Научная статья на тему 'Исторические аспекты формирования системы управления городским хозяйством'

Исторические аспекты формирования системы управления городским хозяйством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
271
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / MUNICIPAL ECONOMY / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANISATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЗАДАЧИ / TASKS / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / TRANSITIONAL PERIOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярош Наталия Николаевна

В статье рассматриваются проблемы создания городского хозяйства, как отрасли, в переходный период революционных преобразований народного хозяйства Советской республики. Объектом анализа является состояние городского хозяйства в канун и после революции 1917 г., проблемы и задачи создания полноценной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal economy organisation and management during the early years of the soviet power

The paper presents problems of municipal economy as an economy sector during the transitional period of revolutionary transformations of the Soviet economy. The situation of the municipal economy before and after the October revolution, 1917, as well as problems and tasks of the full-scale economy branch development are analysed.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты формирования системы управления городским хозяйством»

Н.Н. Ярош

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ

В статье рассматриваются проблемы создания городского хозяйства, как отрасли, в переходный период революционных преобразований народного хозяйства Советской республики. Объектом анализа является состояние городского хозяйства в канун и после революции 1917 г., проблемы и задачи создания полноценной отрасли.

Ключевые слова: городское хозяйство, организация, управление, задачи, переходный период.

Первые элементы городского хозяйства появились в ХУП-ХУШ вв. Тогда городское хозяйство формировалось как коммунальное, с основной функцией «общественного благочиния» (чинить благо обществу - обеспечивать «благосостояние материальное, духовное и безопасности»), которая была закреплена за российской полицией согласно указу царя Алексея Михайловича в 1649 г. Городовая реформа Екатерины II от 1785 г. расширила права городов (в современном понимании самоуправление)1. Жалованная грамота городам от 21 апреля 1785 г. учреждала новые выборные городские учреждения (они, в основном, и занимались проблемами городского хозяйства), в которые могли быть выбраны «настоящие городские обыватели», согласно 6 разрядам по имущественным и социальным признакам. Раз в три года собиралось собрание «градского общества», постоянным городским учреждением была «общая градская дума», состоящая из городского головы и шести гласных. С 1802 г. попечение о населении передается созданному единому государственному органу - Министерству внутрен-

© Ярош Н.Н., 2013

них дел, его хозяйственному органу - Департаменту хозяйственной полиции.

Говорить о городском хозяйстве как об отрасли народного хозяйства и как о некоторой структуре можно с середины XIX в. Земская реформа 1864 г., городская реформа и Городовое положение 1870 г. возложили заботу о городском хозяйстве на городские думы и управы (организационные формы самоуправления). В их ведении находились: водопровод и уличное освещение, дороги, санитарная очистка территории, городской транспорт, предприятия бытового обслуживания (прачечные, бани, парикмахерские т. д.), телефон, телеграф, почта, образование, здравоохранение, пожарное дело и правопорядок2.

В период революции 1917 г. произошел коренной слом всех устоев и жизненных ценностей. Это повлияло и на переосмысление многих понятий: если до революции существовали устоявшиеся понятия городского и земского хозяйства, то большевики ввели свое - коммунальное хозяйство. В экономических трудах и советской периодической печати того времени равноправно существовали несколько понятий: городское хозяйство, коммунальное хозяйство, местное хозяйство3. Что же под этим понималось?

В основном, под этими понятиями в широком смысле понималось коммунальное хозяйство (от слова «коммуна») - хозяйство коммуны, территориального округа, общины, хозяйство местное. Коммуна - это мельчайшая неделимая территория, составляющая часть государства, имеющая свои интересы, вокруг которых объединяется фактически проживающее на ней население всего округа коммуны. Интересы населения коммуны состоят из двух частей: интересов производителей и интересов потребителей. Свои потребительские интересы (потребности) жителям коммуны удобнее удовлетворять сообща, т. е. коммуна - это некоторое «общежитие», расширенное коллективное жилище, в котором обитатели сообща удовлетворяют свои «общежительские» потребности. Отсюда, из этого смысла и возникло современное определение городского хозяйства, одним из составляющих его элементов является и современное коммунальное хозяйство, которое удовлетворяет бытовые нужды населения. Структура коммунального хозяйства того периода включала: все учреждения и предприятия по благоустройству, планировке, застройке и пожарной охране города, по водоснабжению, канализации и ассенизации, по снабжению продуктами и предметами первой необходимости, по санитарии и народному здравию, по народному образованию и культуре, по общественному призрению, организации труда, кредита и экономической помощи, все учреждения

политического характера и общественной безопасности, налоговые и административно-организационные. Это очень похоже на отраслевую структуру современного городского хозяйства.

