сурсного обеспечения (нормативно-правового, трудового, финансового, информационно-аналитического и др.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Изаак, С.И. Особенности развития дистанционного образования в Российской Федерации / С.И. Изаак, Р.А. Исаев // Сервис в России и за рубежом. - 2015. - Т. 9, № 2 (58). - С. 68-75.
2. Изаак, С.И. Некоторые вопросы кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта / С.И. Изаак, И.С. Щадилова, Е.А. Миронова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 94-99.
3. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года. - URL: https://digital.gov.ru/common/upload/Strategiya_razvitiya_otrasli_IT_2014-2020_2025.pdf (дата обращения: 15.02.2021).
4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. - URL: http://static.government.ru/media/files/Z31ADuvq0eoXlknPdhwWRYl22ISdhpaS.pdf (дата обращения: 15.02.2021).
REFERENCES
1. Izaak, S.I. and Isaev, R.A. (2015), "Features of the development of distance education in the Russian Federation", Service in Russia and abroad, Vol. 9, No. 2 (58), pp. 68-75.
2. Izaak, S.I., Schadilova, I.S. and Mironova, E.A. (2017), "Some of the staffing of the development of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (152). pp.94-99.
3. "Strategy for the development of the information technology industry in the Russian Federation for 2014-2020 and for the future until 2025", available at: https://digital.gov.ru/common/upload/Strategiya_razvitiya_otrasli_IT_2014-2020_2025.pdf (data accessed: 15/02/2021).
4. "Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030", available at: http://static.government.ru/media/files/Z31ADuvq0eoXlknPdhwWRYl22ISdhpaS.pdf (data accessed: 15/02/2021).
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 01.05.2021
УДК 796.02
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЛИЧНЫХ СКАЛОДРОМОВ, КАК ПРИСПОСОБЛЕННЫХ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Татьяна Евгеньевна Коваль, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Кристина Витальевна Булавченко, старший преподаватель, Любовь Сергеевна Розанова, доцент, Ольга Игоревна Розанова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация
В статье рассмотрены конструктивные особенности первых спортивных сооружений для скалолазания, описаны базовые характеристики уличных скалодромов, определены базовые условия их успешной эксплуатации. Проведен анализ состояния приспособленных спортивных сооружений занятия скалолазанием для достоверных выводов по оценке эффективности их использования. Представлены результаты экспериментальной части работы, полученные при эксплуатации уличного Санкт-Петербургского скалодрома «Светлана», рассмотрены архитектурно-планировочные особенности приспособленного спортивного сооружения.
Ключевые слова: уличные тренажеры для спортивного скалолазания, архитектурно-планировочные особенности уличных тренажеров для скалолазания, уличные скалодромы, как приспособленные спортивные сооружения.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p156-160
HISTORICAL ASPECTS OF OUTDOOR CLIMBING WALLS AS ADAPTED SPORTS
FACILITIES
Tatiana Evgenyevna Koval, the candidate of geological and mineralogical sciences, senior lecturer, Kristina Vitalievna Bulavchenko, the senior teacher, Lyubov Sergeevna Rozanova, the
senior lecturer, Olga Igorevna Rozanova, the senior teacher, Saint Petersburg State University
Abstract
The article considers the design features of the first sports facilities for rock climbing, it describes the basic characteristics of outdoor climbing walls, and defines the basic conditions for their successful operation. The analysis of the state of adapted sports facilities for rock climbing for reliable conclusions on the assessment of the effectiveness of their use is carried out. The results of the experimental part of the work obtained during the operation of the street St. Petersburg climbing wall "Svetlana" are presented, the architectural and planning features of the adapted sports facility are considered.
Keyword: street simulators for sports climbing, architectural and planning features of street simulators for climbing, street climbing walls as adapted sports facilities.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивные сооружения, как элемент социально-культурной инфраструктуры, вносят крупнейший вклад в дальнейшее развитие архитектуры городов, в историческое наследие развития вида спорта, являются составным элементом при проведении и организации соревнований, включая ретро-турниры.
