способности. Это тенденция последних десятилетий, и, прогнозируя дальнейший рост городов, допускается, что она может лишь набирать интенсивность, и снижения уровня автомобилизации может не наступить. Данный же подход оставляет возможность расширения дорог;
3. Более полно раскрывается потенциал городских территорий;
4. Рассматривая транспортные развязки как часть системы, автор допускает, что достигается основная цель - создается более гибкая функционально-планировочная организация общественных пространств, способная реагировать на изменчивые условия городской жизни без дисбаланса составляющих ее элементов.
Список литературы
1. Азаренкова З.В. Планировочная организация транспортно-пересадочных узлов / Пышкин Н.С. // Журнал Academia. Архитектура и строительство. - 2011. - №1. - С. 76-80.
2. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. -М., 1971
3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. - 196 с.
4. Пышкин Н.С. Систематизация городских транспортно-пересадочных узлов / Пышкин Н.С. // Журнал Academia. Архитектура и строительство. - 2010. - №2. - С. 71-76.
5. Сидоров Е. "Аномальные" деформации стеблей. Условия возникновения [Электронный ресурс] / международный информационно-аналитический ресурс "UFOlats" - 2012 . - Режим доступа к ресурсу: http://www.ufo.lv/rus/articles/author/2012/751782
6. Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980. - 406 с.
УДК 7217..72.03
ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБЪЕКТОВ АРХИТЕКТУРЫ С ТРАНСПОРТНЫМИ ПУТЯМИ
Пчельников В.Н., Сухотина А.А.
В статье приведена историческая справка о развитии дорог, возникновении синтеза дорог и архитектурных объектов. Рассмотрены исторические памятники. Даны примеры современного проектирования и строительства зданий и сооружений над наиболее напряженными участками транспортно-пешеходных узлов в городской среде за рубежом. Приведены примеры отечественных проектных предложений интеграции зданий и дорог. Сделаны выводы, характеризующие накопленный опыт в русле проводимого исследования. Ключевые слова: дорога, архитектура, синтез
Введение
В толковом словаре даются следующие определения слову «дорога» [10]:
- полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения;
- место, по которому надо пройти или проехать, путь следования;
- путешествие; пребывание в пути;
- образ действий, направление деятельности.
Все смысловые нагрузки понятия «дорога» ежедневно переживаемы практически любым человеком. Мы оставляем часть нашей жизни, находясь в дороге, и значение дорог в нашей жизни столько же велико, сколь и незаметно с первого взгляда. Какова же история дорог, как человек стремился расширить функциональное наполнение путей
следования и каков опыт проектирования архитектурных объектов, совмещенных с дорожным пространством?
Идея строительства над транспортными сетями органична и имеет свою историю. Проекты надпутевого строительства на протяжении последних лет успешно реализовывались в Берлине, Гонконге, Нью-Йорке. Эта тема актуальна для крупных и крупнейших городов в связи со значительным распространением исследуемого явления, и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию проектных предложений в рассматриваемой области. Продолжающаяся активная автомобилизация, рост дорожного строительства в растущих городах сопровождается мощными отрицательными процессами: гибелью большого количества людей при автомобильных авариях, загрязнением окружающей среды и связанными с этим изменениями условий жизнедеятельности человека, а также неминуемом ограничении вариантности градостроительных решений в силу приоритета, отдаваемого удобству машин за счет удобства горожан и их пешеходного передвижения. Строительство и эксплуатация автомобильных дорог без учета эстетических и экологических факторов вызывали и вызывают внутренние и внешние изменения в ландшафте, производящие к дальнейшим неконтролируемым разрушительным процессам в природе и в духовном состоянии человека.
Анализ публикаций
Существующие литературные источники, упоминающие о взаимосвязи дорог и сооружений, а также сохранившиеся памятники архитектуры [7] раскрывают стремление человека в определенных условиях наполнить транспортно-пешеходные связи более широкими функциями.
Цель и постановка задач
Цель статьи - сделать обзор исторического опыта интегрирования зданий и сооружений в пространство, отводимое под дороги.
