Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКAЯ ЗНАЧИМОСТЬ МУЗЫКИ И ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА'

ИСТОРИЧЕСКAЯ ЗНАЧИМОСТЬ МУЗЫКИ И ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
“Авесто” / история музыки / музыкальная культура / музыканты и композиторы во времена правления Темуридов / Восточная литература / общеобразовательная школа / уроки музыки / музыкальная наука / песенное исполнение / ученик. / “Avesto” / music history / musical culture / musicians and composers during the reign of the Temurids / oriental literature / comprehensive school / musical culture lessons / musical science / performance of the song / student.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Бурхонова Г. У.

В статье описывается воспитательное значение сочетания музыки и песенного текста, его краткая история. Рассказывается об эстетическом воспитании учащихся через содержание музыкальных произведений, преподаваемых на уроках музыки в общеобразовательных школах, на основе чего вносены предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL SIGNIFICANCE OF MUSIC AND POETIC TEXT

The article describes the educational value of the combination of music and song lyrics, its brief history. Talks about the aesthetic education of students through the content of musical works taught in the lessons of musical culture in secondary schools, on the basis of which proposals are made.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКAЯ ЗНАЧИМОСТЬ МУЗЫКИ И ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА»

Бурхонова Г.У. Hзависимый научный сотрудник кафедра музыкального образования Узбекско-финский педагогический институт

ИСТОРИЧЕСКИ ЗНАЧИМОСТЬ МУЗЫКИ И ПОЭТИЧЕСКОГО

ТЕКСТА

Аннотация. В статье описывается воспитательное значение сочетания музыки и песенного текста, его краткая история. Рассказывается об эстетическом воспитании учащихся через содержание музыкальных произведений, преподаваемых на уроках музыки в общеобразовательных школах, на основе чего вносены предложения.

Ключевые слова: "Авесто ", история музыки, музыкальная культура, музыканты и композиторы во времена правления Темуридов, Восточная литература, общеобразовательная школа, уроки музыки, музыкальная наука, песенное исполнение, ученик.

Burkhonova G.U.

Independent researcher Department of Music Education Uzbek-Finnish Pedagogical Institute

HISTORICAL SIGNIFICANCE OF MUSIC AND POETIC TEXT

Abstract. The article describes the educational value of the combination of music and song lyrics, its brief history. Talks about the aesthetic education of students through the content of musical works taught in the lessons of musical culture in secondary schools, on the basis of which proposals are made.

Keywords: "Avesto", music history, musical culture, musicians and composers during the reign of the Temurids, oriental literature, comprehensive school, musical culture lessons, musical science, performance of the song, student.

С тех пор, как человеческий разум начал формироваться, сформировалось чувство стремления к прекрасному, и люди выражали свои чувства и эмоции через песни на сезонных церемониях. Особенно это касается древних песен Рамазана и Навруза. На самом деле, песни настолько красивы, что заставляют людей удивляться. Самые ранние письменные сведения о песне содержатся в Авесте, священной книге зороастрийцев. В книге рассказывается о том, как они поклонялись огню и пели об этом древние обрядовые песни.

Появление песни, в связи с потребностями, связанными с ее исполнением, постепенно привело к созданию различных музыкальных инструментов. Вот названия старинных музыкальных инструментов, таких как сетор, рубоб, най, дапп, дойра, способ их исполнения напрямую связан со звуками музыки на мероприятиях праздника «Навруз», различных играх, состязаниях по стрельбе из лука. что такие обряды получили широкое распространение у народов Памира. Позднее, по мере формирования человеческого мышления, стали открываться способы исполнения песен из поэтических текстов в мелодической гармонии.

С многовековым опытом в области музыки и пения началась работа известных музыковедов, и в центральных городах стали появляться первые образцы специальных школ. Именно здесь Самарканд, крупный центр просвещения, упоминается в некоторых источниках как город музыки и хафизов. Помимо освоения различных областей науки, большое внимание они также уделяли популяризации науки о музыке, придающей красоту и изящество человеческой психике.

Хорошо известно, что музыкальная наука напрямую связана с направлением аруз, широко изучаемой на Востоке, и с классической поэзией, созданной на этом же направление. Это означает, что только те, кто осознает гармонию музыки и художественной поэзии, способны создавать уникальные произведения искусства и уделяют особое внимание тому, чтобы радовать публику. Конечно, в выполнении этой славной задачи сотрудничество музыковедов, поэтов, певцов, их многовековой опыт неразрывно связано с методами, изобретаемыми каждым занимающим с творчиством. Основа этого сотрудничества - трудолюбие, острое мышление, крепкая память, высокая духовность.

Когда мы смотрим на историю музыки, мы видим, что ее корни уходят в средневековье. В 1Х-Х веках наука о музыке развивалась непосредственно совместно с учеными-энциклопедистами Абу Насром аль-Фараби, Абу Райханом Беруни, Ибн Синой.

