Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / НАСТАВНИК / ГУВЕРНЕР / РЕПЕТИТОР / ТЬЮТЕР / КОУЧ / КУРАТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кленина Л.И., Макаров П.В.

Рассматриваются различные определения понятий «наставничество» и «наставник», их трансформация с течением времени. Выделены условия, когда учитель (педагог) в роли классного руководителя является наставником. В качестве исторических примеров наставников приведены древнегреческие философы Пифагор и Сократ, которые имели свои собственные методы взаимодействия с учениками. Проанализирован опыт наставничества на Руси и в современной России. На примерах рассмотрена роль иностранных гувернеров в России и вопросы образования российской молодежи за границей. Исследованы функции куратора в качестве наставника студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECCT OF MENTORING IN EDUCATION

Various definitions of the concepts of "mentoring" and "mentor" and their transformation overtime are considered. The conditions are highlighted when a teacher (teacher) in the role of a class teacher is a mentor. The ancient Greek philosophers Pythagoras and Socrates, who had their own methods of interacting with students, are given as historical examples of mentors. The experience of mentoring on the ancient Russia and in modern Russia is analyzed. The role of foreign tutors in Russia and the issues of education of Russian youth abroad are considered by examples. The functions of the curator as a mentor of students at the university are investigated.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 37.01

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2023-2-52-58

В

Исторические аспекты наставничества в образовании

Кленина Л.И., Макаров П.В.

Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ»), 111250, Москва, Россия ORCID: http://orcid.org/0009-0000-3446-7723, E-mail: Kleninali@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1535-8385, E-mail: pvmakaroff@gmail.com

Резюме: Рассматриваются различные определения понятий «наставничество»и «наставник», их трансформация с течением времени. Выделены условия, когда учитель (педагог) в роли классного руководителя является наставником. В качестве исторических примеров наставников приведены древнегреческие философы Пифагор и Сократ, которые имели свои собственные методы взаимодействия с учениками. Проанализирован опыт наставничества на Руси и в современной России. На примерах рассмотрена роль иностранных гувернеров в России и вопросы образования российской молодежи за границей. Исследованы функции куратора в качестве наставника студентов в вузе.

Ключевые слова: наставничество, наставник, гувернер, репетитор, тьютер, коуч, куратор.

Для цитирования: Кленина Л.И., Макаров П.В. Исторические аспекты наставничества в образовании // История и педагогика

естествознания. 2023. № 2. С. 52-58.

D0I:10.24412/2226-2296-2023-2-52-58

HISTORICAL ASPECCT OF MENTORING IN EDUCATION

Klenina Lyudmila I., Makarov Peter V.

National Research University "Moscow Power Engineering Institute" (NRU MPEI), 111250, Moscow, Russia ORCID: http://orcid.org/0009-0000-3446-7723, E-mail: Kleninali@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1535-8385, E-mail: pvmakarov@gmail.com

Abstract: Various definitions of the concepts of "mentoring" and "mentor" and their transformation overtime are considered.The conditions are highlighted when a teacher in the role of a class teacher is a mentor. The ancient Greek philosophers Pythagoras and Socrates, who had their own methods of interacting with students, are given as historical examples of mentors. The experience of mentoring on the ancient Russia and in modern Russia is analyzed. The role of foreign tutors in Russia and the issues of education of Russian youth abroad are considered by examples. The functions of the curator as a mentor of students at the university are investigated. Keywords: mentoring, mentor, gouverneur, repetitor, tutor, coach, curator.

For citation: Klenina L.I., Makarov P.V. HISTORICAL ASPECCT OF MENTORING IN EDUCATION. History and Pedagogy of Natural Science.

2023, no. 2, pp. 52-58.

DOI:10.24412/2226-2296-2023-2-52-58

Актуальность исследования определяется тем, что вопросы наставничества и роль наставника в подготовке молодежи к взрослой жизни, трудовой деятельности и военной службе в России снова вышли на повестку дня и получили государственную поддержку. Указом президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. В педагогической литературе имеется много определений понятий «наставничество» и «наставник».

Различные определения понятия «наставничество»

Толковый словарь русского языка за 1938 год определяет наставничество как книжное и устаревшее понятие, которое означает звание или занятие наставника. Здесь же присутствует глагол «наставить (наставлять)» с пояснением «кого-что чему или на что (книжн. устар.) научить, преподать кому-н. что-н. хорошее» [1]. В качестве примеров приведены следующие фразы: «Наставить на путь истинный, наставить на ум, наставить юношу». Таким образом, глагол «наставить» изначально нес ценностную нагрузку, настраивая молодое поколение на добрые дела.

В том же абзаце находятся и слова из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», произнесенные Савельичем своему хозяину Петру Андреевичу, когда он накануне пьянствовал: «Нечего сказать: добру наставил, собачий сын» [1].

Пояснение этих слов далее: «И нужно было нанимать в дядьки басурмана, как будто у барина не стало и своих людей!» [1]. Этими словами А.С. Пушкин свидетельствует, что свою задачу дядька-наставник не выполнил, ведь ни батюшка, ни дедушка Петра Андреевича пьяницами не были.

Ранее, в первой печатной Азбуке Ивана Федорова, наряду с начальными упражнениями, которые позволяют детям научиться читать, имеются поучения-наставления нравственного характера. Они были предназначены как детям (не сотвори насилия убогому), так и родителям (воспитывайте детей в смиренномудрии, кротости и долготерпении) [2].

Новый психолого-педагогический словарь делает упор на педагогику в описании наставничества: «Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера» [3].

Краткий словарь понятий и терминов по социальной педагогике определяет наставничество, как «один из способов организации преемственности поколений непосредственно в условиях производства. Постоянное шефство более подготовленного специалиста над молодым в интересах передачи ему своего профессионального опыта» [4].

