Научная статья на тему 'Исторические аспекты становления коррекционной педагогики: традиции и перспективы в работе с детьми с проблемами в развитии'

Исторические аспекты становления коррекционной педагогики: традиции и перспективы в работе с детьми с проблемами в развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1684
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мирошниченко С. С.

Коррекционная педагогика – это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих неярко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении, имеющая своей целью оказание помощи таким детям в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум. Развитие системы коррекционного образования стало важнейшим условием зарождения и формирования как самостоятельной дисциплины, ставящей своей основной задачей помощь в реализации программ успешной социализации и адаптации детей с проблемами в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мирошниченко С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты становления коррекционной педагогики: традиции и перспективы в работе с детьми с проблемами в развитии»

тимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключаются основные подходы в профориентации старшеклассников.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни: учеб. пособ. / К.А. Абуль-ханова-Славская. - М.: Наука, 2003. - 376 с.

2. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: дисс. ... канд. психол. наук / О.Е. Байтингер. - СПб., 2006. - 117 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательство Московского психолого-социального института. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003 - 480 с. -Серия «Библиотека психолога».

4. Кон И.С. Психология старшеклассника: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2004. - 207 с.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 256 с.

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

© Мирошниченко С.С.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Коррекционная педагогика - это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих неярко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении, имеющая своей целью оказание помощи таким детям в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум. Развитие системы коррекци-онного образования стало важнейшим условием зарождения и формирования как самостоятельной дисциплины, ставящей своей основной задачей помощь в реализации программ успешной социализации и адаптации детей с проблемами в развитии.

Система образования сегодняшнего дня переживает ощутимые изменения в результате правительственных реформ, а также под влиянием ры-

* Старший преподаватель, кандидат психологических наук.

ночной экономики и важным становятся ценности социального принятия и интеграции.

По статистике в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет 5 % детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30 %), неврологические (20 %), поражения органов слуха и зрения (18 %). Основные положения обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями коррекционная педагогика разрабатываются в соответствии с общепедагогическим принципами, а также разрабатывает специфические пути реализации данных принципов, средства и приемы коррекционной педагогики и делает ее самостоятельной наукой. История становления и развития коррекционной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания непродолжительна можно отнести ко 2-й половине 20 века. Ранее существовало понятие «дефектология», который впоследствии был заменен на «коррекционную педагогику». Коррекционная педагогика - это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих неярко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении, имеющая своей целью оказание помощи таким детям в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

История специальной психологии является частью человеческой культуры. Отдельные этапы ее развития отражены в исследованиях, раскрывающих становление специальной педагогики, так как развитие системы коррекционного образования стало важнейшим условием зарождения и формирования специальной психологии как самостоятельной дисциплины. Люди с подобными нарушениями жили в человеческом обществе всегда и не могли не обращать на себя внимание окружающих. Наблюдая за поведением лиц, имеющими нарушения, люди пытались дать объяснение причинам, вызывавшие их. Характер обыденных представлений о причинах отклонений в психической деятельности определял отношение людей к их носителям. И насколько противоречивыми были такие представления. Настолько неоднозначно в обществе проявлялось отношение к инвалидам.

Развитие в начале 20 века системы многосторонней помощи инвалидам с целью включения их в жизнь общества ясно показало, что состояние обыденного сознания может выступать как негативным фактором, так и позитивным фактором реабилитационного процесса. Обыденное сознание было достаточно долго источником знаний о психических аномалиях. Другой формой общественного сознания было сознание религиозное, что представляло собой определенную систему убеждений, основанных на вере. Когда религиозное сознание трактует психическую аномалию как особый вид бла-женности, лица с отклонениями становятся объектами заботы и презрения.