Поэтому в данной статье будут использоваться все три понятия равноправно, как отражающие существовавшее положение дел в переходный период, как в политике и экономике, так и в конкретном отношении к городскому (коммунальному) хозяйству.

Таким образом, к 1917 г. городское хозяйство управлялось разными способами. Во многих небольших городах оно оставалось в ведении департаментов полиции (менее чем в 50% городов со слаборазвитой промышленностью и предпринимательством), в некоторых - управлялась органами местного самоуправления.

Организация коммунального хозяйства в России к октябрю 1917 г. имела следующие формы4:

- города приобрели все права общин (коммун) как цельных территориальных единиц, коммунальные органы строились на всеобщем избирательном праве. Коммунам была предоставлена полная автономия: обложение налогами, местный бюджет, самостоятельное управление (отсутствие утверждения нормативных актов центральной властью);

- распорядительные функции были отданы городским думам, которые работали непрерывно, и земским собраниям, работающим по сессиям. В крупных городах учреждались районные думы;

- исполнительным органом являлись городские и земские управы, кроме этого могли быть созданы особые исполнительные комиссии (по направлениям). Эти органы обладали компетенциями по всем сторонам жизни коммуны: благоустройство, земельное дело, общественная медицина, народное образование, хозяйственная жизнь и т. д.

И поэтому в первые годы после революции советской власти пришлось преодолевать все то наследие в городском устройстве, которое досталось ей от Российской империи. Свой вклад в этот процесс, конечно, внесли революция и гражданская война, последствия которых, в первую очередь, отразились на городском хозяйстве.

24 декабря 1917 г. Правительством республики были изданы два декрета: «Об организации местного самоуправления» и «О правах и обязанностях Советов», в которых было записано, что на Советы возлагаются обязанности всего местного управления. Одновременно декретами от 29 декабря 1917 г. и 24 апреля и 20 июля 1918 г. были ликвидированы Центральный комитет Земского и Городского союзов и, согласно Конституции 1918 г.,

Советы стали едиными органами местного хозяйства и управления, высшей властью на местах, в компетенцию которых вошли все функции городского хозяйства.

В дальнейшем в ходе стремительных революционных преобразований оказался уничтожен территориальный характер местного управления, и города стали управляться уздными и губернскими органами (Исполкомами). Экономическая политика военного революционного времени привела к уничтожению налоговых прав и местных бюджетов, что привело практически к полному разрушению еще не созданного местного хозяйства и потере самостоятельности Советов.

Первым шагом в восстановлении, а точнее создании вновь городского (коммунального) хозяйства явилось создание системы его организации, по мнению экономистов того времени, состоящей из следующих элементов5:

- «конституция» коммуны - совокупность норм, определяющих общую организацию коммунального управления в системе общегосударственного хозяйства. К ним относятся нормы, определяющие границы и виды различных коммун и их соотношение: права юридического лица, пределы городских и сельских коммун, их волостные, уездные, губернские и другие объединения;

- общее положение коммун: должны быть определены рамки самого хозяйства и его место в системе общегосударственного хозяйства и установлен четкий порядок работы коммуны, определен аппарат управления и его функции, установлены распорядительный и исполнительный аппарат: Советы и Исполкомы (думы и управы);

- «политический фундамент» коммунального хозяйства, т. е. избирательное право, на основе которого будет строиться все коммунальное управление и определяться, какие социальные элементы будут хозяевами предприятий коммунального хозяйства;

- компетенции коммуны - круг ее деятельности, перечень вопросов, подлежащих ее хозяйству;

- пределы автономии коммун, т. е. их финансовые права и взаимоотношения с центральной государственной властью;

- внутренняя организация коммунального управления - порядок отношений учреждений коммун между собой и отношений с населением.

Создание системы организации городского (коммунального) хозяйства опиралось на то внутреннее его состояние, в котором

оно находилось в переходный период от «капитализма к социализму» - с октября 1917 г. по 1920 г. (год, в который впервые были поставлены вопросы о необходимости «привести в организационный порядок» местное хозяйство). И это внутреннее состояние было еще хуже, чем состояние всего народного хозяйства. Если в момент национализации промышленности крупные и средние предприятия находились в более-менее надлежащем состоянии, если сельское хозяйство неимоверными усилиями крестьян худо-бедно продолжало снабжать города продовольствием, то империалистическая война, революция и последующие за ними разруха и «великое переселение народов» в города нанесли невосполнимый ущерб городскому хозяйству по всей стране. По приблизительным подсчетам специалистов Главного управления коммунального хозяйства он составил почти 9 млрд. золотых рублей: 30,3% - потери в области материального благоустройства (здания, предприятия общественного пользования, дорожные сооружения), 60% - убытки от потери населения, и остальное - за счет уменьшения местного бюджета6.