Новый словарь методических терминов и понятий дополняет и уточняет предыдущее определение понятия «наставничество» как «форму воспитания и профессиональной подготовки, осуществляемую старшим поколением. С психологической точки зрения наставничество - это доверительное общение двух поколений с целью передачи профессионального опыта и нравственных норм» [5].

Советский энциклопедический словарь конкретизировал, что «наставничество - распространенная в СССР форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и тому подобное передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками». В СССР уделяли большое внимание наставничеству и поощряли наставников. Так, «в 1975 году учрежден почетный знак «Наставник молодежи». В 1981 году учреждено звание «Заслуженный наставник молодежи РСФСР» [6].

Европейский центр развития профессионального образования в своем определении наставничества уже не упоминает о преемственности поколений и о старшем поколении, убирает вопросы воспитания, но зато уточняет, кто может выступать в роли наставника. А именно: наставничество - это «различные формы и способы профориентации и поддержки молодежи или новых членов обучающегося сообщества или организации, оказываемые более опытным лицом, которое выступает для них в качестве ролевой модели, тьютора, наставника или доверенного лица» [7].

Обобщая вышеизложенное, делаем вывод, что наставничество в образовании - это деятельный процесс, способствующий молодежи адаптации в новом для нее коллективе и направленный на формирование личности каждого воспитанника, его социальных и профессиональных компетенций для активной и плодотворной деятельности на благо общества и государства.

Синонимы понятия «наставник»

Синонимы - это слова или словосочетания с полным или частичным их совпадением по смыслу. Хотя слово «наставник» мужского рода, но оно может относиться и к женщинам. Слово «наставница» немного снижает строгость определения, делает его несколько женственным и необязательным. Синонимами слова «наставник» в старину были «гувернер», «домашний учитель» и «дядька» или «бонна». Гувернер (от французского gouverneur, что значит «управляющий») - мужчина или гувернантка - женщина, которые нанимались в семьи дворян и богатых купцов с целью организации домашнего образования. Они обучали иностранным языкам, светским манерам детей до поступления их в гимназию. Обычно это были иностранцы (французы или англичане),они проживали в семьях своих воспитанников.

Например, у А.С. Пушкина в детстве был дядька-воспитатель - дворовый крепостной Н.Т. Козлов (1778 - не ранее 1858).

У М.Ю. Лермонтова с самого рождения была бонна Христина Ремер - немка. Благодаря ей поэт хорошо знал немецкий язык. Эта бонна была женщиной религиозной и довольно строгих правил. Считалось, что ее влияние благотворно действовало на мальчика, она внушила ему чувство любви не только к ближайшим родственникам, но и к крепостным, что жили в Тарханах.

A.И. Герцен в повести «Записки одного молодого человека» писал: «Время, в которое ребенка передают с женских рук в мужские, - эпоха, перелом; с мальчиком это бывает лет в семь, восемь, с девочкой - лет в семнадцать, восемнадцать» [8].

Новый психолого-педагогический словарь определяет наставника как «лицо, осуществляющее индивидуальное или групповое профессиональное обучение непосредственно на рабочем месте (зачастую в ходе выполнения оплачиваемой работы). Теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков» [3].

Герой повести А.И. Герцена после смерти своей няни отмечал: «Теперь приставили ко мне камердинера Ванюшку, которому я обязан первыми основаниями искусства курить табак (заворачивая его в мокрую бумажку, свернутую трубочкой) и богатой фразеологией, в которой хозяином раскинулся русский дух» [8]. Конечно, камердинер, как комнатный слуга в богатом доме, не являлся наставником или воспитателем молодого человека. Но нельзя и отрицать его роль на формирование привычек и даже характера человека, юноши, не имеющего жизненного опыта.

Мы согласны с подборкой определений наставника в статье Т.Н. и Е.Н. Щербаковых: «Наставник - это человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь молодому специалисту приобрести необходимый опыт, достаточный для овладения профессией» [9].

Наставник в системе образования - это «учитель - профессионал высокого класса, знающий образовательную организацию, имеющий опыт педагогической работы и оказывающий помощь молодым специалистам» [9]. Мы бы конкретизировали и дополнили это определение, а именно: наставник оказывает методическую помощь молодым учителям, а также он способствует их адаптации в педагогическом коллективе учебного заведения.

Сам учитель (педагог) в школе является наставником своих учеников, он выполняет функции воспитания и обучения. В.А. Сластенин и его коллеги, рассматривая образование как педагогический процесс, определили, что «воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение -специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности» [10].

B.А. Сластенин и его коллеги считали, что центральным моментом в воспитательном процессе школьников является «воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. <...> Школьная дисциплина готовит ребенка к выполнению социальной деятельности, которую невозможно выполнять без соблюдения дисциплины. <...> Обладая самодисциплиной, школьник защищает себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы. Дисциплинированность. находит свое отражение в понятии культуры поведения. Она включает в себя различные стороны нравственного поведения личности, в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура» [11].

Учитель (педагог) в роли классного руководителя будет подлинным наставником для своих учеников, если он любит и понимает детей, умеет общаться и сотрудничать на педагогической платформе не только с детьми и коллегами, но и с ближайшими родственниками детей или их опекунами. Для этого учитель не только должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, быть в курсе последних новинок в предметной области своей специальности, но и

иметь гуманистическую и идейную убежденность, находить индивидуальный подход к своим воспитанникам,а также и нетерпимо относиться к проявлению нравственных пороков с любой стороны.