Первые научные представления начали формироваться в Европе в 18 столетии под влиянием гуманистических и просветительских идей в процессе

систематического обучения и воспитания детей с нарушениями развития. Немаловажным остается на тот момент преимущественное развитие медицины как науки, которое способствовало отграничению умственной отсталости как стойкого состояния недоразвития от психических заболеваний, впервые произведенного французским психиатром Ж. Эскиролем. Положенные в основу обучения в основном интуитивные представления об особенностях психического развития детей с отклонениями и о потенциальных возможностях в педагогическом процессе постепенно усложнялись, обогащались и дифференцировались. Но полученные практическим путем психологические знания представляли собой исключительно побочный продукт педагогической деятельности, оставаясь на долгое время только ее внутренним компонентом. По мере накопления исследовательского опыта эти знания кристаллизовались в учебных программах, учебниках, методических материалах. И поэтому период с 18 в. до к. 19 столетия можно рассматривать как особый этап в развитии специальной психологии, характеризующийся ее «включением» в коррекционно-педагогический процесс. Это этап, на котором она еще не выделилась в самостоятельную форму познавательной деятельности со своими предметом и методами. Формированию специальной психологии как самостоятельной дисциплины способствовало развитие экспериментальной психологии во 2-й половине 19 века и прикладные отрасли психологии. На становление специальной психологии как самостоятельной науки оказали сильное влияние педагогическая психология и медицинская психология, так как первыми практическими сферами, использующими психологическое знание были клиника и школы, а дефектология занимала промежуточное положение между этими двумя областями.

В начале 20 века клинический аспект исследования в специальной психологии, обозначаемый терминологией «патологическая психология», доминировал. И первыми специалистами данной области были врачи-психоневрологи. В сферу специальной психологии постепенно внедряются экспериментальные методы исследования, продуктивно заимствуются техники наблюдения и качественного анализа полученного материала из клинической практики, а также предмет данной дисциплины совпадает с предметом медицинской психологии.

Бурное развитие специальной психологии в начале 20 века тесно связано с особенностями культурного контекста европейской истории данного периода. Особенностью этой связи проявляется в интересе феномена детства, которое трактовалось строго в узкобиологическом русле. И именно в этот период создаются яркие известные работы по детской психологии, шокирующие исследования известного психоаналитика З. Фрейда, посвященные теме детской сексуальности. Ярким примером повышенного интереса к детской тематике стало появление новой науки - педологии, оказавшей сильное влияние на специальную психологию. Изучению развития ребенка

в условиях патологи и посвящен раздел педологии - патопедология, составной частью которой была специальная психология. Из педологии пришли следующие принципы: принцип динамического, сравнительного и системно-комплексного анализа. На данном этапе становления специальной психологии ведущей стала генетическая идея. Патологическая модель развития рассматривалась в педологии как важный компонент знаний об общих закономерностях нормального процесса формирования детской психики.

Далее, в начале 20 столетия в рамках специальной психологии происходит внутренняя дифференциация, начинают складываться такие отрасли, как сурдопсихология, олигофренопсихология и тифлопсихология.

В конце 19 - начале 20 века система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии приобретают широкую известность как в европейских странах, так и в России. Открываются новые, приюты, санатории, школы. Клинико-биологический подход активно начинает дополняться социально-педагогическим. Именно в этот период появляются известнейшие научные труды, посвященные различным проблемам специальной психологии, таких авторов, как В.П. Кащенко, А.В. Владмирский, П.И. Ковалевский и др. В 1915 г. Был опубликован фундаментальный труд Г.Я. Трошина «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей». Важную роль для развития специальной психологии сыграл В.М. Бехтерев, создавший в одном из подразделений руководимой им Психоневрологической академии специальную лабораторию по изучению психики детей с отклонениями в развитии. Вместе с тем специальной психологии принадлежит особая роль в становлении такой отрасли как психодиагностика. Известно, что первые тестовые методики были созданы именно в рамках специальной психологии, которые были предназначены для дифференциальной диагностики в системе отбора детей в коррекционные учреждения.

