Научная статья на тему 'Исторические аспекты развития идей прогнозирования эффективности профессионального отбора (отечественный и зарубежный опыт)'

Исторические аспекты развития идей прогнозирования эффективности профессионального отбора (отечественный и зарубежный опыт) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
849
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты развития идей прогнозирования эффективности профессионального отбора (отечественный и зарубежный опыт)»

Опись 1.Д.5.Л.38. «Протоколы заседаний 2 уездного учительского съезда и заседаний правления учительского союза» (февраль, апрель, май, июль 1918 г.).

9. ФЛ05.Д.10ЛЛ.350-351. «Условия соглашения делегатов 3-го Минусинского Учительского съезда с отделом по Народному образованию при Минусинском Совдепе».

УДК 79.00:357,24

С. В. Бунин

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА (отечественный и зарубежный опыт)

То, что существует в каком-то количестве и, следовательно, может быть измерено

Э. Торндайк

О профессиональном отборе в общем и психодиагностике в частности молено сказать, что это одновременно и очень древняя и, вместе с тем, очень молодая наука. Одно из самых первых упоминаний об отборе людей на основе испытания мы находим в Библии, где говорится о том, что Бог повелел Гедеону осуществить двухступенчатый отбор воинов в войне Израиля против медиатян.

Ряд психодиагностических наблюдений содержится в народных пословицах и сказках. Если посмотреть на поговорки, например: «Глаза -зеркало души», «У кого что болит, тот о том и говорит» и другие, то видно, что и здесь народ обобщал свой опыт применительно к показателям различных особенностей личности.

Необходимо отметить также некоторые психодиагностические наблюдения в истории философской мысли. Наряду с Аристотелем можно назвать Гиппократа, Демокрита, Галена, которые также оставили целый ряд ценных психодиагностических показателей различных особенностей личности.

В области характерологической диагностики до сих пор интересным является сочинение Теофраста «Описания характеров».

Предыстория профессионального отбора с элементами психологического подхода уходит в глубину веков. Еще в Древнем Египте кандидат в жрецы проходил собеседование, в процессе которого выяснялись его биографические данные, уровень образованности. Также оценивалась внешность и умение вести беседу. Далее следовали проверки умения трудиться, слушать и молчать, испытания огнем, водой, страхом преодоления мрачных подземелий в полном одиночестве. Эти жесткие испытания дополнялись угрозой смерти для тех, кто не был уверен в своих способностях к учению и преодолению всех тягот длительного периода образования.

Платон (427-347 гг. до н.э.), строя утопическую картину идеального общества, писал: «Можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-либо работу соответственно своим природным задаткам». И далее: «Каждый отдельный индивид должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен».

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. Вильгельм Вундт, намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух непересекающихся направлений: естественнонаучного, опирающегося на эксперимент, и культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры. По его теории, естественнонаучные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акты - реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр. По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, США).

Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких как речевые ассоциации.

Американский психолог Джеймс Кеттелл исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы, буквы, слова и т.д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед).

Так на рубеже XX в. в психологии утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые являются предметом дифференциальной психологии, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения. Но дифференциально-психологическое изучение человека не было простым логическим развитием экспериментально-психологического. Оно складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем и индустриальной. Одной из основных причин, обусловивших зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей.

Становление и развитие современного профессионального психологического отбора тесно связано с проблемами психологического изучения различных видов профессиональной деятельности, которые с конца

XIX века и по настоящее время занимают центральное место в прикладных направлениях психологической науки. Обращение к этой теме было обусловлено бурным развитием промышленного производства, когда на одно из первых мест в вопросах организации вновь возникших производственных отношений и новых профессий вышла тема оптимизации функционирования человека в новой среде.

История психодиагностики — это и история появления основных психодиагностических методик, и развитие подходов к их созданшо на основе эволюционирования взглядов о природе и функционировании психического.

В формировании идей профессионально отбора за рубежом практические потребности исследования преобладающих способностей человека также явились импульсом к появлению первых тестов.

Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между организмом и

средой существуют детерминационные отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремится изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.

Известный английский ученый Ф. Гальтон в конце XIX века провел серию испытаний и измерений ряда физических качеств, физиологических возможностей и психических свойств пациентов. Это положило начало отходу от тысячелетней практики испытаний и проверок, основанных на интуиции.

В это же время Дж. Кэттелл увидел в тестах средство измерения, казалось бы, не измеряемых свойств человеческой психики. Он же был первым исследователем, употребившим в психологической литературе термин интеллектуальный тест. Этот термин после статьи Кеттелла «Интеллектуальные тесты и измерения», опубликованной в 1890 г. в журнале «Mind», приобрел широкую известность. В статье Кеттелл писал о том, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованию психологии в точную науку. Вместе с тем он высказал мысль о том, что научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их проведения будут одинаковыми. Так впервые была провозглашена необходимость стандартизации тестов, для того чтобы стало возможным сравнение их результатов, полученных разными исследователями на разных испытуемых.

Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чтобы устранить этот недостаток, Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.

