Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НАЧАЛЬНИК ОТРЯДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шахурдин Артем Владимирович

В советский период основным средством исправления осужденных считался труд. Обязанность трудиться возлагалась на всех осужденных без исключения, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях. Несмотря повсеместное применение данного средства исправления, повторная преступность среди осужденных оставалась на высоком уровне. Однако законодатель заметил, что при соблюдении необходимых условий и факторов организации воспитательного воздействия на осужденных риск совершения повторных преступлений значительно снижается. Следует заметить, что воспитательная работа с осужденными во многом претерпела существенные видоизменения, тем не менее по своей сути она и по сей день выполняет все те же функции, заложенные еще на предыдущих этапах своего исторического развития. Понимание специфики становления воспитательной работы с осужденными позволит организовывать и реализовывать воспитательную работу наиболее эффективно, ориентируясь на необходимость последующей ресоциализации лиц, отбывающих уголовные наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шахурдин Артем Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN PRISON DURING THE SOVIET PERIOD

In the Soviet period, labor is the main means of correcting convicts. The obligation to work was assigned to all those discussed without exception serving sentences in forced labor camps. Despite the widespread use of this remedy, reoffending among convicts remained at a high level. However, the legislator noted that if the necessary conditions are met and the actual organization of educational influence on convicts, the risk of committing secondary crimes is significantly reduced. It should be noted that educational work with convicts has largely undergone significant modifications, nevertheless, in its essence, it still performs all the same functions laid down at an early stage of its historical development. Understanding the specifics of the formation of educational work with convicts will allow organizing and implementing educational work most effectively, focusing on the need for subsequent resocialization of persons serving criminal sentences.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

УДК 37.013

А. В. Шахурдин

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В советский период основным средством исправления осужденных считался труд. Обязанность трудиться возлагалась на всех осужденных без исключения, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях. Несмотря повсеместное применение данного средства исправления, повторная преступность среди осужденных оставалась на высоком уровне.

Однако законодатель заметил, что при соблюдении необходимых условий и факторов организации воспитательного воздействия на осужденных риск совершения повторных преступлений значительно снижается. Следует заметить, что воспитательная работа с осужденными во многом претерпела существенные видоизменения, тем не менее по своей сути она и по сей день выполняет все те же функции, заложенные еще на предыдущих этапах своего исторического развития. Понимание специфики становления воспитательной работы с осужденными позволит организовывать и реализовывать воспитательную работу наиболее эффективно, ориентируясь на необходимость последующей ресоциализации лиц, отбывающих уголовные наказаний.

Ключевые слова: исправительно-трудовые учреждения; воспитательная работа; начальник отряда.

Для цитирования: Шахурдин А. В. Исторические аспекты развития воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы в советский период // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 2 (18). С. 28-33.

A. V. Shahurdin

HISTORICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN PRISON DURING THE SOVIET PERIOD

In the Soviet period, labor is the main means of correcting convicts. The obligation to work was assigned to all those discussed without exception serving sentences in forced labor camps. Despite the widespread use of this remedy, reoffending among convicts remained at a high level.

© А. В. Шахурдин, 2022 © A. V. Shahurdin, 2022

However, the legislator noted that if the necessary conditions are met and the actual organization of educational influence on convicts, the risk of committing secondary crimes is significantly reduced. It should be noted that educational work with convicts has largely undergone significant modifications, nevertheless, in its essence, it still performs all the same functions laid down at an early stage of its historical development. Understanding the specifics of the formation of educational work with convicts will allow organizing and implementing educational work most effectively, focusing on the need for subsequent resocialization of persons serving criminal sentences.

Keywords: forced labor institutions; educational work; head of the detachment.

For citation: Shahurdin A. V. Historical aspects of the development of educational work with convicts in prison during the Soviet period. Teoriya i praktika sociogu-manitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 2 (18), p. 28-33.