Задачи:
- проследить историческое развитие дорог и придорожных зданий и сооружений;
- рассмотреть современный мировой опыт проектирования взаимосвязи дорог и архитектурных объектов.
Результаты и их анализ
История возникновения и развития дорог
Издавна люди стремились придать дорогам эстетические качества и сделать путешествия по ним безопасными, неутомимыми и даже приятными.
Первые сведения о дорогах история датирует IV тысячелетием до нашей эры. Одна из них - дорога возле города Ур, который является одним из первых городов шумерской эпохи. Развитие дорог было изначально обусловлено военными целями. Первые дорожные сети появились в Ассирии, затем в Персии, а на рубеже эпох самая большая сеть дорожных путей возникла в Древнем Риме. Вдоль нее устанавливались каменные столбы, на которых указывалось расстояние до ближайшей деревни, города или станции, где можно было отдохнуть, покормить или сменить лошадей, пополнить продовольственные запасы. В начале нашего времени дорожная сеть была уже хорошо развита, появляются первые трансконтинентальные пути. Один из них - Великий шелковый путь, соединяющий Средиземноморье и Восточную Азию (рис.1).
Одна из самых известных дорог Древней Греции - Дорога процессий - соединяла в Древнем Вавилоне храм Эсагилу и ворота Иштар. Сакральные дороги характерны присутствием вдоль них различных архитектурно-художественных объектов: ворот, стел, обелисков, скульптурных изображений, декоративных стенок.
Королевские дороги. В Древнем Риме была построена крупнейшая в мире сеть дорог. Вдоль дорог сооружались храмы. Также возле дорог императорами и состоятельными гражданами сооружались памятники, прославлявшие императоров, военачальников, победы римских войск.
Рис. 1. Великий шелковый путь. Карта
Аппиева дорога. Аппиева дорога была одной из первых самых главных дорог в Древнем Риме. Вдоль пути следования строились памятники, гробницы, башни.
Рис. 2. Исторические примеры дорог и интеграции зданий и сооружений в них [4, 5,7]
Эгнатиева дорога. Римляне строили прямые дороги, поэтому болота засыпались грунтом, а в горах делались тоннели. Дорогу строили на возвышении 50 см от грунта и покатой формы. По бокам от нее находились дренажные каналы, благодаря чему вода не могла размывать основание.
Риджуэйская дорога. На пути Риджуэйа много исторических памятников и памятников архитектуры различных веков, начиная от неолита. Также крепости бронзового и железного веков.
Дорога к Мачу-Пикчу. На протяжении всех дорожных путей инков строились постоялые дворы, в которых можно было отдохнуть. Находились они на абсолютно равном друг от друга расстоянии. Километраж на дорогах указывали межевые столбы, называемые топо.
Московское шоссе. На дорогах устанавливались верстовые столбы и станции, где путешественники могли остановится на ночлег, поменять лошадей и пополнить продовольственные запасы.
Мост Понте Веккьо, Флоренция, Италия. Понте Веккьо всегда был местом активной торговли: раньше его занимали мясные лавки. Верхняя часть моста — коридор Вазари — была построена персонально для герцога Козимо I, чтобы он мог перейти с одного берега на другой, минуя торговые ряды.
Мост Кремербрюке, Эрфурт, Германия. Каменный мост через один из рукавов Геры был возведен в 1325 году и являлся частью «царского» торгового пути.
Мост торговцев, Нарбонна, Франция. Шестиарочный мост над Одой был построен римлянами во II веке, однако затем река изменила русло. В 1686-1776 годах по пересохшему руслу проложили канал де ла Робен.
Мост Палтни, Бат, Великобритания. Пересекающий реку Эйвон мост построен в 1769-1773. В настоящее время на Палтни организованы пешеходная зона и автомобильное движение.
Замок Шенонсо, Франция. История замка берет начало в 1200-х годах, однако расцвет пришелся на то время, когда его хозяйкой была Екатерина Медичи. При ней в 1580 году на каменном мосту через реку Шер построили двухэтажную галерею, где проводились пышные балы.