С источников нам известно, что в период правления Темуридов, наряду с поэтами, жившими и творившими в Самарканде, в ХУ1-ХУ11 веках работали известные музыканты, композиторы, музыковеды и певцы. Амир Али Акбар Самарканди, Бакой Мавлана, хирург Баки, врач, поэт, музыковед, Дарвеш Ахмад Кануни, Дарвеш Бузголи Самарканди, Кавкаби Мавлана Ходжа Мухаммад бин Абулхасан Самарканди. Среди них Кохи Мавлоно Касим Самарканди, Мутриби Самарканди Пирмухаммад Кулол, Риязи Самарканди, Сафаи Самарканди Устад Толаки нои Самарканди.

Некоторые из названных музыкантов являются профессионалами, а другие - музыкаведы, композиторами, музыкантами и авторами песен. В основном они демонстрировали свое мастерство в домашнем гостеприимстве, среди студентов медресе, являющихся поклонниками.

Особенно в помещениях медресе, считающихся важными учебными заведениями, происходили духовные консультации в гармонии музыки и песни, а также в интересных беседах о поэзии, их художественном анализе. Поэтому в своих энциклопедических трудах различных наук они научно обосновывали свои взгляды на созданные в их время музыкальные инструменты, свои способы исполнения и создания песен. Конечно, методы, изобретенные музыковедами, поэтами и исполнителями, сыграли важную роль в выполнении этих славных задач. Этот процесс совершенствовал и улучшулся на протяжении веков. Однако для интерпретации образцов музыки и восточной литературы глубокое понимание сути текста требует от заявителя острого ума, памяти, связанной с долговременной памятью, высокого уровня духовности.

В данное время музыка является одним из основных предметов школьной программы. В частности, на уроках музыки в 5-7 классах народные песни, песни из былин, макомы, классическая музыка, восточные песни, эстрадная музыка, а также произведения, связанные с современной оперой и тексты других песен.

Безусловно, основная цель уроков музыки - научить учащихся чувствовать эстетический вкус и красоту через познание музыки. В то же время музыку, воздействующую на психику школьника, можно сравнить с изящным зеркалом, отражающим уровень ранних жизненных размышлений, представлений, мыслей и переживаний.

Если ученик слушает разговоры о музыке в семье, играет на музыкальном инструменте или поет песню, то ведущие проявляют не только изобретательность, но и высокий эстетический вкус. Когда речь идет об эстетическом вкусе, связанном с песенным исполнением, то он также неразрывно связан с полем художественного вкуса, то есть с полем поэтической изысканности.

Самое главное, что эстетический вкус школьников с раннего возраста перерастает в чувство красоты и радости жизни. Возьмем, к примеру, учеников, которые растут в сельской местности. Музыкального класса в их школе почти нет. По возможности они смотрят музыку и песни по телевизору. Отчасти это может быть связано с тем, что у них формируется художественный эстетический вкус.

Однако красоту природы, пение птиц и журчание рек они чувствуют своим нежным сердцем. Мы считаем их людьми с эстетическим вкусом, потому что они знают красоту раннего утра. Они чувствуют эту природную красоту ушами, глазами и сердцем своих чувств.

Это означает, что представление о высших формах красоты не ограничивается наслаждением художественными формами. Самое главное, что оно проявляется в форме, соответствующей той действительности, которая их окружает, важной. Одним словом, как представителя определенного социального состояния, в его духе и мировоззрении сильно

влияние времени и среды, в которой он живет. Одним из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день является разработка и внедрение прямых альтернативных методов обучения с целью максимально широкого распространения этого вопроса в любой части страны.

Ведь музыкальное искусство тесно связано с культурной жизнью, духовностью каждого человека, гуманизация музыкального образования -чрезвычайно важный процесс, который невозможно осуществить только посредством занятий музыкой. Преподавание музыки направлено не на то, чтобы сделать учащихся музыковедами и композиторами, а на то, чтобы воспитать их как можно более духовно, эмоционально чувствительных личностей.

Самое главное, одной из важнейших и необходимых задач учителя музыки является повышение интереса учащихся к музыкальному образованию, приобщение их к волшебному миру музыки, песни, воспитание духовной зрелости. Из-за ограниченного количества часов в школьной программе нет возможности донести до учащихся музыкальные понятия. Единственный выход - заниматься самостоятельно, играть на музыкальных инструментах, петь песни. Для этого учитель должен составить строгий план самостоятельной учебы и должен преданно заниматься.

Ведь наша молодежь, чей эстетический вкус формируется музыкальной наукой, может украсить золотой замок будущего красотой изящества только в том случае, если она нравственно чиста и духовно зрела.

Использованные источники:

1. Т.Е.Соломонова История узбекской музыки Т.Педагог 1981г.

2. И.Раджаби Основы статуса Т.1969

3. Хамидов Х. «Авесто файзлари» Т. Учитель 1998 г.

4.О.Мадаев Т.Собитова Народное устное поэтическое творчество Т.Шарк 2001, стр.152

5. Самарканд город ученых и поэтов, Самарканд 1967 г.

6. История узбекской литературы

7. А. Джабборов Образ жизни и культура узбеков Т. Гулом 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.