Идея использования тестового метода за рубежом сразу же получила много сторонников, стремившихся связать психологию с запросами практики. Это Г. Мюнстерберг, С. Крепелин и В. Онри (Германия), А. Бине (Франция),

Дж. Гилберт (США) и другие. Прикладной психологии было дано название «психотехника».

Работы зарубежных психотехников того времени в основном были направлены на решение практических задач отбора путем тестового обследования. Наметился ряд подходов к исследованию профессий: аналитический и синтетический, психографический (выявление всех психических качеств, необходимых для конкретной профессии), построение систематики профессий, рассмотрение деятельности профессионала как активной и целенаправленной и другие. В начале XX века профессиональный отбор и профориентация с использованием психологических и психофизиологических тестов широко использовался во Франции, США.

Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом десятилетии XX в., были индивидуальными и позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Использовать их могли лишь специально подготовленные люди, имевшие достаточно высокую психологическую квалификацию.

Эти особенности первых тестов ограничивали их распространение. Практика же требовала диагностировать большие массы людей с целью отбора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а также распределения по разным видам деятельности людей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Поэтому в США в период второй мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний — групповое тестирование. С началом войны на службу было призвано 300 высококвалифицированных психологов, усилиями которых в короткое время были разработаны десятки новых тестов. С их помощью в период с 1940 по 1945 годы прошли обследование около 12 млн. человек.

В последующие годы существенный вклад в развитие технологий профессионального психологического отбора и профориентации внесли зарубежные исследователи Г. Айзенк, Р. Амтхауэр, А. Анастази, Д. Векслер, Р. Кэттелл, Дж. Равен, С. Розенцвейг, Л. Сонди, Ж. Тейлор и другие.

Существующая ныне в вооруженных силах СШ А процедура профотбора направлена, по мнению американских психологов, на решение трех задач:

1) отсев лиц, психологически непригодных к военной службе;

2) распределение личного состава в соответствии с особенностями психики, знаниями и опытом новобранцев по родам войск и специальностям;

3) наиболее рациональное комплектование учебных заведений и боевых экипажей. Цель этих задач - эффективное использование людских ресурсов в вооруженных силах.

Зарождение идей профессионального отбора в царской России на рубеже 19-20 столетия, было обусловлено условиями зарождающегося капитализма,

развитием нетрадиционных форм труда в наиболее сильно развивающихся направлениях промышленности, сельского хозяйства, в железнодорожном деле, а также в авиации. Это подняло со всей остротой вопросы взаимодействия человека и его профессиональной деятельности. Статистика различного рода аварий, катастроф, увечий, несчастных случаев подчеркивала актуальность проблем организации труда, что было совершенно очевидным, а соответствующие задачи решения вопросов стали насущнейшими.

В то время взгляд на проблемы организации труда и в том числе отбора был не однозначным. Так, например, отечественный психолог

A. Ф. Лазурский отрицательно относился к идее отбора людей для различных сфер деятельности, полагая такую задачу негуманной. Психология индивидуальных различий, по его мнению, должна содействовать развитию личности, а не выступать в качестве средства сортировки людей по способностям. Но это было не единственным воззрением на существующую проблему отношений трудовой деятельности и занятого в ней человека.

В работах Н. Духанина, Н. Е. Жуковского, Д. И. Журавского,

B. И. Михайловского, Э. С. Пентки, И. И. Рихтера и Н. А. Романова были проанализированы очевидные факторы, препятствующие развитию производства на железной дороге, в авиации; была показана необходимость внедрения норм охраны труда и самое главное - потребность в подборе и испытании персонала как средства повышения производительности труда в 3-4 раза и предупреждения возможных аварий, несчастных случаев, происходящих по причине использования негодных работников.

Особенностью развития психологии в последней четверти XIX в. было внесение в нее экспериментальных методов исследования. Эта черта характерна и для русской психологии того времени. Обычно в психологии период развития экспериментальных методов определяется работами Вундта и его школы. Между тем изучение истории русской психологии показывает, что и в ней развивались экспериментальные работы, причем шли преимущественно в материалистическом направлении. Этим отечественные исследования по экспериментальной психологии отличались от работ школы Вундта. Как уже говорилось, в этой школе собственно психические явления предлагалось изучать при помощи самонаблюдения, а объективный экспериментальный метод прилагать только к физиологическим и низшим психическим процессам.

В противоположность вундтовской психологии многие экспериментальные исследования в русской психологии проводились под знаком материалистических идей. У истоков этого направления находились два величайших корифея науки - И. М. Сеченов и И. П. Павлов.

В формирование отечественных идей профессионального психологического отбора значительный вклад был сделан советскими

учеными (М. С. Бернштейн, М. Я. Басов, П. П. Блонский, JL С. Выготский, С. Г. Гелерштейн, Н. Д Левитов, А. М. Мандрыко, Г. И. Россолимо, М. Ю. Сыркин, И. Н. Шпильрейн, А. М. Шуберт и другими) в 30-е годы

XX столетия. Ими был выдвинут ряд прогрессивных идей в сфере психодиагностики, профотбора и профориентации.