В настоящее время система исполнения уголовных наказаний находится на этапе реформирования, при этом определяя ведущими целями гуманизацию и ре-социализацию осужденных. Очевидно, что развитие любой системы предполагает изучение и анализ накопленного в течение длительного периода времени тео-ритического и практического опыта. В качестве такого опыта, имеющего положительные результаты, можно рассматривать организацию воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы в советский период. 29 июня 1922 г. Народный комиссариат юстиции, подводя итоги работы всех исправительно-трудовых учреждений, издал специальный циркуляр, регламентирующий деятельностью учреждений по воспитательной работе с осужденными [4]. В этот период времени администрация учреждений стала активно использовать различные формы и методы воспитательного воздействия на работе в общежитиях, на производственных участках, в учебных заведениях. К основным сред-

ствам исправления осужденных тогда относили режим, учебный процесс, культурно-просветительскую и воспитательную работу, однако акцент делали на трудовую занятость осужденных, в связи с необходимостью восстановления социально-экономического потенциала государства. Обязанность трудиться возлагалась на всех без исключения осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях. Несмотря на повсеместное применение данного средства исправления, повторная преступность среди осужденных оставалась на высоком уровне. В Советском Союзе основным средством перевоспитания лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, считался труд. Осужденные с раннего утра и до позднего вечера трудились на производственных участках. В основном труд был тяжелый и изнурительный. Но помимо трудовой деятельности в исправительно-трудовых учреждениях создавались такие условия, которые во многом способствовали ресоци-ализации лиц, отбывающих наказание в

местах лишения свободы. Своими силами осужденные устраивали концерты в клубе при учреждении, занимались самовоспитанием путем чтения художественной литературы, газет и стенной печати.

С разгулом преступного мира в лагерях необходимо было реорганизовать работу исправительно-трудовых лагерей. Для полного и всестороннего изучения личности осужденного и получения желаемого результата в исправлении заключенных в 1924 году был принят исправительно-трудовой кодекс РСФСР [2]. Как отмечают В. И. Силенков и В. В. Ка-роян, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР советские ученые-

пенитенциаристы, изучив различные пробелы в законодательстве по исполнению наказания в виде лишения свободы, смогли решить множество вопросов, касающихся исправления осужденных [6, с. 17]. Кроме воспитательной работы с заключенными, Исправительно-трудовой кодекс регламентировал режим, учебный процесс и культурно-просветительскую работу в местах лишения свободы. По мнению П. И. Стучки, для полного и всестороннего исправления заключенных, помимо режимных мероприятий, необходимо организовать работу профсоюзов и других представителей общественности.

Спустя год, после принятия Исправительно-трудового кодекса РСФСР, Главным управлением местами заключения Народного комиссариата РСФСР была регламентирована последовательность действий по изучению личности осужденного в местах лишения свободы. Данный документ состоял из четырех основных позиций: по прибытии заключенного в учреждение составлялся опросный лист

(установочные данные заключенного); личная карточка в карантине; индивидуальный листок первичного обследования (53 позиции), предусматривавший формулирование вывода о желательных мерах исправительно-трудового воздействия — школьного обучения, общественно-политического воспитания, профессионального обучения; индивидуальный листок повторного обследования через три месяца (26 позиций), позволявший сделать вывод об изменении в поведении личности или отсутствии такового. Индивидуальный листок подвергался дополнению по мере необходимости [7, с. 174].

Для усиления режима и перевоспитания заключенных в конце 1920-х гг. в отношении лиц, придерживающихся уголовных «традиций», органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы, были вынуждены отойти от принципа гуманизма и увеличить карательные функции. Такие карательные функции никак не повлияли на воспитательный процесс в отношении заключенных, относящихся к рабочему классу и крестьянам. В отношении лиц, придерживающихся и активно пропагандирующих уголовные «традиции», применялись такие карательные меры, как ограничение по предоставлению отпусков, ограничивались зачеты рабочих дней и др.

В тот же период в связи с реорганизацией системы мест заключения произошло деление на две подсистемы — исправительно-трудовые лагеря и места заключения народных комиссаров юстиции союзных республик. Целью деления на две такие системы стала воспитательная работа с заключенными по привитию

уважительного отношения к труду, обществу и государству. В основу воспитательной работы входили трудовые соревнования между бригадами, красные уголки, стенная печать, работа клубов и библиотек [4]. Но и на этом реорганизация мест заключения не прекратилась. В 1930-х гг. в основу исправительно-трудовых лагерей легли два объединения — трудовые коллективы и трудовые артели, которые имели свой устав. Для организации воспитательно-трудового процесса начальник учреждения во главе трудового коллектива из числа ударников производства избирал председателя, который отвечал за проведение всех культурно-массовых мероприятий и организацию досуга осужденных. Трудовые артели отличались от трудовых коллективов лишь только своим составом, в основном это были осужденные за контрреволюционную деятельность и особо опасные преступления против порядка управления в СССР. В состав трудовых артелей не принимались лишь только священнослужители. Для заключенных, входящих в трудовые коллективы или трудовые артели, администрация учреждения создавала улучшенные условия для проживания.