Мост Дождя и Ветра. Мост построен в 1912 году. Сооружение возведено без применения гвоздей: на пяти каменных опорах уложены бревенчатые настилы. Мост соединяет две густонаселенные деревушки и служит зоной торговли и отдыха [8].
Мировой и отечественный опыт
Дом над дорогой. На севере Манхеттена находится один из самых спорных жилых комплексов Нью-Йорка под названием «Бридж-апартментс». Он находится прямо над скоростной магистралью Трансманхеттен-экспрессуэй - одной из самых загруженных транспортом дорог не только в США, но и в мире. Это было одной из первых попыток в США использовать пространство над магистралью. На небольшом участке над дорогой был возведен новый автобусный вокзал и жилой комплекс, состоящий из четырех 32-этажных зданий. На нижних этажах обустроены прачечные и подсобные помещения. Рядом станция метро. Внизу многоуровневая парковка для жильцов. К комплексу примыкает автобусный вокзал, построенный в 1963 году, он имеет оригинальную конструкцию и специальную систему вентиляции.
Спортивный центр RELAXX. Einsteinova Road - одна из наиболее оживленных улиц Братиславы, расположена не очень удачно. Финальный образ здания - это результат экспериментов в проектировании коммерческой архитектуры. Это результат сравнения угловатого замкнутого автомобильного кольца и старой железной дороги, с которой открывается панорама на реку Danube.
Жилой комплекс Urban Alloy. Жилой комплекс Urban Alloy (2014г.) поднимется в воздух над городскими магистралями. С каждым днем в мегаполисах всего мира все острее ощущается недостаток свободной территории. Для решения этой проблемы
архитекторы предложили использовать незадействованные «воздушные» пространства над транспортными перекрестками и ж/д линиями. Пожалуй, ключевым моментом возведения Urban Alloy стала идея проживания в непосредственной близости от транспортных развязок, что позволит значительно сэкономить время на передвижение к магистралям. Это своеобразный мост из железа и стали над эстакадами из бетона (рис.3).
"Kp-i ик-шартментс"
Псигекпдщш ai'BftCH ¡^ируге
ЖшпЙ mu инее I !■ i ;in Л -nv
I |рчи;к г I Inhiiablc Uritl^je
AppJe Sloii ниц ачрйгой » 1'ошпигге
Стрттиы^ iremp KliJ ЛХ^
ripoiKi Lrtiog Bridge н i "ииСч1 pre, Гграмния
<jjk' Tuwri Building
.|j4hmtt ргкпи;-румгчи «истл и 1Чдако-д11-Калайрлн, i [til:in
Рис. 3. Мировой архитектурный опыт интеграции зданий и дорог [1, 2, 3, 8]
Проект реконструкции моста в Реджо-ди-Калабрия, Италия. Опоры столбов представляют «вертикальные деревни», соответствующие последним экологическим стандартам.
Проект Living Bridge в Гамбурге, Германия. Сооружение длиной 700 метров, перекинутое через разветвленный участок Эльбы, должно значительно улучшить транспортную ситуацию в районе и стать новым центром притяжения. Нижний уровень отведен под автомагистраль, второй -под 16 жилых корпусов, между которыми будет озелененная прогулочная зона с кафе и бутиками.
Проект Habitable Bridge. Мост представляет собой многофункциональный культурно-просветительский комплекс с музеем, аудиториями, медиатекой, библиотекой, выставочными залами, ресторанами и другими социально ориентированными объектами.
Gate Tower Building. Gate Tower Building - 16ти-этажное офисное здание в Фукусима-ку, Осака, примечательное тем, что прямо сквозь него проходит шоссе. Дорога проходит прямо через здание, занимая пространство с 5-го по 7-й этажи включительно. Шоссе и здание нигде не соприкасаются, в этом смысле шоссе больше напоминает мост, проложенный сквозь брешь в доме, со своими собственными опорами. Также стены тоннеля, в котором проходит шоссе, имеют необходимый уровень звукоизоляции. Здание стали возводить после постройки трассы. Автобан сдан в эксплуатацию в 1983 году, а небоскрёб в 1992 году.