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета. Были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра

С.С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова А. А. Токарский. Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с врачебной практикой в клинике, а также студенты-медики. Исключение составляла психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе). В отличие от других она была создана на историко-филологическом факультете профессором философии

H. Н. Ланге.

Центральной в экспериментальных исследованиях, проводившихся в психологических лабораториях, была проблема зависимости психики от мозга и от внешнего мира. Исследовательская работа была тесно связана с медицинской практикой и служила целям диагностики психических и нервных заболеваний.

В этих исследованиях изучались объективные признаки тех или иных психических явлений (например, изменение пульса и дыхания как отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий опыта и т.д. Кроме того, во всех экспериментальных лабораториях проводились исследования скорости протекания психических процессов.

В Вооруженных Силах также придавалось большое значение отбору. М. В. Фрунзе, находясь во главе Красной Армии, считал для нее одной из важнейших задач проведение психологических исследований по вопросам отбора личного состава. М. В. Фрунзе говорил: «...момент правильного подхода к распределению призывного контингента между разными родами оружия является для нас во многих случаях решающим. Если мы в морской флот, в специальные войска, в авиацию будем давать такой контингент, который по своей физической структуре, по своей психологии непригоден для несения службы в этих родах оружия, то тем самым мы весьма и весьма ударим по их боевой мощи».

Вместе с тем, этот период (30-е годы) также характеризовался массовым интенсивным и неконтролируемым, и некритичным использованием заимствованных зарубежных тестов и их модификаций, абсолютизация

результатов которых привела к наложению запрета на применение тестов и анкет. Это привело к тому, что произошло резкое сокращение научно-методических исследований в области профессионального отбора, сокращению служб профотбора в стране.

С конца 60-х годов начался второй период в развитии различных аспектов отечественной психологической науки и практическом использовании ее результатов, связанный с именами В. М. Блейхера, Л. Ф. Бурлачука,

В.А. Бодрова, Е. М. Борисовой, Ф. Б. Березина, К. М. Гуревича, Ю. М. Забродина, Б. Д. Карвасарского, Е. А. Климова, Б. В. Кулагина, А. Е. Личко, В. И. Лубовского, В. Д. Небылицына, К. К. Платонова, Е. Т. Соколовой, Л. Н. Собчик и многих других.

Ими было установлено и дано точное определение взаимосвязи методов психодиагностики и профессионального отбора. Возникло новое направление - профессиональная психодиагностика. Под профессиональной психодиагностикой понимаются исследование и оценка свойств индивидуально-профессиональной ориентации и рационального распределения кандидатов по специальностям, совершенствования профессиональной подготовки, решения системы практических вопросов по оптимизации профессиональной деятельности.

За 20 столетие в правоохранительный органах развитых стран профессиональному отбору уделялось самое серьезное внимание.

Особенностями профессионального отбора в правоохранительные органы Великобритании, Германии, Франции и США являются высокий конкурс (10 и более человек на место), комплексное изучение различных свойств и качеств претендентов, последовательность на этапах продвижения по службе (отбор граждан при поступлении на обучение и службу, отбор сотрудников для дальнейшего обучения и перемещения на должности, требующие более высокой квалификации, отбор кандидатов, претендующих на руководящие должности), участие специалистов по профессиональному психологическому отбору. Кроме того, принимаемые на службу в эти структуры, прежде чем занять любую, далее самую низкую должность, обязаны пройти подготовку в одном из специальных ведомственных учебных заведений. Для избытка кандидатов и отбора на полицейскую службу лиц хорошо информированных о ее условиях и осознанно сделавших свой выбор в этих государствах чрезвычайно большое внимание уделяется созданию высокого имиджа правоохранительных органов в обществе.

В большинстве стран Западной Европы проведение профессионального отбора при приеме на службу в государственные структуры является обязательным, а в США процедуры, методы и критерии профессионального психологического отбора определены законодательно.

Рассматривая исторические аспекты развития идей оценки и прогнозирования профессиональной пригодности людей, сформировавшиеся за пос-

леднее столетие, становится очевидным, что их реализация не могла бы обойтись без серьезной теоретической и исследовательской базы психологической науки.

Библиографический список

1. Баумгартен, Ф. Психотехника: исследование пригодности к профессиональному труду / Ф. Баумгартен. - М., 1926.

2. Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. Л.: Медицина. 1984.

3. К истории отечественной авиационной психологии. Документы и материалы / Под редакцией К.К. Платонова. - М. 1981.

4. Общая психодиагностика. Учебное пособие. -М, Издательство Московского университета, 1987.

5. Платон. Соч., т. 3, ч. 1. М.: Мысль. 1971.

6. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», 1936.

7. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. K.M. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. - М.: Изд-во УРАО, 2000.

8. Фрунзе, М.В. Избр. произв./ М. В. Фрунзе, т. 2. - М.: «Воениздат», 1965.

9. Шушкевич, И. Ч., Ефимкин СВ. Профессиональный отбор в правоохранительные органы. // Известия Методического центра профессионального образования и координации научных исследований ГУК и КП МВД России, № 2, 1997.

10. Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989.

11 .Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.