С момента революции положение хозяйства в городах оставалось не только крайне тяжелым, но и продолжало ухудшаться. Внезапный переход от централизованного государственного бюджета к местному поставил отрасль перед тяжелыми испытаниями. С 1 января 1922 г. городское хозяйство было снято с государственного снабжения. Платность коммунальных услуг, которая являлась основным наполнителем местного бюджета в соответствии с декретом от 20 марта 1922 г. фактически была введена только с мая 1922 г. Кризисное состояние городского бюджета усугублялось также и такими причинами, как низкий уровень сбора налогов и практически отсутствие налогового аппарата, распыленность налоговых объектов, ничтожная платежеспособность населения и коммунальных предприятий. Все это способствовало тому, что местный бюджет 1922 г. имел объем в 15 раз меньше довоенного, его доходы не достигали в первом квартале года и 1 млн довоенных рублей в месяц, что в 60 раз меньше довоенной нормы7.

До введения новой экономической политики городскому хозяйству не уделялось должного внимания. Всякое хозяйство может развиваться, если имеет достаточно прочный фундамент как в материальном, организационном, так и в финансовом плане. Между тем коммунальное хозяйство было распылено между различными хозяйственными органами, часто не имеющими к нему никакого отношения. Так, например, электростанции, обслуживающие до 75% предприятий городского хозяйства: водопровод, трамвай,

бани, бойни и другие предприятия, часто находящиеся с ними под одной крышей и обслуживаемые иногда одним двигателем, - относились в 21 городе к ведению электроотдела Совнархоза, шоссейные дороги - к Губшоссе, городской транспорт - к Губтранспорту, кирпичные заводы, бойни, предприятия, изготавливающие водопроводные и канализационные принадлежности, и другие находились в заведовании различных органов. Такое положение вещей низводило коммунальное хозяйство до отделов городского благоустройства, что было отмечено Постановлением 3-й сессии ВЦИК, и на основе решений сессии была расширена сфера деятельности отрасли путем передачи коммунальному хозяйству всех предприятий, обеспечивающих городские нужды.

Наряду с этим городское хозяйство потеряло свой определенный территориальный характер и оказалось в организационном плане слитым с губернским и уездным. Важнейшие коммунальные предприятия и имущества, в прошлом являвшиеся основой местного бюджета, находились в ведении различных ведомств: городской земельный фонд - в ведении Наркомзема, бойни - в ведении Нар-компрода, местный транспорт - Наркомпути, почти все муниципальные предприятия и электростанции - в ведении Совнархоза.

Постановлением IV Съезда Советов была учреждена Особая Комиссия по коммунальному хозяйству и в программу ее работ, намеченную Главным управлением коммунального хозяйства, были включены важнейшие задачи8:

- установление принципов организации коммунального хозяйства республики;

- наделение городов землей;

- возвращение органам коммунального хозяйства всех бывших муниципальных предприятий;

- расширение производственного базиса коммунального хозяйства;

- воссоздание органов управления коммунальным хозяйством в городах;

- планировка городов;

- создание противопожарной охраны и страхового дела;

- восстановление разрушенных городов и селений;

- восстановление жилищного фонда;

- организация санитарно-технического дела;

- участие европейского капитала в восстановлении коммунального хозяйства;

- создание дотационного фонда и субвенции государства;

- организация строительного дела в республике.

В этой программе было заявлено, что с точки зрения организации основным условием восстановления городского хозяйства является выделение городов более крупного значения из уездного и губернского хозяйства и наделение их полной финансовой самостоятельностью. Организация, заведывание и управление местным хозяйством возлагается на местные Советы (Горсоветы) и их исполнительные органы (Горисполкомы) с наделением их соответствующими правами: распоряжаться местными денежными и натуральными средствами, устанавливать местные налоги, сдавать концессии на устройство и эксплуатацию коммунальных предприятий, устанавливать монополию на эксплуатацию предприятий местного значения (трамваи, электростанции, ломбарды и пр.), организовывать кредитные учреждения для кредитования населения на нужды, имеющие коммунальное значение. В целях дальнейшего развития и укрепления производственной базы местного хозяйства передавались органам коммунального хозяйства предприятия местных Совнархозов и Земотделов, снятые с государственного снабжения, а также все предприятия местного транспорта и местной связи (местное пароходство, переправы, городские телефонные станции и т. д.), бывшие муниципальные предприятия: бойни, кирпичные заводы, бани и т. д.