Индивидуальный подход к своим ученикам оказывает и репетитор (от лат. гереШог- тот, кто повторяет). Репетитор -это преподаватель, который дает частные уроки, помогает своему ученику освоить какую-то сложную тему, непонятую ему во время занятий в школе. Репетитора нанимают родители или опекуны ребенка чаще всего, чтобы подготовить его к сдаче единого государственного экзамена в школе для поступления в престижный вуз или для подготовки студентов младших курсов к зачетной и экзаменационной сесси-ям.Репетитором может быть школьный учитель, преподаватель вуза или студент. Занятия могут проходить в доме, где живет ученик, или в другом помещении (ученик может приезжать к репетитору на дом). В современных условиях занятия репетитора с учеником или студентом могут проходить дистанционно при помощи стационарного компьютера, ноутбука или смартфона. Занятия с репетитором проводятся индивидуально или в режиме малой группы. Работая индивидуально, репетитор является и наставником своего ученика.

Домашнее образование имеет давнюю историю. Еще в Древней Греции в V веке до н.э. отцы или мужчины-преподаватели учили своих и чужих сыновей чтению, письму (грамматике) и счету (математике), а также музыке, ораторскому искусству (риторике) и военному делу, сочетая эти занятия с гимнастикой (спортом). В некоторых богатых семьях родители вместе с сыновьями обучали и дочерей, однако ранний возраст вступления в брак не давал девушкам получить полноценное образование.

Древнегреческие наставники Пифагор и Сократ

Древнегреческий философ и математик Пифагор (предположительно 571-497 гг. до н.э.) имел свою школу, ученики которой образовали пифагорейский союз. Сам Пифагор как наставник имел огромный авторитет верховного руководителя союза. «Его указания пифагорейцы называли «словами бога». <...> От каждого члена пифагорейского союза требовалось стремление к «добродетели». Среди добродетелей «пифагорейской жизни» на первом плане стояла добродетель повиновения, то есть соблюдение союзной дисциплины» [12]. Главные положения пифагорейского союза строго сохранялись среди учеников Пифагора, то есть имели экзотерический характер. Однако несущественные положения (на их взгляд) не являлись тайной, их могли сообщать и не членам союза. Большое внимание уделялось религиозной морали: «Прежде всего, почитай и люби богов, героев, существ, средних между богами и героями, но не проси у них ничего в своих молитвах; ты сам не знаешь, что хорошо для тебя, это же известно лишь им» [12].

Пифагор знакомил своих учеников со своей наукой о числе. «Все в природе измеряется, подчиняется числу, в числе - сущность всех вещей; познать мир, его закономерность - это значит познать управляющие им числа» [12]. В области геометрии известна знаменитая теорема Пифагора о том, что сумма квадратов, построенных на катетах, равна квадрату, построенному на гипотенузе. Эта теорема и занятия геометрией обогатили науку. Пифагорейцы доказали теорему о сумме углов в треугольнике, путем математических подсчетов измерили высоту тона звучащей струны, сделали открытия в акустике, а также создали учение о противоположностях. Они выделили основные 10 противоположностей: «предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покояще-

еся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее» [12].

Еще одним древнегреческим наставником, имеющим свою школу- кружок, являлся Сократ (ок. 469-399 гг. до н.э.). «Познай самого себя» и «Я знаю, что ничего не знаю» - это были любимые изречения Сократа. Он считал, что в сознании человека существует субъективное и объективное содержание. Разум человека является высшей инстанцией: «...она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового» [13].

«Сократический» метод, который сам Сократ назвал «майевтикой»,что в переводе означает «повивальное» искусство» (это как бы являлось намеком на профессию повитухи его матери) помогал ученикам Сократа родить истину в процессе беседы или диалога. Майевтика заключалась в последовательно и систематически задаваемых вопросах, позволяющих раскрыть и преодолеть противоречия в ответах учеников с целью постижения истины.

«В отличие от естественно-научной истины, внешним опытом удостоверяемой и многократно воспроизводимой разными учеными, философское подтверждение получает статус истины только в результате интимного, индивидуального переживания, личного порождения» [14]. Истину Сократ понимал как объективное знание,существующее независимо от мнения людей. Он считал: «Сущность человека сосредоточена в его душе, так как она есть то, чему служит тело. Ценность души состоит в познании» [15].

Сократ как наставник побуждал своих учеников сделаться добродетельными и к этому стремился путем знания. Он считал, что «добродетель необходима человеку для возрастания его души» [15]. Он пытался отыскивать знания о добре и справедливости в диалоге с одним или несколькими своими учениками.

Это «само по себе создавало как бы особые эстетические отношения между людьми, собравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины» [13]. По учению Сократа сомнение должно было бы привести его учеников к самопознанию. «Только таким, индивидуалистическим путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла» [12].

В Древнем Риме детей воспитывали в строгости и скромности, учили воздержанности и умеренности на личном примере. Основой нравственного домашнего воспитания являлось уважительное отношение к религии и старшим. После домашнего образования дети посещали школу литератора (начальная школа), где с 7 до 11 лет занимались чтением, письмом и счетом. С 12 до 15 лет мальчики получали углубленное общее образование: изучали языки - греческий и латинский, историю и географию, физику и астрономию в школе грамматики (основная школа); инаконецс 16 до 20 лет в школе ритора (старшая школа) они наряду с общеобразовательными предметами изучали право, философию и ораторское искусство.

Молодые люди изучали военное дело и проходили военную подготовку в специальных воинских легионах. Кроме этого, осваивали домашние и полевые работы.

Наставничество в образовании на Руси и в России

В Киевской Руси свидетельством обучения детей в Х-Х1 веках явились найденные берестяные грамоты, на которых сохранились тексты, фигурки с изображением воинов и упражнения для счета. Так называемые мастера грамоты из представителей низшего духовенства или мелких чинов-

ников занимались с мальчиками в группах по 5-8 человек из разных сословий. Они за умеренную плату учили детей с 7 лет писать и произносить буквы, а затем читать молитвы и заучивать молитвы по Псалтырю, а также обучали хоровому пению. Дети изучали арифметические действия, знакомились с историей и получали нравственное воспитание.