Спортивное скалолазание в 2017 году было включено МОК в олимпийскую программу летней олимпиады в Токио-2020 [1].
Все виды соревнований по спортивному скалолазанию в настоящий момент проходят на спортивных объектах в закрытых помещениях и соответствуют требованиям к специально построенным спортивным сооружениям. Специально построенные спортивные сооружения это сооружения, построенные по специально разработанному архитектурному проекту, согласно строительным нормам, на специально отведенном земельном участке.
Цель данной статьи раскрыть исторические аспекты использования приспособленных сооружений в качестве тренажёров по скалолазанию, максимально приближенных для решения задач по подготовке спортсменов-скалолазов (на примере истории популярного уличного Санкт-Петербургского скалодрома «Светлана»).
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методами исследования были выбраны: анализ литературных источников, анализ протоколов спортивных турниров по скалолазанию низовых организаций 2018, 2019, 2020 годов, неструктурированный опрос, экспертный анализ специалистов.
В 1966 году в ЕВСК были включены нормативы III, II и I разрядов по скалолазанию, а 1969 года - высшие разряды по скалолазанию - КМС и МС, что послужило мощным толчком к развитию спортивного скалолазания как самостоятельного вида спорта.
Первоначально тренировки и соревнования по скалолазанию проходили только на естественном рельефе. В процессе развития скалолазания возникла прямая необходимость в проведении учебно-тренировочных занятий на объектах, максимально приспособленных для решения задач связанных с повышением уровня лазания.
Одними из объектов, на которых готовилась сборная г. Ленинграда по скалолазанию, были: неоштукатуренные стены из красного крупномерного кирпича с зазубринами на торцах здания «Же де Пом» Санкт-Петербургского государственного университета; стена цокольного этажа лабораторного корпуса научно-производственного объединения «Светлана», облицованная необработанными гранитным камнями
(https://www.citywalls.ru/house9668.html).
В период становления нового вида спорта при проведении соревнований, включая чемпионаты ССР по скалолазанию, основное внимание было сосредоточено на классификации скальных маршрутов на естественном рельефе. Потребность в классификации искусственных объектов, на которых тренировались скалолазы, не возникало.
Развитие строительства спортивных сооружений - скалодромов в закрытых помещениях, потребовало проводить их классификацию, как спортивных объектов; предъявлять требования по паспортизации спортивных объектов [1].
В настоящее время требования к открытым скалодромам устанавливаются сводом правил по проектированию и строительству СП 31-115-2008 "Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 4. Экстремальные виды спорта" (Ы1р://с-Г-r.ru/press/history/history87-90/).
Появление сертифицированных коммерческих скалодромов и новых спортивных современных сооружений по скалолазанию вынудило большую часть спортсменов-скалолазов, особенно низкой квалификации, оплачивать свои тренировочные занятия по спортивному скалолазанию.
В то же время многие альпинистские клубы продолжили тренироваться, включая в тренировочные планы занятия на уличных некоммерческих скалодромах, несмотря на отсутствие паспортов спортивных объектов, и официальных документов, подтверждающих безопасность по эксплуатации неприспособленных спортивных сооружений.
Именно это потребовало в настоящее время провести ряд действий по классификации уличного объекта скалодрома «Светлана» и его паспортизации. Так по архитектурно-планировочным особенностям. уличный скалодром был отнесён к приспособленному спортивному сооружению на открытом воздухе, т.к. приспособленным спортивным сооружением называется сооружение, построенное при несоблюдении строительных норм по спортивным сооружениям, и которое переоборудовано под спортивное сооружение [1].
Скалодром представляет собой внешнюю стену цоколя здания, облицованного гранитным необработанным камнем, суммарной длиной более 100 метров и высотой от 2,5метров до 4,2 метров. К цокольному этажу Лабораторного корпуса примыкает кирпичное здание, нижняя часть которого, длиной более 100метров, также используется для тренировок.
