сырье работает вся оптическая промышленность СССР и стран СЭВ. (Подтверждающие кивки Е. А. Козловского).

Кроме того, геологи оформили первое открытие в области минералогии, открытие сделано совместно с болгарскими учеными. Разработана автоматизированная система подсчета запасов полезных ископаемых, представленная на стендах.

В. И. Долгих: Я думаю, хороший институт, хорошие им предоставлены условия. Видно, что здесь развитию науки придают значение. Нужна помощь с вашей стороны отраслевым институтам. Если где-то вы заметили, что выра-

батывается неправильная стратегия, нужно активно вмешаться, помогать обкому партии.

М. П. Рощевский: О координации научных исследований в регионе. О проблемах переброски северных вод на юг. Спасибо, что из основных направлений эта проблема снята.

В. И. Долгих: Проблема переброски и нас волнует не меньше. Вы замечали, что эта проблема то появляется в печати, то исчезает. Лично я — ярый противник того, чтобы заниматься переброской. Но нужны конкретные рекомендации по этому вопросу.

М. П. Рощевский: У нас есть разработки, и если нас спросят, мы готовы высказать свое мнение.

В. А. Козловский (реплика): Не надо ждать, когда спросят, надо активно высказывать свои соображения.

В. И. Долгих: Еще раз подчеркну, что чувствуется, что институт работает хорошо. Остановимся на проблемах более тесной увязки работ с отраслевыми институтами.

В. И. Долгих подчеркнул возрастающую роль науки в качественном преобразовании производственных сил региона, обратил особое внимание на необходимость повышения экономической эффективности исследований. Он поставил перед академической наукой задачу — возглавить все научные исследования в республике, определять генеральную политику развития экономики, активно влиять на перестройку народного хозяйства в свете требований XXVII съезда КПСС. Подчеркивалась необходимость резкого повышения эффективности научных исследований за счет мобилизации внутренних резервов, улучшения организации исследовательского процесса, фун-даментализации исследований.

Во время обхода Н. П. Юшкин кратко рассказал об институте, его структуре, направлениях исследований, особенностях исследовательского подхода. Подчеркивалось, что институт по своему кадровому потенциалу очень мал для большого объема геологических проблем, стоящих перед учеными республики. Коллектив института сейчас перестраивает свою работу как путем перегруппировки сил, так и путем повышения качества и точности полученной исследовательской информации в результате широкого использования новейшей техники, преимущественно отечественной. У нас эффек-

тивно работает практически все научное оборудование, и это оказалось возможным благодаря тому, что в институте в дополнение к серьезному исследовательскому потенциалу — 6 докторам и 43 кандидатам наук — создан хороший инженерный корпус. В подготовке этих кадров большую роль сыграл Сыктывкарский государственный университет.

Продолжая обсуждение проблем, поднятых на совещании, Н. П. Юшкин попытался обосновать необходимость резкого повышения общей геологической изученности региона, которая сейчас еще очень слаба, изученность ограничивается земной поверхностью, фрагментарна. В. И. Долгих согласился с этой оценкой и отметил, что правильные прогнозы можно делать только на основе хороших геологических данных, и углубление геологических исследований — важная задача ученых-геоло-гов и геологов-производственников.

В. И. Долгих познакомился с кабинетами электронной микроскопии, где была продемонстрирована работа растровых и просвечивающих микроскопов, с кабинетом электронного парамагнитного резонанса. Особое внимание привлек уникальный голографический комплекс исследования процессов минералообразования. Проводимые здесь исследования находятся на самом передовом уровне и признаны лидирующими в мировой науке. Наблюдая на экране телевизора сложную картину явлений, происходящих в минералообразующей среде, В. И. Долгих определил характер проводимых исследований так: «Это же своего рода программа Вега в геологии!» Определение, конечно, было очень метким.

Говоря о нуждах института, М. П. Рощевский пожаловался на очень малые суммы выделяемой валюты, а Н. П. Юшкин —на практически полное отсутствие в институте вычислительной техники.

Прощаясь, В. И. Долгих обобщил свое впечатление об Институте геологии следующими словами:

«Хороший институт, работаете правильно. Необходимо больше внимания уделять фундаментальным исследованиям, разработке проблем, направленных на раскрытие и освоение минерально-сырьевых ресурсов. Крепите связь с практикой, смелее и активнее влияйте на выбор направлений геолого-разведочных работ».

По записям Н. Тимонина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.