Историк В.О. Ключевский отмечал, что «древнерусская начальная общеобразовательная школа - это дом, семья. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько тою нравственной атмосферой, которою он дышал. Это не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки» [16].

Девочки осваивали правила ведения домашнего хозяйства и различные женские занятия: ткачество, уход за младенцами и приготовление пищи, которым их обучали матери и бабушки; а мальчики помогали отцам на охоте и на сельскохозяйственных работах. Уже с 12 лет мальчики проходили военную подготовку в специальных домах -гридницах. Нашествие монголо-татар на Русь прекратило школьные занятия, которые возродились после разгрома оккупантов.

В конце XV века православная церковь испытывала необходимость в образованных священнослужителях. «Новгородский архиепископ Геннадий, обращаясь к митрополиту Симону, убедительно просит его «печаловаться» перед государем, «чтоб велел училища строить». В состав учеников должны были входить главным образом дети духовенства. <.. .> В 1632 году, еще до воссоединения России и Украины, при Киево-Печерском монастыре была создана Киево-Мо-гилянская академия. С середины XVII века в Москву потянулись ученые киевские монахи» [17].

Помимо исправления богослужебных книг и перевода Священного Писания на славянский язык, они организовывали обучение подростков и взрослых. Детей поручили воспитывать Симеону Полоцкому, который прибыл в Москву в 1644 году. В 1666 году он создал школу в Заиконоспасском монастыре с преподаванием на латинском языке. Через 20 лет эта школа была преобразована в академию, где преподавание велось на греческом и латинском языках. При академии существовала так называемая «русская школа», которая представляла собой подготовительный класс для обучения славянской грамоте.

Согласно Академической привилегии, составленной от имени царя Федора Алексеевича, учителями могли быть лишь русские или греки, имеющие православную веру. Позднее академия в Москве стала называться Славяно-греко-латинской академией.

Следует отметить, что в XVII веке в Россию приезжало довольно много иностранцев. Они поступали на разные службы к русским царям, но заселяться предпочитали обособленно в отдельных слободах. Светское европейское образование в Москве в XVII веке можно было получить в школах Немецкой слободы. Там обучались «дети служивших в России иноземцев разных национальностей и вероисповеданий и. несколько десятков русских юношей, среди них отпрыски знатных княжеских родов Голицыных и Долгоруковых» [17].

В конце XVII века в России был известен трактат «Мысли о воспитании», который в 1693 году написал известный английский педагог, врач и философ Дж. Локк (1632-1704), хотя русский перевод появился лишь в 1759 году. Локк считал, что «для того чтобы ребенок воспринимал в качестве образца достойные примеры, он должен учиться дома, а не в школе, в которой распространены грубость и порок; ребенок может утратить добродетель, научиться дерзости, плутовству и насилию, получив взамен слабые познания в латыни и греческом» [18]. Поэтому в богатых русских семьях

2 ■ 2023 История и педагогика естествознания

считалось престижным домашнее обучение детей, в основном под руководством иностранных гувернеров.

В России большинство дворянских детей в младшем возрасте обучались в домашних условиях. Они изучали грамоту, арифметику и иностранные языки. «Звание домашнего наставника или домашнего учителя в царской России могло быть присвоено только выпускнику образовательной организации, обладающему добрыми нравственными качествами и выдержавшему установленные испытания. <...> Так, например, звания домашней наставницы могла быть удостоена выпускница женской гимназии, которая успешно окончила не только основной обучающий курс, но и дополнительный класс и, кроме этого, награждена золотой или серебряной медалью, а не имеющая медалей - лишь домашней учительницы» [19].

В период с 1782 по 1786 год Екатерина II осуществила школьную реформу. Она утвердила «Устав народным училищам в Российской империи», взяв за основу австрийскую систему образования. Согласно уставу, все народные училища должны обучать на родном языке по единой утвержденной программе, а учитель - работать с классом, в котором находились и мальчики, и девочки. Екатерина II полагала: «За 60 лет невежество истребится само собой, разнообразные в России обычаи придут в согласие и исправятся нравы» [20].

В каждом большом городе организовывались главные четырехклассные училища, а в уездных городах появлялись малые - двухклассные училища. Были введены классная поурочная система предметного преподавания, определены единые сроки начала занятий и их окончание. «Образование должно было стать бесплатным и доступным для всех сословий» [20]. Однако дети крепостных могли учиться только тогда, когда их хозяин-помещик оплатит обучение.

В XIX веке начальное образование для всех детей стало бесплатным. Крестьянские дети постигали азы знаний в приходских школах только один год, их учили грамоте и счету. Дети купцов, мещан и ремесленников обучались в уездных училищах уже три года. Кроме грамоты и арифметики они учили геометрию и астрономию, географию и историю. Для детей дворян открывали гимназии и лицеи, в которых их готовили для поступления в университеты и военные училища. Создавались и женские училища с трех-или шестигодичным обучением.

В современной России для обозначения человека, выполняющего функции наставника в сфере образования, характерны такие слова, как «гувернантка» и «воспитатель», «учитель» и «преподаватель», «классный руководитель», и «куратор», «репетитор» и «тренер», «инструктор», «военрук», «мастер», «духовник» и «гуру». С запада пришли слова «ментор» и «тьютор».

Иностранные гувернеры-наставники

Обычно иностранными гувернерами в России были французские эмигранты, которые бежали со своей родины после Французской революции или остались в России после наполеоновского нашествия. Также гувернерами были немцы и англичане.

Гувернером-воспитателем у юного М.Ю. Лермонтова был француз Жан (Иван) Капе (Capet, умер в 1827-м), бывший наполеоновский гвардеец. Считается, что своими рассказами он пробудил в Лермонтове интерес к Наполеону. Когда М.Ю. Лермонтов учился в благородном пансионе при Московском университете, его гувернером с августа 1828 по 1829 год был почтенный старик - французский эмигрант Жандро (Gendrot - Жан Пьер Келлет). Он был строг и взыскателен и, как говорят, держал воспитанника в руках. В прошлом Жандро был капитаном наполеоновской гвардии

и свидетелем многих исторических событий. Далее гувернером Лермонтова стал англичанин Федор Федорович Вин-сон (Виндсон), который привил своему воспитаннику любовь к английской литературе, научив читать в подлиннике Шекспира, Байрона, Колриджа.