Для более эффективной воспитательной работы администрация лагерей из числа осужденных избирала начальника отряда, который помимо воспитательно-просветительской работы занимался организацией бытового устройства. Начальник отряда по согласованию с администрацией из числа осужденных выбирал себе помощников, которые неукоснительно выполняли все поручения руководителя. Таким образом адми-

нистрация исправительно-трудовых лагерей частично делегировала свои полномочия осужденным. Несомненно, такой шаг внес весомый вклад в развитие воспитательного процесса. С усилением карательной политики роль начальника отряда из числа осужденных была реорганизована и в конечном итоге прекратила свое существование [5].

Необходимо отметить тот факт, что в 1930-х гг. в связи с нехваткой кадрового аппарата и низким уровнем культурно-воспитательной работы с арестантами сложно было вообще говорить о каком-либо воспитательном процессе в исправительно-трудовых лагерях. Данных факт был подтвержден после тщательного изучения деятельности всех исправительно-трудовых лагерей в Советском Союзе. Необходимо было выходить из сложившейся ситуации. И только в 1933 г. в исправительно-трудовых лагерях были введены должности начальников культурно-воспитательных отделов, которые непосредственно отвечали за повышение уровня политического воспитания как своих подчиненных, так и осужденных [3].

В этот же период происходит расширение штатов культурно-воспитательных отделов. Накануне Второй мировой войны приказом НКВД СССР полномочия культурно-воспитательных отделов увеличиваются и переходят в подчинение политотделов исправительно-трудовых лагерей [1, с. 91].

В период военного времени администрация исправительно-трудовых учреждений полноценно не занималась воспитательной и культурно-просветительской работой заключенны-

ми, что не могло не отразиться негативно на дальнейшем развитии событий, так как в послевоенное время происходит массовая амнистия из мест лишения свободы. Именно по этой причине большинство арестантов не готовы после частично отбытого наказания встать на путь исправления и более не совершать преступлений. Осужденные, отбыв немалые сроки лишения свободы, оказались брошены на произвол судьбы: многим просто некуда было идти, их никто не ждал, социально полезные связи с родственниками и близкими были полностью или частично утеряны. Таким осужденным ничего не оставалось, кроме как снова встать на путь к совершению преступления.

Таким образом, изначально администрация исправительно-трудовых лагерей в советский период времени в основном

полагалась на исправление осужденных через труд. Но лишь спустя определенное время, поняв, что через один только труд очень сложно добиться исправления осужденных, администрация мест заключения стала полагаться и на другие средства исправления — воспитательную, культурно-просветительскую работу, обучение. Несомненно, воспитательная работа с осужденными с тех пор стала неотъемлемой частью исправления осужденных. С советского периода времени она претерпела множество видоизменений, но в итоге воспитательная работа с осужденными вносит весомый вклад в исправление осужденных к лишению свободы. При проведении воспитательной работы с осужденными в период отбывания наказания во много раз снизился

уровень рецидивной преступности. Литература

1. Беляев, Н. А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. — Ленинград: ЛГУ, 1963.

2. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 16.10.1924 // СУ РСФСР. — 1924. — № 86. — Ст. 870.

3. О лишении свободы, как мера наказания. Временная инструкция: Постановление НКЮ от 23.07.1918 // СУ. — 1918. — № 53. — Ст. 598.

4. Сборник основных приказов, циркуляров и инструкций НКЮ и НКВД РСФСР за 1918-1928 гг. о деятельности мест лишения свободы. — Москва, 1959.

5. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (19171959 гг.). История законодательства / сост. П. М. Лосев, Г. И. Рагулин. — Москва: Госюриздат, 1959.

6. Силенков, В. И, Кароян, В. В. Организация воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями: лекция. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2012.

7. Уголовно-исполнительное право: курс лекций / отв. ред. д-ра юрид. наук, профессор А. А. Толкаченко. — Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2013.

Сведения об авторе

Артем Владимирович Шахурдин: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики. E-mail: artemshakhurdin1986@mail.ru

Information about the author

Artem V. Shakhurdin: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics. E-mail: artemshakhurdin1986@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.