В развитии специальной психологии в дореволюционный период принимали участие такие лидеры психологической науки, как А.Ф. Лазурский, М.С. Бернштейн, М.Я. Басов, А.П. Нечаев, М.О. Гуревич и др. Однако до середины 20-х гг. в связи со сложной политико-экономической ситуацией, сложившейся в результате революции и гражданской войны. Постепенно к сер. 20-х гг. научно-исследовательские работы начинают возобновляться в учреждениях Москвы: Академии социального воспитания, педагогической институте детской дефектологии, Центральном педологическом институте, Государственном медико-психологическом институте Наркомздравоохране-нии, лаборатории экспериментальной психологии и детской психоневрологии при Неврологическом институте первого МГУ и др., в Ленинграде: в Психоневрологической академии, Институте мозга В.М. Бехтерева и в Ленинградском педагогическом институте. В стране были созданы городские и районные педологические кабинеты, представляющие собой прообраз государственной психологической службы в области аномального детства. Во-

просами организации учебной и научно-исследовательской работы занимались 2 крупных наркомата - просвещения и здравоохранения. Центральным учреждением, которое координировало все изыскания в области специальной психологии, являлся Экспериментально-дефектологический институт, созданный в 1919 г.

Особое место в становлении специальной психологии занимает Л.С. Выготский. На основании опыта своих предшественников он придал специальной психологии характер сформированной науки с собственным предметом, методами, задачами и принципами. Центральной задачей Л.С. Выготского было создание новой теории развития психики, которая была реализована, завершившись сознанием концепции культурно-исторического развития, формирования высших психический функций, смыслового и системного строения сознания и т.д. Результаты клинико-психологических исследований Л.С. Выготского составили основу созданной им культурно-исторической теории развития психики. А выше упомянутая теория явилась основой для отечественной специальной психологии, что позволило сформулировать важнейшие положения специальной психологии на многие 10-тиле-тия, определившие направления как теоретических, так и экспериментальных исследований.

Научная деятельность Л.С. Выготского пришлась на вторую половину 20-х - первую половину 30-х гг. Если середина 20-х гг. характеризовалась интенсивным развитием науки, то к н. 30-х гг. положение меняется. Усложнение социально-политической ситуации в стране приводит к запрещению целых научных направлений. В связи с этим работы Л.С. Выгосткого станут доступными широкому кругу читателей лишь через 20 лет - к середине 50-х гг.

В специальной психологии одновременно доминировали несовместимые друг с другом биологические и социологические воззрения. Это и тормозило ее развитие, но и одновременно требовало психологических исследования в узком клинико-психологическом плане. Таким образом. Сфера обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии, была той область, где российская психологическая наука могла существовать в течение многих лет. И поэтому специальная психология в отличие от других областей пострадала в наименьшей степени от идеологического пресса.

Определенный рост психологической науки, и преимущественно в сфере специальной психологии, отмечается и в период Великой Отечественной войны и после нее. Увеличение числа инвалидов остро поставило вопрос об их социально-психологической и трудовой адаптации. Данными вопросами реабилитации занимались многие отечественные психологи, среди них: А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.С. Мерлин, С.Я. Рубинштейн и др.

Со 2-й половины 50-х гг. начинается возрождение психологической науки в СССР. Происходит легализация трудов Л.С. Выготского, как было упо-

мянуто выше, и свое дальнейшее развитие получает специальная психология, ориентированная на практику обучения детей с психическим отклонениями, которая учитывала специфику развития познавательных процессов - восприятие, память, внимание, речь. Данный подход далее начал дополняться исследованиями в эмоционально-волевой сфере, изучением личности, самосознания, межличностных отношений в условиях разных форм отклонений от нормального развития. По мере развития практики становилось очевидным, что чес раньше начинается коррекционное воздействие, тем выше его эффективность. Именно поэтому в объект специальной психологии стали включаться дети дошкольного и преддошкольного возрастов. Таким образом, данные специальные психологические исследования выступили одним из факторов формирования дошкольной коррекционной педагогики.