У А.И. Герцена тоже были иностранные гувернеры. Но с одними ему не повезло, между тем как другие гувернеры оставили неизгладимый след в его душе. «Иоганн Иокиш и Зонненберг, немцы-гувернеры, вызывали у воспитанника глубокое к ним отвращение. Они отличались моральной нечистоплотностью, фельдфебельской выправкой, тупым, мелочным педантизмом и раздражающей придирчивостью.

В дом были приглашены также воспитатели из французов. Убежденный почитатель классицизма Маршаль упорно не хотел признавать достоинства современной ему французской и английской литературы, но он сумел привить мальчику любовь к античной древности и к изящному в жизни. Еще более положительным было влияние другого учителя - француза Бушо, участника Французской революции и сторонника казни Людовика XVI» [8].

Выдающийся ученый-педагог XIX века К.Д. Ушинский (1823-1870) был убежден: «Наставническая и воспитательская деятельность, может быть более чем какая-либо другая, нуждается в постоянном одушевлении, а между тем она более, чем всякая другая деятельность, удалена от взоров общества, результаты ее выказываются не скоро и замечаются не многими, реже всего самим воспитателем; однообразие же ее способно усыпить ум и приучить его к бессознательности» [21].

С этим высказыванием согласны многие педагоги. В частности, известный педагог и писатель С.Л. Соловейчик отмечал: «В самом деле, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий» [22]. Конечно, каждый родитель желает своему ребенку самого лучшего, лучшей судьбы по сравнению с его, родительской судьбой. Но очень часто родители и наставники остаются неудовлетворенными. Они не могут понять, откуда в их детях и воспитанниках берется зло и эгоизм, холодность в отношениях и низость поступков.

Подготовка гражданских специалистов в российских школах

«Для получения начального образования по инициативе Петра 1в России открываются инженерная школа и «Школа математических и навигацких, то есть мореходных, хитростно наук учению». Обе школы создавались для подготовки офицерских кадров, но скорее имели политехнический профиль» [16]. Также в городах существовали так называемые цифирные школы для детей солдат и нижних чинов, в которых обучали грамоте и арифметике.

Гражданских специалистов готовили в школах, открытых при заводах в разных российских краях. Так, например, известна была горнозаводская школа при Петровском заводе в Олонецком горном округе Карелии. На этом заводе изготавливались пушки, якоря и другие изделия из черных металлов.

Первым преподавателем и наставником учащихся из бедных дворянских семей был сам начальник Олонецких Петровских заводов В.И. Генин (1676-1750). «Новой и необычной была программа обучения и цель подготовки учащихся - сделать из них людей дела, могущих быть полезными государству на любом поприще» [23]. В школе преподавали арифметику, геометрию и рисование, артиллерийское и инженерное дело.

На Урале руководитель горнометаллургической промышленности ближайший сподвижник Петра I В.Н. Тати-

щев (1686-1750) выступил организатором школ для обучения детей местных жителей - словесной и арифметической на Уктусском заводе, словесной на Алапатевском заводе и арифметической в городе Кунгуре. «В словесных школах обучали чтению, письму, счету, а главными предметами в арифметических школах были арифметика, геометрия, основы горного дела. Постоянные вызовы старших учеников на различные срочные работы в канцелярии и на заводы не могли отразиться на качестве знаний. Многие из учащихся так и не окончили полного курса школы. Необходимость в грамотных людях, умеющих вести письмоводство и счетоводство, явно ощущалась в период усиленного роста уральских предприятий. <...> Другая сложность, с которой столкнулись организаторы школьного дела на Урале, - поиск хороших учителей. К последним предъявлялись большие требования» [24].

Кроме того, на уральских заводах нужны были собственные специалисты иностранных языков, так как услуги иностранных переводчиков «обходились казне достаточно дорого. <...> Изучение немецкого языка открывало перед учениками. школы возможности изучать физику и механику» [24]. Поэтому в Екатеринбурге были открыты немецкая и латинская школы.

Образование русских за границей

Помимо России образование можно было получить и в Европе.

«В 1601-1602 годах по воле государя 18 юношей из боярских семей, несмотря на нежелание родителей расставаться со своими сыновьями, были отправлены на учебы во Францию, Любек и Англию» [16]. Но первая попытка оказалась неудачной. Отсутствие родительского надзора, наставников, непривычная свобода и обилие денежных средств привели к тому, что только один из посланных вернулся на родину, «а остальные рассеялись по Европе» [16].

Мы считаем, что у первых юношей, уехавших обучаться за границу, не была воспитана гражданская культура личности. Г.М. Коджаспирова пишет: «Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее осознанное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом» [25].

Поэтому какое-то время поездки российской молодежи на учебу за границу оказались под негласным запретом. Об этом же в 1664 году в своем сочинении писал подьячий Посольского приказа Г. Котошихин. Он отмечал, что россияне «для науки и обычая в иные государства детей не посылают, страшась того: узнав тамошних государств веру и обычаи, начали они свою веру отменять и приставать к иным, и о возвращении к домам своим и сородичам никакого бы попечения не имели и не мыслили»[16].

Только Петр I разрешил всем своим подданным обучаться в иностранных европейских государствах. Он издал указ 22 ноября 1696 года, по которому комнатные стольники за границей «должны были за свой счет обучиться морскому делу, а также обучить по одному солдату. .Петр пригрозил потерей земель и имущества» [16]. Жаль только, что из первых посланников Петра не получилось ни одного кораблестроителя и даже моряка. Но зато многие из них заняли достойные места на государственной или дипломатической службе.