В период сбора документов, необходимых для классификации уличного скалодро-ма, был собран уникальный исторический материал по становлению скалолазания в Ленинграде и в СССР, по месту расположения легендарного скалодрома, по архитектурным особенностям.
Так в феврале 1840 года на месте современного перекрёстка проспекта Мориса То -реза и Светлановского проспекта, где расположено Центральное здания лабораторного корпуса ПАО «Светлана» с уличным скалодромом, состоялась знаменитая дуэль М. Ю. Лермонтова с Эрнестом де Барантом, сыном французского посла. Имя «Светлана», входящее в название уличного скалодрома, является аббревиатурой «СВЕТовые ЛАмпы Накаливания», и связано с развитием российского холдинга, занимавшегося разработкой и выпуском мощных электровакуумных приборов и изделий микроэлектроники 50-90 годов двадцатого столетия. Фигура летящей женщины на центральной стене фасада уличного скалодрома - это бронзовая скульптура «Полет Электроники», символизирующая развивающуюся науку, воплощавшая ощущение длительного, вечного движения, ассоциирующаяся с импульсными вспышками на экранах лучевых осциллографов. А историческая популярность скалодрома «Светлана» связана с достаточно близким расположением НПО «Светлана» к спортивному корпусу Ленинградского Политехнического института, где тренировались сильнейшие спортсмены-скалолазы периода развитого социализма.
Анализ причин привлекательности и эффективности занятий в настоящий момент показал следующее. Для выполнения отделочных работ цоколя были выбраны гранитные
камни, сохранявшие естественные формы, приближая скалодром к естественному скальному рельефу. Само крепление облицовочных камней было надежно и безопасно, причем их можно было использовать для лазания в любое время года. Проведенная классификация маршрутов, варьируемая от 10 до 40 трасс с категорией сложности от «5А» до «6С», позволяла подбирать обоснованную специальную тренировочную нагрузку в процессе тренировочных занятий.
В период с марта 2019 до конца августа 2020 года среди спортсменов-скалолазов, занимающихся на скалодроме «Светлана», был проведён неструктурированный опрос для оценки правильности проведенной классификации уличного скалодрома и эффективности его использования. В опросе приняли участие более 50 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе проведенной работы были получены и обобщены исторические данные, связанные с историческими фактами развития скалолазания Ленинграде и Санкт-Петербурге, а также историческими фактами классифицирования уличных скалодромов. Были проанализированы тренировочные планы спортсменов
(https://www.citywalls.ru/house9668.html) и эффективность занятий на неприспособленных уличных скалодромах, оборудованных элементами естественного рельефа.
Результаты проведенного неструктурированного опроса спортсменов, занимающихся на спортивном уличном объекте - скалодроме «Светлана», показали следующее.
100 % респондентов отметили пользу от занятий на свежем воздухе. Все респонденты согласились с тем, что занятия на уличном скалодроме позволяют совместить аэробные и силовые нагрузки. Также было установлено, что тренировки по скалолазанию на открытом воздухе на объекте, приспособленном для лазания, явиляются эффективным видом тренировок, позволяющим быстро избавиться от лишнего веса, поддержать отличную спортивную форму. Респонденты подтвердили, что уличный скалодром «Светлана» помогает занимающимся повысить иммунитет и сопротивляемость организма к различным заболеваниям, выработать устойчивость к стрессам и избавиться от депрессии. В анкетах было зафиксировано, что после каждого занятия спортсмены получали заряд бодрости и позитивного настроения.
Респонденты, имеющие квалификацию выше II спортивного разряда по альпинизму, отметили высокую вариативность маршрутов уличного скалодрома «Светлана» и максимальную приближенность их к маршрутам на естественном рельефе. А это позволяет спортсменам высокой квалификации успешно тренироваться, находясь в городской среде.