В середине 60-х гг. тема компенсаторных механизмов, анализируемых на физиологическом уровне, постепенно сменилась на проблему социальной адаптации и реабилитации инвалидов в широком аспекте: получение дальнейшего образования, профессиональное и личностное самоопределение.

Со временем трансформации подвергается предмет разных разделов специальной психологии. От изучения выраженных форм патологии акцент изучения смещается в сторону резидуальных характеристик - остаточных явлений после перенесенных болезней (по Блейхеру). Так, например, первоначально объектом сурдопсихологии и тифлопсихологии были лишь глухие и слепые, по мере развития этих наук он стал включать в себя слабослышащих и слабовидящих лиц. Помимо внутренней модификации в рамках отраслей специальной психологии можно наблюдать также формирование ее новых направлений, таких как психология детей с задержкой психического развития, психология лиц с патологией опорно-двигательного аппарата, формируются основы логопсихологии, психологии детей, выросших в условиях материнской депривации, реабилитационной психологии. Одновременно практика обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии свидетельствует об изменении в составе учащихся в коррекционно-вос-питательных учреждений. Основная особенность этих перемен заключалась в усложнении структуры психических расстройств, проявляющемся в комбинированном сочетании различных аномалий, которые не сводятся к простой сумме патологических элементов. Наиболее часто встречаются в тот период времени нарушения интеллектуального развития с одновременной патологией зрения или слуха, расстройство опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственным недоразвитием и т.д. Появление подобных форм сочетанной патологии остро ставит вопрос о специфике обучения и воспитания данного контингента детей, что, безусловно, стимулирует проведения исследования своеобразия их психического развития. Таким образом, закладываются новые основы новых разделов специальной психологии, возникающих на стыке традиционных.

Независимо от своеобразия предмета той или иной отрасли специальной психологии, внутри каждой из них можно выделить несколько направлений исследовательской работы.

1. Педагогическое, которое рассматривается с позиции обучения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии.

2. Клинико-психологическое направление с сопоставлением полученных психологических данных с особенностями основного нарушения, его глубиной и этиологией. Социально-психологическое, предметом которого является характер межличностных отношений ребенка с отклонениями в развитии, процесса общения и группового взаимодействия. В последнее 10-летие особенно актуальной становится проблема интегрированного обучения детей с отклонениями, основанного на реабилитационно-ориентированных исследованиях, сочетающие в себе все 3 упомянутые сферы.

3. Интегрированное направление. Интегрированное обучение с учетом фактора семейного воспитания детей-инвалидов. Содержанием этого направления является оказание квалифицированной психологической помощи родителям и учителям детей с проблемами в развитии.

Анализ истории развития специальной психологии в нашей стране показывает, что специальная психология представляет собой сложно дифференцированную и динамично развивающуюся область психологической науки.

На сегодняшний день основным и самой актуальной задачей коррекци-онной педагогики является создание таких условий в общеобразовательных учреждениях, при которых дети (дошкольники, школьники, подростки) имели бы возможность полноценно развиваться, самореализации и усваивать успешно общеобразовательную программу, социальные навыки при взаимодействии со сверстниками.

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ - новое перспективное стратегическое направление образовательной политики, в значительной степени затрагивающее основы образования. Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное обучение требует перестройки образования на всех уровнях. И в первую очередь, определенный ряд требований по отношению к педагогу - учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия; по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное обучение детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его

психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью.

Поэтому важно на этапе проектирования необходимо рассмотреть и оценить противоречия и ограничения этого процесса, риски и ресурсы, чтобы заложить основы по-настоящему действенного инклюзивного обучения и успешной реализации данного направления в системе образования.

Список литературы:

1. Александер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. - М., 1995.

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб., 2003.

3. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен и до середины 20 века. - М., 1995.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994.

5. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. - Л., 1974.

6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993.

7. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.