Петр I кроме обучения комнатных стольников 25 января 1716 года послал обучаться за границу большую группу русских людей из числа простолюдинов, выбрав в разных губерниях из молодых подьячих, «которые могли б науку воспринять» [16]. Несмотря на разного рода трудности, в частности на отсутствие наставника, по окончании обучения 29 человек выдержали экзамен в России и получили

должности в различных учреждениях Адмиралтейской коллегии и Коллегии иностранных дел.

В дальнейшем богатые дворяне старались дать своим детям образование за границей, чтобы в дальнейшем они могли занимать достойные должности.

А.И. Герцен считал, что «воспитание образованных сословий по всей Европе мало захватило из естественных наук; оно осталось по-прежнему под влиянием какой-то риторико-филологической (в самом тесном смысле слова) выучки; оно стало воспитанием памяти более, нежели разума, воспитанием слов, а не понятий, воспитанием слога, а не мысли, воспитанием авторитетами, а не самодеятельностью; риторика и формализм по-прежнему вытесняют природу»[8]. Хотя уже получили свое развитие математика и техника. Например, в 1682 году во Франции удалось построить гидравлическую установку на реке Сене, а в России появилось горизонтальное водяное колесо с ковшеобраз-ными лопатками [26].

Наставничество в современных российских университетах

Для современной России в сфере образования педагогическая литература выделяет такие слова, как «куратор», «ментор» и «тьютор».

В российских университетах в студенческих группах роль наставника выполняют кураторы. В XVIII веке слово «куратор» (от лат. curator) означало «попечитель» или «опекун». Обычно это был знатный, образованный человек, которому поручалось наблюдение за каким-либо процессом или ходом выполнения каких-либо работ. Во времена образования императорского Московского университета в 1755 году его попечителем (куратором) был любимец императрицы Елизаветы Петровны И.И. Шувалов. Он добился того, чтобы государство не жалело средств на покупку различных научных приборов и сам оказывал финансовую поддержку ведущим профессорам университета, в частности М.В. Ломоносову.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступить в университет могли молодые люди из всех сословий (кроме крепостных крестьян),и с них вначале не взималась плата за обучение.

В художественных вузах куратор помогает студентам определять актуальные темы их произведений, помогает воплощать студенческие идеи и арт-проекты в законченные произведения, способствует организации выставок. Важность и профессионализм деятельности куратора потребовали его специальной подготовки.

Для этого в 1995 году в Российском государственном гуманитарном университете на факультете всеобщей истории искусств была заявлена новая специальность: «куратор проектов современного искусства».

Ранее в вузах кураторскую деятельность осуществлял опытный и ответственный преподаватель с выпускающей кафедры, который помогал студентам адаптироваться в вузе, знакомил их с историей вуза и с выбранной специальностью, следил за успеваемостью студентов, соблюдением ими правил поведения в вузе и проживанием в общежитии. Куратор также рассказывал о системе вузовского образования: лекциях, семинарах, лабораторных, практических и самостоятельных работах студентов, о сессиях и экзаменах, об академической задолженности и о случаях отчисления из вуза.

Особенно ответственной была роль куратора студенческой группы на младших курсах, когда студентам надо было привыкать к отсутствию постоянного контроля со стороны преподавателей и родителей. Важными направлениями в работе куратора студенческой группы были мероприятия,

2 ■ 2023 История и педагогика естествознания

направленные на сплочение группы, устранение спорных и конфликтных моментов в группе, выявление лидера группы, выборы или назначение старосты группы и участие во внеучебной деятельности группы.

В нравственном плане куратор способствовал усвоению студентами общественно значимых норм общества и вуза, стимулировал студентов к самостоятельности, воспитанию ответственного отношения к учебе, к стремлению достижения успеха в учебной деятельности. Куратор также следил за проявлением асоциального поведения студентов, по возможности осуществлял его профилактику и при необходимости обращался в психологическую службу вуза.

В Национальном исследовательском университете «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ») с 2017 года существует институт наставничества, «призванный обеспечить быструю интеграцию первокурсников в коллектив студентов» [27]. Он объединяет инициативных студентов МЭИ, со второго курса шефствующих над абитуриентами и студентами младших курсов МЭИ. Считается, что молодежь быстрее найдет общий язык со своими сверстниками. «Желание передать опыт и предостеречь молодых от ошибок -вот главные мотивы участия в проектах наставничества» [27]. Перед наставниками-студентами стоит много задач, например, проведение праздника посвящения в студенты МЭИ и помощь группам в выборе студактива. Руководящий состав института наставничества МЭИ также регулярно проходит обучение, чтобы эффективно организовывать деятельность студентов-наставников. Так, в феврале 2023 года обучение осуществлялось тренерами тренинговых центров МЭИ и Финансового университета. Были проведены тренинги по обучению студентов-наставников публичным выступлениям и игротехнике, командоформированию и нетворкингу.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что наставничество в образовании - это деятельный процесс, способствующий молодежи адаптации в новом для нее коллективе и направленный на формирование личности каждого воспитанника, его социальных и профессиональных компетенций для активной и плодотворной деятельности на благо общества и государства. Синонимами слова «наставник» в старину были «гувернер», «домашний учитель» и «дядька» или «бонна». Учитель (педагог) в школе в роли классного руководителя будет подлинным наставником для своих учеников, если он имеет гуманистическую и идейную убежденность, находит индивидуальный подход к своим воспитанникам, а также нетерпимо относится к проявлению нравственных пороков с любой стороны.