При оценке скалодрома, как исторического спортивного объекта, с точки зрения уровня безопасности при организации и проведении занятий, 98% участников опроса поставили оценку «отлично».
ВЫВОДЫ
Проведенный исторический анализ литературных источников по спортивному скалолазанию и результаты неструктурированного опроса позволили раскрыть исторические аспекты использования приспособленных сооружений для скалолазания, на примере уличного Санкт-Петербургского скалодрома «Светлана», в качестве тренажёров, максимально приближенных для решения задач по подготовке спортсменов-скалолазов, а также оценить эффективность использования уличных скалодромов с элементами естественного рельефа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коваль Т.Е, Ярчиковская Л.В. Спортивное скалолазание: от соревнований по элементарному лазанью по скалам до олимпийских игр / Т.Е. Коваль, Л.В. // Ярчиковская Теория и практика физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. - С. 61-62.
11REFERENCES
1. Koval, T.E., Yarchikovskaya, L.V. (2016), "Sport climbing: From elementary rock climbing competitions to Olympic Games", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 61-62.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.04.2021
УДК 796.42:378
БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В БЕГОВЫХ ВИДАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Оксана Геннадьевна Ковальчук, старший преподаватель, Лидия Геннадьевна Костикова, старший преподаватель, Татьяна Юрьевна Белова, старший преподаватель,
Петр Александрович Скрипников, старший преподаватель, Омский государственный
технический университет
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема подготовки студентов Омского государственного технического университета на занятиях легкой атлетики в течение учебного года. Авторская блочная технология построения академических занятий в беговых видах легкой атлетики разработана с учетом профессиональной направленности, отдающая предпочтение развитию скоростно-силовых качеств. Цель нашего исследования - выявление эффективности блочной системы подготовки студентов вуза на академических занятиях легкой атлетики с учетом уровня развития скоростно-силовых качеств. Статья посвящена использованию блоковой системы трех типов: подготовительный, формирующий, реализационный блоки, представленные модулями, и последовательная их смена в каждом семестре. Годичный цикл включает в себя два цикла подготовки на академических занятиях первого и второго семестрах. Особое внимание уделено подготовке студентов-легкоатлетов в формирующем блоке, где нагрузка определяется с учетом уровня скоростно-силовой подготовленности студентов. В статье анализируется уровень физической подготовленности студентов на занятиях традиционной методикой. Автор приходит к выводу, что в учебном процессе при подготовке студентов в беговых видах легкой атлетики необходимо уделять внимание скорост-но-силовой подготовке, влияющей на формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах бега, обеспечивающей целенаправленное и ускоренное совершенствование способности ведущих мышечных групп к выполнению беговой работы. Низкий уровень развития скоростно-силовой подготовленности ограничивает скоростно-силовые возможности студентов-легкоатлетов при преодолении различных участков дистанции в беговых видах. Автором предложена определенная направленность занятий на развитие компонентов модулей трех блоков в период учебного года, соотношение учебной нагрузки на развитие компонентов (модулей) в блоках подготовки. Результаты могут быть использованы в учебном процессе для студентов, выбравших направление легкая атлетика.
Ключевые слова: студенты-легкоатлеты, физическая подготовленность, академические занятия, легкая атлетика, блочная технология, модули, компоненты модулей.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p160-166
BLOCK TECHNOLOGY OF TRAINING STUDENTS OF THE TECHNICAL UNIVERSITY IN RUNNING ATHLETICS
Oksana Gennadievna Kovalchuk, the senior teacher, Lidia Gennadyevna Kostikova, the senior teacher, Tatiana Yurievna Belova, the senior teacher, Petr Aleksandrovich Skripnikov, the
senior teacher, Omsk State Technical University
Abstract
This article examines the problem of training students of the Omsk State Technical University in the athletics classes during the academic year. The author's block technology of building up the academic