В функции Горисполкомов стало входить управление городским хозяйством; для этого в их составе создаются отделы: финансовый, благоустройства, предприятий, здравоохранения и народного образования. Участие городов в общегубернских и общеуездных расходах (например, на дороги) происходило путем определенных отчислений из местных бюджетов. Коммунальные отделы в составе Губисполкомов и уездных исполкомов постепенно заменили бывшие земские управы и объединили в пределах уездов и губерний заведование местными средствами и всем местным хозяйством.

Таким образом, впервые была сделана попытка структурирования городского хозяйства и, говоря современным языком, разграничения полномочий между государственными, региональными и местными органами управления.

Поскольку восстановление коммунального хозяйства связано и обусловлено восстановлением всего народного хозяйства, то главные задачи в этот период заключались в реализации следующих мероприятий9:

- урегулирование вопроса о платности жилищ и коммунальных услуг на началах безубыточности и самоокупаемости;

- развитие жилищной кооперации;

- урегулирование вопроса о праве застройки и праве отчуждения недвижимого имущества;

- пересмотр строительного устава в смысле возможного понижения технических норм и рационализации санитарных норм;

- планировка населенных мест;

- всемерное облегчение государственного кредита для целей строительства, как коммунального, так и частного;

- широкое привлечение частного капитала путем концессий, долгосрочных арендных договоров, организации акционерных обществ и комбинатов для эксплуатации коммунальных предприятий;

- разработка положения о распределении дотационного фонда республики, переход к системе государственных субвенций по различным отраслям местного хозяйства в зависимости от их значения и местных условий;

- развитие системы коммунального кредита путем создания специальной государственной кассы коммунального кредита.

С переходом к новой экономической политике меняются задачи и функции Главного управления коммунального хозяйства. Оно становится центральным органом по планировке, строительству и благоустройству населенных мест, разработке планов, осуществлению строительного надзора, утверждению строительных смет и сопровождению строительства объектов, формированию и проведению в жизнь местных бюджетов, разработке коммунальных тарифов на услуги, информированию и инструктированию местных коммунальных отделов о новом курсе экономической политики и т. д. В связи с этим в составе Главного управления коммунального хозяйства в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров от 5 ноября 1921 г. образуются бюджетно-сметный и организационно-инструкторский отделы. Одновременно в системе органов Госплана создается Бюро Коммунального хозяйства, основными задачами которого становятся10:

- выяснение необходимых данных и установление основных положений по коммунальному хозяйству в соответствии с требованиями Госплана, а также систематизация статистических данных о положении, потребности и задачах различных отраслей городского хозяйства;

- выработка направляющих указаний Центральным органам власти, ведающим коммунальным хозяйством и различными отраслями городского благоустройства в целях подготовки той или иной части общехозяйственного плана;

- сведение различных частей единого плана и обеспечение его ресурсами в соответствии с их наличием в республике на данный момент, для чего Бюро выясняет отрасли производства и промышленные предприятия, обслуживающие нужды коммунального хозяйства, собирает и систематизирует данные по соответствующим отделам ВСНХ и их Главкам;

- совместно с Главным управлением коммунального хозяйства разработка производственных программ коммунальных предприятий и обеспечения их ресурсами в зависимости от состояния местного бюджета;

- выяснение экономических основ дальнейшего развития коммунального хозяйства;

- на Бюро также ложится осуществление поставленных ему задач в порядке разработки годичного плана государственных затрат (материальных и финансовых) и планомерного удовлетворения нужд коммунального хозяйства.

Таким образом, в первые несколько лет, примерно до 1925 г., когда уже началась более-менее систематизированная работа по составлению первого народно-хозяйственного плана, отлаживалась структура городского (коммунального) хозяйства и решались основные вопросы его организации.

Примечания

1 Жалованная грамота городам от 21 апреля 1785 г. Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т. Т. 5: Законодательство периода расцвета абсолютизма / Отв. ред. Е.И. Индова. М.: Юридическая литература, 1987.

2 Городовое Положение, утвержденное 16 июня 1870 г. М.; СПб.: Издание хозяйственного Департамента Министерства внутренних дел, 1873. 180 с.

3 Петров М. Коммунальное хозяйство и его организация // Коммунальное дело. 1922. № 1. С. 10-17.

4 Там же.

5 Хроника центра. Общие вопросы // Коммунальное дело. 1922. № 1. С. 88-100.

6 Там же.

7 Беленький М. К вопросу о местном бюджете // Коммунальное дело. 1922. № 1. С. 18-23.

8 Комиссия ВЦИК по коммунальному хозяйству // Коммунальное дело. 1922. № 1. С. 3-7.

9 Там же.

0 Пискарев Г. Коммунальное хозяйство и организационные вопросы // Коммунальное дело. 1921. № 1. С. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.