В студенческих группах российских университетов роль наставника выполняют кураторы. Ранее в вузах кураторскую деятельность осуществлял опытный и ответственный преподаватель с выпускающей кафедры, который помогал студентам адаптироваться в вузе, знакомил их с историей вуза и выбранной специальностью, следил за успеваемостью студентов и соблюдением ими правил поведения в вузе и проживанием в общежитии. В нравственном плане куратор способствовал усвоению студентами общественно значимых норм общества и вуза, стимулировал студентов к самостоятельности, воспитанию ответственного отношения к учебе, к стремлению достижения успеха в учебной деятельности.

В последнее время считается, что молодежь быстрее найдет общий язык со своими сверстниками. Так, например, в МЭИ существует институт наставничества, который объединяет инициативных студентов МЭИ, со второго курса шефствующих над абитуриентами и студентами младших курсов МЭИ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Толковый словарь русского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1938. Т. II. 1040 с.

2. 445 лет азбуке Ивана Федорова. Наставления из азбуки Ивана Федорова URL: http://www.kurskonb.ru/our-booke/az/doc/03-1.html (дата обращения 10.07.2023).

3. Новый психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ.ред. А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. 928 с.

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Краткий словарь понятий и терминов. М.: РГСУ, 2016. 384 с.

5. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / сост. Э.Ю. Азимов, А.Н. Щукин. М.: ИКАР, 2009. 448 с.

6. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1988. 1600 с.

7. Tisson P. Terminology of vocational training policy. A multilingual glossary for an enlarged Europe. URL: https://termcoord.eu>uploads>2026>vocati....pdf (датаобращения 26.06.2023).

8. Герцен А.И. Избранные педагогические высказывания.Кн. 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. 468 с.

9. Щербакова Т.Н., Щербакова Е.В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога //Теория и практика образования в современном мире:Мат. VШМеждунар. науч.конф. URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ (дата обращения 26.06.2023).

10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб.пособие для студентов высших педагог. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 576 с.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб.пособие для студентов высших педагог. учеб. заведений. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2003. 256 с.

12. История философии. Т. I. Философия античного и феодального общества. М.: Политиздат при ЦК ВКП(б), 1941. 492 с.

13. Введение в философию: учеб. для вузов:в2 ч. Ч. 1 / под общ.ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1989. 368 с.

14. Философия естественных наук^чеб.пособие для вузов / под общ. ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проспект; Фонд «Мир», 2006. 560 с.

15. Философия. Ч. 1. История философии:учеб. пособие / подред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. М.: Юристъ, 2001. 376 с.

16. Ключевский В.О. Очерки и речи: 2-й сб. ст. Репринт.изд. 1913 года. СПб.: Книжная капелла, 2016. 532 с.

17. Костяшов Ю.В., Кретинин Г.В. Петровское начало. Кенигсбергский университет и российское просвещение в XVIII веке. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 144 с.

18. Садриева А.Н. Педагогический трактатДж. Локка «Мысли о воспитании» в контексте феномена становления субъекта нового времени // Историко-педагог. журн. 2016. № 1. С. 170-1907"

19. ЮТфельд Е.А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект. URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN522.pdf (дата обращения

20. Екатерина II - истребление невежества. Как австрийская школа стала русской. URL: https://aif.ru/society/education/ekaterina_ii_istreblenie_nevezhest-va_kak_avstriyskaya_shkola_stala_russkoy (дата обращения 14.07.2023).

21. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.1 / сост. С.Ф.Егоров. М.: Педагогика, 1988. 416 с.

22. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: АСТ, 2016. 430 с.

23. Школа вдореволюционной Карелии. URL: http://licei40.sampo.ru/about/history/index.php9SECTI0N ID=57&ELEMENT ID=308 (дата обращения 12.07.2023).

24. Атидзе С.А. Организация школьного дела на Урале // Молодой ученый. 2009. № 7(7). С. 226-230.

25. Коджаспирова К.М. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2004. 352 с.

26. Шухардин С.В. История науки и техники. Ч. I. С древних времен и до конца XVIII в.:учеб.пособие. М.: МГИАИ, 1974. 152 с.

27. Волошина О. Возрождение института наставничества в России. URL: https://moment-istini.com/news/vozrozhdenie-istinuta-nastavnichestva-v-rossii.httml (дата обращения 12.07.2023).

REFERENCES

1. Tolkovyyslovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Vol. II. Moscow, State. Publisher foreign and national dictionaries, 1938.1040 p.

2. 445 let azbuki Ivana Fedorova. Nastavleniya iz azbuki Ivana Fedorova [445 years of the alphabet of Ivan Fedorov. Instructions from the alphabet of Ivan Fedorov]. URL: http://www.kurskonb.ru/our-booke/az/doc/03-1.html (accessed 10.03.2023). (In Russian).

3. Novyypsikhologo-pedagogicheskiyslovar' [New Psychological and Pedagogical Dictionary]. Comp. E.S. Rapacevich, Ed. A.P. Astakhov. Minsk, Sovremennaya shkola Publ., 2010. 928 p. (In Russian).

4. Mardakhayev L.V. Sotsial'nayapedagogika. Kratkiy slovar' ponyatiy i terminov [Social Pedagogy. Brief dictionary of concepts and terms]. Moscow, Rossiyskiy gosu-darstvennyy sotsial'nyy universitet Publ., 2016, 384 p. (In Russian).

5. Novyy slovar' metodicheskikh terminov i ponyatiy Iteoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Comp. E.YU. Azimov, A.N. Shchukin. Moscow, IKAR Publ., 2009. 448 p. (In Russian).

6. Sovetskiy entsiklopedicheskiyslovar' [Soviet Encyclopedic Dictionary]. Ed. A.M. Prokhorov. Moscow, Sov. Encyclopedia Publ., 1988.1600 p. (In Russian).

7. Tisson P. Terminology of vocational training policy. A multilingual glossary for an enlarged Europe. URL: https://termcoord.eu>uploads>2026>vocati....pdf (accessed 26.06.2023).