Apple Store висит над дорогой в Гонконге, где Gloucester Road - главная автострада на острове Гонконг. Таких переходов здесь очень много и все они оборудованы лифтами и эскалаторами. Человек в инвалидном кресле без труда сможет пересечь автостраду без помощи посторонних.
Отечественный проектный опыт в области интеграции архитектурных объектов в область дорог представлен проектом «Галактика» в Москве. В нем проектируются гостиница, магазины и перехватывающая парковка. Другая идея - строить парковки над столичными шоссе. Авторы идеи считают, что территория рядом с проезжей частью и над ней никакого полезного потенциала для горожан не имеет. Ведь она не только загрязнена, но и недоступна для москвичей. Зато придорожная зона и сам воздух над трассой - это огромное пространство, которое можно задействовать для организации парковок.
Рис. 4. Отечественный архитектурный опыт интеграции зданий и дорог [6]
Проект предполагает установку модульных надземных конструкций над дорожным полотном, куда можно ставить автомобили. Также известны проекты в виде транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Такие узлы позволяют пассажирам в комфортных условиях пересаживаться с одного вида транспорта на другой, не испытывая затруднений при поиске нужных маршрутов и не страдая от погодных условий. Там же могут располагаться перехватывающие парковки, магазины, офисы, рестораны.
Проект многофункционального центра в Екатеринбурге, Россия. Полукилометровый мост, соединяющий берега Сибирского гранитного карьера с комплексом Уральского федерального университета. В сферических конструкциях предложено разместить аудитории, лекционные залы, интернет-кафе, выставки, спорткомплексы и жилые помещения для студентов и преподавателей (рис.4).
Выводы
На основании проведенного анализа исторического развития синтеза архитектуры и транспортных путей можно сделать следующие выводы:
- за всю историю строительства дорог люди стремились привнести в наиболее ответственные участки дополнительные функции. Как правило, военного назначения, культового или общественного содержания;
- с развитием городов тенденция полифункциональности на участках прохождения транспортных путей возрастает в силу стремления использовать выгодное положение городских земель;
- на современном этапе градостроительства проектировщики все чаще рассматривают общественную функцию равнозначной основной (коммуникативной) на ответственных участках городских транспортно-пешеходных связей. Предлагаются различные варианты архитектурно-пространственного освоения дорог.
Список источников
1. Гонконг: вид сверху [Электронный ресурс] - Режим доступу к ресурсу: http://www.geo.ru/photo/gallery/gonkong-vid-sverkhu?page=9
2. Гонконг [Электронный ресурс] - Режим доступу к ресурсу: http ://l oveopium. ru/aziya/ gonkong .html
3. Дом над дорогой [Электронный ресурс] - Режим доступу к ресурсу: http://samsebeskazal.livejournal.com/205322.html
4. Дороги [Электронный ресурс] - Режим доступу к ресурсу: http://www.letopis.info/themes/roads/
5. Жилой комплекс Urban Alloy поднимется в воздух над городскими магистралями [Электронный ресурс] - Режим доступу к ресурсу: http://www.novate.ru/blogs/290414/26165/
6. Московские архитекторы предлагают строить парковки над дорогами [Электронный ресурс] - Режим доступу к ресурсу: http://realty.rbc.ru/articles/21/11/2013/562949989677692.shtml
7. Самые красивые дома-мосты мира [Электронный ресурс] - Режим доступу к ресурсу: http://nnm.me/blogs/thread1/samye-krasivye-doma-mosty-mira/#cut
8. Gate Tower Building [Электронный ресурс] - Режим доступу к ресурсу: http://en.wikipedia.org/wiki/Gate_Tower_Building
9. RELAXX sport and leisure center [Электронный ресурс] - Режим доступу к ресурсу: http://www.archdaily.com/11405/relaxx-sport-and-leisure-center-ak2/
10. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] - Режим доступу к ресурсу: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-7462.htm