8. Gertsen A.I. Izbrannyyepedagogicheskiye vyskazyvaniya. Kniga vtoraya [Selected pedagogical statements. Book two]. Moscow, Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR Publ., 1951, 468 p. (In Russian).

9. Shcherbakova T.N., Shcherbakova Ye.V. Istoricheskiy aspectnastavnichestva kak formaprofessional'noy adaptatsii molodogopedagoga [The historical aspect of mentoring as a form of professional adaptation of a young teacher]. Proc. VIII Intern. scientific conf. Theory and practice of education in the modern world. URL: http:// moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ (accessed 26.03.2023). (In Russian).

10. Slastenin V.A., Isayev I.F., ShiyanovYe.N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 576 p. (In Russian).

11. Slastenin V.A., Isayev I.F., Shiyanov Ye.N. Obshchayapedagogika [General Pedagogy]. Part 2. Moscow, VLADOS Publ., 2003. 256 p. (In Russian).

12. Istoriya filosofii. T. I. Filosofiy aantichnogo i feodal'nogo obshchestva [History of philosophy.Vol. I. Philosophy of ancient and feudal society]. Moscow, Politizdat Publ., 1941. 492 p. (In Russian).

13. Vvedeniye v filosofiyu. Chast' 1 [Introduction to philosophy. Part 1]. Ed. I.T. Frolov. Moscow, Politizdat, 1989. 368 p. (In Russian).

14. Filosofiyay estestvennykh nauk [Philosophy of natural sciences]. Ed. prof. S.A. Lebedev. Moscow, Akademicheskiy prospect, Fond Mir Publ. 2006. 560 p. (In Russian).

15. Filosofiya. Part 1. Istoriya filosofii [Philosophy. Part 1. History of Philosophy]. Ed. prof. V.I. Kirillov, prof. S.I. Popov, prof. A.N. Chumakov. Moscow, Yurist Publ., 2001. 376 p. (In Russian).

16. Klyuchevskiy V.O. Ocherki i rechi: Vtoroy sbornik statey. Reprintnoye izdaniye 1913 goda [Essays and speeches: The second collection of articles. Reprint edition of 1913]. St. Petersburg, Knizhnaya Kapella Publ., 2016. 532 p. (In Russian).

17. Kostyashov YU.V., Kretinin G.V. Petrovskoye nachalo. Kenigsbergskiy universitet i rossiyskoye prosveshcheniye vXVIII veke [Petrovsky beginning. Koenigsberg University and Russian education in the 18th century]. Kaliningrad, Yantarny skaz Publ., 1999. 144 p. (In Russian).

18. Sadriyeva A.N. Pedagogicheskiy traktat Dzh. Lokka «Mysli o vospitanii» v kontekste fenomena stanovleniya sub"yekta novogo vremeni [Pedagogical treatise by J. Locke "Thoughts about education" in the context of the phenomenon of the formation of the subject of the new time]. Istoriko-pedagogicheskiyzhurnal. 2016, no.1, pp. 170190. (In Russian).

19. Yugfel'd Ye.A. K voprosu o fenomene nastavnichestva: istoricheskiy aspect [On the issue of the phenomenon of mentoring: a historical aspect]. URL: https://mir-nauki. com/PDF/05PDMN522.pdf (accessed 26.03.2023). (In Russian).

20. Yekaterina II- istrebleniye nevezhestva. Kak avstriyskaya shkola stala russkoy [Catherine II - the extermination of ignorance. How the Austrian school became Russian]. URL: https://aif.ru/society/education/ekaterina_ii_istreblenie_nevezhestva_kak_avstriyskaya shkola stala russkoy (accessed14.03.2023). (In Russian).

21. Ushinskiy K.D. Pedagogicheskiye sochineniya v shesti tomakh [Pedagogical essays in six volumes]. Vol. 1. 171. Ed. Yegorov S.F. Moscow, Pedagogika Publ., 1988. 416 p. (In Russian).

22. Soloveychik S.L. Pedagogika dlya vsekh [Pedagogy for everyone]. Moscow, AST Publ., 2016. 430 p. (In Russian).

23. Shkola v dorevolyutsionnoy Karelii [School in pre-revolutionary Karelia]. URL: http://licei40.sampo.ru/about/history/index.php?SECTI0N_ID = 57&ELEMENT_ID=308 (accessed 14.03.2023). (In Russian).

24. Atidze S.A. Organizatsiya shkol'nogo dela na Urale [Organization of school affairs in the Urals]. Molodoiyuchenyy. 2009, no. 7(7), pp. 226-230. URL: https://moluch. ru/archive/7/493/ (accessed 14.03.2023). (In Russian).

25. Kodzhaspirova K.M. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, VLADOS Publ., 2004. 352 p. (In Russian).

26. Shukhardin S.V. Istoriya nauki I tekhniki. Ch. I. S drevnikh vremeni do kontsaXVIII v. [History of science and technology. Part I. From ancient times to the end of the XVIII century]. Moscow, Moskovskiy gos. istoriko-arkhivnyy institute Publ., 1974, 152 p. (In Russian).

27. Voloshina O. Vozrozhdeniye institute nastavnichestva v Rossii [Revival of the institution of mentoring in Russia]. URL: https://moment-istini.com/news/vozrozhdenie-is-tinuta-nastavnichestva-v-rossii.httml (accessed 14.03.2023). (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Кленина Людмила Ивановна, к.ф.-м.н., д.п.н, доцент, Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ»).

Макаров Петр Витальевич, к.ф.-м.н, доцент, Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» (НИУ «МЭИ»).

Lyudmila I. Klenina, Cand. Sci. (Ph.-m.), Dr. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. , National Research University "Moscow Power Engineering Institute" (NRU MPEI). Peter V. Makarov,Cand. Sci. (Ph.-m.), Assoc. Prof., National Research University "Moscow Power Engineering Institute" (NRU MPEI).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.